Солея возвышена на 4 ступени и отделена от средины храма железной решеткой. Иконостас перенесен из прежнего соборного храма; он двух ярусный, резьба наложена по золотому полю: украшен золотыми колоннами. За столбами закрывающими клироса устроены два высоких киота, украшенные по зеленому полю золочеными колоннами и резьбой 26 25; в одном из этих киотов, правом, помещается храмовая икона Рождества Богородицы в серебрено-позлащенном окладе, а в другом икона Казанской Божией Матери в позлащенно же окладе, риза и убрус низаны жемчугом и украшены камнями, местночтимая, по бывшим от нее исцелениям. По монастырскому преданию, она стояла сперва на монастырской кухне, а после совершившегося по молитве пред ней чудесного исцеления больного ногами послушника, помещена в церковной трапезе и наконец поставлена на нынешнее свое место. В симметрию с левым приделом устроено в одной линии с иконостасами особое место для Чудотворной иконы Знамения Божией Матери, также в виде иконостаса, который по серебреному полю украшен золочеными колоннами и резьбой. Икона помещена в нем в особенном позолоченном киоте, за стеклом, по сторонам занавес, а снизу привешена пелена. Над нею в арке резное изображение Св. Духа с сиянием. Перед иконою устроена возвышенная площадка, обведена перилами (на равне с нижним краем местных икон) на которую всходят для того, дабы приложиться к иконе с двух сторон по деревянным лесенкам, (по одной всходят, по другой сходят), для избежания тесноты. Стены храма внутри местами расписаны: над боковыми окнами священныя изображения Евангельских притчей, в трибуне между окнами в простенках также 8 изображений. На восточной стороне: коронование Божией Матери, на других 7 ангельских чинов, в замках сводов 4 евангелиста с их символическими знаками. Местные иконы Спасителя и Божией Матери большого размера в серебренных ризах, венцы сребро-позлащенные гладкие, убраны разноцветными камнями. На месте храмоваго образа Феодоровской Божией Матери в сребро-позлащенном окладе, убрус низан жемчугом, на ризе вычеканена надпись: «1757 года сей Св. Образ списан с чудотворного образа Св. Богородицы нарицаемый Феодоровской явися ….. »; икона вставлена в золоченую дску равную по размерам величине местных икон, на полях коей в клеймах изображены разные святые; на ней внизу надпись: «Сооружен сей образ иждивением секунд-майора Матвея Васильева Мужланова, и тщанием супруги его Анны Ивановой в 1796 году, 12 апреля» 27 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Волоколамская икона О Волоколамском образе Божией Матери известно, что прославление его последовало 3 марта 1677 года, и с тех пор он сделался источником многих чудес. Преподобный Иосиф (скон. 9 сент. 1515 года), основатель известного Иосифова Волоколамского монастыря, привез его из Москвы в свой монастырь, от имени которого чудотворный образ Богоматери и получил наименование Волоколамского. Икона «Знамение» в Златоустовском монастыре Сведения о ней помещены под 27 ноября. 5 марта Икона «Воспитание» На иконе, именуемой «Воспитание», Богоматерь изображается с Предвечным Младенцем, сидящим на Ее левой руке. Правая рука Христа простерта вверх к лику Пречистой Девы. Один из списков с этой иконы Божией Матери, прославившийся по всей России своими чудотворениями, ныне находится в московском Казанском соборе. 6 марта Ченстоховская икона На Ясной горе, близ города Ченстохова Петроковской губернии, есть Ченстоховский католический монастырь, в котором хранится древний чудотворный образ Пресвятой Девы, известный под именем Ченстоховского. Есть мнение, что св. евангелист Лука написал всего до 70-ти икон Богоматери. Нам нет необходимости сейчас разбираться в том, насколько это мнение справедливо. Для нас важно то, что предание действительно приписывает написание Ченстоховской иконы Пресвятой Девы, празднование которой совершается ныне, именно св. евангелисту Луке. Оно даже указывает на Иерусалим, как на место написания этого образа, и частнее еще указывает на так называемую в Иерусалиме Сионскую горницу, в которой Господь наш Иисус Христос совершил Тайную Вечерю накануне Своих крестных страданий и смерти и в которой сошел Дух Святой на апостолов. В 66—67 годах, когда на Иудею напали римские войска под предводительством полководцев Веспасиана и Тита, желавших совершенно уничтожить политическую самостоятельность Иудеи, христиане, опасаясь разрушения Иерусалима, удалились из него заблаговременно в местечко Пеллу, лежавшее между горами. Туда же они перенесли и Ченстоховский образ Божией Матери и сохраняли его вместе с другими святынями в пещерах.