Эскизный проект восстановления пещерного храма и воссоздания собора ЖМП 9 сентябрь 2020 /  23 ноября 2020 г. 19:50 Второе обретение Казанского собора ВОССОЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ХРАМА БОГОРОДИЦКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ В СТОЛИЦЕ ТАТАРСТАНА ПЕРЕШЛО В ФИНАЛЬНУЮ СТАДИЮ В нынешнем году Богородицкий Казанский мужской монастырь отмечает несколько важных дат. Ровно 425 лет назад здесь, на месте явления одной из самых почитаемых в России святынь – Казанской иконы Божией Матери, возвели и освятили первый каменный собор обители. А 110 лет назад по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны (впоследствии преподобномученицы) в подвалах собора начались работы по обустройству пещерного храма. PDF-bepcuя Возрождение Казанского собора инициировал митрополит Казанский и Татарстанский Феофа н, как только стал правящим архиереем Казанской епархии . После этого проходили интенсивные переговоры и консультации с Минтимером Шаймиевым, первым президентом Татарстана, занимающим сегодня должность государственного советника, и нынешним президентом республики Рустамом Миннихановым. Пять лет назад, в праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2015 года, Рустам Минниханов издал указ о воссоздании Казанского собора (одновременно тем же документом он распорядился построить в республике Бóлгарскую исламскую академию). Сегодня собор в центре Казани уже выстроен, в разгаре работы по убранству. Великое освящение намечено на следующий год – предварительно на день памяти явления иконы 21 июля. Историческая справедливость Собор Казанского Богородицкого (первоначально женского) монастыря не пережил богоборческую эпоху. После взрыва храма в 1932 году на его месте некоторое время располагался кинотеатр, а после войны — табачная фабрика. В новейшую эпоху монашеская жизнь возобновилась — теперь уже в мужской обители. Общественность стала обсуждать возможность воссоздания собора. Зодчие, пока на общест­венных началах, готовили эскизы. В пробном раскопе на месте бывшего собора археологи обнаружили небольшой участок руин пещерного храма. На этом месте возвели мемориальную часовню.

