В. Чернов Крещение Господне События праздника Крещение Спасителя торжественно воспоминается Церковью через две недели после праздника Рождества, 6/19 января. Это связано с тем, что в древности Рождество и Крещение составляли один праздник в честь явления в мир Спасителя, именовавшийся «Эпифания» («Явление»). Впоследствии эти два празднования совершаться раздельно, однако сохранили глубокое единство, образовав особый праздничный период церковного года – Святки. Жизнь Иисуса в Назарете Господь Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. Вместе со Своей Матерью Он прожил там до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание ремеслом Своего мнимого отца, праведного Иосифа, который был плотником. Когда Иисусу исполнилось тридцать лет‚ то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учить в синагогах и быть наставником, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по пророческому слову, должен был явиться Израилю Предтеча, призванный приготовить людей к принятию Мессии. Именно о нем было пророчество Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» Крещение Господне ( Ис. 40:3 ). Этим Предтечей был Иоанн, сын иерусалимского священника Захарии и родственник Пресвятой Девы Марии, ведший тогда суровую жизнь в Иудейской пустыне ( Лк. 3:2 ). Проповедь Иоанна Иоанн ходил в окрестностях реки Иордан, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3.3 ). Крещение Иоанново было не то же самое, что христианское крещение: оно не подавало прощение но лишь символически свидетельствовало покаяние человека и его желание исправить свою жизнь. Послушать проповедь пророка выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах Иордана, исповедуя свои прегрешения ( Мк. 1:5 ). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: не он ли чаемый всеми Избавитель? Креститель сразу же отверг мнение, что он и есть Мессия. «Идет за мною Сильнейший меня, – говорил Предтеча, – у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк. 1:7–8 ). Крещение Господа Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Некоторые же, возможно, найдут прибежище в смягчении слов богомудрого Луки с помощью блаженного Марка и предотвращении их несогласия друг с другом, ведь они сказали бы, что проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мк 1:4) означает не крещение, собственноручно совершаемое Предтечей, но представляет то крещение, глашатаем которого был послан Иоанн. Ведь священный Марк, мол, о первом говорит: Явился Иоанн, крес­тя в пустыне (Мк 1:4) , а словами проповедуя крещение покаяния для прощения грехов возвещает спасительное крещение. И они сказали бы, что блаженный Марк таким образом разделил оба крещения, засвидетельствовав, что даже сам податель крещения не утверждал, будто оно дает оставление грехов. Ведь поэтому он и сказал правдивым и богочестивейшим разумом: Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым (Мк 1:8). Если же Марк ясно поведал нам о различии крещений, уделив Владычнему оставление грехов, и [сказав], что оно совершается Духом Святым, а Иоанново крещение и есть водное, и именуется таковым, то понятно, что и Лука, стало быть, храня согласие с соевангелистом и сотоварищем, таким образом соблюдет неущемленным и достоинство истины. И сказанное им И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк 3:3) , будет относиться не к тому, которое творили руки Предтечи, но к спасительному и Владычнему, которое очищало от душевной скверны всех крестившихся. Ведь немного спустя он тоже представляет Иоанна говорящим: Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви (Лк 3:16) ; а затем [показыва­ет] и достоинство Господнего крещения: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем . Да и Марк, опять-таки, после того как фарисеи и саддукеи бежали от грядущего гнева (а что это было за бегство, если не приход к крещению?), прибавляет: Сотворите достойный плод покаяния (Мф 3:8) 13 , как если бы данное им крещение не имело силы доставить совершенное искупление грехов. Или кто-нибудь отнес бы это высказывание не к тем, кого освященные воды, приняв, омыли от скверны, а к тем, кто подвигся на крещение, но еще не сподобился очищения. Впрочем, если даже допустить, что разбираемое речение имеет в виду уже крестившихся, то окажется, что и это не отнимает с необходимостью оставления грехов у крещения Предтечи, — ибо плодоношение добродетелей ближе очищенной душе, нежели той, которую многие тернии страстей и поросли плевелов сделали поврежденной и загрязненной.

