С 1774 г. Г. служил в Конторе домов и садов и руководил скульптурными работами в С.-Петербурге и пригородных дворцовых садах, в частности изготовлением и установкой памятников Петру I («Медный всадник», скульптор Э. М. Фальконе; 1778-1782), для к-рого он вылепил змею под ногами коня, служащую опорой для статуи, и А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский). Для постамента последнего памятника (архит. А. Н. Воронихин ) Г. исполнил барельеф с фигурами Славы и Мира. Г. участвовал в проектировании монумента Полтавской битвы в Полтаве, был одним из организаторов литейной лаборатории в АХ. С 1776 г. вместе с литейщиками В. Екимовым и В. Можаловым выполнил большое количество восковых моделей античных статуй, по к-рым были сделаны бронзовые отливки для пригородных дворцов и парков. Вершина творчества Г.- барельефы из пудостского камня на сев. фасаде Казанского собора в С.-Петербурге (1804-1807). Из списка сюжетов, определенных архит. собора Воронихиным в 1803 г., Г. принял к исполнению 4. «Благовещение» и «Бегство в Египет» выполнены в окт. 1804 - апр. 1806 г. «Поклонение пастырей» и «Поклонение волхвов», исполненное вместо ранее предполагавшегося «Собора Богородицы», созданы в 1806 - сер. 1807 г. Иконография барельефов каноническая, в художественном решении преобладает стилистика раннего классицизма. Произведения отличаются единством с архитектурой здания и строго выверенной композицией. В 80-90-х гг. XVIII в. Г. жил в собственном доме на 3-й линии Васильевского о-ва, 12 (в наст. время перестроен). Погребен на Смоленском правосл. кладбище; захоронение пострадало вслед. наводнения 1824 г. и было восстановлено с надгробием в виде рустованной известняковой колонны; утрачено после 1917 г. Лит.: Ромм А. Г. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. М.; Л., 1948; Рогачевский В. М. Ф. Г. Гордеев, 1744-1810. Л.; М., 1960 [Библиогр.]; Нетунахина Г. Д. Памятники XVIII в. и 1-й пол. XIX в.// Ермонская В. В. , Нетунахина Г. Д. , Попова Т. Ф. Рус. мемориальная скульптура. М., 1978. С. 69-70; Кириллов В. В. Скульптура//Очерки рус. культуры XVIII в. М., 1990. Ч. 4. С. 70-110; Эрнст С. Р. Гордеев//РБС. Т.: «Гоголь-Гюнэ». М., 1999. С. 334-335; Художники народов СССР: Биобиблиогр. слов. СПб., 2002. Т. 3. С. 117-118; Рязанцев И. В. Скульптура в России, XVIII - нач. XIX в. М., 2003. С. 269-271, 278; Художественное надгробие в собр. Гос. музея гор. скульптуры: Науч. кат. СПб., 2004. Т. 1. С. 47-48; Берташ А. , диак. , Талалай М. Г. Библейские сюжеты в камне и бронзе: Петербургское гор. убранство. СПб., 2005.

