кампании являлось недостаточное взаимодействие как между отдельными частями армии (валахами и польско-венг. отрядами, венг. наемниками под командованием Хуньяди и польск. свитой короля), так и между главными союзниками (папой Римским Евгением IV, кор. Владиславом III и бейлербеем Карамана). Узнав о разгроме крестоносного войска, Жан де Ваврен организовал экспедицию на Чёрное море, т. к. предполагал, что кор. Владислав III остался в живых. Летом 1445 г., войдя в устье р. Дунай, он объединился с отрядами Влада II Дракула и начал грабить придунайские поселения. 14 сент. Жан де Ваврин вместе с войсками Яноша Хуньяди вступил в бой с турками у Никополя, заставив их отступить. Янош Хуньяди отказался преследовать тур. войска. Опасаясь, что Дунай вскоре будет скован льдом, Жан де Ваврен принял решение завершить экспедицию, в ходе к-рой крестоносцам так и не удалось обезопасить Византию и Венгрию от османской угрозы. Тем не менее вплоть до сер. 60-х гг. XV в. герц. Филипп III Добрый не оставлял идею нового похода против турок. Н. Н. Наумов К. п. против еретиков военные экспедиции против участников еретических и антиклерикальных движений в Зап. Европе: крестовый поход против альбигойцев (1209-1229), 5 К. п. против гуситов в 1-й четв. XV в., а также поход 1468 г. против чеш. кор. Йиржи Подебрада (1458-1471), принадлежавшего к утраквистам , умеренным гуситам. К этому типу К. п. можно отнести и поход Нориджского еп. Генриха Деспенсера (1383). Хотя поход преследовал преимущественно политические цели и был связан со Столетней войной (1337-1453), формально его целью папа Римский Урбан VI (1378-1389) объявил борьбу со схизматиками, т. е. со сторонниками антипапы Климента VII (1378-1394). Фактическими же целями экспедиции являлись помощь восставшим горожанам Гента и захват графства Фландрия, связанного союзническими отношениями с Францией и представлявшего собой важную зону экспорта шерсти. Кампания по сбору средств на крестовый поход сопровождалась мошенничествами и хищениями, что вызвало критику со стороны англ.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

2. Крестовый поход Генриха VI не удался. Германский властелин скончался, подготавливая его. Но подготовка Крестового похода была лишь одним эпизодом его блестящего бурного царствования. Император Генрих VI был самым опасным врагом папства за всю его историю. В Риме смерть Генриха восприняли как избавление Божие. Однако более подробный рассказ о его царствовании принадлежит истории западного христианства. В 1198 г. на папский престол взошел, наверное, самый известный средневековый папа - Иннокентий III (1198-1216) , во многих отношениях талантливый человек и политик. Главной целью он видел единство христианского мира, естественно, под его собственным началом. Иннокентий III считал, что обладает всей полнотой как духовной, так и светской власти. Он начал с проповеди крестового похода, ибо считал позором для христианства то, что Иерусалим по-прежнему находится в руках врагов веры. Иннокентий даже обложил все духовенство данью: на крестовый поход каждый клирик должен был выделить сороковую часть своих доходов. Из прошлого наконец были извлечены уроки: папа назначил одного бесспорного лидера похода - маркиза Бонифация Монферратского. В Палестину крестоносцы должны были добираться по морю, а венецианцы - предоставить транспорт. Начались переговоры с дожем Венеции Энрико Дандоло. Ему уже перевалило за 80, и он был почти слепым (30 лет назад, будучи с посольской миссией в Константинополе, он с кем-то подрался и частично утратил зрение; с тех пор мстительный венецианец затаил ненависть к грекам). При всей своей слепоте Дандоло был одним из наиболее дальновидных политиков-прагматиков своего времени - правда, и одним из самых беспринципных. Никакая риторика относительно крестового похода как священного долга христианина на него не действовала. Но он понимал, что господство Венеции на Востоке может быть осуществлено на постоянной основе, только если будет уничтожена Византийская империя. Конечно, венецианцы имели там широкие торговые привилегии. Но привилегии могли быть и отозваны: это было вполне реальным, особенно ввиду того, что росла власть Генуи и Пизы, которые тоже заигрывали с Константинополем. Чтобы получить монополию, венецианцы должны были завладеть Империей. Скорее всего, идея изменить направление похода наверняка уже давно вызревала у Дандоло. Раньше византийцы добровольно уступили венецианцам господство на море, теперь они утратят из-за них свою Империю.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

