-О чем может быть разговор, когда горит родной дом? - сказал Пожарский, выслушав посетителя. - Только предатели и потерявшие совесть люди могут отсиживаться по домам в такую пору. Конечно, я согласен. -Иного ответа я и не ожидал, - радостно воскликнул Минин. -Как твои раны? - поинтересовался он. -Отныне я пекусь лишь о ранах России, - сказал князь. - Исцелится Россия - исцелюсь и я. Три дня ополченцы постились и молились во главе с Мининым и Пожарским перед чудотворной иконой Божией Матери Казанской. А потом все причастились Святых Христовых Таин. Димитрий Пожарский произнес: -Будем мужественны! Спасем Москву, а с нею и всю Россию! Он повел ополчение окольным путем - через Кинешму, Кострому и Ярославль, преследуя две цели: пополнить в этих городах число ополченцев и очистить Поволжье от многочисленных шаек казаков и ляхов. Осенью 1612 года войско подошло к Москве. Китай-город и Кремль по-прежнему были в руках поляков. Пожарский предложил им сдаться в плен. Те ответили наглым издевательским письмом. Однако вскоре они пожалели об этом. В их стане начался голод, им пришлось есть собак, кошек, крыс и мышей; через некоторое время они стали убивать и поедать друг друга. Перед решающим штурмом священники совершили молебен перед чудотворным образом Божией Матери, который в течение всего похода неотлучно пребывал среди ополченцев. Минин, Пожарский и все воины, преклонив колени, усердно молились, прося Царицу Небесную даровать им победу. 22 октября Китай-город пал, а еще через несколько дней был взят Кремль. Россия была спасена! В честь этого великого события князь Пожарский на свои средства построил на Красной площади храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Чудотворный образ он передал клиру этого храма. Прошло четыреста лет. В 1918-ом году, во времена большевистского лихолетья, икона исчезла; долгие годы о ней ничего не было известно. Считали, что она находится заграницей, куда ее продали за большие деньги. Но все произошло иначе. Великую святыню сохранили русские благочестивые христиане. В 2001-ом году члены семьи известного реставратора Сергея Николаевича Воробьева подарили ее Патриарху Алексию II. Так она оказалась в Патриаршей резиденции в Переделкино.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/21/...

— Значит, гнать гостей в шею? — грозно сказала мама. — Пожалуйста: выгоню. Я в одиночку напьюсь! И мама лихо выпила стакан коньяка. Это был бунт на корабле, и такой устрашающий, что папа в панике сбежал из дома и всю ночь сидел на скамейке в парке. Позже выяснилось, что папа просто ревновал маму к соседу, игриво ухаживавшему за ней во время общих застолий. Впрочем, это был единственный случай, когда мои родители были на грани развода, но, к счастью, не развелись. «Державная» 2/15 марта, в день отречения от престола государя-страстотерпца Николая Александровича, в селе Коломенском (ныне это Москва) явила себя чудотворная икона Божией Матери «Державная». В «Сказании о явлении Державныя Божия Матери» говорится: «Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную, царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа». Об иконе Божией Матери «Державной» написано так много, что, вероятно, не стоит повторять. А потому расскажу о фактах менее известных. В Москве мы с сыном окормлялись у отца Георгия Таранушенко, ныне протоиерея и настоятеля храма Святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине. А в те годы он служил священником в коломенском храме Казанской Божией Матери. Подружились мы и с супругой отца Георгия матушкой Ириной, работавшей научным сотрудником в Историческом музее. Обстановка в музее была сложная, на «попадью», бывало, косились. Но когда матушка Ирина решила уволиться из музея, то духовник их семьи архимандрит Адриан (Кирсанов) не только не одобрил ее решения, но как-то особенно значимо благословил ее продолжать работать там. Благословение было не случайным, именно матушке Ирине дано было отыскать в запасниках музея, казалось бы, утерянную икону Божией Матери «Державную».

http://azbyka.ru/fiction/sila-molitvy-i-...

