100. Тучков Евгений Александрович (1892–1957) — родился в деревне Теляково Суздальского уезда Иваново–Вознесенской губернии. Получил четыре класса образования, работал в кондитерской и в кожевенно–обувной мастерской, во время Первой мировой войны писарем в тыловых штабах. В революционные Евгений Тучков вступил в партию большевиков. С 1918 года трудился в Ивановс–Вознесенком ВЧК. Был послан в Уфу, где возглавлял отряд ЧОН, боровшийся с Мензелинсским восстанием крестьян. С 1922 по 1929 годы Тучков руководил секретным 6–м «церковным» отделением ОГПУ и одновременно был секретарем Антирелигиозной комиссии при ЦК ВКП (б). Обе структуры были нацелены на окончательное искоренение религии в СССР. В 1939 году был уволен по болезни из органов НКВД. В 40–е годы работал лектором Союза воинствующих безбожников, а вскоре стал его секретарем вплоть до его закрытия после Великой Отечественной войны. 101. имяславие — мистическое учение в православии, заключавшееся в особом почитании имени Божьего. В начале 1900–х гг. получило распространение в русских монастырях на Афоне. Почитание монахами имени Божьего было расценено российским епископатом как бунт, а имяславие объявлено ересью. В 1913 году монахи — «имяславцы», более 900 человек были высланы в Россию с Афона. Идеи имяславия легли в основу «философии имени», разработанной П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, А. Ф. Лосевым. 102. Вениамин, митрополит (в миру Василий Павлович Казанский) (18731922) — митрополит Петроградский и Гдовский. Был арестован, судим, а затем расстрелян большевиками 13 августа 1922 года по делу «об изъятии церковных ценностей.» Прославлен в лике святых в 1992 году. 103. термидор — 11–й месяц (19/20 июля — 17/18 августа, французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806. Речь идет о термидорианском перевороте во время Великой французской революции, в результате которого была ликвидирована якобинская диктатура. В переносном смысле слово «термидор» означает любую реакцию против завоеваний революции, так, Л. Д. Троцкий называл «термидором» приход к власти И. Сталина.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

1. Киевская (988 г.). 2. Черниговская (992 г.). 3. Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4. Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5. Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515—1616, 1639—1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в1848—1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6. Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733—1785 годы –самостоятельная, в 1785—1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7. Полоцкая (1104 г., в 1596—1620, 1661—1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8. Смоленская (1137 г.). 9. Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10. Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11. Холмская (1233, 1650—1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12. Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена). 13. Тверская (1271 г.). 14. Суздальская (1347 г., в 1788 году упразднена). 15. Коломенская (1353 г., в 1799 г. упразднена). 16. Пермская (1383 г., кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми). 17. Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршаяобласть, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия). 18. Казанская (1555 г.). 19. Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская). 20. Псковская (1589 г.). 21. Астраханская (1602 г.). 22. Тобольская (1620 г.). 23. Могилевская (1632 г.). 24. Вятская (1657 г.). 25. Белгородская (1667 г., в 1787 году переименована в Курскую). 26. Нижегородская (1672 г.). 27. Воронежская (1682 г.). 28. Тамбовская (1682 г., в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена). 29. Холмогорская (1682 г., в 1731 году переименована в Архангельскую). 