ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ) См. также: Церковный год > > Богоявление (Крещение) Сегодня Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.  О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее. Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником. Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис. 40, 3). Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7). 

http://zavet.ru/kalendar/kr-005st.htm

И когда выходил Иисус из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. Реальность божественной жизни, непроницаемой и неизреченной, сокрытой от всякого человека, в эту минуту раскрывается перед Ним. «И глас был с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1, 4-11)». Всякое образованное ухо, а иудеи того времени были достаточно образованы в Св. Писании, понимало смысл этих слов, составленных из цитат ветхозаветных пророков: «Ты Христос, Мессия, Спаситель, но не тот Спаситель, который возьмет в руки меч, а тот, который пострадает за людей». Событие Крещения Господня явилось откровением Полноты Божества – всех Лиц Святой Троицы: Отца, гласом с небес засвидетельствовавшего о Сыне, Сына принявшего крещение, и Духа Святого, сошедшего на Сына в виде голубя. Поэтому Крещение Господне – это еще и событие Богоявления. Приняв крещение ради грехов человеческих, Христос положил начало крещению каждого человека во имя Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. «Кто не родится от воды и духа, не может войти в Царстве Небесное», — говорит Господь в Евангелии. Православное Таинство Святого Крещения – это не дань традиции и не символический обряд омовения водой. Это Крещение водой и Духом, в котором мы рождаемся для жизни с Богом, в котором Дух Святой как в горниле переплавляет душу, истребляет грехи и делает ее чище и блистательнее всякого золота. Условия, при которых может совершаться Крещение – покаяние и вера. К Крещению можно приступить, лишь отказавшись от своих грехов и осудив их. Но если нет веры, нет покаяния, «если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою», — наставлял готовящихся к Крещению святой Григорий Нисский в IV веке. Об этом всегда предупреждали святые Отцы Церкви. Чтобы выйти из Таинства Крещения новым человеком, нужно стремиться быть новым и, насколько хватает сил, уничтожать в себе остатки прежних греховных навыков.

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-pr...

