Новая риза установлена на Казанскую икону Божией Матери ноября 2021 Новая драгоценная риза установлена на чудотворный образ Казанской Божией Матери в Казанском кафедральном соборе 1 ноября, перед престольным праздником . Риза была изготовлена петербургским ювелиром Андреем Бондаренко из золота, серебра и камней, пожертвованных в знак избавления от болезней, бед и скорбей, попечением благочестивого прихожанина Александра. В 2020 году настоятель Казанского собора митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил воссоздать оклад, украшавший чудотворный образ до 1922 года. Из описи 1736 года известно, что на Казанской иконе было две драгоценные ризы: " Образ Казанской Богородицы весь в окладе, подвес жемчужный, при образе крест золотой с алмазами и другими камнями разных видов; в кресте имеется часть ризы Пресвятой Богородицы, при образе привешены два камня изумрудных " , а также " убрус жемчужный с разными камнями, который был прежде на образе Казанской Богородицы, и два ожерельца " . Ныне лучезарный лик Царицы Небесной, как и 100 лет назад, предстоит в сиянии свечей и блеске драгоценной ризы, и часто слышится возглас: " Радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение " . Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, ныне находящаяся в соборе, была принесена в Санкт-Петербург царицей Прасковьей Федоровной весной 1708 года и поставлена в деревянной часовне на Петроградской стороне. В августе 1733 года императрица Анна Иоанновна повелела построить каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, куда 12 июня 1737 года и был перенесен чудотворный образ Божией Матери. Для иконы сделали из золота богатый оклад, украшенный драгоценными камнями. К концу XVIII века церковь обветшала, и император Павел I решил воздвигнуть на этом месте величественный собор. 15 сентября 1811 года состоялось освящение Казанского собора, построенного по проекту Андрея Воронихина. К освящению собора для иконы была создана " новая риза из чистого золота и украшена драгоценными каменьями и жемчугом " . На окладе из чистого золота весом десять фунтов (4,5 кг) сверкали 1432 алмаза, 1665 бриллиантов, 638 рубинов, 155 изумрудов, 7 сапфиров, 1400 жемчужин. В результате советской кампании " по изъятию церковных ценностей " исчезли, чаще всего в неизвестном направлении, многие ценности из собора, в их числе - и драгоценная риза с чудотворной иконы. После закрытия Казанского собора в 1932 году образ Царицы Небесной хранился в Князь-Владимирском соборе. Только в 2001 году икона вернулась на историческое место - в иконостас Казанского собора, полностью возвращенного Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

И с этого времени образ сей пребывает здесь в храме и доныне, и местными, и окрестными жителями чествуется, как явленный. Указа же, который был (как говорит Косма Иванов) от начальства, касательно сей иконы, при церкви не сохранилось. Пока икона находилась в часовне означенной деревни, от нее, по рассказу Кузьмы Иванова, было два чуда; 1) новоладожская купчиха, по прозванью Замориха, была больна три года. Ей в болезни было видение и повеление, с обещанием исцеления, сходить в деревню Заполек, в часовню и отслужить молебен Казанской Божией Матери. По выздоровлении, она пожертвовала сюда киоту из корельской березы, которая и теперь имеется при церкви. 2) Один новгородский купец, долго страдавший сильною болью в одном глазу, получил во сне повеление отслужить молебен Казанской Божией Матери в часовне деревни Заполек; он обещался исполнить повеление и, исцелившись, пожертвовал 15 р. деньгами и 15 фунт. деревянного масла для лампады пред образом. И в настоящее время, 8-го июля и 22-го октября, стекается сюда множество богомольцев из дальних мест. Нынешний священник А. Иродионов (свящ. с 1852 г.), передает еще следующий случай: «В первые годы моей службы рассказывала мне девица, дочь священника села Сермаксы, Александра Васильева (теперь уже покойная), следующее: «Долго, сказывала она, мать моя была больна, и так, что, без помощи других, не могла поворотиться с одного бока на другой. В летнее время, в рабочую пору, она оставалась одна в доме. В один из таких дней, когда никого не было, она услышала голос, который говорил: «Обещайся сходить поклониться Казанской иконе Божией Матери, которая находится во храме св. пророка Илии, села Илии пророка, и будешь здрава». Услышав эти слова, больная, почувствовав в себе силы, сама обернулась к окну и видит икону Царицы Небесной, которая тут же, в виду ее, уходила из дому в форточку. День от дня здоровье ее стало улучшаться и, пришедши в силу, она пошла по обещанию и взяла с собою в путь упомянутую дочь Александру. Лишь только пришла в храм и взглянула на икону Казанской Божией Матери, тотчас узнала и сказала своей дочери и всем тут бывшим: «эта самая икона Царицы Небесной была у меня в доме», и рассказала подробно случившееся с нею. С того времени она каждогодно ходила сама в сей храм на поклонение сей святой иконе и, умирая, завещала дочери, пока она жива, исполнять вместо нее, каждогодно этот долг. Она и исполняла, и передала сей случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский собор — один из крупнейших храмов Петербурга, построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Выполнен в стиле ампир. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Сегодня Казанский собор является, в соответствии со своим статусом, центром церковной жизни Санкт-Петербурга, привлекая под свои величественные своды множество паломников и туристов. Открыт собор ежедневно, с половины девятого утра (по воскресеньям — с семи) и до окончания вечерней службы. Содержание История [ править править код ] Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы [ править править код ] Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Казанский собор). 1762 г. Воцарение Екатерины II Петербургский Казанский собор строился как вместилище для одной из главных святынь молодой северной столицы — чудотворного списка с Казанской иконы Божией Матери, — и в этом качестве он имел несколько предшественников. Сначала икона, привезенная в Петербург в 1710 году, помещалась в малой «светличке» — деревянной часовне близ Невки, на Посадской улице Городового острова (нынешняя Петроградская сторона). В 1727 году обветшавшую часовню закрыли, а чтимый образ Пресвятой В 1733 году императрица Анна Иоанновна, питая особое почтение к петербургской святыне, повелела конторе интендантских дел просить у Святейшего Синода разрешения «построить на прешпектной дороге, проехав Зеленый (Полицейский) мост, который через Мойку, на правой стороне, церковь, на суммы, назначенные из интендантской конторы». Святейший Синод, разумеется, строительство благословил.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_с...