http://e-vestnik.ru/church/kazanskiy_sob...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Приложившись к чудотворному образу казанской Богоматери, он заложил соборную церковь...» Посещение Императором Павлом I Казанского Богородицкого монастыря и строительство второго Казанского собора 31.01.2018 1242 Время на чтение 51 минут В 2018 г. исполняется двести двадцать лет с момента закладки в Казанском Богородицком монастыре (КБМ) второго собора на месте явления в 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Первый каменный Казанский собор (называвшийся вначале храмом «Во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Одигитрия», затем - «Явления иконы Казанской Божия Матери»)(1) просуществовал с 1594 - 1595 гг. до 1796 г. и был разобран по причине ветхости. Второй был заложен на том же месте в 1798 г., освящён в 1808 г. и простоял до 1932 г., будучи разрушенным до фундамента. С 2016 г. ведутся работы по его воссозданию, которые, как надеется нынешний митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (И.А. Ашурков), будут завершены к концу 2018 г.(2) Весьма примечательным фактом является то, что в закладке второго Казанского собора КБМ, состоявшейся 30 мая (по старому стилю) 1798 г., приняли участие Император Павел I Петрович (1754 - 1801) и его сыновья: Наследник Цесаревич и Великий князь Александр Павлович (1777 - 1825) (будущий Император Александр I) и Великий князь Константин Павлович (1779 - 1831). Произошло означенное событие в заключительный день пребывания Самодержца Всероссийского в г. Казани - непосредственно перед его отбытием в столицу, и, возможно, вследствие этого, о нём известно меньше, чем о других эпизодах большого «казанского ревю» Императора Павла I Петровича. Впрочем, описания последнего в целом также отнюдь не пестрят достоверными подробностями. Как отмечал, в частности, в 2001 г. современный исследователь «павловской эпохи» А.В. Скоробогатов: «Одним из важнейших методов проведения в жизнь идей и реформ Павла I в первой половине царствования являются его инспекционные поездки по России. Среди них особенно интересна поездка императора в Казань в 1798 году, где он пробыл неделю. Это самый длительный визит Павла в провинциальный город. Тем не менее этот факт почти не освещён в исследовательской литературе. [...] Недостаток внимания к поездке Павла I в Казань в определённой мере можно объяснить слабой разработанностью источниковой базы».(3)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я радуюсь тому, что являюсь участником события исторического значения...» Первосвятительский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан и закладка памятного камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря 12.02.2018 501 Время на чтение 66 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 43 - 70.(1) За весь «постсоветский» период истории состоялось три патриарших визита в Татарстан. 31 августа - 2 сентября 1997 г. и 21 июля 2005 г. республику дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (А.М. Ридигер). 20 - 21 июля 2016 г. в Татарстане с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (В.М. Гундяев). При этом два последних приезда Предстоятелей Русской Православной Церкви (РПЦ) были непосредственным образом связаны с Казанской иконой Божией Матери и Казанским Богородицким монастырём (КБМ). Основной целью визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 21 июля 2005 г. стала передача в г. Казань почитаемого списка Казанской иконы Божией Матери, подаренного (в официальной церковной трактовке - возвращённого) в 2004 г. Московскому Патриархату Папой Римским Иоанном Павлом II (К.Ю. Войтылой). При этом постоянным местом пребывания образа, за которым в связи с этим закрепилось название «Ватиканского», был определён Крестовоздвиженский собор КБМ. Первосвятительский визит в республику нынешнего Предстоятеля РПЦ, проходивший 20 - 21 июля 2016 г., стал первым за всё время его патриаршества. Главным пунктом программы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала закладка памятного камня (капсулы) в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери КБМ. Это значимое церковное и общественное событие ознаменовало собой окончание подготовительного этапа реализации проекта, осуществляемого в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан (РТ) Р.Н. Минниханова от 4 ноября 2015 г. УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Егорьевск. Казанской иконы Божией Матери (старая). церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1790. Год утраты:приблизительно 1984 (разобрана после пожара в 1982 году) Адрес: Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Октябрьская, д. 18а. Координаты: 55.383525, 39.031116 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рядом с ныне несохранившимся Георгиевским (“Красным”) собором стояла церковь Казанской иконы Божией Матери, деревянная, построенная в 1790 г. (но на этом месте деревянная церковь стояла ещё в 1705 г.). Её обновили после пожара в 1804 г. Казанский храм был полковой церковью 139-го пехотного Моршанского полка, расквартированного в Егорьевске. В советское время она закрыта и перестроена, сбита главка. Сгорела в начале 1970-х гг. Восстанавливается в прежних формах после 2000 г. C самого начала восемнадцатого века в с. Высоком, вблизи несохранившегося Георгиевского (Красного) собора стояла церковь Казанской иконы Божией Матери. Она была второй по времени построения церковью в городе. О ней упоминается уже в переписных книгах Коломенского уезда за 1705 и 1706 годы. Изначально она была деревянной и холодной. А в 1790 году на месте этой, устаревшей к тому времени церкви, была построена новая, теплая церковь того же храмонаименования. Здание ее было рубленным из дерева, обито тесом и воспроизводило формы современной ему каменной архитектуры эпохи классицизма. Имя архитектора не сохранилось. В декабре 1804 года в церкви случился пожар, повредивший часть строения. В 1805 году, по дозволению епархиального ведомства, церковь была отремонтирована. Находившаяся при ней колокольня из-за ветхости была разобрана в 1850 году. Позднее на стенах храма были сделаны надписи с именами воинов, погибших в Русско-Турецкую войну 1877-1878 годов. После 1893 года церковь Казанской иконы Божий Матери стала полковой церковью Моршанского полка, расквартированного в городе после стачки рабочих на бумагопрядильной фабрике братьев Хлудовых. Постановлением Московского Областного Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 11 июня 1935 года церковь была закрыта. Сначала в ней устроили библиотеку. В конце пятидесятых годов прошлого века в церкви оборудовали квартиры для персонала находящейся рядом тюрьмы. Позже церковь была закрыта. В начале восьмидесятых годов двадцатого века произошел пожар, который полностью ее уничтожил.

