«Патриарх, обладавший множеством иных добродетелей, и в особенности глубоким национальным чувством, к несчастью, очень болезненно воспринимал все, что касалось темы его преемника, – разумеется, не по недостатку иных забот, а из своего рода эгоистического чувства (затрудняюсь определить точнее), в силу которого проявлял и странную косность в распоряжениях о том, каким быть положению дел после него». Этой оценке вторит афинская газета «Асти» от 23 августа 1899 года: «Как начальствующий он имел единственный недостаток – подозрительность. Повсюду виделись ему враги Патриархии и особенно претенденты на первосвятительское достоинство при живом Патриархе. Поэтому, заподозрив кого-то в покушении на престол, он подвергал его сперва кратковременному прещению, затем отправлял в ссылку и наконец окончательно удалял. Примерно такова была участь двух действующих архиереев Александрийской Церкви той поры. Поэтому подвергся опале и сам Высокопреосвященный Пентапольский кир Нектарий, нынешний директор Ризарийской семинарии. В свое время ему пришлось покинуть Александрию, так как особые симпатии к нему [церковного народа] дали основания заподозрить в нем похитителя патриаршего трона» 97 . Вот почему интриганы, распространяя вдобавок слухи о безнравственности Пентапольца, без особого труда спровоцировали Софрония на крутые меры. Сопровождаемый митрополитом Германом Фиваидским, Патриарх прибыл в Каир и для начала официально отстранил владыку Нектария от заведования патриаршей канцелярией, великодушно позволив ему (вероятно, для пущего «смирения») проживать в здании представительства и питаться в общей трапезной. Патриарший указ от 3 мая 1890 года гласил: «Митрополит Пентапольский кир Нектарий увольняется от заведования патриаршей канцелярией в Каире, равио как и от управления Патриаршим представительством и церковными делами. Нашей Святыней дозволяется ему, если пожелает, проживать в спальном его помещении при патриаршей резиденции в Каире, занимаясь исследованиями и писательскими трудами, а также получая порцию пищи за общим с иереями столом. Его Высокопреосвященству дозволяется, сверх того, архиерейски священнодействовать в случае, если кто призовет для совершения браковенчания, крещения, погребения и праздничного молебна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

От 24 Октября 1666 г. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца полковнику нашему и голове московских стрелцов Артемону Сергеевичу Матвееву. Как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б поговорил дьякону Мелетию: мочно ль ему быть к нам великому государю прежде святейших вселенских патриархов приходу к Москве, и будет мочно и он бы ехал, а буде за чем немочно и тебе б ему говорить: святейшим вселенским кир Паисею папе и патриарху александрийскому и кир Макарию патриарху антиохийскому в одном ли месте годно встреча учинить за городом всем властем с иконами или на три статьи: первая встреча за городом, другая на Лобном месте, третьяя у соборной церкви. Да ведомо нам великому государю учинилось, что вселенские патриархи говорили столнику нашему Петру Хитрово, чтоб к их приезду изготовить судебные палаты; и тебе б ево Мелетия допросить: для своих ли им дел та палата надобно и на том ли дворе, где им стоять или особо; да Мелетия спросить: нет ли патриарша гневу какова на газского митрополита Паисия; да будет они гнев на него держат и ему говорить всячески патриархом, чтоб они, не розыскав, гневу на нево не держали; да о том о всем отписать к нам великому государю наскоро. А на подхожей стан в село Ивановское одноконечно тебе с патриархи притить ноября в 4 день. Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах лета 7175-го октября в 24 день. (Внизу на столбце сделана отметка): непосланы. Донесение царю Алексею Михайловичу полковника Артемона Матвеева с известием, что он с патриархами будет на Рогожу 29 Октября и с представлением списка людям, которых взяли патриархи с собою Получено 26 Октября 1666 года. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – (Помета): 175-го октября в 26 день. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцу. Холоп твой Артемошка Матвеев челом бьет. Святейшие государь вселенские папа и патриархи, по твоему великого государя указу, из Володимеря пошли октября в 24 день, а будут на подхожей стан на Рогожу октября в 29 день. А по твоему великого государя указу велено мне холопу твоему, пришед на Рогожу, ждать твоего великого государя указу, а со вселенскими государь святейшими патриархи твоих великого государя и ямских и сошных подвод с пятьсот лошадей, а на Рогоже, государь, будет стоять и кормом твоими великого государя лошадям и ямским и сошным будет гораздо скудно; да со вселенскими ж государь патриархи сверх росписи всяких чинов объявилось двадцать человек, а кто имяны и тому послал я холоп твой к тебе великому государю роспись под сею отпискою с стрелцом своево приказу с Антипком Афонасьевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах лета 7175-го сентября в 28 день. Грамота царя Алексея Михайловича стольнику Петру Савичу Хитрово с приказанием разведать: сухим ли путем едут патриархи или водным, и по получении о том сведений ехать к ним навстречу От 29 сентября 1666 года. От царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца столнику нашему Петру Савичу Хитрово. Как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б послал от себя в Нижний Новгород кого пригоже наскоро и велел проведывать накрепко: вселенские Паисий папа и патриарх александрейской и Макарий патриарх антиохийской из Симбирска к нам великому государю к Москве идут сухим ли путем или рекою Волгою в судех на Казань, и будет вселенские патриархи из Симбирска идут рекою, и ты б ехал в стругах наскоро в Казань, а будет они идут степью и ты б отдал струги кому пригоже и ехал к ним навстречу со всем верхами тотчас, не мешкая нигде ни часу. Писан в царствующем граде Москве в наших царских полатах 7175-го сентября в 29 день. Послана с стадным конюхом с Сенкою Мартьяновым, подводы ему даны по подорожной из Ямского Приказу с заводными. Грамота царя Алексея Михайловича к патриархам александрийскому и антиохийскому, посланная с подьячим Приказа Тайных дел Порфирием Оловениковым, которому сделано от царя словесное поручение к патриархам От 1 октября 1666 года. Бога истинного света присносущного и трисиянного, Его же держава вечна и щедроты пребогаты, милостию, мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михаилович всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец, титла большое. Преблаженнейшим, святейшим и благочестивейшим архиереом словесных овец, непорочного агнца Христа бесценною кровию искупленных, пастыреначальником кир Паисию папе и патриарху великого града Александрии и судии вселенскому, кир Макарию архиепископу Божия града Антиохии и всего востока патриарху, православным православные матере нашея церкве кормником, мира, здравия и сугубого благополучения от вседержавные десницы многобогатне удостоитися желаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Подозревая Кирилла александрийского в аполлинарианстве, он не хотел входит ни в какое общение с ним, а к своим подчиненным епископам писал, что скорее позволит себе отсечь члены, нежели отступить от своего мнения. Если хотят, пусть придут и поставят на мое место другого. На увещание бл. Феодорита принять учение св. Кирилла, он писал ему: прошу тебя более не мучить себя. Я не смотрю на то, как делают киликийские и исаврийские; но хотя бы все жившие от начала мира воскресли и стали называть благочестием египетское учение, для меня их учение не было бы более достоверно, чем знание, дарованное мне от Бога. 8-й епископ Иерополя Филоксен или Ксенаия, родом перс, поставленный Петром Фуллоном. был первым проповедником монофелитства и иконоборства. Известно несколько святых, прославившихся в области Иераполя в IV веке (окт. 4). Кир. Другим замечательным в церковно-историческом отношении городом кирестической области был город Кир. Он отстоял от Антиохии, по свидетельству Феодорита, на расстояние двух дней пути, на 70 римских миль (100 верст) к северу. Говорят, что он был построен возвращающимися из Вавилонского плена Иудеями и назван так в честь освободителя их Кира. Удаленный от главных путей сообщения, город этот был немноголюден и беден; жители его, не имея чем уплачивать подати, переселялись в другие места. Благоденствие города возвысилось несколько только во времена бл. Феодорита, епископа кирского, благодаря неусыпным заботам этого епископа. Бескорыстный и нестяжательный пастырь довольствовался для себя только необходимым, имуществом, не домогался ни от кого ни денег, ни одежды. Служащие при нем не пользовались от других ничем: единого хлеба или яйца никто не взял себе от посторонних, говорит сам Феодорит. Мало того, на церковное иждивение и на свои личные средства Феодорит оказал много благодеяний городу. Он