Правильно ли такое оправдание?   Нет, не правильно и, во-первых, потому, что под водою в беседе с Самарянкою Спаситель разумеет не научение, а скорее благодать Божию, как это видно из схожих слов Христа о воде жизни в другом месте: «в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7:37—39). Во-вторых, нельзя толстовцам в отвержение крещения ссылаться на беседу с Самарянкой и потому, что Господь с Самарянкой говорил не о таинстве крещения, а вообще о спасении в Церкви Его. В-третьих, толстовцы и молокане неправильно считают крещение научением потому, что заповеданное Господом крещение (Мф. 28:19). Апостолы совершали через погружение, как погружаем был Ап. Филиппом евнух. В 8-й главе Деяний весьма ясно указывается, что св. крещение совершается погружением в воду (Деян 8). Чем еще оправдываются толстовцы и молокане в том, что нет у них водного крещения?   Они говорят, что крещение в Писании означает мучение, страдание. Кто мучится за Христа, тот и есть крещенный христианин. Господь спрашивал Апостолов: «можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк 10:38, 39). Ясно, — говорят сектанты, — что под крещением здесь разумеется страдание за Христа. Как должно отвечать сектантам?   Здесь (в Еванг. Мк. 10:38, 39) страдание, действительно, названо крещением, но здесь говорится не о священнодействии крещения, которое установил Господь перед Своим вознесением. Страдание за Христа — одно, а крещение во Христа — другое. А что под таинством крещения, которое заповедано Господом (Мф. 28:19) Спаситель разумеет не страдание, а крещение в воде, это ясно из самих слов Христа: «идите, научите все народы, крестя их». Неужели Апостолам заповедано учить и мучить людей?! Конечно, нет!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Хождение крещаемого вокруг купели со светильником служит одним из заключительных действий в таинстве крещения. Оно означает духовное торжество о получении крещенным в таинстве крещения новой духовной жизни и о благодатном просвещении его от воды и Духа. Посему-то при этом действии и поется торжественная песнь: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекотеся, Аллилуйя». «Исповедую едино крещение во оставление грехов», – читаем мы в символе веры и тем выражаем также ту истину, что крещение не должно быть повторяемо. Крещение по объяснению катехизиса, есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. Истина эта основывается на ясном учении Слова Божия. Апостол говорит: «один Господь, одна вера, одно крещение». Таким образом, единство крещения поставляется здесь наряду с единством Господа и единством веры. Для христиан Господь Иисус Христос незаменяем, незаменяемо и учение Его. Подобно этому и крещение не может заменяться другим чем-либо, но только один раз вводит все в общение со Христом. Вот почему издавна в Церкви Христовой существует правило, в силу которого даже крещенные еретиками, если только они были крещены правильно, при вступлении в Православную Церковь , не должны быть перекрещиваемы вновь, а присоединяются к ней через таинство миропомазания. В заключение заметим еще раз, что через крещение человек получает прощение грехов, становится чистым, невинным перед Богом. Это должно побуждать человека к чистой и святой жизни. Крестившийся во Христа обязан и облечься во Христа, то есть обязан следовать заповедям Христовым и подражать Христу. Вот почему о тех, которые грешат после крещения должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещенные – в своих, потому что имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее. О подобных людях апостол говорит: «если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Луше бы им не познать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной ими святой заповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Что нельзя делать на Крещение? 28 июня, 2012 Крещение Господне — праздник, в которой Господь наш Иисус Христос явно явил миру свое Божественное происхождение. Святой Дух спустился на Него в виде голубя и в ту же минуту прозвучали слова «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17) Увидев Мессию, о скором пришествии которого говорил Иоанн Креститель, он тут же сказал «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Иисус же сказал «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22). Эти евангельские события показывают истинное предназначение пришествия Христа в наш мир. Не дают усомниться в том, что Господь пришел спасти нас. Вот те события, которые мы вспоминаем 19 (6 по старому стилю) января. Читайте также — Крещение Господне или Богоявление Что нельзя делать на Крещение Крещенские гадания О вреде гаданий говорят и Библия и Святые. Но Крещенские гадания до сих остаются популярной «забавой». Не стоит к ней присоединяться. Мнение святых отцов о гаданиях единодушно: Преподобный Ефрем Сирин: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы». Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления». Святитель Иоанн Златоуст: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».

http://pravmir.ru/chto-nelzja-delat-na-k...

