Преподобного Кириака отшельника Преподобный Кириак, коринфянин, сын священника, восемнадцати лет от роду (около 465 г.) тайно от родителей отправился в Иерусалим и, обойдя святые места, перезимовал в одном монастыре близ Сиона, а потом пошел в пустынную лавру преподобного Евфимия (20 января), который, испытав, постриг в иночество и послал на Иордан к преподобному Герасиму (4 марта). Герасим велел ему жить в общем монастыре на различных послушаниях. По смерти же преподобного Герасима (475 г.) Кириак возвратился в лавру преподобного Евфимия (умершего несколько прежде) и испросил у игумена Илии позволения жить в уединенной келье. Это было на двадцать седьмом году возраста его. Он имел собеседником только монаха Фому, совершенного житием, но и с тем скоро разлучился. Ибо посланный в Египет по монастырским делам, Фома был удержан Александрийским патриархом Тимофеем и посвящен во епископа Абиссинии. Десять лет пробыл он в лавре и сделан был диаконом; затем, по случаю раздора между монахами, удалился в монастырь Сукийский (Ветхую Лавру), где, только после четырехлетнего искуса, допущен к диаконскому служению, а через три года после сего и пресвитерства удостоен. Пробыв тут тридцать лет, семидесятилетний Кириак удалился на безмолвное житие в пустыню и провел там 15 лет. Затем возвратился в Сукийскую обитель и преставился тут, более 107 лет от роду, в 557 году. Святой преподобной Марии Палестинской Была чтицею при храме Воскресения во Иерусалиме; злой дух уязвлял многих ее красотою. Узнав о сем, она отошла в пустыню, где прожила 18 лет, питаясь мочеными бобами и водою, взятыми при отшествии ее в пустыню, но которые благодатью Божиею не истощались до ее кончины, последовавшей в 553 году. Подробно ее жизнь см. 7-го февраля, вместе с житием святой Мастридии и двух неизвестных по имени подвижниц. Преставление преподобного Киприана Устюжского Во время Ростовского князя Константина Всеволодовича, так говорит Устюжский летописец, землевладелец Двинской трети и Устюжской волости, презрев прелести мира, принял на себя иноческий образ и назван Киприаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Под охранением этой дивной стражи увидел однажды старца Кирилл Скифопольский , жизнеописатель Евфимия Великого, Саввы Освященного и самого Кириака, пришедший в пустыню Сусаким посетить великого отшельника с одним учеником его. «Когда мы приближались к тому месту, где жил Кириак, – рассказывает Кирилл в жизнеописании великого отшельника, – встретил нас пребольшой и престрашный лев; увидев его, я сильно испугался. Иоанн, ученик старца, увидев меня в сильном испуге, сказал: “Не бойся, брат Кирилл, лев этот – послушник отца нашего; он не делает вреда никому, кто приходит к старцу”. Лев, увидев нас, сошел с места и уступил нам дорогу, видя, что мы идем к старцу. Старец был очень рад мне и, когда услышал от ученика своего, что я, увидев льва, весьма испугался, сказал мне: “Не бойся, сын мой, этого льва; он со мною живет и стережет малый огород мой от диких коз”. Беседуя с нами, старец много говорил о великом Евфимии и других отцах-пустынножителях; потом сели мы за скромный стол. Когда мы вкушали пищу, подошел к нам лев. Старец бросил ему кусок хлеба и послал стеречь свой огород, мне же сказал при этом: “Лев не только стережет мой огород, но и прогоняет разбойников, которые много раз нападали на убогое место сие”. Я подивился, услышав об этом, и прославил Бога, покорившего угоднику Своему диких зверей, как овец. На другой день старец, благословив меня, отпустил с миром и велел ученику своему провести меня. Когда мы пошли от старца, опять встретили на дороге льва. Не смея идти мимо зверя, мы остановились; тогда лев сошел с дороги, и мы спокойно прошли». Место, где жил преподобный Кириак в Сусакимской пустыне, было диким и безводным; старец зимою запасал на весь год известное количество воды. В одно лето, в июне месяце, был в той стране чрезвычайный жар, и вода у старца вся высохла. Скорбя о недостатке воды, старец помолился Богу, и едва только произнес: «Боже, напоивший в пустыне жаждущего Израиля! Подай мне в пустыне сей немного воды для удовлетворения потребностей убогого тела моего» – тотчас явилось над Сусакимом небольшое облако; полился дождь, и все рвы, и ямы, находившиеся вокруг кельи старца, наполнились водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака 4 мин., 12.10.2021 В шумном портовом торговом Коринфе в середине V века появился… Алеша Карамазов. В 18 лет он вдруг, словно заново, прочел слова Евангелия: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (Мф 16:24) — и понял: «Не могу я отдать вместо “всего” два гроша, а вместо “иди за мной” ходить лишь к обедне». И тут же, не заходя домой, тайно ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Звали «коринфского Алешу» Кириак. Сын клирика соборной церкви, Кириак точно знал, чего хочет: посетил святые места, несколько месяцев прожил в монастыре неподалеку от Сиона, а потом направился в Лавру преподобного Евфимия Великого и принял там монашеский постриг, получив благословение идти на Иордан под начало к преподобному Герасиму. Обольстительная ересь Время, когда благочестивый юноша воспылал мечтой об иноческих подвигах, было для палестинского монашества сложным. Церковные иерархи обвиняли его в приверженности ереси Оригена, борьба с которой привела к тому, что в 543 году император Юстиниан Великий своим эдиктом объявил Оригена еретиком, а V Вселенский Собор предал его анафеме. Сегодня уже трудно понять, из-за чего тогда кипели такие страсти. Греческий философ и богослов III века, первым системно изложивший идеи христианства в философском контексте, Ориген оказал огромное влияние на многих причисленных к лику святых отцов Церкви — Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других. Сама личность этого человека, который спал на голой земле, постился, ходил босой, не имел смены одежды, а под конец, во время очередной волны антихристианских гонений при императоре Деции, был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер, две с лишним сотни лет служила примером христианским подвижникам, особенно появившимся в IV веке монахам. Но по мере развития христианского богословия оно стало принципиально расходиться с учением Оригена. В частности, немало соблазна принесла его теория «предсуществования» человеческих душ, согласно которой падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ.