http://sobory.ru/article/?object=59626

Малоярославец. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Каменный собор построен в 1708 году (1740-х гг.) на месте пришедшего в ветхость деревянного храма Георгиевского собора бригадиром А.П. Радищевым, который позже был похоронен в южном приделе. Величественный храм, выстроенный в смешанном стиле, имел одну главу со световым барабаном. В следующем веке на средства петербургского купца Г.П. Целибеева по проекту губернского архитектора А.Д. Скловского была расширена трапезная (1884) и выстроена новая трехъярусная колокольня (1855). Собор трехпрестольный: главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, южный - в честь великомученика Георгия Победоносца и северный - в честь мученика Иоанна Воина. Из икон особо почитались древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная угличским мещанином И.И. Бурениным в 1685 году. Приход собора был обширным - кроме городских улиц и железнодорожной станции в него входили окрестные селения: Радищево (Немцово), Верховье, Анисимово (Онисимовка), Терентьево и Чернолокня (Черная Локня). При нем с 1899 года действовало церковно-приходское попечительство, которое занималось просветительской и благотворительной деятельностью. В 1930 году собор был закрыт, в нем разместился Дом крестьянина. Здание храма было перестроено, могила его строителя А.П. Радищева утрачена, колокольня снесена, а колокола использованы на нужды индустриализации. С 1995 года по просьбам верующих епархия ходатайствует о возвращении храма для его восстановления и возобновления в нем богослужений. Но долгое время это не представлялось возможным по той причине, что в соборе размещался городской кинотеатр, причем в алтаре были устроены туалеты. К 600-летию города фасад собора был отштукатурен и окрашен, заново отстроена колокольня, установлен купол и крест, идет отделка внутренних помещений. В Малоярославце – историческом городе России - каменный собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1708 году на месте деревянного храма, который пришел в ветхость. Средства на постройку дал бригадир Радищев, который впоследствии и был похоронен в южном приделе этого собора. Большой роскошный храм был выстроен в смешанном стиле, с преимуществом барокко. В 19 веке была расширена трапезная, выстроена трехъярусная колокольня. Собор имел три престола. Кроме основного, еще два – в честь Георгия Победоносца и Иоанна Воина. Главной святыней собора считалась древняя икона благоверного царевича Димитрия, написанная в средине 17 века. Приход собора был внушительным. Кроме города, в него входили окрестные поселения. Церковно-приходское попечительство занималось просветительской и благотворительной деятельностью.

