Упоминаемая в пятом стихе долина Онова (по еврейской транскрипции: Овен) в нов. русском переводе названа долиною нечестия. Слова: и посеку племя от мужей Харранских, и пленятся людие Сирстии нарочитии переведены так: („истреблю) и скиптродержца из дома веселия, и пленен будет народ арамейский в Кир». Относительно древних и новых переводов автор замечает здесь так: „конечно эти переводы не предполагают варианта в еврейском тексте, а составляют лишь гипотетическое указание мест известных авторам». В таком случае, по нашему мнению, лучше довериться древнейшим переводчикам, которые лучше новых переводчиков знали еврейский язык. И если бы сирияне были отведены в город Кир, то они и назвали бы его по имени, как назвали долину Онову. Еврейское кирах, очевидно, есть причастная форма от кара – звать, называть, и потому они перевели словом επικλητος – нарочитии. Да и был ли где такой город Кир? Могли ли и могут ли ученые указать его? Они теряются в догадках (см. 13 стр.). Выражение: Харранские мужи бл. Феодорит прилагает к сирийцам, переселившимся из Харрана. С 6 по 10 ст. изрекается суд на Филистимскую землю и на Тир. Тяжкое преступление филистимлян и тирян состояло в том, что они пленных иудеев и израильтян продавали идумеям. Злодеяние это в русском переводе по букве передается совершенно отлично от славянского. Вместо: за еже пленити им пленение Соломоново (ст. 6), в русском переводе читаем: „за то, что пленили всех пленников»: или в 9 стихе: понеже заключити пленники Соломона во Идумею, в русск. переводе: „за то, что они продавали всех пленников Эдому». Обращая внимание на эту разность, автор говорит: упоминаемое в славян, переводе в 6–10 ст. Соломоново пленение не мало затрудняло толковников. Какое здесь разумеется пленение Соломоново? Кого он пленил? Этот царь мира не занимался войнами и пленами, рассуждает автор. Но, по нашему мнению, и нет нужды разуметь здесь войны и плены в собственном смысле. Мудрость Соломона пленяла всех современников его, и он, как известно, без оружия, мудрою политикою своей приобрел много городов у Хирама, гергесеев, аммореев и друг. (2 Парал. 8, 1–8 ст.). И, однако, жители этих городов, подвластных славному царю Соломону, сделались потом добычею филистимлян и тирян и продавались ими идумеям. Такую мысль высказывает при толковании рассматриваемого места Св. Кирилл Александрийский (см. у автора 18 стр.). И нужно ли после этого предполагать, что семьдесят в 6 и 9 ст. соответствующее еврейское слово из нарицательного обратили в собственное. Они вернее, чем последующие переводчики, понимали образный язык Амоса и перевели, по моему мнению, правильно, выразившись: пленение Соломоново и пленники Соломони, а в русск. переводе сила этого образного выражения ослаблена, хотя мысль осталась одна и та же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В дек. 639 г. араб. полководец Амр бен аль-Ас вторгся в Египет. После ряда сражений и взятия арабами неск. крепостей в 640 г. Александрийский Патриарх Кир вступил в переговоры с Амром, предлагая ему покинуть Египет за выкуп. Имп. Ираклий, узнав об этом, обвинил Кира в измене и отправил в ссылку. Осенью 640 г. Амр возобновил военные действия, вторгся в Дельту, 7 месяцев осаждал крепость Бабальюн, к-рая сдалась в апр. 641 г. После этого арабы стали с боями продвигаться к Александрии, но штурмовать сам город не решились и из-за разлива Нила отступили обратно в Бабальюн. В Египет вернулся Кир, освобожденный из ссылки после смерти имп. Ираклия. В нояб. 641 г. он заключил перемирие с Амром на 11 месяцев, по истечении этого срока визант. войска обязывались покинуть Александрию. Кир рассчитывал получить т. о. год передышки и подавить монофизитскую оппозицию в Александрии, после чего можно было бы нанести удар по арабам. За этот год Амр завершил покорение Дельты и В. Египта; визант. же гарнизон в Александрии, не получив подкреплений из охваченного смутами К-поля, вынужден был, выполняя условия договора, оставить город (22 сент. 642). Столь быстрое завоевание арабами обширных территорий объясняется внутренней непрочностью визант. власти в Сирии и Египте, вызванной противостоянием Православия и монофизитства. Подспудная неприязнь со стороны арамеев и в еще большей степени коптов подрывала боевой дух визант. армий. Христ. население гос-ва Сасанидов восприняло араб. завоевания так же пассивно, как сиро-егип. монофизиты; с т. зр. месопотамских христиан, происходила простая смена одной иноверной власти на др. Продолжая экспансию на неск. направлениях, арабы в 637-641 гг. завоевали Хузистан. Упорное сопротивление оказал мусульманам наместник этой провинции Хурмузан, более года выдерживавший осаду араб. войска в г. Тустар. При взятии города арабами было перебито множество жителей, в т. ч. местное христ. духовенство. Иран. шах Йездигерд III, имевший после битвы при Кадисии неск. лет передышки, сумел собрать значительную армию в районе г. Нехавенд в Зап. Иране. В 642 г. она была разбита арабами в ожесточенном трехдневном сражении. После этого мусульмане за 3 года покорили весь Зап. Иран с городами Хамадан и Рей.

