О Григории известно, что он с большой ревностью и очень часто произносил проповеди. По смерти этого патриарха племянник его Ангелопул собрал сочинения своего дяди и издал их в двух томах: судя по заглавиям этих сочинений, среди них нет замечательных.    Таким образом, мы видим, что в XVIII в. насчитывается очень много образованных Константинопольских патриархов. Но здесь еще перечислены не все патриархи, которых выдают за просвещенных. В отношении некоторых из тех патриархов, которых считают за образованных, мы сильно сомневаемся: действительно ли они принадлежат к этому почетному классу. О них теперь и скажем несколько слов. Сюда относятся двое патриархов — Софроний II и Прокопий. Софрония II (родиной которого была деревенька близ Дамаска), управлявшего Церковью в последней четверти XVIII в., очень расхваливает за образованность историк Сергий Макрей. Он называет Софрония умным, сведущим, учительным. Этот же писатель и Кесарий Дапонте приписывают ему прекрасное знание арабского и турецкого языков. Первый из них не знает, как еще превознести проповеднический талант Софрония; он уверяет, что каждое его слово и каждый оборот речи были целым поучением; он же пишет, что проповедник отличался необыкновенной глубиной и влиянием на слушателей: он будто бы обнаруживал «сладостность, силу и ум самого Иоанна Златоуста». Все эти черты, в которых описывается просвещенность Софрония, нам кажутся очень подозрительными. Прежде всего мы, не без причины, мало знаем о том, где обучался и умственно развивался Софроний. Макрей говорит, что он проходил курс обучения в Иерусалиме; но об иерусалимских школах XVIII в. никак нельзя сказать, что они были хороши. Значит, все его образование не превышало программы низших школ. То верно, что он владел языками (турецким и арабским), но нельзя сомневаться, что это было знание не научное, а практическое, навык говорить на этих языках, навык, определявшийся родиной Софрония в Антиохийском патриархате (где кроме турецкого языка был в употреблении и арабский) и местами его первоначального церковного служения — сначала митрополитом в Алеппо, а потом патриархом в Иерусалиме (в том и другом местах арабский элемент был очень силен).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

Во 2-й пол. XVIII в. Патриаршей академией в К-поле заведовали киприоты Герасим (1767-1769), Илия (1774-1777 и 1779-1786) и логофет Фотий (1797-1798), в 1-й пол. XIX в. Самуил (1820-1830 или 1836, впосл. митрополит Месемврийский).Бывш. схоларх Герасим, занявший в 1794-1797 гг. К-польскую кафедру как Герасим III, канонизировал в 1794 г. Пафосского митр. Панарета (1767-1790), прославившегося строгой аскетической жизнью и прижизненными чудесами. Кесарий Дапонте называл свт. Панарета «живой добродетелью» ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 362). Племянники Герасима III Анфим (1791-1813) и Афанасий (Кассивертис; 1794-1822) занимали соответственно Патриарший престол Антиохийского Патриархата и кафедру Димитриадской митрополии. Парекклисион во имя вмч. Георгия Победоносца близ Махерасского мон-ря. Кон. XX в. Парекклисион во имя вмч. Георгия Победоносца близ Махерасского мон-ря. Кон. XX в. По сравнению с др. частями Османской империи на Кипре не получило распространения новомученичество. За весь период тур. владычества известно всего 2 киприота-новомученика, и те пострадали за пределами острова: нмч. Георгий - в Акке (1752), нмч. Полидор - в Нов. Эфесе (1794). В старости Хрисанф назначил себе помощниками племянника Хрисанфа (c 1791 епископ Тамасский, с 1797 - митрополит Китийский) и Спиридона, еп. Тримифунтского (с 1802). Пафосскую кафедру занимал др. племянник архиепископа, к-рый также именовался Хрисанфом. Распределение церковных постов и гос. должностей среди родственников (в т. ч. драгоман Хаджигеоргакис Корнесиос был женат на племяннице Хрисанфа Марудии Павлиди) породило недовольство части духовенства и прокритов. Они возлагали надежды на деятельного эконома Архиепископии Киприана (архиеп. Кипрский в 1810-1821). Когда в марте 1804 г. на острове вспыхнуло восстание из-за повышения налогов и голода, только дипломатический талант Киприана спас архиепископскую резиденцию от разграбления. В последние годы жизни престарелого архиеп. Хрисанфа, к-рый из-за болезни не мог двигаться, Киприан фактически управлял церковными делами. Высказывалось мнение, что ссылка архиеп. Хрисанфа с митр. Хрисанфом Китийским в мае 1810 г. на Эвбею (где он умер через неск. месяцев) была инициирована экономом Киприаном. Однако совр. исследования не подтверждают этого предположения (Αρχιεπσκοπος Κπρου Κυπριανς: Ο Μρτυρας τς Πστεως κα τς Πατρδος. Μον Μαχαιρ, 2009. Τ. 2: Αρχεον κειμνων. Σ. 583-596). Султан назначил Киприана предстоятелем Кипрской Церкви, и 30 окт. 1810 г. он был хиротонисан прибывшим на Кипр Синайским архиеп. Констанцием II с одобрения К-польского патриарха.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

