А царство Российское не подобно ли зерну горчичну, еже есть меньше всех семен? Воспомяните себе сего царствия начатки, колика его бяше малость: едино зерно горчичное, всех семен малейше, едино княжение, и то еще дань дающе гордости агарянской. О воистину зерно горчичное, горести преисполнено, умалением уничижаемо! Что же потом? Досталося сие зерно в руки добрых земледельцов, монархов российских, начнут добре орати, начнут нивы казанския, астраханския, сибирския управляти многотрудным потом... Се зрите зерно горчичное в каково возрасте зелие, зрите, како великим сталося древом, яко приити птицам небесным, толикому множеству святых, и витати на ветвех его. О горькое зерно! О умаленное семя! како возрасло еси в сицеву жатву... Возведите очеса ваша и видите нивы казанския, астраханския, сибирския, касимовския и прочая: врите нивы кизикерменския, таманския, азовския, шведския и прочая... Но како возрасте сие жниво? Рекох уже вам, яко мужеством монархов и воинов российских»... Переходя затем к современной победе над Шведами и взятию Нотенбурга, он говорит: «Твердый был и сей орешек фортеца прекрепка, нетолько стенами, воинами, пушками и всякою стрельбою и бронями вооружена; но наипаче самым естеством, самым естественным положением, самым не приступным островом, самыми быстрыми водами отвсюду окружаема: зубов сей орешек и прекрепких не боялся, зубы первее надобе было сокрушити, нежели Орешек, и невредим бы пребывал доселе, аще бы сицевую твердость твердейший не поразил камень. А камень не иный только, о нем же глаголет Христос: Петре, ты еси камень. Ныне же Снейтенбург (Нотенбург, или Орешек) нарицается Слиссельбург (Шлиссельбург) то есть ключ город, а кому же ключ сей достался? Петрови Христос обещался дати ключи. Зрите убо ныне, коль преславно исполняется обещание Христово» 57 . После трудной, но славной победы над королем Шведским под Полтавою (27 июня 1709.), Яворский говорил в своем Слове: «Радуйся, Российская держава, яко исполнил есть Господь во благих желание Царево, членовные льву Шведскому сокрушил есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Царя же в то время не было в Казани – он еще раньше умер духовной и телесной смертью. После него осталась молодая царица, и родился у нее в тот же год царевич, по имени Мамш-Кирей, которому и завещал царство после своей смерти его отец. Владела же царица Сумбека всем Казанским царством после царя своего пять лет, пока подрастал сын ее, молодой царевич, и набирался царского разума. И правили Казанью вместе с нею уланы, и князья, и знатные мурзы, и вельможи, и царские приказчики, первым среди которых был крымский царевич Кощак. И за год до этого отстоял он Казань и не дал взять ее самому царю и великому князю. И увидела тогда царица, и все упомянутые казанские правители, и все простые земские люди – низовая черемиса, а по-русски чернь, что пришел касимовский царь Шигалей с многочисленным русским воинством и большими стенобитными орудиями и, словно насмехаясь над ними и играючи, всего за несколько дней построил им на удивление город посреди их земли, словно у них на плечах. И когда изменила им черемиса горной стороны со всеми своими войсками и покорилась московскому самодержцу, казанцы долгое время ничего об этом не знали: ни о построении города, ни об измене черемисы. И хотя многие говорили им об этом, казанцы, снедаемые гордостью, не верили им, думая, что построен лишь малый городок, называемый «гуляй». Такой ведь городок, поставленный на колеса и скрепленный железными цепями, много раз ходил с воеводами к Казани; некогда часть его была захвачена казанцами вместе с семью пушками. И только тогда, когда болыпой город Свияжск был уже построен, узнали они правду и начали тужить и тосковать. И испугались царица и все казанские вельможи, и сильно устрашились все люди, и охватил их трепет, и ужаснулись они до мозга костей, и вся сила их исчезла, и поглощены были Христовою силой мудрость их и высокомерие. И говорили они сами себе: «Что натворили мы и почему не проснулись, и как могли мы уснуть и не устеречь, и как обольстила нас, как во сне, Русь, лукавая Москва?» И долго совещались они с царицею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