http://foma.ru/alesha-karamazov-iz-v-vek...

Городских и сельских монашеских поселений было гораздо больше, чем мон-рей в пустыне. Прп. Кириак Отшельник. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Прп. Кириак Отшельник. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В Иерусалиме и Вифлееме в IV и V вв. появились 2 лат. монашеские колонии городского типа, основанные знатными римлянками: прп. Меланией Старшей и прп. Павлой. В 1-й нек-рое время подвизался Руфин Аквилейский, во 2-й - блж. Иероним Стридонский. Мелания Старшая прибыла в Иерусалим ок. 373-374 гг. и основала на Елеонской горе жен. монашескую общину, рядом с которой впосл. была создана муж. община во главе с Руфином. В странноприимном доме для паломников, построенном рядом с обителями, некоторое время жил Евагрий Понтийский. Такой же двойной монастырь с гостиницей возник ок. 389 г. в Вифлееме. Жен. община, основанная Павлой, находилась рядом с базиликой Рождества Христова, муж. община во главе с блж. Иеронимом располагалась за городской чертой, недалеко от гробницы Рахили. Жен. мон-рь был разделен на 3 группы насельниц в зависимости от их социального происхождения, управляли монастырем 3 игумении ( Hieron. Ep. 108. 20). Прп. Мелания Младшая, внучка Мелании Старшей, основала 2 киновии, мужскую и женскую (в к-рой были также затворницы), на Елеонской горе, где она поселилась в 413 г. вместе с мужем Апинианом и матерью Альбиной ( Gerontius. Vie de sainte Mélanie/Ed. D. Gorce. P., 1962. P. 205-207. (SC; 90)). На членов этих 2 монашеских общин была возложена обязанность совершать псалмопение в ц. Вознесения и Елеонской базилике. В период т. н. первых оригенистских споров (393-402) латинские монашеские общины Иерусалима и Вифлеема заняли противоположные позиции: иерусалимские общины выступили за учение Оригена, вифлеемские - против него. Часть монахов уклонилась в раскол, порвав общение с Иерусалимским архиеп. Иоанном ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 46. 5). После смерти Мелании Младшей управление мон-рем перешло к ее ученику и биографу Геронтию († 485). Св. Павла Византийская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

