[греч. Καισριος Δαπντες] (1713 (ранее распространенная в историографии дата 1714 является неточной - Καδς. 1988. Σ. 187), о-в Скопелос, о-ва Сев. Спорады, совр. Греция - 4.12.1784, Афон), мон., писатель и переводчик. Автор исторических и нравственно-философских трактатов, поэтических повествований, гл. обр. религиозного содержания, агиографических и гимнографических текстов. Его стихи написаны простым, разговорным языком и характеризуются народным юмором. Род. в греч. семье венецианского происхождения, при крещении получил имя Константин. Его отец, Стефан Дапонте, англ. консул на Сев. Спорадах, основал на Скопелосе школу и пригласил ученого иером. Иерофея Ивирита преподавать там. После 6 лет обучения в этой школе Константин продолжил образование в господарской академии в Бухаресте, куда был принят по протекции Иерусалимского патриарха Мелетия . В 1731-1746 гг. Дапонте служил секретарем и налоговым чиновником при дворе господарей Валахии и Молдавии Константина и Иоанна Маврокордатов. Одновременно он занимал должности консула Великобритании в Яссах и экклисиарха Иерусалимского Патриархата. Дапонте построил недалеко от Ясс, близ мон-ря Сокола, скит Благовещения Пресв. Богородицы, а на родине - ц. св. Архангелов. В 1736 г. он издал в Бухаресте свои первые сочинения - службы сщмч. Харалампию, прп. Матроне Хиосской и свт. Спиридону Тримифунтскому, в 1736-1743 гг. написал «Дакийские дневники», посвященные русско-тур. и австро-тур. войнам (Δακικα φημερδες, τοι συμβεβηκτα τετραετος μχης Οθωμανορσσων, πρς δ κα Αστριακν, μχρι τους 1739; изд.: Dapont è s C. Ephémérides Daces ou Chronique de la Guerre de Quatre Ans (1736-1739)/Ed. E. Legrand. P., 1880-1888. T. 1-3), а в 1746 г.- службу сщмч. Ригину, еп. Скопелоса. В этот период Дапонте начал работу над соч. «Рог Амалфеи», рукопись которого включает единственный сохранившийся портрет автора. Быстрая карьера и обогащение Дапонте вызвали зависть при дворе. Из-за злоупотребления служебным положением и в результате интриг великого постельника А. Радаманиса он был вынужден в июле 1746 г. бежать к крымскому хану, а в марте 1747 г. был заключен османскими властями на 20 месяцев в тюрьму в Стамбуле. Там Дапонте стал свидетелем страданий нмч. Христоса Садовника и впосл. написал его Мученичество. Чтобы добиться освобождения, Дапонте истратил все свое состояние. В 1749 г. он поселился в монастыре Св. Троицы на о-ве Халки, где жили патриархи Паисий II К-польский, Парфений Иерусалимский, Иоанникий (Караджа) Печский (впосл. К-польский патриарх Иоанникий III ), с которыми он поддерживал дружеские связи. Стараниями патриарха Иоанникия (по другим сведениям, Антиохийского патриарха Сильвестра ) было устроено сватовство Дапонте. После смерти жены и дочери (1751) он решил стать монахом и в окт. 1753 г. принял постриг с именем Кесарий.

