Памяти протоиерея Павла Красноцветова марта 2020 Год назад, 9 марта 2019 года, скончался протоиерей Павел Красноцветов , настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге. Эта статья была написана в конце 2010 года к 200-летию Казанского собора. По не зависящим от меня причинам она была опубликована в сокращенном виде. В частности, убрали рассказ об отце Павле, о его отце и деде. К годовщине со дня ухода отца Павла публикую полный вариант статьи. С отцом Павлом он был согласован.  Знайте, кто здесь гость В сентябре 2011 года исполняется 200 лет Казанскому кафедральному собору в Петербурге. Большевики не сровняли его с землей, но надругались над храмом не менее грубо - открыли в нем в 1932 году музей атеизма. Назывался он Музей истории религии и атеизма, но сути это не меняло. 60 лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, музейщики чувствовали себя хозяевами, оказывающими Церкви любезность. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и нового настоятеля, протоиерея Павла Красноцветова. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается по воскресеньям, и ее необходимо закончить до 11 часов, чтобы потом никто не мешал проводить экскурсии. Не так лимитирована по времени субботняя всенощная, так как начинается она в нерабочее время, а в среду в музее выходной, поэтому можно служить хоть весь день. Именно по такому графику совершались богослужения при предыдущем настоятеле, и музейщики уверенно ознакомили с правилами отца Павла. " Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено - каждый день в 10 утра. Примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Никаких ограничений " , - вежливо, но твердо сказал отец Павел. " У нас экспозиции, экскурсии " ,- пытались возразить изумленные музейщики. " Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить " , - ответил новый настоятель. Он не ссорился, не скандалил, не качал права, никого не обличал, но сразу дал понять, кто здесь в гостях. Сотрудники музея были ошарашены такой решимостью немолодого священника. Но если бы они знали историю семьи Красноцветовых, поняли бы, что удивляться нечему.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

«Перед гробницею святой…» Казанский собор в творчестве А.С. Пушкина Могила М.И.Голенищева-Кутузова в Казанском соборе 13 июня 1813 года состоялись похороны М.И. Кутузова в Казанском соборе Петербурга, в склепе у западной стены северного придела. Казанский собор – грандиозное творение замечательного русского зодчего А.Н. Воронихина, завершенное в 1811 году, – был избран местом погребения полководца не случайно. В 1812–1813 годах собор стал своеобразным пантеоном славы русских войск, которыми предводительствовал Кутузов. Сюда из действующей армии отправлялись трофейные знамена и штандарты, символические ключи от взятых крепостей и городов Европы. Всего в соборе было собрано 107 знамен и штандартов, 93 ключа и даже жезл французского маршала Л.-Н. Даву, командовавшего 1-м корпусом «великой армии», захваченный 5 ноября 1812 года в бою под городком Красным Смоленской губернии. В июне 1813 года собор стал местом всенародной скорби. Сюда, совершив последний поход из Бунцлау, прибыли и были опущены в склеп под собором останки фельдмаршала Кутузова. В полу собора над склепом была вмурована гранитная плита, вокруг которой в 1814 году была поставлена невысокая железная решетка, изготовленная мастером П.П. Ажисом. Передняя сторона решетки украшена бронзовым позолоченным изображением родового герба Голенищевых-Кутузовых. Над решеткой в стену собора вделана доска красного мрамора с надписью золочеными накладными буквами: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813 году в городе Бунцлау». Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»: Перед гробницею святой Стою с поникшею главой… Все спит кругом; одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады И их знамен нависший ряд. Под ними спит сей властелин, Сей идол северных дружин, Маститый страж страны державной, Смиритель всех ее врагов, Сей остальной из стаи славной Екатерининских орлов.