924 ) употребляется только множественное число 925 . Данные факты имеют одно возможное объяснение: в феврале и в меньшей степени – в сентябре 1473 г. для писцов великокняжеской канцелярии множественное число в слове «Орда» было еще внове и они иногда по привычке проставляли единственное. По мнению П.Н. Павлова, появление в 1473 г. множественного числа в слове «Орда» было связано с началом дипломатических отношений с Крымским ханством, в результате чего Орд, с которыми поддерживался контакт, стало две; Казанское же ханство, отношения с которым начались гораздо раньше (в 40-е гг.), «Ордой» не именовалось 926 . Но, во-первых, еще в 40-е годы XV в. московские князья имели контакты с двумя Ордами – Кичи-Мухаммеда и Сеид-Ахмета 927 (последняя распалась, напомним, во второй половине 50-х гг.). Во-вторых, задолго до 1473 г. были установлены контакты с Ногайской Ордой 928 . Наконец, нет оснований считать, что Казанское ханство не включалось в число «Орд». В духовной грамоте Ивана III и в докончаниях его сыновей Василия и Юрия 1504 и 1531 гг. платежи в Крым, Астрахань, Казань и «Царевичев городок» (Касимов) обобщенно именуются «выходы ординские»; из договоров Василия с Юрием прямо следует, что нижеперечисленные образования являются «Ордами»: «А тоб Орд не знати. А в выходы ти в ординские, и в Крым, и в Асторохань, и в Казань, и во Царевичов городок...» 929 . Поэтому и в духовной брата Ивана III вологодского князя Андрея Васильевича во фразе «что за меня в Орды давал, и в Казань, и в Городок царевичю» (на которую ссылается П.Н. Павлов как на свидетельство того, что Казань не считалась «Ордой») Казань и Городок следует понимать не как дополнение к «Ордам», а (аналогично грамотам 1504 и 1531 гг.) как раскрытие понятия «Орды» для данного конкретного случая 930 : Андрей задолжал брату именно по выплатам в Казань и касимовскому хану. Таким образом, традиция контактов с несколькими «Ордами» насчитывала к началу 70-х гг. три десятилетия, но изменение единственного числа на множественное в договорных грамотах произошло только в начале 1473 г. Очевидно, причина здесь в ином: до этого времени употребление единственного числа было следствием особого отношения к ханам Большой Орды – сюзеренам московских князей; несмотря на фактический распад ордынской державы, в Москве продолжали признавать ее формальное единство под главенством этого правителя 931 . В феврале же 1473 г. Большая Орда была приравнена к другим ханствам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К прямоугольному в плане основному объему храма с полуциркульной в плане апсидой и прямоугольной в плане, в две световые оси трапезной с запада примыкает четырехъярусная колокольня. Особой выразительностью отличается цилиндрический световой барабан, расширенный по сторонам света мощными выступами – пилонами, придающими ротонде светового барабана в плане крестообразную форму. Световой барабан венчает круглый в плане, вытянутый по вертикали объем малого светового барабана, служившего первоначально звонницей. Покрытие купола большого светового барабана и завершение малого утрачены. Северный и южный фасады церкви фланкированы четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами. Оконные проемы первого светового яруса двусветного объема церкви – прямоугольные, второго светового яруса – квадратные. Оконные проемы трапезной и большого светового барабана – прямоугольные с полуциркульным завершением. Аналогичную форму имеют прорезанные по сторонам света арочные проемы малого светового барабана. Окна первого светового яруса церкви декорированы сандриком-полочкой на кронштейнах. Прямоугольные с полуциркульным завершением окна декорированы архивольтами с замковыми камнями. Квадратные в плане первый, второй и третий ярус колокольни, прорезанные