http://pravenc.ru/text/1684265.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ ПСАЛТ [Греч. Ματθαος Ψλτης] (ок. 1700, Андрос, ныне Греция - 25.04.1775, Кутлумуш, Афон), патриарх Александрийский (1746-1766). В молодом возрасте М. П. отправился на Афон, где монашествовал его дядя, и принял постриг в мон-ре Кутлумуш . По всей видимости, он получил образование в процветавшей тогда под рук. прп. Макария Патмосского Патмиаде. Ранее 1743 г., когда М. П. упоминается как митрополит Ливийский и игумен мон-ря Златари, александрийского подворья в Бухаресте, о нем отсутствуют к.-л. сведения. Кесарий Дапонте сообщал, что господарь Константин Маврокордат высоко оценил М. П. и сделал его своим личным духовником. О деятельности М. П. в сане митрополита Ливийского ничего не известно, кроме того, что, видимо, по его ходатайству в 1743 г. Маврокордат назначил ежегодную выплату Александрийскому патриарху Косме III по 200 грошей на организацию школы, делами которой скорее всего и занимался М. П. После смерти Космы III в ответ на просьбу правосл. христиан Египта К-польский Синод во главе с патриархом Паисием II избрал его преемником М. П. (вероятно, 18 авг. 1746 - подробнее см.: Соколов. 1916. 54-67), к-рому помимо Маврокордата покровительствовали члены К-польского Синода митрополиты Кирилл Халкидонский и Иоаким Эфесский. В совр. науке период Патриаршества М. П. рассматривается как время окончательного сращивания Александрийской Православной Церкви (АПЦ) со структурами К-польского Патриархата. Это происходило в русле развернувшихся в XVIII в. процессов централизации управления правосл. миллетом и формирования общеимперской греч. церковной элиты, чья власть распространилась на большинство ближневост. Патриархатов. В свою очередь османские власти всячески поддерживали централизацию церковного управления. В берате М. П., выданном 13 авг. 1746 г., закреплялись широкие полномочия патриарха в плане его власти над паствой и духовенством, право в случае конфликтных ситуаций обращаться напрямую в Высокую Порту и меры по защите экономических интересов АПЦ, ее недвижимости и деятельности сборщиков милостыни. Годовой взнос Патриархии в османскую казну составлял 3740 акче ( Ç olak. 2015. P. 89, 148, 159-169).

