Проезд : до ст. Кашира Павелецкой ж.д. Каширское шоссе. Далее  пешком. (см. Белопесоцкий монастырь). СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ (мужской монастырь) Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: «…а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело… да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. г.] 40 руб. денег». В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г. Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря (см. Каширский Никитский монастырь, скит). МОНАСТЫРЬ ЧЕТЫРЕХ ЦЕРКВЕЙ Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века. На берегу р. Оки, напротив впадения в нее р. Лопасни, когда-то стоял город Лопастна — владение черниговских князей. Позднее город отошел к Рязани, однако, неоднократно разоренный татарами в XIII-XIV вв., он окончательно запустел. От города остались (или были построены заново) четыре деревянные церкви. Место стало называться «погост Городище». Из сохранившегося описания XVI в. следует, что храмы были посвящены Воскресению Христову, Его славному Преображению, свт. Николаю Чудотворцу и мчц. Параскеве Пятнице. Храмы были «строенья мирского, монастыря еще не было». О существовании обители свидетельствуют рукописный синодик 1653 г., хранившийся в одной из церквей: «положил сей сенодик в монастырь Николы Чудотворца зовомый четырех церквей Государев богомолец Благовещенский протопоп Стефан В[о]нифатьев […] по своих родителех в вечный поминок…». Стефан Вонифатьев был духовником Государя Алексея Михайловича.

http://pravoslavie.ru/1879.html

Храм был закрыт в период 20-30-х гг. Служивший здесь протоиерей Сергий Аманов расстрелян в 1937 г. Возрождение храма началось в 1993 г. (приход). По одному из приделов храм именуют в народе Пятницким. Проезд :до ст. Узуново Павелецкой ж/д (165 км.). Далее пешком или поездом на Рыбное до ост. Мягкое (7 км.). СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ (мужской монастырь) Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: «…а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело… да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. г.] 40 руб. денег”. В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г. Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря (см. Каширский Никитский монастырь, скит). Проезд : (см. Белопесоцкий м.) СПАСО-КАЗАНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА В 1888 году, 17 октября, произошло крушение поезда, в котором ехал император–Миротворец Aлekcahдp III с семьей. Поезд сошел с рельс, погибло 23 человека. Из царской же семьи никто не получил даже сколько-нибудь серьезного ранения. Все православные россияне увидели в этом знак особой милости Бога к Своему помазаннику. Во многих местах империи стали воздвигать храмы и создавать обители в память чудесного спасения царской семьи. Одной из таких обителей явилась небольшая Спасо-Казанская женская община в имении Дворяниново, Тульской губернии. Когда-то здесь жил знаменитый ученый Андрей Тимофеевич Болотов (1738–1833), человек обширнейших познаний, известный прежде всего как ботаник и агроном. После его смерти имение не раз переходило из рук в руки. Последняя владелица усадьбы, Н. Д. Давыдова основала здесь в 1904 г. женскую общину. Она создавалась по благословению и при участии святых Православной церкви: старцев Оптинских — о. Амвросия и о. Анатолия, Гефсиманского старца Варнавы (была его последним «детищем»).