4. Итак, IV Крестовый поход был завершен. Вот что пишет о его результатах известный английский историк сэр Стивен Рансимен (кстати говоря, католик по вероисповеданию): «Четвертый Крестовый поход - величайшее в истории мира преступление против человечества. Его участники не только уничтожили и расточили невероятное количество бесценных сокровищ прошлого, так долго собиравшихся и так верно хранившихся византийцами, не только нанесли смертельную рану великой мировой цивилизации - они еще совершили громадную политическую глупость. Поход не только не помог христианам в Палестине, а, наоборот, лишил их потенциальных помощников. Он нарушил всю систему защиты христианского мира. Если бы крестоносцам удалось захватить всю Византийскую империю такой, какой она была в дни Мануила, они смогли бы оказать действенную помощь своим товарищам в Сирии и Палестине, хотя самой Империи, которую они использовали бы лишь как инструмент для помощи латинянам в Сирии, вряд ли удалось бы процветать. Но после смерти Мануила Византия утратила значительные территории в Анатолии, а латиняне даже не смогли завоевать всех имперских земель, в то время как их нападение на греков усилило турок. Сухопутная дорога через Анатолию сделалась вообще непроходимой: никогда более европейской армии не удастся пройти по ней. Морской путь также не сделался доступней: итальянские судовладельцы теперь предпочитали доставлять пассажиров на греческие острова или на берега Босфора, а не в Акру или порты Сирии. В широкой перспективе мировой истории последствия IV Крестового похода были еще более катастрофичными. С самого начала своей истории Византийская империя была стражем и защитником Европы от неверного Востока и варварского Севера. Она отбивала вторжения силой своего оружия и приручала варваров красотой своей цивилизации. Империя пережила множество мощнейших кризисов, когда конец ее казался неизбежным, но до сих пор ей всегда удавалось преодолевать их и возрождаться вновь. В конце XII века она переживала длительный кризис, вызванный уроном в людских ресурсах и экономике из-за турецких завоеваний и усиленный энергичным соперничеством итальянских торговых республик.

http://sedmitza.ru/lib/text/434808/

Отчего и для чего он это делает? А разве Санчо никогда не спрашивал Дон Кихота, почему и зачем он так поступает? Возвращаюсь к начатому, к тому, что занимает тебя, к твоему вопросу: нельзя ли привить этим несчастным человеческим толпам какой-нибудь массовый психоз, какую-нибудь бредовую идею. Но в одном из своих писем, засыпав меня кучей вопросов, ты сам вплотную подошел к решению проблемы. Ты писал мне: как ты смотришь на попытку предпринять некий новый крестовый поход? Что ж, я совершенно согласен с тобой, я полагаю, что стоило бы попробовать предпринять священный крестовый поход за освобождение Гроба Дон Кихота из-под власти бакалавров, священников, цирюльников, герцогов и каноников. Я полагаю, что должно отважиться на крестовый поход, дабы отвоевать Гроб Рыцаря Безумств у завладевших им вассалов Благоразумия. Естественно, они станут защищать свой беззаконный захват, тщась с помощью множества испытаннейших доводов разума доказать, что право на охрану святыни и поддержание ее в порядке принадлежит им. Ведь они охраняют ее для того, чтобы Рыцарь не восстал из мертвых. Отвечать на их благоразумные доказательства следует руганью, градом камней, яростным криком, ударами копий. Только не пускайся сам доводить что-то до их разумения — они обрушат на тебя столько наиразумнейших своих доводов, что ты пропал. Если же они, по своему обыкновению, станут спрашивать тебя, по какому праву ты притязаешь на Гроб, не отвечай им ни слова, они уж после увидят по какому. После… быть может, когда уже не станет ни тебя, ни их — во всяком случае, не станет в этом мире кажимостей. Наш священный крестовый поход весьма выгодно отличается от тех давних крестовых походов, 4 с которых забрезжил рассвет новой жизни в этом старом–престаром мире. Пылавшие святым воодушевлением крестоносцы былых времен знали, где находится Гроб Господень, знали это хотя бы по слухам, тогда как участникам нашего крестового похода не будет ведомо, где им искать Гроб Дон Кихота. Найти и обрести его можно будет лишь в непрерывных боях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=828...

