В том же году уполномоченный Выщепан выражал беспокойство по поводу активизации фин. движения, участники к-рого выступали с требованиями создания фин. автономного района во Всеволожском Волосовском и Кингисеппском районах как среди финнов-лютеран, так и среди правосл. финнов (ЦГА СПб. Ф. 2017. Оп. 1. Д. 119. Л. 153). К 1990 г. в регионе насчитывалось 59 приходов (22 в Ленинграде и 37 в области). В 1989 г. впервые с послевоенных времен власти разрешили начать строительство храмов в городах Кириши и Лодейное Поле. В 1990 г. были возвращены историческая резиденция митрополитов С.-Петербургских на Каменном о-ве, а также Покровский собор в Гатчине. В 1996 г. в регионе были зарегистрированы 229 приходов (82 в С.-Петербурге и 147 в Л. о.), в клире состояли 293 священника и 96 диаконов. В Л. о. выпускались церковные газеты «Воскресение» (Тихвин), «Мир Божий» (Мариенбург), журналы «Архангельский глас» (Ораниенбаум) и «Православный Выборг». В 90-х XX в.- 2000-х гг. были возобновлены мон-ри: мужские - Коневский Рождество-Богородицкий, Зеленецкий во имя Св. Троицы, Троице-Сергиева пуст., тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы, Александро-Невская лавра, Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова, Александров Свирский в честь Св. Троицы, староладожский Никольский, Антониев Дымский; женские - санкт-петербургский во имя прп. Иоанна Рыльского , Введено-Оятский, Воскресенский Новодевичий, староладожский Успенский и тихвинский Введенский. Основаны Тервенический Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь в дер. Тервеничи Лодейнопольского р-на (1997) и Константина и Елены, равноапостольных, жен. мон-рь в пос. Ленинское Выборгского р-на (2006), а также 2 скита Александро-Невской лавры - св. ап. Андрея Первозванного вблизи дер. Коркино Всеволожского р-на (1998) и свт. Николая Чудотворца вблизи дер. Ручьи Кингисеппского р-на (2015). Состоялось прославление небесных покровителей С.-Петербурга св. прав. Иоанна Кронштадтского и сщмч. митр. Вениамина (Казанского). В 1998 г. из музея при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии Церкви были переданы мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в. Казанский собор казанского Богородицкого мон-ря. 1798–1807 гг. Архит. И. Е. Старов. Фотография. Нач. ХХ в. В 1694 г. К. м. пострадал от пожара, а к 1739 г. в нем кроме соборного храма и теплой Богородице-Рождественской ц. с приделом вмч. Никиты была каменная ограда с надвратными храмами: над св. воротами - ц. во имя ап. Иоанна Богослова, над др. воротами - ц. во имя св. царевича Димитрия Московского ( Малов. 1879. С. 4). Колокольня с зап. стороны холодного храма также была возведена в XVII в.: 2 нижних яруса колокольни были в виде четвериков, отделанных неск. оконными проемами с наличниками, пилястрами на углах и фризами в верхней части, выше - 4 яруса восьмериков с арочными проемами, завершающиеся 2-ярусной горкой кокошников с маленькой главкой. В 1742 г. мон-рь пострадал во время городского пожара, еще раз его собор был сожжен пугачёвцами в 1774 г. Здание находилось в крайней степени разрушения и представляло опасность. К 1791 г. по инициативе архиеп. Казанского Амвросия (Подобедова) архит. И. Е. Старов создал план и разработал вид фасада нового здания собора, утвержденные имп. Екатериной II. В 1796 г. старый собор был разобран, а 30 мая 1798 г. в присутствии имп. Павла I и цесаревичей Александра и Константина Павловичей заложено новое здание. Средства на строительство были отпущены из имп. кабинета и духовного департамента ( Рыбушкин. 1848. Ч. 1. С. 96; Малов. 1879. С. 5, 6). Новый собор был возведен к 1807 г., освящен 30 мая 1808 г. и стал самым большим церковным сооружением в Казанской епархии. Строительство собора велось почти в то же время, что и работы по возведению собора в честь Казанской иконы Божией Матери в С.-Петербурге (1801-1811). Облик собора К. м. (руководил работами архит. Е. М. Емельянов) по стилю воплощал идеалы зрелого классицизма в русской архитектуре: грандиозный кубический объем с гладкими стенами, украшением к-рых служили окна в 2 этажа, по центру установлен высокий световой барабан с огромным куполом; по углам здания располагались 4 купольные главы меньшего размера; по центру каждого фасада (кроме восточного) возвышался 6-колонный, далеко выступавший от стены портик, увенчанный треугольным фронтоном с полуциркульным окном; отсутствие лепнины и скульптурного декора компенсировалось использованием украшенных ордерных элементов - ионических колонн в портиках, коринфских - в центральном куполе.

