Казанская Тобольская икона Божией Матери. Сер. XVII в. (?) Фотография. Нач. ХХ в. Казанская Тобольская икона Божией Матери. Сер. XVII в. (?) Фотография. Нач. ХХ в. (К. Т. и.). В 1620 г. Тобольск стал центром новоучрежденной Сибирской епархии. Патриарх Филарет и царь Михаил Феодорович посылали в Тобольск иконы, материалы для их написания, книги, колокола, направляли иконописцев из Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) и Вел. Устюга (ДАИ. 1846. Т. 2. С. 265-266). Во 2-й пол. XVII в. Тобольск был цветущим городом, через к-рый проходил главный Сибирский тракт. Уже в 1-й четв. XVII в. на посаде в Тобольске существовала деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Из дозорной книги 1624 г. известно, что в этой церкви находилась пядничная Казанская икона в киоте (Тобольск: Мат-лы для истории города XVII и XVIII столетий. М., 1885. С. 2). Небольшие по размеру Казанские иконы могли привозить в Тобольск из разных мест, в т. ч. из Москвы. В 1640 г. крестьянами кн. Д. М. Пожарского, горячего почитателя Казанской иконы, в Тобольск было доставлено 300 пядничных икон ( Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX в. Новосиб., 1974. С. 163), среди к-рых, без сомнения, были и Казанские иконы. Прославление К. Т. и. относится к 1661 г. и связано с древнейшим в Сибири тобольским в честь иконы Божией Матери «Знамение» муж. мон-рем . По значению его сравнивали с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврами, поскольку обитель являлась центром духовной жизни Сибирского края. Здесь хранилось Сказание о К. Т. и. в связи с событиями 1661 г. В наст. время оно известно в 7 списках XVII-XVIII вв. (РНБ, БАН, РГБ, РГАДА), в 2 редакциях ( Ромодановская. 1968; Она же. 1989; Она же. 2001). Содержание Сказания изложено в изданиях, посвященных К. Т. и., а также в «Сибирской хронографии» («Черепановской» летописи), завершенной И. Л. Черепановым ок. 1760 г. и распространенной в списках. В Сказании говорится, что весной 1661 г. в Тобольске появились большие ядовитые жуки, «великие мухи», от укусов к-рых жестоко страдали и люди и животные.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Описание иконы Казанская Тобольская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Казанская Тобольская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Казанская Тобольская Чудотворная Казанская икона Божией Матери явилась в городе Тобольске в 1661 году при следующих обстоятельствах: дьяк Тобольского Знаменского монастыря Иоанникий поведал о бывших ему во сне трехкратных явлениях святителя, которого он принял за святого митрополита Филиппа, повелевавшего ему от имени Богородицы взять Казанскую икону, в небрежении стоявшую в чулане церкви Трех Святителей, и поставить в новом храме, который следует воздвигнуть в три дня, а на четвертый освятить. «Тогда, – сказал явившийся святитель, – в городе прекратятся проливные дожди и исчезнут вредные насекомые». Иоанникий побоялся сразу открыть настоятелю об этих видениях. На утрени, при чтении сказания о явлении Божией Матери в Казани, он упал в глубокий обморок. Придя в себя, дьяк все рассказал своему духовнику, а тот – настоятелю. Повеление Пречистой Девы было исполнено. Сначала был совершен крестный ход со святым образом на место возведения храма, который и был построен в три дня, а на четвертый – освящен. Народ со слезами прославил милосердие Царицы Небесной. Постоянные дожди в той местности сразу прекратились. С той поры от иконы Богородицы начали совершаться чудесные исцеления. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Тобольская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-85

