Крестный ход же, продолжая в целом эту направленность, мощнейшим образом сплачивает христиан во Единое Тело, весомо и выпукло показывая возможность коллективного и личного жития по заповедям Божиим. Здесь люди истово стараются жить полнокровно по-христиански: любить друг друга нелицемерно, долготерпеливо, милосердно. Пусть и видишь несовершенство наше, немощь физическую, душевную и духовную – а в «голове» крестного хода отношения между людьми зачастую бывают напряжены и накалены, как верно замечено в поговорке — «чем ближе к алтарю, тем больше искушений», бесы ведь не дремлют – но гораздо ярче тут проступает поразительно плотная тяга людей к Свету из окружающей тьмы, непоколебимое стремление от своей греховности и несовершенства к Истине и небесному совершенству. Закончился этот поход в Небесный Иерусалим («поход за венцами», как его называют), а в душе теперь тихонько случилось что-то таинственное и лучезарное: там рычали на окружающих львы, а теперь эти львы куда-то девались, и пейзаж как после прохладного летнего ливня на опушке дубравы – умытая, свежая и живоносная идиллия. Воистину, читавшиеся ранее как исторический роман описания повседневной жизни Авраамова семени – исход из рабства египетского, пеший путь апостолов по странам и весям – в крестном ходу воплощаются совершенно реально, совпадая с представлениями о прочитанном документально точно. И теперь уже не читаешь Исход, Второзаконие, Иисуса Навина, Евангелие, Деяния, жития святых – а полноценно живешь так, как там и было описано. Как рассказать невыразимое, как дать представление о неописуемом? Это любовь. « Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » ( Мф. 18:19-20 ) – ничто не может точнее описать крестный ход, и свидетельствую, что и я получил сполна просимое, как и множество людей из нескольких тысяч, принимавших участие и присоединявшихся к нам по пути.

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

Но мое смущение возрастает, мой ужас усиливается, когда я вспоминаю великий завет Апостола, с которым он обращается к каждому пастырю церкви: «Проповедуй... и учи... будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:11–12 )! Но мне ли, меньшему из братий, поднимать свой учительный голос? Мне ли быть образцом «для верных в слове и житии»? И невольно из глубины моего сердца рвется тот же вопль, каким ответил когда-то Господу на призыв к пророческому служению св. пророк Божий Иеремия: «О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод»... ( Иер.1:6 ) «Не говори: «я молод», – изрек пророку Господь, – «Не бойся... ибо Я с тобою».. ( Иер.1:7–8 ). Сколько в последней мысли успокоения для мятущегося духом... «Господь со мной»! Он мой Наставник и Руководитель! «На Него аз уповаю» ( Пс. 26:3 ), – по слову Псалмопевца... О, эта мысль может пролить целебный бальзам на все немощи пастырской души. А потому, в твердом уповании на помощь божественной благодати, «всегда немощная врачующей и оскудевающая восполняющей», я с любовью поднимаю на свои слабые рамена иго пастырского подвига... Да будет оно для меня благим и бремя его легким! Но чтобы на самом деле «иго пастырское» было «благим» и «легким» для меня за все время моего священства здесь, прошу и «умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» ( Рим.15:30 ). Пусть отсюда, из стен этого благолепного храма, – составляющего отселе красу и гордость нашего города, одновременно, как фимиам кадильный, поднимаются к Небу молитвы: и пастыря за своих пасомых, и пасомых за своего еще неопытного и немощного пастыря. И в таком молитвенном единении окрепнет наш взаимный союз любви и мы, «связуемые» им, пребудем всегда верными своему христианскому призванию и долгу: «Спасая себя, спасать и других». Аминь. Неотложный и настоятельный долг (Слово, произнесенное перед молебном во время крестного хода). «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» ( Пс. 117:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

