Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Богородицкий Казанский монастырь, 2 класса, в 2 верстах от города Нижнего-Ломова. Основан в 1648 году по повелению царя Михаила Федоровича на месте явления здесь в 1643 году Казанской иконы Божией Матери, где ранее была построена гражданами часовня. В соборном храме в честь Казанской иконы, построенном в 1772 году, находится сама явленная икона, а также и чудотворная икона святого Иоанна Предтечи. Обе эти чудотворные иконы летом носятся для поклонения по городам и селам епархии. Ежегодно 8 июля совершается крестный ход в монастырь из города Нижнего-Ломова. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " История обители начинается с 1643 г., когда казаку Андрею Набокову на роднике вблизи Нижнего Ломова явилась Казанская икона Божией Матери. Местный воевода Иван Косагов построил над родником часовню. А в 1648 г. царь Алексей Михайлович повелел основать здесь мужской монастырь, в том же году появилась и первая деревянная церковь – Казанская (впрочем, по другим сведениям, обитель существовала уже в 1647 г.). Необходимость в основании монастыря была не только духовной – кажется, до этого поблизости обителей не было ни одной (или же существовала лишь Сканова пустынь) – но и стратегической: монастырь, расположенный на горе, позволял контролировать Козляцкий брод, через который шли с набегами на русские земли кочевники. К началу XVIII в. в монастыре уже было 12 деревянных келий, святые врата, ограда, а за оградой – гостиный и черный дворы. После страшного пожара 1709 г. обитель постепенно возрождалась в камне. Над родником в 1712-1722 гг. возвели Казанскую церковь – одну из первых каменных построек на Пензенской земле. Первоначально она была пятиглавой, но на всех фотоснимках запечатлена уже перестроенной – однокупольной. К югу от нее в 1759 г. построили каменный же (взамен деревянного) храм Иоанна Предтечи; центральный его престол был освящен в честь Богоявления Господня, правый – в честь самого пророка Иоанна, левый – Николая Чудотворца. В 1880 г. иконостас для этой церкви создал Николай Кузьмич Макаров – один из представителей известной династии художников, младший брат академика живописи И.К. Макарова.

http://sobory.ru/article/?object=20477

Пензенская губерния Обителей мужских 7, женских 18. Мужские обители Въясская Владимирская пустынь в Саранском уезде. Эта общежительная пустынь живописно расположена на правом берегу реки Въяссы, близ ее впадения в Суру, в 40 верстах от уездного города Саранска. Предание рассказывает, что обитель эта основана двумя благочестивыми старцами, которые принесли Владимирскую икону Божией Матери на это место и устроили кельи. Вскоре после основания монастырь стали приписывать к разным обителям и только в 1860 г. сделали самостоятельным. В пустыни четыре церкви: соборная каменная, в честь Владимирской иконы Божией Матери, вторая так же, как и первая, тоже каменные и две остальных – деревянные. В монастыре хранится чудотворная Владимирская икона Божией Матери, принесенная основателями его; икона эта древнего греческого она прославилась с 1830 года, когда она была принесена в Пензу по случаю свирепствовавшей там холеры. Как только икона была принесена в город, холера тотчас же прекратилась. Престольные праздники – в день Св. Троицы, 21 мая, 28 июня и 14 сентября. В это время в обитель собирается много богомольцев; в эти же дни совершаются также крестные ходы. Другой достопримечательности монастыря является источник, находящийся в церкви Божией Матери; вода этого источника считается целебной. Монастырем управляет игумен. Нижне-Ломовский Казанский Богородицкий монастырь близ Нижнего Ломова. Нижне-Ломовский монастырь расположен в 2 верстах от уездного города Нижнего Ломова, на высокой горе. Об основании этого монастыря рассказывается следующее. Одному казаку, Алексею Набокову, явилась Казанская икона Божией Матери (1648 г.). В честь явившейся ему иконе он выстроил небольшой монастырь. С 1764 г. обитель эта причислена ко 2 классу. Главной святыней монастыря является Казанская икона Божией Матери, явившаяся основателю его. Кроме нее, имеется еще другая чудотворная явленная икона Св. Иоанна Предтечи. И та, и другая иконы, находящиеся в соборном храме, привлекают в монастырь очень много богомольцев. Для последних имеется странноприимница. Летом эти иконы носятся по городам и селам Пензенской губернии. 8 июля совершатся крестный ход из Нижнего-Ломова в Казанский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