Подтверждая свои добрые намерения, Папа заявил о желании передать в Россию икону Казанской Божией Матери, которую наверняка можно назвать одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной России. По официальным сведениям, она была вывезена из страны в начале XX века, в 1970-х гг. куплена представителями РКЦ на аукционе и сейчас находится в резиденции Понтифика. Иоанн Павел II не в первый раз говорит, что готов передать икону в Россию. Переговоры об этом, в частности, вел с Ватиканом мэр Казани, в которой эта икона находилась до XVII в. Ополчением Минина и Пожарского она была перевезена в Москву и хранилась в Казанской церкви на Красной площади. Как известно, одним из не осуществленных пока желаний католической стороны на фоне затянувшегося непонимания двух Церквей является приезд Папы в Россию. В 1997 г., когда в Риме впервые заговорили о возвращении иконы, речь шла о том, что Папа передаст ее в руки Патриарху Алексию II при личной встрече. Но из-за существующих между Церквами разногласий личная встреча тогда не состоялась, и икона так и осталась в Ватикане. Представители Московской Патриархии настаивают на том, что икона должна быть возвращена ради исправления исторической несправедливости, но при этом они никак не связывают ее возвращение с приездом Понтифика в Россию. Если бы Папа вернул икону именно сейчас, когда его приезд кажется практически нереальным, это стало бы, вероятно, большим дипломатическим успехом Ватикана. И Московскому Патриархату в таком случае не осталось бы другого выхода, кроме как принять святыню, сделав шаг навстречу Римско-Католической Церкви. Впрочем, в нынешней ситуации это вряд ли осуществимо, если только не произойдет еще одно чудо, сотворенное иконой Казанской Богоматери. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

икону, и указал место, где она была скрыта. Но Матрона, боялась сначала открыть об этом и уже спустя неделю рассказала матери о благодатном сне своем. Мать сперва не обратила на рассказ до­чери должного внимания и отнесла сон еë к обык­новенной детской грезе. Через несколько времени тоже сновидение повторилось во второй и в третий раз и уже с угрозою. Святитель и воевода, к ко­торым обратилась Матрона и мать еë, не обратили внимания на слова девочки. Тогда, 8 июля, около по­лудня, мать Матроны пришла с заступом на ука­занное дочерью место и начала копать землю. Долго копала она, но св. иконы не находила. После нее принялись копать соседи еë, собравшиеся толпою из любопытства, вскопали все место, но также ничего не находили. Наконец, вместе с другими, начала копать сама девочка Матрона в том месте, где прежде находилась печь, и только что прорыла землю на пол-аршина, вдруг явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, обвернутая в ветхое сукно вишневого цвета. Чудным светом сияла св. икона, как будто недавно была изображена она и прах земли, каза­лось, не коснулся еë. Матрона с благоговейным страхом и необыкновенною радостью приняла на руки Пречистую икону и поставила ее на том же месте. Чудесно явившаяся икона Божией Матери сразу сделалась оплотом Православия среди сильного иноверия в Казанском крае. Сказание о явлении Казанской ик. Божией Матери патр. Гермогена. Его собственная рукопись Другой отрывок рукописи патриарха Гермогена Первым, кто удостоился взять св. икону Божией Матери от земли и показать ее народу, потом пе­ренести в ближнюю церковь св. Николая Тульского с благословения Казанского архиепископа Иеремии, был Николо-Гостиннодворский священник Гермоген, впо­следствии патриарх. Будучи уже митрополитом, Гер­моген в 1594 году составил сказание о явлении этой иконы и о совершившихся от нее чудесах: рукопись этого сказания хранится в Московской Сино­дальной библиотеке 2 . При нем совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Воспитание Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Воспитание " О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных, и во чреве матери носимых. Укрой[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Воспитание Тропарь, глас 4 Воспитавшейся во храме во святая святых, одеянней верою и премудростию и безмерным девством, Архистратиг Гавриил принесе с Небесе целование и, еже радуйся, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная, Господь с Тобою. Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Воспитание Акафист Божией Матери перед иконой «Воспитание» Кондак 1 Взбранной Воеводе и благой Воспитательнице рода христианского, яко избавль шеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, но яко имущая державу непобедимую, от всяких бед моих чад свобод[...] Описание: Икона написана в Софрино, для храма иконы Божией Матери " Воспитание " в г.Спасск Пензенской области, храм располагается по адресу ул.Советская 20 Файл 24995.jpg:   Размер: 567x958, 0.54 MPix, 81 Kb. Дата: 2015-03-16, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (519) , (54) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Воспитание. Вторая половина XVIII века. Дерево, паволока, левкас, темпера. 10,6 х 7,4 з 0,8 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 33227.jpg:   Размер: 563x800, 0.45 MPix, 219 Kb. Дата: 2018-12-22, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (135) , (8) . Описание: Изображение чудотв. иконы Богоматери, именуемой Воспитание. Древний византийский образ в России получил название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона прославилась по всей России своими чудесами. Оригинал иконы находился в Казанском соборе на Красной площади, но после разрушения храма бесследно исчез. (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными [...]