http://pravoslavie.ru/36189.html

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Корнилий Доклад на Освященном Соборе 2007 года Доклад Освященному Собору Октябрь 2007 г. Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас! Преосвященнейшие владыки, боголюбивые протоиереи и иереи, диаконы, иноки, благочестивые миряне, участники Освященного Собора! Прошло два года с того момента, когда Освященный Собор избрал мое недостоинство предстоятелем нашей Церкви. Для меня это было совершенно неожиданным событием в жизни, т. к. я не имел соответствующего архипастырского и житейского опыта. Но, подчиняясь святой воле Собора, я принял на себя эту огромную ответственность, уповая на помощь Божию и поддержку Братии. Конечно, за прошедшие два года было немало ошибок и просчетов, прошу Христа ради простить меня за них. Но хочу заверить всех вас, что делал я их не по злому умыслу. Истекший период был для меня насыщен значительными событиями: знакомством с состоянием дел в епархиях и приходах, проведением совещаний и съездов, поездками по России и ближнему зарубежью, участием в государственных мероприятиях, встречами с политическими и государственными деятелями, руководителями городов и регионов, представителями общественных и религиозных организаций. За это время состоялись визиты на Украину и в Молдавию, посещения Уральской, Ярославской и Костромской, Казанско-Вятской, Петербургской и Тверской и других епархий. Совсем недавно была продолжительная поездка по приходам Новосибирской и всея Сибири епархии. Были освящены храмы в городах Боровске, Егорьевске, Йошкар-Оле, в селе Кувакуш и в селе Малиновка Томской обл. С Божией помощью удалось участвовать в Крестных ходах в Казанско-Вятской, Уральской, Ярославской и Костромской, Московской и Нижегородской епархиях. Некоторые из этих крестных ходов были совершены впервые и надеюсь, что они станут доброй традицией. Также принимал участие в заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ; в заседании комитета Государственной Думы, в работе Конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге. Состоялись встречи с уполномоченным по правам человека РФ В. П. Лукиным и с руководителем Федеральной таможенной службы России А. Ю. Бельяниновым. Результатом последней встречи стала недавняя передача нашей Церкви икон и церковных ценностей, изъятых российскими таможенниками.