I. Paбcmbo и свобода I В дни тяжёлой войны с озверевшей Германией настойчиво заговорили у нас о засилье немцев во всех уголках русской культуры. Заговорили и о засилье немцев в русском богословии. Недавно заговорили, а теперь это уже мода. Началось, кажется, с газеты Киев (1914 Неметчина в духовных академиях). Скоро отозвался проф. Бронзов – один из почтенных представителей современного богословия, специалист, можно сказать, столп и утверждение нравственно-богословской кафедры – статьями в Церковном Вестнике (1914 Гипноз бесчестных и позорных варваров и в «органе» Колокол В плену у немцев (1915 г. и 2632). Напомнил о себе, также в Церковном вестнике (1914 статьёй Немецкое влияние в Богословской науке П. Никольский . Не умедлил откликнуться всюду известный и всюду поспевающий прот. П.Я. Светлов, богослов – борец на четыре фронта, в том же Церковном Вестнике 1915 писанием Вопрос о неметчине в русском богословии. Проф. прот. А.М. Клитин, обиженный Московской Академией, лучше сказать, Синодом, отказавшим ему в степени доктора богословия, нашёл своевременным прочитать реферат «в собрании Русского Братства законоучителей в покоях Его Высокопреосвященства Назария, Архиепископа Херсонского и Одесского, и в присутствии Преосвященного Алексия, Епископа Николаевского», реферат на тему Немецкое направление Православного Русского Богословия и предал его тиснению на собственный кошт – в виде брошюры под тем же заглавием. В одной из академий была произнесена, за обеденным столом, речь с проклятиями прошлому русского богословия и с упованиями на его будущее. Что-то подобное было и в других академиях. Статья проф. Бронзова В плену у немцев (Колокол 1915 и 2632) богата фактическими указаниями из истории нравственного богословия. «В 18 веке образцами для русских богословов-моралистов были: Баумейстер, Брейтгаупт, Цуфендорф, Буддей, Миллер, Шуберт, Гергард, Голлазий, Квенштедт и другие. Феофан Прокопович руководствовался Гергардом, Квенштедтом, Голлазием. Платон Левшин писал под влиянием Квенштедта. Феофилакт Горский следовал Шуберту, Миллеру, Буддею, Брейтгаупту. Мефодий Смирнов воспроизводил Брейтгаупта, Голлазия. Иннокентий Пензенский следовал Буддею, Мозгейму, Рамбаху. Платон Казанский стоял под влиянием Рейбергера. Иннокентий Херсонский зависел от Буддея, Рейнгарда. Иоанн Смоленский передавал Штапфа. Паисий Пылаев – Гиршера. Платон Фивейский копировал Штапфа. Филарет Филаретов следовал Де-Ветте. Система Солярского написана под влиянием Риглера, Штапфа, Шрейбера. Лучшая русская система «научная», принадлежащая незабвенному о И.Л. Янышеву, носит яснейшие следы влияния на неё немцев. Вуттке, Хр. Пальмера, Биттнера, Мартенсена. Проф. М. А. Олесницкий был проникнут глубоким расположением к немцам»...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Активная деятельность свящ. А. П. Петина вызывала беспокойство у властей, к-рые к тому времени уже не поддерживали обновленцев и преследовали их наравне со священнослужителями канонической Церкви. В сер. 1931 г. Казанский храм закрыли под предлогом нарушения норм пожарной безопасности. В июне свящ. Петин был переведен в обновленческую Покровскую ц., после ее закрытия в окт. того же года - в Успенскую ц. на Мироносицком кладбище, единственный храм, оставшийся в Пензе у обновленцев. Был возведен в сан протоиерея. При Успенском храме образовалась общегородская обновленческая община, однако прот. А. П. Петин сохранил своих почитателей из числа бывш. прихожан Казанского храма, что вызывало недовольство остального клира. Летом 1932 г. обновленческий синод, разобрав ситуацию, принял решение перевести прот. А. П. Петина из Пензы, предполагая в дальнейшем его епископское служение. 18 июня 1932 г. синод предложил обновленческому Ленинградскому областному митрополитанскому церковному управлению (ЛОМЦУ) рассмотреть кандидатуру прот. А. П. Петина на архиерейскую кафедру в г. Ст. Русса. 9 июня он был предложен ЛОМЦУ в качестве кандидата на обновленческую Новгородскую кафедру, 3 авг.- на Псковскую кафедру. 25 авг. синод принял решение о назначении прот. А. П. Петина правящим епископом обновленческой Уральской епархии. Были определены дата и место его епископской хиротонии: 11 сент. 1932 г. в обновленческом Никольском синодальном соборе Москвы. Хиротонию должен был возглавить председатель синода обновленческий «митрополит Московский и Тульский» Виталий (Введенский; впосл. архиепископ РПЦ) . Однако обновленческий «митрополит Пензенский» Николай Федотов подал в синод рапорт с просьбой оставить прот. А. П. Петина в Пензе «для успокоения преданной ему группы верующих». В Москву прибыла делегация пензенских прихожан с просьбой не лишать их пастыря. 7 сент. 1932 г. обновленческий синод принял решение отменить указ о назначении прот. А. П. Петина на Уральскую кафедру. Он остался на занимаемой должности в пензенском Успенском храме. В дальнейшем обновленческий синод рассматривал вопрос о назначении его на Семипалатинскую и Козловскую кафедры, но так и не принял решения.

