Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАБАНОВ Иларион Георгиевич [псевд. Ксенос] (окт. 1819, дер. Глотово Мосальского у. Калужской губ.- 4.12.1882, старообрядческий Предотечев мон-рь в Клинцах (совр. Брянская обл.)), апологет старообрядческой Белокриницкой иерархии , автор «Окружного послания» . В 15 лет оставил родительский дом и поселился в старообрядческом Лаврентьевском мон-ре на Ветке близ Гомеля. В 30-х гг. XIX в. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников ; впосл. старообрядческий Славский епископ), собравший вокруг себя много талантливых людей. Широкой начитанностью К. во многом был обязан хорошей монастырской б-ке. В 1864 г. еп. Аркадий писал о К.: «От юны версты вдаде себе в Лаврентьев монастырь на послушание, проходил строго-иноческую жизнь, прилежа чтению Божественного Писания, списа многия книги» (цит. по: Субботин. 1884. 4. С. 196). В книгохранилище Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) находится Цветник, написанный в Лаврентьевском мон-ре во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. XVIII в., с владельческой записью К.: «Сия святая и богодохновенная книга Цветник, жития святых отец, и поучения, и проч., принадлежит грешному Илариону, куплена им самим в Лаврентьевом монастыре у переплетчика инока Нила благоволением отца его инока Саватия ценою по счету 25 руб. ассигнациями 7352 (1844) месяца апреля в 3 день, в понед[ельник] Фомин 2 недели по Пасце в час 6 дне. Истинно написано и кроме всякаго лицемерия. Аминь, аминь, аминь» ( Юхименко Е. М. Рукописные и печатные книги//Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 227. 147). Сборник, приобретенный К. незадолго до (если не накануне) закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1844 г., свидетельствует об интересе владельца к иноческому образу жизни, к житиям подвижников и учителей Церкви. Не приняв иноческого пострига, К. до последнего дня вел жизнь согласно монашескому уставу. В 1844 г. Лаврентьевский мон-рь был закрыт властями, насельники, отказавшись присоединиться к единоверию , разошлись. К. жил в различных старообрядческих мон-рях Стародубья , участвовал в богословских диспутах с беспоповцами , в первую очередь в связи с мнением беспоповцев об уже состоявшемся духовном воцарении антихриста и о прекращении благодати священства. (Исходя из этого мнения, беспоповцы утверждали, что истинное священство в наст. время невозможно; после установления в 1846 Белокриницкой иерархии ее противники заявляли, что она ложная.) Среди первых сочинений К.- написанная в 1846 или 1847 г., после споров с беспоповцем Савой Борковым, кн. «О Енохе и Илии» против мнения беспоповцев об уже состоявшемся духовном пришествии ветхозаветных пророков Илии и Еноха . Во 2-й пол. 40-х гг. К. уже имел репутацию широко образованного начетчика и талантливого полемиста; чтобы читать святоотеческие книги в оригинале, он выучил греч. язык.

http://pravenc.ru/text/1319734.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНОН Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ) Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ) (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798, ст-ца Есауловская области Войска Донского (не существует, затоплена) - 21.01.1884, Владимир), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в казачьей старообрядческой семье, отец - полковой писарь. В юности Смирнов ушел из дома и дал обет принять монашество, но был возвращен и по воле родителей вступил в брак, имел сына и дочь. К. служил в армии «около 30 лет в Грузии, и на Кавказской линии, и внутри Войска Донского» (РГБ НИОР. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1). По-видимому, на рубеже 30-х и 40-х гг. XIX в. Смирнов заинтересовался идеями беспоповцев об антихристе , разделял мнение о совершившемся духовном воцарении антихриста, полагал (как мн. старообрядцы), что под именем Иисус Греко-Российская Церковь чтит антихриста, считал, что эсхатологические пророчества должны исполниться в ближайшем будущем. Смирнов вел полемику по данным вопросам, в частности, с насельниками старообрядческого Лаврентьевского монастыря на Ветке близ Гомеля (закрыт в 1844). О спорах с К. вспоминал в 1863 г. И. Г. Кабанов (Ксенос), живший в Лаврентьевском монастыре ок. 10 лет (1834-1844) (Письмо к Кириллу Белокриницкому, названное «Объяснение и всенижайшее прошение», 13 янв. 1863 г.//Братское слово. 1891. Т. 2. 14. С. 391-392). Эти воззрения отразились в толковании на 12-ю гл. 3-й Книги Ездры, к-рое К. написал, по-видимому, во 2-й пол. 40-х гг. или ранее. В 1845 г. Смирнов расстался с женой с ее согласия и принял иночество в посаде Лужки Черниговской губ. (ныне село в Стародубском р-не Брянской обл.) от старца Тихона. Прожив 5 лет в Лужках в условиях суровой аскезы, К. отправился странствовать, жил в старообрядческих Куреневском и Черкасском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/1841970.html