http://religare.ru/2_46513.html

Протоиерей А.А. Лебедев был родом из потомственной семьи сельских священников. Прапрадед его, Никита Иванович Лебедев, был родом из Тульских дворян, став священником, перешёл в Московскую епархию (в погост Авдотьино Серпуховского уезда, в имение графа В.Г. Орлова). Его сын, прадед А.А. Лебедева, Алексей Никитич, был при отце причетником, а потом занял его место священника. Преосвященный Платон, впоследствии митрополит, сделал Алексея Никитича присутствующим в Духовном Правлении. В свою очередь его сын, дед А.А. Лебедева, Иоанн Алексеевич (род. 1778), получил место диакона, а вскоре и священника в небогатом селе Вихарне. Жить пришлось в крайней бедности. Его сын, отец А.А. Лебедева, Алексей Иванович (род. 1800), в 1824 г. женился на Пелагее Александровне Поповой (её отец тоже был духовного звания), стал священником села Васильевское под Коломной Московской губернии. Там 04.08.1833 г. и родился будущий церковный писатель, богослов, протоиерей, настоятель Казанского собора С.-Петербурга Александр Алексеевич Лебедев. Вскоре отца перевели священником в Троице-Сергиев посад к церкви Вознесения. Здесь и прошло детство Александра до 15 лет. Сначала он воспитывался в семье родителями. Место, где они жили, в то время было очень небогатым, семья же была большая, так что жили они бедно; дети видели белый хлеб только два раза в год – к Рождеству и к Пасхе, – когда одна купчиха-прихожанка присылала им калачей и несколько фунтов баранок. Около 1848 г. отца перевели священником в Хотьковский Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь известен тем, что в нём благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария приняли постриг; их святые мощи покоятся в Покровском соборе монастыря. В Хотькове жизнь семейства постепенно стала налаживаться: появились свой огород, корова, лошадь, куры. Голодать больше не приходилось. (Алексей Иванович дожил до 50-летнего юбилея своего священства; он умер в 1878 г., на 78-м году жизни, и был похоронен на площади между двумя монастырскими соборами.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Святейший Патриарх Кирилл освящает соборный храм Богородицкого мужского монастыря в Казани ЖМП 8 август 2021 /  6 сентября 2021 г. 13:45 Ковчег для Заступницы усердной В КАЗАНИ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ОСВЯТИЛ СОБОРНЫЙ ХРАМ БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ Это событие вышло за рамки церковного торжества, став заметной вехой в жизни и Татарстана, и всей России. Ему сопутствовала Международная научно-практическая конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Само же торжественное богослужение посетили как представители государственной власти Российской Федерации — спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко и начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, — так и исламское духовенство во главе с председателем Центрального духовного управления мусульман России верховным муфтием шейх-уль-исламом Талгатом Таджуддином. Это не случайно: Казанская икона Божией Матери прочно вошла в историю Отечества, освятив своим сиянием века бытования всех народов России, а место ее чудесного явления свято для каждого соотечественника.  PDF-bepcuя. Древний список и исторический оклад Главное событие праздника обретения Казанской иконы в этом году существенно повлияло на распорядок традиционного крестного хода из Благовещенского собора Казанского кремля в Богородицкий монастырь. На этот раз шествие не венчало богослужение, а предваряло его, ведь так называемый Ватиканский (хронологически самый ранний из всех ныне известных) список Казанского образа Пречистой Девы 21 июля воцарился под специально изготовленной сенью в воссозданном соборе, чин освящения которого и возглавил Предстоятель. И тут автору этих строк вспомнилось, как минувшей осенью в самом конце разговора с возглавлявшим Татарстанскую митрополию митрополитом Феофаном (Ашурковым) , уже при выключенном диктофоне, немного помолчав, мой собеседник негромко произнес: «Мне хочется верить, что после освящения собора, когда мы его достроим, обретется и явленная Казанская икона Божией Матери. Ведь следственное дело после ее пропажи не было закрыто, а блюстителей порядка в те далекие годы устроили ничем не подтвержденные слова преступников о полном уничтожении иконы. Я думаю, образ цел и Сама Богородица ждет, когда для него будет восстановлен величественный ковчег».

http://e-vestnik.ru/church/kovcheg_dlya_...

Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед ковчегом с Дарами волхвов в Казанском соборе Волгограда 3 февраля 2014 г. 15:58 3 февраля 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  прибыл  в Волгоград. Предстоятель Русской Церкви доставил в город, переживший серию терактов, Дары волхвов для духовной поддержки и благословения жителей. Из аэропорта Гумрак Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении губернатора Волгоградской области С.А. Боженова и  митрополита Волгоградского и Камышинского Германа  направился в Казанский кафедральный собор. У центральных врат собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали настоятель протоиерей Вячеслав Жебелев и духовенство. Святейший Патриарх возложил ковчег с Дарами волхвов на аналой в центре собора. Затем Святейший Владыка совершил перед святыней молебное пение, в которое были включены особые прошения об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы, а также об исцелении пострадавших от рук террористов: «еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже услышатися гласу моления нашего и молитве и помиловати жителей градов и весей Отечества нашего от злой воли и действа человек, во озлоблении бесовстем пребывающих, и сохранити их невредимых и непреоборимых от всех козней диавольских и всякого злаго обстояния, подати же им здравие с долгоденствием, рцем вси Господи, услыши и помилуй»; «не хотяй смерти грешных, но еже обратитися, и живым им быти, пощади и помилуй болящих рабов Твоих, ураненных от злой воли человек, в помрачении ума пребывающих, исцели болезни, уврачуй страсти душ и телес страждущих рабов Твоих, и якоже Иаирову дщерь от одра болезни воздвигни и здравых сотвори, молим Ти ся, милосердый Господи, услыши и помилуй»; «устроивый мир сей во славу Твою, о еже любити вся творения его божественная, сотвори, да и противящиеся истине Твоей и во озлоблении пребывающия, паки к Тебе да обратятся и истинную веру и любовь да исповедят, молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй»; «не хотяй смерти грешных, но ожидаяй их обращения и покаяния, умири умы и сердца неверием и ожесточением помраченныя, да познают Тебе истиннаго Бога и в правоверии да укрепятся, молим Ти ся, Вседаровитый Господи, услыши и помилуй»;

http://patriarchia.ru/db/text/3555831.ht...