http://pravenc.ru/text/2577553.html

Алфавитно-именной список А Стр. АВВАКУМ (Боровков) Еп.Старо-Уфимский, вик. Уфимской епархии 19 АВГУСТИН (Беляев) Архп.Калужский и Боровский 20 АВГУСТИН (Петерсон) Митр.Рижский и всея Латвии 21 АВГУСТИН Еп .Луганский. ···.· 22 АВЕРКИЙ (Кедров) Архп.Волынский и Житомирский... 23 АВРААМИЙ (Дернов) Архп «Глазов с кий 25 АВРААМИЙ (Летницкий) Еп.Саратовский и Царицынский. 26 АВРААМИЙ (Чурилин) Еп .Пензенский 28 АГАПИТ (Борзаковский) Архп.Новоторжский 29 АГАПИТ (Вишневский) Архп.Екатеринославский и Ма- риупольский 30 АГАФАНГЕЛ Митр.Ярославский и Ростовский 32 (Преображенский) АГАФАНГЕЛ Еп.Темниковский, вик.Саранс­ кой епархии 41 АГАФОДОР Митр.Казанский и Ставрополь- (Преображенский) ский 42 АДАМ Архп«Филадельфийский и Карпа- (Филипповский) тороссий в США. 48 АДРИАН Еп.Ушицкий, вик.Каменец-По- (Анцыно-Чекунский) дольской епархии 50 АКАКИЙ (Заклинский) Еп.Енисейский и Красноярский 51 АЛЕКСАНДР (Белозер) Еп.Барнаульский 54 АЛЕКСАНДР (Богданов) Еп.Тамбовский и Шацкий 55 АЛЕКСАНДР (Виноградов) Еп.Житомирекий и Овручский... 57 АЛЕКСАНДР (Витол) Еп.Мадонский 58 АЛЕКСАНДР Еп.Полоцкий и Витебский 64 (Закке-Заккис) АЛЕКСАНДР (Иноземцев) Архп.б.Пинекий и Полесский.. 66 АЛЕКСАНДР (Карпин) Еп.Гельсингфорский 68 АЛЕКСАНДР (Малинин) Еп.Нолинский, вик.Вятской епархии 70 АЛЕКСАНДР (Надеждин) Еп.Вологодский 71 АЛЕКСАНДР Митр.Брюссельский и Бельгий- (Немоловский) ский . 73 АЛЕКСАНДР Еп.Гурийско-Мингрельский.... 76 (Окропиридзе) АЛЕКСАНДР (Паулус) Митр. Таллине кий и всея Эстонии 79 АЛЕКСАНДР (Петровский) Архп. Харь ков с кий 80 АЛЕКСАНДР Еп.Богородский, вик.Новгород- (Похвалинский) ской епархии 82 АЛЕКСАНДР (Раевский) Еп.Могилевский 83 АЛЕКСАНДР (Светланов) Еп.Калужский и Боровский.... 84 АЛЕКСАНДР (Соколов) Еп.Старорусский, вик.Новго­ родской епархии 90 АЛЕКСАНДР Архп.Молотовский и Соликамс- (Толстопятов) кий 91 АЛЕКСАНДР (Торопов) Еп.Рыбинский 93 АЛЕКСАНДР (Трапицын) Архп. Пугаче в с кий 95 АЛЕКСАНДР Еп.Бердичевский, вик.Киевс- (Чекановский) кой епархии 97 АЛЕКСАНДР (Щукин) Архп.Семипалатинский. 99

