Страница из Геннадиевской Библии (Быт 1. 1–15). 1499 г. (ГИМ. Син. 915) Страница из Геннадиевской Библии (Быт 1. 1–15). 1499 г. (ГИМ. Син. 915) Известны, впрочем, ряд списков и рукописей, которые ближе к евр. канону. Так, в Александрийском и Синайском кодексах за Пятикнижием следуют исторические книги, затем пророческие, потом учительные. Блж. Иероним в прологе к Книгам Царей перечисляет книги ВЗ сообразно 3-частному еврейскому канону (Biblia sacra: Iuxta vulgatam versionem. Stuttg., 1969. P. 365); этот перечень оказал влияние на порядок следования книг ВЗ в нек-рых средневек. лат. Библиях. То, что в христ. Библии в отличие от еврейской все пророческие книги перенесены в конец ВЗ, может быть объяснено хронологическим принципом расположения: Пятикнижие и исторические книги повествуют о прошлом, учительные дают советы для настоящего, пророческие приоткрывают будущее. В то же время, завершая ВЗ, пророческие книги представляют собой как бы переход к НЗ. Книга прор. Малахии (последнего из малых пророков) завершается словами: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною… Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 3. 1 - 4. 6). Эти слова непосредственно отсылают к началу НЗ - к рассказу о проповеди Иоанна Крестителя, о котором в Евангелии сказано: «...он есть Илия, которому должно прийти» (Мф 11. 14). Евангелие от Марка (Мк 1. 2) начинается цитатой из Мал 3. 1. Неканонические книги в греч., лат., слав. Библиях помещаются среди канонических. Исторические книги (2-я Книга Ездры, Книги Товита, Иудифи), следуя хронологии описываемых событий, находятся среди книг, повествующих о событиях персидского времени; Книги премудрости Соломона и премудрости Иисуса, сына Сирахова - среди корпуса учительных книг (как правило, в конце); Книга прор. Варуха и Послание Иеремии - среди писаний, связанных с прор. Иеремией (Книга прор. Иеремии, Книга Плач Иеремии).

http://pravenc.ru/text/1470227.html

Цитаты из Книги притчей в Новом Завете . Несколько цитат из Книги притчей встречается в Посланиях апостольских. В Послании апостола Иакова в 4–й главе (Иак. 4: 6) и в Первом послании апостола Петра (1 Петр. 5: 5): « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из 3–й главы Книги притчей (Притч. 3: 34). В Первом послании апостола Петра: « И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4: 18) – это тоже цитата из Книги притчей, из 11–й главы (Притч. 11: 31) и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. Во Втором послании апостола Петра во 2–й главе: « но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2: 22), – тоже цитата из Книги притч (Притч. 26: 11). В Послании к римлянам в 12–й главе: « Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12: 20) – это цитата из 25–й главы Книги притчей (Притч. 25: 21–22). В Послании к евреям в 12–й главе говорится: « Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 4–6) – это 3–я глава (Притч. 3: 11–12), причем Книга притчей цитируется по тексту Септуагинты, а не по масоретскому. Можно изучать притчи еще и по богослужебному употреблению, обращая внимание на то, как они употребляются в паремиях. Мы уже говорили, что само греческое слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, Книга притчей дает название всем ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из Книги притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А. Олесницкого, «после псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния, больше чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» 73]. 22.2. Екклесиаст

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

28.1. Книга пророка Авдия В Книге пророка Авдия изображается суд Божий над Едомом. Она состоит всего из 21 стиха – это самая маленькая из книг Ветхого Завета. О том, когда была написана эта книга, есть два основных мнения. Первое, что она была создана во время Вавилонского плена, после того как был разрушен Иерусалим, и здесь обличаются идумеи за сочувствие этому разрушению. Второе мнение, что эта книга была написана еще в IX beke. Согласно последней точке зрения, Авдий был современником израильского царя Ахава (874–853 гг. до Р. Х.) и иудейского царя Иорама (854–841 гг. до Р. Х.), поскольку при нем Идумея вышла из-под власти Иудеи, а союзные войска филистимлян и арабов захватили и разграбили Иерусалим. В книге скорее говорится о разграблении Иерусалима, нежели о его разрушении. Сходство характеристик с теми, которые даются идумеям в Книге пророка Амоса, говорит о том, что это, скорее всего, книга допленная. В пользу этого мнения свидетельствует и ее место в каноне. В книге возвещается полное падение и разрушение Едома, который был мудр и гордился своей мудростью. « Гордость сердца твоего обольстила тебя» (Авд. 1: 3), — говорит о нем пророк Авдий. « Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава?» (Авд. 1: 8). В Книге пророка Иеремии мудрость также называется отличительной чертой идумеев (Иер. 49: 7), но очевидно, что это земная, человеческая мудрость, которую Господь осуждает и намерен истребить. Это нам напоминает слова апостола Павла в Послании к коринфянам о том, что мудрость мира сего есть безумие перед Богом (1 Кор. 1: 20). За что будет наказан Едом? Во–первых, за превозношение своей мудростью, во–вторых, « за притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них. Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия» (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