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА УЧАСТНИКАМ ВЫСТАВКИ «ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ» ноября 2005 Мы открываем XI всероссийскую выставку «Православная Русь» в преддверии двух праздников: Дня единения России и праздника Казанской иконы Божией Матери. ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГО ВЛАДИМИРА УЧАСТНИКАМ ВЫСТАВКИ " ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ " ВСЕЧЕСТНЫЕ ОТЦЫ, БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! Мы открываем XI всероссийскую выставку " Православная Русь " в преддверии двух праздников: Дня единения России и праздника Казанской иконы Божией Матери. Оба праздника связаны с событиями ноября 1612 года, когда народное ополчение под водительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от интервентов и положило конец смуте. Победа народного ополчения стала не только ратным подвигом во имя свободы, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства. Присланная тогда в ополчение из Казани икона Божией Матери стала всероссийской святыней и помогала русскому воинству в последующих сражениях. Заступница Руси, глубоко почитаемая в народе Казанская икона Божией Матери, - это благословение народу российскому, всей нашей Отчизне. Идея единства, заложенная в празднике 4 ноября - святая идея, на которой построена вся мощь России. В разные исторические периоды Россия одерживала воинские, духовные и нравственные победы благодаря единству многонационального российского народа. И сегодня мы молимся о благополучии нашего отечества, мире и спокойствии народа. Наша память постоянно возвращает нас к тем событиям и датам, именам героев и подвижников, которые стали священными для всех нас. Они постоянно напоминают о той ответственности, которая лежит на каждом из нас, чадах России и Православной Церкви. Эта ответственность побуждает нас стремиться к бережной заботе о сохранении культурного и исторического достояния нашего Отечества, к тому, чтобы быть преемниками своих великих предков, чьими силами и чьей верой были созданы государство Российское и его великая культура.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

«Казанская икона будет покровом града и всего народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице, и перед Ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога». Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской иконы Божией Матери, так называемой Каплуновской, а икона была обретена в 1689 году в селе Каплуновка Харьковской губернии. Эту икону он подарил фельдмаршалу графу Шереметьеву, и она сейчас хранится в Париже у наследников графа, как великая фамильная реликвия рода Шереметьевых. Была с Петром на поле битвы еще одна чудотворная икона. Образ Спаса Нерукотворенного. Ныне он хранится в Спасо-Преображенском соборе в Петербурге. Русское войско разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов – он верил в слова святителя. Потом он строил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали великие трудности. Он знал, что делал дело, благословленное Богом. Он верил словам святителя Митрофана. Скончался святитель Митрофан в 1703 году в день памяти св. благоверного князя Александра Невского. Петр приехал на похороны, сам нес гроб святителя от собора до усыпальницы. Он сказал тогда: «Не осталось у меня больше такого старца. Ему же буди вечная память». В 1710 году по повелению императора Петра Первого список с Казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы – на Петербургской стороне, на Посадской улице старого Гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 г. чудотворный образ переносится в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 г. в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в новый храм и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной. В 1800 г. архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте с тем, чтобы чудотворный образ обрел свое постоянное местоприбывание. Казанская-Державная, четыре удела