древлехранилище. Тобольск, 1902. Вып. 1. С. 7). По свидетельству «Черепановской» летописи, К. Т. и. прославилась «во чудесех во всех Сибирских городах и в прочих селениях Российских» (Летопись Сибирская. С. 247). Крестные ходы с К. Т. и. совершались в Тобольске в дни празднования Казанской иконе - 8 июля, 22 окт. и во вторник Светлой седмицы (традиция шествий в этот день с иконой Божией Матери «Одигитрия» существовала в К-поле), но позже - лишь 8 июля. К этому дню в Знаменский мон-рь доставляли Абалакскую икону, которую приносили из Абалака в Тобольск и ставили для поклонения в кафедральном Софийском соборе. Многотысячные толпы богомольцев стекались в Тобольск помолиться 2 чудотворным иконам (Принесение в Тобольск Абалакской иконы Божией Матери//Тобольские ЕВ. Ч. неофиц. 1883. 13, 14. С. 290-292). Крестный ход во вторник Светлой седмицы совершался впосл. лишь братией Знаменского мон-ря вокруг обители (Архипастырское богослужение в Знаменском мон-ре 10 апр. с. г.//Там же. 1884. 8. Ч. неофиц. С. 189). В XVII в. К. Т. и. широко почиталась в Сибири. Известно о строительстве здесь деревянных Казанских храмов: в 1650 г.- в Исетском остроге, в 1679 г.- при вратах Илимского острога (находится в Иркутском архитектурно-этнографическом музее «Тальцы»). Сохранилась пядничного размера Казанская икона, происходящая из древлехранилища кафедрального тобольского Софийского собора (1-я пол. XVIII в., ТГИАМЗ; воспроизв. фрагмента: Велижанина Н. Г. К истории иконописания в Зап. Сибири//Традиц. обряды и искусство рус. и коренных народов Сибири/Отв. ред.: Л. М. Русакова, Н. А. Миненко. Новосиб., 1987. С. 136. Рис. 5). Судя по особенностям стиля, в к-ром опосредованно прослеживается влияние мастеров Оружейной палаты, она могла быть написана в Тобольске, где традиции местного иконописания формируются в XVII в. под влиянием Москвы и др. важных художественных центров (Соль Вычегодская, Вел. Устюг). В 1675 г. в Тобольске лучшим считался «живописец» Знаменского монастыря Мирон Кириллов ( Сулоцкий А., прот.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2004. Вып. 1(6). С. 21-69; Мюллер Г. А. К вопросу сложения иконогр. типа иконы Божией Матери Казанской//Там же. С. 4-20; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: 1555-2007. Каз., 2007. С. 41-44; Бусева-Давыдова И. Л. Казанская икона Божией Матери//БРЭ. 2008. Т. 12. С. 393-394; Некрасов В. А. Почитаемый Петербургский список Казанской иконы Божией Матери//Казанский собор. 2011. 7(67). С. 1, 3-4; Крылов Н. С. Поиски утраченного образа (Казанской иконы Божией Матери) (в печати). Н. Н. Чугреева Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери. XVIII в. (Уфимская епархия) Казанская Богородско-Уфимская икона Божией Матери. XVIII в. (Уфимская епархия) (К. Б.-У. и.), была обретена ок. 1621 г. в Уфимском у. близ с. Кадомцева, переименованного в связи с этим событием в с. Богородское, в 18 верстах от г. Уфы (ныне Калининский р-н г. Уфы). Сначала именовалась «Казанской, явленной в селе Богородском», в XIX в.- также Богородской Казанской или Богородской (по месту явления), в 20-х гг. XX в.- Богородской (Уфимской) (Правосл. календарь на 1927 г./Изд. Правосл. Уфимской архиерейской каф. Уфа, С. 15; То же на 1928. Уфа, С. 8, 40); с 1993 г.- Богородско-Уфимской. Поиск письменных источников, содержащих сведения о времени и об обстоятельствах явления К. Б.-У. и. затруднен из-за многократного переподчинения в XVI-XVIII вв. Уфы разным епархиальным центрам (Казани, Тобольску, Перми, Вятке), а также из-за пожаров XVII-XIX вв., уничтоживших в городе древние архивы. Сохранились документальные свидетельства того, что явление иконы относится ко времени первых христ. поселений близ крепости Уфа (основанной в 1574). «Лета 7112-го году июня в 7 день… По приказу государева воеводы Михаила Александровича Нагово государевым дворцовым крестьяном Ивану Кадомцу, да Богдану Фомину сыну Медведю, да Ивану Кузнецу с товарыщи» была выделена земля в 18 верстах от Уфы (Текст «Отводной книги по Уфе». 1971. С. 269-270), где в 1604 г. возникло одно из первых поселений в окрестностях Уфы, названное Нов. Слобода и расположенное в глухом болотистом месте на берегу р. Уфы (Уфимки). Ок. 1613 г. жители построили деревянную ц. во имя прор. Илии и слобода стала именоваться с. Кадомцево (Там же. С. 288, 290) по имени одного из первых поселенцев, новокрещеного из башкир Ивана Кадомца. Однако уже в 1622 г. село получило новое название - Богородское (Там же. С. 334), и в нем была построена 2-я деревянная церковь - в честь Казанской иконы Божией Матери, что безусловно связано с обретением близ села иконы Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