30. Великоустюжская (1682 г., в 1788 году упразднена). б) епархии, открытые в Синодальную эпоху:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В этом руководила меня мысль, что ошибки на месте виднее, и самыми моими ошибками не подам ли случая исследователям на месте, более меня сведущим и опытным, к верным открытиям. Все таковые мои поверки почти от всех этих иерархов, удостоены признательного отзыва. Преосвященный Филофей, епископ Костромской и Галичский, предлагал мне такую поверку представить и по прочим епархиям, но это показалось мне слишком затруднительным по недостатку в переписчиках, потому что по некоторым епархиям поверка простирается свыше 50 листов. Так отозвался я и потому, что в исходе 1853 года представлена мною поверка иерархических каталогов с летописями и актами в Святейший Синод также чрез Обер-Прокурора, именно по епархиям: Архангельской, Астраханской, Белогородской – нынешней Курской, Владимирской на Клязьме. Вологодской, Воронежской, Вятской, Казанской, Полоцкой – нынешней Могилёвской, Пермской, Псковской, Рязанской и Суздальской. По рассмотрении этой поверки, Св. Синодом определено: „объявить свящ. Диеву, что составленная им рукопись: „Иерархические каталоги древних Российских епархий с летописями и актами», препровождена к преосв. митрополиту Московскому при указе для зависящего распоряжения о принятии той рукописи в соображение при исправлении книги „История Российской иерархии» и для заключения: не будет ли сверх того признано полезным напечатать её и отдельным изданием». О чём чрез епархиальное начальство и объявлено мне синодальным указом от 25 ноября 1853 г. По декабрь 1855 г. вчерне окончена мною поверка по епархиям: Нижегородской, Новгородской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Ростовской, Черниговской, называвшейся иногда Брянскою; из закрытых епархий: Белогородская близ Киева, Владимирская на Волыни, Галицко-Львовская, Коломенская, Корельская, Крутицкая, Луцкая, Перемышльская, Турово-Пинская, Холмская, Юрьевская близ Киева и Юрьевская в Ливонии» 57 . – Результатом рассмотрения названной поверки „Иерархических каталогов» было со стороны м. Филарета „Донесение Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

Брал он иконы в Холуйской слободе у крестьянина-иконописца Гурия Стефанова, «тако де и у протчих той слободы жителей не по равному числу коих имелось у него Михайлы со ста пятьдесят икон». Конечно, торговец не забыл предварительно получить разрешение на продажу своих икон в Казанской духовной консистории у самого архимандрита Тихона. Но, судя по документу, «хитрости» объяснений иконного дельца были сразу же поняты суздальскими духовными властями, постоянно имеющими дело с иконниками и офенями, которых ловили по всей России. «Для освидетельствования из тех икон» наш офеня носил только «три образа хорошей работы», на основании которых он и получил свидетельство для прикрытия икон со старообрядческой символикой. Иконописание и торговля иконами находилась под строгим контролем государства и местных духовных властей. 83. Следственное дело о продаже суздальскими офенями старообрядческих икон и постановление об исправлении двуеперстия. Суздальская духовная консистория. 1751. Владимирский областной государственный архив, Владимир. Стр. 2, 3 того же документа При повторном освидетельствовании оказалось: «А покед по освидетельствовании в духовной консистории имеющиеся у него Василия иконы по большей части явились весьма неискуснаго и нелепаго мастерства и самаго худого изображения, а в иных случаях и содержанного как в очах, в устнех, в перстях, так и в прочем нималаго подобия нет от чего неиное что происходи может, к одному только худое нарекание, а другим и соблазн» (курсив мой. – О.Т.). Во второй части этой «промемории» содержались пересказ синодального постановления от 12 апреля 1722 г., а также традиционные указания: «иконное изображение исправить по содержанию церковного обычая», «многая неисправа исправлять тщательно» (ВОГА, ф. 560, оп. 1, ед. хр. 109, л. 1–2). Причины намеков и медоговоренностей относительно старого перстосложения («худого изображения в перстях») раскрываются в другом документе. В инструкции уполномоченному Суздальской духовной консистории о взятии в Холуе и приводе на допрос в связи с продажей старообрядческих икон местного иконописца Дмитрия Матвеева мы читаем: «Взять тоя вотчины крестьянина Дмитрия Матвеева сына Добрынина и взяв привести в Суздальский дом...