http://sobory.ru/article/?object=02755

§ 1. Материалы, относящиеся к истории Первого Вселенского Собора, помещенные в «Деяниях Вселенских Соборов», изданных Казанской духовной академией (ст. ст. I-XIX) Материалы, включенные в 1-й раздел I тома сборника «Деяний Вселенских Соборов», изданного на русском языке Казанской духовной академией (Собор Никейский Вселенский Первый, с. 15–90, по 3-му изданию 1911 г.), могут быть разделены на следующие две группы: 1) Материалы, относящиеся непосредственно к деятельности Первого Вселенского Собора (статьи V-XVIII) и 2) Материалы, имеющие лишь косвенное отношение к истории этого Собора (статьи I-IV, XIX). Вторую группу материалов, затрагивающую вопросы предсоборной (I-IV) и послесоборной (XIX) деятельности, мы оставим без рассмотрения и обратимся прямо к материалам первой группы. § 2. Материалы, относящиеся непосредственно к деятельности Первого Вселенского Собора (статьи V-XVIII) Из 14-ти подлежащих рассмотрению статей сборника «Деяний Вселенских Соборов» наибольшее значение, естественно, имеют те, которые передают текст соборных «деяний», то есть документов, возникших в результате соборной деятельности и исшедших от лица Собора (статьи IX, XI и XVI). За ними следуют статьи, передающие текст документов, составленных отдельными участниками Собора: Евсевием, епископом Кесарийским (ст. XVII), и императором Константином 1 (статьи XIII, XIV и XV). Остальные статьи, заимствованные из сочинений церковных историков и писателей и содержащие 2 сообщения о соборной деятельности (статьи VIII, X) и о произнесенных на Соборе речах (статьи V, VI, VII, XVIII), имеют меньшее значение, как обладающие малой степенью достоверности (статьи VIII, X), или затрагивающие по преимуществу внешнюю деятельность Собора (статьи V-VII. XVIII). § 3. «Деяния» Первого Вселенского Собора, то есть исшедшие от лица Собора документы и акты (IX, XI, XVI) Следуя проф. В. В. Болотову 3 , под актами Собора (в смысле письменно изложенных соборных определений и постановлений) 4 мы подразумеваем те «деяния», или скрепленные подписями присутствовавших епископов документы Собора, в которых вкратце изложены положения, выработанные на Соборе и доводимые отцами Собора до сведения Церквей христианского мира в качестве обязательных церковных законов ( καννες в широком смысле слова). Сюда должны быть отнесены:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Казанский собор ЖМП 9 сентябрь 2011 /  20 сентября 2011 г. Возвращение Казанского собора. К 200-летию шедевра отечественной архитектуры К 200-летию шедевра отечественной архитектуры Казанский собор в Санкт-Петербурге был возведен архитектором А.Н. Воронихиным в 1811 году. Прежде на этом месте стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1737 году архитектором М.Г. Земцовым. Собор стал ее преемником, из нее была перенесена сюда чтимая Казанская икона Божией Матери. В 1922 году большевики передали собор обновленцам, а в 1932 году открыли в нем Музей истории религии и атеизма. Потребовалось еще более шестидесяти лет, чтобы в стенах величественного храма вновь зазвучала молитва и он вернулся в лоно Русской Православной Церкви.   Первые попытки Эта мысль постоянно жила в умах и сердцах мирян и церковного священноначалия. Как только появлялась малейшая надежда, верующие снова поднимали этот вопрос. Одну из попыток вернуть храм сразу после окончания Великой Отечественной войны предпринял митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Он несколько раз обращался с этой просьбой к городским властям. В отчетах епархии за 1947–1948 годы говорится: «Весьма желательным и давно ожидаемым является открытие Казанского собора в качестве кафедрального». Но эти пожелания не нашли сочувствия у властей. Однако с началом перестройки ситуация изменилась. В Ленинграде, как и во многих других городах, всё настойчивей звучали требования восстановить историческую справедливость. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) несколько раз обращался к городским властям с просьбой передать епархии некоторые храмы, в том числе и Казанский собор. В декабре 1987 года исполнилось 175 лет со дня освобождения России от нашествия армии Наполеона. На Рождество в 1988 году у памятников Кутузову и Барклаю де Толли состоялся митинг и возложение венков. А затем его участники направились в Казанский собор, пропели у гробницы великого полководца Кутузова «Вечную память», возложили цветы и огласили коллективное требование превратить собор в музей Отечественной войны 1812 года. Вскоре на Всесоюзном съезде художников председатель Ленинградского отделения Советского фонда культуры академик А.А. Мыльников публично потребовал изменить назначение Казанского собора, имея в виду его возвращение Церкви. Так началась многолетняя борьба за передачу собора верующим.

http://e-vestnik.ru/analytics/vozvrashch...