http://pravenc.ru/text/75804.html

Еще и церковный мир исповедаю соблюдати. И бывшыя соборы во царствующем граде москве, повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великаго князя алексия михаиловича всеа великия и малыя и белыя россии самодержца, при бывшем никоне патриархе , и по сошествии его со престола патриарша освященным собором деемая о исправлении книг, и на церковныя мятежники и раскольники. иже святейшими патриархи, кир паисием александрийским и кир макарием антиохийским, и кир отцем нашим святейшим иоасафом патриархом московским и всея россии свидетельствованныя и укрепленныя, обещаваюся 18 твердо держати, и учити усердно мне вверенныя люди 622 . Существенные изменения произведены и в рубрике, утверждающей подчинение правящему патриарху и будущим по нем патриархам. Именно в этой рубрике на месте канонической формулы стояло обтекаемое »от нашего великаго истиннаго православия«. Теперь этой рубрике возвращается ее канонический смысл: Еще на том обещаваюся, живу сущу отцу моему, великому господину святейшему иоакиму патриарху московскому и всея россии, не хотети ми приимати инаго патриарха, разве егда господь бог от маловременныя жизни сея преселит его в будущую безконечную жизнь: и по его отшествии кто поставлен будет патриарх, от нашего истиннаго православия, изволением благочестивейшаго великаго государя нашего царя (...) избранием же всего освященнаго собора, преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов всея россии (...) 623 . В следующей рубрике, где речь идет об отношении к инославным христианам, на месте «армен» старого обещания, с которыми православные не должны были вступать в брак, появляется набор инославных исповеданий, с которыми борются на Руси во второй половине XVII века: К сим исповедаю еже не общитися мне с латины и с люторы и с калвины, и со иными еретикы аще случится кому таковых приити в царствующий град москву: ниже оставити ми во всем моем пределе ни единаго же нашея православныя веры, к таковым брака творити, и кумовства, и братства, и ко всем еретическим верам (...) 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Это обстоятельство и дает нам основание полагать, что в Константинополе было произведено формальное избрание Косьмы на александрийский патриарший престол. Не мог же вселенский патриарх признавать законным притязание Косьмы на александрийский престол лишь потому, что последний подкупил турецких чиновников и при помощи насилия и угроз хотел вторгнуться в пределы чужой канонической власти! А с другой стороны, «извержение» патриарха Самуила, законно и канонически избранного в Александрии, могло быть допущено вселенским патриархом Кириллом лишь при том условии, если акту александрийского избрания был противопоставлен столь же авторитетный акт, происшедший в Константинополе. Возможно даже предполагать, что в борьбе между Косьмою, архиепископом клавдиопольским, и Самуилом Капасули. патриархом александрийским, продолжавшейся до 1714 года и встретившей некоторую поддержку – в интересах Косьмы – со стороны вселенского патриарха Кирилл IV, проявилось и стремление этого последнего сохранить и утвердить за константинопольскою патриархиею право избрания александрийских патриархов. Притязание архиепископа Косьмы на александрийский престол могло быть как бы протестом из Константинополя против факта избрания Самуила Капасули в Александрии и выражением стремления сосредоточить во вселенской патриархии избрание не только антиохийских и иерусалимских патриархов, но и александрийских. Правда, в этом стремлении Константинопольской церкви вовсе не проявлялся вообще несвойственный православному Востоку дух папизма, властолюбия и гордыни, – так как отношение этой церкви к остальным православным автокефальным церквам имело совершенно иной смысл, – но идея о принципиальном, а не случайном значении столкновения клавдиопольского архиепископа с александрийским патриархом неизбежно возникает в связи с некоторыми подробностями указанной иерархической борьбы. Так как и блаженнейший патриарх Александрии, во Святом Духе возлюбленный брат наш и сослужитель кир Косьма, оказавшись в затруднительных обстоятельствах и не имея возможности вступить на патриарший престол Александрии, находится в нужде и беспокойстве и, обремененный многочисленным долгом, угнетается большою бедностью и несчастьем, оставаясь совершенно беспомощным, то мерность наша вместе с находящимся при ней священным собором собратьев архиереев, хотя сама и подвергается сменяющим друг друга треволнениям изобильных долгов и прочих бедствий, однако, движимая милостью и побуждаемая братскою любовью, признала необходимым изыскать и назначить какое-либо пособие для помощи и облегчения