Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК гимнограф. Идентифицировать К. затруднительно. По рукописям известны 2 песнопения, содержащие в акростихах имя Кириак: кондак на воскресение Лазаря с акростихом Ποημα Κυρικου (Творение Кириака), нач.: Λζαρον τν φλον σου (Лазаря, друга Твоего; см.: Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 284-288; Krumbacher. 1901. S. 726-735); и канон в честь прп. Илии Спилеота плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Ανον, Ηλιο, σο φοιτητο προσδχου. Κυριακο (Похвалу, Илия, твоего ученика прими. Кириака), ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Ανω σν γγλοις (В вышних с ангелами; см.: AHG. T. 1. P. 199-210). На основании близкого сходства кондака К. с кондаком прп. Романа Сладкопевца о предательстве Иуды (нач.: Πτερ πουρνιε (Отче Небесный) - см.: Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 92-100) было сделано предположение, что К. мог быть современником Романа или даже его предшественником. Высказывалась гипотеза, что К. можно отождествить с прп. Кириаком Отшельником († 556), к-рый проходил послушание канонарха в лавре св. Харитона (см.: P é trid è s. 1901; Krumbacher. 1901). Тем не менее подобное отождествление едва ли возможно. Во-первых, кондак прп. Романа, как продемонстрировал И. А. Карабинов (см.: Карабинов. 1910. С. 80-82), является самогласном: в таком случае кондак К., имеющий почти одинаковый с ним ритм, следует признать подобном, следов., К. писал свой текст и жил позже Романа. Во-вторых, если допустить, что кондак и канон, содержащие в акростихе имя К., принадлежат одному автору, то они не могли быть составлены ранее XI в., т. к. прп. Илия Спилеот, которому посвящен канон, умер ок. 960 г. Не исключено, что существовало 2 гимнографа с именем Кириак: один - автор кондака, другой - составитель канона. В таком случае последний мог быть монахом мон-ря Гроттаферрата : канон К. прп. Илии Спилеоту сохранился в рукописи XI-XII вв. из этого мон-ря (см.: Rocchi A. Codices Cryptenses. Tusculani, 1883. P. 290); кроме того, прп. Илия, как и первые насельники Гроттаферраты, происходил из Калабрии, следов., особо ими почитался. Лит.: Krumbacher K. Romanos und Kyriakos//SBA. Philos.-philol. und hist. Kl. Münch., 1901. H. 5. S. 693-765; Pé tridè s S. Les mélodes Cyriaque et Théophane le Sicilien//ЕО. 1901. Vol. 4. P. 282-287; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. С. 80-82; É mereau C. Hymnographi Byzantini//ЕО. 1923. Vol. 22. P. 23-24; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 429; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 62 [Библиогр.]. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/1840193.html

Сама Пресвятая Богородица призывала преподобного Кириака блюсти в чистоте Православное учение: явившись ему во сне со святыми Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в келлию преподобного, потому что в ней находилась книга со словами еретика Нестория. «У тебя в келлии – Мой враг», – сказала Она. На 99-м году жизни преподобный Кириак опять удалился в Сусаким и там жил со своим учеником Иоанном. В пустыне преподобному Кириаку служил огромный лев, который охранял его от разбойников, но не трогал приходивших братий и ел из рук преподобного. Однажды в летнюю жару высохла вся вода в яме, куда зимой пустынники собирали воду, а другого источника воды не было. Преподобный Кириак помолился, и тут же в пустыне пролился обильный дождь, наполнивший яму водой. За два года до смерти преподобный Кириак вернулся в монастырь и вновь поселился в пещере преподобного Харитона. До конца жизни праведный старец сохранял бодрость, с усердием пел стоя, никогда не бывал без дела: или молился, или работал. Перед смертью преподобный Кириак призвал братию, благословил всех и с молитвой тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 7 декабря, 2021 29 мая, 2023 22 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ). В одной из ранних редакций Иерусалимского устава , сохранившейся в рукописи Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 174), память К. помещена под 29 сент., при этом указан только отпустительный тропарь (тот же, что и в Мессинском Типиконе). Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 29 сент. соединяются последования К. и Октоиха по типу шестеричной службы; внесены дополнительные песнопения К.: стихира-славник на «Господи, воззвах» и кондак. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 29 сент. отмечено знаком шестеричной службы -  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); указаны 2 кондака: 8-го гласа      (по 3-й песни канона) и 2-го гласа    (по 6-й) с икосом, стихиры-славники на стиховне вечерни и утрени; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, Апостол Гал 5. 22 - 6. 2, аллилуиарий Пс 111. 1, Евангелие Лк 6. 17-23а, причастен Пс 111. 6-7. Такие указания в день памяти К.- 29 сент. сохранились в рус. богослужебных книгах до наст. времени. Содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах последование К. включает: отпустительный тропарь 1-го гласа Τς ρμου πολτης (    ), кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ως περμχ κραται (      ), кондак 2-го гласа     (только в слав. Минее; также см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 204), канон, составленный гимнографом Стефаном, с акростихом Κυριακ, γνοιτο πρς Θεν μοι προσττης (          ), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σμα ναπμψωμεν (    ), нач.: Κλος θεας γνσεως (      ); цикл стихир-подобнов, 2 самогласна (в слав. Минее - 3); седален и светилен (разные в греч. и слав. Минее). По рукописям известны дополнительные кондаки К.: 2-го гласа           4-го гласа Εγκρατεας σκησιν (Воздержания упражнение...) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 236). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Кириак Отшельник. Миниатюра из Минология. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11r) Прп. Кириак Отшельник. Миниатюра из Минология. 1327–1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11r) К. О. оставалась практически неизменной в визант. и древнерус. искусстве. Он изображается как преподобный в монашеской мантии, куколе, аналаве, в руках крест или свиток; возрастная характеристика сохраняется - седовласый и седобородый старец, меняется только форма бороды (широкая окладистая или длинная клиновидная).

http://pravenc.ru/text/1840209.html

яз.). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 403; D ö lger F. [Review of:] Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis//BZ. 1940. Bd. 40. S. 474-484; Stein E. Cyrille de Scythopolis: A propos de la nouvelle édition de ses œuvres//AnBoll. 1944. Vol. 42. P. 169-186; Doren R., van. Cyriaque//DHGE. 1956. T. 13. P. 1167; Les moines d " Orient/Ed. A. J. Festugière. P., 1963. Vol. 3/3: Les moines de Palestine: Vie de saints Jean l " Hésychaste, Kyriakos, Théodose, Théognios, Abraamios; Caraffa F. Ciriaco//BiblSS. 1963. T. 3. Col. 1297-1298; Κυριακς//ΘΗΕ. 1965. T. 7. Σ. 1150-1151; Kyriakos//DHGE. 2007. T. 29. Col. 1065; Творогов О. В. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Каталог. СПб., 2008. С. 71-72; Джгамаия Л. Месяцеслов Георгия Мтацмидели: Сентябрь. Тбилиси, 2007. С. 372-376 (на груз. яз.). Гимнография Прп. Кириак Отшельник. Роспись Энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника, Кипр. 1183 г. Прп. Кириак Отшельник. Роспись Энклистры мон-ря прп. Неофита Затворника, Кипр. 1183 г. Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) 29 сент. без богослужебного последования. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 286), содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. празднуется 29 сент., совершается рядовая служба, подробных указаний о составе богослужебного последования нет. В рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 159, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 15-16; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0222-0227) - служба К. 29 сент. включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, 2 седальна. Точно такое же последование К. зафиксировано 29 сент. в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 286), к-рый является малоазийской редакцией Студийского устава . В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 34), отражающем южноитал. редакцию Студийского устава, указан отпустительный тропарь К.