http://pravenc.ru/text/166191.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич (1744, Сарское Село, ныне г. Пушкин - 23.01.1810, С.-Петербург), скульптор, мастер монументально-декоративной пластики. Из семьи придворного служителя (скотника), занимал должность писаря Царскосельского вотчинного управления. В 1759-1767 гг. учился в АХ сначала по классу живописи, затем в скульптурном классе члена АХ в Париже акад. Н. Ф. Жилле. Вместе с Ф. И. Шубиным Г. принадлежал к старшему поколению скульпторов - учеников АХ. Удостоен медалей в 1763 и 1765 гг.- малых серебряных за рисунок и лепку с натуры, в 1766 г.- малой золотой за рельеф «Убиение Олегом Аскольда и Дира» (не сохр.), в 1767 г.- малой золотой за рельеф «Мирное утверждение между российским князем Олегом и греческими царями Львом и Александром пред стенами константинопольскими» и аттестата 1-й степени на звание классного художника. Один из первых пенсионеров АХ в Париже (1767 - авг. 1769), где учился у Ж. Б. Лемуана, мастера скульптуры в стиле рококо, с 1768 г. ректора и директора Королевской академии живописи и скульптуры. Под рук. Лемуана Г. исполнил барельефы «Жены-мироносицы и ангел», «Диоген в бочке перед Александром Македонским». Интерес к динамичной, контрастной барочной пластике проявился в скульптурной группе «Прометей» (бронза, 1769, Московский музей-усадьба «Останкино», ГТГ, ГРМ), за к-рую по возвращении в Россию Г. получил звание «назначенный». Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. Ф. Г. Гордеев. «Поклонение волхвов». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. В 1769-1772 гг. Г. жил в Риме, посещал Геркуланум и Помпею. С 1773 г. преподаватель в скульптурном классе АХ, с 1777 г. его руководитель после отъезда Жилле на родину. 17 окт. 1776 г. удостоен звания академика за рельеф «Меркурий отдает новорожденного Бахуса нимфам на воспитание» (не сохр.), с 13 авг. 1779 г. адъюнкт-профессор, с 25 янв. 1780 г. член академического совета, с 1782 г. первый рус. профессор скульптуры, с 1794 г. адъюнкт-ректор, в 1795-1797 гг. исполняющий обязанности директора АХ, с 1802 г. ректор скульптуры. По выражению Шубина, Г.- «главный надзиратель, свидетель над другими скульпторами», его учениками были рус. ваятели И. П. Прокофьев, П. П. Соколов и др.

http://pravenc.ru/text/166191.html

Протоиерей Всеволод Чаплин назвал «чудовищным кощунством» попытку торговли мощами через Интернет 6 февраля 2007 г. 12:59 Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин назвал попытку продажи мощей, предпринятую на днях в Петербурге, осквернением православной святыни. «Продажа мощей — это чудовищное кощунство. Тому, кто ее осуществляет, должно быть стыдно. Но даже если эти останки не являются святыми мощами, то и в этом случае происходит надругательство над прахом человека», — сказал отец Всеволод «Интерфаксу». По словам священника, информация о выставлении на интернет-аукционе в качестве одного из лотов человеческих останков, которые, возможно, являются святыми мощами, поступила в Московский Патриархат от православных пользователей сети. «Проверив, что по указанному телефону действительно предлагают купить мощи, мы решили сделать этот факт достоянием гласности», — сообщил представитель Русской Церкви. Общество, полагает отец Всеволод, «имеет право знать, как эти останки попали к продавцам». Если речь, по его словам, действительно идет о мощах, то, скорее всего, они были изъяты из храма большевиками, или же их вынесли верующие, чтобы сохранить от осквернения. «Но теперь они вновь подвергаются осквернению», — подчеркнул отец Всеволод. По его словам, «такие вещи происходят на Западе, однако в России мы с этим сталкиваемся впервые». «В любом случае человек пытается продать то, чем он, с точки зрения христианской и простой человеческой морали, распоряжаться никак не может. Может ли с точки зрения формального права, буквы закона — пусть выясняют те, кому положено его блюсти», — отметил отец Всеволод. Как уже сообщалось, на одном из российских сайтов, посвященных антиквариату, было размещено объявление следующего содержания: «Вниманию ценителей русской старины предлагаются останки православного святого (череп в хорошей сохранности, плечевая кость), попавшие в частные руки из Казанского собора Санкт-Петербурга в двадцатые годы XX века». В объявлении было также указано, что на черепе святого имеется дореволюционная надпись, содержащая его имя, год поступления в хранилище Казанского собора (1899) и инвентарный номер. Владелец мощей, назвавший себя Борисом Георгиевым, указал номер своего телефона и адрес электронной почты. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/192840.htm...