арочными проемами звона по сторонам света во втором и третьим ярусах обработаны по углам двойными пилястрами. Четвертый ярус колокольни – восьмиугольный в плане, прорезанный по сторонам света арочными проемами звона меньшего размера. Завершение колокольни утрачено. В архитектуре здания соединены черты классицизма (объемно-пространственная композиция и декор храма) и класицизирующей эклектики (колокольня). Храм принадлежит к числу наиболее интересных культовых сооружений, построенных в стилевых формах классицизма на территории Липецкой области. В с. Стешево появился на свет Борис Гавриилович Скворцов, будущий епископ Рязанский и Касимовский. Родился он 30 сентября 1895 в семье священника Гавриила Михайловича Скворцова. Отец будущего архипастыря был тоже родом из духовного звания и отличался усердными и ревностными трудами на ниве Христовой. По окончании в 1885 Рязанской Духовной семинарии по второму разряду Гавриил Михайлович был определен на штатную должность псаломщика к Спасской церкви с. Хрущева Данковского уезда, а в 1887 архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) был рукоположен на штатную должность священника к Казанской церкви с. Стрешнева Данковского уезда. Прослужил Гавриил Скворцов в этой должности до 1896 года (Подробнее о жизни Гавриила Скворцова и Бориса Скворцова можно прочитать на сайте Церковный некрополь).

http://sobory.ru/article/?object=12863

В последующие годы усиленной борьбы государства с Церковью, здание Казанского храма в Голенчино приспосабливалось для различных хозяйственных нужд. Сначала его использовали для склада зерновых, затем пытались устроить в нем школу. О попытке разместить на святом месте безбожную школу, также имеются свидетельства старожилов. Перед началом учебы внутри церкви решено было сделать ремонт, для чего была сбита и закрашена краской настенная роспись и затем поставлены новые парты. Когда начался первый урок, то ученики не смогли находиться в здании, так как у них слезились глаза и невозможно было их открыть. Решили, что стены покрасили не той краской и снова перекрасили, но повторилось то же самое. Так было и в третий раз. Тогда было принято решение использовать здание церкви под склад зерновых существовавшего тогда здесь колхоза. Последним в небольшом, но многострадальном здании Казанской церкви, размещался склад Рязанского объединения «Росреставрация». Надо отдать должное реставраторам, что крышу на своем складе они сделали добротную, а это способствовало сохранению здания церкви от окончательного разрушения. Начиная с 1992 года неоднократно делались попытки вернуть храм верующим. В конце 1994 года инициативная группа жителей Голенчино и прилегающих улиц: Березовая, Гоголя, Некрасова, Толстого, Полетаева, Черновицкой и др., организовав Православную церковную общину Казанского храма в Голенчино, обратились к городским властям с ходатайством о возвращении верующим здания церкви. Более 600 человек подписало это обращение в мэрию. В начале 1995 года было принято решение о возвращении Казанской церкви в Голенчино православной церковной общине этого храма. Сразу же, зимой, силами приходского совета, верующих, местных жителей и благотворителей начались восстановительные работы. Много трудов и сил положила на восстановление храма первый председатель Приходского совета Анна Васильевна Гришина. В том же 1995 году настоятелем Казанской церкви в Голенчино был назначен священник Валерий Гузеев. С его именем связаны все последующие труды по возрождению приходской жизни церковной общины и восстановлению внешнего и внутреннего благолепия храма. 28 февраля 1996 года Высокопреосвященнейщим Симоном архиепископом Рязанским и Касимовским храм был вновь освящен. В возрожденной Казанской церкви регулярно совершаются все богослужения и требы согласно церковному уставу. Настоятель храма духовно окормляет больных психиатрической больницы, ведет большую миссионерскую работу в приходе. Регулярно выпускается приходской листок «Лука».