Совершенно естественно, что первые расколоучители священники, возбуждая в народе противление реформам патр. Никона, действовали прежде всего на духовных детей своих, начинали именно с них и имели успех. Это можно заметить на деятельности первого врага Никона протопопа Казанского собора Ивана Неронова, при самом зарождении раскола старообрядства. Когда Неронов в 1658 году был сослан в Спасо-Каменский монастырь, при Казанском соборе остался в качестве временного священника его единомышленник протопоп Аввакум, кстати сказать, бывший в то время духовным сыном Неронова 2 . Аввакум провожал Неронова в ссылку 3 . Воротившись в Москву, он стал учить народ, „лишние слова говорил, что и не подобает говорить», т. е. высказывал недовольство современными распоряжениями церковной власти. Он сделал попытку стать заместителем сосланного настоятеля в Казанском соборе, но встретил отпор со стороны соборного духовенства. Тогда Аввакум перестал ходить в церковь и завел всенощные на дворе у Ивана Неронова. Несколько позднее Неронову в Спасо-Каменский монастырь другой казанский священник Иван Данилов доносил на Аввакума: „а у нас от церкви детей твоих и иных прихожан, отозвал, а иные от них приходили нарочно позывать от церкви в сушило, а иной и так говорит: в некоторое время и конюшни де иные церкви лучше“. Аввакум, духовный сын Ивана Неронова, продолжая его протест против распоряжений патр. Никона, привлекает на свою сторону духовных детей и прихожан сосланного протопопа. Говорили тогда, что самочинное сборище Аввакума доходило до ста человек. Вместе с Даниилом Костромским он подал челобитную государю за Ивана Неронова и под ней подписались сочувствовавшие последнему лица. Между тем Иван Данилов донес на Аввакума патриарху. Стрельцы окружили его молельню во время всенощной и арестовали 33 человека вместе с ним. Их всех отлучили временно от церкви, а вместе с ними и лиц, подписавшихся под челобитной, так что всего набралось более 40 человек 4 . Сослали и Аввакума в Сибирь. Но в приходе Казанского собора и среди детей духовных Неронова высказывалось открытое недовольство этими расправами. Какая-то Анна Михайловна прямо отказалась давать кормы казанским соборянам, упрекая их за содействие ссылке Неронова: „и впредь-де не будет вам ничего, молилися-де, да вымолили Ивана Неронова вон”. Другие перестали ходить в церковь . Тот же священник Иван Данилов писал Неронову: „а прихожане овыи ходят (к службам), иные не ходят, и дети твои духовные“ 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Статистика Алексий II (Ридигер), патр. Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина. В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