То же мы видим и у святителя Иоанна Златоуста: " Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом " . Собственно, непримиримая и самоотверженная борьба святых отцов с ересями, которую мы видим на всем протяжении истории Церкви, объясняется тем фактом, что [для отцов вопрос православия или ереси был вопросом жизни и смерти – вечной жизни и вечной смерти]. Поэтому они не боялись того, что их борьба с ересью может вызвать смуту в Церкви и в обществе, и ради спасения людей от душепагубных ересей они не жалели ни здоровья, ни самой жизни, - отправлялись в ссылки, на мучения и издевательства, иные были за эту борьбу лишены телесных членов, а иные даже самой жизни. В церковном предании есть свидетельства о погибельности ересей, полученные по прямому откровению от Бога. Например, в житии преподобного Кириака Отшельника рассказывается, как однажды к святому старцу " пришел инок, по имени Феофан, чтобы послушать его беседы. Во время разговора открылось, что пришелец держится ереси (несторианской). Св. Кириак стал убеждать гостя оставить свои заблуждения и говорил, что спастись можно только в вере христианской. На это Феофан отвечал: " Все ереси говорят, что человек может спастись только их вероисповеданием. Что же мне делать? Человек Божий! Помолись Господу, чтобы Он каким-либо откровением дал мне узнать истинную веру " . Старец с радостью согласился на эту просьбу: " Останься в моей келье, - сказал он, - я надеюсь на Бога, что Он откроет тебе истину " . После этого Св. Кириак удалился и стал молиться Богу о вразумлении заблуждающегося. На другой день в десятом часу Феофан увидел перед собой прекрасного, но грозного видом юношу, который сказал ему: " Пойди и познай истину " . Взяв еретика за руку, он привел его в некоторое мрачное, смрадное и жаркое место и показал ему в огне Нестория, Евтихия, Аполлинария, Диоскора и других еретиков. " Вот место тех, - указывая на ад, сказал юноша, - которые нечестиво умствуют, и тех, которые следуют их учению. Итак, если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь подвергнуться подобному наказанию, обратись к Святой, Соборной и Апостольской Церкви, к которой принадлежит наставляющий тебя старец. Я говорю тебе истину. Не забудь ее: если человек все добродетели сотворит, но не будет православно веровать, придет на это место " . После этого юноша стал невидим, а Феофан поспешил обратиться к Православной Церкви "

http://isihazm.ru/?id=384&sid=35&iid=225...

62. Еще раз к вопросу о происхождении Торопецкой (Корсунской) иконы Богоматери: гипотеза историка//«В созвездии Льва»: Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 422–429. 63. Джордже Трифунович как персональный на дар: Професору у част поводом осамдесетог Београд, 2014. С. 69–71. 64. Исследования по славянскому и сербскому средневековью. Београд, 2014. 65. К изучению великоморавского литературного наследия между двумя юбилеями: промежуточные итоги, спорные вопросы и перспективы//Свети и Memoдuje: 863–2013. Београд, 2014. С. 1–21. 66. К объяснению одного темного места в «Болгарской апокрифической летописи»: почему «детищ» царь Испор был «ношен три леты»?//Средновековният човек и неговият свят: Сборник в чест на 70-та годишнина на К. Попконстантинов. Велико Търново, 2014. С. 813–816. 67. Каталог памятников древнерусской письменности XI–XIV вв. (рукописные книги)/Отв. ред. Д. М. Буланин. [Сост. в соавторстве с А. А. Романовой, О. В. Твороговым, Ф. Томсоном]. СПб., 2014 (Сер. Studiorum slavicorum orbis. Вып. 7). 68. For research in to the Great Moravian literary heritage: preliminary conclusions, disputable questions and perspectives//The Cyril and Methodius Mission and Europe – 1150 Years since the arrival of the Thessaloniki Brothers in Great Moravia. Brno, 2014. 69. О датировке и происхождении двух сербских пергаменных списков Святосавской Кормчей//Cyrillomethodianum. Vol. 19. Thessaloniki, 2014. С. 41– 46. 70. Острожская Библия//Большая российская энциклопедия. Т. 24. М., 2014. С. 614. 71. Пахомий Серб (Логофет )//Там же. Т. 25. М., 2014. С. 481– 482. 72. Кириак (Иуда) сщмч. (раздел о славянской традиции гомилий о обретении честного и животворящего Креста)//Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 141– 142. 73. Кириак Отшельник (раздел «Почитание у южных славян и на Руси»)//Там же. С. 153. 74. Кирилл (Константин), равноап. (разделы: «Почитание Кирилла и Мефодия на Руси и в России до XIX в.», «Почитание Кирилла и Мефодия в Сербии и Хорватии» ( в соавторстве с Б. Н. Флорей), «Почитание Кирилла и Мефодия на румынских и валашских землях»)//Там же. С. 195– 199.