О, сколько выше ума чудеса рождения Твоего, пречистая Невеста, благословенная Матерь! Получив чрез Тебя всесовершенное спасение, мы достойно восхваляем (Тебя) , как благодетельницу, принося в дар песнь благодарности. Канун, т. е. день, предшествующий этому празднику, называется сочельником, потому что, в виду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет великое освящение воды, совершаемое в сочельник, после литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужащие выходят с крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Во время крестного хода поются следующие тропари: Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшегося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема. Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче. Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха. Видеша Тя воды и убояшася, трепетен бысть Предтеча, и возопи, глаголя: како просветит светильник Света? како руку положит раб на Владыку? освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех. Преображение Господне (6 августа) Праздник этот установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фаворе, для показания им Своего Божественнаго величия и подкрепления их веры по случаю приближавшихся Его страданий. Об этом событии почти одинаково повествуют евангелисты: Матфей, гл. 17, ст. 1—8 ( Мф.17:1-8 ); Марк, гл. 9, ст. 2—8 ( Мк.9:2-8 ); Лука, гл. 9, ст. 28—36 ( Лк.9:28-36 ). По Евангелию от Матфея: По прошествии дней шести (после предсказания Иисуса Христа о Своих крестных страданиях, смерти и воскресении) , взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их, и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Объясн. Это место пророчески относится к крестному знамению, появившемуся в Новом Завете, после крестных страданий за нас Спасителя мира. Подобное предуказание на крестное знамение видно ещё из книги Бытия: Быт.48:14 . В Новом Завете крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим.2:8 , носить знак «поругания» Христа: Евр.13:13 , сохранять «печать Бога живого на челе» своём: Откр.7:2–3:9:4 . О крестных ходах Иер.10:2–5 . «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом и прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят, их носят, потому что ходить не могут». Объясн. Здесь говорится об идолах, кумирах, т.е. ложных богах, которых из металла и дерева делали себе язычники. Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, из которого сделаны были идолы: Исх.44:17 ; Иер.2:27 . Церковные же хоругви означают то, что Церковь Христова на земле шествует к небу по пути крестному и воинствует с плотью, миром и диаволом под знаменем креста: Евр.13:13 . В Священном Писании хоругви именуются знамёнами; Чис.2:2:10:4 . Как ветхозаветные хоругви находились при всяком колене и племени сынов избранного народа Божия, как ополчения Его, – так и у нас ныне при каждой приходской церкви и храме имеются хоругви. При виде торжественного крестного хода дух христианина невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается готовностью жить одному Ему, подобно тому, как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большей силой храбрость и преданность царю и отечеству. Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о крестном знамении и крестных ходах 1Кор.2:2 . Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. 2Тим.1:8 . Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Опомнитесь, гонители, пока есть время. Заплачьте сами, пока вас не заставили плакать. Вы даже не подозреваете, какая «крутая крыша» у тех бабушек, которые становились на колени перед чудотворными иконами во время Крестного хода. Пока Бог попустил вам мучить нас, по грехам нашим. Но так не будет всегда. «Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут» (Пс.33,22). «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк.18,7). В праздник Церковь повелевает радоваться, и мы будем веселиться. Крестный ход – всегда торжество. Торжество Православия и правды Божией, торжество молитвы и упования. Мы будем радоваться, хоть мы грешны и немощны, потому что наша радость не о себе, а о Христе, безгрешном и сильном. Его сила защитит нас, и заставит платить по счетам тех, кто сегодня гонит Церковь, не желая обнулить свой долг слезами покаяния. Но мы молимся и за них, ибо Христос велел молиться за гонителей. «Помилуй нас, Господи, и спаси нас. Помилуй и их, неразумных, ибо не ведают, что творят». Так мы молимся, и так веруем, и этой верою живем. С праздником, православные! Рейтинг: 9.9 Голосов: 309 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр 6 августа 2017, 16:39 Инна, не стоит сетовать на отсутствие молодежи в храмах. В советское время было так же, и даже хуже. Неисповедимы пути Господни и кто знает, быть может тот самый молодой человек, сегодня бесцельно прожигающий жизнь в интернете, через несколько лет будет истинным молитвенником, до которого нам никогда не дорасти. Спаси, Господи! Инна 5 августа 2017, 22:24 Спасибо автору за статью. " ....и только через Православие можно ожидать его возрождения... " Хорошие слова.Но увидим суть времени.Храмы,монастыри посещают люди среднего и пожилого возраста.Молодежи почти нет.А мы знаем,что духовное рассуждение,способность отличить добро от зла возникают при совокупности опыта жизни,чистоты сердца,чтения духовной литературы,участия в церковных таинствах и молитв к Богу.А где же активная молодежь черпает информацию?Она в интернете или смотрит телевидение.Вот так формируется ее сознание.Крутится неумолимо колесо истории...Но мы все просим и просим у Бога мира!!!!!