http://pravenc.ru/text/2562694.html

Относительно времени и обстоятельств основания М.-С. существуют различные версии. Первоначальная биография ктиторов мон-ря, преподобных Симеона, Феодора и Евфросинии, не сохранилась. На ее основе в 1509-1510 гг. монахи-мегаспилеоты Исаия и Софроний составили Житие ктиторов (также утраченное), его содержание известно благодаря переложению на разговорный язык, сделанному А. Вернардисом («Синаксис») и изданному им в 1706 г. в Венеции. Вернардис добавил к тексту Исаии и Софрония «Завещание» преподобных Симеона и Феодора и каноны Пресв. Богородице. Основание монастыря, согласно этим источникам, Вернардис отнес к VIII-IX вв., к периоду иконоборчества . По данной версии, братья Симеон и Феодор родились в Фессалонике, приняли монашество на Св. Горе и впоследствии были рукоположены во иереев. Во время их паломничества на Св. землю и на Синай им явились апостолы Павел и Андрей Первозванный и сообщили о начале иконоборческих гонений. Братья-иноки открыли свое видение Иерусалимскому патриарху, взяли от него благословение возвратиться на Афон и получили рекомендательное письмо, адресованное папе Римскому (Западная Церковь не была охвачена иконоборческой ересью). Преподобные Симеон и Феодор вернулись на Св. Гору, а затем отправились с проповедью в разные местности Греции, в т. ч. посетили Фессалонику, обл. Фессалия, Нов. Патры, по указанию ангела переправились через Коринфский зал. и пришли на гору Хелмос, где встретили пастушку Евфросинию, поведавшую им о местонахождении иконы Божией Матери. Об этом событии рассказывает в стихах Кесарий Дапонте . От обретенной иконы был глас, призывавший братьев-иноков подвизаться на этом месте и укреплять жителей Пелопоннеса в правой вере. Преподобные Симеон и Феодор, расчищая пещеру и ее окрестности, умертвили дракона, прибегнув к помощи Пресв. Богородицы, и обнаружили древний св. престол, сооруженный ап. Лукой , который, находясь в Ахайе, создал Евангелие и написал икону Божией Матери. На этом месте братья-иноки основали 1-й храм. Преподобные Симеон и Феодор провели жизнь в аскетических подвигах и, согласно заповеди Божией Матери, вели проповедническую деятельность среди местных жителей. Им во всем помогала принявшая монашеский постриг прп. Евфросиния. Они скончались в глубокой старости. В написанном Симеоном и Феодором «Завещании» излагаются правила основанного ими М.-С., составленные по образцу устава афонских мон-рей.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о блаженном Христа ради юродстве, рождающем крайнее смирение и привлекающем небесную благодать Святаго Духа Христа ради юродивые были мудрыми по Богу и безумными для мира, святыми по своему внутреннему устроению и умалишенными по своему внешнему виду. Своим безгрешным, святым лицедейством и благословенным актерством они попрали и совершенно лишили достоинства отвратительную личину, проклятое человеческое «я», от которого происходит всякое зло. Этим святым методом они боролись с человекоугодием, поражали тщеславие и всякое мирское притворство и похвальбу. Таких было много на Святой Горе, никому неизвестных и ведомых лишь Богу, невидимых для людей и явных для Ангелов. Преподобный Максим Кавсокаливит Преподобный Максим Кавсокаливит пришел в Пустыню Святой Горы в 1320 году. Тогда Афон был поистине безлюднейшим местом. Блаженный, не желая, чтобы добродетель его стала явной, по написанному: помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:6 ), прибегал к благословенной тактике юродства, которая по причине добровольного самоуничижения приводит подвижника в состояние совершенного смирения, бесстрастия и святости. Творя умную молитву и пребывая в состоянии высоких созерцаний, он сжигал одну свою хижину из ветвей и строил другую, которую затем тоже сжигал. Поэтому его прозвали Кавсокаливитом 312 , а местность – Кавсокаливией. Многие, не зная этого человека, говорили, что он прельщен и безумен. Кроме подвига юродства святой Максим нес также и подвиг нестяжательности. Не имея совсем ничего – ни инструментов, ни запасной одежды, ни даже иголки, он жил, подобно птицам небесным, в полной беспопечительности и беззаветной преданности своему Господу. В 1768 году почил Христа ради юродивый монах Фотий, о котором нам сообщает Кесарий Дапонте 313 . Фотий был совершенно нестяжательным, не имел своего жилища, но жил в огромном платане, ходил босым и носил одну-единственную одежду. Он часто совершал разные нелепые поступки: то притворялся, что гневается, то постригал волосы и бороду, то носил венки из травы и цветов, показывая себя безумным. У него был деревянный меч и стамеска.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Αθναι, 1868. Σ. 501-505; idem. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 31-69 (1-я паг.); Πασχλης Δ. Καισριος Δαπντες (1714-1784)//Θεολογα. Αθναι, 1935. Τ. 13. Σ. 224-250; Σφυρερας Β. Β. Δαπντες//ΘΗΕ. 1964. Τ. 4. Σ. 964-965; Camariano N. Constantin Dapontès et les principautès roumaines//RESEE. 1970. Vol. 8. P. 481-494; Κεχαγιγλου Γ. Ανκδοτα στοιχεα γι τν Καισριο Δαπντε π τ χειργραφο Βυτνας ριθμ. 1//Ερανιστς. Αθναι, 1986. Τ. 18. Σ. 35-56; idem. Η στοριογραφα ς χημα συνειρμικς συναφγησης κα γκιβωτιστικς παρκβασης: Τ λογοτεχνικ παρδειγμα τς σμμετρα διασκευαστικς Ββλου Βασιλειν το Καισαρου Δαπντε//Realia byzantina. B., 2009. S. 47-56; Чернышева Т. Н. Греч. литература XVIII в.//ИВЛ. М., 1988. Т. 5. С. 348; Καδς Σ. Χειργραφο μ ατγραφες σημεισιες το Καισαρου Δαπντε//Αφιρωμα στν Εμμ. Κριαρ: Πρακτικ Επιστημονικο Συμποσου. Θεσσαλονκη, 1988. Σ. 181-235; Πολβιος Μ. Δ. Η ζητεα το Καισαρου Δαπντε γι τν νοικοδμηση το καθολικο τς Μονς Ξηροποτμου//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1992. Τ. 24. Σ. 183-203; Kitromilides P. M. «Balkan Mentality»: History, Legend, Imagination//Septième Congrès Intern. d " Études du Sud-Est Européen: Thessalonique, 29 août - 4 sept. 1994. Athènes, 1994. Vol. 1: Rapports. P. 441-467; Νιρβνας Π. Ο Σκοπελτες: Κωνσταντνος Δαπντες μετονομασθες Καισριος. Σκπελος, 1994; Μαρινσκου Θ. Ο Καισριος Δαπντες κα τ Ρουμανικ Πριγκηπτα//Αρχεον Πεπαρηθιακν Μελετν. Αθνα, 1997. Τ. 1. Σ. 101-109; Медведев И. П. Переписка греч. иерархов с рус. правительством и патриархией в кон. XVII в.: (по данным рукописи Кесария Дапонте)//РиХВ. М., 2004. Вып. 2/3. С. 493-517; он же. Поэма Кесария Дапонте (XVIII в.) «Княгиня Ольга, или История Крещения Россов»//ВЦИ. 2010. 3/4(19/20). С. 5-16; Σουλογιννης Ε. Καισριος Δαπντες (1714-1784): Η ζω, μρφωση κα ο γνωριμες του//Θησαυρσματα. Βενετα, 2004. Τ. 34. Σ. 447-457; Порфирий (Успенский), еп. История Афона. М., 2007. Т. 1. С. 961-967; Παζη-Αποστολοπολου Μ. Ελληνες λγιοι το 18ου ανα: Αφανες, σημοι κα δισημοι σ διασταυρουμνες τροχες. Αθνα, 2007. Σ. 87-133; Μ[ερακλς] Μ. Γ., Α[θνη] Σ., Π[αραδεση] Ε. Δαπντες Κωνσταντνος/Καισριος//Λεξικ νεοελληνικς λογοτεχνας. Αθνα, 20082. Σ. 458-459; Πατπιος Καυσοκαλυβτης, μον. Η Μον Εαγγελιστρας Σκοπλου κα νκδοτος περ ατν κδικας το μοναχο Καισαρου Δαπντε//Αλεξανδρινς Αμητς: Αφιρωμα στ μνμη το Ι. Μ. Χατζηφτη. Αθνα, 2009. Τ. 2. Σ. 455-476; Πασχαλδης Σ. Α. Η ατγραφη νεομαρτυρολογικ συλλογ το μοναχο Καισαρου Δαπντε (1713-1784). Θεσσαλονκη, 2012.