Но этого мало: можно сказать, что в других отношениях первый крестовый поход далеко превосходит даже славный поход греков под Трою. Этот последний был чисто героическим предприятием. Участвовавшие в нем лица стремились здесь только выразить полноту собственных воинственных сил, так как поводом к нему было совершенно частное дело, касавшееся частного лица. Несравненно высший характер и потому более существенный интерес представлял собою первый крестовый поход, —650— избранный Торквато Тассо. Он был предпринят под влиянием высоких религиозных побуждений: в его основании лежало бескорыстное желание освободить гроб Господень из-под варварского владычества неверных мусульман. Поэтому лица, принимавшие в нем участие, имели, особенно в глазах современной поэту публики, совершенно идеальное значение. Люди, покинувшие свою родину, свободно решившиеся понести всевозможные лишения, не уклонившиеся от священной своей задачи среди всевозможных неудач и, наконец, после многих чрезвычайных усилий, восторжествовавшие над всеми препятствиями, – такие люди, без сомнения, представляют собою самый лучший и благодарный сюжет для развития эпических изображений. Но соединяя в себе столь благоприятные свойства, во многом превосходящие даже представлявшийся поэту древне-классический образец, сюжет религиозной поэмы Торквато Тассо представлял собою в то же время чрезвычайно благоприятную почву и для развития романтических приключений, к которым уже приучена была современная ему публика. Хотя избранная им материя и является, по существу своему, чисто историческою, но она бесконечно родственна тому романтическому содержанию, которое разнообразно варьировалось в многочисленных рыцарских сказаниях средних веков и в самой Италии нашло уже себе наиболее удачную художественную обработку в поэмах Пульчи, Боярдо и Ариосто. Завоевание Иерусалима крестоносцами представляет собою такое событие, из идеи которого проистекали большею частью старые романтические сказания и даже сама знаменитая сага о Роланде, одном из паладинов Карла Великого: мы разумеем здесь расширение христианства посредством меча и исконную историческую борьбу его против магометанства. Поэтому нельзя не признать, что нашего поэта руководил необыкновенно счастливый гений, если он, не вступая непосредственно в фантастическую область средневековых романтических вымыслов, обратился, всё-таки, к такому предмету, который составляет, можно сказать, их основание, заключая в себе основные и наиболее существенные их элементы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1247 г. он отнял у христиан Аскалон, так что владения их в Палестине ограничивались теперь Акрой и немногими другими приморскими городами. К довершению бедствий в это же самое время Антиохийское княжество сделалось добычей монголов. Ввиду указанных обстоятельств, которые поставили христианские владения на Востоке в крайне стесненное положение и угрожали лишить европейцев и последних укреплений, за которыми они еще держались, не оставалось никакого сомнения, что нельзя обойтись без нового и притом в обширных размерах предпринятого крестового похода. Известия о происшествиях в Святой Земле, своевременно доходившие в Европу, производили крайне удручающее впечатление, а между тем идея нового крестового похода долго не находила искренних приверженцев. В самом деле, Европа, по-видимому, уже утомилась от понесенных ею жертв, а римский папа имел более интереса к европейским событиям, где борьба светской власти с духовной привлекала к себе все его внимание, чем к положению христианского дела в Палестине. Умный и энергичный Иннокентий IV [ 10 ], поощряя проповедь о крестовом походе и собирая для этой цели пожертвования, не раз указывал принявшим крест, что борьба с Гогенштауфенами не менее угодна Богу, что и поход в Святую Землю и спокойно обращал деньги, пожертвованные для крестового похода, на потребности борьбы с императорскими войсками. Нет ничего удивительного, что при таких обстоятельствах трудно было составиться большому походу в Палестину. В 1248 г. состоялся крестовый поход Людовика IX [ 11 ]. Это было предприятие, скорее объясняемое личным характером короля, чем общественным настроением. Приближенные, напротив, всеми мерами пытались охладить аскетический пыл короля и объяснить ему бесполезность новых попыток достигнуть такой цели, которая явно неосуществима, в особенности ввиду того, что прочие христианские страны, занятые внутренней борьбой, холодно относятся к новому походу в Святую Землю. Крестоносное войско Людовик направил к острову Кипр, провел здесь осень 1248 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей I и внешняя политика до первого Крестового похода А.А.