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Скачать epub pdf 1. Часто я упоминал в составленном мною сочинении о великом Евфимие 1 про отшельника и лучшаго из всех отшельников Кириака: посему я счел необходимым представить это более известным, вкратце рассказав читателям некие немногие начатки его подвигов, ибо если начаток излагаемаго повествования свят, то ясно, что освятилась вместе с ним и закваска всей его жизни. И так, сей Кириак, имевший просвещенную душу, родом был из Еллады, из города Коринфа; родители его были – отец Иоанн, пресвитер святой Божией кафолической церкви в Коринфе, мать же Евдокия. От них он родился в конце царствования Феодосия младшаго, месяца Января в 9-й, втораго индиктиона 2 . Он приходился племянником по матери Петру, епископу Коринфскому 3 , который сделал его еще в отрочестве чтецом той же святой церкви. Сей авва Кириак, читая божественное Писание, как сам мне рассказывал, и еще юношей, проводя за ним день и ночь, удивлялся, как многообразно в род и род Бог прославлял тщавшихся благоугодить ему правым образом жизни, и явил их светильниками миру, и все с самаго начала устроил на спасение рода человеческаго. 2. Он прославил Авеля жертвою, Еноха почтил ради его угодности переселением, Ноя сохранил, подобно искре человеческаго рода, ради его праведности, Авраама явил отцом народов ради веры, приял благочестивое жречество Мельхиседека, Иосифа и Иова восставил жизнию как образцы терпения и целомудрия, Моисея поставил законодавцем, Иисусу Навину дал повелевать над солнцем и луною, Давида явил пророком и царем и прародителем страшнаго таинства, пламень Вавилонской пещи переменил в росу, Даниила научил принудить львов во рве воздерживаться от пищи, морское чудовище превратил в пророческий чертог. К этому, низумевал его ум, размышлявший о том, что выше сего – о таковом бессеменном рождении, о Деве и Матери, о том, как Бог Слово, не изменившись, сделалось человеком, честным своим крестом и воскресением совлекло адовы доспехи и попрало, торжествуя, лукаваго змия, и оживив Адама, умерщвленнаго собственным падением; паки возвело в рай. Когда Кириак размышлял о сем и сему подобном, умилилось сердце его страхом Божиим и он возжелал удалиться во святый град и отречься от дел житейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

Содержание    1. Часто я упоминал в составленном мною сочинении о великом Евфимие про отшельника и лучшаго из всех отшельников Кириака: посему я счел необходимым представить это более известным, вкратце разсказав читателям некие немногие начатки его подвигов, ибо если начаток излагаемаго повествования свят, то ясно, что освятилась вместе с ним и закваска всей его жизни. И так, сей Кириак, имевший просвещенную душу, родом был из Еллады, из города Коринфа; родители его были — отец Иоанн, пресвитер святой Божией кафолической церкви в Коринфе, мать же Евдокия. От них он родился в конце царствования Феодосия младшаго, месяца Января в 9-й, втораго индиктиона. Он приходился племянником по матери Петру, епископу Коринфскому, который сделал его еще в отрочестве чтецом той же святой церкви. Сей авва Кириак, читая божественное Писание, как сам мне разсказывал, и еще юношей, проводя за ним день и ночь, удивлялся, как многообразно в род и род Бог прославлял тщавшихся благоугодить ему правым образом жизни, и явил их светильниками миру, и все с самаго начала устроил на спасение рода человеческаго.    2. Он прославил Авеля жертвою, Еноха почтил ради его угодности переселением, Ноя сохранил, подобно искре человеческаго рода, ради его праведности, Авраама явил отцом народов ради веры, приял благочестивое жречество Мельхиседека, Иосифа и Иова возставил жизнию как образцы терпения и целомудрия, Моисея поставил законодавцем, Иисусу Навину дал повелевать над солнцем и луною, Давида явил пророком и царем и прародителем страшнаго таинства, пламень Вавилонской пещи переменил в росу, Даниила научил принудить львов во рве воздерживаться от пищи, морское чудовище превратил в пророческий чертог. К этому, низумевал его ум, размышлявший о том, что выше сего — о таковом безсеменном рождении, о Деве и Матери, о том, как Бог Слово, не изменившись, сделалось человеком, честным своим крестом и воскресением совлекло адовы доспехи и попрало, торжествуя, лукаваго змия, и оживив Адама, умерщвленнаго собственным падением; паки возвело в рай. Когда Кириак размышлял о сем и сему подобном, умилилось сердце его страхом Божиим и он возжелал удалиться во святый град и отречься от дел житейских.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3543...