Богородицк. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Возникновение соборного Троицкого прихода относится к 1821 г., хотя Троицкая церковь без значения соборной существовала со своим приходом в прошлом еще столетии. Но вследствие своей ветхости она была в 1768 г. упразднена, и прихожане ее были при­соединены к Казанской церкви, что в селе Богородицком в 1/4 в. от города, считавшейся тогда Соборною цер­ковью, так как это село считалось в то время городом. Но село Богородицкое не удержало за собою значения го­рода. (...) Соборный же храм Казанский с. Богородицкого обращался в приходскую церковь. П.И. Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895. В книге П.И. Малицкого «Приходы и церкви Тульской епархии» сообщается, что, по преданию, в селе Богородицком стояла деревянная церковь во имя святого пророка Илии, уничтоженная затем пожаром. В 1774 году по велению особ царского двора был заложен каменный храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Он строился по проекту И.Е. Старова, тогда еще молодого выпускника Российской академии художеств, впоследствии известного архитектора, прославленного созданием Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Расположенный в старинном парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, Свято-Казанский храм при всей своей внешней простоте и сдержанности представляет собой необычайной красоты сооружение как один из замечательных образцов раннего классицизма с элементами позднего барокко. Иконописные работы выполнял здесь талантливый московский художник И.Т. Некрасов, а изображение Спаса Нерукотворного являлось делом искусных рук самого управляющего имением А.Т. Болотова. Главный престол был освящен в 1783 году в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельные алтари и того ранее, в 1778 году: правый — во имя святых апостолов Петра и Павла, левый — во имя святителя Николая Чудотворца. В течение почти сорока лет Свято-Казанский храм являлся соборным, объединив церковную жизнь села и города Богородицка. Сюда приходили на богослужения крестьяне из окрестных деревень: Болотовки, Вязовки, Юлинки…Около храма проводилась знаменитая на всю округу Казанская ярмарка. Всего в приходе числилось 3257 прихожан, а в праздничные дни под сводами храма собиралось до двух тысяч человек одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=00875

Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского 24 октября 2015 г. 17:26 24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино. В этом году в обители, основанной в 1884 году преподобным Амвросием, старцем Оптинским, отмечается 25-летие восстановления монашеской жизни. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в главном храме Казанской Амвросиевской пустыни — соборе в честь Казанской иконы Божией Матери.   За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Тихона (Шевкунова) , наместника  Сретенского ставропигиального мужского монастыря , во епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви;  митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ;  архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Козельский и Людиновский Никита ;  архимандрит Антоний (Севрюк) , избранный во епископа Богородского;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; схиархимандрит Илий (Ноздрин); духовенство Казанской Амвросиевской пустыни, насельники Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и Сретенского монастыря в священном сане, клирики ряда епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, председатель Законодательного собрания Калужской области Н.В. Любимов, глава администрации муниципального района «Козельский район» Е.В. Слабова.

http://patriarchia.ru/db/text/4254724.ht...

Возвращение Казанского собора: беседа с историком Михаилом Шкаровским Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. 20 сентября, 2011 Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. Казанский собор в Санкт-Петербурге не только шедевр храмового зодчества — судьба храма тесно связана с историей Российского государства, с воинской доблестью и памятью о гонениях в годы богоборчества. О том, как складывалась судьба одной из главных святынь Санкт-Петербурга в XX веке, в интервью порталу Православие.ru рассказал доктор исторических наук, профессор М.В. Шкаровский. — XX век — тяжелейший период в истории Казанского собора. И ведь первые утраты собор понес уже в годы революционного лихолетья. — После революции собор еще действовал 15 лет. И с его историей тесно связана биография знаменитого протоиерея Философа Орнатского, который одним из первых принял мученический венец в революционные годы. Отец Философ был руководителем епархиального совета и настоятелем Казанского собора. В январе 1918 года, еще до принятия декрета об отделении Церкви от государства, он организовал крестный ход в защиту Александро-Невской лавры.

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-kazansko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010