http://pravenc.ru/text/1319812.html

на вставной полосе XVIII в., сзади по подольнику ( Силкин. С. 295). Во 2-й пол. XIX в. получили распространение небольшие резные иконы Г. работы мастеров Сергиева Посада с ростовым изображением святого (ГОМРТ); на др. подобной иконе надпись: «Изъ Города Свияжска отъ мощей святителя Германа 1873го года 14го Iюhя» (ГМИИРТ). Поясное изображение Г. (в низкой митре, с короткой бородой) имеется на ростовской эмали 2-й пол. XIX в. (ГМЗРК) с надписью: «св. Германъ арх. cbiяж.». В составе Собора русских святых Г. представлен среди святителей на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева (ГРМ; прорись - Маркелов. Т. 1. С. 461), 1-й пол. XIX в. (ГТГ), а также в композиции, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (икона в ризнице ТСЛ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), -1-й во 2-м ряду в группе Казанских святых на фоне храма с Казанской иконой Божией Матери на фасаде; на рисунках из лицевых святцев рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. (частное собрание),- под 6 нояб. вместе с преподобными Варлаамом Хутынским, Лукой и Меркурием Киево-Печерскими. Лит.: Яблоков А. П. , прот. Первоклассный муж. Успенско-Богородицкий мон-рь в г. Свияжске Казанской губ. Каз., 1906; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых/ГИМ; предисл. и сост.: З. П. Морозова. М., 1993. С. 26; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461. Т. 2. С. 83-84; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60. С. 156; Раифа. Свияжск/Сост.: Т. А. Горшков и др. Каз., 2001. С. 152; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 294-297. Кат. 95; Рус. мон-ри: Ср. и Ниж. Волга. Казанская [и др.] епархии. Новомосковск; М., 2004. С. 53. Н. Н. Чугреева Рубрики: Ключевые слова: ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/164699.html

Адриане, в Богородицкий мон-рь был вложен серебряный позолоченный крест с Распятием и частицами мощей мн. святых (в т. ч. Новгородских), созданный на средства, выделенные «церковною казною Николы Тульского» ( Малов. 1879. С. 68-69). Вскоре в мон-ре появился большой золотой крест «с эмальированными золотыми изображениями, осыпан крупным жемчугом и драгоценными камнями… особенно красиво эмальированное украшение нижней части креста, представляющее виноградную лозу» (Там же. С. 69). Он был построен в мон-ре «церковною казною» по благословению митр. Маркелла 3 марта 1694 г. (Там же. С. 69-70; Рощектаев. 2004. С. 141), среди вложений упоминаются частицы Креста и Гроба Господня, а также мощей мн. рус. и греч. святых, что также указывает на столичную поддержку. Использование популярной в тот период техники эмали по золоту и упоминание растительного орнамента в виде виноградной лозы напоминают крест из Успенского собора Московского Кремля (кон. XVII в.; Мартынова. 2002. Кат. 319. С. 256-259), в нижней части к-рого серебряные пластины покрыты цветочным резным орнаментом и изгибами, наподобие виноградной лозы. В др. мон-рях К. и Т. е. появлялись драгоценные предметы богослужения. Для настоятеля Зилантова монастыря архим. Алексия была создана в 1689 г. митра с серебряными позолоченными чеканными изображениями и вкладной надписью ( Дульский. 1917. С. 14; Рощектаев. 2004. С. 144-146); в 1716 г.- серебряный крест с частицами Животворящего Креста и частицами мощей 15 греч. и рус. святых ( Рощектаев. 2004. С. 141-142). Блюдо. 1678 г. (НМРТ) Сведения о переделках драгоценного имущества свидетельствуют о разных аспектах культурной жизни и быта в храмах К. и Т. е., напр. о предпочтении нового художественного стиля. Так, сохранившееся от утвари кафедрального собора серебряное церковное блюдо («церкви честнаго Благовещения и Гурия чудотворца») (НМРТ), к-рое изначально было гладким, в 1685 г. по благословению Иоасафа, митр. Казанского и Свияжского, украсили чеканным «травным» узором по краям и вызолотили, о чем сказано в надписи на центральной мишени, посреди украшенных чеканным узором «ложек».