http://pravoslavie.ru/1879.html

Новотихвинский – Александровский – Екатеринбургский Борисоглебский-Аносин Аркадиевский-Вяземский Благовещенский-Уфимский Спасский-Бородинский Богородицкий-Тихвинский-Кирсановский Тихвинский – Новодевичий-Богородицкий -Керенский Ивановский-Казанский-Сезеновский Троицкий – Одигитриевский – Зосимова пустынь Покровский-Медведовский Сретенский-Сызранский Абабковский-Николаевский Иоанно-Предтечевский-Мариинский Рождество-Богородицкий-Темниковский Тихвинский-Богородицкий-Бузулукский Иверский-Самарский Пророко-Ильинский-Мензелинский Успенский-Краснослободский Влахернский-Спасский Дивеевский-Серафимов Одигитриевский-Богородицкий-Челябинский Покровский-Ардатовский Казанский-Троицкий Богородицкий – Тихоновский – Тюнинский-Задонский Димитриевский – Милостиво – Богородицкий – Кадомский Иоанно-Предтечевский-Кунгурский Троицкий-Верх-Теченский Серафимовский-Понетаевский Вознесенский-Николаевский Никоновский-Сушкинский Димитриевский-Троекуровский Успенский-Оренбургский Покровский-Бугурусланский Боголюбский-Козловский Богородично-Всехсвятский-Болговский Троицкий-Ковыляевский Иоанно – Предтечев – Иннокентиевский – Томский Тихвинский-Екатеринославский Троицкий-Бирский Благовещенский-Бежецкий Богородицкий-Казанский-Ключегорский Софийский-Тулиновский Успенский-Нижнеломовский Благовещенский-Сарапульский Боголюбский-Тишениновский Богородицкий-Казанский-Мокшанский Казанский-Вышневолоцкий Короцкий св. Тихона Задонского Николаевский-Улалинский Рождество-Богородицкий-Федоровский Успенский-Богородицкий-Пермский Благовещенский-Херсонский Варваринский-Сомовский Макариев-Желтоводский-Троицкий Ягодинский-Введенский Александровский-Никитский-Каширский Параскево-Вознесенский-Пайгармский Покровский-Балашовский Чагринский-Покровский Иоанно-Предтечев-Леушинский Иосифовский-Марьевский Казанский-Головинский Казанский-Колычевский Троицкий-Чуфаровский Выксунский-Иверский Николаевский-Дальне-Давыдовский Скорбященский-Старобельский Троицкий-Раковский Крестовоздвиженский-Иерусалимский-Флоро- Лаврский-Лукинский Тихоновский-Троицкий-Задонский Троицкий-Творожковский Троицкий-Черемисский-Козмодемьянский Знаменско-Мариинский-Яранский Богородицкий-Лесневский Воскресенский-Феодоровский Вохоновский-Мариинский Казанско-Богородицкий-Бугульминский Севастьянов – Спасо – Преображенский- Сохотский Покровская-Уральская община 18 мая переименована в общежит. монастырь. („Церковн. вед.”, 1890 г., 23, 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  Неизвестно когда, но приблизительно: 1785 – 1790 Всехсвятский-Валаамский 1790–1798 Святогорский-Казанский-Коневский около 1815 г. Иоанна – Предтечи – Оптинский-Введенский около 1850 г. Предтечевский-Ордынский 1851 – 1858 Николаевский-Валаамский около 1855 г. Александро-Свирский-Святоостровский около 1859 г. Иоанно – Предтечевский – Валаамский муж. муж. муж. муж. муж. муж. муж. Выборгская „ Калужская Смоленская Выборгская „ „ 144 422 218 386 316 8 220 IV. Учреждение женских общин и принятие их в ведомство епархиального начальства Годы. Название общин. Губернии. по порядку описания. 1780 1799 1820 1826 1833 „ 1837 1841 1842 „ „ „ 1843 1846 1847 „ 1848 „ 1849 „ „ 1851 1852 1854 1855 „ „ 1856 „ 1857 „ 1858 „ 1860 „ „ „ „ 1861 1862 „ „ „ 1863 1864 „ „ „ „ „ „ 1865 „ „ „ „ „ „ 1866 „ „ „ „ 1867 1868 „ „ 1869 „ 1870 „ „ „ 1871 „ 1872 „ 1873 „ „ 1874 „ „ „ 1875 „ „ 1877 „ „ „ 1878 „ 1879 „ „ 1880 „ „ 1881 „ 1882 „ „ 1883 „ „ 1884 „ „ „ „ „ 1885 „ „ 1886 „ 1887 1888 „ „ „ „ 1889 „ „ „ 1890 Аркадиевская-Вяземская Новотихвинская-Екатеринбургская Борисоглебская-Аносина Благовещенская-Уфимская Богородицкая- Тихоновская-Тюнинская-Задонская Спасская-Бородинская Успенская-Краснослободская Троицкая-Одигитриевская-Зосимова пустынь Дивеевская-Серафимова Покровская-Ардатовская Спасская-Зеленогорская