24 мая 1928 г. Максим Свитич стал титуловаться «епископом Барабинским» в связи с перенесением кафедры обновленческого викариатства из Каинска в Барабинск (в 1925-1927 существовала Барабинская обновленческая епархия, к-рую в 1925-1926 возглавлял «епископ» Александр Четыркин, в 1926-1927 - «епископ» Владимир Злобин). Преобразованная из вик-ства в самостоятельную епархию Барабинская кафедра Сибирской митрополии прекратила существование в 1932 г. Святыни, крестные ходы До 1917 г. наиболее почитаемыми святынями на территории Каинского у. были чудотворная икона вмц. Параскевы , находившаяся в часовне близ св. колодца в окрестностях с. Вознесенского (ныне Вознесенка Венгеровского р-на Новосибирской обл.), список Казанской иконы Божией Матери в пос. Дмитриевском, местночтимая икона свт. Николая из Николаевской ц. с. Осиновые Колки (ныне с. Осиново Куйбышевского р-на), а также хранившийся в той же церкви прижизненный портрет на холсте свт. Иннокентия (Кульчицкого) , еп. Иркутского, привезенный в 1843 г. паломниками из иркутского в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-ря . До 1917 г. в Каинском у. существовала традиция совершать крестный ход 2 раза в год при посеве хлебов. Спустя десятилетия после полного разорения, в 1995 г., была возрождена традиция паломничеств к колодцу в урочище Половинка близ с. Вознесенка Венгеровского р-на, где, по преданию, не позднее сер. XIX в. явилась чудотворная икона вмц. Параскевы (сама икона считается утраченной). Вода из колодца почитается целебной, над ним в 2005 г. была установлена сень с куполом и крестом. Там же ежегодно в 9-ю пятницу после Пасхи, в день явления иконы вмц. Параскевы, совершается крестный ход к колодцу от места, где стоял разрушенный в советское время приходской храм с. Вознесенка. Особо почитаются в епархии Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в Покровском храме г. Татарска, к-рая была подарена приходу в Татарске в 1912 г. группой переселенцев и чудом уцелела в период гонений, и Иверская икона Божией Матери , хранящаяся в храме Рождества св. Иоанна Предтечи в Куйбышеве, подаренная общине в 1907 г. строительницей храма А. И. Шкроевой в память 50-летней службы в Томской епархии архиеп. Томского и Барнаульского св. Макария (Невского) . Освящена икона в Иверской часовне в Москве. Монастыри Действующие: Квашнинский во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (муж., в дер. Квашнино Барабинского р-на, открыт 15 дек. 2011); община при приходском храме Нерукотворного образа Господня (муж., в Венгерове, действует с 2002 как подворье новосибирского мужского монастыря св. Новомучеников Российских). Лит.: Сулоцкий А. И., прот. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864; он же. Многочтимые иконы по Зап. Сибири: В Тобольской епархии. Омск, 1881; Байдин В. И., Федоров С. В. Сибирская икона. Омск, 1999. С. 215; Коголь Т. Н. Взаимоотношения РПЦ и государства в первое десятилетие Советской власти. Томск, 2005. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319895.html

Синод: «я и сам убеждаясь совестью и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми и что мощи прав. Прокопия Усьянского огласить, за святые не только можно, но и должно». При мощах и до сих пор совершаются чудесные исцеления. (Сказания о Вологодских свв. Верюжск. стр. 547–559). Нижнеломовская Казанская икона Богоматери явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от г. Пензы. Карповская Казанская икона Богоматери в 1725 г. перенесена из Карповской пустыни в Курский Знаменский монастырь. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Каташинском Николаевском монастыре, Черниговской губернии, явилась до 1622 года. Каплуновская Казанская икона Богоматери явилась в 1689 году в Каплуновке, в 20 вер. от Ахтырки. Казанская икона Богоматери в Тобольске явилась в 1661 году. Казанская икона Богоматери, находящаяся в Ярославском женском монастыре, явилась в 1588 году. (Месяц. Вост. А. Сергия. Т. 2 стр. 180). 