Основан в 1693 г. Ежегодно 27 нояб. совершается крестный ход с Казанской иконой Божией Матери из кафедрального собора в мон. и обратно. При мон. образцовая школа женского духовного училища, мастерская для рукоделий, больница, странноприимный дом и свечной завод. Казанская епархия Мужские: Александро-Невский Чувашский , общ., в Козьмодемьянском у„ в 4 в. от с. Большого Сундыря. Учрежден в 1902 г. Воскресенский Новый Иерусалим , в 7 в. от г. Казани, при втором Кабаньем озере. Построен в 1722 г. Ныне загородный архиерейский дом. При нем школа. Зилантов Успенский , 2 кл., общ., близ г. Казани, на Зилантовой (с татарского – Змеиной) горе. Основан в 1552 г., по повелению царя Иоанна Васильевича, на месте погребения воинов, убитых при взятии Казани; в 1560 г., после разрушения в половодье, перенесен на нынешнее место. В нем находится древняя Смоленская икона Божией Матери – копия с иконы, бывшей в походах Иоанна Грозного. Ежегодно 2 окт. совершается из мон. крестный ход к храму – памятнику убитых воинов, построенному в 1823 г. на месте прежнего мон. Иоанно-Предтеченский , в г. Казани. Построен во второй полов. XVI в. архиеп. Германом (см. 6 нояб.), икона которого с частью его мощей находится в мон. В. Кизический Введенский , 3 кл., бл. г. Казани. Основан во второй полов. XVII в. По мнению некоторых, основателем мон. был иеродиакон Стефан (Сахаров), который, путешествовавши по св. местам и вынесши из Кизика части мощей св. Кизических девяти мучеников (см. 29 апр.), исходатайствовал у митр. казанского Адриана основание обители, предложив в состав средств для построения ее и наследственное достояние. Главнейшую святыню мон. составляют мощи свв. Кизических мучеников. Они находятся в киоте, вложены в кипарисную доску и залиты воско-мастикой; вверху же часть древа (красноватая) креста Господня, вделанная в серебряный маленький ковчежец. Здесь же находятся: чудотворный Кизический образ Божией Матери (письмо иконы – древне-греческое, весьма художественное); Виленская икона Божией Матери – весьма чествуемая многими, как чудотворная; крест напрестольный большой, под коим вычеканена надпись об устроении его в 1690 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Примером особенных наименований Божиих оправдываются и православно изъясняются особенные наименования Божией Матери. Как наименования Бога Авраамова, Бога Израилева, Бога Синаина, относятся к единому верованию в единого Бога, Господа всех: так наименования Богородицы Одигитрии (Путеводительницы ко спасению), Богородицы Радости всех скорбящих, относятся к единому верованию в благодать и молитвенную помощь единой Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Что касается до особенных наименований, относящихся к различным иконам Пресвятой Богородицы, в правильном разумении и употреблении оных надлежит с точностью следовать руководству Православной Церкви, преподанному в её Богослужебных книгах. Например, в Месяцеслове сказано: празднуем (8 июля) явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во граде Казани. И в другом месте: празднуем (22 октября) Пресвятей Богородице ради чудотворныя иконы Казанския. Здесь ясно видно, что празднование относится всегда к лицу единой Пресвятой Богородицы; что особенным случаем к празднованию служит явление иконы Её в граде Казани, и благотворные чудеса, совершившиеся при сей иконе благодатью Пресвятой Богородицы; что икона, прославившаяся чудесами в Казани, по сему самому именуется чудотворною Казанскою. Обычай присоединил к сему то, что и списки с Казанской чудотворной иконы, как представляющие подобие сей иконы, для отличия от других, носят тоже наименование иконы Казанские. Итак, наименование Казанские иконы Пресвятой Богородицы выражает то, что это есть список одного из различных изображений её, именно того, которое Она благоволила некогда прославить благотворными чудесами в Казани, и которое, по воспоминанию сих чудес, сделалось особенно достопамятным и досточтимым повсюду и всегда. По сему примеру должно рассуждать и о прочих особенных наименованиях икон. Пресвятой Богородицы. Из сказанного доселе можете усмотреть и то, как надлежит рассуждать о некоторых в просторечии употребляемых выражениях относительно почитания Пресвятой Богородицы в Её иконах. Например, говорят некоторые: празднуем Пресвятой Богородице Казанской. Это есть неправильно сделанное сокращение Церковного выражения: празднуем Пресвятой Богородице, в воспоминание и честь чудес, бывших от иконы её Казанской. Простые не чувствуют неправильности выражения, когда наименование Казанской, или Владимирской приписывают как бы самой Пресвятой Богородице вместо иконы её. Но правая мысль открывается и у них, если спросить их: едина ли есть Пресвятая Богородица? – Они догадаются сказать, что едина есть Пресвятая Богородица, но различные суть её иконы, по явлению, по изображению и по чудесам, от них бывшим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть Икона Божией Матери Казанская Празднование 8/21 июля, 22 октября/4 ноября 21.07.2006 230 Время на чтение 8 минут Икона Божией Матери Казанская, 8/21 июля, 22 октября/4 ноября У Казанской Божьей Матери Дивно светел вечный взгляд, Жены, дочери и матери Перед ней с мольбой стоят. С. М. Городецкий Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы. Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя. Казанская икона - незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы. В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. " Вера Христова, - замечал летописец, - стала притчею и поруганием " . Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

ч. и Касимовская Казанская икона. В марте 1943 г. вернувшийся из очередной ссылки прот. исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов, получив регистрацию в исполкоме, возобновил богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед Касимовской Казанской иконой. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. О местночтимой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) (впосл. митрополит; † 2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь (глас 8): «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, икону Богоматери, от Нея же и сама исцеление прияла еси, Блаженная старице Иустино. Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом о исцелении душ и телес нас недостойных, любовию чтущих память вашу». Касимовская Казанская икона относится к рубежу XVI и XVII вв. или к нач. XVII в. и является одним из редких списков иконы, явленной в 1579 г. в Казани. Размер Касимовской Казанской иконы (27,4×24,2 см) близок к размеру явленной Казанской иконы (26,7×22,3 см). Иконография, типы ликов, жест благословляющей двуперстно десницы Младенца Христа характерны для ранних списков явленной Казанской иконы. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью Касимовская Казанская икона. Первоначальная басма образа не сохранилась. Существующий серебряный позолоченный оклад 1829 г. к иконе с камнями и со стразами, сделанный в Москве, наложен на фотокопию образа, к-рая размещается в киоте в сев.-зап. части храма. В 2010-2012 гг. Касимовская Казанская икона реставрирована художником-реставратором ЦМиАР Б. П. Ерёминым. Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона была укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада, почерневшая сгрибившаяся олифа и спаявшиеся с ней участки слюды. Удалены записи и прописи (в местах утрат и потертостей авторского слоя на изображении лика Богородицы прописи оставлены). В местах утрат грунта сделана подлевкаска, утраты и потертости красочного слоя тонированы, икона покрыта лаком.

http://pravicon.com/info-3983

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда Казанская в 2023 году? 1 мин., 01.11.2021 Вопрос читателя: Когда празднуется Казанская икона в 2023 году? Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается Православной Церковью дважды в году: 21 июля и 4 ноября. В июле мы вспоминаем явление чудотворной иконы в городе Казани, когда после масштабного пожара девятилетней девочке Матроне явилась Божия Матерь и дала указание отыскать Её Образ в одном из пепелищ. После обретения иконы список с неё сразу же отправили в Москву. А на месте явления чудотворного Образа был построен Богородицкий монастырь. Осенний праздник Казанской иконы Божией Матери совпадает с Днём народного единства. И не случайно. История этого образа тесно связана с освобождением Москвы от поляков в 1612 году . Список Казанской иконы был передан князю Димитрию Пожарскому жителями города Казани. Образ Пречистой Девы сопровождал и оберегал наших воинов на протяжении их освободительной миссии. После того, как враг был изгнан из столицы, ополченцы в знак благодарности прошли крестным ходом вокруг освобожденного Кремля, неся впереди Чудотворный лик Богоматери. В честь освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков на Красной площади был возведен Казанский собор, где какое-то время и хранился список Казанской иконы. А день главной битвы — 22 октября (4 ноября по новому стилю) стал днем празднования Казанского образа Божией Матери. Читайте также: Казанская икона Богородицы: возвращение святыни День народного единства и 1612 год Казанская икона. Иконография Казанская икона. История Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Можно ли отнести на кладбище вербу в Вербное воскресенье? 27.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 28.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kogda-kazanskaya-v-2016-g...