http://pravicon.com/icon-69

6 февр. 1915 г. на петроградском подворье митр. Петроградский и Ладожский сщмч. Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы рус. воинству. Местонахождение иконы в наст. время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. В России неск. списков с иконы находилось в Вятской губ. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Христорождественском мон-ре. 19 нояб. 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губ. В 1882 г. игуменией вятского Преображенского жен. мон-ря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иером. Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губ. в праздничные дни 12 дек., когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 янв. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губ. В наст. время один из чтимых списков находится в слободском Свято-Екатерининском соборе. В Софийском соборе в Царском Селе находится икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена сщмч. Вениамину (Казанскому) , еп. Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митр. Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения сщмч. Иоанна Кочурова , пресв. Екатерининского собора. Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского мон-ря на Афоне, сохранился в Алексиево-Акатовом жен. мон-ре Воронежа. В 1999 г. отмечалось мироточение иконы.

http://pravenc.ru/text/155570.html

Икона Казанской Божией Матери стала вскоре всенародной святыней, знамением Ее Небесного покрова, явленного всей Русской Церкви. Много раз этот чудотворный образ указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. В год явления ее в Казани начался знаменитый поход за Уральские горы казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского, который увенчался присоединением Сибири. Оттуда русские землепроходцы-миссионеры двинулись дальше на восток, и, преодолев много тысяч километров, в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану. В лихую годину, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество Патриарх Гермоген, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: " Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем " . Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский. Присоединившиеся к ополчению казанские дружины по благословению Патриарха Гермогена принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступничеством была спасена Россия. После изгнания поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский торжественно внес святую Казанскую икону в свою приходскую Введенскую церковь на Лубянке, в Москве. Позже, когда на Красной площади воздвигли Казанский собор, святой образ был в 1636 году перенесен в этот храм. Ныне эта чудотворная икона находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Первый долго молился со своим воинством перед иконой Казанской Божией Матери. В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона в начале находилась в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы была перенесена в Казанский собор.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/03/...

Престол утвержден на каменном фундаменте и сооружен из дуба. Высота его 24 вершка, широта 22 вершка, длина 32 вершка. Внутри престола находится деревянный крест, на котором с одной стороны написано: «Престол сей освящен во имя Сретения Господня по повелению высокопреосвященнейшего митрополита Амвросия, 1803 года ноября 17 дня, на память св. Григория Неокесарийского и св. преподобных отец Никона и Лазаря», на другой стороне: «по возобновлении сего храма, престол сей освящен 1860 года ноября 13 дня на память отца нашего Иоанна Златоустого и мученика Никифора». Старожилы утверждают, что храм сооружен по плану местного дьячка Дмитрия Васильева, но письменных доказательств на это нет. Внутренние стены храма обтянуты холстом и окрашены в алтаре – палевою, в церкви – голубою, а в притворе – перлового цвета краскою. Иконостас высотою в 2 сажени двухъярусный, выкрашен белою краской, с резною позолотою, и окаймлен золочеными карнизами. На вершине иконостаса крест, с стоящими по обе стороны его золочеными из дерева архангелами. Царские врата также резные из дерева и позолоченые, имеют высоты 3 аршина и 2 четверти, а ширины 1 ¾ аршин. В нижнем ряду иконостаса находятся 4 иконы: Спасителя, Казанской Божией Матери, Сретения Господня и Николая чудотворца. Над царскими дверьми – Тайная вечеря. Во втором ряду шесть икон дванадесятых праздников. Все иконы хорошей живописи и лики украшены серебряными позолоченными венцами. Икона Сретения – в серебряной ризе. В куполе, на стенной штукатурке помещены лики 8 пророков; на потолке образ Господа Саваофа, писанный на холсте. Из священных предметов храма особенно замечательна запрестольная икона Тихвинской Божией Матери, писанная в 1800 г. в Тихвине. Она есть точный список с чудотворной иконы, высота ее 1 аршин, ширина 8 вершков. Нарисованная весьма отчетливо икона украшена серебряною вызолоченною ризою с таковыми же венцами и тремя звездами, сделанными из восточного хрусталя и аметистов. Эта икона есть дар строителя храма Богаевского. День 26 июня особенно чтится прихожанами потому, что этот день, как говорят старожилы, особенно чтил строитель храма и после литурии всегда просил причт совершить молебствие; просил и крестьян участвовать с ним в молитве. И доныне ежегодно, 26 июня совершается панихида об усопшем рабе Божьем Иоанне, создателе святого храма сего.