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Кафедральный собор в сер. XVII в. получил новые предметы богослужения. При митр. Корнилии была сделана серебряная ладанница с вкладной надписью (1656, НМРТ). Митр. Лаврентий прилагал мн. усилий для украшения соборной ризницы, старых и новых мон-рей. В Зилантовом мон-ре самый древний напрестольный крест в драгоценном окладе (серебряная басма с чеканным изображением Распятия и предстоящих, с 2 красными лалами и крупной бирюзой) был сделан в 1665 г., по преставлении архим. Иоасафа (Буянова) ( Рощектаев. 2004. С. 140). В ризнице Зилантова мон-ря хранились древняя серебряная дарохранительница ( Шпилевский. 1873. С. 14; Спутник по Казани. 1895. С. 118) и ковш с фигурой трубящего витязя в окружении орлов, гирлянд и лавров ( Шпилевский. 1873. С. 14; Пинегин. 1890. С. 341), по др. версии, с изображением человека, пьющего из рога (Спутник по Казани. 1895. С. 118), с заздравной надписью по краю, а также 3 старинных креста XVI-XVII вв. Драгоценная утварь создавалась местными мастерами для Спасо-Преображенского монастыря: в 1668 г. на средства монастырской казны по инициативе архим. Мисаила была сделана большая серебряная с позолотой водосвятная чаша, украшенная по верхнему краю надписью с именем мастера: «Труд же серебряника Сергия Плетеневца» ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 6; Лебедев. 1895. С. 56; Ключевская. 2009. С. 89). Вкладывали, вероятно, произведения ювелиров-иностранцев. Так, в Богородицкий мон-рь была вложена чаша для теплоты или ладана в виде широкой плоской раковины с 2 ручками и надписью: «Antoni Cristians ds. Anno 1672» ( Малов. 1879. С. 76). Владыка Лаврентий занимался украшением первых деревянных храмов Раифской пуст., для убранства к-рых им были пожертвованы напрестольное Евангелие 1657 г. в драгоценном окладе ( Он же. 1880. С. 74) и набор драгоценных служебных сосудов, созданный в 1670 г. на средства из личной казны митрополита, «по своей убогой душе и своих родителех в вечное поминовение» (Там же. С. 84). В ц. Божией Матери Печерской в Ямской слободе митр. Лаврентий вложил напрестольный крест (1671, НМРТ), в котором сочеталось неск. техник: ковка, гравировка, чеканка.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

ист.”, 304; “Памятн. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 63; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 950; “Акты истор.”, III, 103 (Ц. гр. 1621 г. о назнач. земель Верхотур. м-рям и о составл. им описей). 1970 . Рождественский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Новосиле, Тульской губ. О нем известно только, что он в 1631 г. передан Москов. Троице-Сергиеву монастырю основан в 1619 г. старцем Сергием на занятые у Троицкого монастыря деньги. “Ист. опис. Свято-Троиц. Сергиевы лавры”, 1842 г., 152; Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 798; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1878 г., IV, ист. опис. Тр. Серг. лавры, 185. 