Святск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713 г. датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX в. Святск гордо именовался посадом - торгово-ремесленным центром. Село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения. Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать раньше, а лесной массив на его месте в советское время так и звали " монастырь " . Через почти 200-ти лет гонений, в 1910 г., была построена старообрядческая Успенская церковь. Перед революцией 1917 г.численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 г. открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище. В 1923 г. Святск, лежащий на границе уезда и губернии (до 1772 г. - на государственной границе), был передан из Суражского (к тому времени уже Клинцовского) уезда в Новозыбковский. Октябрьская революция и последующий разгром зажиточного населения стали причиной постепенного его угасания. Большой урон Святску нанесла Великая Отечественная война, когда было истреблено всё еврейское население, составлявшее здесь значительную долю (до войны в Святске, кроме двух церквей, действовала синагога). Выдающимся событием для Святска стала установка в 1951 г. бронзового бюста дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Д.А. Драгунского, здешнего уроженца.

http://sobory.ru/article/?object=34275

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРКАДИЙ (Шапошников Андрей Родионович; нач. XIX в., посад Клинцы Суражского у. Черниговской губ. (совр. г. Клинцы Брянской обл.) - 11.11.1868, старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава в Добрудже (совр. с. Слава-Русэ, Румыния)), «епископ странствующих христиан, экзарх некрасовский», управляющий Славской епархией старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в мещанской семье, в молодости был женат на вдове. В 1826 г. оставил семью и удалился в старообрядческий («поповщинского» направления) Лаврентьевский муж. мон-рь в Стародубье , где принял постриг с именем А., в 1832 г. избран настоятелем. В настоятельство А. в Лаврентьевском мон-ре жили Павел (Великодворский) , Аркадий (Дорофеев ; впосл. архиеп. Славский), Онуфрий (Парусов ; впосл. еп. Браиловский), старообрядческий писатель И. Г. Кабанов (Ксенос) и др. После закрытия Лаврентьевского мон-ря в 1839 г. А. переселился в старообрядческий Успенский муж. мон-рь в с. Слава. А. участвовал в обсуждении возможности принятия в «древлеправославие» нестарообрядческого епископа для организации старообрядческой иерархии, первоначально не поддержал эту идею, однако вместе с др. старообрядцами встречал митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) , еще не присоединившегося к старообрядчеству, в г. Сулина (совр. Румыния) в апр. 1846 г. После прочтения «Соображения о верах», составленного Павлом (Великодворским), А. стал сторонником присоединения митр. Амвросия к старообрядчеству. На соборе в Славском мон-ре в окт. 1846 г., где обсуждалась форма чиноприема митр. Амвросия (см. Присоединение к Православию ), А. высказался за «третий чин», без повторения над митрополитом таинства Миропомазания, однако собор решил принимать митрополита «вторым чином», через проклятие ересей и Миропомазание. 20 июля 1847 г. в Славском скиту на собрании старообрядцев-некрасовцев, признавших новоучрежденную Белокриницкую иерархию, были избраны 3 кандидата для поставления соответственно во епископа, священника и диакона. А. был выдвинут кандидатом во епископа, но, ссылаясь на 18-е прав. святых апостолов, запрещающее рукополагать женатого на вдове, объявил о своем недостоинстве принять священный сан. После настойчивых просьб участников собора А. согласился с избранием во епископа. Однако митр. Амвросий на прошение об архиерейской хиротонии А. ответил отказом, решение митрополита не изменилось и после повторного рассмотрения кандидатуры А. уже на соборе в Белой Кринице, участники к-рого, во многом под влиянием инока Павла, повторили прошение Славского собора. Во епископа был рукоположен инок Аркадий (Дорофеев), к-рого первоначально предполагалось возвести в сан священноинока. А. из Белой Криницы возвратился в Славский мон-рь. В последующие годы А., обладавший большим авторитетом среди некрасовцев, активно помогал архиеп. Аркадию (Дорофееву) в управлении Славской епархией.