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Для обозначения родства и свойства использовали следующие категории: деверь, шурин, зять, золовка, невестка, тесть, теща, свекор, свекровь, свояк, свояченица, сват, сваха, отчим, мачеха, пасынок, падчерица (Владимирская губ.). В Вологодской губ. крестьяне признавали родней прямых родственников – родителей, братьев и сестер, а также племянников и двоюродных братьев. Всех других называли сватушками. Двоюродный дядя уже не признавался за родню. В крестьянской среде браки запрещались в третьей, четвертой и пятой степенях родства и свойства (Меленковский у. Владимирской губ.). В некоторых местностях брак допускался не ближе шестой степени родства, случался иногда и в пятой, но с разрешения духовенства (Шуйский у. Владимирской губ.). В межсемейных отношениях учитывались степени родства и свойства. Во Владимирской губ. двоюродные родственники не знались – «не праздновались». Большим почетом пользовались родственники зятя. Им отводилось за столом переднее место и предлагался лучший кусок (Суздальский у.). На Вологодчине на свадьбу и праздники приглашалась родня не далее двоюродного брата. Лит.: Бердников И. С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888; Лещенко В. Ю. Семья и русское Православие (XI-XIX вв.). СПб., 1999. Крома Торба, сума, мешок нищего. кротость, качество, высоко ценимое на Руси. По определению святого Игнатия Брянчанинова кротость – смиренная преданность Богу, соединенная с верой и осененная Божественной благодатью, покорность сердца уму. Св. Кирилл Туровский произнес слова, ставшие народной пословицей: «Не ищи мудрости, а ищи кротости». «Кроткое слово гнев побеждает, – говорили русские люди. – Лютость бедит (приводит к беде), кротость побеждает. Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его. Духом кротости, а не палкой по кости». О. П. Крошево В русской кухне (см.: Кухня русская) мелко нарезанные овощи, мясо и т. п. Часто употреблялось вместе с квасом. Крупеник Блюдо русской кухни (см.: Кухня русская): каша из мелкой гречневой крупы с творогом, яйцами, маслом, запеченная в русской печи. Крупчатка

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обломках Царства Болгарского основалось Казанское, но не скоро возмужало, ибо и после Монголов держались еще, до времен Тамерлана, потомки древних Ханов племени Арабского, в обновленных стенах Болгар; но опустошительное нашествие завоевателя Самаркандского все истребило, и уже навсегда. Между тем, за сорок верст от нынешней Казани, возникла старая, которой начало облечено баснословными рассказами: тут и двуглавый дракон Зилант, пожирающий вместе злак полей и человеков, и мощный чародей, убивающий его своими чарами, и путевой котел Ордынского завоевателя, падающий в реку и дающий ей и новому городу свое название Казани; неизвестно только лицо основателя. Называют его Саин-Ханом, и одни хотят видеть в нем сына Батыева, другие самого страшного завоевателя, по титлу почетному Сагина, которое носил Батый. Дотоле не было страшно России змеиное гнездо Зиланта, шипевшее только в своих пределах, и не раз нападала на него из Вятки вольница Новогородская, возбуждая его жало. Великий Князь Суздальский Димитрий, соперник Донского, и сам Донской витязь и сын его Василий, с успехом наступали на слабую Казань, и опустошали самый город, за грабежи беспокойных его жителей; поход Васильев положил как бы конец старой Казани, ибо с тех пор молчат о ней летописи, но горько отозвался поход сей сыну его Темному. При детях последнего Хана Болгарского, Амин- и Алтын-Беках, которые спаслись от Тимура, исчезает старое урочище Казани и возникает новое, прославленное воинским духом, их преемника Улу-Махмет-Хана. Беглец Ордынский, изгнанный своим братом, смиренно просил себе зимовья на берегах Оки у союзника, Великого Князя Московского, но Темный, опасаясь его усиления, стал теснить пришельца и возбудил его мщение; измена выдала Хану войско Московское, которое рассеялось пред горстью Ордынцев; не ослепился, однако своим успехом пришелец, и удалился вниз по Волге, ибо чувствовал, что не может утвердиться стопа его на земле Русской; он искал себе более прочной основы в пределах Болгарских, и укрепил новую Казань.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