http://sedmitza.ru/lib/text/10066057/

Своим возвращением преподобный Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространившейся ересью последователей Оригена . Монах Кирилл, который и сам был иноком Лавры преподобного Евфимия, написал житие преподобного Кириака и рассказал, как он был послан из Лавры в обитель святого Саввы, к епископу Иоанну безмолвнику, и от него – к преподобному Кириаку. Преподобный предсказал близкую смерть ересеначальников Нона и Леонтия, что вскоре и совершилось, так что ересь перестала распространяться. На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил с учеником своим Иоанном. В это время его снова посетил инок Кирилл. На этот раз преподобный пробыл в Сусакиме восемь лет. В последние годы его пребывания в пустыне Господь открыл преподобному Кириаку, что он не один служит Богу в своем уединении, а что есть другие тайные рабы Божии, которые возносят к Нему свои молитвы и о которых мир не знает. Открыто это было следующим образом: однажды ученик преподобного Иоанн и его друг Парамон шли из обители к преподобному в его пустыню. По дороге они увидели вдали, в глубине пустыни, человека, скрывшегося от них в пещеру; подойдя к ней, они долго стучались, прося обитателя пещеры поведать им о себе. Наконец изнутри пещеры, так и не выходя к ним, на их голоса откликнулась отшельница, просившая братий оставить ее. Но они умоляли ее открыть им свое имя и сказать, давно ли она тут спасается. Отшельница сказала, что ее имя Мария, а живет она в совершенном уединении 18 лет. Никто никогда не приходил к ней и никто не знал об ее оставшихся в тайне подвигах. Блаженная Мария просила молитв преподобного Кириака и просила его учеников, чтобы на обратном пути от преподобного они еще раз к ней зашли. Когда ученики сказали об этом святому Кириаку, он воздал благодарение Богу за то, что Он имеет столько сокровенных от людей и служащих Ему втайне святых – не только мужей, но и жен, и послал Иоанна с Парамоном обратно к блаженной Марии. Но когда они пришли к пещере, то нашли святую уже умершей. Захватив из обители все необходимое для погребения, они вернулись и похоронили святую отшельницу недалеко от ее пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИК (Кириак) (1-я пол. XVII в.), прп., Соловецкий (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), инок Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря . К. упоминается в Соловецком патерике кон. XVII в.- в «Повестях о пустынножителях Соловецкого острова». В 1-й трети XVII в. К. был «больничным келарем» Соловецкой обители. Когда он вместе с отшельником прп. Дамианом Юрьегорским († 1633) покинул мон-рь и отправился в «пустыню», «братия болничная» была этим опечалена. Монахи явились к настоятелю прп. Иринарху Соловецкому (игумен в 1613-1626) и просили вернуть К.: «...никто же бо нас сице упокои, якоже отец Кириак». Прп. Иринарх воспользовался этим случаем для ограничения пустынножительства на Соловецких о-вах, приказав привести помимо Дамиана и К. и др. пустынножителей, поскольку они якобы пребывали в праздности, вместо того чтобы трудиться на благо мон-ря. Отшельникам, в т. ч. К., насильно приведенным стрельцами и трудниками, было приказано впредь не удаляться в «пустыню». Вероятно, уже в преклонном возрасте К. был одним из информаторов составителя «Повестей...». О др. случае ухода К. в «пустыню» (происшедшем ранее или позднее описанного) рассказывается с его слов в повести «О некоем пустынножителе» (впрочем, здесь он не назван «больничным старцем», нельзя исключить, что речь идет о др. монахе). Согласно этому тексту, К. заблудился и вышел к горе, на которой собрался переночевать. Как вскоре оказалось, на горе обитали 2 отшельника, один из к-рых отозвался на произнесенную К. вслух Иисусову молитву. Пустынник поведал К. об искушениях от бесов, к-рые он претерпел, живя здесь более 10 лет; от них он избавился, творя по совету неких являвшихся ему старцев Иисусову молитву. В повести рассказывается и о др. чудесных знамениях. Канонизация К. совершилась включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (МП). Имя К. вошло в Соборы Новгородских святых (празднование возобновлено в 1981, Собор известен с 1831) и Соловецких святых (празднование установлено в 1993).