http://pravenc.ru/text/76048.html

Заселение этих мест последователями «старой веры» началось в 60-х гг. XVII в., известно о 7 старообрядческих слободах, но их, по всей вероятности, было больше. В сер.- 2-й пол. XVIII в. вокруг посадов образовался ряд монастырей старообрядцев-поповцев разных согласий (ветковского, епифаньевского, дьяконовского): близ Климова - Покровский мужской (1765-1847), строителем которого был Михаил Калмык , Казанский Климовский девичий (ранее 1787 - 1850); мужские мон-ри близ Клинцов - Красноборский во имя св. Иоанна Предтечи («Дальняя полоса») (60-е гг. XVIII в.- 1928), где жил и скончался И. Г. Кабанов (Ксенос), и Преображенско-Никольский (Пустынский) (1744-1923); близ Злынки - Малиноостровский Рождественско-Богородицкий муж. монастырь (1768-1842), Троицко-Успенская Никодимова жен. обитель (70-е гг. XVIII в.- 1784); в Святском посаде близ Новозыбкова - Свяцковский Покровский муж. монастырь (ок. 1795-1850). В Клинцах в сер. XIX в. были известны девичьи старообрядческие обители Успенская, Тиссейная, Дубачинская, Княжных. Близ Злынки действовали мон-ри беспоповцев- федосеевцев : в 1756 г. иноки разоренной Гудишкской обители создали Норско-Покровский мон-рь, устав и традиции к-рого стали руководством для основанного позже Преображенского кладбища в Москве; в 1798-1852 гг. существовали Покровские Тульегорские мужские и женские обители федосеевцев. Утверждение единоверия в Стародубье в кон. XVIII в. было связано с драматическими событиями. Для подавления сопротивления старообрядцев был направлен Изюмский гусарский полк. В Новозыбкове старообрядцы закрылись в Николо-Рождественском храме, более 3 месяцев защищали его и добились отступления полка (событие получило название «зыбковского сидения»). Возведенные в посл. трети XVIII в. в Клинцах Вознесенский и Троицкий старообрядческие храмы стали единоверческими в сер. XIX в. В 1823 г. в Клинцах был построен ныне действующий старообрядческий храм в честь Преображения Господня. В Клинцах в 1784-1802 гг. работала старообрядческая типография В.