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большая Валяевка. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Церковь. Действует.   Престолы: " Живоносный источник " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1871. Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, Пензенский район, с. Большая Валяевка, ул. Верхняя, д. 34 Координаты: 53.068429, 45.025305 Проезд:Выезд из Пензы со стороны Терновки, улицы Перспективной. Дальше по дороге по направлению на Кондоль. Буквально сразу, при выезде из города, в Лебедёвке повернуть налево, по указателю на Большую Валяевку. Через километров шесть въезд в село. Ехать по нему, на У-образной развилке, налево, на грунтовку, чуть верх по направлению к храмовому комплексу. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери «Живоносный Источник». Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда. Согласно документам, первая церковь в Валяевке была построена в самом начале XVIII века. 5 сентября 1704 г. была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов «при новопостроенной в деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородицы Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого». 10 октября 1705 г. были выданы два антиминса на освящение этих церквей. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню. Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносный Источник. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=21870

Большое Чуфарово. Троицкий мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1845. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Большое Чуфарово, ул. Раздольная Координаты: 54.423406, 45.518804 Проезд:До Ромоданова из Саранска ходят автобусы и маршрутные такси, также в райцентр можно попасть по железной дороге, проехав до ст.Красный Узел. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Чуфаровский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) мужской монастырь, в прошлом женский, а ныне мужской, основан крестьянином-старцем Игнатием Парамоновичем Вершиным в сер. 1840-х как богадельная община при с. Большое Чуфарово Саранского у. Пензенской губ. По выбору старца Игнатия общину возглавила купеческая дочь Евдокия Трофимова, впоследствии игумения Евгения, стоявшая у кормила обители в общей сложности около 70 лет. Монастырь был возведен напротив села, через овраг, на его высоком склоне, на землях, пожертвованных местным помещиком В. К. Федорчуковым. Ближайшей помощницей Е. С. Трофимой в организации общины была Екатерина Прохоровна Вершина, бывшая жена старца Игнатия, одна из первых постриженных монахинь Чуфаровской обители. К 1867 в кельях на пустыре собралось уже более 20 сестер; тогда же Пензенская консистория признала общину как богадельню. Одна комната в келейном корпусе была освящена как домовая церковь во имя Пресвятой Троицы. В дальнейшем комплекс монастырских построек возводился по плану, помеченному непосредственно на местности основателем старцем Игнатием; зодчие только выполнили его волю, соотнеся замысел с ландшафтной и архитектонической ситуацией. Первый каменный корпус с домовой Троицкой церковью был сложен в 1870; на первом этаже разместилась богадельня. Для неходячих больных в 1872 внизу была освящена еще одна домовая церковь, во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1877 епархиальное начальство обратило Троицкую общину в сестринскую. За десять последующих лет по периметру обители сестры построили с помощью местного населения еще три двухэтажных каменных корпуса, а число сестер за это время выросло до ста человек.