Крещение Господа Иисуса Христа За полгода до рождения Господа Иисуса Христа родился Предтеча Господень Иоанн. Рождение Иоанна было ознаменовано чудесами. Оно было предсказано Ангелом отцу его священнику Захарии, который наказан был немотою за то, что не поверил слову Ангела. По рождении Иоанна, уста Захарии отверзлись, и он прославил Господа благодарственною песнью, в которой пророчествовал о Господе Спасителе и о сыне своем, как Его предтече и провозвестнике. Видевшие эти чудеса с изумлением говорили о Иоанне: что будет младенец сей? Мать Иоанна Елисавета была близкою родственницею Пресвятой Девы Марии. В ранней юности Иоанн лишился родителей и удалился в пустыню. Здесь он проводил жизнь, как самый строгий подвижник: одежду носил из грубого верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным ремнем. Пищею его были акриды (род саранчи) и дикий мёд. В совершенном уединении, постом и молитвою он приготовлялся к своему служению, и долгое время жизнь этого великого человека была неизвестна Миру. Но вот, Святой Дух вызвал Иоанна из уединения и повелел ему проповедовать на берегах Иордана – более четырехсот лет не было у Иудеев пророка. Можно представить, какое впечатление должно было произвести на народ внезапное появление величайшего из пророков. Иоанн возвестил народу о близком пришествии Спасителя и требовал от него покаяния и исправления жизни, чтобы достойно встретить Господа: «покайтесь, ибо приблизилось сретение Божие!». Многие евреи из окрестных городов и Иерусалимляне приходили к Иоанну. Громовая проповедь его потрясала сердца: многие искренно каялись в своих грехах и крестились от него в реке Иордане. Вместе с другими пришел к Иоанну и Господь Иисус Христос принять от него крещение. Хотя Иоанн был сродником Господа по плоти, но до сих пор не знал Его. Однако же тотчас отличил Его от других людей и сказал Ему: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Не удерживай Меня, – отвечал ему Иисус Христос, – так надлежит нам исполнить всякую правду». После сего Иоанн погрузил Его в водах Иордана. Другие при этом исповедывали грехи свои, а Иисус Христос, как безгрешный, тотчас вышел из воды и молился. Вдруг разверзлись небеса: Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и Бог Отец свидетельствовал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Крещение Господа Иисуса Христа . С картины худ. Михаила Васильевича Нестерова. Эскиз росписи Владимирского Собора г. Киева. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Если же сектанты скажут, что рожденным от Бога называется также « всякий верующий, что Иисус есть Христос » ( 1Ин.5:1 ), то мы спорить не будем, но предложим им пояснить, что необходимо разуметь под верой? Господь сказал: « Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас » ( Мф.17:20 ). Если признать рожденными от Бога и не делающими греха тех, которые имеют такую степень веры, то это верно; но едва ли сектанты, при всей своей гордыне, осмелятся так говорить о себе. Рассмотрим возражения сектантов против некоторых таинств в отдельности. 2. Таинство крещения Как известно, сектанты совершают крещение, но таинством его не считают. Крещение у сектантов только видимый знак вступления человека в общество сектантов. Другою особенностью является то, что сектанты крестят только взрослых, крещение же младенцев отвергают. Β доказательство своего учения, о некрещении младенцев сектанты, говорят, будто крестить младенцев нельзя потому, что они не имеют личной веры. При этом сектанты ссылаются на следующие места св. Писания: 1) Мк.16:16 . «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Но Православная Церковь совершает крещение младенцев по вере приносящих их. Господь же, как видно из Писания, вменяет веру приносящих приносимым. « Иисус, видя веру их , (людей, принесших расслабленного) говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои » ( Мк.2:5 ). Укажем также, как по вере сотника Господь исцелил его больного слугу, сказав при этом: « И во Израиле не нашел Я такой веры » ( Мф.8:10 ) и как исцелил Господь глухонемого бесноватого отрока по вере его родителя, сказав последнему: « если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему » ( Мк.9:23 ) и, т. д. 2) 1Петр.3:23 . « Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести ». А так как дети, говорят сектанты, не могут давать обещания, то крестить их нельзя. Но если так, то почему же возможно было в Ветхом Завете обрезание младенцев? Ведь и обрезание также предполагало известное обещание человека при заключении завета с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

    147. Как отнесся св. Иоанн Креститель к Господу Иисусу Христу, пришедшему к нему креститься?    Св. Иоанн Креститель отказывался крестить Господа Иисуса Христа, потому что Иисус был безгрешным и не нуждался в покаянии и крещении (Мф.3:14).     148. Отчего же св. Иоанн Креститель все-таки крестил Господа Иисуса Христа?    Св. Иоанн Креститель крестил Господа Иисуса Христа из послушания к Нему (Мф.3:15).     149. Что случилось при крещении Господа Иисуса Христа?    При крещении Господа Иисуса Христа явился Святой Дух в виде голубя, а с неба был слышен голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16—17).     150. Куда ушел Господь Иисус Христос после Своего крещения?    После Своего крещения Господь Иисус Христос удалился в пустыню, в которой, молясь и строго постясь, пробыл в одиночестве сорок дней и сорок ночей (Мф.4:1—2).     151. Что произошло с Господом Иисусом Христом после сорокадневного поста?    После сорокадневного поста Господь Иисус Христос был трижды искушаем дьяволом, и всякий раз Он побеждал искусителя.     152. В чем состояло первое искушение Господа Иисуса Христа?    Первое искушение Господа Иисуса Христа состояло в том, что к Нему приступил искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3).     153. Что ответил Господь Иисус Христос на это первое искушение?    На это первое искушение Господь Иисус Христос ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).     154. В чем состояло второе искушение?    Второе искушение состояло в том, что дьявол, поставив Господа Иисуса Христа на крыле храма, сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк.4:9).     155. Что ответил Господь Иисус Христос на это второе искушение?    На это второе искушение Господь Иисус Христос ответил: «Написано также: “не искушай Господа Бога твоего”» (Мф.4:7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