http://pravmir.ru/amfilohii/

Но, кроме этого святого крещения, которым все мы крещены, есть еще одно крещение, которое не каждому дано. Это крещение мученической кровью. Все великие святые мученики, которые пострадали и пролили свою кровь за Христа, крестились крещением крови. Крещение кровью хорошо известно вам, православным наследникам Христовым. Нигде нет такого множества крещенных кровью, как среди предков ваших, древних и недавних. И в наши дни в православном мире проливается кровь мучеников. Тысячи и тысячи крестятся собственной кровью. Это героические свидетели Евангелия Христова. Чада Божии, которых безбожники закалают, как агнцев! Их жертва укрепляет Церковь Христову на земле, а их святые имена пополняют православный календарь. Крещенные собственной кровью всегда были сокровищем и украшением Православия. И некоторые из бывших язычников, не крещенных водою и Духом, принимали мученичество за Христа и крестились кровью, и крещение их принято как полное и действительное. Более того, такое крещение выше нашего обычного крещения. Они не успели креститься водою и Духом, будучи духовно слепы, но они вмиг прозрели и познали Христа и положили за Него душу. И, не крестившись крещением иорданским, крестились они крещением Господним – голгофским. А ваши православные предки, сонмы и сонмы их: молодых и старых, царей и патриархов, богатых и бедных, мужчин и женщин, – крестились и одним, и другим крещением – иорданским и голгофским. Так велико количество ваших героических предков, крестившихся сначала водою и Духом, а затем своей мученической кровью, что могло бы составить целое государство. Первое крещение – водою и Духом – заповедано нам, а второе – собственной кровью – дано как выбор. Спросил однажды благий Господь сыновей Зеведеевых: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» ( Мф. 20, 22 ). Видите, что Господь называет страдания Свои крещением? Видите, что не говорит Он сынам грома: креститесь! Но спрашивает их: «можете ли?» Видите, что крещение кровью не заповедь всем верным, как первое крещение, но их свободный выбор. На крещение кровью решаются лишь те, которые, кроме крепкой веры в Господа, имеют великую любовь к Нему, как Он Сам сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15, 13–14 ). Сонмы предков ваших были друзьями Друга людей. И дружбу свою с Ним засвидетельствовали так же, как Он засвидетельствовал Свою дружбу с ними, – печатью крови и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Первое в мире христианское крещение «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!..» Как и всегда впоследствии Апостолы с каждым народом говорили на понятном ему языке, так и здесь они обращаются именно к иудеям. Самое главное, что Апостолы возвещали, входя в синагоги – что вот этот распятый человек Иисус и есть тот самый обещанный вам вашими пророками Христос, Мессия, Царь Израилев, Спаситель мира: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями,... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его». И этому «все мы свидетели. Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Проповедь дошла до сердец. «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. ... Итак, охотно принявшие слово его крестились». Вот первое известное нам полноценное христианское крещение, когда одновременно с покаянием совершилось и прощение, и принятие Святого Духа новообращенными. Не рассказывается, как именно это происходило, какие молитвы при этом читались. Как совершать крещение, Апостолы были научены Иисусом Христом и наставлены Святым Духом, и поначалу не записывали, во избежание кощунственного подражания. Они устно сообщали это «верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ), то есть своим преемникам, епископам и пресвитерам церквей, которые по их проповеди возникали по всей земле. Неизвестно также, совершалось ли крещение полным погружением в воду. Думается, если бы это было принципиально и существенно, это было бы указано. Известно только, что в Иерусалиме не было обширных водоемов для купания, вроде Днепра, где можно было бы совершить столь массовое крещение. Можно с уверенностью предположить, что это совершилось не в Иордане, потому что, во-первых, до Иордана от Иерусалима довольно далеко, а также – чтобы новое, полное, благодатное Крещение не ассоциировалось бы с минувшим, неполным, приготовительным крещением Иоанновым. Читать далее Источник: Твое Крещение/Протоиерей Вячеслав Резников. – Москва : ООО " Соверо-принт " , 2005. - 64 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Точно так же искажают Символ Веры и слова ап. Петра и харизматы – например, Сергей Журавлёв, называющий себя «Архиепископом Украинской Реформаторской Православной Церкви»: «исповедую едино крещение и оставление грехов» . Поэтому, протестанты нагло исказили суть и саму букву Символа Веры , ибо библейское «крещение для прощения грехов» никак не вписывается в их богословие, а ведь это выражение, взятое из послания ап. Петра – боговдохновенное Слово Божие и ясное и изначальное учение всей Церкви!! Деян.22:16 . Савлу, который уже искренне и глубоко раскаялся и три дня находился в посте и молитве (см. Деян.9:9,11 ), Анания обращает слова: «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои , призвав имя Господа». Если мыслить по-протестантски, то ап. Павлу уже были прощены грехи, ведь он искренне покаялся: зачем же их ещё омывать в крещении? Очевидно только потому, что человеку прощаются грехи не при первом покаянии, а при Крещении. Это место, как и Деян.2:38 , ясно свидетельствует, что Крещение необходимо для омытия грехов . Протестанты же, несмотря на ясные слова Писания, совершенно отвергают это. 1Пет.3:20–21 : «...во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение , не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». «Спаслись от воды» буквально с греческого δι’ δατος (ди идатос) буквально значит «спаслись посредством воды« 473 . Ковчег Ноя прообразует Церковь , а вода – Крещение. Вот подобно сему образу спасения Ноя от потопа посредством воды спасаются и христиане – водою Крещения. Кроме того, ап. Пётр здесь ясно свидетельствует, что » крещение ... спасает » 474 . Протестанты же, как мы видели (абз. 3), все как один, желая, видимо, заглушить слова ап. Петра, кричат: « крещение не спасает »! Ведь далеко не во всяком вопросе протестанты позволяют себе так буквально и очевидно противоречить Библии, так открыто противостоять Слову Божьему! Из сего видно, насколько ненавистно дьяволу спасительное Крещение Церкви и вообще Таинства Церкви. Поразительно, что баптисты, носящие своё название от греч. слова «баптизм» (крещение), так грубо искажают библейское учение о крещении, и буквально и явно спорят с ап. Петром. Мк.16:16 : «Кто будет веровать и креститься – спасен будет ; а кто не будет веровать – осужден будет». Здесь, опять же, ясно говорится, что спасён будет не просто тот, кто будет веровать, но тот, кто будет веровать и креститься !