построил в Кире, на счет церковных доходов, два большие моста, крытые галереи, возобновил общественные бани, в безводные кварталы города проложил водопроводы, от наводнений обезопасил его каналами, вызвал в него из разных стран врачей, (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   «Ограда их неприступна для волков». Оградою называется то кругом ограждённое место, в которое пастырь собирает овец и стрежёт, чтобы не расхитили их волки или не украли разбойники; если же ограда с какой-либо стороны сгнила, то в неё легко бывает войти и удобно напасть на овец волкам и разбойникам. Ограда же святых со всех сторон утверждена и охраняется, как сказал Господь: «идеже татие не подкапывают» (Мф.6:20), и ничто вредное не может им причинить вреда. Итак, помолимся, братия, чтобы и нам сподобиться быть пасомыми вместе с ними или, по крайней мере, водвориться на месте оного блаженного наслаждения и покоя их: ибо хотя мы и не достигли состояния святых и недостойны славы их, но можем не лишиться рая, если будем внимательны и понудим себя немного. Святой Климент говорит: «хотя бы кто и не был увенчан, но он должен стараться быть недалеко от увенчанных» .    Ибо как в палатах царских находятся великие и славные чины, например сенаторы, патриции, военачальники, градоначальники, члены тайного совета, и все они весьма почетные сановники, так в тех же палатах есть и некоторые другие чины, служащие из малого жалованья; однако и они называются слугами царскими и находятся внутри палат, хотя не пользуются славою оных великих чинов, несмотря на то находятся внутри палат. Случается же, что иногда и они, преуспея, мало-помалу получают великие и славные чины и саны: так и мы постараемся избежать деятельного греха, чтобы по крайней мере избавиться нам от ада, и тогда получим возможность, по человеколюбию Божию, улучить и самый вход в рай, молитвами всех святых. Аминь.    В послесловии сей книги между прочим сказано, что она «исправися от древнего истиннаго и славнаго Еллино-Греческаго диалекту всечестным иеромонахом Кир Иосифом, Протосингелом Святейшаго Великаго Престола Александрийскаго и поклонником Святых земель Палестины и Синая. Вину же сему подаде иже в священноиноцех всечестный Господин отец Кир Памво Берында, Протосингел Иерусалимский и Архитипограф Святыя Киево-Печерския Лавры, иже и многолетне о сей душеполезней вещи попечеся, и ныне много помощию Божиею потрудися в исправлении (типографским делом) с Славенскаго языка»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

Посему мы не только обрадовались, но и восхвалили вас и потом отечески, от всего сердца помолились о вас за то благоговейное расположение, которое вы храните в отношении к нам, и за горячую сыновнюю любовь. Ведь и мы, побуждаемые отеческим нашим сожалением и духовным долгом, которое имеем к вам, нисколько не оставляли заботиться о будущем покровительстве и попечительстве относительно вас, и при том не соответственно вашему стремлению, но так, как требует необходимость и как поучает нас время. Именно, прибыть к вам, как вы пишете и просите и как нас немало побуждал и наш архимандрит кир Мелетий, не позволяет нам крайняя слабость, происходящая от постоянного телесного недомогания нашего, – как об этом известно всем; но однако мы никогда и нисколько не забываем о вас, и хотя телесно мы отсутствуем, но духовно не отделены от вас. Посему,, дабы нам не оставить вас в печали вследствие лишения вас пастырского предстоятельства, мы, обсудив положение святейшего александрийского престола и имея в виду большие расходы, соединенные с патриаршим достоинством, пишем вам и посредством настоящего послания доводим до вашего сведения, что мы, соответственно доброму намерению, которое питали издавна, решили отречся от престола в пользу человека, известнаго вам и вами одобреннаго, дабы на эту апостольскую кафедру не был возведен кто-либо чужой и неизвестный и дабы он не обременил ее долгами и обязательствами во много пунгов 50 . И так, мы приложили тщательную заботу и попечение для отыскания и избрания [своего преемника] из среды окружающих нас лиц и предрешили, что для возведения на величайшую высоту патриаршего достоинства больше всех достоин высокопрепо- добнейший наш архимандрит кир... [Киприан], которого вы знаете и о котором всем вам известно, какого он прекрасного поведения и какой почтенной жизни; равным образом и нами в течение многолетнего наблюдения были замечены прекрасная его жизнь и