А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://pravoslavie.ru/1947.html

На горе, из-под подошвы которой бьет святой родник, в 1742-1757 гг. появилась церковь Сергия Радонежского с колокольней – каменная взамен деревянной. Она считалась кладбищенской, хотя монахов и почетных мирских покойников хоронили по всей горе вплоть до Казанской церкви. Всесвятская церковь помещалась над Святыми вратами и под колокольней (1776-1779 гг.).Колокольню к началу ХХ в. украшали часы-куранты. Ограду с четырьмя башнями по углам возвели в 1742 г. Были в обители три двухэтажных жилых корпуса – настоятельский и два братских, хозяйственный двор, ризница, ледник, две бани, три амбара, здание для извести, а за оградой – два гостиных корпуса и 37 ярмарочных лавочек. С востока к монастырю примыкал фруктовый сад. К началу ХХ в. Казанский монастырь был едва ли не единственным полноценным барочным ансамблем Пензенского края. Главной святыней монастыря была Казанская икона Богородицы. Образ небольшой, его размер всего 20 на 17 сантиметров. В монастырской летописи фиксировались многочисленные исцеления от нее, а на летнюю Казанскую в обитель стекались тысячи богомольцев со всех окрестных уездов и даже губерний – не только на знаменитую Казанскую ярмарку, но и поклониться иконе, и испить целебной воды из святого источника (который вытекал из-под южной стены Казанского храма). В этот же день (8/21 июля) до революции ежегодно с иконой совершался крестный ход из монастыря в сам Нижний Ломов. Во время эпидемий и засухи образ носили и по окрестным селам, а в 1906 и 1910-1911 гг. – даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с Казанской иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II и пожертвовала на нужды фронта жемчуг. Чтили в монастыре и образ Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни. По преданию, он явился на роднике, в соседнем селе Серый Ключ. Скорее всего, именно там и находился Предтечев монастырь, упраздненный в середине XVIII в. Кроме этих двух главных святынь пользовалась почитанием богомольцев Иверская икона Божией Матери, принесенная в 1750-х гг. в монастырь из Москвы настоятелем архимандритом Варлаамом.

http://sobory.ru/article/?object=20477

В 1788 г. семинария была переведена в г. Тамбов. В 1808-1821 гг. при К. м. действовало уч-ще для детей духовенства («русская школа»), предназначавшаяся для подготовки причетников епархии. В «русской школе» обучалось более 70 учеников. 2 сент. 1822 г. в одном из монастырских корпусов открылось духовное уездно-приходское уч-ще, переведенное в сент. 1837 г. в 2-этажный гостиный дом вне ограды, а в окт. 1839 г.- в г. Н. Ломов. В 1846-1861 гг. при К. м. действовало уч-ще для «служительских детей», в к-ром преподавались рус. и слав. грамматика, чтение и чистописание, краткая Свящ. история и краткий катехизис. Святыни и реликвии Обретенная Казанская икона («живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше онаго»; 41/2×33/4 вершка) находилась в иконостасе Казанской ц., по левую сторону от царских врат. Икона была вставлена в раму с изображениями чудес и украшена сребропозлащенной ризой (весом 35 золотников). В 1700 г. образ, прежде называвшийся «явленным», вследствие прошения граждан В. Ломова и Н. Ломова по грамоте царя Петра I стал именоваться «чудотворным и многоцелебным» (ИРИ. Т. 5. С. 173; Евпсихий (Горенко). 1891. С. 20). В 1856 г. на пожертвования благотворителей г. Н. Ломов на ризу сделана серебряная корона с бриллиантами. В 1859 г. для иконы устроен серебряный киот, украшенный серебряными позолоченными накладными «арабесками» с драгоценными камнями и со стразами. По молитвам перед обретенным Казанским образом происходило множество чудес и исцелений, в т. ч. от слепоты, болезни ног, часть из них (между 1684 и 1700) зафиксирована в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. ( Романова. 2006). Во время эпидемий холеры Казанскую икону носили по окрестным селам. Так, 5 авг. 1871 г., когда образ принесли в с. Поим, «жители села, среди которых было немало и раскольников, со слезами на глазах встретили икону далеко за околицей и попеременно несли на своих руках до православного храма, где все вместе преклонили пред ней свои колена» ( Дворжанский.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