379 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 416. 380 Леонов В., прот. Основы православной антропологии/учеб. пос. М.: изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 418. 382 Апостол дня: Толкования на апостольские чтения церковного года/сост. О. Голосова, Д. Болотина. М.: Лента Книга, 2013. С. 672. 383 Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов IVIII веков: Новый Завет. Т. XII: Книга Откровения Иоанна Богослова/Пер. с англ., греч., лат. и сир./Под ред. В. С. Вайнриха/Рус. изд. под ред. Д. А. Федчука. Тверь: Герменевтика, 2009. С. 369. 384 Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов IVIII веков: Новый Завет. Т. XII: Книга Откровения Иоанна Богослова/Пер. с англ., греч., лат. и сир./Под ред. В. С. Вайнриха/Рус. изд. под ред. Д. А. Федчука. Тверь: Герменевтика, 2009. С. 369. 385 Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов IVIII веков: Новый Завет. Т. XII: Книга Откровения Иоанна Богослова/Пер. с англ., греч., лат. и сир./Под ред. В. С. Вайнриха/Рус. изд. под ред. Д. А. Федчука. Тверь: Герменевтика, 2009. С. 369. 389 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов IVIII веков: Новый Завет. Т. VII: Первое и Второе послания к Коринфянам/Пер. с англ., греч., лат., сир./Под ред. Д. Брэй/Рус. изд. под ред. Ю. Н. Варзонина и С. С. Козина. Тверь: Герменевтика, 2006. С. 71. 396 Максимов Ю. Православие или Ислам. М.: изд. Храма пророка Даниила на Кантемировской, 2008. С. 49. 398 Здесь также важно указать, что в иудаизме обычно эти стихи относятся к пророкам Израиля вообще, в противоположность колдунам и лжепророком, так как в стихах 9–15 этой же главы встречаются такие слова: Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь, Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сиито мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом, Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь, Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте ( Втор.18:9–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Священном Писании сказано, что в Книге Жизни пишутся имена праведников, а грешники изглаживаются из нее: «Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» ( Пс.68: 28-29 ; ср. Исх.32:32 ). При этом важно помнить: «Всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» ( Еккл.12:14 ). Иисус Христос говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф.12:36-37 ). Иисус Христос говорит апостолам: «Радуйтесь тому, что ваши имена записаны на небесах» ( Лк.10:20 ). Получается, Бог уже все решил за нас? Как попасть в Книгу Жизни?  Идея предопределения абсолютно чужда православному вероучению, Книга Жизни – это не то же самое, что и предопределение, и если бы Книга Жизни была тем же, что и предопределение, то, подобно книге жизни, должна была бы существовать также и книга смерти. Поэтому предопределение ко спасению следует понимать как выражение непреклонной воли Божией сделать все необходимое для спасения тех, кто хорошо пользуется своей свободной волей, кто со страхом и трепетом совершает свое спасение ( Флп.2:12 ), кто «ищет благодати и свободно покоряется ей» (Послание восточных патриархов, член III) и остается верным до смерти ( Откр.2:10 ). Тот же, кто пользуется своей свободной волей во зло и противится благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни сам обрекает себя на погибель и духовную смерть, изглаживает свое имя из Книги Жизни, лишает себя возможности находиться в общении с Источником вечной жизни – Богом. Почему, говоря об именах записанных на Небесах, Иисус Христос велит апостолам не радоваться тому, что духи им повинуются ( Лк.10:20 ), ведь он же Сам дал Своим ученикам такой дар? Дары, которые подал Господь человеку, Он может и забрать. Избыток дарований вовсе не означает спасенность, поэтому Иисус и призывает учеников Своих радоваться не тому, что духи им повинуются, а радоваться тому, что их имена записаны на Небесах.  Под силу ли человеку «заглянуть» в Книгу Жизни?

