Малоярославец. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1708 году (1740-х гг.) на месте пришедшего в ветхость деревянного храма Георгиевского собора бригадиром А.П. Радищевым, который позже был похоронен в южном приделе. Величественный храм, выстроенный в смешанном стиле, имел одну главу со световым барабаном. В следующем веке на средства петербургского купца Г.П. Целибеева по проекту губернского архитектора А.Д. Скловского была расширена трапезная (1884) и выстроена новая трехъярусная колокольня (1855). Собор трехпрестольный: главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, южный - в честь великомученика Георгия Победоносца и северный - в честь мученика Иоанна Воина. Из икон особо почитались древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная угличским мещанином И.И. Бурениным в 1685 году. Приход собора был обширным - кроме городских улиц и железнодорожной станции в него входили окрестные селения: Радищево (Немцово), Верховье, Анисимово (Онисимовка), Терентьево и Чернолокня (Черная Локня). При нем с 1899 года действовало церковно-приходское попечительство, которое занималось просветительской и благотворительной деятельностью. В 1930 году собор был закрыт, в нем разместился Дом крестьянина. Здание храма было перестроено, могила его строителя А.П. Радищева утрачена, колокольня снесена, а колокола использованы на нужды индустриализации. С 1995 года по просьбам верующих епархия ходатайствует о возвращении храма для его восстановления и возобновления в нем богослужений. Но долгое время это не представлялось возможным по той причине, что в соборе размещался городской кинотеатр, причем в алтаре были устроены туалеты. К 600-летию города фасад собора был отштукатурен и окрашен, заново отстроена колокольня, установлен купол и крест, идет отделка внутренних помещений. В Малоярославце – историческом городе России - каменный собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1708 году на месте деревянного храма, который пришел в ветхость. Средства на постройку дал бригадир Радищев, который впоследствии и был похоронен в южном приделе этого собора. Большой роскошный храм был выстроен в смешанном стиле, с преимуществом барокко. В 19 веке была расширена трапезная, выстроена трехъярусная колокольня. Собор имел три престола. Кроме основного, еще два – в честь Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Главной святыней собора считалась древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная в средине 17 века. Приход собора был внушительным. Кроме города, в него входили окрестные поселения. Церковно-приходское попечительство занималось просветительской и благотворительной деятельностью.

http://sobory.ru/article/?object=02755

Казанский собор ЖМП 9 сентябрь 2011 /  20 сентября 2011 г. Возвращение Казанского собора. К 200-летию шедевра отечественной архитектуры К 200-летию шедевра отечественной архитектуры Казанский собор в Санкт-Петербурге был возведен архитектором А.Н. Воронихиным в 1811 году. Прежде на этом месте стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1737 году архитектором М.Г. Земцовым. Собор стал ее преемником, из нее была перенесена сюда чтимая Казанская икона Божией Матери. В 1922 году большевики передали собор обновленцам, а в 1932 году открыли в нем Музей истории религии и атеизма. Потребовалось еще более шестидесяти лет, чтобы в стенах величественного храма вновь зазвучала молитва и он вернулся в лоно Русской Православной Церкви.   Первые попытки Эта мысль постоянно жила в умах и сердцах мирян и церковного священноначалия. Как только появлялась малейшая надежда, верующие снова поднимали этот вопрос. Одну из попыток вернуть храм сразу после окончания Великой Отечественной войны предпринял митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Он несколько раз обращался с этой просьбой к городским властям. В отчетах епархии за 1947–1948 годы говорится: «Весьма желательным и давно ожидаемым является открытие Казанского собора в качестве кафедрального». Но эти пожелания не нашли сочувствия у властей. Однако с началом перестройки ситуация изменилась. В Ленинграде, как и во многих других городах, всё настойчивей звучали требования восстановить историческую справедливость. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) несколько раз обращался к городским властям с просьбой передать епархии некоторые храмы, в том числе и Казанский собор. В декабре 1987 года исполнилось 175 лет со дня освобождения России от нашествия армии Наполеона. На Рождество в 1988 году у памятников Кутузову и Барклаю де Толли состоялся митинг и возложение венков. А затем его участники направились в Казанский собор, пропели у гробницы великого полководца Кутузова «Вечную память», возложили цветы и огласили коллективное требование превратить собор в музей Отечественной войны 1812 года. Вскоре на Всесоюзном съезде художников председатель Ленинградского отделения Советского фонда культуры академик А.А. Мыльников публично потребовал изменить назначение Казанского собора, имея в виду его возвращение Церкви. Так началась многолетняя борьба за передачу собора верующим.