http://pravenc.ru/text/1841431.html

Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Ветковский музей народного творчества. Фотография. 2002 г. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. старообрядцы жили на В., но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев мон-рь (после 1735-1844; не сохр., в наст. время зона отдыха Гомеля), где начал свой иноческий путь в 1834 г. Павел (Великодворский) . В 1832-1839 гг. настоятелем мон-ря был Аркадий (Шапошников , впосл. старообрядческий епископ), с этой обителью связаны мн. видные деятели Белокриницкой иерархии : Аркадий ( Дорофеев , впосл. еп. Славский), Онуфрий (Парусов, впосл. еп. Браиловский), Алимпий (Вепринцев), И. Г. Кабанов (Ксенос) - автор «Истории и обычаев Ветковской церкви» и Окружного послания . На В. действовали и др. старообрядческие мон-ри: Макариев Терловский, основанный ок. 1750 г. в 32 верстах от Лаврентьева мон-ря иноком Макарием из Вереи, Пахомиев, созданный ок. 1760 г. др. выходцем из России - иноком Пахомием, Асахов (Чолнский или Чонский) скит, устроенный в то же время близ Гомеля в урочище Чолнский обрыв старцем Иоасафом из Гжатска, жен. мон-рь в Спасовой слободе на территории совр. Гомеля. Этим мон-рям, особенно Лаврентьеву, в кон. XVIII - нач. XIX в. покровительствовали фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский и его сын гр. Н. П. Румянцев , на землях к-рых располагались обители. В нач. XIX в. в Макарьевом мон-ре проходил собор по соглашению «перемазанцев» с дьяконовцами, на к-ром присутствовали представители Рогожского кладбища, В., Стародубья, Орла и Молдавии. На соборе преобладали «перемазанцы», но согласие не было достигнуто, ветковские старцы от спора уклонились ( Мельников-Печерский. С. 346). В кон. 20-х гг. ХХ в. ветковские старообрядческие слободы были довольно многолюдными: в 1929 г. в Косецкой общине были зарегистрированы 434 прихожанина, в Попсуевской - 342, в приходе Леонтьевского молитвенного дома - 521 прихожанин. В 1988 г. территории ветковских слобод оказались в зоне заражения после аварии на Чернобыльской АЭС, что обусловило исчезновение мн. исторически значимых поселений, гибель большого числа памятников старообрядческой культуры. В наст. время немногочисленное старообрядческое население живет в Тарасовке, Марьине, Ст. Крупце, Буде.

http://pravenc.ru/text/158276.html

В окт. 1863 г. попытку установить контакт с К. предпринял сподвижник А. И. Герцена В. И. Кельсиев , предложивший К. сотрудничество с лондонскими революционерами для создания старообрядческой «самобытной цивилизации». К. проигнорировал его предложение. В 1864 г. К. подписал архипастырское послание, в к-ром высказался о революционном движении и об отношении к власти: «К сим же завещаю вам, возлюбленнии: всякое благоразумие и благопокорение покажите пред царем вашим, в чем не повреждается вера и благочестие, и от всех враг его и изменников удаляйтеся и бегайте, яко же от мятежных крамольников поляков, тако наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне» (Архипастырское послание ко всем православным христианом, священным, иночествующим и мирским, всякаго звания и возраста, сущим в богохранимом государстве Всероссийском. Яссы, 1864. Л. 22-22 об.). По мнению Н. И. Субботина , автором послания был И. Г. Кабанов (Ксенос). 8 мая 1864 г. К. вновь разорвал отношения с Московской архиепископией и примкнул к противоокружникам. 24 июля он единолично рукоположил на Московскую кафедру Антония (Климова), к-рый получил прозвище Второго или Гуслицкого; т. о., противоокружники обрели собственную иерархию. 28 сент. 1864 г. на Освященном соборе в Белой Кринице К. снова подписал мирную грамоту с Московской архиепископией, снял прещения с еп. Онуфрия и епископов Российской области, подтвердил возведение архиеп. Антония (Шутова) на Московский престол и учреждение Московского духовного совета. Это, однако, не остановило раздора. Противоокружнические архиереи отказались пойти на примирение с Московской архиепископией, К. продолжал делать распоряжения, касающиеся российских старообрядцев. 25 сент. 1866 г. российские епископы направили К. «Соборное предложение». В нем описывались нестроения, вызванные деятельностью К. Главное обвинение против митрополита заключалось в том, что он присвоил себе неограниченную власть, «почитая себя «главою, отцом и виновником существования всех епископов»» (РГБ.