http://azbyka.ru/kniga-zhizni

Иов восстает против такой неотвратимой связи со всей силой своей невиновности. Он не отрицает земного воздаяния, – он ждет его, и в конце концов в эпилоге Бог воздает ему. Но для него огорчительно то, что в настоящий момент ему отказано в воздаянии и что он напрасно ищет смысла своих испытаний. Он отчаянно борется за то, чтобы обрести скрывающегося Бога, и все же не расстается с верой в то, что Бог благ. И здесь Бог вмешивается для того, чтобы раскрыть трансцендентность Своего Существа и Своих планов и тем самым понудить Иова к молчанию. Вот то послание, которое несет книга: человек должен укрепляться в вере, даже если его разум не находит удовлетворения. Автор книги Иова не смог перешагнуть эту ступень откровения. Для раскрытия тайны безвинного страдания необходима убежденность в посмертном воздаянии и вера в спасительную силу, которой обладает страдание человека в соединении со страданиями Иисуса Христа. На мучительный вопрос Иова дают ответ два текста апостола Павла: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим 8:18 ) и «ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполню недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь » ( Кол 1:24 ). Псалтирь, Притчи Соломона, книга Екклесисаста, или Проповедника, Песнь песней Соломона, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова Перевод М. Журинской Псалмы В Израиле, как и в соседствующих культурах Египта, Месопотамии и Ханаана, изначально существовали многочисленные формы песенного поэтического творчества. Некоторые из этих произведений включались в текст исторических книг (начиная с «морской песни» Моисея в Исх 15 , «песни источника» в Числ 21:17–18 , победной песни Деборы в Суд 5 , плача Давида о Сауле и Ионафане в 2Цар 1 и т. д. и вплоть до похвалы Иуде и Симону Маккавеям в 1Мак 3:3–9 и 14:4–15); то же самое наблюдается и в Новом Завете, – вспомним Песнь Богородицы, Благословен грядый… и Ныне отпущаеши. Многие тексты пророческих книг также относятся к различным литературным формам песен. Существовали древние собрания песен, от которых сохранились только названия и некоторые фрагменты: «книга браней Господних» ( Числ 21:14 ) и «книга Праведного» ( Нав 10:13 ; 2Цар 1:18 ). Но всю полноту шедевров религиозной лирики Израиля сохранила для нас Псалтирь. Названия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Книга Деяний святых Апостолов написана св. апостолом и евангелистом Лукой в 70 г. В ней говорится о рождении Церкви через сошествие Святого Духа на апостолов. Это случилось в пятидесятый день после Воскресения Христова, в великий праздник Пятидесятницы, установленный в память Синайского законодательства. Чудесное сошествие Святого Духа сделалось поводом проповеди ап. Петра, в результате которой крестилось в этот день около трех тысяч человек. Так было положено начало Христовой Церкви. Апостол Петр объясняет новозаветные события как исполнение во Христе ветхозаветных обетований. Основная тема проповеди есть спасение во Христе. Учение об искуплении было выдвинуто на первый план и ап. Павлом. Мысль верующих всецело сосредотачивалась на Страстях и Воскресении Иисуса Христа. Не случайно перед Пасхальной службой читается книга Деяний. Ведь эта книга – об апостольской проповеди радостной вести о Воскресении Христа. Особое значение придается Имени Христа. Самому Имени присуща спасительная сила. «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ). Пророчество Иоиля открывает целое богословие Имени: «…ради веры во Имя Его, Имя Его укрепило сего, которого вы видите» ( Иоил.3:16 ). Почитание имени Господня сохранилось и до наших дней в православном «умном делании». Имя – это благодатная энергия, обладающая силой. И значение Иисусовой молитвы – в силе этого Имени. Почитание имени Иисуса получило свое выражение в Имяславческих спорах, которые волновали Афон еще в самые недавние годы. О почитании Имени Господня говорит христологический отрывок Послания к Филиппийцам: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп.2:6-11 ). Первый век с полным основанием можно назвать веком харизматическим. Обилие даров Духа Святого, которые подавались через христиан, возбуждало в верующих благоговейный страх и вместе с тем радость и веселие. В это время обильно творились чудеса, подавались изобильно харизматические дары, такие как пророчество, экзарцизм, учительство.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Немецкий ученый Йеллинек 293 собрал все отрывки из писаний раввинов, которые или прямо цитуют книгу Еноха, или только заимствуют из нее идеи и образы. Особенно много следов пользования апокрифом псевдо-Еноха замечается, кроме книги Зогар, в Pirke Elieser (cap. 1 и 4), Oxiot (р. Акибы), Beraita (р. Самуила) и т. д. Обозрение исторических свидетельств иудейских писаний о книге Еноха вполне оправдывает наш вывод об ортодоксально-иудейском происхождении апокрифа. Древнейшие памятники иудейской письменности с доверием относятся к подложному сочинению Еноха, чего не могло бы быть, если бы книга Еноха написана была христианином и не на еврейском языке. Правда с течением времени апокриф псевдо-Еноха мало-помалу начинает терять авторитет у иудеев, но это вероятно вот почему: благодаря христологическому характеру своего содержания, книга Еноха приобрела большое уважение в среде