http://e-vestnik.ru/analytics/vozvrashch...

Богородицк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Возникновение соборного Троицкого прихода относится к 1821 г., хотя Троицкая церковь без значения соборной существовала со своим приходом в прошлом еще столетии. Но вследствие своей ветхости она была в 1768 г. упразднена, и прихожане ее были при­соединены к Казанской церкви, что в селе Богородицком в 1/4 в. от города, считавшейся тогда Соборною цер­ковью, так как это село считалось в то время городом. Но село Богородицкое не удержало за собою значения го­рода. (...) Соборный же храм Казанский с. Богородицкого обращался в приходскую церковь. П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. В книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» сообщается, что, по преданию, в селе Богородицком стояла деревянная церковь во имя святого пророка Илии, уничтоженная затем пожаром. В 1774 году по велению особ царского двора был заложен каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Он строился по проекту И.Е. Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Расположенный в старинном парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, Свято-Казанский храм при всей своей внешней простоте и сдержанности представляет собой необычайной красоты сооружение как один из замечательных образцов раннего классицизма с элементами позднего барокко. Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т. Некрасов, а изображение Спаса Нерукотворного являлось делом искусных рук самого управляющего имением А.Т. Болотова. Главный престол был освящен в 1783 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные алтари и того ранее, в 1778 году: правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, левый — во имя святителя Николая Чудотворца. В течение почти сорока лет Свято-Казанский храм являлся соборным, объединив церковную жизнь села и города Богородицка. Сюда приходили на богослужения крестьяне из окрестных деревень: Болотовки, Вязовки, Юлинки…Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка. Всего в приходе числилось 3257 прихожан, а в праздничные дни под сводами храма собиралось до двух тысяч человек одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=00875

Возвращение Казанского собора: беседа с историком Михаилом Шкаровским Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. 20 сентября, 2011 Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. Казанский собор в Санкт-Петербурге не только шедевр храмового зодчества — судьба храма тесно связана с историей Российского государства, с воинской доблестью и памятью о гонениях в годы богоборчества. О том, как складывалась судьба одной из главных святынь Санкт-Петербурга в XX веке, в интервью порталу Православие.ru рассказал доктор исторических наук, профессор М.В. Шкаровский. — XX век — тяжелейший период в истории Казанского собора. И ведь первые утраты собор понес уже в годы революционного лихолетья. — После революции собор еще действовал 15 лет. И с его историей тесно связана биография знаменитого протоиерея Философа Орнатского, который одним из первых принял мученический венец в революционные годы. Отец Философ был руководителем епархиального совета и настоятелем Казанского собора. В январе 1918 года, еще до принятия декрета об отделении Церкви от государства, он организовал крестный ход в защиту Александро-Невской лавры.

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-kazansko...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 14:13 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и Болгарской Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных школ ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга; архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3663047.ht...

Архив Пн В праздник Вознесения Господня Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей совершили Литургию в Казанском соборе Санкт-Петербурга 29 мая 2014 г. 17:46 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и  Святейший Патриарх Болгарский Неофит  совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Перед началом богослужения у врат Казанского собора архиереи и духовенство встретили прибывших вместе Предстоятелей Русской и  Болгарской  Православных Церквей, которые проследовали в собор и на кафедре были одновременно облачены в богослужебные одежды. За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Петергофский Амвросий , ректор  Санкт-Петербургских духовных школ ;  епископ Выборгский и Приозерский Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Царскосельский Маркелл ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Кронштадтский Назарий , наместник  Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ;  епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления  Санкт-Петербургской митрополии ; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга;  архимандрит Филипп (Васильцев) , настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/3664148.ht...