http://pravenc.ru/text/1840251.html

Прошло только 16 лет со времени возникновения австрийской лже-иерархии, как между последователями её (в 1862 году) произошёл уже новый раскол; такое явление в расколе ещё раз показывает, что новоявленная иерархия не есть истинная. Один из старообрядцев по имени Иларион Егоров Кабанов, присвоивший себе наименование ксенос, то есть убогий, человек умный и начитанный, убедился из книг, что слово Иисус, не есть имя иного бога, как нечестиво толкуют не только беспоповцы, но и поповцы, а что оно есть имя того же Спасителя, и крест четвероконечный, называемый у них кумиром и мерзостью запустения, равно честен с крестом восьмиконечным и прочее. Видя в этих толкованиях богохульство, Кабанов составил Окружное послание, в котором выяснил, что церковь греческая, как и киевская, ещё до патриарха Никона имя Спасителя произносила Иисус, а также и крест четвероконечный почитала наравне с восьмиконечным. Вообще, высказал решительное осуждение беспоповщинских лжеучений в понятиях о греко-российской церкви, распространяемых ими в рукописных тетрадях, признав эти тетради «ложными и церкви чуждыми» 106 . Затем в 10 пункте, или статье, Кабанов излагает положительное учение, что истинное священство и бескровная жертва пребудут до скончания века, что это священство находится в русской и греческой церкви (статья 1), а стало быть и у них – старообрядцев, потому что источник священства (митрополит Амвросий) заимствован ими у греков. Словом – он высказал суждения, ясно показывающие, что греко-российская церковь ничуть не отступила от православия, обвинял лишь православную церковь за произнесение клятв в 1666–1667 годах и порицательные отзывы полемических книг прежнего времени на именуемые «старые обряды». Ксенос убедил некоторых из старообрядческих епископов подписаться под Окружным посланием и разослать его. Это послание породило в среде поповцев бурю междоусобных споров и послужило к разделению их на две партии. Те, которые разделяли учение, выраженное в Окружном послании, получили название окружников, а не принявшие его противоокружников. Противоокружники укоряли (и укоряют) окружников в отступлении от учения предков, а окружники доказывали им: если вы не признаете имени Спасителя – Иисус, как оно почитается в греческой церкви и называете Его иным Богом, то и митрополит Амвросий, и бывшие до него попы, были крещены и поставлены, по вашему же толкованию, во иного бога, а потому – и вы не крещены во имя истинного Бога, и вам должно снова креститься: да и архиереи ваши, по вашему же разумению выходит, получили крещение и хиротонию во иного бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Ист.: Антонов Е. Еще воспоминание об авторе «Окружного послания»//Братское слово. 1884. Т. 1. 9. С. 464-470; Павел Прусский, архим. Воспоминания об авторе «Окружного послания»//Там же. 8. С. 410-420; Субботин Н. И. Воспоминания об авторе «Окружного послания» и переписка с ним//Там же. 4. С. 195-220; 5. С. 243-255; 6. С. 297-318; 7. С. 355-366; Филарет (Захаров), иером. По поводу «Воспоминаний об авторе «Окружного послания»»//Там же. 7. С. 366-369; Дударев М. С. Из моих восп. об авторе «Окружного послания» Иларионе Егоровиче Кабанове, прозвавшем себя Ксеносом, и Фаддее Иудиче Фролове, присном друге и сотруднике Ксеноса//Там же. 1885. Т. 1. 1. С. 24-51; 2. С. 73-87; 3. С. 150-164; Кожевников В. Е. Воспоминания о покойном Иларионе Георгиевиче, составителе «Окружного послания»//Там же. Т. 2. 17. С. 441-462; 18. С. 514-532; 19. С. 596-615; Сильвестр [Малышев]. Краткий очерк, или Некоторые следы, известные из жизни покойного Илариона Георгиевича, родившегося 1819 г. в октябре месяце, а скончавшегося 1882 г. декабря в 4-й день//Там же. 1892. Т. 1. 1. С. 65-79; 2. С. 151-160; 3. С. 223-236; Филиппов Т. И. Три замечательных старообрядца: [Иером. Пафнутий, Павел Прусский, Иларион Егорович Ксенос]. СПб., 1899; Власов П. И. Из истории старообрядческой иерархии. М., 1915. Ч. 1 [док-ты по «делу дьяконовцев»]; Егоров А. Е. Память праведнику с похвалами//Во время оно... 2007. Вып. 4. С. 7-28; Нафанаил, инок. Болезнь и кончина Илариона Георгиевича//Сибирский старообрядец. Новосиб., 2009. 4(52). С. 28-30. Лит.: Карлович В. М. Критический разбор «Окружного послания» и все оттенки направления самого автора его. Черновцы, 1889; Шалаев [псевд., Мельников Ф. Е.]. Памяти измученного человека//Церковь. 1912. 50. С. 1200-1203; Иван И. Иларион Георгиевич Кабанов, знаменитейший деятель и писатель старообрядчества//Культура русских старообрядцев в национальном и международном контексте: Сб. науч. сообщений междунар. семинара, состоявшегося в Бухаресте 18-19 нояб. 2000 г. Бухарест, 2001. Вып. 3. С. 167-174; Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Старообрядческий Лаврентьевский мон-рь и его б-ка//Старообрядчество: История, культура, современность: Мат-лы VIII междунар. науч. конф. М., 2007. Т. 2. С. 143-147; Перекрестов Р. И. Историческое значение творческого наследия Ксеноса для судеб старообрядчества//Там же. С. 38-48; Боченков В. В. Ксенос и дело диаконовцев//Сибирский старообрядец. 2009. 4. С. 22-28.

