Здесь же из числа простых рыбаков Иисус избрал и первых Своих учеников. Но свидетелем начала Его служения, всё же, был Иордан, в водах которого Иисус принял Крещение от Пророка Иоанна. Пророк крестил водою тех, кто раскаивался в грехах и свидетельствовал о своем желании изменить свою жизнь. Тем же, кто видел в Иоанне обещанного древними пророками Мессию, он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11) Иоанново крещение еще не имело той благодатной силы, которое получило Таинство христианского Крещения. Эту силу Таинству Крещения сообщил Христос, погрузившийся в воды Иордана, и сообщивший им благодатную силу – омывать верующих во Христа от всякой скверны плоти и духа, от всякого греха. Крещение Духом — это благодатное возрождение человека к новой жизни с Богом, которое совершается только с теми, кто стремится преобразовать свою жизнь на началах Евангелия. Что же такое крещение огнем? По мнению некоторых толкователей Священного Писания, крещение огнем — это действие Божественного правосудия, карающего грешников за нераскаянность и противление Богу. Недаром Христос говорил об огне, который Он принес на эту Землю, дабы очистить ее от скверны греха. Со дня Крещения Господня, Иордан для каждого христианина является священной рекой. Как и земля, по которой Он ходил, проповедуя Евангелие Царствия и совершая многочисленные чудеса. Но особенной святостью воды Иордана наполняются в праздник Крещения, когда вся водная стихия освящается схождением на нее Святого Духа. В этот день на Иордане, как и повсюду, где есть Православная Церковь, совершается Великое освящение воды. Присутствующие при этом обряде паломники становятся свидетелями необыкновенного чуда – возвращения вод Иордана. В какой-то момент вода в реке начинает завихряться, бурлить, наподобие кипятка, и, наконец, течение реки поворачивает вспять. Некоторые паломники бросаются в эту бурлящую мутную воду, чтобы через нее получить особое освящение или исцеление от болезней.

http://pravmir.ru/kreshhenie-ognem/

Крещение детей. Над кем совершается таинство крещения? Священнодействие крещения должно совершать над всеми кто обращается «от тьмы к свету, от власти сатаны к Богу» ( Деян. 26:18 ), кто отрекся от сатаны и его царства и переходит в Царство Божие, в общество Христово, в Церковь Его. Нет ли какого-либо другого средства, или священно действия, которым можно было бы войти в Церковь ? Нет, потому что и Спаситель сказал: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» ( Ин. 3:5 ). Поэтому и выясняется в Писании, что крещение есть как бы дверь, которою входят в Церковь ; крещение есть священнодействие, присоединяющее к Церкви; так и говорится о крестившихся в день Пятидесятницы, что их «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» ( Деян. 2:41 ). Посему обо всех христианах сказал Ап. Павел: «все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:13 ), «которое есть Церковь » ( Кол. 1:24 ). Кого же можно принимать в Церковь Христову? Всех, приходящих ко Христу, – и взрослых и детей. «Приходящего ко мне не изгоню вон», – сказал Спаситель ( Ин. 6:37 ). Неужели и детей должно приводить ко Христу? Должно, и никто не может воспрепятствовать этому. Еще до прославления Своего Господь выяснил это следующим обстоятельством. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» ( Мк 10:13–15 ). Допускают ли сектанты детей ко Христу через крещение? Нет, не допускают, хотя Спаситель ясно сказал, что не должно препятствовать детям приходить ко Христу. Все сектанты, за исключением одной-двух молоканских сект, отвергают христианское крещение детей. Чем оправдывают сектанты свое безумно-жестокое отношение к детям? Сектанты говорят, что дети спасутся и без крещения, потому что-де Спаситель сказал о детях: «таковых есть Царствие Божие» ( Мк. 10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Крещение Иоанново тоже прообразовало христианское Крещение. Разница между этими двумя крещениями соответствует разнице между символом и реальностью, между прообразом и его осуществлением. По словам Василия Великого , «Иоанн проповедовал крещение покаяния, и к нему выходила вся Иудея. Господь проповедует Крещение усыновления… То – крещение предначинательное, а это – совершительное; то – удаление от греха, а это – усвоение Богу» 145 . Сам Иоанн Креститель воспринимал свое крещение как подготовительное. Приходившим к нему он говорил: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ; Лк.3:16 ). После Своего воскресения Иисус скажет ученикам: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым ( Деян.1:4–5 ). Под крещением Духом Святым автор книги Деяний понимает событие, произошедшее в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков ( Деян.2:1–4 ). Сказав о том, как ветхозаветные образы понимались в раннехристианской традиции, мы несколько забежали вперед. Однако богословие Евангелия от Иоанна формировалось в ту пору бытия Церкви, когда практика крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа» уже имела широкое распространение и богословское осмысление этой практики уже осуществлялось в апостольской проповеди, в частности в корпусе писаний Иоанна и в посланиях апостола Павла. Через призму этой практики Иоанн рассматривал и те беседы Иисуса, которые приводит в своем Евангелии. 