Вахитовский район. Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете. Крестовоздвиженская домовая церковь при Университете /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1804 и 1825. Архитектор:П.Г. Пятницкий (по прототипу домовой церкви князя А.Н.Голицына) Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Кремлевская, д. 18. Координаты: 55.790865, 49.121933 Проезд:От Кремля по ул. Кремлевской вниз до конца, через 1 км справа перед поворотом улицы главное здание Университета. Домовая церковь находилась в центральной части здания, на верхнем этаже. В настоящее время помещения занимет Музей истории К(П)ФУ. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К истории Крестовоздвиженской церкви Казанского университета В конце XVIII века на окраине Воскресенской улицы был построен двухэтажный каменный дом для казанского вице-губернатора, князя Дмитрия Васильевича Тенишева. В январе 1805 г. во владение первой Императорской гимназии поступил пустырь, тянувшийся от гимназического двора до Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная). В дальнейшем университет, расположившийся первоначально в здании гимназии, приобрел в собственность три близстоящие дома: губернаторский (бывший дом Тенишева), дом коменданта Кастелли и дом вдовы Спижарной. В 1825 г. по завершении строительства по проекту архитектора Петра Григорьевича Пятницкого университетского корпуса, соединившего здание гимназии с «тенишевским» домом, это помещение было перестроено в церковь. Инициатором создания храма в университете был попечитель Казанского учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий. Магницкий сам выбрал место для будущей церкви. Помещение ей было отведено на втором этаже, над главным входом в здание университета, между актовым залом и зоологическим музеем. На фронтоне здания был укреплен большой крест, указывающий на то, что в здании находится православная церковь. Создатель ее, архитектор П.Г. Пятницкий, взял за образец домовую церковь Александра Николаевича Голицына. Голицынскую церковь оформлял знаменитый архитектор А.Н. Воронихин, строитель Казанского собора в Санкт-Петербурге. П.Г.Пятницкий специально ездил в 1821 г. в северную столицу изучать голицынскую церковь и в июне 1822 г. составил проект университетского храма.