В 1656 году смертоносная болезнь снова явилась в Казань и свирепствовала более прежнего. Граждане Казанские опять принесли Седмиозерский чудотворный образ Богоматери, по-прежнему обошли с Нею город и дома, и болезнь опять прекратилась. И с тех пор архиепископ Лаврентий установил навсегда, чтобы ежегодно 26 июня приносима была в Казань св. Седмиозерская икона Божией Матери. Вскоре потом этот день посвящен был празднованию в честь чудотворной Седмиозерской иконы Божией Матери и повсюду, вместе с празднованием в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В полных сказаниях о чудесах, совершенных по молитвам христиан пред честным Седмиозерским Образом Божией Матери, передается о множестве дивных исцелений и великой помощи Богородицы, преимущественно жителям Казанской области 144 , поэтому нигде не чествуется так умиленно-торжественно Седмиозерская чудотворная икона, как в Казани. Но с течением времени слава о чудесах от Седмиозерской иконы Божией Матери распространилась и в далекие от Казани местности, откуда стало ежегодно стекаться к 26 июня в Казань бесчисленное множество народа, из коего также многие получали исцеления, большинство коих ведали только в то время, но некоторые были и записаны 145 . Кизический Казанский монастырь 146 . Предисловие. Основание Кизического монастыря некоторыми монастырскими ведомостями относится то к 1688 г., то 1698 г., то вообще в иных глухо говорится, что монастырь Кизический основан в конце XVII столетия. Но из книги, называемой Спирида, или Кошница, данной в Кизический монастырь строителем ее иеродиаконом Стефаном Сахаровым в 1692 году, видно, что монастырь основан был до 1691 года, так как в означенной Кошнице (корзине) находятся «словеса полезна и в врачевании известна, святых девяти мученик, иже в Кизице страдаша, и како монастырь Кизический в именование их устроися в граде Казани, благословением, тщанием же и иждивением великаго господина Святейшаго и всеблаженнейшаго Кир Адриана, Архиепископа Московскаго и всея России и всех северных стран Патриарха, егда он бысть в царственном граде Казани Митрополитом Казанским и Свияжским». Книга эта была написана в 7199 году от сотворения мира в сентябре месяце, или в 1691 году по Рождестве Христовом, т.е. вскоре после того, как Адриан сделался патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Вот почему так дорога для верующего святая икона. Когда верующий зажигает лампадку или затепливает свечу перед иконой, то в это же самое время в душе его зажигается незримая лампада перед вечной незримой божественной святыней. И поэтому там, где вы видите холодное, равнодушное отношение к святой иконе, там, знайте, уже началось разложение религиозной жизни, там уже началось охлаждение. И напротив, там, где вы видите любовь к святой иконе, там ждите истинной любви к Господу Богу. Сегодня святая Церковь почитает икону Божией Матери, именуемую Казанской. И тут снова возникают вопросы и сомнения – почему, в самом деле, святая Церковь почитает такое множество икон Матери Божией? Каждому из этих ликов, каждой иконе Церковь установила особое празднество. Если вы возьмете перечень икон Божией Матери и вдумаетесь в него, то вы будете поражены тем, что вы увидите. Вас поразит множество перечислений, название множества местностей, но вдумайтесь глубоко, и вы увидите, что это не сухой перечень, а живая летопись о милостях Матери Божией, о Ее непрестанных явлениях, о Ее неиссякающей любви к роду человеческому, потому что каждая икона Матери Божией неразрывно связана с каким-нибудь особым явлением милости Матери Божией к человечеству. Там Она явилась пастухам в ночном бору, и они видели Ее огненное сияние, видели следы Ее пречистых ног. Там Она явилась больному и подняла его с одра болезни, там Ее видел ребенок и свидетельствовал о Ней, там Она отвратила надвигающееся полчище врагов, там остановила эпидемию – всюду милость