2. «Если кто не родится от воды и Духа…» Первой из них является беседа Иисуса с Никодимом. Она, судя по всему, происходит в Иерусалиме, поскольку, во-первых, Никодим как член синедриона должен был жить там; во-вторых, предыдущее действие происходило в Иерусалиме, и евангелист не упоминает о переходе Иисуса в другое место, тогда как после беседы с Никодимом Иисус отправился в землю Иудейскую ( Ин.3:22 ), а затем, через некоторое время, пошел опять в Галилею ( Ин.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Крещение Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие ( Uh. III, 5 ). Крещение водой начал Предтеча Христов Иоанн. Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, т. е. во Христа Иисуса ( Дeяh. XIX, 4 ). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Самое важное в священнодействии крещения – троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры . Покайтеся и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа ( Дeяh. II, 38 ). Кто будет веровать и креститься, спасен будет ( Mk. XVI, 16 ). При крещении совершаются следующие обряды: 1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христанской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мною ( Mф. XVI, 24 ). 6) Крещаемый и восприемники с возжженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы, читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам все во славу Божию творить. О тех, которые грешат после крещения, должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее. Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит св. ап. Петр, опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого ( II Nem. II, 20 ). Но и для согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: покаяние. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Мы просто не сознаем смертельной опасности, в которой мы находимся. Дом, где мы живем, зажжен с четырех углов. Наша жизнь охвачена пламенем вечной смерти. Что нам делать? Куда бежать от огня, от всепожигающего праведного гнева Божия? Нас может спасти только правда – вся правда, вся праведность, а не часть ее. Достаточно одной искры неправды, чтобы все загорелось с новой силой. И потому Христос говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Святой Иоанн Предтеча возвещает крещение Духом, бесконечно превосходящее его крещение водой. То, чем крестит Иоанн, – вода. То, чем будет крестить Христос, – Дух Святой. То, что мы принимаем в крещении, в Богоявленской воде – Сам Дух Святой, Божественная любовь. Но в праздник Богоявления, всякий раз, когда мы устремляемся к Христовой любви, перед каждым из нас, перед всею Церковью стоит Предтеча. Прежде – покаяние, потом – любовь. Прежде – страх Божий, очистительное огненное страдание, суд очищающий, потом – утешение Христовой любовью. Как принять утешение от Утешителя тому, кто оскорбляет Его? Невозможно покаяться перед Богом, отвергая требования совести и правды, понятные и некрещеному человеку. Только творящему дела покаяния открывается, что вода эта – дар, который нельзя ничем заслужить, который стоит Крови Христовой. Это новый наш с Богом завет. Покаяться – значит жить жизнью, которую Бог предназначил для нас. Глас вопиющего в пустыне – для того, чтобы не было пустыни, а был Божественный сад – «от негоже ядше живи будем, не якоже Адам умрем», как недавно исповедовали мы. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Утреня Мк, 2 зач., 1, 9–11 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Евангелие от Марка начинается сразу с Крещения Господня. Ничего не говорится о рождении и детстве Христа. Никакой родословной. Впечатление, будто Христос сразу сошел с небес. Здесь, вне сомнения, – начало жизни Христа, как начало жизни каждого из нас, когда мы стали сынами Божиими – в крещении. Потому и сказано: начало Евангелия. Но первые стихи подчеркивают, что крещение Иоанново было «во оставление грехов». Выход крещаемого из воды – воссоздание творения мира: вот, наше человеческое естество, обновленное, омытое от грехов, в невинности первого дня творения. Принимая крещение от Иоанна, Христос показывает, что Он пришел приобщиться судьбе всех людей. Это Крещение – пророческое прообразование Его Крестных Страданий. «Крещением должен Я креститься», – говорит Он о них ( Лк.12:50 ). На Кресте Господь узн?ет не символически, а на деле судьбу человека-грешника, когда Он «со беззаконными вменится».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нигде в Писании не сказано, что детей крестить нельзя. В Писании приведены случаи крещения целых семей: «Когда же крестилась она и домашние ее ...». 186 «Крестил я так же Стефанов дом; ...». 