—422— обстоятельно (рассматриваемое сочинение заключает в себе XVI+208 стр. мелкого и убористого письма). После не очень пространного введения автор говорит о насаждении и распространении монашества на Руси, довольно подробно излагает историю Киево-Печерского монастыря с внешней и внутренней стороны, кратко (по скудости сведений) описывает северно-русское монашество (Псковско-Новгородское, Владимиро-Суздальское и Полоцко-Смоленское) в лице его важнейших монастырей и подвижников; затем следуют главы о колонизации монашества, просвещении и печаловании, уясняющие значение монашества для древней Руси в гражданско-политическом, религиозно нравственном и литературно-просветительном отношении; нарисовав, наконец, идеал монашества и указав отступления от него, автор делает заключительный вывод из своей работы и говорит нечто в защиту современного монашества. Таково общее содержание работы о. Максима. Хорошо делает автор в том случае, когда в начале сочинения пытается дать критическую оценку труду проф. Казанского, посвященному истории русского монашества от XI до XIV века, указывая его достоинства и недостатки. (XII-XIV стр.). Но напрасно бы мы стали искать критического отношения к пособиям в дальнейшем изложении. У светских историков автор заимствует не только их взгляды и детальную разработку вопроса, но отчасти даже и выражения. Непродуманное следование пособиям повлекло автора к следующим ошибкам. Во-первых, он высказывает неглубокий, довольно внешний взгляд на монашество. Впрочем, и собственные суждения автора о монашестве не отличаются глубиною (стр. II I, XVI, 6, 53 и др.). Во-вторых, в сочинении можно встретить противоречия. Например, на стр. 2 и 111 говорится о том, что восточно-византийское монашество прекрасно привилось и акклиматизировалось на северно-русской почве, а на стр. 182 высказывается диаметрально-противоположное суждение. В-третьих, напрасно автор следует тем историкам, которые стараются почему-то резко разграничить византийское и древнерусское монашество, идеал первого рисуя, как попечение исключительно о своем личном спасении,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таких шариков в четырёх рядах имеется 34 штуки; ниже шарики имеют крестообразную форму в один ряд – их также девять, а еще ниже к цепочкам подвешены по восьми меньших шариков, вроде крохотных ампул и дутых листиков. Вся эта сетка должна была украшать грудь 152 , но на чём укреплялись верхние колечки, теперь не видно: всего вероятнее, что сетка была вверху пришита к платью или носилась на шнуре, проволок, продетом под сукном по борту верхней одежды. Любопытно, что вся сетка образует четырёхугольник или даже квадрат (0,17 и 0,15 м.), стало быть имитирует древний, византийский тавлион, вышитый или покрытый нитями жемчуга, как у знатных персон Империи. Вся работа очень тонкая, мелкая и искусная: каждый шарик украшен по обводочку и посреди сканными кружочками и ячейками, а промеж них отверстиями. Шарики вроде ампул напоминают калачики древних украшений, а все вообще балаболки представляют, конечно, декоративные имитации амулетов и талисманов, энкольпий, ладонок, наузов и пр. Разбираться в кладах крайне трудно, по причине их случайного, чаще хаотического состава: вещи порваны, разрознены, неполны или даже отрывочны и пр. Так например, мы крайне затруднились бы распределить девять барм Казанской губернии (выше 6) или определить пять медальонов Новгородской губернии (по-видимому, одно ожерелье). В последнем кладе сохранилось только четыре бусины, число слишком малое для ожерелья, но и при девяти бармицах Казанских имеется тоже число бус. Медальоны Казанские почти все одного размера, а Новгородские весьма мало разнятся величиною: из них предполагаемый средний 0,08 м., тогда как боковые имеют 0,07 м. Затем повторяется почти целиком вся техника и фактура Суздальских барм, т. е. медальоны сделаны совершенно круглыми, из тонкого листа, с напаянными пуговками и бордюрами, и слабо вызолочены с лицевой стороны. На тех и других выполнены резьбой и насечкою, но не чернью, кресты, процветшие в известной схеме с аканфовыми разводами, и вокруг иногда насечки зигзагом, черточками и пр. Во всяком случае, со стороны художественной Суздальские бармы остаются таким же образцом, как Рязанские среди золотых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