В 1763 г. на средства ватопедского мон. Гавриила в Венеции был напечатан для бесплатной раздачи православным стихотворный перевод К. Д. на новогреч. язык «Слова свт. Кирилла Александрийского об исходе души и о втором пришествии Христовом», а также сочиненные им «Описание Ватопедского монастыря» и «Два диалога Богоматери с грешником и грешника с диаволом» ( Κυρλλου ρχιεπισκπου Αλεξανδρεας Λγος περ ξδου ψυχς κα περ τς δευτρας παρουσας, μεταφρασθες ες πλν διλεκτον δι στχων πολιτικν παρ κυρου Κωνσταντνου Δαπντε, μετ δο διαλγων τς Θεοτκου κα το μαρτωλο κα το μαρτωλο πρς τν διβολον προστι μα ραα διγησις περ τς σεβασμας μονς το Βατοπεδου (Αθω). Ενετα, 1763). В 1766 г. в Лейпциге был напечатан стихотворный сб. «Зерцало жен» (Καθρπτης γυναικν. Λειψα, 1766. 2 τ.), посвященный Елене Маврокордато, жене молдавского господаря Григория Каллимаха. Он включал библейские и исторические рассказы о добрых и злых женщинах. В мае 1765 г. К. Д. посвятил своему другу, Александрийскому патриарху Матфею Псалту , соч. «Неувядаемый цвет» (Ρδον τ μραντον) (издано только находящееся в его составе Мученичество Иоанна Кипрского - Πασχαλδης. 2012. Σ. 281-289). Оно было завершено не позднее 1768 г., когда его переписал один из колливадов , каллиграф иером. Паисий. Поэтическое соч. «Сад благодатный» (1768) содержит биографию К. Д. с 1757 по 1765 г. (изд.: Κπος χαρτων. Αθναι, 1880, 1883, 19953, 1997; Legrand E. Bibliothèque grecque vulgaire. P., 1881. T. 3. P. 1-232). В 1770 г. в Венеции были напечатаны «Добронравие» (Χρηστοθεια. Ενετα, 1770) и «Духовный энколпион» (Εγκλπιον λογικν. Ενετα, 1770. Λειψα, 18362), который содержит 98 гимнов Пресв. Богородице, написанных рифмованными стихами, 3 молитвы и перевод Слова прп. Иоанна Дамаскина на Благовещение Пресв. Богородицы. В 1771 г. К. Д. переселился в Кутлумуш , в 1773 г. возвратился в Ксиропотам. В 1770 г. в Венеции были опубликованы «Письма в простых стихах против гордыни и мирской суеты» (Επιστολα δι στχων πλν κατ τς περηφανεας κα ματαιτητος το κσμου). В 1777 г. К. Д. переложил на разговорный язык «Патерик иже во святых отца нашего Григория Двоеслова» (Πατερικν το ν γοις πατρς μν Γρηγορου το Διαλγου. Ενετα, 1780).