http://sobory.ru/article/?object=39770

Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид». На дубовом необлаченном престоле находился желтый атласный антиминс, освященный в 1802 г. Преосвященным Павлом. Одежду на престол пожертвовал бывший профессор С. - Петербургской Духовной Академии Дим. Вершинский. Резной фигурный вызолоченный запрестольный крест имел в пяти вызолоченных клеймах финифтяные изображения Воздвижения, Введения во Храм, Христа Спасителя, Преп. Сергия с Божией Материю и Апостолами Петром и Иоанном и свят. Алексия, митрополита Московского. На Горнем месте на стене помещалось живописное изображение Христа Спасителя на престоле, окруженного девятью Ангельскими ликами, выше был изображен Господь Саваоф. По другому описанию, запрестольный образ был двусторонний и изображал Казанскую икону Божией Матери и Св. Варвару, в вызолоченной овальной рамке с короной наверху. Над жертвенником помещалась живописная икона с изображением Положения во гроб Христа Спасителя. В метрике 1887 г. описан двухъярусный иконостас «с колоннами, выше колонн проведен карниз, выше его есть украшения в виде кружков, большей частью поле ею гладкое и всё вызолоченное». Резной деревянный иконостас с образами, написанными на холсте, устроила А. А. Полторацкая, а вызолотила помещица Анна Николаевна Ермолаева. Вызолоченные решетчатые Царские врата украшали традиционные изображения Благовещения и Евангелистов, с Треугольником в сиянии и словом " БОГ " над ними. Большей оригинальностью отличались другие иконы. Например, Спаситель в местном ряду был изображен благословляющим правой рукой и держащим в левой глобус. Божию Матерь с Предвечным Младенцем окружали лики Ангелов. На южных вратах располагалась икона Св. Симеона Богоприимца с Богомладенцем на руках, на северных - Св. Пророка Моисея со скрижалями. Над вратами помещались образа Рождества Христова и Введения. В первом ярусе также находились изображения Свят. Николая и Свят. Димитрия Ростовского. В верхнем ярусе над Царскими вратами было изображение Отечества, окруженное иконами 12 Апостолов и Пророка Давида. Поверх всего иконостаса помещалось Распятие с предстоящими. С южной стороны у дверей храма находилась богато украшенная плащаница, справа - икона Св. Иоанна Предтечи в позолоченной ризе, почитавшаяся чудотворной и явленная в д. Маслове Красновского прихода. Выделялись «очень ценное паникадило» - хрустальное с медными шандалами, старинные два напрестольных креста и образы Св. Николая Чудотворца и Свят. Тихона Задонского в алтаре. Из других икон известны образы Спасителя и Божией Матери греческого письма, огненного восхождения на небо Пророка Илии, Вмч. Георгия и Свят. Николая, хоругви с изображениями 1) Богоявления и Свят. Николая и 2) Воскресения и Божией Матери. Среди старинных книг храма находились Апостол 1699 г., Минеи 1754 и 1796 гг., Требники 1698 и 1754 гг., творения Свв. Отцов.

http://sobory.ru/article/?object=00013

Дата 22 октября, очевидно, была выбрана Петром I не случайно. Она связана не только с уже сложившимся празднованием избавления Москвы от польского плена, что отмечалось XVII веке ежегодно крестным ходом, который возглавляли Царь и Патриарх. Думается, важную роль сыграли для царя Пера Алексеевича пророческие слова почитавшегося им Святителя Митрофана Воронежского, который завещал первому русскому императору почитать Казанский образ Богородицы, сказав, согласно преданию, что основанная им новая столица Санкт-Петербург избрана Самой Царицей Небесной, и пока ее Казанский образ будет пребывать в городе и пока будут молящиеся перед Казанской иконой, город будет стоять. В чем убедились их потомки во время страшной блокады в годы Великой Отечественной войны. Через 100 лет после провозглашения России Империей наступил грозный год русской истории 1812-й, и Казанская икона сопровождала русскую армию в походе, а в Санкт-Петербурге был построен Казанский собор, который стал памятником русской победы и где упокоился народный герой Михаил Илларионович Кутузов. Глубоко символично так же и то, икона ушла, когда клонилась к закату империя. Это произошло в канун праздника Первоверховных Апостолов Петра и Павла в ночь на 29 июня ст. ст. 1904 года. Известно, какие усилия предпринимал будущий священномученик Гермоген (Долганов) в поисках иконы. Но всё было тщетно. Русскому обществу это было неинтересно. Для политической и культурной элиты России это событие прошло незаметно. Что произошло потом мы все хорошо знаем. Кстати, последние защитники Самодержавия русские монархисты-черносотенцы учредили Союз Русского Народа, призванный объединить народ вокруг Царя, именно 22 октября 1905 года в день Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, народ объединить уже было возможно только насилием. И вот пришла новая гроза для России Великая Отечественная война. И мы имеем огромное число преданий, связанных с Казанской иконой. Самое известное предание о явлении Пресвятой Богородицы митрополиту Гор Ливанских Илие Караму, которому Божия Матерь повелела передать советскому руководству: « Ленинг рад сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010