http://pravenc.ru/text/1319734.html

Конечно, уврачевание почти трехвекового раскола – дело трудное и обоюдное. Не всегда у обеих сторон есть на то воля и решимость. У отца Павла Прусского были ошибки, но воля и решимость была. Уместно хотя бы кратко рассказать о ближайших дружествах отца Павла – как среди старо-, так и среди новообрядцев. Из первых это прежде всего Илларион Егорович (Георгиевич) Кабанов (1819 – 1882) , писавший под псевдонимом Ксенос ( «странник» ), автор знаменитого, подписанного большинством Белокриницких ахиеереев Окружного послания ( 1862) против учения о духовном антихристе, о сохранении священства и Безкровной жертвы до конца мира, и против хулы на некоторые «никониянские» обычаи ( четверосоставный крест, начертание Имени Божиего Иисус и т.д), вызвавшего в свою очередь весьма сложную и неоднозначную полемику окружников и неокружников, не являющуюся предметом нашего рассмотрения здесь. Отец Павел рассказывал о том, что Илларион Георгиевич, которого даже противники старообрядчества, как тот же профессор Субботин, называли нелицемерно уважаемым с самого начала сомневался в Белокриницкой иерархии, но принимал ее, скорее, из церковной икономии: Илларион Георгиевич весьма сожалел, что в приятии митрополита Амвросия его перемазывали в Белой Кринице. Смягчая этот незаконный поступок, он говорил: впрочем, это перемазание можно считать ни за что: ведь Мавросия мазали не настоящим миром, а простым маслом за неимением мира ( т.3, с 482 и далее). Еще в безпоповские времена отца Павла и Иллариона Георгиевича объединяла мысль о желательности найти на Востоке архиереев, которые бы не участвовыали в наложении клятв 1666–1667 гг. Потом отец Павел от этой мысли отказался. Во многом Илларион Георгиевич медлил со вступлением в Греко-Российскую Церковь , опасаясь соблазна, опасаясь ввергнуть многих своих Белокриницких братьев в крайности и заблуждения. Он считал, что и Греко-Российские должны сделать шаги навстречу, и начать надо с отмены клятв. В этом они с Павлом Прусским расходились. Уже незадолго до смерти у отца Павла была, так сказать, заочная, весьма примечательная беседа с Ксеносом. Жил некоторое время в Никольском единоверческом монастыре некто Димитрий Иванович Харитонов, крестьянин Калужской губернии, белокриницкий, для уверения в вопросе об истинной Церкви. Я просил Дмитрия Ивановича – вспоминал отец Павел – передать от меня поклон Иллариону Георгиевичу и притом сказать псаломское слово: внидем во дворы Господни!. Этими словами я априглашал его к единению со св.церковию. Илларион Георгиевич, чрез того же Дмитрия Ивановича, на мое предложение присоединиться к церкви, ответил следующими словами: «размещите прежде камение на пути!».Я сказал Дмитрию Ивановичу:когда он почитает нашу церковь двором Господним, то из-за камней на пути пусть не останавливается идти в нее: который камень пусть обойдет, через который перелезает, а вне дома Господня да не будет!» Это было последнее их сообщение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010