Васильев. История Византийской империи По словам Анны Комниной, образованной и литературно одаренной дочери нового императора Алексея, последний в первое время после своего вступления на престол, ввиду турецкой опасности с востока и норманской с запада, «замечал, что царство его находится в предсмертной агонии.» Действительно, внешнее положение империи было очень тяжелым и с годами становилось еще более затруднительным и сложным. Норманская война. Герцог Апулии, Роберт Гуискар, покончив с завоеванием византийских южно-итальянских владений, имел гораздо более широкие замыслы. Желая нанести удар в самое сердце Византии, он перенес военные действия на Адриатическое побережье Балканского полуострова. Оставив управление Апулией старшему сыну Рожеру, Роберт с младшим сыном Боемундом, известным впоследствии деятелем первого Крестового похода, располагая уже значительным флотом, выступил в поход против Алексея, имея ближайшей целью приморский город в Иллирии Диррахий (прежний Эпидамн; по-славянски Драч; теперь Дураццо). Диррахий, главный город одноименной образованной при Василии II Болгаробойце фемы-дуката, т.е. области с дукой во главе управления, прекрасно укрепленный, по справедливости считался ключом к империи на западе. От Диррахия начиналась построенная еще в римское время известная военная Егнатиева дорога (via Egnatia), шедшая на Солунь и дальше на восток к Константинополю. Поэтому вполне естественно, что главное внимание было направлено Робертом на этот пункт. Эта экспедиция была «прелюдией крестовых походов и подготовкой для франкского господства в Греции.» «Предкрестовый поход Роберта Гуискара был его самой большой войной против Алексея Комнина.» Алексей Комнин, чувствуя невозможность одними своими силами справиться с нормандской опасностью, обратился за помощью на Запад, между прочим к германскому государю Генриху IV.

http://sedmitza.ru/lib/text/434298/

В результате 6-го крестового похода зап. христиане впервые за долгое время получили контроль над основными святынями Иерусалима и значительной частью владений, к-рые были утрачены в 1187 г., однако безопасность этих территорий оставалась под угрозой. Иерусалимское королевство было значительно ослаблено длительным противостоянием местной знати с имп. Фридрихом II. А. В. Стрелецкий 7-й крестовый поход (1248-1254) В авг. 1244 г. Иерусалим был взят хорезмийцами, к-рые заключили договор с егип. султаном ас-Салих Айюбом (1240-1249). 17 окт. войска Иерусалимского королевства были разбиты объединенной египетско-хорезмийской армией в битве при Форбии (Ла-Форби, ныне дер. Харбия близ Газы). Тем не менее шансы на успешный исход новой экспедиции, целью к-рой являлось освобождение Св. земли, были достаточно велики. Владения Айюбидов не составляли в тот период единого гос-ва и были ослаблены династическими конфликтами. Штурм Дамиетты кор. Людовиком IX Святым. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 409v) Штурм Дамиетты кор. Людовиком IX Святым. Миниатюра из «Больших хроник Франции». 1332–1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 409v) Очевидной стала необходимость нового крестового похода; его организатором стал франц. кор. Людовик IX Святой (1226-1270). Папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) во время работы Лионского I Собора (1245) буллой «Afflicti corde» объявил о начале экспедиции. Одним из источников финансирования нового крестового похода должен был стать налог в размере 1/12 доходов клира. Проповедь похода была поручена кард. Эду де Шатору, назначенному папским легатом. Значительная часть европ. рыцарства не откликнулась на призыв папы. Германия и Италия были вовлечены в конфликт между имп. Фридрихом II и Иннокентием IV (попытка Людовика IX примирить императора и папу Римского оказалась неудачной), Венгрия еще не оправилась от монг. вторжения 1241 г. Участию в походе англ. кор. Генриха III (1216-1272) помешало восстание в Гаскони (1252) против наместника гр. Симона де Монфора. Тем не менее о готовности присоединиться к 7-му крестовому походу объявили братья короля Альфонс, гр. Пуатье, Роберт I, гр. Артуа, и Карл Анжуйский (король Сицилии в 1266-1282), а также гр. Уильям II Солсбери. Во главе экспедиции встал франц. кор. Людовик IX. В походе также приняли участие его жена кор. Маргарита Прованская и ее сестра Беатриса, к-рая состояла в браке с гр. Карлом Анжуйским. На организацию экспедиции были выделены значительные средства (не менее 950 тыс. ливров). Король убедил франц. духовенство пожертвовать на крестовый поход 1/10 доходов, увеличил размер штрафов, налагаемых судом, конфисковал имущество франц. евреев и обложил налогами города. В 1246 г. король заключил договор о поставках кораблей из Генуи и Марселя. По всей видимости, общая численность крестоносной армии составляла ок. 15 тыс. чел. ( Strayer J. R. The Crusades of Louis IX//A History of the Crusades. 1969. Vol. 2. P. 493-494).