Евфимия и затворился в келье. Там он подвизался, как бы погребенный заживо, пребывая в непрестанной молитве. После десятилетнего пребывания в лавре Евфимия Кириак удалился в лавру Суккийскую, где должен был проходить снова все послушания. Восемнадцать лет он исполнял должность канонарха и наконец посвящен был во пресвитера. Великие подвиги и св. жизнь привлекли к нему многих посетителей, так что ему приходилось часто переходить из одного места в другое. Скончался он ста девяти лет от роду, в 557 году по P. X. Однажды св. Кириак подвизался в Сусакимской пустыне, куда до него не приходил ни один отшельник. Место было дикое и безводное. Там посетил его Кирилл Скифопольский, составивший жизнеописания Саввы Освященного, Евфимия Великого и самого Кириака. «Когда мы приближались к тому месту, где жил Кириак, – повествует Кирилл, – нас встретил огромный и страшный лев. Я пришел в ужас. Иоанн, ученик великого старца, заметив мой испуг, сказал мне: «Не бойся, брат Кирилл. Лев этот – послушник отца нашего. Он не трогает никого из посещающих старца». Действительно, лев, увидев нас, сошел с места и уступил нам дорогу. Старец мне очень обрадовался и, узнав о моем испуге, сказал: «Не бойся, сын мой, этого льва: он живет со мною и стережет мой небольшой огород от диких коз». Старец мне много рассказывал о великом Евфимий и других отцах – пустынниках. После беседы мы сели за скромный стол. Лев подошел к нам. Старец бросил ему кусок, промолвив: «Лев не только стережет мой огород, но охраняет меня и от разбойников, которые частенько приходят сюда». На другой день старец, благословив, отпустил меня с миром. Ученик его провожал нас. Лев снова встретился с нами и дал дорогу». Бог прославил великого подвижника даром чудотворений. По молитвам старца, во время недостатка в пище горькие и ядовитые травы переменялись в сладкие, во время жажды над пустыней проносилось облако, изливавшее обильный дождь, и т. д. Какой поучительный урок для всех, отделяющихся от св. апостольской Церкви, заключается в этой главе! «Спасается только тот, кто имеет главою Христа, – говорит блаженный Августин, – а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Савва Освященный, Евфимий Великий, Герасим на Иордане, Харитон исповедник, Кириак отшельник, принадлежали к семье первых деятелей палестинского монашества, находились в тесной связи между собой и проходили одинаковую монашескую школу: младшие под руководством старших. Монастыри, ими основанные, возникали при одинаковых условиях, имели одинаковый контингент насельников, преследовали одни и те же цели. Так Савва Освященный проводит первое время своей жизни в монастыре Преподобного Феоктиста, сотрудника Евфимия Великого, а потом под руководством последнего усваивает его «διαγωγν τε χαι πολιτεαν». Из обстоятельств жизни Св. Герасима наша статья отмечает одну черту, что ему служил лев и тем показывает, что за неимением типичных внутренних черт, воспользовались для его характеристики чертой внешней. Но что и это лицо стояло в близких сношениях с группой первых главарей палестинского монашества, на это есть указания в житии Саввы Освященного и Кириака. О Харитоне исповеднике и Кириаке отшельнике известно, что первый был старейшим представителем монашества в Палестине после Илариона Великого и основал Сукийскую лавру, в которой Кириак провел значительную часть своей жизни и прославился подвигами. Сказавши о том, что препод. Кириак прожил более 107 лет, жизнеописатель распределяет эти годы следующим образом: 9 лет провел он у св. Герасима, 10 – в монастыре св. Евфимия, 41 год – в лавре Сукийской и т. д. (Vita S. Cyriac. р. 126.). В пандектах Никона приводится из жития Харитона исповедника статья о посте для иноков в дни постные и полагается есть однажды в день только хлеб с солью и водой. (Сл. 60 л. 598 об.). На каком основании вошел в ряд деятелей по обработке иерусалимского устава патр. Софроний, трудно сказать что–нибудь положительное по отсутствию всяких указаний на этот счет в его биографии и других источниках. Но этим значением он уже пользовался в первых полных записях иерусалимского устава, а некоторые из них прямо надписываются его именем. Ничего положительного неизвестно и о деятельности Дамаскина по обработке устава, но значение его в этом отношении, как гимнографа, было, несомненно, очень важное, и его труды