http://sobory.ru/article/?object=14400

Есть также тут и крытые ряды для торгующих сукнами, материями разными, парчами, шелковыми тканями, мехами и другими подобными товарами. Иностранные купцы тоже имеют здесь свои магазины, в которых и сидят они по целым дням. Наконец, мастеровые и мелкие торговцы помещаются в особых улицах, так же как и другие. Третья часть этого города называется Белый город, или Белая стена. Эта часть с Китай-городом совершенно охватывает Кремль до самой Москвы-реки и имеет также свою стену. Небольшая речка Неглинная протекает через эту часть, имея с одной стороны (на одном берегу) Арсенал, а с другой – большой кабак, или дом, в котором продается водка. Четвертая часть, находящаяся внутри земляного вала, называется Скородом, то есть сделанный наскоро. Это название произошло по тому обстоятельству, что вал этот возведен был в очень короткое время, преимущественно со стороны рек Москвы и Неглинной, для того чтобы прикрыться от татар, при царе Федоре Ивановиче 43 , в 1584 году. Царь этот был сын царя Ивана Васильевича, первого князя, принявшего титло царя, после покорения царств Касимовского, Казанского, Астраханского и Сибирского. Слово «царь» 44 есть славянское и значит собственно король, а не император, как объясняют его некоторые писатели. Славяне слово «император» разумеют в смысле кесарь или цесарь, а «король»– в смысле короля. Немцы также ошибаются, полагая, что название «царица» значит императрица, так как под названием этим должно разуметь только королеву. Большая часть слобод, или места жительства стрельцов, то есть военных людей, помещается в этой последней части города. Прежде они живали и внутри Красной и Белой стены, но с некоторого времени государь выселил их оттуда по причине неспокойного их нрава и беспрестанных почти возмущений. Относительно зданий, ничто мне не показалось здесь так удивительным, как постройка домов, которые продаются на торгу совершенно готовые, так же как и покои и отдельные комнаты. Дома эти строятся из бревен или древесных стволов, сложенных и сплоченных вместе так, что их можно разобрать, перенести по частям куда угодно и потом опять сложить в очень короткое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

453 И покушашеся многажды прелести реку... и не можаше... – Сражение на переправе через Угру продолжалось четыре дня. Летописи подтверждают, что татарам не удалось преодолеть водную преграду и завязать бой на левом берегу. Это четырехдневное сражение фактически предрешило судьбу войны. 454 И посылает отай царя Златую Орду пленити служивого своего царя Нурдовлета Городецкого... – Нут-Давлет, сын крымского хана Хаджи-Гирея (Ази-Гирея), после смерти отца, потерпев поражение в борьбе за власть от своего младшего брата Менгли-Гирея, бежал на Русь и в царствование Ивана III находился у него на службе как Касимовский (Городецкий) царевич (см. сноску 132). Умер около 1491 г. Сведения «Казанской истории» о его походе не подтверждаются историческими источниками. Однако, по мнению исследователей, этот факт вполне мог иметь место в действительности. 455 И скоро в том часе царь от реки Угры назадь обратися бежати... – В действительности бегство Ахмед-хана было обусловлено комплексом причин: союзник Орды польский король Казимир IV не пришел на помощь Ахмед-хану; союзник Ивана III Менгли-Гирей угрожал Ахмед-хану с тыла, со стороны Поля; окрестности Угры были разорены самими же ордынцами; не хватало продовольствия, и надвигалась зима, которая несла новые лишения. К отступлению от Угры Ахмед-хан готовился заранее, сначала отослав в Орду захваченный полон. Конное же войско татар покинуло район Угры поспешно, побросав обозы, накануне 7 ноября. 456 И приидоша нагаи, иже реченные мангиты... – Мангыты – тюркоязычные кочевники крупного феодального рода Мангыт. Во второй половине XIII в. входили в состав Орды золотоордынского темника Ногая, по имени которого и стали позднее называться «ногаями». 