Алексеевская-Арзамасская Покровская-Медведевская Богородицкая-Тихвинская-Кирсановская Иоанно-Предтечевская-Мариинская-Ставропольская Тихвинская-Богородицкая-Бузулукская Абабковская-Николаевская Тихвинская-Богородицкая-Керенская Димитриевская-Милостиво-Богородицкая- Кадомская Ивановская-Казанская-Сезеновская Успенская-Нижне-Ломовская Иоанно-Предтечевская-Кунгурская Влахернская-Спасская-Деденевская Одигитриевская-Богородицкая-Челябинская Иверская-Самарская Пророко-Ильинская-Мензелинская Рождество-Богородицкая-Темниковская Богородично-Вехсвятская-Болховская Сретенская-Сызранская Димитриевская-Троекуровская Николаевская-Дальне-Давыдовская Боголюбская-Козловская Никоновская-Сушкинская Вознесенская-Николаевская Покровская-Бугурусланская Преображенская-Каменская Серафимовская-Куриловская Троицкая-Верх-Теченская Богородицкая-Казанская-Мокшанская Александровская-Никитская-Каширская Казанская-Троицкая Скорбященская-Старобельская Троицкая-Раковская Николаевская-Улалинская Боголюбская Боголюбская-Тишениновская Иоанно – Предтечева – Иннокентиевская – Томская Короцкая св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1870 г. он впервые заявил о себе как о церковном историке, причем сразу – очень весомо, опубликовав в «Воронежских епархиальных ведомостях» и 21–22) «Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря». Впоследствии его книга отдельными изданиями выходила трижды: два раза в Москве (1871 и 1873 гг.) и третий – в Санкт-Петербурге (1893 г.). Это последнее, наиболее полное и выверенное издание и легло в основу публикации, предлагаемой читателям. Но отец Геронтий не ограничился только историей воспитавшей его Задонской обители. В 1870 – начале 1900-х г. из-под пера о. Геронтия вышли издания, рассказывающие о других задонских монастырях (Тюнинском Богородице-Тихоновском и Тихоновском в урочище «Скит»), а также подвижниках веры и благочестия, подвизавшихся в Задонске: Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом; друге и сотаиннике св. Тихона схимонахе Митрофане; иеросхимонахах Агапите и Нафанаиле; старицах Евфимии Григорьевне и Матроне Наумовне. Отдельную книгу о. Геронтий посвятил жизнеописанию блаженной памяти архимандрита Димитрия (Григорьева), настоятеля Задонского Богородицкого монастыря, так много сделавшего для духовного и материального устроения иноческой общины. Из-под пера задонского историка-черноризца вышли и труды об обителях соседнего Ельца – Знаменской женской и Троицкой мужской. Более того, постепенно имя иеромонаха-историка становится известно далеко за пределами Воронежской епархии. И его уже специально приглашают для написания истории знаменитых монашеских обителей. Так было в связи с 500-летием Кирилло-Белозерской обители, куда иеромонах из Задонска отправился по пригласительному письму настоятеля архимандрита Никодима от 3 декабря 1896 г. А в 1899 году к о. Геронтию по случаю 100-летнего юбилея Тульской епархии обратилась уже настоятельница здешнего Каширского монастыря игумения Тихона. И летописец из Задонска с честью справился с порученным. Оба исторических описания были изданы отдельными книжками, сопровождаемыми благодарностью автору. Помимо исторических сочинений, посвященных упомянутым Кирилло-Белозерскому и Никитскому монастырям, о. Геронтий составил и издал описания Короцкого женского монастыря на родине св. Тихона Задонского , Можайского Лужецкого Ферапонтова и Волоколамского Иосифова мужских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