После открытия Владимирской епархии и выделения ее из ведомства Московской Синодальной Конторы, Св. Синод, по приезде в 1749 г. в Москву, решил взять Тамбовскую епархию в свое непосредственное управление. Впрочем, Синоду пришлось сразу убедиться, что у него своих, более серьезных дел слишком достаточно, чтобы еще управлять Тамбовской епархией. Между тем из доношения тамошних духовных правлений он узнал, что в Тамбовской епархии много непорядков и нестроений, а в присылке ведомостей наблюдалась долгая задержка. Все это происходило от того, что тамбовские города далеко от Москвы: одни в 450 верстах, другие в 500, 600 и даже более. Поэтому в делах духовных просителей, приходивших по разным нуждам в Москву, происходила крайняя волокита, а самому духовенству «чинились немалые убытки»; получить на месте резолюцию на челобитье, посланное в Москву, оказывалось делом нелегким. В Синоде, конечно, понимали, что лучшим выходом из затруднения было назначение Тамбов своего епископа. Но, видимо, были причины, почему Св. Синод для удобства управления Тамбовской епархией принял полумеры. Наведя справки о расстоянии Тамбовских городов от ближайших архиерейских кафедр, он 26 мая 1749 года «в силу необходимости удобнейшего способа скорейшего и порядочного в делах ведения впредь до указу» распределил тамбовские города с уездами, церквями, монастырями и пустынями соседним епархиям «в полное всякими делами ведомство» тамошних архиереев, кроме денежных сборов, которые, по-прежнему, должны были поступать в Синодальное Экономическое Правление. Тамбов с двумя заказами – Верхоценским и Старым Дальним, Козлов, Добрый и Борисоглебск отходили к Воронежской епархии, Красная слобода с Починковским Духовным Правлением – к Владимирской, Пенза, Саранск с Инсаром – к Нижегородской, Темников, Верхний и Нижний Ломовы, Керенск – к Суздальской, Корсунь и Петровск – к Казанской. 616 Нельзя сказать, чтобы много было удобства при таком распределении, например, Красная слобода от Владимира отстояла в 330 верстах, Ломовы от Суздаля в 470 верстах, а Керенск в 530 верстах. 617

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сей Государь щадил кровь людей; но знал, что вернейшее средство утвердить тишину есть быть грозным для внешних и внутренних неприятелей. Сын его Мстислав, два раза победив чудь, завладел городом Оденпе, или Медвежьею Головою, в Ливонии. Призванный отцом княжить в Белегороде, он поручил Новогородскую область сыну, юному Всеволоду, который ознаменовал воинский дух свой счастливым, но многотрудным походом в Финляндию. Худой зимний путь (ибо весна уже наступала) и бедность земли угрожали Россиянам голодною смертию; недостаток был так велик, что они за каждый хлеб платили ногату. Меньший брат Мстиславов, Георгий, княживший в Суздале, ходил Волгою на судах в землю казанских болгаров, победил их и возвратился с добычею. Третий сын Мономахов, Ярополк, воевал в окрестностях Дона; взял три города в области Половецкой: Балин, Чешлюев, Сугров; пленил множество Ясов, там обитавших, и в числе их прекрасную девицу, на коей он женился. Около сего же времени Владимир выгнал из России Берендеев, Печенегов и Торков, новых пришельцев: утесняемые Половцами и разбитые ими близ Дона, они искали убежища в окрестностях Переяславля, но, любя грабеж, не могли кочевать там спокойно. Однако ж многие из них остались на Днепре, были известны под общим именем Черных Клобуков, или Черкасов, и служили Россиянам. – Летопись Владимирова времени упоминает еще о Беловежцах, охотно принятых Великим Князем. Сии обитатели некогда знаменитой крепости Козарской на берегах Дона, взятой мужественным Святославом I, спасаясь от свирепости Половцев, основали новый город в верховье реки Остера и назвали его именем древнего, или Белою Вежею, коей известные развалины (во 120 верстах от Чернигова) свидетельствуют, что в ней находились каменные стены, башни, ворота и другие здания. Козары, наученные Греками, строили лучше наших предков. Успехи Мономахова оружия так прославили сего Великого Князя на Востоке и Западе, что имя его, по выражению Летописцев, гремело в мире, и страны соседственные трепетали оного. Если верить новейшим повествователям, то Владимир ужасал и Греческую Империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010