Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ II [болг. Йоасаф] († не позже янв. 1746), архиеп. Охридский в 1719-1745 гг. Родом из Мосхополя (ныне Воскопоя, Албания), И. в 1706 г. упоминается как митрополит Преспанский, в 1709 г. избран митрополитом Корчинским. Когда стало ясно, что грек-фанариот архиеп. Охридский Филофей не вернется из России, куда уехал в 1714 г. (в 1722 стал архиепископом Смоленским и Дорогобужским), 6 февр. 1719 г. при поддержке «автохтоной» партии И. возглавил Охридскую архиепископию . Созванный им Собор 21 февр. 1719 г. заявил о прекращении участия К-польского Синода в делах Охридской архиепископии и о необходимости принятия мер, ограждающих ее престол от попыток незаконного (т. е. без согласия иерархов и народа) управления. Это вызвало недовольство в К-поле, в дальнейшем К-польский Синод неоднократно прибегал к различным интригам, чтобы восстановить свое влияние. Напр., после переговоров 1737 г. австр. властей с Охридской архиепископией и Печским патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) о поддержке антиосманского восстания в серб. землях И. был объявлен австр. шпионом, поскольку согласился поддержать восстание только при условии обеспечения церковной независимости архиепископии и создания в Боснии, Сербии, Албании и Македонии единого вассального Австрийской империи княжества с правом голоса в сейме и с экономическими привилегиями. При И. Охридская архиепископия была максимально независима от К-поля. Отличался любовью к науке, поддерживал духовное образование: по его личным просьбам валашский господарь Иоанн Маврокордат и богатые горожане выделяли средства на содержание греч. уч-ща в г. Корица (ныне Корча, Албания) и на строительство здания для греч. «Новой академии» в Мосхополе (1740-1750). При нем типография в Мосхополе (при храме св. Иоанна Богослова, с 1744/45 в мон-ре св. Наума) издавала слав. службы и жития святых, в т. ч. местных, учебные пособия и богословские произведения. Для поощрения пожертвований повелел записывать имена ктиторов в специальные помянники, которые периодически полностью зачитывались в храмах. Передал собору Св. Софии в Охриде подаренную ему венецианскую корону из золота и серебра с драгоценными камнями, а кафедральному собору в Корче свои городские дома. Сократил размеры долга кафедры, к-рый остался после его предшественника, регулярно выплачивал налоги, построил резиденцию в Охриде (1730-1735) и установил ограду вокруг кафедрального собора. В 1727 г. по предложению И. церковно-народный Собор архиепископии перенес празднование памяти св. Наума Охридского с 23 дек. на 20 июня. В глубокой старости в окт. 1745 г. ( Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 550) И. ушел с кафедры и вскоре скончался. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение, 1394-1767. С. 138-140, 345-347, 357-359, 383-386, 391-405, 409-411. Н. С. Першина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/578120.html