Вот они: 1) попечительство вынимало большие суммы (4,889 р. 5,791 р.) из опекунского совета и раздавало, прежде нежели получало на это разрешение высшего епархиального начальства; 2) в доме попечительства, в Большой Морской, все квартиры отдавались без публикаций и торгов, а некоторые и без контрактов, без разрешения на то епархиального начальства; 3) в расходе значатся деньги, выданные за исправление квартир у таких жильцов, которые, по условию заключенных с ними контрактов, обязаны были исправлять квартиры на свой счет; 4) не записаны в недоимочный реестр причитающиеся с протоиерея казанского собора А. Райковского проценты на сумму 447 р., собранную им из церковных кружек его благочиния в пользу попечительства и три года не представленную в попечительство (с 1853–1857); 5) полученные с трех жильцов за квартиры деньги, в количестве 437 р., не показаны в приходорасходной книге попечительства, и неизвестно куда девались, между тем как по документам видно, что они приняты казначеем попечительства. Все эти замечания сопровождались со стороны ревизовавших указаниями на документы и книги, на основании которых были сделаны. Вот по этим-то замечаниям и определено было консисторией ни в какое суждение, в отношении к попечительству, не входить. Что попечительству были сделаны именно указанные мною замечания, в этом может удостоверить производивший вместе со мною ревизию попечительства за 1857 год священник Казанского собора, о. Михаил Морошкин. О второй ревизии попечительства, произведенной мною вместе с священником Входоиерусалимской церкви, о. Арсением Двукраевым, попечительство так говорит в ответе своем на мою речь: „За ревизию в 1860 году членам ревизионного комитета, из которых о. Никольский был первым, сделано даже замечание за неосновательную притязательность и несоблюдение приличной скромности, и поставлено ему в обязанность строго руководствоваться правилами, для подобных комитетов существующими . Так вот какие были ревизии, на которые, в подтверждение своих обвинений на попечительство, указывает о.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1077 Указ этот содержит в себе подробное перечисление всех натуральных ружных дач. См. П. С. 3. XXII, 16448. 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1087 П. С. 3. XVI: инстр. землемерам 12570, межев. канцеляриям и конторам 12569 и наставл. землемерам межев. эксп. Сената 12711. Св. Зак. т. X. ч. III. 1090 Там же п. 90–91. 12569 гл. X, п. 10– 11. 13. В 1808 г. велено отдавать их церквам, к которым приписывались приходы после упраздненных церквей. XXX, 23122. 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1094 Указ 2 июля 1767 г. П. С. 3. XVIII, 12925. Главные положения его приняты и в Своде Зак. т. X. ч. III, ст. 461. 462. 467. 470. 479. 481. 486 и 487. 1 О священниках из рабов см. в грамоте патр. Германа 1228 г. (Истор. русск. церкви Макар. 3, примеч. 370) и в правилах собора 1274 г. (Р. достопам, I, стр. 107. 110–111). Крестьяне посвящались и в конце XVII в., иногда по просьбе крепостного владельца, который в таком случае писал к архиерею, чтобы этот пожаловал – посвятил ему в попы такого-то его крестьянишка, напр. Кондрашку Федорова, Вологод. епарх. ведом. 1866 г. 17. стр. 670). 1116 В московской губернии земель не получили 162 помещичьих церкви, в ярославской 85, в тульской столько же, в тверской 25, костромской 69, нижегородской 62, в новогородской и смоленской по 55, во владимирской 51, рязанской 45, калужской 38, тамбовской 37, курской то же, орловской 33, вологодской 32, могилевской 28, псковской 21, пензенской 17, петербургской 14, воронежской, слободоукраинской, полоцкой по 5 в каждой, казанской 4, олонецкой 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

д) Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, от 28 марта за 472, с уведомлением о получении возвращенной Советом Академии рукописи Лаврской библиотеки под 199. е) Г. Председателя Казанского Окружного Суда, от 14 марта за 502, с уведомлением о получении дела Казанского Окружного Суда, возвращенного Советом Академии (в пяти посылках) при отношении от 3 марта за 101. ж) Г. Председателя Ташкентского Окружного Суда, от 16 марта за 13306, с уведомлением о получении возвращенных Советом Академии дел бывшего Сыр-Дарьинского Областного Суда: 1) о крестьянине Петре Воспитанникове, со следственным производством в I томе, и 2) о крестьянине Уаре Ермоленко, со следственным производством в I томе, и вещественных к означенным делам доказательств в 2-х пакетах. з) Канцелярии С.-Петербургской Духовной Академии, от 1 марта за 206, с уведомлением о получении возвращенного Советом Академии журнала «Theologische Revue» за 1905 год. i) Г. Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев, от 1 и 14 марта за 289 и 357, с препро- —134— вождением нескольких книг, которые и возвращены уже в Музеи при отношениях Совета Академии от 3 и 5 апреля за 215 и 221. и) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 6 марта за 605, с уведомлением о получении возвращенной Советом Академии рукописи Московской Синодальной Библиотеки под 333–218 («Устав») и препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий и. д. доцента Академии В.П. Виноградова , рукописи той же библиотеки под 330 («Устав Патриарха Алексия»). к) Управления Императорской Публичной Библиотеки, от 28 февраля, 7 и 9 марта за 387, 456 и 484, с препровождением книг: 1) Theologische Studien. Theodor Zahn. Leipzig. 1908 (для занятий и. д. доцента В.А. Троицкого); 1) Ad. Wagner. Lehr und Handbuch der politischen Oekonomie. 2) Brentano. Ethik und Volkswirtschaft in der Geschichte. 3) Weisengrun. Das Ende des Marxismus и 4) Braun. Archiv für- soziale Gesetzgebung und Statistik (для занятий ординарного профессора. М.М. Тареева ); 1) Gemma Magica или магический драгоценный камень. 2) Божественная и истинная метафизика – 3 тома. 3) Fr. Portal. Des couleurs symboliques dans l’antiquité, le moyen âge et les temps modernes и 4) P. Bungi Bergomatis, Humerorum mysteria (для занятий и. д. доцента священника П.А. Флоренского).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проект " Родословные детективы " представлен в Казанском соборе ноября 2017 Проект заместителя председателя общественного совета при Архивном комитете Санкт-Петербурга Даниила Петрова " Возвращение к семейным истокам, или Родословные детективы " был представлен 12 ноября в культурно-просветительском центре Казанского кафедрального собора . Автор рассказал о сборнике из трех аудиодисков, выпущенном радио " Град Петров " . Это цикл из пятидесяти передач о том, как восстановить семейную родословную. Сотрудница радио и соавтор проекта Марина Лобанова поблагодарила рассказала, что, прослушав передачи, многие воспользовались советами и рекомендациями Даниила Петрова, чтобы глубже изучить историю своей семьи, страны и Церкви. Так, слушательница Екатерина Чиркова узнала о новомученике протоиерее Михаиле Чельцове, ближайшем сподвижнике митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), который вместе с ним проходил по судебному делу 1922 года и был осужден на смерть. Она обнаружила в архиве документ, написанный сыном священника и проливающий свет на его кончину. Даниил Петров рассказал, что идея создать цикл передач о восстановлении родословной возникла в 2015 году в редакции радио. Проект автор приурочил к столетию Октябрьской революции , поскольку этим трагическим событиям мы обязаны изменением отношения к истории предков. При советской власти преследовали тех, чье происхождение было " неподходящим " - это явление, пояснил лектор, называется социальным геноцидом. Люди массово уничтожали архивы и семейные реликвии, боялись рассказывать о своих корнях, о своем прошлом. Поэтому сегодня большинство граждан знают о своих предках либо мало, либо вообще ничего. В передачах даются практические советы, как работать с архивами и родословными источниками, приводятся примеры, а также новейшие архивные данные. Автор проекта показал, как практически можно восстановить утраченную историю предков, поделился знанием законов, психологических и криминалистических приемов, которые при этом помогут. Участники встречи узнали о стандартных (устные и письменные воспоминания) и необычных (подслушанные разговоры и прочитанные письма) родословных источниках.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