христиан первых веков, вследствие чего иудеи, с ненавистью относившиеся к последователям Спасителя, отвергли и уважаемое ими писание. Подобное объяснение высказано еще Тертуллианом : «иудеи, говорит он, отвергли писание Еноха потому, что не приняли всех прочих писаний, которые говорят о Христе. Неудивительно, что они отвергли некоторые писания, говорящие о Том, Кого они не признали, когда Он Сам говорил к ним. Кроме того, Енох приводится свидетелем у апостола Иуды» 294 . Впрочем, книга Еноха и после своего распространения между христианами не потеряла совершенно значения у иудеев: время от времени ею пользовались иудейские писатели; поэтому многие талмудические воззрения на тайны мира небесного и земного могут быть рассматриваемы как заимствования из апокрифа псевдо-Еноха: этих воззрений мы не найдем еще ни в каком другом произведении древности. История книги Еноха в христианской церкви. При обозрении свидетельств о книге Еноха из первых веков христианства нельзя пройти молчанием ссылки апостола Иуды на пророчество седьмого от Адама патриарха. В 14 и 15 стихах своего послания этот апостол пишет: «о них (нечестивых) пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Однако Моисей не записал всего, хранившегося до него в Свящ. Предании. Нет в книгах Моисея, например, пророчества Еноха, которое на основании Ветхозаветного Священного Предания записал уже в Новом Завете ап. Иуда ( Иуд. 1:14–16 ) 4 нет указаний на прообразовательное значение ветхозаветных жертв, что находим в послании ап. Павла к Евреям; нет указания на участь ангелов, «не сохранивших своего достоинства», что находим в посланиях ап. Иуды ( Иуд. 1:6,9 ) и ап. Петра ( 2Пет. 2 и 4 ст.), сообщающих об этом на основании Ветхозаветного Священ. Предания; нет имен двух египетских чародеев, противившихся Моисею, каковых на основании Ветхозаветного Священного Предания назвал ап. Павел – это Ианний и Иамерий ( 2Тим. 3:8 ). И нигде в Священном Писании Ветхого Завета не записан спор Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея, что записал ап. Иуда ( Иуд. 1:9 ), на основании Ветхозаветного Священного Предания. Да и не все ветхозаветные священные книги сохранились. Нет, например: «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:18 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 11:41 ), «Книга Царей Израильских» (1 Парал. 9:1), «Летописи Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана пророка и Гада Прозорливца» (1 Парал. 29:29) с описанием царствования Давида; «Записи Нафана пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» с описанием царствования Соломона (2 Парал. 9:29). Вот почему Моисей повелел хранить передаваемое устно (Второз. 4:9–10; 32–33; 32:6–7). И праведный Иов говорит: «спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их... они научат тебя, скажут тебе, и от сердца своего произнесут слова» (8:8–10). Также и Псалмопевец пишет: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты совершил во дни их, во дни древние» ( Псал. 43:2 ), «что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» ( Псал. 77:3–4 ; орав, прор. Иоиля 1:3). Так, у евреев наряду со Священным Писанием сохранялось и Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Однако она была внесена в канон. Книга пророка Ионы читается целиком в качестве паремии в Великую Субботу. 28.3. Книга пророка Наума Книга пророка Наума, как и Книга пророка Ионы, говорит почти об одной только Ниневии – об Израиле практически ничего здесь не говорится. Но только речь идет о Ниневии в иную эпоху: в момент после пленения Израиля. Возвещается окончательный суд над этим городом. Характерной особенностью этой книги и Книги пророка Авдия (впрочем, как и Ионы) является то, что в ней нет прямых обличений против израильтян и иудеев, нет и пророчеств об их будущей судьбе. Правда, поскольку падение Ниневии и разрушение Ассирии есть возвещение мира и безопасности для иудеев, пророк Наум говорит о том, что «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом и не оставляет без наказания» (Наум. 1: 2–3) и о том, что «благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак» (Наум. 1: 7–8). То есть для уповающих, для любящих Он есть покров и утверждение, для врагов Своих Он есть мститель и ревнитель; причем, обратите внимание, что « Он всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию». Интересно, что трижды тут есть указание на это « всепотопляющее наводнение» , которое оказалось действительно пророчеством реальных событий, которые потом произошли. И если говорить о времени этих событий, то здесь упоминается о вторжении Ассирии в Египет и пророчествуется о ее разрушении (Наум. 2: 4–13). Таким образом, эти пророчества могли быть произнесены где-то в промежуток между 663 годом, когда ассирийцы совершили разрушительный поход на Египет, и 612–м, когда Ниневия была уничтожена. В связи с тем что Ниневия будет разрушена, Ассирия падет, об Иудее пророк говорит так: «Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен» (Наум. 1: 15). Снова здесь есть совпадения с Книгой пророка Исаии, где говорится о стопах «благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость» (Ис. 52: 7), и эти слова в Послании к римлянам относятся к апостолам и благовестникам Евангелия (Рим. 10: 15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010