положения его блаженства, кир Косьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Димитракопулос Софоклис Выборы Патриарха Александрийского 1899 года После смерти Софрония IV (22 августа 1899) и во время вдовства Александрийской кафедры многие православные жители Египта, сохранив память о благочестивой и исполненной трудов жизни Нектария Пентапольского, настойчиво убеждали его выставить свою кандидатуру на предстоящих выборах Патриарха. Повинуясь уговорам, владыка 3/15 сентября 1899 года отправился в Египет. Вместе с ним выехал титулярный митрополит Триполийский Феофан Мосхонас, избранный Священным Синодом Вселенского Патриархата по личной просьбе Софрония буквально накануне его кончины и спустя несколько дней (1 сентября) рукоположенный 114 . Митрополит Фиваидский Герман, который называл себя «единственным действующим» архиереем Александрийского Патриархата, отзывался о Высокопреосвященном Феофане (по-видимому, желая нейтрализовать возможного соперника) как о рукоположенном насильно и «хищением». У парохода обоих архиереев встретили Герман Фиваидский, представители духовенства и многие миряне. Афинская газета «Асти» писала: «В Александрию прибыли митрополит Пентапольский кир-Нектарий Кефалас и только что рукоположенный митрополит Триполийский кир-Феофан Мосхонас. Они проследовали в Патриархию, где вскоре их посетили дипломатический агент и генеральный консул г-н Грипарис, председатель консульского суда г-н Димарас, следователь г-н Пападопулос, г-н Либритис и другие известные лица, поздравившие гостей с благополучным прибытием. По словам Высокопреосвященного Пентапольского, цель его приезда – содействовать умирению Церкви; по избрании же Патриарха он намерен при необходимости остаться в Египте, в противном случае – вернуться на прежнюю свою должность директора Ризарийской Духовной семинарии. Оба митрополита считаются кандидатами на вдовствующую патриаршую кафедру». Но обстановка вокруг выборов показала, что дело чем дальше, тем больше уклоняется в нецерковное русло. Из секретных материалов МИД Греции известно, что Патриарх Софроний назвал своим преемником митрополита Эфесского Иоакима Эвфибулиса, Афины же усиленно продвигали собственных кандидатов. Сохранилось донесение генерального консула Греции в Египте Грипариса министру иностранных дел Афосу Романосу, где наиболее приемлемыми кандидатами названы бывший Патриарх Вселенский Иоаким III и митрополит Нектарий Пентапольский. При этом об Иоакиме III Грипарис сообщал, что его подозревают в русофильстве, а относительно Нектария Пентапольского ссылался на прежнее свое донесение и сведения, полученные из Египта, когда «ожидалось его назначение директором Ризарийской семинарии» 115 . Спустя несколько дней (1 сентября 1899) он извещает министра, что, по предварительным оценкам, кандидатуру Иоакима III «примет большинство». И добавляет:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой, Янка Одоевской челом бьет. Нынешнего, государь, 174-го году генваря в 23 день в твоей великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца грамоте из Приказу твоих великого государя Тайных дел, за приписью дьяка Федора Михайлова, ко мне, холопу твоему, писано: по твоему великого государя указу посланы для твоих великого государя дел на Терек Тайных дел подьячие, Еремей Полянский да Иев Ветошкин, и из Астарахани, государь, дав им подводы и провожатых, велено отпустить на Терек не задержав, а для каких твоих великого государя дел они посланы, и про те дела велено им мне, холопу твоему, объявить тайно. И по твоему великого государя указу подьячие, Еремей Полянский да Иев Ветошкин твои великого государя дела мне, холопу твоему, объявили, что посланы они для проведыванья святейших вселенских патриархов. А наперед, государь, их в Астарахань приезда, генваря в 15 день, писал ко мне, холопу твоему, с Терка воевода Иван Ржевский, что александрийский патриарх кир Паисея пришел в Шемаху, а антиохийский патриарх Макарий и цареградского патриарха области Трапезонской митрополит и Синайской архиепископ Анания в Тефлисе, и александрийского, государь, патриарха чаят походу в Астарахань через море, не занимая Терка, а антиохийского, государь, патриарха походу чаят из Тефлиса горами на Терек. И по твоему великого государя царя, и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца указу я, холоп твой, Еремея Полянского, а с ним стадного конюха, оставил в Астарахани для того, чтоб ему с александрийским патриархом не разъехаться, а Иева Ветошкина да задворного конюха Максима Голикова, дав им подводы и провожатых, отпущу на Терек вскоре. А как, государь, александрийский кир Паисея патриарх придет в Астарахань, и о том к тебе великому государю я, холоп твой, отпишу с стадным конюхом, который оставлен в Астарахани с подьячим с Еремеем Полянским. Донесение царю Алексею Михайловичу подьячего Приказа Тайных дел Еремея Полянского, коим испрашивает разрешения: оставаться ли ему в Астрахани для встречи патриархов, так как для этого дела отправляется на Терек подьячий Иев Ветошкин