http://pravenc.ru/text/1840241.html

После этого святой Кирилл, предсказание которого об исполнении слов Христовых так торжественно оправдалось, опять подвергся изгнанию. Его заместителем, насколько с вероятностью можно полагать, был святой Кириак. Он был иудей и носил имя Иуды; во время розысков царицею Еленою честного Креста Господня им было указано его сокрытое местонахождение; затем он крестился и получил имя Кириака. Впрочем, по изгнании святого Кирилла святой Кириак не долго занимал его место: он вскоре претерпел мученическую кончину за исповедание Христово от Юлиана. После погибели Юлиана святой Кирилл снова взошел на престол иерусалимский, но вследствие усиление ариан в царствование Валента в третий раз подвергся ссылке за свое благочестие и твёрдую борьбу с еретиками. Наконец, при Феодосии Великом святой Кирилл с честью был возвращен в Иерусалим. В продолжение восьми лет он с истинно пастырскою ревностью управлял Церковью и мирно почил о Господе, оставив в наследие свои многополезные писания Кондак, глас 1: Языком твоим мудре, божественными вдохновенми, просветил еси твоя люди, едину чести Троицу, естеством нераздельну, разделяему же лицы. Темже радующеся, всесвятую твою память празднуем, иже к Богу молитвенника тя предлагающии. Житие преподобного отца нашего Анина Чудотворца Преподобной Анин был родом из Халкидона Родители его были христианами. Подобно евангельскому Закхею он был небольшого роста, но, взамен того, был велик духом. С самых юных лет он отличался кротким, незлобивым нравом и постоянно стремился к деланию добра. Когда преподобному исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить суетное мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял пострижение в монашество. Ревнуя о безмолвном подвижническом житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну далекую пустыню, расположенную близ того места, где протекает река Евфрат отделяющая Сирию от Персии Здесь Анин встретил одного отшельника, по имени Маиума, подвизавшегося в пещере. Святой поселился у него и подражал ему в подвигах поста и молитвы. Оба они содержали столь строгий пост, что во всю четыредесятницу не вкушали ничего совершенно, но, несмотря на это, всегда имели радостные лица, как бы присутствуя на царском пиру. Святой Анин настолько преуспевал в своих подвигах, что превзошел даже своего учителя — старца. Он проводил многие дни совершенно без пищи, молясь день и ночь, так что даже старец дивился его подвигам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Относительно преп. Кириака Отшельника известно, что первоначально он подвизался в монастыре Евсторгия, вблизи Иерусалима. Затем пришел в обитель преп. Евфимия и там, «из святых рук» Великого аввы, принял иноческий образ. Сподобив Кириака иноческого образа, преп. Евфимий отослал его для подвигов в обитель преп. Герасима, откуда Кириак перешел в лавру преп. Евфимия, – что случилось уже при игумене Илии-преемнике преп. Евфимия 126 . Таким образом, свои аскетические подвиги преп. Кириак усиливал постепенно. Он начинал их в монастыре Евсторгия, увеличил после того, как сподобился принять иноческий образ от святых рук преп. Евфимия и возвел на высшую ступень, когда в последний период своей жизни перешел из обители преп. Герасима в Евфимиеву лавру. Последовательные ступени аскетической жизни и благословляет Церковь , когда вводить в церковно-богослужебное употребление три чина монашеского пострижения: а) чин на облачение в рясу и камилавку, б) чин на облачение в мантию, или – в малую схиму и в) чин на облачение в схиму великую. XXVI Разделение чинов пострижения в монашество на рясофор, на малую схиму и на схиму великую явилось в богослужебной монастырской практике не одновременно с тем, как вошло в обычай освящать церковным благословением и общею братскою молитвою вступление человека на путь подвижнической жизни. Исторические свидетельства и литургические памятники показывают, что сначала в монастырской практике существовало одно только пострижение, – был один «образ» иноческий. И в Египте, и в Палестине с Сирией, и в Малой Азии, и, вообще, во всех концах древнего христианского мира, куда проникло монашество, желавший сделаться иноком и начать подвиги произносил обеты отречения раз навсегда и раз же навсегда облачался при этом в монашескую одежду отречения (σχμα ποτακτικν). С такого рода порядком, существовавшим по монастырям в половине V века, мы осведомлены, благодаря записи чина пострижения в монашество в творении псевдо-Дионисия: О церковной иерархии. Когда последовало разделение единого иноческого образа на два вида: на схиму малую или первую (иначе – просхиму) и на схиму великую, ангельскую, – с точностью трудно установить.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010