Другое тоже широкомасштабное переселение сербов из Косово и Метохии произошло в 1737 г. после второй Австро-турецкой войны, при Патриархе Арсении IV Йовановиче-Шакабенде. Приведем одно письменное свидетельство современника из Печи относящееся к 1737 г. в нем говорится: «Ох, лета Господня 1737 был великий мятеж, когда немцы взяли Ниш… Тогда бежал Патриарх Сербский господин Кир Арсений Червертый. Ох, как только все не пострадал тогда род христианский, какой мукой мучен не был. Невозможно в это время писать об этом, в страхе от турок. Тогда и Косово было пленено. Что еще скажу: не было такового во дни Диоклетиана/когда было страшное гонение на христиан/как сейчас, ибо Бог попустил за грехи наши. Писал, Петар Андрейич». Между тем, тогда Косово и Метохия от сербов очищены не были. Наряду с другими свидетельствами, сообщающими о дальнейшем страдании косовско-метохийских сербов в течение XVIII и XIX вв. мы имеем ясное доказательство и о том, что в катастихе монастыря Девича и похожем катастихе монастыря Святой Троицы под Мушутиште/Сува Река/записаны имена многочисленных сербов – благотворителей этих и других монастырей. Речь идет о десятках и сотнях сел, со священниками и приходами. В одном только Девичском катастихе насчитывается по крайней мере 200 сербских сел с приходами и священством, в качестве жертвователей этой особо почитаемой в народе великой православной святыни, в которой покоится святой Иоанникий Девичский. Но сколь сербский народ ни был жизнестойким и способным к сопротивлению и сколь он не выдерживал многие насилия и страдания, все же давление и бесчинства «диких арнаутов» и беззаконных измаильтян турок продолжались и усиливались, в виду чего имели место и единичные и групповые случаи бегства с территории Косово и Метохии, о чем писалось все больше потрясающих свидетельств. Одной из особенностей сербского существования в Косово и Метохии является постоянное восстановление своих христианских святынь, церквей и монастырей после их разорения. По подсчетам историков и других ученых, в XVIII - XIX вв. из Старой Сербии выселено на территорию Сербии к северу от Косово и Метохии в другие западные сербские области, около полумиллиона человек. Наиболее крупномасштабные переселения были связаны с войнами Сербии и Турции в начале XIX в. (восстания Карагеоргия и Милоша, 1804 и 1815 гг.) и войны 1876-1878 гг. Особенно после известного Берлинского конгресса 1878 г, когда страдание сербов в Косово и Метохии было во многом схоже с событиями сегодняшних дней.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714, Майдан, Босния - после 1744, Куфштайн, Австрия), мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.), правосл. миссионер. Существует предположение о его румын. происхождении, т. к. власти Тимишоары звали его «отшельник валах». С детства отличался благочестием и любовью к молитве. В 17 лет отправился в Св. землю, в лавре св. Саввы Освященного, в Иерусалиме, принял монашество, посетил Афон. После возвращения на родину 7 лет прослужил диаконом и был рукоположен во иерея в мон-ре Пакра (Славония). Вновь посетил Св. землю. Ок. 1742 г. по благословению Патриарха Печского Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) отправился в Банат и Трансильванию, входившие тогда в состав монархии Габсбургов, для проповеди Православия и противодействия усилившейся при имп. Марии Терезии униатской миссии. Плодотворная деятельность В. С. расстраивала униатские планы Римско-католической Церкви и австр. властей. В 1744 г. В. С. был арестован и отправлен в Вену. После вмешательства рус. посланника был освобожден, но вскоре снова арестован в г. Сибиу. Пройдя через тюрьмы в городах Дева и Тимишоара был заключен в тюрьму в Куфштайне, где и скончался. Еще при жизни пользовался уважением и авторитетом среди правосл. населения, часто встречавшего его крестными ходами и колокольным звоном. После кончины стал почитаться как святой. Особым местом почитания В. С. был крест, воздвигнутый им на холме близ г. Липова (совр. Румыния). Прославлен в лике святых в Румынской Церкви 28 февр. 1950 г., в Сербской Церкви 14 июня 1962 г. В службе В. С. подчеркивается его преданность Православию. На иконах и фресках В. С. изображается вместе со своими современниками новомучениками Опрей Миклеушем и Софронием из Чоары. Лит.: Bogdan-Duic G. Clugrul Visarion Sarai. Caransebe, 1890; Coto man G. Eremitul Visarion Valahul//Mitropolia Banatului. 1957. 1/3. P. 99-124; Surdu B. tiri noi despre Visarion Sarai//Acta Musei Napocensis. Cluj, 1965. P. 695-700; P curariu M. Sfinii daco-romani i români. Iai, 1994. P. 113-115; Сл. Свети Срби. Kapryjebaц, 1989, 2000. С. 204-205.

http://pravenc.ru/text/158804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Райович; ок. 1665, Тырговиште (ныне в Румынии) - 1726, мон-рь Печская Патриархия (ныне Косово и Метохия)), патриарх Печский в 1712-1725 гг. Монашество принял в монастыре Милешева . Был экклесиархом мон-ря Печская Патриархия, в 1704 г. патриархом Печским Каллиником I хиротонисан во епископа и назначен митрополитом Рашской епархии (см. в ст. Рашско-Призренская епархия ). В 1709 г. участвовал в хиротонии Дабро-Босанского митр. Моисея (Петровича ; впосл. митрополит Белградский), с которым затем поддерживал дружеские отношения. 6 окт. 1712 г. избран Печским патриархом. Совершил каноническую визитацию Печской Патриархии, в т. ч. посетил Боснию и Герцеговину, Далмацию и г. Самоков. Добивался от османских властей разрешения на ремонт храмов и мон-рей, защитил от разбора на стройматериалы полуразрушенный мон-рь Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар. Помогал монахам из афонского мон-ря Хиландар, к-рые приходили для сбора милостыни. После заключения Пожаревацкого мира 1718 г. и присоединения Сев. Сербии с Белградом, области Банат и М. Валахии к Свящ. Римской империи в 1721 г. М. признал автономию Белградской митрополии (см. ст. Белградско-Карловацкая митрополия ) во главе с митр. Моисеем (Петровичем). В 1718 г. насельник афонского монастыря Ивирон мон. Тимофей купил султанский берат на Печский Патриарший престол, но М. за неск. недель смог заручиться поддержкой ряда вост. патриархов. В результате на соборе в К-поле 21 июля 1718 г. мон. Тимофей был предан анафеме, а султан утвердил М. на Печском престоле. В 1725 г. М. передал престол Печской Патриархии митр. Рашскому Арсению (см. Арсений IV (Йованович-Шакабента) ), к-рого в 1716 или 1718 г. избрал своим преемником. Лит.: Руварац И. Рашки епископи и митрополити//ГСКА. 1901. 62. С. 1-46; Ucmopuja. 1991. 1. С. 351-353; Српски jepapcu. 1996. С. 332-333. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии

http://pravenc.ru/text/2563980.html

Монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Сремски-Карловци) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Сремски-Карловци — монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви, одна из жемчужин Карловацкой митрополи. Другое название – Верхняя церковь црква). Содержание История [ править править код ] Точное время строительства Верхней церкви в Сремских Карловцах, посвященной Введения во храм Пресвятой Богородицы, неизвестно, хотя есть все основания полагать, что она существовала на этом месте еще до османского завоевания. Недавние археологические исследования показали, что храм, скорее всего, был построен в первые десятилетия 16 века. Под современным зданием были найдены остатки более древней церкви типа вписанного креста, что указывает на постройку XV века. Предположительно храм был построен во времена правления династии Бранковичей. Первое косвенное упоминание о храме относится к 1559 году – об этом гласит надпись на старинном Евангелии. Здесь будущий собор Карловацкой митрополии, посвященный святому Николаю , упоминается как «Нижняя церковь», из чего можно сделать вывод, что где-то была и «Верхняя». О том, что в 1561 году здесь действительно существовал монастырь, можно заключить из записи в минеи, в которой упоминаются игумен Иоаким и безымянный «грешный монах», а писатель-путешественник Максимилиан Прандштетер в 1608 году помимо карловацких приходских церквей в своих путевых заметках упоминает еще и женскую монашескую обитель. Однако большинство историков все же полагает, что Верхний храм был основан как монастырь вскоре после подписания Карловацкого мира в 1699 году, а первые официальные упоминания о нем зафиксированы только в 1707 году, когда местный монах Макарий получил книгу для нужд монастыря. Верхняя церковь на протяжении веков была подворьем Хиландарского монастыря . Храм был поврежден во время отступления турок в 1716 году и вновь освящен митрополитом Викентием 12 октября 1718 года. Капитальный ремонт был произведен после 1739 года, сразу после Второго переселения сербов. Мемориальная табличка указывает, что церковь была снесена и перестроена патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) в 1746 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Введ...

[серб. Христофор (90-е гг. XVII в. Дойран, Македония - 18.09.1753, Москва), свящ., южнославянский живописец, гравер и писатель. В завещании Ж. назвал себя «булгар Зефарович», однако исследователи выдвигают серб., болг., макед. или влашскую (арумунскую) версии его происхождения (смотря к какой национальности принадлежат сами). О ранних годах жизни Ж. сохранились скудные сведения: его отцом был свящ. Димитрий, в детстве и юности Ж. воспитывался в греч. мон-ре. Предположительно, в 20-30-х гг. XVIII в. учился живописи у греч. мастера Панайотиса Доксараса , на основе трудов которого и трактата Леонардо да Винчи Ж. составил на греч. языке руководство по церковной живописи Ерминию (Bucur. Acad. Romana. Gr. 886). В сане иеродиакона Ж. входил в окружение Печского патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) , вместе с которым в начале австро-тур. войны 1737-1739 гг. выехал в австр. владения. Как свидетельствует датированная 1737 г. подпись («иеродиакон Зефар, иллиро-славянский зограф»), Ж. создал цикл росписей собора монастыря Боджяни . Им написаны также иконы для ц. свт. Николая Чудотворца в Кожани (ныне Козани, Греция), для церкви в Шиклоше (совр. Венгрия) (1739-1740) и, возможно, для иконостаса церкви арх. Гавриила в Моловине (Воеводина). Ж. работал в Белграде и Сремски-Карловци, находившихся в тот период под австр. властью. Ок. 1740 г. он переехал в Вену и стал заниматься исключительно гравюрой. Искусству гравирования, вероятно, обучился у Т. Месмера, вместе с которым выполнил 1-ю гравюру «Св. Савва Сербский со святыми Дома Неманичей» (1741). Впосл. Ж. выполнял гравюры в основном с религ. сюжетами (напр.: «Св. Наум Охридский», «Святые врачи бессребреники Косма и Дамиан» (1743-1744), создал сложную символическую композицию «Богоматерь Живоносный Источник», которая оказала влияние на серб. и болг. иконопись и религиозную живопись XVIII-XIX вв. ( Д. Богородица живоносни источник у cpnckoj уметности//ЗРВИ. 1958. 5. С. 213-217)), делал подготовительные рисунки для лицевого шитья антиминсов, плащаниц и епитрахилей, их стиль определяли не только средневек. визант. и серб. образцы, но и совр. автору изделия к-польской школы шитья.