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Не ограничившись официальным удостоверением пред правительством, Герасим в ноябре 1710 г. отправил христианам окружное послание, в котором засвидетельствовал правильность избрания Самуила александрийским патриархом. Это послание было доведено до сведения и иерусалимского патриарха Хрисанфа. В нем заявляется, что Герасим, двадцать два года управлявший александрийским престолом, предполагал заведовать им до конца своей жизни, но большая слабость, старость и болезни заставили его отказаться от власти, так как они препятствовали ему оказывать необходимую духовную защиту пастве и налагали на него ответственность пред судом Божиим. Позаботившись найти себе Диадоха, патриарх остановил свой выбор на питомце ц верном слуге александрийского престола кир Самуиле, который всеми здешними христианами был признан достойным диадохии и, с призыванием Святаго Духа, был избран и объявлен и призван на это служение, как это было удостоверено и в грамоте собственноручного отречения кир Герасима. «Посему, и каноническими голосами, и общим решением и со всею церковною акривией, правильно и канонически он был перемещен законным патриархом Александрии. В законном перемещении я именно, – писал патриарх Герасим, – совместно с двумя другими архиереями и со всем клиром подал за него свой голос и душею, сердцем и словом содействовал и, взявши своими руками, возвел на престол и всем ясно объявил его патриархом, передавши собственной пастве, как законного пастыря, и непосредственно вручив с Богом паству своему пастырю по Боге, как повелевают божественные законы, каноны и устав церкви». Патриарх Герасим о непринужденном своем отречении заявил и правительству, а духовенство и народ, в свою очередь, засвидетельствовали это. Между тем, по козням лукавого, всех их подверг обвинениям вновь объявившийся претендент патриаршей власти Косьма, который в письмах своих писал, что уже два года тому назад на него пал жребий наследования александрийского престола в случае отречения Герасима. Откуда же этот жребий и кто его вручил Косьме? Кто открыл ему тайну, которая была известна только патриарху Герасиму? – Косьма обвиняет Самуила в необразованности, но Самуил известен всем (παντ κσμω) и вполне одобрен Великою Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

С другой стороны, «Дионисиевский каталог александрийских патриархов» говорит о патриархе Герасиме лишь следующее: «Герасим Каклика, с острова Лероса, епископ Метр Ираклийских, был перемещен на престол Александрии в 1783 спасительном году, патриаршествовал восемь лет» 78 79 . Более подробно рассказывает об избрании Герасима историк Сергий Макрей. «Двадцатого июня месяца того же года, после того как блаженнейший папа и патриарх Александрии кир-Киприан переселился к Господу, по избранию и решению и соглашению вселенского патриарха, святых архиереев, находившихся в Константинополе, благороднейших епитропов апостольского престола Александрии и всего сонма архонтов, на святейший апостольский престол Александрии был возведен епископ Метр кир Герасим, при чем перемещение состоялось в храме Безплотных Сил, расположенном в Великом Потоке» 80 . Но сохранившийся протокол избрания блаженнейшего Герасима дает возможность с всею историческою правильностью осветить этот факт. Из добрых и богоугодных дел, – говорится в этом протоколе, – одни помогают только совершающим [их], доставляя пользу душевную или телесную, а другие (помогают) не только самим [совершающим], но и другим, для которых они совершаются. Посему, насколько вторые превосходят первые в отношении пользы, доставляя ее в двойном направлении, настолько более они являются похвальными и необходимыми для жизни. Ведь если бы не было лиц, разрешающих затруднения тех, кто находится в нужде и просит (о помощи), по каждый, делая все только для самого себя, не обращал внимания на остальных, то было бы естественно, какой от этого происходил беспорядок в жизни и вред... Вследствие этого и помощь, оказываемая нуждающимся соотвественно просьбе, удостоивается у всех величайшей похвалы. Итак, если такова бывает помощь нуждающимся и она свойственна всем людям, которым и естественно заботиться (о других), то тем более издавна и с самого начала признал это дело своим патриарший, апостольский и вселенский престол, который не удовлетворяется только тем, что управляет своими