9-е число Св. священномуч. Панкратия, еп. Тавроменийского. Св. священномуч. Кирилла, еп. Гортинского. Свв. преподрбномуч. Патермуфия и Коприя и св. муч. Александра воина египтян. Препп. Патермуфия и Коприя. Св. Феодора, еп. Едесского и иных с ним. Явление чудотворного образа Пресв. Богородицы на Колоче. (Мучч. Андрея и Прова. Освящение храма Богоматери на источнике. Кипрские иконы Божией Матери). Священномуч. Панкратия, епископа Тавроменийского Св. Панкратий родился в Антиохии и был современником земной жизни Господа нашего Иииуса Христа. Отец его слышал много о чудесах Спасителя и отправился в Иерусалим, чтобы видеть Христа. Он был свидетелем многих чудес, познакомился с некоторыми из апостолов. Панкратий стал известен апостолу Петру. Возвратившись в Антиохию, отец свят. Панкратия, после вознесения Господа, крестился со всем своим домом. По смерти родителей, Панкратий бросил наследство, ушел в Понтийские горы и поселился в пещере, проводя время в посте и молитве. Здесь его нашел апостол Петр и, посоветовавшись с апостолом Павлом, поставил его епископом в Сицилийский город Тавромению. Панкратий отправился в путь и дорогою убедил корабельщиков принять христианство . По прибытии на место служения, он также сделался виновником многих обращений, так как его приезд в город сопровождался чудесами. Рассказывают, что идолы и храм, в котором они заключались, пали и разбились сами собою, когда корабль, везший Панкратия, подошел к гавани и святой вышел на берег. Во время нападения на город врагов, Панкратий отправился им на встречу с клиром, неся в руках крест. Вид епископа так устрашил и поразил врагов, что они стали поражать друг друга, а оставшиеся в живых приняли христианство. Вообще, благодаря усилиям св. Панкратия, христианство распространилось в окрестной стране. Епископ являлся образцом христианской любви, но это не спасло его от злобы язычников; однажды они напали на Панкратия и убили его. Мощи его хранятся в Риме в Загородной церкви муч. Панкратия. (Четьи-Минеи). Священномуч. Кирилла, епископа Гортинского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тобольск, 1899. С. 5-17; Бухарев И. Иконы. 1901, 1994п. С. 101-103; Сибирский П. По святым местам Сибири//Сибирский наблюдатель. Томск, 1902. Кн. 9. С. 99-102; Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 432-434; Ромодановская Е. К. Сибирские повести об иконах (XVII - нач. XVIII в.)//Сибирь периода феодализма: Сб. ст. Новосиб., 1968. Вып. 3: Освоение Сибири в эпоху феодализма (XVII-XIX вв.). С. 84-85, 95-96; она же. Сказание о явлении Казанской иконы Богородицы в Тобольске//Христианство и Церковь в России феод. периода: Мат-лы. Новосиб., 1989. С. 45-58; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в./Подгот. текстов, коммент.: Е. К. Ромодановская, О. Д. Журавель. Новосиб., 2001. С. 192-195; Чугреева Н. Н. История Тобольской Казанской иконы Богоматери//ВИ. 2011. 6. С. 161-165. Н. Н. Чугреева Казанская Чимеевская икона Божией Матери Казанская Чимеевская икона Божией Матери. XVIII в. Оклад 2007 г. (Казанский собор Чимеевского мон-ря) Казанская Чимеевская икона Божией Матери. XVIII в. Оклад 2007 г. (Казанский собор Чимеевского мон-ря) (К. Ч. и.), главная святыня Казанской иконы Божией Матери муж. мон-ря в дер. Чимеево Белозерского р-на Курганской обл. Согласно устному преданию, икону, стоявшую вертикально в воде и плывущую против течения р. Нияп (приток р. Тобол), увидели играющие у реки дети. Они позвали взрослых, и те с благоговением вынули образ из воды, поставили его в деревянной ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Учитывая, что 1-е упоминание о Чимееве относится к 1681 г., можно предположить, что постройка Константино-Еленинского храма в слободе может относиться самое раннее к посл. четв. XVII в. Одновременно с чудесным обретением образа Божией Матери в сосновом бору близ Чимеева забил родник. Появление источника связали с пришествием в Чимеево иконы Царицы Небесной: из-за болот вода в чимеевской округе была плохого качества, родниковая же вода оказалась необыкновенного вкуса и чистоты. Вскоре было замечено, что вода помогает и от разных недугов. 5 нояб.