по составлению октоиха и в области минеи неизбежно должны были сопровождаться крупными переменами в составе служебного устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Двадцать девятый день Преподобный Кириак отшельник (О чтении житий святых) I. Npen. Кириак, память коего празднуется ныне, родился в Карфагене и был сын священника. С малых лет Кириак пристрастился к чтению книг. От утра и до вечера он сидел за книгами, из которых узнавал о делах Божиих, направленных ко спасению человека. Он изучил библейскую историю и приступил к чтению житий святых. Это чтение окончательно утвердило его сердце, он выучил многие жития на память и захотел в своей жизни подражать им. Он удалился в пустыню и провел всю жизнь в подвигах. II. Читайте, братия, жития святых, и вы, подобно Кириаку, найдете для себя много примеров, достойных подражания. Пример святых наставит и ободрит вас на добрые дела. а)  Велика и, можно сказать, неисчислима польза от чтения житий святых. Уже одно то, что на чтении житий св. мучеников и других подвижников благочестия воспитывались древние христиане, отличавшиеся таким высоким благочестием, что мы даже дивимся их святости жизни, – что чтение спасительных житий святых, в которых изображены высокие подвиги благочестия, многих грешников заставляло призадумываться над своей порочною жизнью и обращало их на путь христианской жизни, – что чтение житий святых было любимым чтением наших предков, почерпавших из них и страх Божий, и любовь к Богу, и сострадание к ближним, и полную преданность Промыслу Божию, и дивное терпение в перенесении самых тяжких испытаний, посылаемых им, уже одно это говорит о великой, несравненной пользе чтения духовных повествований о жизни святых. Прекрасно говорит о воспитательном влиянии житий святых один глубокий знаток духовной письменности. «В сих книгах Церковь ежедневно указует нам, – говорит он, – на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаяния и самоотвержения, дабы, с одной стороны, предохранить нас от ежедневных грехопадений, с другой – опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений, с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Необыкновенным мужем был отшельник Кириак, достигший высокой степени духовного просвещения и нравственного совершенства. Преподобный Кириак сам говорил о себе, что во все время, как он был канонархом, солнце не видело его ядущим или гневающимся на кого. Говорил еще, что он каждый вечер, встав на молитву, начинал читать Псалтирь и продолжал это до ударения в било к полуночному пению. Жил старец с учеником своим в пустыне Натуфа. Им нечем было здесь питаться, потому что росшие в этой пустыне травы были весьма горьки и ядовиты. Старец помолился Богу и потом сказал ученику своему: «Пойди набери трав и свари их: благословен Бог всемогущий! Он пропитает нас этими травами». Ученик исполнил это повеление. Бог сотворил по молитве старца: горькие растения переменились в сладкие, и старец питался ими с учеником своим четыре года. Некоторый благочестивый человек, старейшина из Фекуи, прибыв к старцу, чтобы получить от него благословение, привез с собою несколько хлебов и оставил их старцу. Старец и ученик его стали питаться этими хлебами. Сварил однажды ученик горькие травы без повеления старца и, когда попробовал кушанья, ощутил такую горечь и остроту, что совсем потерял голос. Старец, узнав причину немоты его, помолился над его головою, причастил Святых Животворящих Таин, и он сделался совершенно здоров и стал говорить по-прежнему. Наставляя ученика своего при этом случае, старец говорил: «Бог не всегда хочет творить чудеса, но только во время нашей нужды. Когда мы не имели хлеба, Бог горькое зелие усладил нам в пищу; теперь у нас есть хлеб – зачем же опять требовать чуда, чтобы усладить горькие травы?» Когда хлебы все вышли, старец говорит своему ученику: «Благословен Бог , сын мой! Иди и навари трав». Ученик сделал это, но боялся прикоснуться к кушанью, чтобы опять не пострадать. Старец, благословив пищу, вкусил сам первый, за ним вкусил и ученик, и вреда от нее не испытали они никакого: горькие травы опять сделались сладкими и годными к употреблению. Когда преподобный Кириак жил и подвизался в пустыне Сусаким, ему служил там лев, который и охранял его от нападения врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010