http://sobory.ru/article/?object=30209

Паломничество православных трезвенников Санкт-Петербурга в Кронштадт ноября 2009 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери , православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. В паломничестве приняли участие более 50 человек во главе с руководителем петербургских Школ трезвения Владимиром Анатольевичем Цыганковым. В первую очередь православные трезвенники помолились в Кронштадте у музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, находящегося в доме на пересечении улиц Посадской (Михайловской) и Андреевской, где батюшка Иоанн прожил более полувека. Далее паломники отправились к главной святыне русского флота - Морского собора святителя Николая Чудотворца . Он расположен в самом центре исторической части города, та территории бывшей Кронштадстской крепости. Якорная площадь, на которой находится собор, является главной в Кронштадте. Величественный Морской собор построен подобно храму Софийскому собору в Константинополе. В него вмещалось до 5000 прихожан. Здесь особенно легко могли вспомниться слова " Повести временных лет " о константинопольской Святой Софии: " …не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом… " .   В строительстве и освящении Морского собора принимали участие лично святой царь-мученик Николай Александрович, видные деятели Российского флота: выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Богослужения в Морском соборе совершались до 1927 года, после чего собор был закрыт. Сегодня входящий в храм не увидит прежней роскоши и величия.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Книги Людмилы Ильюниной о Святой земле представлены в Казанском соборе марта 2017 В крипте Казанского кафедрального собора 18 марта состоялась встреча с писательницей Людмилой Ильюниной, приуроченная к готовящейся 23-30 марта поездке прихожан на Святую землю, организованной паломнической службой Казанского собора. Автор представила несколько книг о Святой земле: " Иерусалимские встречи " , " Под сенью олив " , " Притчи Святой земли " , " Помяни, Господи, Давида и всю кротость его… " . В перерывах между рассказами Людмилы Ильюниной в исполнении музыканта Константина Иверского звучали авторские песни и песни на слова иеромонаха Василия (Рослякова), Аполлона Майкова, Сергея Есенина, демонстрировались видовые фотографии Израиля. Мероприятие открыл руководитель культурно-просветительского центра Казанского собора протоиерей Михаил Шастин . " Святая земля - особое место, где человек может встретиться с Богом, прикоснуться к благодати Божией. По этой земле ходил сам Христос, здесь рождалась Церковь, здесь дары Духа Святого преизобилуют в своей полноте. Покинув свой дом, отойдя от привычных обстоятельств, где мы подчас теряемся в суете жизни, и отправившись в паломничество, мы можем открыть сердце Богу и пережить радостный момент встречи с Ним " , - сказал отец Михаил. Людмила Ильюнина отметила, что к поездке на Святую землю, которую часто называют " встречей с пятым Евангелием " , обязательно нужно готовиться - и душой, и информационно. " Паломничество на Святую землю на Руси было традицией на протяжении многих веков. Первым, кто описал это путешествие, был игумен Даниил. Замечательный текст XII века " Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли " сохранился до наших дней, его переиздавали много раз. Потом о Святой земле писали многие, особенно в XIX веке, потому что в то время паломничество стало массовым. Примечательно, что в основном на Святую землю ездили простые крестьяне, которые всю свою жизнь копили деньги на эту поездку. Часто на одного человека собирали деньги всей деревней, он вез туда поминальные записки и привозил домой " святыньки " , - рассказала Людмила Ильюнина.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Ульяновск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Симбирский собор Троицы Живоначальной традиционно считается самой большой исторической утратой города Симбирска-Ульяновска. Благодаря своей незаурядной архитектуре и грандиозным масштабам он считался одним из наиболее ценных памятников храмовой архитектуры на Нижней Волге, а в комплексе с более старым зимним собором он составлял стержень всего архитектурного ансамбля старого губернского центра. Место для закладки будущего собора в честь победы в Отечественной войне 1812 года было выбрано на соборной площади, в самом центре исторической части города. На закладке храма 7 сентября 1824 года присутствовал лично император Александр I. Строительство велось на деньги, оставшиеся от Симбирского ополчения, на пожертвования граждан и ссуды приказа общественного призрения. Проект собора был выполнен архитектором Михаилом Петровичем Коринфским, автором собора в Арзамасе и главного корпуса Казанского университета. На окончательный замысел Коринфского оказал влияние неосуществленный проект Казанского собора в Петербурге его учителя, Андрея Воронихина, но Коринфский переработал его для придания будущему собору более совершенных классических форм. Собор был выстроен в виде объемного креста с четырьмя колоннадами и с одним главным куполом, вознесенным высоко над многоступенчатой ротондой. Освященный 15 сентября 1841 года, новый кафедральный Троицкий летний собор стал самым значительным творением М. Коринфского и первым из трех грандиозных храмов-памятников в честь победы в Отечественной войне. Два других, Казанский собор в Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве были завершены соответственно спустя 17 лет и 42 года, при этом Троицкий собор в Симбирске однозначно превосходил каждый из них по совершенству своей архитектуры. Троицкий собор общей площадью 1388 квадратных метров имел три престола: в честь Святой Троицы, в честь Александра Невского и в честь Иоанна Крестителя (после пожара 1864 года - в честь Третьего обретения Главы Иоанна Предтечи). Среди святынь, хранившихся в соборе, особое место занимал образ Спаса Нерукотворного, располагавшийся еще на воротах деревянной крепости Симбирска. В 1894 году при посещении Симбирска в соборе служил литургию Иоанн Кронштадтский. Троицкий летний собор, общепризнанный шедевр архитектуры классицизма, был закрыт в 1930 году, после чего был приспособлен под архив и передан на сохранение как памятник архитектуры Ульяновска 1 категории.

http://sobory.ru/article/?object=24336

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010