http://pravoslavie.ru/105571.html

По окончании пения антифонов дьякон или священник поднимает Евангелие, крестообразно благословляя им прихожан, и произносит: «Премудрость, прóсти» . Слово «премудрость» предупреждает молящихся о глубоком содержании следующего пения и чтения, а слово «прóсти» , то есть «стойте прямо», призывает к особому вниманию и благоговению. После пения «Приидите, припадем и поклонимся Христу, спаси ны, Сыне Божий…» поются церковные песнопения, называющиеся тропарями и кондаками. Они кратко повествуют о подвиге святого или выражают суть праздника, который в этот день совершается. В это время священник в алтаре от лица всех верующих молится Господу, чтобы Трисвятую песнь, от Серафимов воспеваемую, Он принял и от нас, смиренных и грешных, простил нам всякое согрешение и освятил наши помыслы, души и телеса. Трисвятое Малый вход завершается пением Трисвятого. Историю происхождения этой молитвы мы находим в Священном Писании и Священном Предании. Прежде всего, она связана с видением пророка Исаии, которому явился Ветхий Денми, то есть Бог в образе старца, сидящий на высоком Престоле. «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 2–3). Увидев Бога, Исаия возопил: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6: 5–7). Существует благочестивое предание: в Константинополе случилось чудо, явленное одному отроку, который во время землетрясения был восх и щен на небеса. Ему тоже довелось услышать ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» Когда он пришел в себя и поведал обо всем епископу, тот решил пройти по стенам города с пением Трисвятого, добавив к нему: «Помилуй нас!». После этого крестного хода землетрясение закончилось и город был спасен. Именно в этом виде Трисвятая песнь вводится в богослужение. Таково церковное предание. Документально же она впервые зафиксирована после завершения первого заседания Халкидонского Собора (451), когда отцы Церкви вышли из храма под пение Трисвятого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

После миропомазания священник и участники таинства с зажженными свечами трижды проходят вокруг купели. Священник несет перед собою крест. Это маленькое шествие — их первый в жизни «крестный ход», который изображает то, чем должна стать дальнейшая жизнь новорожденного христианина. Она должна стать ответом на призыв Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Облечься во Христа Во время «крестного хода» вокруг купели поется прекрасный стих: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Слова эти взяты из послания Апостола Павла к Галатам: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). «Облечься» означает «одеться». Разумеется, речь идет не об одежде в обычном смысле этого слова, а о том, Кому мы теперь должны уподобиться. И не внешне, конечно же, а внутренне. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», — пишет Апостол Павел ( Фил.2:5 ). Се аз с вами есмь… После символического шествия вокруг крещальной купели читаются два текста из Священного Писания. Предваряются эти чтения прокимном, стихом из Псалтыри: «Господь — Просвещение мое и Спаситель мой. Кого убоюся?» Замечательные слова! Что может быть унизительнее и мучительнее страха! Человек, который боится, жалок и беспомощен. Но как победить, как преодолеть его, этот страх? Каждому из нас дал на этот вопрос краткий и точный ответ Сам Господь Иисус Христос: «Не бойся, только веруй» ( Мк.5:36 ). В человеческой душе страх и вера соотносятся друг с другом как свет и тьма. Чем больше одного, тем меньше другого. Только один страх не роняет нашего достоинства — страх Божий. Но это уже совсем иное чувство, не имеющее ничего общего с житейскими страхами. Страх Божий — не мучительное, а радостное чувство, придающее силы, укрепляющее волю, очищающее душу. Это благоговейный трепет, не сжимающий сердце, как любой другой страх, а наполняющий его весельем. Текст из послания святого апостола Павла римлянам (читаемый при крещении)

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

" Приняв смерть, Он умертвил ее " апреля 2017 Митрополит Варсонофий совершил утреню Великой субботы с чином погребения Вечером в канун Великой субботы, 14 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Казанском кафедральном соборе . Его Высокопресвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители. После пения тропарей на " Бог Господь " владыка и сослужившее ему духовенство прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны - стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или похвалами, в честь Господа, " в мертвецех вменившагося " . По окончании великого славословия с пением погребального " Святый Боже " Плащаница была обнесена вокруг храма. После крестного хода перед Плащаницей были прочитаны пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля, чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом. Затем митрополит Варсонофий прочитал евангельское зачало о запечатании Гроба Господня и приставлении к нему стражи. Владыка поздравил молящихся с наступившей Великой субботой и обратился к ним с проповедью. " Адам, наш родоначальник, прожив на земле долгие годы, принес в род человеческий смерть. Все мы стали ее наследниками, - начал владыка. - Наш Господь Иисус Христос, приняв смерть, умертвил ее и всем нам даровал надежду на воскресение и жизнь вечную. Господь Сам исполнял все, чему учил. Он говорил: " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин. 15:13 ). И положил Свою жизнь не только за друзей Своих, но и за весь род человеческий - всех, кто Его любит и не любит. Господь не различает людей, все мы для Него дети - хорошие и плохие. Сегодня, когда мы пришли на погребение Господа, должны хотя бы уйти отсюда с твердой уверенностью, что будем в ответ так же жертвенно любить Его, хоть чем-то жертвовать ради Него " . " Господь много чего нам обещал, даже пока живущим на земле. Он говорил, что при всех скорбях, которые ожидают Его последователей, даст такую божественную радость, которую никто не сможет отнять. И мы знаем: когда ученики Христа страдали за Него, они радовались, несмотря на все страдания, которые переносили. Потому что в сердце, в душе чувствовали присутствие Божие. Господь обещал Своим ученикам и последователям, что услышит все их просьбы и будет исполнять все прошения: " О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам " (Ин. 16:23). Кроме того, Господь обещал: " Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18:20). Вот что Господь нам обещает, если будем Его любить и следовать Его святым заповедям. Поэтому сегодня, исходя от Гроба Господня в этом храме, постараемся проявить ответную любовь к Богу. Аминь " , - заключил митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