http://pravenc.ru/text/1684265.html

Относительно времени и обстоятельств основания М.-С. существуют различные версии. Первоначальная биография ктиторов мон-ря, преподобных Симеона, Феодора и Евфросинии, не сохранилась. На ее основе в 1509-1510 гг. монахи-мегаспилеоты Исаия и Софроний составили Житие ктиторов (также утраченное), его содержание известно благодаря переложению на разговорный язык, сделанному А. Вернардисом («Синаксис») и изданному им в 1706 г. в Венеции. Вернардис добавил к тексту Исаии и Софрония «Завещание» преподобных Симеона и Феодора и каноны Пресв. Богородице. Основание монастыря, согласно этим источникам, Вернардис отнес к VIII-IX вв., к периоду иконоборчества . По данной версии, братья Симеон и Феодор родились в Фессалонике, приняли монашество на Св. Горе и впоследствии были рукоположены во иереев. Во время их паломничества на Св. землю и на Синай им явились апостолы Павел и Андрей Первозванный и сообщили о начале иконоборческих гонений. Братья-иноки открыли свое видение Иерусалимскому патриарху, взяли от него благословение возвратиться на Афон и получили рекомендательное письмо, адресованное папе Римскому (Западная Церковь не была охвачена иконоборческой ересью). Преподобные Симеон и Феодор вернулись на Св. Гору, а затем отправились с проповедью в разные местности Греции, в т. ч. посетили Фессалонику, обл. Фессалия, Нов. Патры, по указанию ангела переправились через Коринфский зал. и пришли на гору Хелмос, где встретили пастушку Евфросинию, поведавшую им о местонахождении иконы Божией Матери. Об этом событии рассказывает в стихах Кесарий Дапонте . От обретенной иконы был глас, призывавший братьев-иноков подвизаться на этом месте и укреплять жителей Пелопоннеса в правой вере. Преподобные Симеон и Феодор, расчищая пещеру и ее окрестности, умертвили дракона, прибегнув к помощи Пресв. Богородицы, и обнаружили древний св. престол, сооруженный ап. Лукой , который, находясь в Ахайе, создал Евангелие и написал икону Божией Матери. На этом месте братья-иноки основали 1-й храм. Преподобные Симеон и Феодор провели жизнь в аскетических подвигах и, согласно заповеди Божией Матери, вели проповедническую деятельность среди местных жителей. Им во всем помогала принявшая монашеский постриг прп. Евфросиния. Они скончались в глубокой старости. В написанном Симеоном и Феодором «Завещании» излагаются правила основанного ими М.-С., составленные по образцу устава афонских мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ПСАЛТ [Греч. Ματθαος Ψλτης] (ок. 1700, Андрос, ныне Греция - 25.04.1775, Кутлумуш, Афон), патриарх Александрийский (1746-1766). В молодом возрасте М. П. отправился на Афон, где монашествовал его дядя, и принял постриг в мон-ре Кутлумуш . По всей видимости, он получил образование в процветавшей тогда под рук. прп. Макария Патмосского Патмиаде. Ранее 1743 г., когда М. П. упоминается как митрополит Ливийский и игумен мон-ря Златари, александрийского подворья в Бухаресте, о нем отсутствуют к.-л. сведения. Кесарий Дапонте сообщал, что господарь Константин Маврокордат высоко оценил М. П. и сделал его своим личным духовником. О деятельности М. П. в сане митрополита Ливийского ничего не известно, кроме того, что, видимо, по его ходатайству в 1743 г. Маврокордат назначил ежегодную выплату Александрийскому патриарху Косме III по 200 грошей на организацию школы, делами которой скорее всего и занимался М. П. После смерти Космы III в ответ на просьбу правосл. христиан Египта К-польский Синод во главе с патриархом Паисием II избрал его преемником М. П. (вероятно, 18 авг. 1746 - подробнее см.: Соколов. 1916. 54-67), к-рому помимо Маврокордата покровительствовали члены К-польского Синода митрополиты Кирилл Халкидонский и Иоаким Эфесский. В совр. науке период Патриаршества М. П. рассматривается как время окончательного сращивания Александрийской Православной Церкви (АПЦ) со структурами К-польского Патриархата. Это происходило в русле развернувшихся в XVIII в. процессов централизации управления правосл. миллетом и формирования общеимперской греч. церковной элиты, чья власть распространилась на большинство ближневост. Патриархатов. В свою очередь османские власти всячески поддерживали централизацию церковного управления. В берате М. П., выданном 13 авг. 1746 г., закреплялись широкие полномочия патриарха в плане его власти над паствой и духовенством, право в случае конфликтных ситуаций обращаться напрямую в Высокую Порту и меры по защите экономических интересов АПЦ, ее недвижимости и деятельности сборщиков милостыни. Годовой взнос Патриархии в османскую казну составлял 3740 акче ( Ç olak. 2015. P. 89, 148, 159-169).