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Крещение Господне. Мозаика. XI в. Крещение Господне. А. Карраччи. 1584г. Если крещение Иоанново было крещением покаяния для прощения грехов ( Мк. 1:4 ), то какое действие оно оказало на Иисуса? Евангелисты вполне однозначно представляют Иисуса Тем, Кто, будучи Сыном Человеческим и Сыном Божиим, имеет власть отпускать грехи ( Мф. 9:6 ; Мк. 2:10 ; Лк. 5:24 и др.). Новозаветные авторы многократно, в разных формах подчеркивают, что в Нем нет греха ( 1Ин. 3:5 ), напротив, Он – источник прощения грехов. По словам апостола Петра, Сын Божий не сделал никакого греха... Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Пет. 2:22, 24 ). В свете этого учения схождение Сына Божия в воды Иордана можно понимать только в одном смысле: оно было необходимо для избавления человечества от греха. В русском синодальном переводе Второго послания апостола Павла к Коринфянам читаем: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделалис праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ). Крещение Господне. М. В. Нестеров. 1891 г. Более буквальный перевод звучит так: «Того, Кто не знал греха, Он сделал грехом за нас, чтобы мы стали праведностью Божией в Нем». Не имея греха, Иисус всецело отождествляет Себя с грешным человечеством, а потому принимает то крещение, которое другие принимали во очищение собственных грехов: принимает не по чему иному, как потому, что берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Крещение в Иордане стало для Иисуса важным шагом на том пути умаления, самоистощания и самоуничижения (кенозиса), по которому Он дойдет до конца – до смерти крестной ( Флп. 2:8 ). Этот путь начался с того, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как Сын Человеческий, Он вливается в толпу людей, ищущих отпущения грехов, становясь как бы одним из них для того, чтобы как Сын Божий взять на Себя бремя их грехов. Об этом говорит Иустин Философ в «Диалоге с Трифоном-иудеем», настаивая на том, что крещение было необходимо не для Иисуса, а для людей, которых Он должен был искупить от смерти:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Апостол поставляет здесь крещение в теснейшую связь с величайшим событием нашей веры – с Воскресением Христа из мёртвых. Принятием крещения мы приобщаемся Христовой смерти и – главное – тому, что было после Его смерти: воскресению из мёртвых 19 . Таинство это совершается через троекратное погружение крещаемого в воду. Надо сказать, что крещение, как омовение в воде, погружение в воду, не было чем-то принципиально новым: нам известно Иоанново крещение (Деян. 19, 3) – когда св. Иоанн Креститель крестил в покаяние (Мф. 3, 11). Это было некое действие, когда погружение человека в воду символизировало очищение его от грехов, в которых он каялся и к которым обещал не возвращаться. В Ветхом Завете мы видим частые омовения как очищение от разной нечистоты. Но в христианстве прежде существовавшая форма символического действия приобрела реальное онтологическое содержание Таинства: повелением Божиим с водою сочетается Дух Святой (Ин. 3, 3-7), Который и усвояет Христа принимающему Таинство человеку, так что Апостол пишет: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Как и любое Таинство, Крещение служит не только личному, индивидуальному оправданию и освящению каждого человека, но и объединяет приобщившихся Христу людей в единый организм – Церковь, Тело Христово; через наше крещение созидается Церковь. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною (то есть погружением, омытием водой) посредством слова (Еф. 5, 25), пишет Апостол Павел. Так же, как теснейшую связь Таинства Крещения с Воскресением Христовым, Апостол подчеркивает и связь Крещения с нашим спасением как даром от Бога, проявлением любви Божией к падшему человеку. Бог спас нас не по делам праведности, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). Вы омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Наконец, чтобы завершить ряд цитат из Писания, приведём отрывок из 1-го Послания св. Апостола Петра, подытоживающий сказанное выше. Нас , пишет он, крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасет воскресением Иисуса Христа (1 Петр. 3, 21). То есть: крещение не есть нечто символическое, омытие лишь плотской нечистоты; крещение – под условием нашей жизни по Богу (обещание Богу доброй совести) – усвояет нам спасение и приобщает Воскресению Христа Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Как происходило крещение Иисуса Христа? Всё об истории праздника! Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня. 17 января, 2015 Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня. Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается 6 января/19 января (н.ст.) Предлагаем читателям подборку материалов о празднике Крещения Господня. Распечатайте листовки к празднику Крещения Господня! Как происходило крещение Господа Иисуса Христа? В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус сказал ему в ответ: «оставь теперь», то есть не удерживай меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение«. Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Как провести Крещенский Сочельник Богословие. Проповеди Иконы Крещения Господня О святой воде Крещенские купания и ответы на вопросы Об очередях за святой водой Крещение Господне и русская культура Рассказы о Крещении Господнем Фоторепортажи о Крещении Господнем со всего мира Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-vs...