http://pravenc.ru/text/182237.html

преподаватель, выпускник Киево-Могилянской академии Мануил Козачинский, в 1736 г. он стал ректором всех школ в митрополии и архиерейским проповедником, но после смерти митрополита (1737) вернулся на родину. Митр. Викентий умер в начале австро-османской войны 1737-1739 гг., в результате к-рой Габсбургская монархия потеряла всю Сербию с Белградом. Это поражение спровоцировало переселение с земель, вновь оказавшихся под властью османов, сербов во главе с патриархом Печским Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) , за которым габсбургские власти признали патриаршее достоинство и право на Карловацкую кафедру. В ответ на просьбу Сербского Церковно-Народного Собора (1744) распространить привилегии на всех сербов, проживавших в Венгрии, снять 10% налог на церковное имущество, назначить 2 министров по серб. вопросам, разрешить строительство храмов и мон-рей и запретить в армии дискриминацию православных солдат-сербов по религ. признаку в 1745 г. в Вене была учреждена Иллирийская придворная комиссия (с 1747 Иллирийская придворная депутация), которая была призвана защищать права сербов, но практически эти задачи не выполняла. При митр. Павле (Ненадовиче ; 1749-1768) был окончательно решен вопрос о предоставлении К. м. автокефалии, к-рую de jure она получила после упразднения в 1766 г. Печской патриархии, и произошло переселение части сербских граничарских отрядов во главе с командирами И. Хорватом, И. Шевичем и Р. Прерадовичем в Россию, где в 1753 г. имп. Елизавета Петровна предоставила им земли с условием несения пограничной службы. Это переселение было вызвано сокращением числа пограничных поселений и навязыванием сербам унии. Имп. Мария Терезия запретила сербам переселяться в Россию, а правосл. иерархам препятствовать распространению унии. Навязывание унии продолжалось и несмотря на изданный во время Семилетней войны (1756-1763) имп. рескрипт, к-рый ради лояльности серб. граничар запрещал принуждать их к ее принятию. 16 сент. 1760 г. был издан декрет, предписывающий проводить заседания Синода только в присутствии имп.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Петрович Негош; 1709 - 10.03.1766, С.-Петербург), митр. Черногорский (1750-1766). Принадлежал к династии Негошей, представители к-рой в 1697-1918 гг. правили Черногорией, был племянником митр. Черногорского Даниила I . Василий (Петрович Негош), митр. Черногорский Василий (Петрович Негош), митр. Черногорский С ранних лет жил в Цетинском мон-ре . Принял монашество в мон-ре в г. Печ. Являлся помощником своего дяди, по нек-рым источникам - двоюродного брата, митр. Скендерийского Саввы (Петровича) , во время визита к-рого в Россию в 1743-1744 гг. был оставлен в Черногории его заместителем. Вступил в оживленную переписку с рус. представителем в К-поле А. А. Вешняковым, сообщая ему о жестокости турок и коварстве венецианцев по отношению к черногорцам, о политическом и церковном положении Черногории. В 1743 г. венецианские власти в Которе арестовали неск. черногорских вождей и закрыли рынок для черногорцев. В 1744 г. после тщетной попытки разрешить ситуацию с помощью заложников В. прибыл в Венецию с жалобой на власти в Которе, при благоприятном исходе визита он надеялся завоевать авторитет как среди венецианских правителей, так и среди своих соплеменников, к-рые не всегда ему доверяли. В результате его миссии венецианцы допустили черногорцев на рынок, но отказались оплачивать черногорским отрядам охрану границ республики. После возвращения из России митр. Савва, сторонник провенецианской политики, в письме извинился перед венецианским дожем за действия В., в к-рых усмотрел попытку перехватить власть. В 1749-1750 гг. В. был послан Патриархом Печским Афанасием II (Гавриловичем) в Сремски-Карловци с заданием возвратить церковную утварь, вывезенную Патриархом Арсением IV (Йовановичем-Шакабентой) . 22 авг. 1750 г. В. был хиротонисан во епископа и поставлен экзархом «святейшего Печского трона». Не добившись возвращения церковной утвари, в 1751 г. В. прибыл в Вену с жалобой на митр. Карловацкого Павла (Ненадовича) и с предложением к имп. Марии Терезии объединить военные усилия Австрии и Черногории по освобождению Балкан от тур. владычества. Это предложение не было принято из-за того, что имп. австр. двору были известны прорус. симпатии В.