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Появившиеся в раннехристианском искусстве типы изображений Богородицы получили дальнейшее распространение и развитие в искусстве Византии, Балкан, Древней Руси. Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Св. Софии Константинопольской, 876; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; в церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502, и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви св. Софии в Охриде (30-е гг. XI в.) Божией Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божией Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображенным не в медальоне (напр. в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 (не сохр.); в Святой Софии Константинопольской, 1118; в соборе Гелатского монастыря, ок. 1130). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия) (мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божией Матери с пророком Моисеем и Патриархом Евфимием (XIII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., ГТГ); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 (изображение не сохр.)), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение», напр. икона Божией Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316–1321). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская, Тихвинская, Казанская и другие. В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь вмц.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Среди икон этого храма некоторые почитались за чудотворные: икона Казанской Божьей Матери (сохранилась от прежней церкви), лик ее «изображен крупными чертами на холсте, наклеенном на дерево, икона Смоленской Божией Матери „письма древнего“ до 1833 года находилась в доме помещиков Грибоедовых, но в этом году, когда умер последний потомок фамилии Грибоедовых, она была перенесена в храм»; икона Божией Матери «взыскания погибших», «кроме древности письма, замечательна еще тем, что младенец Иисус... представлен в обнаженном виде»; икона святителя Николая, «чтимая народом за чудотворную, и в прежние года, как рассказывают, было к ней большое стечение богомольцев, но почему такое прекратилось, неизвестно».  Н.А.Тархова. Грибоедовская усадьба Хмелита Храм каменный, устроен в 1759 г. помещиком Федором Алексеевичем Грибоедовым. Престолов три: в настоящем - в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделах: во имя свят. Николая и Крестителя Иоанна Предтечи. Приписной кладбищенский храм, тоже каменный, устроен в 1794 г. Алексеем Федоровичем Грибоедовым во имя св. Алексия, человека Божия. Прихожан 1221 душа муж. пола и 1346 жен. пола. Земли церковной 36 дес., в том числе усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 33 дес. Церковного капитала 1375 руб., капитала причтового 1000 руб.; священник получает жалования 108 руб., псаломщик 36 руб. Священник Михаил Тимофеевич Виноградов, с 1883 г. священник, награжден скуфьей в 1895 г.; диакон Леонид Иоаннович Романов, в сане диакона с 1885 г.; псаломщик Гавриил Васил. Ширяев, в должности с 1890 г., в стихарь посвящен. В селе 2 школы: церковно-приходская и земская. «Адрес-календарь Смоленской епархии с историческими и церковно-практическими указаниями», г. Смоленск. Паровая типо-лит. Я.Н. Подземского, 1897 г. Казанская церковь находится чуть южнее въезда на парадный двор, рядом с основной дорогой. Прежде площадка около нее была выделена и обрамлена посаженными по кругу деревьями. Стены сложены из особого узкого кирпича. Трапезная с симметричными приделами (чьими апсидами заслонены западные углы храма) и колокольня были разобраны и восстановлены при реставрации. Характерный для Смоленщины памятник барокко, но здесь оно выражено гораздо скромнее, нежели в облике главного дома.