http://pravenc.ru/text/2562694.html

В 1778-1784 гг. К. Д. подвизался в мон-ре Евангелистрии на Скопелосе, но незадолго до смерти вернулся в Ксиропотам. В эти годы были изданы «Похвальные слова в простых стихах в похвалу различных святых» (Λγοι πανηγυρικο ες πλος στχους ες γκμιον διαφρων γων. Ενετα, 1778), «Духовная трапеза» (Τρπεζα πνευματικ. Ενετα, 1778, 17802), «Перлы трех святителей» (Μαργαρται τν τριν Ιεραρχν. Ενετα, 1779), «Псалтирь пророка и царя Давида» (Ψαλτριον το προφτου κα βασιλως Δαβδ. Ενετα, 1780). Последней работой К. Д. стал «Исторический каталог знаменитых мужей» (Ιστορικς κατλογος νδρν πισμων, изд.: Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 71-200 (2-я паг.)), содержащий сведения о К-польских, об Александрийских, Антиохийских, Иерусалимских патриархах и о других видных представителях духовенства, правителях России, господарях и политических деятелях Дунайских княжеств за 1700-1784 гг. В 1795 г., вскоре после смерти К. Д., в Вене было напечатано стихотворное «Изъяснение Божественной литургии» (Εξγησις τς θεας λειτουργας. Βιννη, 1795. Αθναι, 1996). Неизданными остаются его «Гимны» (Υμνοι, 1754), «Светильник жен» (Θανριον τν γυναικν, 1764, изд. фрагменты, напр. поэма «Княгиня Ольга, или История крещения Россов»), «Царский театр» (Θατρον Βασιλικν, 1767), включающий истории разных государей, «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ, 1768), «Книга царств» (Ββλος Βασιλειν, 1770-1774, по мнению Г. Кехайоглу - Κεχαγιγλου. 2009. Σ. 49) в 2 томах, охватывающая историю от основания г. Византия до 1453 г., «Географическая история» (Ιστορα γεωγραφικ, 1781-1782) и др., гл. обр. агиографические, произведения. М. Паизу-Апостолопулу доказала, что соч. «Хронограф», или «История происшествий» за 1648-1704 гг. ( Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 3-70 (2-я паг.)), принадлежит не К. Д., а Димитрию Радаманису ( Παζη-Αποστολοπολου. 2007. Σ. 87-111). К. Д. переводил не только с древнегреч., но и с итал. языка (напр., «Метаморфозы» Овидия). Он переписал значительное число манускриптов. Напр., рукопись РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253 содержит скопированные К. Д. грамоты господарей Молдавии и Валахии и бояр, переписку Александрийских патриархов Парфения I и Герасима II Паллады , К-польского Дионисия IV Серогланиса и Халкидонского митрополита Гавриила с московским двором и патриархом, а также краткие жития 28 греч. новомучеников и 2 преподобных, живших в 1520-1745 гг. (Александрийская Патриархия/Сост.: архим. Порфирий (Успенский). СПб., 1898. Т. 1. С. 211-231; Медведев. 2004. С. 500-517; Πασχαλδης. 2012. Σ. 175-306). Кроме того, К. Д. исправил тексты служебных Миней, впосл. его правка была учтена Центральной церковной комиссией К-польского Патриархата при издании Миней в 1843 г. (К-поль, типография А. Коромиласа).

http://pravenc.ru/text/1684265.html

Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Святой мученик Христос Садовник Аудио Спор разгорелся, и турок в отместку обвинил Христоса в том, что он якобы поклялся принять ислам. Турок привел святого в суд и представил лжесвидетелей, которые подтвердили обвинение. Но Христос был тверд в исповедании веры. Тогда его избили и бросили в тюрьму. Святой Христос жил в первой половине XVIII в. и был родом из Албании. В сорок лет он уехал в Константинополь, где стал работать садовником. Однажды на рынке он заспорил c турком о цене товара. Спор разгорелся, и турок в отместку обвинил Христоса в том, что он якобы поклялся принять ислам. Турок привел святого в суд и представил лжесвидетелей, которые подтвердили обвинение. Но Христос был тверд в исповедании веры. Тогда его избили и бросили в тюрьму. Известный писатель и поэт Кесарий Дапонте (1713–1784), впоследствии принявший постриг на Афоне, также сидел тогда в тюрьме по политическим причинам. Он выхлопотал, чтобы c ног Христоса сняли колодки, и предложил ему немного пищи для подкрепления. Но воин Христов отказался: «Зачем мне еда? Я хочу умереть за Христа в посте и жажде!» Потом он дал своему соузнику точильный камень, который всегда носил на поясе, чтобы, продав его, тот мог заказать несколько литургий в память о мученике. В тот же день, 12 февраля 1748 г., палачи отрубили ему голову. Комментарии читателей 2013-02-28 00:33 Фотина : Вот тоже всегда задаюсь вопросом - отчего мусульмане такие? 2013-02-25 13:19 Мария : Турки могут. Не знаю почему, но мусульмане лукавы и мстительны.Не думаю, что ислам этому учит. Значит эта характерность от природы. Ваш комментарий Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ ДИАКОН [греч. Αξντιος δικονος], известный греч. проповедник XVIII в. Род. на о-ве Андрос; был рукоположен во диакона, затем переехал в К-поль, где служил в одном из храмов Галаты . Позже А. Д. начал проповедовать в Катирли близ Никомидии, куда к нему приходили тысячи верующих, иереи и архиереи, среди к-рых бывали и Патриархи ( Кирилл IV и Паисий II К-польские, Матфей Александрийский). Проповеди А. Д., в к-рых он призывал перекрещивать католиков и армян, вызвали смуту в К-польском Патриархате. Патриарх Паисий II в 1752 г. потребовал, чтобы А. Д. прекратил свои нападки на инославных. Когда тот не подчинился, к нему для уговоров был послан преподаватель Патриаршей академии Николай Критий, но фанатичные почитатели А. Д. забили его камнями. Тогда в конфликт вмешался султан, через своего телохранителя пригласивший А. Д. в столицу. Когда проповедник взошел на присланный за ним корабль, моряки схватили его и бросили за борт. Правда, Кесарий Дапонте считал, что А. Д. благополучно доехал до К-поля, снова не подчинился Патриарху и вернулся в Катирли, где и умер в кон. XVIII в. Лит.: Κεσριος Δαπντες. Ιστορικς κατλογος νδρν πισμων// Σθας. ΜΒ. Σ. 129-131; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 332. И. В. Т. Рубрики: Ключевые слова: ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник

http://pravenc.ru/text/62826.html

Святой мученик Христос Садовник Аудио Святой Христос жил в первой половине XVIII в. и был родом из Албании. В сорок лет он уехал в Константинополь, где стал работать садовником. Однажды на рынке он заспорил c турком о цене товара. Спор разгорелся, и турок в отместку обвинил Христоса в том, что он якобы поклялся принять ислам. Турок привел святого в суд и представил лжесвидетелей, которые подтвердили обвинение. Но Христос был тверд в исповедании веры. Тогда его избили и бросили в тюрьму. Известный писатель и поэт Кесарий Дапонте (1713–1784), впоследствии принявший постриг на Афоне, также сидел тогда в тюрьме по политическим причинам. Он выхлопотал, чтобы c ног Христоса сняли колодки, и предложил ему немного пищи для подкрепления. Но воин Христов отказался: «Зачем мне еда? Я хочу умереть за Христа в посте и жажде!» Потом он дал своему соузнику точильный камень, который всегда носил на поясе, чтобы, продав его, тот мог заказать несколько литургий в память о мученике. В тот же день, 12 февраля 1748 г., палачи отрубили ему голову. 25 февраля 2013 г. Св. Христос почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. скрыть способы оплаты Комментарии Фотина 28 февраля 2013, 00:33 Вот тоже всегда задаюсь вопросом - отчего мусульмане такие? Мария 25 февраля 2013, 13:19 Турки могут. Не знаю почему, но мусульмане лукавы и мстительны.Не думаю, что ислам этому учит. Значит эта характерность от природы. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59699.html

Святой мученик Христос Садовник (версия для печати)/Православие.Ru Святой мученик Христос Садовник Православие.Ru , 25 февраля 2013 г. Память 12/25 февраля Скачать (MP3 файл. Продолжительность 1:35 мин. Размер 1.2 Mb ) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков) Святой мученик Христос Садовник Святой Христос жил в первой половине XVIII в. и был родом из Албании. В сорок лет он уехал в Константинополь, где стал работать садовником. Однажды на рынке он заспорил c турком о цене товара. Спор разгорелся, и турок в отместку обвинил Христоса в том, что он якобы поклялся принять ислам. Турок привел святого в суд и представил лжесвидетелей, которые подтвердили обвинение. Но Христос был тверд в исповедании веры. Тогда его избили и бросили в тюрьму. Известный писатель и поэт Кесарий Дапонте (1713–1784), впоследствии принявший постриг на Афоне, также сидел тогда в тюрьме по политическим причинам. Он выхлопотал, чтобы c ног Христоса сняли колодки, и предложил ему немного пищи для подкрепления. Но воин Христов отказался: «Зачем мне еда? Я хочу умереть за Христа в посте и жажде!» Потом он дал своему соузнику точильный камень, который всегда носил на поясе, чтобы, продав его, тот мог заказать несколько литургий в память о мученике. В тот же день, 12 февраля 1748 г., палачи отрубили ему голову. Св. Христос почитается в Греческой Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010