http://pravenc.ru/text/1684265.html

В 1763 г. на средства ватопедского мон. Гавриила в Венеции был напечатан для бесплатной раздачи православным стихотворный перевод К. Д. на новогреч. язык «Слова свт. Кирилла Александрийского об исходе души и о втором пришествии Христовом», а также сочиненные им «Описание Ватопедского монастыря» и «Два диалога Богоматери с грешником и грешника с диаволом» ( Κυρλλου ρχιεπισκπου Αλεξανδρεας Λγος περ ξδου ψυχς κα περ τς δευτρας παρουσας, μεταφρασθες ες πλν διλεκτον δι στχων πολιτικν παρ κυρου Κωνσταντνου Δαπντε, μετ δο διαλγων τς Θεοτκου κα το μαρτωλο κα το μαρτωλο πρς τν διβολον προστι μα ραα διγησις περ τς σεβασμας μονς το Βατοπεδου (Αθω). Ενετα, 1763). В 1766 г. в Лейпциге был напечатан стихотворный сб. «Зерцало жен» (Καθρπτης γυναικν. Λειψα, 1766. 2 τ.), посвященный Елене Маврокордато, жене молдавского господаря Григория Каллимаха. Он включал библейские и исторические рассказы о добрых и злых женщинах. В мае 1765 г. К. Д. посвятил своему другу, Александрийскому патриарху Матфею Псалту , соч. «Неувядаемый цвет» (Ρδον τ μραντον) (издано только находящееся в его составе Мученичество Иоанна Кипрского - Πασχαλδης. 2012. Σ. 281-289). Оно было завершено не позднее 1768 г., когда его переписал один из колливадов , каллиграф иером. Паисий. Поэтическое соч. «Сад благодатный» (1768) содержит биографию К. Д. с 1757 по 1765 г. (изд.: Κπος χαρτων. Αθναι, 1880, 1883, 19953, 1997; Legrand E. Bibliothèque grecque vulgaire. P., 1881. T. 3. P. 1-232). В 1770 г. в Венеции были напечатаны «Добронравие» (Χρηστοθεια. Ενετα, 1770) и «Духовный энколпион» (Εγκλπιον λογικν. Ενετα, 1770. Λειψα, 18362), который содержит 98 гимнов Пресв. Богородице, написанных рифмованными стихами, 3 молитвы и перевод Слова прп. Иоанна Дамаскина на Благовещение Пресв. Богородицы. В 1771 г. К. Д. переселился в Кутлумуш , в 1773 г. возвратился в Ксиропотам. В 1770 г. в Венеции были опубликованы «Письма в простых стихах против гордыни и мирской суеты» (Επιστολα δι στχων πλν κατ τς περηφανεας κα ματαιτητος το κσμου). В 1777 г. К. Д. переложил на разговорный язык «Патерик иже во святых отца нашего Григория Двоеслова» (Πατερικν το ν γοις πατρς μν Γρηγορου το Διαλγου. Ενετα, 1780).