собственными делами и не оставляет в небрежении остальные святейшие патриаршие и апостольские престолы, но вполне великодушно желает, чтобы и их дела управлялись насколько возможно лучше, и обыкновенно с готовностью относится к их нуждам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Затем в 641 г. арабы вторглись в Месопотамию и овладели значительной частью её территории. Вскоре жертвой воинственных арабов стала и Армения. Освободившись от Персии и Византии, Армения стала жить по своим законам, что означало в действительности не прекращавшуюся междоусобную борьбу аристократов. В течение нескольких лет – с 641 по 650 г. – они почти беспрепятственно грабили эту страну, пока перемирие между ними и Константинополем не предоставило Армении мира на несколько неспокойных лет 653 . Попутно арабы предприняли грандиозную военную операцию, целью которой стал захват Египта. К несчастью для римлян, военные силы 10 египетских провинций насчитывали не более 23 тыс. воинов, разбросанных по гарнизонам, а местное население – копты в массе своей не испытывали к Константинополю никаких тёплых чувств. Политика Александрийского патриарха Кира (630/631–642), желавшего распространить унию на всю территорию Египта, не способствовала сближению римлян и коптов. В конце 639 г. арабский полководец Амр с отрядом в 4 тыс. воинов начал свой поход из Палестины. Последующие военные действия были трагично неблагоприятны для византийцев, которые в июне 640 г. потерпели последнее, решающее поражение от арабов. Местное население и остатки греческих отрядов спешно бежали в Александрию, паника охватила всех. Об обороне не могло быть и речи – все думали только о том, как спастись. Используя последний шанс, патриарх Кир отправился к Амру с посольством, но араб потребовал либо принять ислам, либо выплатить большую дань. Не имея полномочий на ведение таких переговоров, патриарх известил императора о состоянии дел, но Ираклий почему-то заподозрил Кира в измене и вызвал его в Константинополь, где над архиереем состоялся суд. Хотя прямых оснований для обвинений патриарха найдено не было, император всё же приказал префекту столицы сослать Кира в ссылку 654 . Возможно, причиной падения Александрийского архиерея являлась не гипотетическая и весьма сомнительная государственная измена, а воспоминания царя о том, какие обещания давал ему Кир, упросив Ираклия санкционировать унию, и к каким результатам это привело. Если это так, то старый грех не остался неотомщённым, и патриарх пострадал совсем небезосновательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большую заслугу патриарха Софрония составляет и его попечение об охранении паствы от систематического и опасного напора иноверной пропаганды. Хотя средства для борьбы у стороны нападающей и защищающейся были далеко не равны, однако иноверная пропаганда не могла здесь похвалиться большими успехами. Кир-Софроний принимал весьма большое участие и в деле по поводу румынских имений, «преклонённых» святым местам. Румынское правительство, подвергнув в 1863 году секвестру все доходы с этих имений, в 1876 году резко заговорило уже о своём праве владения имениями. Восточные патриархи, во главе с Софронием, подали записку берлинскому конгрессу 1878 года, в которой изложили последствия своего положения в отношении к румынским имениям, но конгресс уклонился от решения вопроса. Дело обстояло в неопределённом положении до 1885 года, когда патриарх Софроний от имени своего, других восточных патриархов и большинства монастырей в Румынии, преклонённых святым местам, сделал через греческого посла при берлинском дворе г. Рангаве запрос в коллегию юридического факультета берлинского университета о правах святых мест в отношении к греческим монастырям, лежащим в Дунайском районе и конфискованным румынским правительством. Берлинские учёные юристы ответили на запрос в том смысле, что собственником румынских преклонённых имений должны быть восточные патриархи и что с 1833 года между сторонами шли взаимные переговоры, направленные к соглашению. Патриарх Софроний, в течение своей продолжительной жизни, праздновал два юбилея: 50-летие своего архиерейства (в 1889 г.), и 25-летие управления александрийской церковью (в 1895 г.). Эти торжества были поводом выражения знаменитому святителю необычайной любви и уважения почти от всего православно-христианского мира. Особенно живые связи существовали между маститым святителем Египта и Российским Императорским Домом, который оказывал кир-Софронию щедрую денежную помощь в различных его делах по благоустройству патриархата. Кончина Софрония (22 августа 1899 г.) вызвала общие сожаления во всём православном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010