http://sobory.ru/article/?object=01247

В Повести сообщается о явлении иконы: 23 июня 1579 г. Казань пострадала от сильного пожара, начавшегося недалеко от кремля, у ц. свт. Николая Чудотворца (т. н. Николы Тульского), во дворе «некоего воина царева» Данилы Онучина. Огонь перекинулся на кремлевские постройки - Спасо-Преображенский мон-рь и царский двор, выгорел почти весь посад. Пожар вызвал брань на христиан. Для укрепления православной веры, которая стала подвергаться поруганию, Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом. Икона неоднократно являлась во сне «дщи юной десяти лет сущей» по имени Матрона, дочери стрельца (в повести подчеркивается: ни архиерею, ни начальнику града, ни вельможе или богатому, ни мудрому старцу, а чистой девице). Она повелевала поведать о ней архиепископу и воеводам города, чтобы те вынули ее из земли в указанном месте. О явлениях иконы девица рассказывала матери, но та не верила ей. В один из дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже «огненным образом, лучи испущая огнены, пресветлы и страшны». От видения девица упала на землю и лежала «яко мертва» неск. часов, а затем «возопи велиим гласом» к матери. Тогда мать тотчас пошла с дочерью к воеводам, но они не поверили им. Мать, прослезившись, повела Матрону к архиепископу, но и он не внял их речам. Мать поведала людям о чудной иконе, те удивлялись, но тоже не верили ей, она же взяла заступ и стала копать в указанном месте. Копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать Матрона, то на глубине чуть более 2 локтей (ок. метра) она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная. Вскоре собрался народ, послали весть к Иеремии, архиеп. Казанскому и Свияжскому (1576-1581). Архиерей повелел звонить в колокол и крестным ходом со всем освященным собором пришел на место явления. Увидев образ, он дивился его необычному виду («переводу», иконографии) и молился с плачем о прощении согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии. Народ с радостью воздавал хвалу Спасителю и Богородице. По благословению архиепископа буд. митрополит Ермоген (тогда священник, видимо по имени Ермолай) благоговейно взял икону, и крестным ходом ее понесли в ближайшую ц. во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского), где был отслужен молебен. Далее огромный крестный ход направился в Благовещенский собор Казанского кремля. По пути от явленной иконы прозрел проситель милостыни Иосиф, не видевший 3 года (в Повести указано как чудо 1). Когда икону внесли в собор, исцелился слепец Никита (чудо 2). На следующий день архиеп. Иеремия совершил в соборе Божественную литургию.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

– Сейчас в монастыре два восстановленных действующих храма: в честь Казанской иконы Божией Матери (основная церковь) и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (церковь, в которой совершаются будние богослужения). Также в обители есть одна восстановленная часовня – во имя преподобного Сергия Радонежского и равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Также к монастырю относится домовый храм в честь Введения во храм Богородицы, который расположен за оградой. До революции этот храм принадлежал нашему монастырю. Он находился в церковной школе. Тогда это была церковно-учительская школа, в которой готовили преподавателей закона Божиего и учительниц провинциальных и сельских церковно-приходских школ. Сейчас у нас там просветительский и благотворительный православный центр. Во время богослужений в этом храме поют, читают часы и церковничают дети. Кроме того, у нас там находится первый и второй классы общеобразовательной школы, и дети каждое утро перед уроками молятся в этом храме. История храма в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» связана с редким для России образом. До революции настоятельница игумения Феофания (Готовцева) хотела заказать для монастыря икону на Афоне. Особенно ей хотелось иметь в обители Иверский образ. Известный духовный писатель Серафим Святогорец, письма которого издавались до революции и переиздаются сейчас, состоял в переписке и духовной дружбе с матушкой Феофанией. И он прислал как благословение от Святой горы именно эту икону, написав: «При ваших скорбях и ваших переживаниях вам нужна именно эта икона». В названии этой иконы заключается смысл того, что подает Матерь Божия через этот чудотворный образ. Храм восстановили несколько лет назад, установили купола, заново расписали. Храмовая икона – это список с чудотворного афонского образа, написанный отцом Арсением, современным святогорским иконописцем. Главная святыня Казанского храма – чтимый список Казанской иконы Божией Матери, который до революции находился в некоем монастыре. При советской власти икона очень пострадала: она находилась в выгребной яме, потемнела от небрежения. Перед тем как нашему монастырю должно было открыться, эта икона обновилась. Нам ее принесли уже обновившуюся, с просветлевшим ликом. Были случаи исцеления от этой иконы. И был на моей памяти очень трогательный случай: у священника, который приходил к нам в монастырь служить молебны с акафистами, дома стала мироточить фотография нашей иконы. Это произошло перед тем, как у него умерли родственники. Они умерли по-христиански, причастившись святых таин. Так Матерь Божия подавала ему знаки, укрепляла и утешала перед предстоящей скорбью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

