Харьков. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (старая). Старая Каплуновская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1810. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Е. Васильев Адрес: Украина, Харьковская область, г. Харьков, улица Пушкинская 54, сейчас на этом месте многоэтажный дом. Координаты: 50.000002, 36.243481 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Свою историю улица Каплуновская, одна из старейших и интереснейших улиц города Харьков, ведет с середины XVIII столетия. Именно в это время на землях, расположенных севернее харьковской крепости, стали размещаться казармы расквартированных в Харькове полков и внутреннего гарнизонного батальона, и появился «военный городок». Ранее на этих землях рос строевой дубовый лес, который постепенно использовался для строительства жилья. Когда «военный городок» достиг внушительных размеров и его население превысило 2000 человек, встал вопрос о строительстве собственной воинской церкви, и в 1771 году по проекту губернского архитектора Петра Ярославского была возведена каменная церковь Рождества Богородицы во имя Каплуновской иконы Божией Матери. Списана эта икона была со знаменитой чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Не удивительно, что новая воинская церковь долгие годы именовалась не иначе, как Каплуновская. Это же название впоследствии получила и вся улица. К концу XVIII века Рождество-Богородичная церковь стала терять свое значение как воинская, поэтому окружавшую ее землю было решено использовать как кладбищенскую для Успенского, Троицкого и Николаевского приходов. Кладбище, по названию церкви, также именовали Каплуновским. В 1808-1810 гг., вероятнее всего, по причине ветхости старого храма, на его месте была построена новая каменная церковь по проекту профессора архитектуры Евгения Васильева. Спустя четверть века церковь получила статус приходской и была названа просто – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, несмотря на это, общественность традиционно называла церковь «Каплуновской».

http://sobory.ru/article/?object=33250

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Казанская Каплуновская Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона " Богоматерь Казанская-Каплуновская " Конец XVIIb. --- Материалы, техника: Дерево, левкас, сусальное серебро, темпера, творёное серебро и золото. Размер: 31,5Х26,5 Сохранность: Икона поступила в реставрацию под олифой, без существенных утрат. Раскрытие показало, что в XIXb. икона расчищалась от старой олифы, местами сохранившейся в виде мелких фрагментов. Обнаружились обширные вставки на нижнем поле, слева от зрителя – на венце, мелкие вставки на «коруне», на шее Христа. Вставки грубо[...] Файл 22927.jpg:   Размер: 838x1001, 0.84 MPix, 309 Kb. Дата: 2013-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 6 (293) , (16) . Описание: Икона " Богоматерь Казанская-Каплуновская " Конец XVIIb. Фрагмент. --- Списки Казанской иконы расходились в огромном количестве по всей Руси. Иногда икона копировалась вместе с окладом или его элементами. Так возникли Казанские в «корунах», сохранившие до наших дней облик этих выразительных иконных убранств, несущих в себе нечто глубоко народное, даже напоминающих чем-то крестьянскую «рогатую» кику. Казанские в «корунах» представляют определённую редкость. В 1689г. в слободе Каплуновка Харьковск[...] Файл 22928.jpg:   Размер: 665x1000, 0.67 MPix, 206 Kb. Дата: 2013-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (203) , (13) . Описание: Старинная икона Божья Матерь Каплуновская Казанская. Россия XVIII-XIX век. Старинная православная икона Богородицы Казанской в наиболее редком ее варианте написания имеет свое собственное название Каплуновская икона Пресвятой Богородицы. Данная икона была написана в первой половине XVIII века на добротной двухковчежной доске размером: 31,9х26,7х2,7 см. В последующие 250 лет икона подвергалась многочисленным наслоениям живописи и поновлениям. После проведения работ по расчистке иконы от потемн[...]