http://pravenc.ru/text/1684265.html

В 1778-1784 гг. К. Д. подвизался в мон-ре Евангелистрии на Скопелосе, но незадолго до смерти вернулся в Ксиропотам. В эти годы были изданы «Похвальные слова в простых стихах в похвалу различных святых» (Λγοι πανηγυρικο ες πλος στχους ες γκμιον διαφρων γων. Ενετα, 1778), «Духовная трапеза» (Τρπεζα πνευματικ. Ενετα, 1778, 17802), «Перлы трех святителей» (Μαργαρται τν τριν Ιεραρχν. Ενετα, 1779), «Псалтирь пророка и царя Давида» (Ψαλτριον το προφτου κα βασιλως Δαβδ. Ενετα, 1780). Последней работой К. Д. стал «Исторический каталог знаменитых мужей» (Ιστορικς κατλογος νδρν πισμων, изд.: Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 71-200 (2-я паг.)), содержащий сведения о К-польских, об Александрийских, Антиохийских, Иерусалимских патриархах и о других видных представителях духовенства, правителях России, господарях и политических деятелях Дунайских княжеств за 1700-1784 гг. В 1795 г., вскоре после смерти К. Д., в Вене было напечатано стихотворное «Изъяснение Божественной литургии» (Εξγησις τς θεας λειτουργας. Βιννη, 1795. Αθναι, 1996). Неизданными остаются его «Гимны» (Υμνοι, 1754), «Светильник жен» (Θανριον τν γυναικν, 1764, изд. фрагменты, напр. поэма «Княгиня Ольга, или История крещения Россов»), «Царский театр» (Θατρον Βασιλικν, 1767), включающий истории разных государей, «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ, 1768), «Книга царств» (Ββλος Βασιλειν, 1770-1774, по мнению Г. Кехайоглу - Κεχαγιγλου. 2009. Σ. 49) в 2 томах, охватывающая историю от основания г. Византия до 1453 г., «Географическая история» (Ιστορα γεωγραφικ, 1781-1782) и др., гл. обр. агиографические, произведения. М. Паизу-Апостолопулу доказала, что соч. «Хронограф», или «История происшествий» за 1648-1704 гг. ( Σθας. ΜΒ. 1872. Τ. 3. Σ. 3-70 (2-я паг.)), принадлежит не К. Д., а Димитрию Радаманису ( Παζη-Αποστολοπολου. 2007. Σ. 87-111). К. Д. переводил не только с древнегреч., но и с итал. языка (напр., «Метаморфозы» Овидия). Он переписал значительное число манускриптов. Напр., рукопись РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253 содержит скопированные К. Д. грамоты господарей Молдавии и Валахии и бояр, переписку Александрийских патриархов Парфения I и Герасима II Паллады , К-польского Дионисия IV Серогланиса и Халкидонского митрополита Гавриила с московским двором и патриархом, а также краткие жития 28 греч. новомучеников и 2 преподобных, живших в 1520-1745 гг. (Александрийская Патриархия/Сост.: архим. Порфирий (Успенский). СПб., 1898. Т. 1. С. 211-231; Медведев. 2004. С. 500-517; Πασχαλδης. 2012. Σ. 175-306). Кроме того, К. Д. исправил тексты служебных Миней, впосл. его правка была учтена Центральной церковной комиссией К-польского Патриархата при издании Миней в 1843 г. (К-поль, типография А. Коромиласа).