2517. Успенский Л. А . [Икона] «Крещение Господне "http://ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 200–203. Гл. из кн.: «Смысл икон». Рус. текст авторский. 2518. Успенский Л. А. К вопросу об изобразимости Воскресения Христова//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 55–56. 2519. Успенский Л. А. По поводу иконографии Сошествия Святого Духа//ВРЗЕПЭ. 1979. 101/104. С. 113–160. 2520. Успенский Л. А. Нерукотворный образ Спасителя: [Докл. на Второй Междунар. науч. конф. «Богословие и духовность Русской Православной Церкви», посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Москва, 11–19 мая 1987 г.]//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 192–195. …Богородицы 2521. Вахрина В. И. Икона «Богоматерь Лиддская с лицевым Сказанием об истории и чудесах» из собрания Ростовского музея//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 172–180. 2522. Вербицкий С. В . К иконографии Пресвятой Богородицы: Об одном малоизвестном типе изображения//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 49–51. Образ Богоматери Ассунты (Вознесенной). 2523. Полякова О. А. Новооткрытый образ Богоматери Тихвинской с чудесами письма царского изографа Кирилла Уланова половина XVII в.]//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 85–88. 2524. Саенкова Е. М. «Сказание» как источник по истории иконы «Богоматерь Свенская»//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 329–333. 2525. Сарабьянов В. Д. «Похвала Богоматери» в русской иконографической традиции//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 41–51. 2526. Сидоренко Г. В. Чудотворный образ «Богоматерь Страстная» в России//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 96–103. 2527. Столова Г. Р. Икона Богоматерь Тихвинская из Новгородского Софийского собора (по материалам последней реставрации)//РЧ, 7-е: Церковные древности. 1999. С. 114–140. 2528. Успенский Л. А. [ Рец. на кн.:] Mitropoulos N. Marien-Ikonen. Ettal, 1964 [=Митропулос Н. Иконы Богородицы]//ВРЗЕПЭ. 1965. 50. С. 130–131. 2529. Филатов В. В. Иерусалимская икона [Божией Матери] 70-х гг. XVII в. в Измайлове//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 57–63. 2530. Чугреева Н. Н. Икона Богородицы «Споручница грешных»: Иконография, история почитания//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 104–110. 2531. Чугреева Н. Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 181–189.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вместе с городом монастырь много и часто страдал от опустошительных пожаров. После пожара 1865 года монастырь долго не мог оправиться, погорели монастырские храмы и кельи немногочисленного братства. В пожарах 1865, 1888, 1897 годов погибли многие исторические документы. Архив и библиотека монастыря из-за частых пожаров не сохранились. " Утрата этих древнеписьменных памятников тяжела для церковной истории Северо-западного края России, тем более, что Невельский Спасо-Преображенский монастырь никогда не был предметом особенного исследования людей науки " . В монастыре хранились чтимые старинные иконы. На горнем месте в церкви Николая Чудотворца стояла икона византийского письма в золоченой ризе Господа Вседержителя с предстоящими Ему Богоматерью и Святым пророком и Предтечей Иоанном Крестителем византийского письма в золоченой ризе. Икона преподобного Нила Столобенского в серебряно-золоченой ризе почиталась чудотворной жителями города и окрестных мест. В день обретения мощей преподобного, 27 мая старого стиля, на поклонение этой иконе собиралось большое число молящихся, перед ней служились молебны. По преданию эта икона была принесена из Нило-Столобенской пустыни Тверской губернии. Икона преподобного Сергия Радонежского Чудотворца с частицей его гроба была прислана в благословение монастырю наместником Троице-Сергиевой лавры в 1874 году. Икона была с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского, святителя Ионы, митрополита Московского, святых целителей Козьмы и Дамиана. Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, была устроена и украшена жителями города в память избавления от холеры в 1841 году. Коллежский советник Евфимий Андреевич Отрошкевич в 1865 году преподнес в дар обители икону Успения Богоматери в серебряной позолоченной ризе. В монастыре хранился небольшой серебряный позолоченный крест с частицами Животворящего древа Господня и святых мощей апостола Павла и великомученицы Варвары и два Евангелия. Одно Евангелие было напечатано в Москве в 1685 году, другое в 1694 году.