1971 . Рождественский, мужской, совсем уничтоженный, в Ярославле. О нем упоминается в патриаршей гра­моте 1631 г., когда черный поп Си­меон м-ря послан был в Преобра­женский-Новый м-рь, чтó в Данилове, для ревизии строителя старца Сергия Бу­лычева и изгнания его из м-ря. В 1700 г. м-рь имел во владении 36 дво­ров крестьян. “Яросл. губ. в.”, 1852 г., 29; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 347. 1972 . Рождественский, мужской, ныне погост Рождественский, Ярослав­ской губ., Угличского у., в 45 вер. к юго-вост. от Углича, при впадении рч. Воронежки в Ворсму. Существовал в XVIII ст. и обращен в приход. Сохра­нившаяся церковь во имя Рожд. Богоро­дицы основана в 1811 г. Крылов, “Ист.– стат. обозр. Яросл. епар.”, 45, 355. 1973 . Рождественский – Богородицкий, женский, ныне приходская церковь Рождества Богородицы, в гор. Ярославле. О нем известно только, что он был сожжен поляками в 1609 г. и после того не возобновлялся, а ино­кини перешли во вновь построенный Казанский мон. “Ист. Росс. Иер.”, V, 712; Журав­лев, “Путевод. по Ярослав. губ.”, 178, 181; Кры­лов, “Ист.-стат. обозр. Рост. – Яросл. епарх.”, 40; “Ярослав. губ. вед.”, 1853 г., 35 (Опис. Казан. дев. м-ря); 1854 г., 23–24 (Серебренников, “Опис. церкви Рожд. Богор.”). 1974 . Рождественский – Богоро­дицкий – Борисовский, мужской, ны­не село Борисово, Московской губ., Мо­жайского у., в 10 вер. к югу от Мо­жайска по дороге в Верею, при р. Пахре. Несомненно существовал в XVII ст., что видно из писцовых книг 1629 г., где сказано: «Да в селе же Борисове место монастырское, что был м-рь Рожд. Пресв. Богород., а в церкве образы и книги и всякое церковное строенье было преж­них Государей жалованье, да в том же м-ре 15 келей, да место дворовое служие, а ныне то монастырское место от­дано Борисоглебскому попу Алексею...» Ратшин, 285; “Москов. губ. в.”, 1841 г., 26 (Борисовский городок).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пьяны; основан одновременно с предыдущим, после 1740 не упом.), Исадская Спасская Архидиаконская пуст. (мужская, в с. Исады совр. Лысковского р-на; упом. в 1577, в 1686 приписана к Макариеву Желтоводскому мон-рю), Рождество-Богородицкий (мужской, в совр. с. Курмыш Пильнинского р-на; впервые упом. в 1584, в 1657 приписан к Патриаршему дому, в 1680 - к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня мужскому монастырю , в 1764 упразднен), Архангельский Княгининский (женский, в совр. г. Княгинино; основан во 2-й пол. XVI в., упразднен в 1764), Троицкий (женский, в совр. с. Курмыш; основан не позднее XVI в., упразднен в 1764), Казанский Богородицкий (мужской, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., в 1724 упразднен, в 1728 возобновлен, в 1764 вновь упразднен), Богородице-Рождественский (женский, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Спасо-Преображенский Мурашкинский (мужской, в совр. пос. Б. Мурашкино; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Маровский Крестовоздвиженский (женский, в пос. Красные Мары Спасского р-на; основан в 1632 как муж. пустынь, в 1721 приписан к Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери мужской пустыни , упразднен в 1764, возобновлен в 1901 как женская община, закрыт в 1927, в 2009 началось восстановление при помощи Нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря , в 2015 приход на территории