В фортификационных сооружениях Золотарёвского городища специалисты обнаруживают следы влияния визант. традиций, что является косвенным доказательством пребывания в этих краях не только славян-христиан, но и греков. Первые храмы в регионе были построены после вхождения земель в состав Русского гос-ва и начала рус. колонизации. Главный центр колонизации региона - г. Шацк - принадлежал к Рязанской епархии (см. ст. Рязанская и Михайловская епархия ), однако все возникавшие в XVII в. города региона (В. Ломов, Н. Ломов, Керенск, Пенза) с начала своего существования входили в Патриаршую область . Шел постепенный процесс христианизации местного населения - мордвы, массовое крещение к-рой завершилось к 40-м гг. XVIII в. В 1643 г. на роднике близ г. Н. Ломов явилась Нижнеломовская Казанская икона Божией Матери - 1-я правосл. святыня Пензенской земли; в 1648 г. на месте ее явления был основан первый в регионе Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовский мужской монастырь . К сер. XVII в. относится и возникновение Троице-Сканова мон-ря (см. Сканов во имя Святой Троицы женский монастырь ). В посл. трети XVII в. открыты верхнеломовский Успенско-Николаевский жен. мон-рь (основан ранее 1671 на Салолейской горе близ с. Лукина Поляна Нижнеломовского у., в 1688-1689 перенесен в В. Ломов; упразднен в 1764), пустынь Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи (позднее Иоанно-Предтеченский мон-рь) близ Пензы (упом. с 1674; упразднен в 1723), пензенский в честь Преображения Господня мужской монастырь (1688/89), пензенский во имя Святой Троицы женский монастырь (1692). В 1721-1742 гг. храмы и мон-ри на территории совр. П. о. относились к Синодальной области . К 1724 г. в Пензенскую десятину входило 113 храмов, в Верхне- и Нижнеломовскую - 105, Керенскую - 45, Саранскую, Мокшанскую и Починковскую - 196, Краснослободскую - 35 ( Покровский. 1913. С. 156. Примеч.). В 30-х гг. XVIII в. в пензенском Преображенском мон-ре действовало ДУ - 1-е учебное заведение региона, в к-рое, согласно уставу, принимали детей священно- и церковнослужителей Пензенского, Саранского и Инсарского уездов ( Бахмустов С.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

6 октября 2008 года на заседании Священного Синода принято решение о возобновлении монастыря . В октябре 2008 года за алтарем храма перезахоронили трех насельников монастыря. Прах иеромонаха Иннокентия (Андронова) перенесли из Кочетовки Каменского района, Гедеона (Озерова) – с норовского кладбища. Оба инока претерпели за веру Христову, прошли через лагеря. Имя третьего неизвестно, его останки нашли при строительстве новой монастырской стены на месте прежней. В 2009 - 2010 годах возводился братский корпус и новая большая часовня и купальня. В планах - гостиница для паломников. Главные святыни монастыря – Казанская-Нижнеломовская икона Божией Матери и образ Иоанна Предтечи – уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А. А. Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А. П. Мамыкин на Страстной Седмице 2008 года вернул иконы в монастырскую церковь. Настоятели Литература Использованные материалы    " Журнал 88, Заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года_ " , официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/470180.html   первый строитель   Николай (Доброхотов). Историко-статистическое описание Тамбовской епархии/Сост. Прот. Г. В. Хитров . Тамбов, 1861, с. 225-226. По данным Строева П.М., - период правления монастырём (1832 - 1836), в Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - СПб., 1877. с. 956.    " Журнал 58, Заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 мая 2010 года_ " , официальный сайт Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/1170651.html Редакция текста от: 07.07.2017 15:21:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675434.h...

Выслушав о.Максимова и изучив затем доставленные им документы, Извольский впервые взглянул на дело глазами еп.Гермогена. Обер-прокурор понял, что саратовское духовенство шумит не на пустом месте, а в ответ на притеснения светских властей. Сообщая Столыпину о своем открытии, Извольский отмечал: независимо от факта достоверности этих притеснений надо считаться с тем, что владыка убежден в их существовании. Тогда «дальнейшее поведение епископа по отношению местной гражданской власти становится если не извинительным, то понятным. Несомненно, преосвященный мог и должен был иным путем выразить свое неудовольствие и добиться удовлетворения за оскорбление церкви, если таковое действительно было, но, зная характер преосвященного Гермогена, те свойства его, которые являются и качествами его души, можно, мне кажется, найти извинения». Впрочем, даже имея на руках такой козырь, как документы о.Максимова, Извольский не спешил оправдать еп.Гермогена. Зато, признавая наличность оскорбления церкви, предлагал адресату пересмотреть ранее принятое решение и перевести не только о.Илиодора и его архиерея, но также Бочарова и гр.Татищева. Отмечая необходимость одновременной проверки сведений со стороны духовного ведомства и министерства внутренних дел, Извольский закончил так: «Не настало ли время для того, чтобы установить согласную почву на события в Царицыне и Саратове, так как это, несомненно, будет предметом суждения при ближайшем моем докладе Государю Императору» . Пользуясь временным затишьем, преосвященный Гермоген решил отправить о.Илиодора назад в Царицын, с чудотворной иконой Казанской Божией Матери из Нижнеломовского монастыря. Из замечаний сделанных в разное время и еп.Гермогеном, и его подопечным видно, насколько они уповали на благодатную помощь этой святыни в дни гонений. О.Илиодор, например, говорил царицынцам, что икона прибыла потому, что Богоматерь, Сама перенесшая много страданий, видит, сколько здесь было пролито слез . Владыка распорядился встретить икону 16.X крестным ходом от всех царицынских храмов. Эта телеграмма из рук благочинного о.Каверзнева попала к полицмейстеру и, надо полагать, не без участия его приятеля о.Благовидова. Поначалу Бочаров ограничился простой передачей сведений начальству . Но затем вдруг забил в набат:

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Священник так и сделал, но предварительно пред этим он строго постился. Скоро последовало новое видение во сне священнику Уманову: явилась Сама Пресвятая Богородица и повелела икону поставить в церковь. Священник сообщил о своем видении народу и с торжеством перенес икону в церковь, и с этого времени от иконы стали совершаться чудеса. Икону назвали Каплуновскою. В 1709 году, когда император Петр Великий воевал со шведским королем Карлом XII, то вызвал к себе в Харьков к армии священника с Каплуновскою иконою и велел носить ее пред полками, а сам со слезами молился пред нею Царице Небесной о помощи. Между тем король Карл, остановившись со своим войском около Каплуновки, поместился с изменником гетманом Мазепою в доме священника Иоанна. Тогда некоторые из его буйных воинов хотели было сжечь церковь. Обложили ее соломою и дровами, но как ни старались поджечь, ни дрова, ни солома не загорались. Узнав о таком чуде и еще о том, что св. икона находится в русском лагере, Карл сказал Мазепе: «Если не могли зажечь церковь и без иконы, то там, где находится она, ненадежно нам будет». Так действительно и случилось. Полтавская битва доставила Великому Петру победу над Карлом. Есть чудотворная Каплуновская икона в слободе Козеевке, в 80 верстах от Харькова. Нижнеломовская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1643 году на источнике в двух верстах от города Нижнего Лома Пензенской губернии. На месте ее явления сначала поставлена была часовня, а затем церковь и монастырь. Карповская-Казанская икона. Эта икона находится в Курском Знаменском монастыре. Сюда она принесена в 1725 году из Карповской пустыни. Каташинская-Казанская икона. Эта икона явилась в 1622 году в роще близ села Белого Колодезя Черниговской губернии тамошнему священнику и поставлена им в сельскую церковь. В 1692 году тут был устроен мужской монастырь, названный Каташинским. Вознесенская-Казанская икона. Она находится в Вознесенском женском монастыре в Москве, в Кремле. В первый раз она прославилась в 1689 году. Два раза она была в опасности сгореть, но чудесно была сохранена.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-istor...