http://sobory.ru/article/?object=37637

Но Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, не осудили, но благословили его за ревность по вере. Некоторые из достойнейших отцов собора узрели с одной стороны от святителя Христа, а с другой — Богоматерь, возвращающих и подающих угоднику Божию отнятые у него принадлежности епископского сана. Из этого видения отцы собора заключили, что поступок святителя Николая угоден Господу, и почтили его, как благоугодившего Богу мужа. Тамбовская икона Этот образ находится в нижней Преображенской церкви Тамбовского кафедрального собора. Первое прославление его совершилось 6 декабря 1695 года, в память чего и установлено празднование. Во время всенощного бдения в этот день от иконы истекли слезы, обильно омочившие пелену и аналой. Чудо это было тогда же записано казначеем архиерейского дома иеромонахом Гавриилом. С этого времени множество богомольцев стало стекаться к пречистому образу, а жители города и его ближайших окрестностей начали брать икону Богоматери в свои дома. Многие недужные, с верой притекавшие под молитвенный покров Богородицы, получали исцеление от своих немощей. По изображению Тамбовская икона сходна с Казанской, почему празднество в честь этого образа совершается еще и 8 июля. В Преображенской церкви образ этот помещается за первым северным столбом соборного нижнего храма. Икона вставлена в позолоченную резную раму за стеклом и украшена сребропозолоченной ризой, усеянной драгоценными камнями. В верхней соборной церкви того же кафедрального храма есть другой местночтимый образ Богоматери, именуемый Тамбовским. В Тамбове известна еще чудотворная икона Божией Матери, называемая Уткинской. Сведения о ней помещены под 16 апреля. 7 декабря Селигерская икона В семи верстах от Осташкова в Тверской епархии существует общежительная Нилова пустынь, расположенная при Столбенском озере и получившая свое наименование от имени преподобного Нила Столбенского. При мощах этого святого в его обители хранится чудотворный образ Владимирской Богоматери, принесенный сюда прп. Нилом в 1528 году. Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

На Ново-Николаевском погосте по переписным книгам 1678 г. на церковной земле значатся 4 двора бобыльских. Из этих церковных бобылей в 1764 г., по отобрании церковных вотчин, и образовалось село Ново-Николаевское с 7 крестьянскими дворами. В 1709 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, на погосте была построена новая церковь во имя Николая чудотворца. В 1733 г. эта церковь сгорела и к 1736 г. вместо нее уже была вновь выстроена церковь того же имени. Из храмозданной грамоты 1781 г., сохранившейся в церковном архиве, видно, что в то время на погосте было две деревянных церкви, ветхих уже, во имя св. Николая чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Вместо этих двух церквей в 1781 г. построен был в Ново-Николаевском каменный храм, который существует и в настоящее время. Наружный вид храма остается без изменений, а внутренние украшения его поновлены и исправлены. Престолов в храме три: главный – во имя Сретения Господня, в приделах – в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца. Над главным престолом устроена сень. Из св. икон обращает на себя внимание Тихвинская икона Божией Матери, приложенная в 1832 г. помещиком Кайсаровым. Эта икона – точная копия с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: «образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинская, написан в 1738 г. Обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.». Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы помещается особо чтимая прихожанами икона Николая чудотворца; в народе она почитается «явленною». В церковном архиве сохранилась грамота, данная на построение каменного храма в 1781 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Ново-Николаевского, сельца Муромцева и 10 деревень: в коих по клировым ведомостям числится 387 дворов, 1386 душ муж. пола и 1494 жен. В селе с 1868 г. существует земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=06164

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010