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Освящена мозаичная икона в комплексе на Гамбургской площади февраля 2020 За богослужением молились благотворители и прихожане. " Сегодня, накануне празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской , промыслом Божиим, трудами и молитвами настоятеля и богомольцев мы освятили икону Богородицы и святых, которые своей мученической кончиной достигли Царствия Небесного. Верю, что в сердцах людей, увидевших этот образ, затеплится искорка благодати Божией, которая дает жизнь даже очерствевшему, потухшему сердцу " , - сказал отец Алексий. Отец Артемий рассказал благочинному о строительных работах. Часовня построена, возведение каменного храма священномученика Николая должно завершиться к лету. " Икона обращена на Гамбургскую площадь - суетное, многолюдное место, - рассказал корреспонденту ИА " Вода живая " отец Артемий, - это своеобразное приглашение проходящим мимо зайти в храм. Композиция иконы сложная, на ней изображены небесные покровители всех храмов, которые будут входить в комплекс. Наверху - Казанская икона Божией Матери, в честь которой будет освящен главный храм. Ниже - изображения священномученика Николая Симо и мученика Авраамия Болгарского: они стоят на воздухе, а под ними - изображение всех трех храмов, то есть показан одновременно и мир горний, и мир земной. Композиция олицетворяет молитвенную связь между ними " . Община существует с 2010 года. Церковный комплекс был заложен 22 апреля 2018 года. Храм Казанской иконы Божией Матери находится в стадии проектирования. Богослужения проходят во временном деревянном храме священномученика Николая, пресвитера Кронштадтского. ИА " Вода живая " , 08.02.20 Поделиться Упоминания в новостях 29 февраля 2024 23 ноября 2019 21 сентября 2019 20 марта 2019 22 апреля 2018 17 января 2024 24 декабря 2023 6 декабря 2023 16 октября 2023 20 февраля 2024 3 января 2024 6 декабря 2023 27 ноября 2023 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Перед Казанской иконой Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (1943–1944) совершал молитвы во время Великой Отечественной войны, произносил проповеди , утверждавшие веру в победу над германским фашизмом. Для русских православных христиан в этой иконе и поныне воплощена идея молитвенного заступничества и ходатайства Пресвятой Богородицы за наше Отечество. Литература: 1 . Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятой Богородицы. С предисл. акад. А. И. Соболевского. М., 1912. 2 . Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местно чтимых иконах Божией Матери. М., 1907, с. 479–509. 3 . Введенский В. Казанская икона Божией Матери. – Журнал Московской Патриархии, 1958, 10, с. 26–33. 4 . Добровольский М., священник. Нижегородский Спасо-Преображенский кафедральный собор и его достопримечательности. Нижний Новгород, 1894. 5 . Бухарев И. , протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их изображения. М., 1901. 6 . Булгаковский Дм., священник. Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса. СПб., 1896. 7 . О Казанской чудотворной иконе Божией Матери в Московском Симоновом монастыре. М., 1887. 8 . Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.Петербургском Казанском соборе. 5-е изд. СПб., 1896. 9 . Повесть о честном и славном явлении образа Пречистыя Богородицы в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским. – Журнал Московской Патриархии, 1979, 7, с. 69–71. 10 . Сказание о явлении Казанской иконы. – В кн.: Малов Ев., священник. Казанский Богородичный девичий монастырь. История и современное состояние. Казань, 1879. Святаго великомученика Прокопия ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Яко добля: С Небесе звание твое,/якоже бысть проповеднику языков,/Прокопие всеславне,/и, просвещся мыслию,/тьму оставил еси идольскую,/и светильник верных был еси,/Божественными сиянии честных твоих подвиг/озаряя концы мира,/слава мучеников и похвала. Воздержанием первее плотская взыграния обуздав,/послежде к страданию мужемудренно отлучился еси,/всеблаженне Прокопие,/не пощадев плоти силою Духа./Темже всяк претерпел еси вид мучений,/венценосец к Вышним ликостоянием востекл еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предстоятель Сербской Православной Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга 21 июля 2013 г. 21:55 21 июля 2013 года, в праздник иконы Божией Матери «Казанская», Святейший Патриарх Сербский Ириней возглавил служение Божественной литургии в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга. В престольный праздник собора Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Петергофский Амвросий , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва , епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав . Также в числе сослуживших за Божественной литургией — архиереи Сербской Православной Церкви : митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Новограчаницкий, Средне- и Западноамериканский Лонгин, епископ Бачский Ириней, епископ Рашско-Призренский Феодосий, настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний . В богослужении участвовали настоятель Казанского собора Санкт-Петербурга протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Богдан Сойко, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, клирики Санкт-Петербургской епархии и члены делегации Сербской Православной Церкви в священном сане. По окончании богослужения Предстоятеля Сербской Православной Церкви приветствовал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Поздравив Его Святейшество и всех присутствующих с праздником Казанской иконы Божией Матери, владыка Владимир сказал: «Казанская икона Божией Матери является одной из наиболее почитаемых в России и во всем православном мире. Сегодня мы отмечаем день чудесного обретения этого образа в городе Казани. Множество списков Казанской иконы Божией Матери разошлись по всем городам нашего Отечества и прославились чудотворениями. Один из них был перенесен в Санкт-Петербург, и для него был построен этот величественный собор. Казанская икона стала хранительницей и покровительницей северной столицы, перед ней всегда собирается большое число богомольцев.