Тамбов. Казанский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты На высоком гребне речной долины открывается ансамбль зданий Казанского Богородичного мужского монастыря, который располагается здесь с давних времен. Жалованные грамоты на эти земли были выданы строителю монастыря старцу Иосифу в 1677 году. Еще совсем недавно в Казанском соборе находилось учреждение: все внутреннее пространство собора было разделено бетонными плитами на этажи. Замечательная настенная живопись, выполненная в воздушных голубых тонах, к сожалению, пострадала. Когда перекрытия сняли, то дыры, пробитые в стенах, как раны, проступили на изображениях Христа, апостолов, воскрешенного Лазаря, напоминая о трагических страницах нашей истории. Проект и возведение Казанского собора осуществляли саровцы, которые воздвигли его по подобию Успенского храма Саровского монастыря, только уменьшенных размеров. По своим формам тот храм в Сарове, в свою очередь, напоминает овеянный вековыми преданиями Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Так сохранялась преемственность архитектурной традиции с древнейших времен. Вторая церковь монастыря - Предтеченская - тоже, по счастью, дожила до наших дней, хотя и в сильно покалеченном виде. Сейчас храм отремонтирован, и в нем идут богослужения. Но купола с основаниями полностью утрачены, и восстановить их не удалось, поэтому истинный силуэт здания искажен. Казанский Богородичный монастырь был центром религиозной и духовной жизни Тамбовской епархии. " Золотые купола Тамбова " (заочное путешествие по православным храмам города) Л.А. Назарова, библиотекарь СШ 22 г. Тамбова " Царю и Государю и великому князю Алексию Михайловичу всея великия и малыя и белыя России самодержцу, бьет челом нищий твой богомолец Танбова города новой пустыни старец Иосиф " – так начиналась просительная челобитная, оставившая скудные свидетельства о начале Казанской обители. (далее из Патерика) Основанный на окраине города, в лесу, Казанский монастырь стал первой монашеской общиной в городе. Городские власти, как могли старались заботиться о благосостоянии новообразованного монастыря. В 1667 г. даны земля, покосы и выгон в Покровской слободе и в с. Татаново, в 1679 г. пожалована мельница на р. Студенец, а в 1692 г. тамбовский воевода А. А. Нестеров ниже плотины выделил усадебное место. Однако нормальная монашеская жизнь в монастыре так и не наладилась, а с закрытием епархии обитель пришла в совершенное запустение. Опасались, что даже некому будет служить в монастырских церквах, которых к 1734 г. было две и ещё 9 келий в которых жило 15 монахов. Все здания в крайне ветхом состоянии. В 1758 г. даже ограда монастыря упала во многих местах на землю.

http://sobory.ru/article/?object=07967

Удмуртская Республика Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание Православие в Удмуртии [ править править код ] Первоначально территория современной Удмуртской Республики вошла в состав учрежденной в 1555 году Казанской архиепископии. В 1657 году была образована Вятская епархия, к которой перешли земли Удмуртии. Вместе с расселением в этих землях православного населения из иных русских земель, коренные удмурты также стали принимать Христианство. К 1557 году относятся первые официальные сведения о крещении 17 удмуртских семей. В 1742 году Казанская новокрещенская контора приняла решение об открытии для новокрещенных удмуртов 10 приходов. Первый храм для крещеных удмуртов был построен в этом же году в селе Елово ныне Ярского района Удмуртии. В 1743 году Ведомости Казанской новокрещенской конторы насчитывали 806 крещеных удмуртов, а в 1771 году их число достигло 19351 человек. В 1850 году было издано первое Евангелие на удмуртском языке. Ижевская пархия была учреждена в 1921 году, в 1927 году стала самостоятельной. В 1938-1940 годах почти все духовенство епархии было репрессировано, большинство оставшихся к тому времени храмов - закрыты. В 1945-1946 годах начался процесс возвращения храмов верующим, возрождения епархиальной жизни. Но уже в 1961 году епископ Ижевский и Удмуртский Михаил (Чуб), вынужден был покинуть Ижевск. Ижевской и Удмуртской епархией стали временно управлять соседние Казанские архиереи. Самостоятельность Ижевской и Удмуртской епархии была восстановлена определением патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 ноября 1988 года. С этого времени пошел быстрый рост количества приходов - в 1989 году было открыто 2 новых прихода в городе Глазове и селе Вавож; в 1990 году епархии было возвращено 9 храмов, в том числе Ижевский Александро-Невский собор, в 1991 году было открыто 30 новых приходов. В 1990-х годах в епархии открылось 4 монастыря. В 1994 году были полностью восстановлены купол и колокольня кафедрального собора Александра Невского в Ижевске, а в 1995 году установлением закладного камня было начато восстановление Ижевского Михаиловского собора, законченное в 2007 году. Постепенная передача Церкви храмов и постройка новых продолжается и поныне. Святые земли Удмуртской [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Удмуртская_Рес...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010