верное его служение святейшему александрийскому престолу и нам; он не мало потрудился и похлопотал, содействуя нам для пользы святейшего престола почти более, чем кто-либо другой; он в особенности украшен и нравами и любовию к наукам, – как это известно и вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Вслед за получением этого прошения патриарх и синод имели общее для указанной цели собрание. И когда состоялось тщательное синодальное рассуждение с целью отыскания и избрания достойного и надлежащего лица, которое должно предстоятельствовать на патриаршем престоле Александрии, то, по общему мнению и решению выше прочих (кандидатов) был оценен и всем предпочтен митрополит Матфей, который и был избран достойным и заслуживающим патриаршего александрийского престола, как почтенный и благочестивый, благоприличный и благоговейный в делах божественных и церковных, как благоразумный и рассудительный, любитель дисциплины, образованный, украшенный добродетелями, издавна выдававшийся в сонме архиереев, могущий, при Божией помощи, упасти принадлежащих к этому престолу христиан, согласно с святою волею Божией, и принести пользу их душе, как отличающийся и жизнью, и словом. О таковом решении своем патриарх Паисий и синод особым посланием сообщили и молдавлахийскому воеводе Иоанну-Константину Николаю Маврокордато, как возлюбленному по духу сыну патриарха, отечески прося его, чтобы он благосклонно согласился отпустить Матфея из Бухареста по владычнему своему разрешению, дабы последний отправился с Богом и возможно скорее прибыл в Константинополь, где должно состояться узаконенное чинопоследование и Матфей, согласно древнему церковному чину и каноническому установлению, должен быть избран и объявлен духовным отцом, предстоятелем и патриархом Александрии. В свою очередь и кир-Матфей, побуждаемый Божественною ревностью, должен приготовиться к этому и возможно скорее прибыть в Константинополь. Ведь вселенский патриарх и синод, имея в виду, чтобы из-за промедления не случились какое-либо затруднение, беспокойство и вред, совершенно не допустили отсрочки, но тотчас же издали патриаршее об этом распоряжение и официально сообщили местным архонтам и капукехагья, что патриарший александрийский престол окончательно зачислен за митрополитом Матфеем. Вообще, кир Матфей приглашается – в заключении послания – поступить так, как именно указывается патриархом и синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

В то святого собора время и нашу мерность возведе Божия десница на престол патриарший. И мы убо вся видяще праведна и благочестна быти любезне купно со братьею нашею со святейшим кир-Паисием александрийским, и со святейшим кир-Макарием антиохиским патриархами прияхом, лобзахом, и рук наших подписанием утвердихом и книгу жезл правления тогда сооруженную, яко православную и по святей церкви поборяющую, в мире пустихом. Но Божим попущением ни тако мятежницы укротишася, аще бо и доседе жестокосердия и горции не покаряются святей церкви, но борют ю лживыми клеветами, забывше окаянии, яко и адова врата не одолеют ей. Лают яко пси на жезл, и церкви не церкви, архиереи не архиереи быти именуют; триех перстень во крестного знамение воображении сложение обхуждают; крест четвероконечный узнают, не видяще безумии, яко вся таинства и действа церковная с четвероконечнаго креста знамением бывают; над всими сими, о горе, о люте, пречистыя тайны тела и крове Христовы скверными си устами нечисты быти бдядословят и иныя хулы, едва самым дияволом вымыслимыя, их же помянути писанием не достоит, мерзскими си гортанми отригают. В толико же безумие приидоша, яко самии им неведети, что баснословят. Уже бо антихриста в Москве родитися имуща глаголюъ; инии же рожденна быти проповедуют, забывше весмысленнии, яко в книгах! древних, их же сами они не отмещут, пишется, антихристово рождение не на Москве, но в Вавилоне быти. Сими лестми и иными сим подобными премногими баснословии, яко мечи душегубными, простых людей души убивают окаянши мятежницы. Зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр; сей меч мы видяще ходящ между вама, се вострубляем от стражницы щерковныя, се глас даем вам увещателный: снабдите себе от меча сего. Изострита мятежницы, яко оруяие, языки своя, напрягоша лук. свой вещь горку, еже состреляти в тайных непорочна, тайно ходят, яко татие и разбойницы, тако убивают души неповинных. Блюдитеся убо сих, изгоните из домов ваших, и яко тлю из одежды истрясите. А святой соборной и апостолстей церкви непрекословно повинующеся, работайте Господеви со страхом и радуйтеоя Ему с трепетом,.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