С возжженными свечами тысячная толпа, в восторге и умилении падая на колени, простирала руки к святыне. Подъем религиозного духа – восторг необычный. И в природе тишина была невозмутимая: как тысячные звезды, свечи ярко горели при угасающем дневном свете. Мощное величание несется, толпа сопровождает окруженный хоругвями гроб, который обносится кругом площади и поставляется на особо уготованном помосте на открытом воздухе. Здесь поклонялись угоднику Божию, прикладывались к его мощам, принимая священное помазание из рук архиерея елеем. Всю ночь народ наполнял площадь и приходил прикладываться к мощам. Воистину благословенна и спасительна сия нощь... Великое счастье было войти в общение с угодником. Так было ночью 9 июня. 10 июня началась Божественная литургия: пред ее началом мощи принесены были в собор и поставлены среди храма. Во время малого входа гроб с мощами внесен был в алтарь и поставлен на горнее место. Сам святитель как бы принял участие в богослужении. Народная толпа не могла, конечно, вмещаться в храме и окружала собор. После литургии крестный ход во главе со святителями с многочисленными хоругвями прошел снова с мощами угодника кругом собора по площади. Неописуем взрыв религиозного восторга народного. Теплая молитва к дерзновенному предстательству нового угодника Божия возносилась к небу... И он, святитель, явился отзывчивым на мольбу: многие больные, слепые, расслабленные, припадочные получали исцеление, не говоря уже о тысячах народа, получивших утешение в скорби среди этого пира духовного. После молебна и крестного хода мощи святителя Иоанна поставлены были на постоянное пребывание и поклонение внутри собора по левую сторону амвона. Толпы народа непрерывной цепью двигались к мощам, но не все немощные получали видимое знамение и свое исцеление. Почему так? – На то воля Божия. Сам Спаситель сказал: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина ( Лк.4:25–27 ). Не все, по неисповедимым путям Божия Промысла, получали видимые знаки Божией милости. Но блаженны не видевшие ( Ин.20:29 ), но веровавшие сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Тело Его было положено в высеченной в скале гробнице где-то на окраине города, а ученики, напуганные, растерявшиеся и разочарованные, спрятались по домам и разбежались кто куда. Ученики, но не ученицы. Верность своему Учителю сохранили женщины, и среди них — Мария Магдалина; все они пришли с Ним в Иерусалим из окрестностей Назарета и Капернаума, где прежде жил Иисус, начавший свою проповедь всего лишь года за три до Своего распятия. Проходит два дня. И вот эти самые женщины (потом их назовут мироносицами) ранним утром первого дня недели приходят к Его гробнице. Вспоминая об этом, и мы, христиане новейшего времени, в пасхальную ночь со свечами в руках проходим сквозь темноту ночи крестным ходом. “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебя славить”, — поем мы во время крестного хода. Ученицы Иисуса этого гимна тогда не пели, потому что они спешили не к Воскресшему, но к Умершему, не к Прославленному, но к Опозоренному, не к Тому, в Ком полнота Божия обитает телесно, как скажет потом апостол Павел, а ко всеми осмеянному мертвецу. Спешили только потому, что любили, — все остальное их просто не волновало. В лучах восходящего солнца они, как рассказывает Евангелие от Марка, увидели, что камень, закрывавший вход в гробницу, отвален. “И, войдя в гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду”. “Не ужасайтесь, — сказал им юноша, — Иисуса ищете Назарянина, распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен”. Прошли годы; весть о Воскресении разнеслась по всему миру, а из малой горстки учеников выросла Церковь. Сегодня христиане есть везде, среди всех народов и на всех континентах. И день Его Воскресения празднуют все, потому что Иисус Христос помогает нам победить всё то, что больше всего разрушает человека: наши страхи, злобу, страсть к насилию, нежелание любить и неспособность принять другого, того, кто почему-то не похож на нас, но, главное, привычку везде искать врагов. Это Иисус помогает нам увидеть друг в друге братьев, а поэтому под сводами наших храмов в этот день звучат удивительные слова: “Радостию друг друга обнимем и ненавидящим нас простим всё Воскресением”, — и далее снова и снова: “Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ”.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010