187 Обычно в семьях, особенно на востоке, бывают дети самого разного возраста. Ни в одном случае нет оговорки о некрещении детей. К тому же крестные обещают научить детей вере. Необходимость веры перед крещением не вызывает ни малейших сомнений: – «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». 188 Но Писание нужно рассматривать с параллельными местами. Крещение и вера две неотъемлемые части спасения. Без любой из них нет спасения. Такова воля Христа. Не нам ее пытаться оспаривать. Если человек болен или при смерти, его может крестить любой православный. В таких случаях присутствие священника необязательно. Но без крещения спастись нельзя: – «кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» 189 . Крещение Духом Святым. Харизматические секты считают крещение Духом важнейшим моментом своей практики. Одним из оснований для выводов об отдельном крещении Духом Святым являются слова: – «Он будет крестить вас Духом Святым» 190 , «а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» 191 . Слова Мк.1:7–8 указывают на отличие Иоаннова крещения от Новозаветного, но следует вспомнить слова: – «кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» 192 , являющиеся параллельным местом к вышеуказанной цитате, указывающее, что Новозаветное Крещение совершается водою и Духом – имеет две стороны одного действия. Слова, приведенные в Деян.1:4–5 говорят не об обычном крещении Духом Святым, а об обещании схождения Духа Святого в День Пятидесятницы, как это следует из контекста Деян.1:4–8 . Важна ссылка на крещение самарян, которые были крещены во имя Иисуса Христа, но не приняли Духа Святого – крещение уже состоялось или было совершено иным лицом! К самарянам были специально посланы Апостолы Петр и Иоанн: – «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». 193

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Однако это не только возрождение прежнего райского состояния человека, это новое творение, по слову апостола: «Кто во Христе, [тот] новая тварь [новое творение]; древнее прошло, теперь все новое» ( 2 Кор. 5:17 ). Значит, есть отличие между Адамом в раю и каждым христианином, и это отличие дает благодать таинства Крещения. Неповторимость таинства Крещения обусловлена ещё тем, что в нём всё является действием благодати Божией. От человека требуется только вера или желание верить. Поэтому таинство Крещения при необходимости может быть совершено любым христианином, как священником, так и мирянином, и признано действенным при соблюдении правильной крещальной формы . Еще можно сравнить происходящее в таинстве Крещения с одухотворением Адама, когда «Господь Бог… вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ). До этого акта человек, созданный «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), как и все «звери земные по роду их» ( Быт. 1:25 ), был совершенно лишен качеств и способностей образа Божия, совершенно необходимых для дальнейшего благословения к размножению и обладания землей ( Быт. 1: 27–28 ). Но, повторим, в таинстве Крещения происходит нечто большее: «Человек получает новое духовное бытие, тело и душа его становятся храмом, уготованным “к восприятию священнословий и священнодействий” Церкви. Ему открывается с этой минуты “путь восхождения к Небесному наследию”» . Именно поэтому после таинства святого Крещения новопросвещенный член Церкви получает все необходимое для того, чтобы сохранить и даже приумножить дары духовного рождения. Его молитва к Богу настолько дерзновенна и сильна, что, по слову святителя Иоанна Златоуста, способна ходатайствовать перед Богом даже за Церковь, за духовенство и за народ . Напротив, акт возрождения и восстановления в прежде полученном достоинстве, очищение уже прежде полученных одежд в таинстве Покаяния становится непрекращающимся действием любви и долготерпения Бога, знаком его снисхождения к человеку. Хотя священный автор и запечатлевает невозможность для крещеного человека, получившего такие многочисленные дары от Бога, снова обновляться покаянием ( Евр. 6: 4–6 ), тем не менее, как мы уже сказали, Церковь не пошла по такому ригористичному пути и принимает в свое лоно любого кающегося, основываясь в том числе на словах Спасителя, сказавшего вопрошающему Его Петру: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?», — следующие слова: «Не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз» ( Мф. 18:21-22 ). Если уж человек не имеет предела для прощения согрешающего и кающегося брата, то тем более Бог .