И поскольку он признан первенцем между сыновьями, то не лишен будет попечения и благоволения Божия; ибо они, говорит, возвратятся в родную землю и вместе с ними возвратится и пришелец; пришельцем же называет туземца и коренного жителя, то есть Вавилонянина; потому что очень многие Вавилоняне последовали за Израильтянами, отчасти потому, что вступили в родство с ними отчасти потому, что приняли служение по закону (Моисееву). Поскольку они провели продолжительное время в плену, то по всей вероятности к ним присоединилось немалое число туземцев. Посему говорит: приложится пришлец к ним, то есть последует за ними и будет сопровождать их туземец. И поймут их языцы и введут на место их: ибо когда Кир освободил Израиля, то повелел начальникам областей проводить его с безопасностью и без задержки. Так же поступил и тот, кто после него принял власть над Ассириянами; это был Ксеркс. А те, которые хотят подробнее знать эти события, могут обратиться к книгам Ездры и получить отсюда самые верные сведения о всем сказанном. Ибо из земли ассирийской в Иудею возвращались в правление Зоровавеля, сына Салафиилева, который был из колена иудина, и во время начальствования над священным чином Иисуса, сына Иоседекова, первосвященника великого. И так, народы, говорит, будут провожать их и введут их в землю их, и они овладеют уделом, назначенным им свыше. И что еще удивительнее, – некогда бывшие служителями идолов, признававшие многих и бесчисленных богов умножатся на земли Божии в раби и рабыни: и будут пленени пленивши я. Ибо взявшие в плен Израиля, быв уведены вместе с ним и, пришедши в Иудею, подклонят, говорит, выю свою под иго закона и, как бы оставшись в прекрасном и спасительном плену, исповедуют Господом и Богом Творца вселенной. Или это говорит пророк, или же, может быть, хочет он сказать, что те, которые некогда покорили и увели Израиля из Иудеи, сами подпав игу, обладани и пленены будут в то, очевидно, время, когда Кир, Персы и Мидяне овладеют ими. В день той, то есть, в то время избавишься от болезни и ярости твоея, то есть от ярости, угрожавшей тебе, очевидно, божественной; ибо избежишь жестокого рабства и освободишься от скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Ис.45:1–7 . Сице глаголет Господь Бог помазанному моему Киру, егоже удержах за десницу, повинути пред ним языки, и крепость царей разрушу, отверзу пред ним врата, и гради не затворятся. Аз пред тобою пойду, и горы уравню, врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе, да увеси, яко Аз Господь Бог прозывая имя твое, Бог Израилев. Ради раба моего Иакова и Израиля избраннаго моего, Аз прозову тя именем (Моим) твоим и прииму тя: ты же не познал еси Мене, яко Аз Господь Бог, и несть разве Мене еще Бога, и не познал еси Мене, да быша уведели, иже от восток солнечных и иже от запад, яко несть Бог разве Мене: Аз Господь Бог, и несть еще. Аз устроивый свет и сотворивый тму, творяй мир, и зиждяй злая: Аз Господь Бог, творяй сия вся. Могущественнейший Кир, говорят, узнал это пророчество и очень возрадовался предвозвещенному о нем Богом, и дошел до такого расположения духа, что и в подвластных ему городах и странах обнародовал славу Божию, ясно исповедуя, что один только тот есть Бог и Господь всяческих, Которому покланяются Иудеи. И весьма ясен, как мне думается, смысл пророчества или пророческих предсказаний. Но коснемся, сколько можно, каждого изречения в отдельности и что иногда покажется темным или трудным, приведем в ясность. Прежде всего, именует Кира помазанным, не как одного из святых, к которым может быть приложимо это имя, однако в несобственном смысле, как взятое от помазания; но потому что призываемых от Бога на царство, хотя бы некоторые и не были святыми и достопочитаемыми, был обычай помазывать елеем. Так мы найдем святых пророков говорившими некоторым из возведенных на эту степень: помаза тя Господь на царство Израилево ( 1Цар.15,17 ; срав. 2Цар.12:7 и др). Итак, Кир был помазанник, как царь. Впрочем, что при помощи Бога он получил державу и возвысился до столь чрезмерной славы, это дает разуметь, наименовав его помазанным, то есть, чрез помазание и определение от Него призванным на царство. Посему и говорит, что удержах его за десницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010