http://pravenc.ru/text/1684265.html

Проблемы, к-рые был вынужден решать К., взойдя на Патриарший престол, заключались, во-первых, в чрезмерной концентрации в К-поле архиереев, не желавших подолгу находиться в своих митрополиях, а во-вторых, в нестабильности финансового положения Патриархата. К. принял меры для решения этих вопросов. Январем 1751 и 1755 гг. датированы распоряжения об удалении архиереев из столицы. В сент. 1755 г. К. создал комиссию для исправления тяжелого экономического положения Патриархата, в к-рую вошли митрополиты Ираклийский, Никомидийский и Критский, служащие ведомства Великой ц. и представители ремесленных объединений К-поля ( Mansi. T. 38. Col. 633-640). По инициативе К. в 1752 г. была основана больница в Адрианополе, в 1753 г.- в К-поле. Особое внимание К. уделял вопросам просвещения: маем 1750 г. датирован патриарший сигиллий об управлении и о финансировании Афонской академии (Афониады) (Ibid. Col. 547-548). 7 июля 1753 г. К. подписал сигиллий о назначении преподавателем в Афониаду богослова Евгения (Булгариса) . О просветительских трудах К. писал в 1768 г. его близкий друг поэт Кесарий Дапонте в сб. «Мысленные цветы» (Ανθη νοητ). К. уделял много внимания отношениям с католиками. Он активно поддерживал патриарха Антиохийского Сильвестра в его борьбе с католич. прозелитизмом, а также занял жесткую позицию в вопросе о повторном крещении католиков и армян, переходящих в Православие. Необходимость повторного крещения отстаивал добившийся большой популярности в народе проповедник Авксентий Диакон , против его учения выступали мн. иерархи, в т. ч. патриарх Паисий II и преемник К. патриарх Каллиник IV. Вопрос о принятии инославных в Православие впервые встал перед К. уже в 1748 г., однако особую остроту он приобрел во время его 2-го Патриаршества. 28 апр. 1755 г. втайне от патриарха 18 архиереев во главе с митр. Кизическим Ананией составили синодальный декрет против повторного крещения (Ibid. Col. 609-618). В ответ К. в июне опубликовал послание, в к-ром предал анафеме всех принимавших этот декрет. Архиереи, подписавшие декрет, были удалены из столицы, а послание К. прочитано с амвона во всех церквах. В июле 1755 г. К. издал орос о крещении приходящих в Православие, согласно к-рому «крещения еретиков» назывались «бесполезными водами», а приходящие в истинную веру еретики считались некрещеными (Ibid. Col. 617-622). Единственным истинным крещением признавалось совершаемое согласно правилам II Вселенского и Трулльского Соборов, т. е. нагим, с троекратным погружением в купель с освященной водой и елеем, с провозглашением имени одной из Божественных Ипостасей при каждом погружении. Не имея возможности опереться на прокатолически настроенных архиереев К-польской Церкви, К. обратился за поддержкой к вост. патриархам. Орос был подписан патриархом Александрийским Матфеем Псалтом (1746-1766) и патриархом Иерусалимским Парфением (1737-1766).