http://sobory.ru/article/?object=17590

граф М. Толстой Случайно попалась мне принадлежавшая С.Б. Большакову рукопись в лист, четкого письма прошедшего столетия, под заглавием: «Описание чудес, иже во святых отца нашего святителя Димитрия, митрополита ростовского чудотворца, состоявшихся в 1759, 1760, 1761, 1762 и 1763 годах». Рукопись содержит в себе 150 исцелений, совершенных над 66 мужчинами и 84 женщинами. Из числа исцеленных принадлежали к духовному сословию 24, к дворянскому 51, к приказному 7, купеческому 12, мещанскому 6. Крестьян из дворовых людей было 43, нижних воинских чинов с женами и детьми 7. Исцеленные при гробе святителя Димитрия страдали: припадками и разными нервными болезнями 31 (из числа их некоторые считали себя одержимыми нечистой силой или испорченными)1 1 , горячкой и лихорадкой 22, параличом и расслаблением членов 16, слепотой и глазными болезнями 16, сумасшествием и временным расстройством умственных способностей 14, ранами 11, ломотой и ревматизмом 10, водянкой, наружными и брюшными болезнями по 5, грудными болезнями 6, женскими болезнями 4, глухотой 3 и кровотечением 2. Богомольцы, удостоившиеся исцелений, были в большинстве случаев из ближайших уездов Ярославской, Костромской и Владимирской губерний – 83; но некоторые приходили и приезжали из дальних краев – 67; в числе их были жители Новгородской, Олонецкой, Казанской, Пензенской, Воронежской, Астраханской, Архангельской и Тобольской губерний, из земли Войска Донского и из Лифляндии. Один больной в Пруссии получил исцеление (чудо 139). Почти все чудеса описаны очень кратко и ограничиваются именем, званием и местожительством больного и названием болезни. Но некоторые исцеления описаны более подробно и при том заключают в себя замечательные черты. Мы постараемся изложить их здесь. Олонецкого уезда, Толгуйского погоста, жена государственного крестьянина Анна Гаврилова заболела в январе 1758 года «необычайной болезнью»: у неё был жар, опухший язык наполнял собой всю гортань и вышел из уст на вершок длины, причинял невозможность принимать пищу. Привезенная к мощам св. Димитрия на исповеди призналась, что наказана Богом за неверие в святость «сего нового угодника Божия». По раскаянии получила исцеление и возможность причаститься св. Христовых тайн. А 18 января, возвратившись домой и пришедши в церковь Толгуйского погоста, объявила себя совершенно исцеленной, о чем Ростовской консистории объявлено в промемории ее Велико-Новгородской консистории 18 марта 1759 года (чудо й).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Его вы больше не увидите!» Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». 23 ноября, 2011 Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». Памяти священномученика Августина (Беляева) 23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин. Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник. В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна.

http://pravmir.ru/ego-vy-bolshe-ne-uvidi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хороший звонарь — благословение Божие 25.08.2020 541 Время на чтение 9 минут О колокольном звоне и непростом звонарском деле мы попросили рассказать двух настоящих профессионалов — старшего звонаря Свято­Троицкого кафедрального собора Саратова, руководителя школы звонарей Анну Выдрину и старшего звонаря саратовского Покровского храма Михаила Соловьева. У них разные пути, но оба независимо друг от друга ни разу не назвали то, чем они занимаются, профессией, работой или просто своей обязанностью. Колокольный звон — это искусство, и оно ждет не просто послушного исполнителя, а вдохновенного мастера. Русь зазвонила —Наверное, любому православному человеку, который слышит колокольный звон, когда-то хочется попасть на колокольню и самому попробовать позвонить. У меня такое желание всегда было,— начинает свой рассказ Анна Выдрина.— Впервые я оказалась на колокольне в 2009м, потому что в небольшом храме не было звонаря. В то время я была прихожанкой Казанского храма в селе Трофимовка Пензенской области. Священник предложил мне попробовать стать звонарем, и я, не раздумывая, согласилась, хотя музыкальное образование — только несколько лет музыкальной школы по классу скрипки, да и учить меня было некому. Интуитивно понимала, что у больших колоколов звук длится дольше, а в маленькие колокола нужно бить чаще, потому что они быстрее затихают. Так я и звонила целых два года: самым крупным колоколом — на четыре счета, тем, что поменьше — на два, и самыми маленькими — на каждый счет. Возникало созвучие, и мне нужно было лишь постараться, чтобы эти звуки были ровными. Когда я вернулась в Саратов, то устроилась работать в Троицкий собор товароведом. Оказалось, что и в большом городе со звонарями туго. Раньше в соборе звонил один дедушка — Петр Федорович, он жил в Заводском районе, но всегда приезжал к службам. А после его смерти звонари часто менялись — у всех основная работа, семьи, свободного времени мало, а богослужения ежедневные, и часто бывало так, что звонить совсем некому. И я предложила свою помощь, опыт ведь уже есть. Только вот не учла, что в сельском храме было шесть колоколов, а в кафедральном соборе их восемнадцать! Поначалу звон у меня совершенно не получился, и мне было очень стыдно, что я, оказывается, не умею звонить.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/25/horosh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010