http://pravicon.com/icon-144-photo

Калуга. Церковь Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Храм в честь святителя Николая Чудотворца при Николаевской мужской гимназии (ул. Ленина, 83). Николаевская мужская гимназия шла открыта в 1804 г., будучи преобразована из Главного народного училища. Гимназия помещалась в трехэтажном здании, выстроенном Калужским дворянством. На ее содержание и на ремонт дома, а также на библиотеку казной ежегодно выделялось 6150 руб., а приказом общественного призрения — 3350 руб. Здание гимназии многократно перестраивалось и расширялось, особенно 1900—1902 гг. В это же время был сооружен гимназический храм, освященный 6 декабря 1903 г. В честь святителя Николая. В нем хранилась икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, высланная в дар гимназии Патриархом Дамианом Иерусалимским по просьбе губернатора Офросимова. Сейчас в этом здании размещается один из учебных корпусов Калужского государственного педагогического университета, а в помещении храма находится актовый зал. Из книги «Земля Калужская –земля Святая» В семинарском здании в нижнем этаже, находился Никольский собор. Он устроен в 1831 г. из часовни на сумму 1 тыс. руб., пожертвованную унт. -офицером Мякошиным, и на собранные в Калуге на сооружение 424 руб. Храм был возобновлен в 1901 г., причем прежнее стенное письмо уничтожено и заменено новым. Икон в храме очень много. На южной его стороне заставлено стенное изображение византийского стиля Перенесение мощей св. Николая в Бар - град. На этой стороне обращает внимание копия Репинской картины Избавление св. Николаем от рук палача невинноосужденных.Главною святынею собора является икона св. Николая чудотворца, к которой население прибегало во время общественных бедствий. Св. Николай изображен в большом поясном размере; вверху же на иконе написана копия Калужской Казанской иконы Божией Матери, а по сторонам ее свв. Сергий Радонежский и Пафнутий Боровский на правой стороне, а на левой свв. Тихон и Лаврентий Калужские. По преданию, эта икона сооружена иждивением Калужского общества и стояла прежде среди торгово-промышленных заведений, находившихся на восточной стороне Калуги, на посаде, точнее там, где были ранее кузницы, около Ильинской церкви. В собор она поступила после пожара, так как торгово-промышленные заведения были перенесены на другое место. Другим чтимым образом храма является икона Каплуновской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04228

Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери К 300-летию Полтавской битвы Каплуновская икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября) явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии. Место это раньше принадлежало полковнику Ивану Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который получил эти земли по жалованной грамоте и назвал образовавшееся здесь поселение черкасов по имени Осадчего КаплунаКаплуновкой. В 1688 году Иван Перекрест построил в этом селении храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов († 1713), выходец из польских пределов, возможно из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона. Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился благоговейный старец и сказал: «На третий день после этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60, другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую – Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать». По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь перед престольным праздником храма – Рождеством Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону, которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение священник увидел второй сон: явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине, отнеси в храм Божий». Священник так и поступил. Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы, о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного отношения к сей святыни храму было подарено святое Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода] февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с. Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра 15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35 червонцев».

http://pravoslavie.ru/31123.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Казанская Каплуновская из книги Е. Поселянина В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери. 8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь. Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему: — Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь! Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской. Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.

http://pravicon.com/info-1286

Казанский кафедральный собор (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) — православный храм в Волгограде, является кафедральным собором Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви Содержание История [ править править код ] С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся. Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева. На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным. Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

Нерехта. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В соборе располагается хлебозавод. На колокольню можно подняться, купив билет в музее Никольской церкви. Архитектура Владимирской церкви сыграла важную роль в развитии нерехтскго каменного церковного зодчества XVIII века. Многие приемы ее фасадского убранства были использованы и в др памятниках и, в первую очередь, при сооружении собора в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты. До его строительства на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В XVII веке перед ним находилась одноименная Борисоглебская площадь. Указ о построении каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской)иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой. Для постройки Казанского собора Петром I приказано было сделать 200 тысяч кирпичей и нанять рабочих в Московской Ижерской канцелярии, " окромя петербургского наряда " , чтобы не отрывать рабочих от строительства Петербурга. Строительство собора велось с 1709 по 1713 год. В 1805-1806 годах собор перестраивался в своей трапезной части. Вот что пишет об этом М.Я. Диев: " В 1806г в июле месяце в нерехтском соборе упали своды теплой церкви, в то время вновь перестраиваемой. На своде, среди церкви, на четырех столбах была устроена верхняя церковь, фигурою круглая; в таком виде она простояла зиму 1805-06 годов непокрытою. В июле, когда начали выбивать кружала, именно под верхнею церковью, то с нею свод упал и засыпал несколько человек ... Своды были вновь сделаны без верхней церкви ... Теплый собор прекрасно и скоро был отделан с двумя приделами. "

http://sobory.ru/article/?object=03117

Собор Казанской иконы Божией Матери (Нерехта) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери в городе Нерехта — православный храм XVIII века, считается одним из лучших памятников архитектуры Нерехтского района. Содержание История [ править править код ] Казанская соборная г. Нерехты каменная, с такою же колокольнею. Построена в 1709 г. по указу царя Петра Алексеевича. До строительства Казанского собора на этом месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В 1478-1482 гг. " Се яз княгиня великая Марфа пожаловала есмь Троицкого Сергиева монастыря игумена Паисея збратиею или по нем иныи игумен будет, что в Нерехте место у Бориса и Глеба на Подоле промеж тиуна двора и попова двора Борисоглебского... " ; в 1628 г. упоминается церковь " Борис и Глеб в Нерехте на посаде " . В 1653 г. " у сей церкви двор попов, двор пономарев, да приходских нерехчан посацких людей 7 дворов, ... да на той же Борисоглебской церковной земле лавки и места лавочныя 39 мест " . В XVII веке перед храмом здесь находилась одноименная Борисоглебская площадь. Борисоглебский собор был уничтожен пожаром. Во время разбора пепелища была найдена Казанская икона Божией Матери, нетронутая огнем. Среди горожан данная икона стала считаться чудотворной. Указ о построении нового каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года - за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской) иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Казанско...

Поречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1763 г. тщанием помещицы села, генерал-поручицей Марией Петровной Яковлевой. Храм построен в стиле русского барокко, по типу ярусного центрического храма. Через 20 лет, в 1783 г., ею же была построена колокольня " из кирпича, а крыша каменная " . До 1848 г. колокольня стояла отдельно, а в этом году была соединена с церковью каменной стеной. По описи 1887 г. на ней было 5 колоколов. Приход был малочисленным и крайне бедным. Несмотря на это, настоятель храма о. Михаил Сергиевский в 1895 г. приобрёл избу, в которой открыл церковно-приходскую школу. В ней было 48 учеников. 18 декабря 1913 г. освящена новая школа, здание для неё построено попечительницей школ уезда В. Ф. Дубровиной. Последним священником, служившим в храме, был протоиерей Александр Волоснухин. Родился в 1864 году. После закрытия храма в 1929 году погиб при неизвестных обстоятельствах. В советское время храм был изуродован, разграблен и постепенно превращался в руины. 4 декабря 1974 года получил статус республиканского памятника архитектуры, что никак не отразилось на его судьбе. Возрождение началось в 1990 году, когда храм был возвращен верующим. В 1991 году первый настоятель храма, священник Александр Максимов полностью восстановил остов храма. В 1997 году он же помог нынешнему настоятелю завершить реставрацию. В июле 1997 года был начат, а в августе завершен внешний и внутренний ремонт храма. Тщание храмоздателей Михаила Александровича и Марии Петровны Яковлевых простиралось и на их поместье в селе Поречье, что в пяти верстах от Васильевского (там находился их усадебный дом). В Поречье они построили каменную Казанскую церковь. " Помощию Божию сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновкая в лето от Рождества Христова 1763 июля 3 числа... а в ней храмовая икона Богоматери Казанская на серебряной ризе, которой внизу чеканными словами написано: " Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновкия " , а на обороте написано: " Писана сия св. икона 1627 года " (метрика церкви в Поречье 1887 года). Почему же Каплуновская? С Каплуновским Казанским образом всегда связывалась память о Полтавской победе 1709 года над шведами, где чудотворная икона явилась знамением победы. Михаил Яковлев воевал со шведами во вторую кампанию 1741-1743 гг., а также победоносную. Построение храма во имя Казанской-Каплуновской иконы Пресвятой Богородицы он увековечил святую память о помощи свыше в этих воинах. Михаил Яковлев умер в 1767 году. В России существовал древний обычай, по которому на гробах погребаемых лиц приносили иконы, остававшиеся потом в ризнице храма.

http://sobory.ru/article/?object=01399

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Казанская Каплуновская - описание Один из изводов КАЗАНСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы. Название происходит от села Каплуновка Харьковской епархии. В 1689 году священнику села Иоанну Уманову приснился седой старец, сказавший, что скоро к нему придут из Москвы три иконописца с иконами. Старец повелел у старейшего из них приобрести из связки икон восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, и сказал, что от неё он получит «благодать и милость». Вскоре произошло так, как было явлено во сне. Приобретённую икону священник поставил у себя дома, но через некоторое время явившаяся ему во сне Богородица велела икону перенести в церковь. Священник сообщил об увиденном прихожанам и торжественно перенёс икону в храм. Тогда от неё стали происходить чудеса, а икону начали называть Каплуновской. В 1709 году во время Северной войны между Россией и Швецией Петр I вызвал к себе в Харьков священника с Каплуновской иконой и повелел пройти с ней перед русскими полками, а сам тем временем молился Богородице о помощи. Между тем король Карл вместе с гетманом Мазепой остановились недалеко от села Каплуновка. Шведы захотели сжечь церковь. Храм уже обложили соломой и дровами, но, как ни пытались разжечь костер, огонь не хотел заниматься. Узнав, что местная чудотворная икона находится в русском лагере, Карл обернулся к Мазепе и сказал: «Смотри, церковь и без иконы не смогли поджечь, а где будет она сама, там нам очень ненадёжно будет». Эти слова оказались пророческими: вскоре Карл проиграл решающую битву — Полтавское сражение. Ныне чудотворный образ Каплуновской Казанской иконы Пресвятой Богородицы находится в Полтавском Свято-Макарьевском кафедральном соборе. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Каплуновская " .

http://pravicon.com/info-345

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010