http://patriarchia.ru/db/text/3113670.ht...

Г. Рака и облачение для мощей свт. Гермогена//Светильник. 1914. 9. С. 14-15. Ил. на вкл. между с. 1 и 2, 4 и 5; Первосвятители Московские: Кат. выст. М., 2001. Кат. 32. С. 165-166). Арх.: Повесть митр. Ермогена//ГИМ. Син. 982. Л. 1 об.- 36 . Ист.: Летопись о многих мятежах и о разорении Моск. гос-ва от внутренних и внешних неприятелей... СПб., 1771; ПСРЛ. Т. 14. [Ч.] 2 [Новый летописец]; ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 155 [Мазуринский летописец]. Лит.: [Елисеев Г. З.]. Краткое ист. сказание о чудотв. иконах Казанской, Седмиозерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. М., 1849. С. 3-15, 49-56; он же. Казанская чудотв. икона Божией Матери//ПС. 1858. Ч. 3. С. 391-412; [Казанский П. С.]. Слава Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 3. С. 5-34; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 109; Славин А., псевд. [Протопопов А. П.]. Историческое повествование о святых, явленных и чудотв. иконах Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, именуемых: Казанской и «Всех скорбящих Радость». СПб., 18644. С. 11-29; [Наумова А. С.]. Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери, с кратким описанием С.-Петербургскаго Казанскаго собора. СПб., 1867; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресв. Богородицы в Моск. Казанском соборе//Древности: Тр. МАО. 1869. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичь мон-рь: История и совр. его состояние. Каз., 1879. С. 29-53; Кастальский Д. И., прот. Сказание о чудотв. Казанской иконе Божией Матери. М., 18922; Указатель достопримечательностей г. Казани/Сост.: П. А. Верещагин. Каз., 1895. С. 20-21; З[авьялов] А. А. Чудотворная икона Казанския Божия Матери в С.-Петербурге//СПбДВ. 1895. 16. С. 363-367; 18. С. 406-411; 20. С. 447-450; 22. С. 487-491; 24. С. 532-534; 25. С. 550-553; Булгаковский Д. Г., свящ. Казанская чудотв. икона Божией Матери и бывшия от нее чудеса. СПб., 1896; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898. С. 301-305 (переизд.: М., 2010.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Андрониковская (Андроникова) - описание На шее Божией Матери изображена кровоточащая рана. По преданию, однажды турок-икононенавистник ударил икону ножом, после чего из неё потекла кровь. В нижней части иконы был приделан футляр, где хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок нанёс удар иконе. Некоторое время образ принадлежал императору Андронику III Палеологу, в честь которого и получил своё именование. По первому сохранившемуся документальному свидетельству об иконе, в 1347 году Андроник пожертвовал её Монемвасийской обители в Морее, где она пребывала до начала XIX столетия. Когда турки в 1821 году напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию, настоятель монастыря, епископ Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил спасти только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с нею в городе Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого А. Н. Влассопуло в 1839 году послал образ из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения его в Петербург императору Николаю Павловичу. С 1839 года по 12 мая 1868 года Андрониковская икона находилась в Зимнем дворце, а с 12 мая 1868 года по 16 апреля 1877 года — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 году эта икона перенесена в женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери Тверской губернии, близ города Вышний Волочок. Сохранившаяся в годы революционного лихолетья, в 1984 году икона была украдена, и нынешнее её местонахождение неизвестно. Другое название иконы – Греческая. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) " .

http://pravicon.com/info-220

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010