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Особой службы А. и. нет. Празднование совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» - 27 нояб. Но тропарь в честь А. и. отличается от тропаря праздника иконы «Знамение»: вместо слов «Мир Граду Твоему даруй» поется: «Мир молящимся Тебе даруй». Архиеп. Корнилий в память о прекращении дождей по молитве перед А. и. учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) др. сибир. святыни - чудотворной Казанской (Тобольской) иконы в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода. Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг. (КККМ) Абалакская икона Божией Матери из красноярского Знаменского скита. 1887-1889 гг. (КККМ) А. и. не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской , дополненный образами свт. Николая и прп. Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0 ´ 22,5 см, размер рамы 108 ´ 80 см. В XVII-XIX вв. с А. и. в Сибири было сделано много списков, к-рые почитались как чудотворные. А. и. Семипалатинская - один из самых почитаемых списков с А. и., вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибир. города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы. В 1712 г. список А. и. был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, к-рый отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет. А. и. из красноярского Знаменского скита Икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита (КККМ. Инв. ЖИ-1295) - наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887-1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе «Знамение» с видом Знаменского скита, выполненной «(тща)нием ме(щанина)... Мельникова... (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи» (КККМ. 10-е гг. ХХ в. Инв. ЖИ-1302).

http://pravenc.ru/text/62410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в дер. Чимеево Белозерского р-на Курганской обл. Основан решением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. при деревянном храме в честь Казанской иконы Божией Матери (1890) с. Чимеева (1-е упоминание Чимеева относится к 1681; по преданию, поселение на берегу р. Нияп основал бывш. каторжник, именем к-рого была названа слобода). Главная святыня Казанского храма, а затем обители - Казанская Чимеевская икона Божией Матери; по преданию, икона приплыла по р. Нияп и пристала к тому месту, где впосл. возвели 1-ю деревянную ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Икона довольно большого размера (108×89 см), на полях изображены предстоящие Божией Матери прор. Илия и свт. Модест, патриарх Иерусалимский. 5 нояб. 1770 г. пожар в храме полностью уничтожил иконостас и церковную утварь, остался невредимым только образ Божией Матери. После этого события икона была украшена серебряной ризой с золочеными нимбами и драгоценными камнями, а на месте ее обретения поставлена часовня. К 1887 г. старая церковь обветшала. Еп. Тобольский и всея Сибири Авраамий (Летницкий) , узнав о бедственном положении храма, в котором находился чудотворный образ, 26 янв. 1888 г. благословил построить новый храм с колокольней в честь явления Казанской иконы Божией Матери. После 1917 г. в храме продолжали совершаться регулярные богослужения. В 1930 г. настоятель свящ. Василий Соколов отказался подчиниться требованиям местных властей снять колокола, за что подвергся гонениям. Дата и место его смерти неизвестны. В 1937 г. Казанская ц. была закрыта, но 10 апр. 1947 г. была открыта вновь. К нач. 2012 г. в К. м. проживали наместник иером. Серафим (Дмитриев) и 5 насельников. Помимо Чимеевской иконы в К. м. хранятся святыни - частица Креста Господня, ковчежец с частицами мощей святых. На территории К. м. находятся деревянные Казанский храм (1890), ц. в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (2003), 2-этажный каменный келейный корпус, 3 монашеских дома, дом священнослужителя, иконная лавка, баня. К. м. принадлежит пекарня-магазин, гараж с автотранспортом, скотный двор, овощехранилище. Обители переданы земельный участок и бывш. здание детского сада. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Русские мон-ри: Южный Урал и Зауралье. Новомосковск; М., 2007. С. 441-457. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/1319848.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010