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Оно не было таинством, подающим сверхприродный дар благодати Св. Духа, но оно было, если так можно выразиться, природным тайнодействием: все лучшие силы человеческой души, вложенные в нее при творении, напрягались, пробуждались, сосредоточивались в молитве, покаянии, вере. Естественная сторона крещения, то именно, что требуется от человека для принятия благодати крещения, здесь было налицо, а это не ничего и даже не мало. Разумеется после пришествия Христова и сошествия Св. Духа крещение Иоанново является пережившим себя и некоторым недоразумением, как в этом можно убедиться из случаев, рассказанных в Д. Ап.: 18, 24–28; 19, 1–17. Здесь рассказывается, что в Ефесе некто Аполлос насаждал начатки веры, зная только крещение Иоанново и ученики его не знали о Духе Св. Тогда же прибывший в Ефес ап. Павел сказал им: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем. т. е. в Христа Иисуса. Услышав это они крестились во имя Господа Иисуса». Незавершенное без всяких трудностей было завершено, и трудно понятное недоразумение устранено: было ясно, что крещение водой, лишенное даров Св. Духа, не было уже крещением, в свете христианского крещения. Но оно было крещением, обращенным к В. З., к подзаконному иудейству: глас вопиющего в пустыне звал его к новой жизни чрез покаяние. Замечательно, что это Иоанново крещение покаяния сохраняло свое значение, так сказать, огласительное, даже и после крещения Христова и явления Его народу. Согласно Евангелию от Иоанна, Иоанн оставался в своих местах у Иордана, сначала в Вифаваре при Иордане (Ио. 1,28), а затем в Еноне близ Салима (3,23), и продолжал крестить. Итак, до самого заключения в темницу он оставался Крестителем (3, 23–24). Но еще более замечательно то, что крещение – и, очевидно, также лишь крещение покаяния, – было воспринято и учениками Иисуса, когда Он пришел с ними в землю Иудейскую, «и там жил с ними и крестил» (3,22). Правда, это неожиданное сообщение пояснено в 4, 2 в том смысле, что «сам Иисус не крестил, а ученики его», тем не менее, евангелист прямо сопоставляет две группы крестящих: Иисус и ученики его и Иоанн и ученики его (3, 22, 25–6), так что возникло соперничество у учеников Иоанновых: «и пришли к Иоанну и сказали ему: равви, Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит и все идут к Нему» (3, 26), и этим вызвали приснопамятный ответ Иоанна, самосвидетельство Предтечи, «друга Жениха» (3, 27–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Послание Синода Белорусской Православной Церкви по случаю 1020-летия Крещения Руси 24 жовтня 2008 р. 18:57 По случаю празднования 1020-летия Крещения Руси 23-25 октября 2008 года в Минске Синод Белорусской Православной Церкви направил послание клиру, монашествующим и пастве Белорусского экзархата. Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры — клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники! Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой. В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения? Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси. Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19:8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, «раздирающему горы и сокрушающему скалы». Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны — войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой. Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась». Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим» (Пс. 38:2-4).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208463...

Почему в воде? Потому что в самом начале Бог, когда творил мир, первое, что Он сотворил, это была вода. « В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою » ( Быт.1:1-2 ). И вода Богом дана как очищение. Водой Бог очистил первый мир, когда весь мир погрузился в блуд, разврат и богохульство, Он навел Потоп и тогда смыл весь грех с земли. Потом Бог спас евреев из египетского рабства. Каким образом? Они прошли сквозь воду – Красное море, оно разошлось, а перед войском фараона сошлось. Когда человек проходит через Крещение, тоже проходит через воду, и враг погибает в воде. Некрещеный человек находится во тьме, в его душе живет диавол – в прямом смысле этого слова. Это чувствуется, когда человека «несет». Происходит это по-разному: некоторых несет в блуд, некоторых – в пьянство, в гнев. Это действие диавола. – А у крещеного такого не бывает? – Если он сам не пригласил его к себе. Если он к себе позвал: «Иди ко мне, диавол, обратно», – конечно, диавол придет с радостью. Господь сказал: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: «возвращусь в дом мой, откуда я вышел». И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» ( Мф.12:43-45 ). Поэтому дом должен быть заполненным. – Скажите, пожалуйста, что такое крещение огнем? – Крещение огнем – это крещение тех людей, которые не захотят быть крещены во Имя Бога, они будут погружены в огонь вечный. Оно принадлежит всем людям, которые не захотели креститься первыми двумя крещениями – водой и Духом. Те люди, которые не захотели получить силы Бога: буддисты, мусульмане, иудеи, безбожники – они будет крещены огнем, то есть они будут брошены в вечный огонь, который приготовлен дьяволу и ангелам его. Это и есть крещение, то есть погружение в огонь. Слово «крещение», собственно, и означает «погружение», и по-славянски – то же самое.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010