бывш. мон-ря получил статус архиерейского подворья), Троицкий Мурашкинский (женский, в совр. пос. Б. Мурашкино; основан в 30-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Преображенская пуст. (мужская, у оврага Старцев Угол близ совр. дер. Булдаково Сеченовского р-на, на границе с Мордовией; основана в сер. XVII в., упразднена в 1764), Зеленогорский Спасский (в совр. с. Зелёные Горы Вадского р-на; основан в сер. XVII в. как мужской, упразднен в 1764, возобновлен в 1-й четв. XIX в. как жен. община, официально утвержденная в 1842 и преобразованная в мон-рь в 1893, закрыт в 1929), Троицкий Васильегорский Хмелевский (мужской, в слободе Хмелевка (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

В 70-х гг. XIX в. строительство К.-Б. м. возобновилось на средства землевладельца и хозяина заводов в Осинском у. Павла Дмитриевича Дягилева. В 1871-1873 гг. на отведенной Удельным ведомством земле Дягилев построил 2-этажный деревянный дом с хозяйственными службами, всю усадьбу обнес бревенчатой оградой. Он взял на себя продовольственные расходы и выплачивал жалованье первым трудникам. В 1882 г. еп. Уфимский Никанор (Бровкович) выразил Дягилеву «сердечную признательность». Указом Синода от 21 июля 1878 г. К.-Б. м. «впредь до окончательного устройства» был приписан к уфимскому Успенскому мон-рю. Подворье, именовавшееся Камско-Николаевским (или Никольским), подчинялось настоятелю Успенской обители и управлялось иеромонахом. 1 янв. 1879 г. за литургией в уфимском кафедральном Воскресенском соборе еп. Никанор (Бровкович) рукоположил во иерея мон. Павла, к-рый стал первым настоятелем подворья. Поскольку в 1881-1893 гг. Успенский мон-рь был приписан к архиерейскому дому, Камско-Николаевское подворье в этот период именовалось подворьем Уфимского архиерейского дома. В 1880 г., при иером. Павле, на средства Дягилева на верхнем этаже братского корпуса была устроена и осенью 1881 г. освящена домовая ц. во имя свт. Николая Чудотворца. За труды по благоустройству подворья 27 окт. 1881 г. иером. Павел был награжден набедренником, а 25 февр. 1885 г.- наперсным крестом. С 1896 г. подворье возглавлял иером. Макарий, с 1899 г.- иером. Герман. В кон. XIX в. в обители проживало от 2 до 10 чел. братии. Игум. Анастасий. Фотография. 1910 г. (ГПИБ) Игум. Анастасий. Фотография. 1910 г. (ГПИБ) По ходатайству Уфимского еп. Антония (Храповицкого) указом Синода от 19 дек. 1900 г. обитель была преобразована в заштатный «общежительный монастырь с наименованием Богородицким» - в честь Казанской иконы Божией Матери. 18 февр. 1901 г., в Неделю Торжества Православия, в присутствии местных властей и при большом стечении народа состоялось его открытие. Были отслужены всенощное бдение и литургия, молебен Спасителю и Божией Матери с крестным ходом вокруг мон-ря; прочитаны 2 молитвы - «на обновление храма», посвященного Казанской иконе Божией Матери, и краткая молитва XVII в. «о начале монастыря». В монастырской церкви был помещен список местночтимой иконы свт. Николая Чудотворца (Николы Берёзовского), хранящийся в Троицком храме с. Николо-Берёзовка. Этот образ почитался не только православными, но и местными мусульманами.