52 Так уже в известном словаре Рихтера их насчитывается до 200 тысяч, и число это непрестанно растет. 53 Например, стоит лишь сопоставить «спиритическую» книжку Gibier «Analyse des choses», изданную в 1891 году, с уже указанным мною выше сочинением Фурнье Дальба 1911 года, чтобы оценить гигантский, сделанный с того времени шаг в представлении о частицах материи. 54 Замечу, кстати, что идеи, напоминающие излагаемые мною здесь можно рассмотреть через прямо чудовищную сумбурность мысли и слога у одного из любопытнейших мыслителей недавнего прошлого – Н. Ф. Федорова. См. книгу его «Философия общего дела», 1907, изд. В. А. Кожевникова , стр. 329–330, где встречается даже употребляемое мною здесь слово «сфрагида» в смысле очень близком к гипотезе св. Григория Нисского , и к тому, что говорится в моей статье. Вообще очень жаль, что чтение указанной книги Федорова представляет огромный труд, тогда как в ней рассеяно очень много интереснейших мыслей. 56 Примечание. Печатаемое составило предмет наших докладов с разными сокращениями: 6 Ноября 1911 г. на политическом рауте у Члена Государственной думы графа А. А. Бобринского в Петербурге, 10 Ноября в Петербургском Клубе Общественных Деятелей, 28 Ноября в общем собрании Московского Юридического Общества, 15 Декабря в Религиозно-философском обществе в Петербурге и 14 Декабря 1911 г. в Петербургском Юридическом Собрании. 69 Д-р. Георг Еллинек. Проф. Гейдельбергского Университета. Общее учение о государстве. Спб. 1903 г. стр. 214 и 216. 76 Собрание сочинений К. Д. Кавелина т. I, Спб. 1897 г. Взгляд на юридический быт древней России. стр. 15. 77 De influence du Christianisme sur le droit civil des Romains. – Par. M. Troplong, President du Senat, Membre de l” Institut. Partie I. Chap. V, стр. 168. 85 Правило 93 Карфагенского Собора. Деяние девяти поместных соборов. Издание Казанской академии. Казань. 1901 г. 86 Деяние Вселенских соборов т. III. Казань 1880 г. стр. 128, 130 Рассуждения Халкидонского Собора и чтение актов. Деяние I. 89 Послание епископа Афанасия к монахам, повсюду пребывающим, о том, что сделано арианами при Констанции. Творения ч. 2 стр. 129 и 160, изд. 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итог первого года дал в приходе 5,495 рублей, в том числе взносов от 88 членов 1.754 рубля и кружечного сбора 2,756 рублей. Может быть, нелишне упомянуть, что из кружки однажды вынут был кредитный билет сторублевого достоинства. Опыт первого года убедил общество, что в районе его деятельности число лиц, нуждающихся, по своему крайне бедному положению, в назначении денежного вспомоществования, было не особенно значительно, что нетрудно было объяснить дороговизной квартир в пределах прихода, занимающего лучшую часть столицы. За весь год в совет поступило лишь до тридцати просьб о вспомоществовании и израсходовано было на выдачу пособий 428 рублей. Поэтому общество, не видя постоянно перед собой протянутой руки бедняков с просьбой о подаянии, решило обратить свои силы к образованию и воспитанию бедных детей, что оно признало важнейшей своей обязанностью, и к дальнейшему устроению их в жизни. А во второй год общество проектировало учредить, по примеру других приходских благотворительных обществ, и богадельню для престарелых женщин. Расчеты общества, впрочем, оказались не вполне осуществимыми: во второй же год сумма выданных пособий возросла до тысячи рублей, а некоторое время спустя и еще увеличилась. С учреждением богадельни пришлось обождать не один год. Когда учреждена была богадельня, выдача пособий на руки сокращена была до совершенно незначительных размеров, но так как нужда в приходе не могла, конечно, быть устранена приемом в богадельню ограниченного числа старух, то обществу пришлось в конце концов вернуться