Ее, всюду Ее непрестающее милосердие. Множество икон в честь Матери Божией свидетельствует о милосердии, которое расточает Она по всей земле. Вот и здесь у нас в Киеве иконы Матери Божией, и там в Почаеве на отрогах Карпат – тоже Ее икона, в шумной Москве, в далекой Казани, во Владимире, в Смоленске, в каждом уголке земли вы найдете икону Матери Божией, и каждая эта икона есть живое свидетельство о чуде, о явленном милосердии Матери Божией к нам. В маленьком городке, затерянном в лесах, где я прожил полтора года, тоже была своя явленная икона Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579) Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. По своей иконографической композиции она принадлежит к типу, именуемому Одигитрия (Путеводительница). На иконе изображена Пресвятая Богородица, Которая держит Богомладенца Иисуса на левой руке, обращенного лицом к молящимся; правой рукой Иисус благословляет. В отличие от других, более древних икон типа Одигитрия, глава Богородицы на Казанской Ее иконе наклонена влево, будто Божия Матерь хочет что-то поведать Своему Сыну. Чудесное явление этой иконы жителям Казани совершилось 8 июля 1579 года, через четверть века после покорения Казанского ханства во время похода во главе с царем Иоанном Грозным (1552) и последовавшего вскоре учреждения Казанской архиепископской кафедры (1555). Это было время, когда благодаря миссионерским трудам первого архиепископа Казанского святителя Гурия (†1563; память 5 декабря) и его помощников – архимандритов Германа (†1567; память 6 ноября) и Варсонофия (†1576, память 11 апреля), Казань постепенно становилась христианским городом с множеством храмов и несколькими монастырями. Однако магометанство оказывало упорное сопротивление, в Казани и ее окрестностях оставались тысячи мусульман и язычников. От недостатка ревностных подвижников-христиан, готовых к исповедничеству, христианство порой уступало натиску чужеродной и враждебной стихии. Необходима была чудесная помощь свыше, и она была явлена через чудотворную икону Божией Матери, получившую наименование Казанской. Повествование о явлении этой иконы и последовавших от нее чудесных знамениях было составлено в 1594 году, через 15 лет после ее явления, митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, принявший мученическую кончину в 1612 году). Сохранился подлинный текст этого повествования (факсимильное издание вышло в 1912 году в Москве). В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище половину города. Недалеко от того места, где начался пожар, сгорел дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил приступить к постройке нового дома на прежнем месте, то есть на пепелище. Тогда его дочери, десятилетней Матрене (Матроне), явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы они взяли на этом месте скрытую в земле Ее икону (икона была зарыта еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия). Матрене было указано место, где ее искать. Девочка открыла об этом видении своей матери, которая вначале не обратила должного внимания на вещий сон отроковицы. После третьего видения и напоминания Матрена стала слезно упрашивать мать исполнить повеление Пресвятой Богородицы. На этот раз мать послушалась дочери, однако архиепископ Иеремия и городские власти не поверили им.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 Из корреспонденций столичных газет по поводу судебного разбирательства дела о похищении иконы Казанской Божией Матери Стояновым-Чайкиным, окончивщегося в ноябре месяце истекшего 1904 года в Казани, получается уверенность, близкая к несомненности, что святыня казанская была и находится в надежных руках, хорошо понимающих ценность и важность ея... 5 Димитрий, арх. херсонский и одесский. Слова, беседы и речи в пяти томах. М.1897, изд. 2, m.V, стр.325. 