Нижнеломовская (Казанская), явилась 1643г., Июля 8, в Нижнеломове, Пензенской епархии. Никейская, 304, Мая 28. Новгородсеверская, явилась 1301г. Декабря 20, в соборе Новгородсеверска, Черниговской епархии. Новодворская, писана святым митрополитом Петром около 1320г., в монастыре, устроенном в урочище Новый Дворец, потом находилась в Суражском (упразднённом) монастыре, теперь в Ново-Северском-Спасском монастыре; прославилась 14 Августа 1677г. Особо чтимая древняя копия в Каменском Успенском женском монастыре, Новозыбковского уезда, Черниговской епархии; дана в благословение Каменскому монастырю, при его основании в 1687г., от архиепископа Лазаря Барановича. Копия в главном храме Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, за правым клиросом (Кормчий 1896, Празднование 20 Декабря. Новоникитская, 372г., Сентябрь 15, явилась святому великомученику Никите. Божья Матерь изображена с Предвечным Младенцем стоящим и держащим крест; список в Москве, в соборе за Золотой Решёткой. Ножевая, на о. Кипре, найдена с висящим при ней ножом. Монастырь, где находилась икона, который и известен по имени сей иконы, 5 Сентября 1892г. сгорел до основания; но икона Богородицы сохранилась целой и находится теперь в г. Левкосии, в метохе сгоревшего монастыря, в Кипре же; празднование 9 Июля. Нямецкая, , 1399, в Нямецком монастыре, в Молдавии; копия с 1846г. в слободе Михайловке, Богучарского уезда, Воронежской епархии; празднование 26 Июня. Овиновская, (Успение Божьей Матери), 1425г., Август 15, в Паисиевом Успенском Галичском монастыре, Костромской епархии. О Всепетая Мати, 6 Октября. Огневидная, 10 Февраля (Кормчий, 1896, Одигитрия (Путеводительница). Под этим названием известны очень многие; мы можем назвать лишь некоторые: Владимирская, Влахернская, Выдропусская, Ираклийская, Лиддийская, Макарьевская, Мглинская, Псковская, Святогорская, Смоленская, Супрасльская, Тихвинская, Чирская, Шуйская, Югская, Феодоровская. Кроме того, иконы этого имени находятся: в монастыре Мела, близ Трапезонта, в Малой Азии; на Афоне, в Ксенофской обители, куда она перенесена из Ватопедской в 1730г.; в Свято-Андреевском скиту, где она известна под именем Скоропослушницы; в России в Вознесенском монастыре в Москве; в Вологодской епархии, в Христофоровой пустыни, в Великом Устюге, в местечке Почепе; в селе Степной Михайловке, Бобровского уезда, Воронежской епархии (куда вывезена, по преданию, из Молдавии); в Белгородском (Курской епархии) Смоленском соборе, XVI века; чудотворения 1703, 1705г.; празднование 28 Июля (Русский Паломник 1896, Ещё бывает празднование Одигитрии во вторник на Пасхе и в другие дни по месту нахождения её.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Скончался св. Прокопий в 1303 г. Мощи его почивают под спудом в соборе. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлен в память явления ее, В 1579 г. в Казани, взятой у татар Иоанном Грозным, Пресвятая Богородица явилась во сне одной девице – Матроне и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала самое место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила сон обыкновенной детской грезой. Сон повторялся еще дважды и с угрозой наказания за непослушание. Мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им. Тогда, 8 июля, обе они, в присутствии народа, отправились на указанное место. Мать и народ начали копать землю, иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона – икона была найдена. Она была обвернута в ветхое сукно и сияла чудным светом, как будто бы недавно была изображена. Тогда с крестным ходом перенесли икону в ближайшую церковь . Список с иконы был отправлен в Москву, и царь повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Впоследствии было еще несколько явлений икон-списков с Казанской: Тобольская, находящаяся в Тобольске, в кафедральном соборе. Она впервые прославилась спасением горожан от угрожавшего голода; Каплуновская, явившаяся в 1689 г. в сельце Каплунове, Харьковской епархии, которая прославилась помощью императору Петру Великому на войне со шведами под Полтавой; Нижнеломовская, явившаяся в 1643 г. на источнике, в двух верстах от Нижнего Ломова, Пензенской епархии; Карповская, в 1725 году перенесенная из Карповской пустыни в Курский Знаменский мужской монастырь; Коташинская, явившаяся в 1622 г. которая находится в Коташинском монастыре, Черниговской епархии; Вознесенская, сохранившаяся невредимой во время пожаров в 1689 и 1791 г. находится в Московском Вознесенском женском монастыре; Павловская, находящаяся в селе Павловском, Московской епархии; Иркутская – в соборном храме в городе Иркутске; Каргопольская, – в Каргополе, в 1714 г. ознаменовавшая себя течением слез из очей изображенной на ней Богородицы; Ярославская – в женском монастыре в г. Ярославле, впервые прославившаяся чудотворениями в XVI и XVII столетиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Икона Казанская Нижнеломовская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Казанская Нижнеломовская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Казанская Нижнеломовская Один из списков (копий) КАЗАНСКОГО образа Пресвятой Богородицы. В 1643 году явилась на источнике в полуверсте от реки Нор-Ломова, в двух верстах от города Нижнего Ломова и в 96 верстах от Пензы. На месте явления иконы была поставлена часовня, а через пять лет по приказу царя Михаила Фёдоровича был построен храм и монастырь. Икона прославилась многими чудесами. Её называют чудотворной и «многоцелебной». В 1969 году родник передали Водоканалу, и с тех пор здесь расположена насосная станция с производительностью 180 кубометров в час, снабжающая водой весь Нижний Ломов. Доступ же к самому источнику, как к режимному объекту, закрыт. Летом 2002 года по инициативе директора Нижнеломовских электрических сетей Александра Петровича Мамыкина источник снова облагородили, рядом с насосной станцией устроили купальню, а над выходом воды помещены свидетельства о чудесах прошлых веков. В июле 2003 года отмечалось 360-летие со дня основания монастыря. В 2003–2004 годах на месте уничтоженного Казанского храма, между святым источником и руинами корпуса, построена небольшая деревянная церковь. В двадцатые годы прошлого столетия во время изъятия церковных ценностей большевики сняли с иконы всю драгоценную оправу. Сам чудотворный образ исчез, но оказалось, что святыню от посягательства спрятали верующие. Последние семьдесят лет её бережно хранили в семье Климовых, а в апреле 2008 года, накануне Пасхи, святой образ был возвращён Церкви. От былого драгоценного украшения сохранились лишь серебряные гвоздики, вбитые в доску, на которой написан образ. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Нижнеломовская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-347

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010