457 ...при... первом Владимире православном. – Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.), с 980 г. – великий князь киевский, сделавший христианство официальной религией русского государства. 458 По смерти... Батые, убиту ему бывшю от югорского короля Владислава... – Факт гибели Батые от руки венгерского короля – вымышленный. Источником его является легендарная «Повесть об убиении Батые», включенная в «Хронограф». В действительности Батый нанес поражение в 1242 г. королю Венгрии Беле IV. В XV в. с именем Владислава III (1424–1444), короля Польши (с 1434 г.) и Венгрии (с 1440 г.), связан ряд побед над турками, что, возможно, и послужило толчком для соединения двух разных исторических событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

512 ...Михайло Глинский, сын Лвов... – Михаил Львович Глинский (ум. в 1534 г.), князь, дядя царицы Елены Васильевны, жены Василия III. Пользовался большим влиянием в последние годы правления Василия. В 1534 г. организовал заговор против фаворита Елены И. Ф. Овчины-Оболенского, был схвачен и умер в заточении. 513 ...князь Иван Оболенский Овчина... – Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский (ум. в 1539 г.), князь, боярин с 1534 г. Играл большую роль в правительственных делах при Василии III; при Елене Глинской стал фактическим правителем государства. После смерти царицы по распоряжению захвативших власть Шуйских брошен в тюрьму, где и умер. 514 ...малого градца гуляя 80 городень и в них 7 пушек. – Гуляй-город – древнерусское подвижное боевое сооружение, применявшееся при осаде городов. Имел вид многоярусной самоходной крепости, внутри которой помещалась команда, вооруженная орудиями и пищалями. 515 ...и с того бою... в Крым утече... к брату своему Сап-Кирию... крымскому... И бе тамо... лето и шесть месяц. – Свое первое изгнание (около четырех лет – до 1535 г.) Сафа-Гирей провел не в Крыму у Сахыб-Гирея, а в Ногайской Орде. 516 И царя на Казань прошаху – брата Шигалиева меншего, царевича Геналея... – Касимовский царевич Джан-Али (Геналей) был приглашен на престол «московской партией» в Казани после изгнания Сафа-Гирея в 1531 г. 517 ...царевича суща пятинадесяти лет... – Относительно даты рождения Джан-Али у историков нет единого мнения. М. С. Худяков указывает на 1516 г., Г. 3. Кунцевич относит его к более раннему времени, так как уже в 1521 г. Джан-Али управлял касимовскими татарами. 518 ...Даниил митрополит... – (1522–1539) – ученик и последователь Иосифа Волоцкого (о нем см. т. 9 наст. изд.); послушный исполнитель воли великого князя; поддержал развод Василия III с Соломонией Сабуровой и венчал его с Еленой Глинской. 519 ...лето едино тихо живше с ним... – Правление Джан-Али в Казани продолжалось около пяти лет (с 1531 по 1535 г.). 520 ...и восташа, и убиша его без вины... – Одна из версий, объясняющая убийство Джан-Али казанцами, известна по переписке ногайского мурзы Юсуфа с дочерью Сююн-Бике (Сумбекой), ставшей женой хана Джан-Али. Узнав из письма дочери, что муж ее не любит, Юсуф отдал приказ убить Джан-Али, а Сююн-Бике вернуть домой (Моисеева Г. Н. Казанская царица Сююн-Бике и Сумбека «Казанской истории». – ТОДРЛ, т. XII, 1956, с. 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Естественно поэтому, что мухаммедане всеми мерами стремятся опровергнуть это учение и доказать его несостоятельность. Но опровержения их в этом случае или крайне наивны, или крайне грубы. Автору сочинения приходилось, например, слышать от касимовских мухаммедан следующее сравнение: «Купец не может быть в то же время и приказчиком, потому что хозяин – одно лицо, а приказчик – совершенно другое лицо; так и Иисус не может быть Богом и человеком в одно и то же время. Бог, будучи Богом, мог послать Иисуса с поручением в мир, как купец-хозяин – своего приказчика. Иисус, исполняя волю Божию, есть поэтому Его приказчик. Как же он, будучи приказчиком, явится в тоже время и хозяин? – Это нелепо!». Другое возражение, которое приходилось слышать автору сочинения от казанских мухаммедан, основывается на неприличии предотавления человеческих свойств в отношении Бога: «Иисус вкушал пищу и пр., а вкушать пищу Богу не свойственно " … При этом невольно припоминается подобное же возражение Корана: «Как у Бога будет сын, когда у него нет супруги?»