http://pravenc.ru/text/1470151.html

Церковь во имя прп. Никиты Столпника Переяславского. 1765 г. Фотография. Кон. ХХ в. Владимир неск. раз разоряли почти полностью: в 1238 г. хан Батый, в 1382 г. был сожжен войском Тохтамыша, в 1411 г.- ратью татар царевича Талыча и воеводы нижегородского Даниила (был разграблен Успенский собор), в 1521 г. был захвачен казанскими и крымскими татарами под предводительством хана Махмет-Гирея, в 1614 г. разорен польско-литов. набегами. В XIV-XV вв. Московские митрополиты и князья проявляли заботу о древних постройках. В 1362 г. митр. Алексий возобновил Константино-Еленинский мон-рь в вост. предместье Владимира. К владимирской святыне, чудотворной иконе Божией Матери, обращались в кон. XIV в. в связи с борьбой против татар (1380), с нашествиями на Русь (1395). В 1408 г. по воле вел. кн. Василия Димитриевича был расписан заново Успенский собор (см. ст. Андрей Рублёв ), в 1469 г. присланный из Москвы В. Д. Ермолин руководил ремонтом Золотых ворот и ц. Воздвижения на Торгу; Успенский собор в посл. четв. XV в. послужил образцом для строительства нового здания собора в Московском Кремле. О значении Владимира не забывали и в XVI в.: в грамоте вел. кн. Василия III причт Дмитриевского собора назван собственным государевым, как стоящий «на моем дворе» (ААЭ. Т. 1. 159); в 1518 г. из Успенского собора мон-ря в Москву на поновление были присланы иконы Спасителя и Богоматери (ПСРЛ. СПб., 1853. М., 2000р. Т. 6. С. 264; Т. 30. С. 144); 8 июля 1552 г. царь Иоанн Грозный молился у гробов князей-прародителей во время посещения Владимира перед походом на Казань (ПСРЛ. СПб., 1906. М., 1965, 2000р. Т. 13. С. 192); регулярно обновлялись деревянные городские укрепления. Возрождение архитектуры Владимира началось с сер. XVII в. В 1641 г. город посетил царь Михаил Феодорович, в 1645 г. в Успенском соборе по благословению Патриарха Иосифа были открыты мощи св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича. С того времени на месте старых мон-рей, деревянных и обветшавших храмов поднялись каменные здания. На территории древнего вост. посада местными жителями была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (1644-1649), позднее принадлежала ДС, в наст. время используется для богослужений старообрядцами. Была исполнена фресковая роспись собора Княгинина мон-ря. В целом строительство, в т. ч. и приходских церквей, оставалось деревянным, каменные постройки того времени известны в Рождество-Богородицком мон-ре.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ предыдущая статья Содержание КАЗАНСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ построен для Казанской иконы Божией Матери царем Михаилом Феодоровичем Романовым в ознаменование чудес от этого образа, совершившихся при освобождении Московского гос-ва от иноплеменников в 1612 г. История престола Казанский собор в Москве. Фотография. 2012 г. Казанский собор в Москве. Фотография. 2012 г. История освящения храмовых престолов в честь Казанской иконы Божией Матери начинается со времени отправки царю Иоанну IV Грозному списка иконы, явленной в 1579 г. в Казани: царь дал средства из царской казны и повелел поставить на месте явления иконы церковь и устроить девичий мон-рь (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь ). В 10-х гг. XVII в. особую роль в прославлении Казанской иконы играл предводитель Второго ополчения кн. Дмитрий Михайлович Пожарский. Он поместил Казанскую Московскую икону Божией Матери (см. в ст. Казанская икона Божией Матери ) в своей приходской Введенской ц. (угол Лубянки и Кузнецкого Моста; не сохр.); в ней празднование иконе совершалось с 22 окт. 1613 г. В приделе Введенской ц. не позднее 21 окт. 1617 г. был освящен (впервые в Москве?) престол в честь Казанской иконы Божией Матери. С венчанием на царство Михаила Феодоровича икона вошла в круг святынь царской семьи и заметно выделялась среди многочисленных чудотворных образов. 22 окт. 1632 г., на «осеннюю Казанскую», икону из Введенской ц. кн. Пожарского переместили ближе к Кремлю, в любимую царем Введенскую же ц. («Златоверхие, что в Китае городе»). В кон. 1632 - нач. 1633 г. по указу царя Михаила Феодоровича была освящена отдельная деревянная ц. Казанской иконы Божией Матери, «что в Китае городе у стены», «меж Ильинских и Никольских ворот» (ладан на освящение выдан 17 дек. 1632). Казанский собор в сер. XVII в. Аксонометрическая реконструкция. Рис. С. С. Попадюка

http://pravenc.ru/text/1319816.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010