288. Что требуется от желающего принять Крещение? От желающего принять Крещение требуется покаяние и вера, поэтому перед Крещением читается Символ веры . «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ). «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк. 16:16 ). 289. На каком основании крестят младенцев? Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. 290. Есть ли доказательства из Священного Писания, что младенцев следует крестить? Из Священного Писания можно доказать, что следует крестить младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами, а Крещение в Новом Завете совершается вместо обрезания, следовательно, над младенцами должно совершаться Крещение. 291. Откуда следует, что Крещение заменило ветхозаветное обрезание? То, что Крещение совершается вместо обрезания, следует из слов апостола, обращённых к верующим: «Вы… обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым… быв погребены с Ним в крещении» ( Кол 2:11–12 ). 292. Для чего при Крещении нужны восприемники? При Крещении нужны восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под своё попечение для утверждения в вере (см. святой Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии, гл. 2). 293. Для чего над крещаемым читается заклинание? Над крещаемым читается заклинание для того, чтобы отогнать от него диавола, который со времени греха Адама получил доступ к людям и некоторую власть над ними, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). 294. В чем заключается сила заклинания? Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвой и верой. Господь Иисус Христос обещал верующим:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2. О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Только верующие во Христа и сознающие свою греховность, т. е. взрослые, могут принимать крещение: «Кто будет вещать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет " ( Мк. 16:16 ). 1) Водное крещение, установленное Самим Господом Иисусом Христом, есть истинно и едино: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес. 4:5 ). Крещение очищает от греха, первородного и грехов произвольных: от греха первородного, – когда крестят младенцев, и от грехов произвольных и первородного, когда крестят взрослых. Что все люди, не исключая младенцев, заражены первородным грехом, об этом свидетельствует, слово Божие: «Кто родится чистым от нечистого? – говорит слово Божие, ни один» ( Иов.14:1–5 ). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни» ( Римл. 5:12, 17–18 ; сравн. Быт. 6:5; 8, 21 ; Псал. 13:2–3, 142:2 ; 3Цар. 8:46 : Еккл. 7:20 ; Притч. 20:9 ; Сирах. 31:11 ; Иов. 14:1 – 5 ; Иер. 9:5 ; Дан. 9:5, 20 ; Матф. 4:17 ; Марк. 1:5 ; Мат. 3:5 – 10; Иоан. 3:36; 1 Ефес. 2:3 ; Римл. 2:5, 3:9–23 ; Гал. 3:10 ; Римл. 7:14, 19, 23 ; Иаков. 3:1–2 ; 1Иоан. 8:10 ). Следовательно, раз крещение очищает от грехов, то оно должно совершаться над всеми. Есть две власти, которым подчиняется человек, власть тьмы и власть света, середины нет. Крещение есть дверь чрез которую человек входит в дом Отца небесного И избавляется от власти тьмы ( Деян. 26:18 ). Если дети не крещены, то они находятся во власти тьмы, как не очищенные от первородного греха, нет никакого другого средства или священнодействия, в котором можно было бы помимо крещения, войти в царствие Божие: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010