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Только в начале 1148 г. крестоносное войско добралось до Эфеса, причем – в виде весьма потрепанном и немногочисленном: громадные армии растаяли под ударами мусульман. Различные политические перипетии привели к тому, что армия оказалась лишенной единого командования, французская и немецкая ее части никак не могли сконцентрировать свои силы и задачи. Пока Конрад III с иерусалимским королем Балдуином III совершали военные эволюции вокруг Дамаска, Людовик VII отсиживался в Антиохии, с рыцарским энтузиазмом ожидая подкрепления, а Мосул, где в то время была сосредоточена основная угроза для христиан, оставался вне поля зрения как одного, так и другого. Религиозная идея похода отступила при этом на второй план. He прошло и года, как Конрад через Константинополь вернулся на родину, а следом за ним с помощью норманнов отплыл через южную Италию домой так и не дождавшийся подкрепления Людовик. В тени II крестового похода оказались события, изменившие соотношение сил в Европе. Решив, что не следует далеко путешествовать в поисках нехристиан и славы, некоторые северогерманские князья (Генрих Лев, Альбрехт Медведь и др.), получив папское благословение, захватили земли славян-язычников вендов, жестоко подавив их слабое сопротивление. Помимо религиозных интересов, этот поход имел цели чисто экономические: саксонские князья стремились приобрести новые земли для колонизации. Таким образом, выглядевший таким многообещающим II крестовый поход оказался безрезультатным. Мусульмане не только не были ослаблены, а, напротив, нанося христианам одно поражение за другим, уничтожая целые крестоносные армии, получили уверенность в собственных силах, у них зародились надежды на уничтожение христианства в Малой Азии. На Востоке происходили резкие столкновения между немцами и французами, лишний раз доказывая, что впредь совместные действия французов и немцев невозможны. Обнаружилась и рознь между палестинскими и европейскими христианами. Поход оказал существенное негативное влияние на авторитет папского Рима и Бернарда Клервоского, который своим пламенным словом поднял массы на крестовый поход, назвав его богоугодным предприятием. Против Бернарда поднялся ропот, о нем стали говорить как о лжепророке, а сам он ссылался на указание папы. Возникли сомнения и в папе: не антихрист ли он, но папа, в свою очередь, возложил ответственность за неудачу на Бернарда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пример Роберта Гвискара и его сына Боэмунда, ставшего князем Антиохии, будоражили ему душу, и Вильгельм II решился на то, чтобы возглавить 3-й Крестовый поход. К несчастью, он умер 18 ноября 1189 г. в Палермо в возрасте 36 лет, но идея морского пути завоевала сердца англичан и французов. Однако теперь помехой для реализации этой величественной идеи стала война в Сицилии между потенциальными наследниками покойного короля, приведшая к междоусобице на острове. В результате в самом начале 1190 г. королем – последним, добавим мы – норманнской Сицилии стал Танкред (1190–1194), незаконнорожденный сын герцога Рожера Апулийского (1121–1148) – событие, как мы вскоре увидим, многое изменившее в судьбе 3-го Крестового похода 834 . Второй движущей силой стал Германский император Фридрих I Барбаросса, выступивший в поход, не дожидаясь остальных участников. Что бы ни говорили о тех суровых временах, следует признать, что даже самые жесткие сердца оставались открытыми для Бога. Не был исключением и Германский король, который вступил в поход не только из тактических соображений, о которых писалось выше, но и по иным причинам. 27 марта 1188 г. он созвал имперский съезд в Майнце, куда привлеченные призывом Римского епископа прибыли даже враги Фридриха Барбароссы. Сам император отказался председательствовать на съезде, заявив, что первое место принадлежит Христу, несомненно, присутствующему здесь. Когда шло обсуждение вопроса, слезы брызнули из глаз уже далеко не молодого и совсем не сентиментального короля, заявившего о присоединении к Крестовому походу. Организация его с германской стороны соответствовала лучшим качествам этой нации. По требованию Барбароссы в поход могли отправляться лишь обеспеченные рыцари, любой ослушник, решивший жить за счет казны, подлежал опале. Пока шли приготовления, император отправил послов в соседние страны решить вопрос о проходе германских крестоносцев. Посланники дошли даже до Саладина, передав тому требование своего короля немедленно вернуть христианам Крест Господень и освободить пленных воинов 835 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010