http://pravenc.ru/text/1840371.html

А. М. и Н. М. принадлежали к фанариотской элите, интегрированной в османскую государственно-политическую систему, их мечтой было преобразование Османской империи изнутри путем постепенного сосредоточения власти в руках греков. Они поддерживали разновидность религ. гуманизма, укорененного в классической и ромейской (византийской) образованности, к-рая была открыта зап. идеям, но не подрывала основ Православия. Константин Маврокордат Константин Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест) Константин Маврокордат. Гравюра XVIII в. (Румынская академия, Бухарест) (27 февр. 1711, К-поль - 23 нояб. 1769, Яссы), сын Николая Маврокордата, стал валашским господарем в 1730 г. Он занимал валашский престол 6 раз (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763) и молдавский - 4 раза (1733-1735, 1741-1743, 1748-1749, 1769), проявив себя как просвещенный правитель, заботившийся о благе подданных. Он составил свод законов для каждого княжества, провел значительные реформы социального, фискального, юридического и адм. порядка, которые были осуществлены на основе Уложения 1740 г. Самой значительной из этих реформ было предоставление личной свободы крепостным крестьянам без наделения их землей (в Валахии - в 1746, в Молдавии - в 1749). По его инициативе Свящ. Писание было переведено на румынский язык, при богослужении славянский язык был заменен румынским, начаты реформы в области образования. При его дворе находились худож. Ж. Э. Льотар и ученые греки Кесарий Дапонте , М. А. Кацаитис, П. Депастас и др. К. М. оказывал щедрую материальную помощь Вост. Патриархатам. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. он был ранен в битве при Галаце и умер в плену неск. дней спустя. Господарями Молдавии были сын и брат К.- Александр I (1782-1785) и Иоанн (1743-1747). Александр II Маврокордат (1754, К-поль - 1819, Москва), сын Иоанна, вел. драгоман (1783-1784) и господарь Молдавии (1785-1786), имел незаурядное образование, знал множество языков и был искусным дипломатом. Он вел тайные переговоры с Россией о переходе Молдавии под ее сюзеренитет. В 1786 г. бежал к рус. имп. двору, где был милостиво принят Екатериной II. Ему принадлежал план освобождения Греции от османского ига. В 1787 г. А. М. основал об-во «Феникс». Среди книг, изданных на средства А. М., наиболее важное место занимает 3-томный французско-итало-греческий словарь (Λεξικν τργλωσσον τς Γαλλικς, Ιταλικς κα Ρωμακς διαλκτου. Βιννη, 1790). В 1810 г. он опубликовал в Москве сборник своих стихов «Босфор на Борисфене» (Βσπορος ν Βορυσθνει). В 1816 г. стал членом «Дружеского общества» («Филики Этерия»), целью которого было освобождение греков от османского ига, но скончался до начала антитур. восстания. Александрос Маврокордатос

http://pravenc.ru/text/2561160.html

Исторические сочинения «от создания мира» до современного им 17 в. оставили Досифей, патриарх Иерусалимский (1641–1707) («История патриархов Иерусалимских», не обошедшая вниманием и Константинопольскую Патриархию; книга связана по своему происхождению с неким не дошедшим историческим сочинением известного в российской истории Паисия Лигарида; издана в Бухаресте в 1715 г.), и Мелетий, митрополит Афинский (1661–1714) (его «Церковная история», написанная по–древнегречески, была случайно обнаружена в Святогробской библиотеке в Константинополе только в 1766 г.; в новогреческом переводе издана в Вене в 3–х т. в 1783–1784 гг.; в 50–х гг. 19 в. была предпринята попытка переиздания, но вышел только т. 1). Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотарас (1707–1731), прошедший обучение в Падуе и Париже и находившийся под сильным влиянием европейского Просвещения, был автором целого ряда исторических трудов 350 , среди которых особо выделим изданную в 1728 г. в Венеции «Историю и описание Святой Земли и Святого Града Иерусалима» (στορα κα περιγραφ τς γας Γς κα τς γας Πλεως ερουσαλμ) 351 . Преосвященный 352 Порфирий (Успенский) упоминает виденную им в Есфигменском монастыре на Афоне рукопись («вся она переписана для меня в Есфигмене и приобщена к составленному мною каталогу рукописей этой афонской обители»), озаглавленную «Начала патриарших дееписаний» (Προομια πρξεων πατριαρχικν), написанную после 1701 г. и надписанную именем Николая Маврокордата, «великого логофета Церкви Христовой и великого переводчика державного царства Оттоманов», и публикует некоторые отрывки из нее 353 . Кесарий Дапонте, окончивший свою жизнь монахом на Афоне (ум. 1789), составил «Хронографию», охватывающую 1648–1704 гг., в которой содержатся весьма скудные сведения касательно преемственности константинопольских патриархов, отдельных событий в Патриархии и т.д. В «Историческом каталоге знаменитых мужей» Дапонте дает информацию о персоналиях, живших в 1700–1784 гг.: патриархах разных кафедр, иных архиереях и представителях клира, а также о достойных его внимания мирянах. Оба труда изданы К. Сатасом в т. 3 Bibliotheca Graeca 354 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010