11 В объяснение любопытного факта посылки из Ярославля князем Пожарским в Казань копии с копии иконы Казанской Божией Матери и при том в дорогом окладе, покойный историк Казанской дух. Академии проф. Г. З. Елисеев представил следующие соображения: «Так нужно было сделать, отвечаю я, писал профессор Елисеев протоиерею Московского Казанского собора А. И. Невоструеву в 1851 году 15 декабря, потому что копия эта прислана была из Казани и принадлежала Казани. Оставляя ее у себя навсегда, нижегородское ополчение, естественно, должно было чем-нибудь вознаградить казанцев. Заметим к тому же, что копия эта была уже не простая, но оказавшая чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря от поляков, которая, следственно, поэтому самому делалась драгоценною для нижегородского ополчения, шедшего на бранные подвиги, и которая потому же самому, как икона чудотворная, делалась драгоценною и для казанцев. Удерживая у себя копию, присланную из Казани, копию, сделавшуюся чудотворною, и посылая в Казань простую, обыкновенную копию, не должно ли былонижегородское ополчениебогато украсить последнюю сколько возможно лучше, чтобы этим, по крайней мере, вознаградить то, что теряли казанцы в копии, удержанной нижегородским ополчением»? (Прав. Собеседн. 1904 г. Июль-Август 13 13 «Мне же тогда в чину поповстве святаго Николы, иже зовется Гостин, рассказывает патриах Гермоген об обстоятельствах явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году, каменосердечен же сый, но обаче прослезихся и припадох к Богородицыну образу и к чудотворнойиконе и предвечному младенцу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Казанская Тобольская " Описания иконы Описание иконы Казанская Тобольская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Чудотворная Казанская икона Божией Матери явилась в городе Тобольске в 1661 году при следующих обстоятельствах: дьяк Тобольского Знаменского монастыря Иоанникий поведал о бывших ему во сне трехкратных явлениях святителя, которого он принял за святого митрополита Филиппа, повелевавшего ему от имени Богородицы взять Казанскую икону, в небрежении стоявшую в чулане церкви Трех Святителей, и поставить в новом храме, который следует воздвигнуть в три дня, а на четвертый освятить. «Тогда, – сказал явившийся святитель, – в городе прекратятся проливные дожди и исчезнут вредные насекомые». Иоанникий побоялся сразу открыть настоятелю об этих видениях. На утрени, при чтении сказания о явлении Божией Матери в Казани, он упал в глубокий обморок. Придя в себя, дьяк все рассказал своему духовнику, а тот – настоятелю. Повеление Пречистой Девы было исполнено. Сначала был совершен крестный ход со святым образом на место возведения храма, который и был построен в три дня, а на четвертый – освящен. Наро[...] Икона Казанская Тобольская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников 8 июля 1661 года в Знаменском монастыре города Тобольска праздновали явление КАЗАНСКОЙ иконы Божией Матери. На утрене, по второй кафизме, дьякон Иоанникий стал читать сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани. Прочитав до того места, где сказано, что архиепископ Казанский, прежде не веровавший явлению иконы, потом пред всем народом молил Пречистую Владычицу о прощении сего греха, Иоанникий вдруг в беспамятстве упал на пол вместе с аналоем. Когда он опомнился, все увидели, что дьякон в одночасье состарился. Дьякон же потребовал духовника, иеромонаха Макария, которому рассказал, что ему несколько раз являлся во сне святой митрополит Московский Филипп и просил передать верующим, чтобы они в три дня построили деревянную церковь, на четвёртый освятили и внесли туда Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Но он на эти явления не обращал внимания. И вот, когда на утрене дьякон начал читать о явлении чудотворного образа Богородицы в Казани, то вновь увидел, как являвшийся ему [...]

http://pravicon.com/icon-152

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010