Заканчивается молитва о Церкви. Эта молитва называется первосвященнической – в ней все описано. В этой молитве заключена вся Церковь . Понятие «Церковь» здесь максимально проявлено – это единство Троицы. Условие спасения – вера, соединенная со Христом. Как мы говорили, вторым условием спасения является соединение со Христом. Как это соединение совершается? Об этом говорит Господь: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» ( Ин. 3, 5 ). Пути человека, рожденного от Святого Духа непонятны и неизвестны, это тайные тропы, по которым Бог ведет людей. Именно у христиан могла возникнуть поговорка: «Хочешь рассмешить Господа Бога, расскажи ему про свои планы». Понимаете почему, потому что пути Духа они неизвестны, как дуновение ветра. Так и христиане, их путь неизвестен: сейчас он идет сюда, завтра туда. Куда ведет Дух, туда и идет Церковь . В этом путь христианина, путь рожденного от воды и Духа. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье – без крещения нет спасения. Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф. 2:8–9 ). Логика тут такая: добрые дела, кроме одного дела – дела веры, для спасения не нужны. Чтоб получить спасение. Но, чтобы усвоить спасение, нужны добрые дела. Так мы, крещеные уже спасены. Но в надежде, что не потеряем это. А вот сохранить спасение, не потерять, приумножить – это второй вопрос. Другое место о необходимости крещения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Что значит крещение? Крещение – это крещение водное, крещение по вере, крещение воспринимаемое как новое рождение. Те люди, которые не верят в то, что крещение дает новое рождение – разве они крещеные? Нет. Если крещение не понимается как Таинство, имеющее спасающую силу, значит человек таким таинством не спасается. Так человек может искупаться в источнике во имя Отца, Сына  и Святого Духа, но при этом крещеным не будет. Крещение предполагает веру в спасение. Крещением прощаются грехи: Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян. 2: 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И чтобы показать, что то, что бывшие с Корнилием приняли Духа Святого, было крещением, Петр тотчас говорит: « Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым » (Деян. 11:16). 14. Итак, до страданий Спасителя были крещены апостолы водой и омыты. Но то было омовение во оставление грехов, а не сообщение Святого Духа. « Явился Иоанн , — говорит евангелист, — крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов » ( Прииде Иоанн проповедая в пустыне крещение покаяния во оставление грехов ). (Марк. 1:4). Но нужно объяснить, откуда мы знаем, что апостолы имели это крещение. Ведь Господь не сказал — «Иоанн крестил вас водой», но что он крестил вообще; а отсюда еще не видно, крестил ли и апостолов. Откуда же это известно? Выслушай рассудительно. Когда при омовении ног Петр противоречил, говоря: « Господи! Не умоешь ног моих вовек », Спаситель сказал: « Если не умою тебя, не имеешь части со Мною ». Петр возразил: « Господи! не только ноги мои, но и руки и голову », а Спаситель на это ответил: « омытому нужно только ноги умыть » (Иоан. 13:8–10). Видишь, как утвердил Он крещение Иоанново? Нужно иметь в виду, что где не было призывания Отца, Сына и Святого Духа, там крещение только покаяния, а где есть призывание, там крещение всыновления. Спаситель не отменил крещения покаяния, но восполнил призыванием Св. Троицы и затем к этому крещению во имя Св. Троицы присоединил крещение Св. Духом. Еретики отвергли крещение, установленное во имя Святой Троицы, какое было у них, потому что не имели, несчастные, уважения к Владычнему гласу: « омытому нужно только ноги умыть ». « а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ». И здесь не замедлили обнаружиться свойственные человеческой природе любопытство и суетность. Людям всегда свойственно спрашивать: «Когда это будет? Когда придет Христос? Через сколько лет конец? Когда наступит Его царство?» Так и апостолы, поддаваясь человеческой страсти, начинают спрашивать Спасителя: « они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? » ( они же сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево ) (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010