и к оказанию помощи бедным в прежней форме – выдаче пособий, причем последнее найдено было более целесообразным выдавать натурой. Обратимся к подробностям. Воскресная школа общества, после короткого успеха, имела наименее счастливую судьбу. Во второй год число учащихся в ней возросло до 80 человек. Все они при обучении распределялись на три группы, соответственно своим познаниям, исключение делалось для закона Божия, который преподавался всем вместе, сначала всеми священниками собора, по очереди, а потом, с 1874 года, одним протоиереем А. Д. Колоколовым, после же его смерти, с 1878 года, протоиереем И. К. Цветковым. Второй год был временем наибольшего расцвета школы. В последующие годы, она, как и все другие воскресные школы в Петербурге в те годы, стала хиреть, число учащихся сократилось до 12 и доходило даже до 6 человек, наконец, в 1878 году была закрыта на летние месяцы, до зимнего времени, когда предполагалось привлечь большее число желающих учиться, да так и осталась закрытой. Снова она была открыта лишь в ноябре 1882 года, на зимние, впрочем, только месяцы. Но так как желающих учиться в школе никогда не собиралось более шести человек, а обыкновенно было два-три человека, а впоследствии и вовсе их не стало, то школа опять была закрыта в 1885 году, и уже если не навсегда, то, по крайней мере, до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1324 Магистр XXIV курса (вып. 1864 г.), в то время законоучитель Виленского Девичьего Института. Ректором Литовской (Виленской) духовной семинарии был сделан все-таки не он, а доцент Киевск. Духовн. Акад., архим. Августин Гуляницкий , автор учебника по Основному Богословию, † в сане епископа Екатеринославского в 1892 г. 1327 И.В., профессора С.-Петербургской Духовной Академии, защищавшего 27 сентября 1870 г. свою диссертацию на степень доктора Богословия «О древних символах православной церкви», † в 1878 г. 1328 В прежнее время отчеты ревизоров духовно-учебных заведений издавались отдельными книжками, иногда довольно толстыми, и рассылались по семинариям. В последнее время, после введения новейшего (20 апреля 1884 г.) академического устава, печатание ревизорских отчетов отдельными книжками прекратилось; вместо этого издаются циркуляры по духовно-учебному ведомству, где указываются, без поименования заведений, важнейшие недостатки и похвальные стороны, замеченные ревизорами в духовно-учебных заведениях. 1329 Новым уставом учреждены были в Академиях новые кафедры. К 9-му сентября 1870 г. в Московской Духовной Академии были четыре свободных кафедры: по Свящ. Писанию, по Основному Богословию, по древней церковной истории и по библейской истории. 1330 Такого преподавателя в Московской Духовной Академии никогда не было. Вероятно, здесь говорится о каком-либо кандидате на какую-нибудь из вакантных преподавательских кафедр в Академии. 1332 П.В., магистр XXI курса (вып. 1858 г.) Московской Духовной Академии, в то время чиновник канцелярии обер-прокурора Св. Синода, впоследствии начальник отделения канцелярии. 1333 Миссионерское отделение при Казанской Духовной Академии имеет свою историю. Еще в 1842 г. указом Св. Синода было постановлено преподавать в Академии, сверх общих предметов академического образования, еще предметы миссионерские, а в 1854 г., по мысли и настоянию преосвящ. Григория, изучение миссионерских предметов было выделено в особое миссионерское отделение. Так продолжалось до введения нового устава 1869 г., в котором не было упомянуто о существовании миссионерского отделения при Казанской Академии. Только вследствие усиленного ходатайства Академии и преосвящ. Антония, Св. Синод в 1870 г. допустил преподавание миссионерских предметов в Академии приватным образом. За то новейшим академическим уставом 1884 г. существование миссионерского отделения при Академии окончательно упрочено, и отделение разделено на два отдела – татарский и монгольский; а в 1889 г., по ходатайству преосвящ. Павла, при отделении открыты и миссионерские курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010