419 [Макария, игумения Каширского Никитского монастыря (1808(?) – 13 февраля 1894 г.). В миру Мария Николаевна Сомова, из дворян Тульской губернии Одоевского уезда. С юности жила в Крестовоздвиженском Белёвском монастыре под руководством преп. старцев Льва и Макария. В 1841 г. в результате непонимания сути старческого окормления вместе с м. Анфией на некоторое время была выслана из обители. Определена в монастырь по указу Тульской духовной консистории 20 декабря 1844 г. 14 ноября 1847 г. облечена в рясофор с именем Макария. 27 января 1852 г. пострижена в монашество казначеем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря иеромонахом Феодосием. В 1862 г. назначена настоятельницей Каширской Никитской женской общины, которой управляла 27 лет. 18 апреля 1884 г. община была возведена в общежительный монастырь, а в 1885 г. м. Макария была посвящена во игумению. В 1888 г. удалилась на покой. Незадолго до кончины приняла тайное пострижение в схиму. ] 420 [Имеется в виду о. Григорий (Борисоглебский) и о. Трифон (Туркестанов) . Трифон (Туркестанов), митрополит (1861–1934). В миру Борис Петрович Туркестанов, князь, из дворян Московской губернии. В 1883 г. поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В 1887 г. по 6лагогловснию преп. Амвросия поступил в Оптину Пустынь. В 1889 г. пострижен в монашество. В 1890 г. рукоположен в сан диакона и иерея и направлен преподавателем в Александровское духовное училище (Терской области). В 1890 г. вернулся в Оптину Пустынь. С 1891 по 1895 гг. обучался в Московской духовной академии, по окончании которой был назначен на должность смотрителя Московского духовного училища. С 1897 г. – ректор Вифанской духовной семинарии, возведён в сан архимандрита. С 1899 г. – ректор Московской духовной семинарии. В 1901 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской губернии, назначен на должность настоятеля Московского Богоявленского монастыря. В 1914–1915 гг. служил священником в армии, имел награды. В 1916 г. ушел на покой в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, назначен управляющим монастыря. После закрытия обители с 1918 г. жил в Москве. В 1923 г. возведён в сан архиепископа, в 1931 г. – митрополита. ]

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Смирением и терпением во всем отсекай свою волю. Помни всегда, и да будет примером твоим ученик аввы Дорофея послушник брат Досифей, который за пять лет спасен был за отсечение своей воли и благопокорливость. Аще и смущаешься, то удержи язык и побеждай молчанием. Это главное, начни с помощию Божией и твори молитву Иисусову. Как не можно понуждайся на всякое дело благое, последуй учению св. Отец. Будь опытной в искушениях. Бьют помыслы – бей их мечем духовным, иже есть глагол Божий. Понуждают тебя что либо сказать или сделать, сейчас же к Богу, проси помощи, но если и падешь, то сейчас же вставай, проси прощения у Господа. И вот, если будешь себя понуждать и всегда просить Бога, то поверь, будет со временем легче, и Господь всегда поможет. Читай „Богородицу " . Господь да простит ти, чадо, и поможет в твоем исправлении. Испрашивая на тебя мир и Божие благословение.             516. Кто потерял веру к духовной матери – тот пал. Надо не оправдывать себя, а считать во всем виноватой Пишешь, что вера к матери духовной является. Благодари Бога и моли Его, чтобы сохранил в тебе эту веру и приложил еще, а то кто веру потерял к матери – тот пал. Смиряйся больше, волю свою отвергай, во всем совета и благословения проси, своему разуму не верь, и Господь сохранит тебя. Когда говорят тебе и трудно переносить бывает, это тоже от гордости. Надо не оправдывать себя, а считать во всем виноватой и говорить на всякое слово: „Прости " . Этим во смирение придешь и мир душевный [получишь]… Мир тебе и Божие благословение. Каширский Никитский монастырь Феодоре Боминой, в монашестве Февронии. 