http://pravenc.ru/text/150731.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аввакум, прмч. - житие Святой мученик Аввакум родился в 1794 году в Кнез Поле под Козарой. Отца его звали Гавриил, а мать Божаной. При Крещении родители дали ему имя Лепое. Первые уроки благочестия он получил в родительском доме от своей благочестивой матери, которая всем сердцем желала, чтобы ее единственный сын был посвящен на службу Богу. Когда мальчик подрос, мать повела его в монастырь Моштаницу, чтобы он учился там книгам. У ворот монастыря их встретил духовник обители отец Геннадий, который раньше был женат на тетке Лепое по отцу. Овдовев отец Геннадий принял монашеский постриг и привел с собой в монастырь своего сына Стояна. Подивившись красоте и благородству юноши, напоминавшего прекрасного Иосифа, отец Геннадий сразу же принял Лепое в святую обитель. Его добрая мать-вдовица не хотела расставаться со своим единственным сыном и осталась прислуживать при монастыре. Монастырь Моштаница Одаренный юноша, быстро освоил грамоту и изучал божественные книги. К тому же он научился церковному пению, и прославял своим прекрасным голосом Бога день и ночь, уподобясь псалмопевцу сказавшему: «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея» (Пс.25,8). Так, преуспевая в доброделелях и святом послушании, молодой подвижник вскоре сподобился святого ангельского чина и получил в монашестве имя Аввакум. Достигнув 18 лет, он был рукоположен митрополитом Пакрацким Иосифом Йовановичем Шакабендой в сан диакона. Молодой диакон Аввакум со слезами возблагодарил Бога за то, что Он удостоил его служить святую службу с духовником обители, стоять перед Святым Престолом в алтаре и своими руками касаться Святых Божественных Таин. На Аввакуме сбывались слова Апостола: «Никто да не пренебрегает юностию твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4,12). Но как часто бывает, что после тихого и солнечного дня приходит страшная буря, так и здесь, по попущению Божию, внезапно как для молодого диакона, так и для всей святой обители настали тяжелые испытания.

http://pravicon.com/info-1602

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений IV, Патриарх Печский (Йованович-Шакабента; 1698, Рашка, Сербия - 7.01. 1748, Сремски-Карловци), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви в 1725-1748 гг. В 1718 г. стал митр. Рашским, экзархом и помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) , к-рый еще при жизни назначил А. преемником. Во время своего предстоятельства А. продолжил дело Патриарха Арсения III (Черноевича) - борьбу за освобождение серб. народа от тур. владычества: до начала австро-тур. войны в Вене вел с военными и политиками переговоры о восстании против Оттоманской Порты, во время военных действий призывал сербов к восстанию. После поражения австр. войск был вынужден покинуть Печскую Патриархию и эмигрировать в Австрию. Своей резиденцией А. выбрал Сремски-Карловци. В 1737 г., после кончины митр. Карловацкого Викентия (Йовановича) , стал администратором вдовствующей Карловацкой митрополии . Дипломом от 1 окт. 1741 г. австр. императрица Мария Терезия не только подтвердила Патриаршее достоинство А., но и поставила его духовным главой сербов в Габсбургской империи. Откликнувшись на просьбу А., имп. Мария Терезия 18 мая 1743 г. подтвердила привилегии, к-рые даровали серб. народу ее предшественники, но 1 дек. 1746 г. императрица уведомила Патриарха, что народно-церковные соборы не могут созываться без монаршего разрешения и в отсутствие имп. комиссара. А. построил в Сремски-Карловци новую Патриаршую резиденцию (сгорела в 1788), где разместились созданные им ДС и часовня св. Трифона. А. похоронен в Крушедолском мон-ре. Лит.: Р. М. nampujapcu и карловачки митрополити у XVIII веку//Гласник историског друштва у Новом Саду. Сремски Карловци, 1931; Српски jepapcu. 1996. С. 33-34. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/76272.html

   001    002   003     004    005