... Желая доказать большее соответстствие здравому смыслу своего представления об Иисусе, как о простом смертном и пророке Божием, мухаммедане говорят: «У каждого предмета есть три стороны, с каких можно рассматривать его. Это: верх, низ и середина. Истина находится в средине». Это общее положение так прилагается к Иисусу Христу: «Жиды слишком унижают Иисуса, не считая Его даже и пророком; христиане, напротив, слишком возвышают Иисуса, считая Его Богом; мухаммедане идут средним путем: не признавая Иисуса Богом, подобно христианам, они и не унижают Его, подобно жидам, а признают его пророком. Следовательно, мухаммедане более справедливы в отношении к Иисусу, чем христиане и жиды». Чтобы доказать мухаммеданам неосвовательность их теории о средине, как источнике истины, приложим эту теорию к Мухаммеду таким образом: мухаммедане считают Мухаммеда величайшим посланником Божиим и, следовательно, очень возвышают его; язычники арабы, современники Мухаммеда, считали его чародеем и дураком и, следовательно, очень унижали его; христиане остаются в средине, так как не считают Мухаммеда ни чародеем, ни дураком и ни величайшим посланником Божиим, а простым человеком, искуссно воспользовавшимся обстоятельствами своего времени и произведшим при помощи других лиц 649 известную реформу политического и религиозного быта Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

47 См. ниже приложенную к сему отписку из архива Симбирской Гражданской Палаты Грамоты Симбирския 48 Viel vermehrte Moscowitische und Persiauische Reisebeschreibung von Adam Olearius, Hamburg 1696, S. 189 rgl. zur S. 180 Accurata delineation flum. Wolgae. 54 Мудреца, монаха мусульманского. См. Herbelot Orientalische Bibliothek, Halle 1790, 4 Band S. 272. Sofi. 55 См. в Записках Импер. Археолог. Общества т. XIII, Спб. 1839, статью Вельяминова-Зернова: Памятник с Арабско-татарскою надписью в Башкирии стр. 277; о новой Казани его же: Исследование о Касимовских царях, Спб. 1861, ч. 1. стр. 3–13. Религиозному, аскетическому. Мудреца, монаха мусульманского. См. Herbelot Orientalische Bibliothek, Halle 1790, 4 Band S. 272. Sofi. 56 Энциклопедический Лексикон Плюшара, т. 7. стр. 420: Буртасы, слич. 304, Библиотека для чтения т. 19 отд. 3, стр. 20: Волжские Булгары, о монете – Описание Кубических монет, найденных в Рязанской губернии, Григорьева, Спб. 1841, стр. 48. – бит диргем в Суваре 338 (949 по Р. Хр.) года. 58 О названии Симбирска от основателя своего – Болгарского или Казанского князя уже сказано. Кайбела, точнее Кайбула, также есть собственное имя лица, как видно из Казанских писцовых книг Ив. Болтина 7111 г. «деревня Исенгиля, в ней татарин Кайбула». 60 П. Палласа Путешествие по разным провинциям Российской империи, часть 1. Спб. 1773, стр. 213. 214. 62 Перекупившие у рыбаков эту гривну, думая, что мусия может унизить достоинство золота, к сожалению, всю ее сколупали. Потому она в описи и не значится. 63 Вообще Татарское население этого и смежных мест видно и из того, что по репорту священника села Кайбел в 1856 г. в 10-ти верстах от сего села при речке Колмаюр приметны древние никому незапамятные Татарские кладбища, где между прочим тогда был (неизвестно, сохранился ли доселе) надгробный камень с Татарскою надписью, такой точно величины (9 четвертей длины и 3 ширины), как вышепомянутый Татарский камень в ограде церкви села Архангельского Репьевка тож. 64 В архиве Симбир. Гражд. палаты Карсунские писцовые книги стольника Ив. Вельяминова 7194 г. л. 444.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010