1899–1909             517. Все неблагоприятное в жизни обращай на пользу своей души. Терпение напрасных выговоров венчает главу М. Феодора! Письмо твое получил и молюсь за тебя. Ухитряйся и все неблагоприятныя условия жизни обращать на пользу своей души, а для этого необходимо иметь всегда самоукорение и сознание всей своей греховности. За претерпевание напрасных выговоров от начальства невидимо глава твоя венчается, а потому радуйся, а не смущайся о сем. Мир ти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Интерьер ц. во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. Интерьер ц. во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. Репрессиям подверглась и монастырская воспитанница Ольга Георгиевна Мещерякова (1890-?). Некоторое время она училась в медицинском уч-ще, служила регентом в ц. Вознесения Господня («Малое Вознесение») на ул. Б. Никитской в Москве. 14 апр. 1931 г. была арестована как «член церковной антисоветской группировки». В анкете Мещерякова написала: «Подчиняюсь советской власти по христианскому долгу». Осуждена особым совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по обвинению в «активной а/с деятельности, выражающейся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказании помощи ссыльному духовенству» на 3 года ссылки без права проживания в 12 населенных пунктах, содержалась в Бутырской тюрьме. Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIX в. (ц. во имя вмч. Никиты) Свт. Николай Чудотворец. Икона. XIX в. (ц. во имя вмч. Никиты) В 20-х гг. XX в. была закрыта ц. «Неопалимой Купины», в 30-х гг. разрушены колокольня, св. ворота, большая часть келий, снесены купола Никитского храма (затем перестроена и вся церковь), ограда с башнями. В нояб. 1941 г., когда нем. войска находились в 7 км от Каширы, в Никитской ц. располагался штаб обороны города. На юж. фасаде храма укреплена мраморная мемориальная доска в память «дней боев под Каширой». Согласно «Акту технического осмотра памятника архитектуры» от 29 июля 1955 г., Никитский храм передавался в аренду молокозаводу; общее состояние постройки признавалось «удовлетворительным», но отмечалось, что здание «от времени и атмосф[ерных] осадков, без ремонта - разрушается». В 50-х гг. XX в. значительную часть обители, включая Никитскую ц., заняли производственные помещения Ногинского чулочно-носочного объединения. Некоторые постройки, в т. ч. настоятельский корпус 60-х гг. XIX в., использовались под жилье. В 50-80-х гг. XX в. разрушался пустовавший Преображенский собор. В 1980 г. архит. Ф. В. Разумовский составил паспорт по К. м. для Управления по охране памятников истории и культуры.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

На кладбище были похоронены каширские знатные дворяне и купцы: Д. М. Марков († 1847), П. Чертов († 1897), Т. И. Шапошников (кон. XIX в.), ректор Московского ун-та, проф. ботаники И. А. Двигубский (1771-1839). В 1987 г. настоятельницы К. м. Фомаида (Чирочина) и Макария (Сомова) были причислены к Собору Тульских святых. Местные жители передали в возрождающиеся храмы К. м. монастырские святыни XIX в.- Тихвинскую икону Божией Матери и 2 образа свт. Николая Чудотворца. Считается, что хранящаяся в Белопесоцкой обители икона Божией Матери «Скоропослушница» происходит из К. м. Часть монастырских святынь находилась в Свято-Троицком храме с. Голочёлова Ступинского р-на Московской обл. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-29507; РГБ НИОР. Ф. 213. К. 65. Ед. хр. 11. Л. 6-6 об., 18-18 об.; Ед. хр. 12. Л. 7-7 об.; Ед. хр. 17. Л. 8-8 об.; Ед. хр. 21. Л. 1-1 об.; Ед. хр. 31. Л. 13-14 об., 16-16 об.; Ед. хр. 32. Л. 1-1 об.; К. 72. Ед. хр. 14. Л. 19; ГА Тульской обл. Ф. 743. Оп. 1. Д. 1150. Л. 1889 г.; Ф. 3. Оп. 16. Д. 117 [Духовные росписи монашествующих белёвской Введенской Жабынской пустыни, белёвского Спасо-Преображенского, Новосильского Св.-Духова, каширских Никитского и Успенско-Иверского мон-рей, 1902 г.]; Архив Никитского храма бывш. Каширского Никитского мон-ря. Ист.: СУРП. 1884. 55. Ст. 435; Каширина В. В. Письма прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина) в Каширский Никитский мон-рь//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12: Иерархия в Др. Руси. С. 50-57; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни/Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т. Лит.: Кёппен П. И. Города и селения Тульской губ. в 1857 г. СПб., 1858. С. 88; О Никитской жен. обители в г. Кашире Тульской губ. М., 1869; Денисов. 1908. С. 876-877; ЦВед. 1908. 8. С. 43-44; Геронтий (Кургановский), архим. Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909; Разумовский Ф. В. На берегах Оки: От Серпухова до Каширы. М., 1988; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

В соборе также располагались чтимые иконы Божией Матери в сребропозлащенных ризах: Иверская, Тихвинская (келейный образ прп. Амвросия (Гренкова), подаренный игум. Тихоне в Оптиной пустыни), «Знамение» (точная копия чудотворного образа из Серафимо-Понетаевского мон-ря ), «Взыскание погибших» (написана в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре ), «Умиление» (подарена сестрами Серафимова Дивеевского во имя Св. Троицы мон-ря ), святителей Тихона Задонского (прислан задонским архим. Прокопием), Феодосия Черниговского, Николая Чудотворца с чудесами в клемах, великомучеников Георгия Победоносца («на цинке, в золоченной раме») и Никиты с житием (в меднопозлащенной ризе с венцом, украшенной мелкими стразами), мч. Иоанна Воина в меднопосеребренной ризе с венцом. Здесь же размещались иконы Божией Матери «Троеручица» «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение» и вмч. Пантелеимона, переданные в К. м. со Св. Горы Афон. В ковчеге «в виде гробницы» хранились монастырские святыни - Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (принесена в нач. 40-х гг. XIX в. мон. Фомаидой из Москвы) в сребропозлащенной ризе с жемчужным убрусом и часть облачения прп. Серафима Саровского, над которым находилась икона прп. Серафима (написана на «золоточеканной» доске). Др. ковчег содержал частицы мощей апостолов Матфея, Андрея, Иакова, святителей Григория Богослова, Николая Чудотворца и Тихона Задонского, вмч. Феодора Тирона, вмц. Варвары, мучеников Иоанна Воина, Евстратия, мучениц Стефаниды и Фомаиды, преподобных Ефрема Сирина, Моисея Угрина, Нила Столобенского. В отдельном ковчежце сохранялась частица мощей вмч. Никиты (подарена обители Тульским еп. Алексием (Ржаницыным) ок. 1858), а над ним - резная икона великомученика в сребропозлащенной ризе с эмалевой отделкой. Крестные ходы с образом вмч. Никиты и др. иконами К. м. совершались 8 июля (вокруг обители) и 20 июля (из городских храмов в монастырь). Под 3-ярусной монастырской колокольней (1845) находилась небольшая церковь, освященная 24 мая 1855 г. соборным прот. Никанором Успенским в честь Преображения Господня (4 сент. 1906 переосвящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»). В 1902-1906 гг. было построено новое здание трапезной, объединенное переходом с Никитским храмом (среди жертвователей на строительство был св. мч. имп. Николай II Александрович , передавший обители 800 р.). В 60-х гг. XIX в. при мон. Макарии вместо деревянных домов были построены каменные корпуса, ограда (1 саж. 2 аршина высоты) с башнями по углам и фигурами ангелов, южные святые (1866) и 2 въездных ворот; к нач. XX в. устроен свечной завод, разбит плодовый и ягодный сад. Также был поставлен 2-этажный деревянный келейный корпус с просфорней и хлебной. К 1888 г. в обители было 7 каменных корпусов, 4 деревянных на каменном фундаменте и 4 ветхие кельи. В 90-х гг. XIX в. в К. м. были построены игуменский дом (1893), 2 келейных корпуса и сторожка близ ворот. Ризница и библиотека

http://pravenc.ru/text/1683975.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010