С 90-х гг. XX в. зрело решение о воссоздании традиций преподавания истории Церкви в МГУ. Эта идея была поддержана ректором МГУ акад. Садовничим, деканом исторического фак-та чл.-кор. РАН С. П. Карповым и профессорами исторического фак-та МГУ. Решение было принято Ученым советом исторического фак-та осенью 2006 г. Кафедра истории Церкви исторического фак-та МГУ образована приказом ректора 7 февр. 2007 г. Заведует кафедрой д. и. н., проф. архим. Филипп (Симонов). Среди выпускников и обучавшихся в МГУ - священномученики Вячеслав Занков, Владимир Амбарцумов, Сергий Мечёв, Илия Громогласов , Василий (Росляков), Владимир Смирнов, Марк (Новосёлов), еп. Сергиевский, Борис Назаров, Петр Петриков, Илия Четверухин , Петр Зверев, архиеп. Воронежский, преподобномученики Владимир (Пищулин) , Феодор (О. П. Богоявленский), Серафим (Тьевар), мч. Леонид Сальков, исповедник иером. Никон (Беляев). К 2017 г. МГУ - крупнейший классический ун-т России, в к-ром учатся 38 150 чел., граждан РФ и иностранных граждан. В МГУ 43 фак-та, 15 научно-исследовательских ин-тов, ок. 750 лабораторий, отделов и кафедр. Действуют Медицинский научно-образовательный центр, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Севастополе, Ташкенте, Астане, Баку, Душанбе, Ереване. 130 стран из всех регионов мира сотрудничают с МГУ, ведущим научным центром страны; в его составе сформировались крупные научные школы, здесь реализуется 228 основных образовательных программ высшего образования, в т. ч. 139 программ на основе собственных образовательных стандартов. Открыты Интеллектуальный центр - Фундаментальная б-ка, Медицинский научно-образовательный центр, Шуваловский и Ломоносовский корпуса. Общая численность научно-педагогических работников МГУ - ок. 10 тыс. чел., в т. ч. более 5 тыс. профессоров и преподавателей и более 4 тыс. научных работников; 11 нобелевских лауреатов являются выпускниками или профессорами МГУ: А. А. Абрикосов, В. Л. Гинзбург, М. С. Горбачёв, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, Б. Л. Пастернак, А. М. Прохоров, А. Д. Сахаров, Н. Н. Семёнов, И. Е. Тамм, И. М. Франк. Попечительский совет МГУ возглавляет Президент РФ В. В. Путин.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

В 1993 году группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. И вообще, как отмечалось, не мешало бы празднование Дня Татьяны начинать, как в былые времена, молебном в университетской Татьянинской церкви и не сводить его, как в последние годы, только к торжественному концерту на Воробьевых горах, молодежным гуляньям и грандиозной студенческой пьянке, но дать этому празднику несколько иное направление. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-препода­ва­тельского состава и 20 декабря 1993 года постановил: “Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник — здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…”. Студенческому театру приказом ректора МГУ В. А. Садовничего от 17 марта 1994 года выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля 1994 года по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской Духовной Академии. До начала богослужений в Татьянинской церкви отец Максим служил в Казанском соборе на Красной площади. Именно там собираются первые прихожане будущего храма, появляются первые студенты и преподаватели — ядро православной университетской общины. Итак, начало возрождению храма святой Татианы, казалось бы, положено. И началось восстановление? — Нет! Началось… Противостояние Дальнейшие события, связанные с открытием Татьянинской церкви, все более принимали детективный характер… Как оказалось, решение Ученого совета МГУ пришлось по вкусу не всем. И прежде всего руководству Студенческого театра — Е. И. Славутину и его супруге. Основная масса студентов МГУ учится сейчас на Воробьевых горах и, казалось бы, Студенческому театру логичнее всего было бы переехать поближе к студентам, в главном здании МГУ. Но не так-то все было просто. Сразу нашлось множество “причин”, по которым Студенческий театр никак не может и не должен переезжать на другое место. По словам руководства театра, выделенные ректоратом помещения не до конца отремонтированы и вообще “непригодны”. И вообще, Студенческий театр останется на прежнем месте, по ул. Герцена, дом 1 — и точка!

http://pravmir.ru/hram-ostavlennyiy-vse-...

Москва. Домовая церковь Татианы при Московском университете. Татианы при новом университете Карта и ближайшие объекты Храм находится в бывшем театральном флигеле городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых. В нач. 1830-х гг. усадьба была приобретена университетом и перестроена (архит. Е.Д. Тюрин). Храм был освящен в 1837 г. свт. Филаретом, митр. Московским. Интерьер храма украшали скульптуры работы И.П. Витали. В июле 1919 г. храм был закрыт, вскоре появляется приказ ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма устраивается читальный зал юрфака, на фронтоне вместо прежней надписи «Свет Христов просвещает всех» выбивается лозунг «Наука — трудящимся»; правда, потом и его снимут. В 1922 г., в пятую годовщину октябрьской революции, в университетской церкви открывают клуб. 6 мая 1958 года в здании бывшего храма открывается Студенческий театр МГУ. 25 января 1991 г. в храмовых стенах, но все еще в помещении Студенческого театра, впервые после долгих десятилетий тотального атеизма отслужил молебен святой Татиане Святейший Патриарх Алексий. В 1992 г., выступая в МГУ в присутствии ректора В.А. Садовничего и мэра Москвы Ю.М. Лужкова Святейший Патриарх выразил пожелание возродить университетский храм. В 1993 г. группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-преподавательского состава и 20 декабря 1993 г. постановил: «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник — здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…». Студенческому театру приказом ректора МГУ В.А. Садовничего от 17 марта 1994 г. выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля 1994 гг. по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской духовной академии. За 10 лет существования храма восстанавливается прежний облик церкви — воссозданы надпись и крест на фронтоне храма, воссозданы хоры и центральный вход в верхний храм, ведется восстановление росписей и лепнины.

http://sobory.ru/article/?object=02389

— Говорят, при МГУ построят новый храм по программе, но не все студенты этим довольны. — Расписанием и ценой за обучение тоже не все довольны, наверное. Уже после того, как мы объявили о намерении построить этот храм, я видел новости, что студенты собирали подписи за строительство церкви «макаронного бога». Студенчеству привычны всякие -измы: максимализм, нигилизм. Я это расцениваю скорее как не слишком удачную шутку или троллинг. Что же кается строительства программного храма на территории МГУ, это инициатива прихода. Кстати, еще в 2000 году к ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему с просьбой о строительстве храма обратились свыше 2000 сотрудников МГУ. А сегодня только благодаря существованию «Программы-200» такое строительство стало возможным. Оно начнется в 2021 году. Нужно учитывать, что МГУ — это крупнейшее в России высшее учебное заведение, которому в этом году исполнилось 265 лет. Сегодня общая численность студентов и профессорско-преподавательского состава — свыше 49 тысяч человек. Университет развивается, строятся новые корпуса, в этом году построен новый корпус общежития. Понятно, что храмовый комплекс будет востребован. Да и возводится он с учетом перспективных изменений самого крупного образовательного кластера, каким является МГУ. Новый храм равноапостольных Кирилла и Мефодия на проспекте Вернадского будет 46 метров в высоту и рассчитан на 1000 человек. Он будет многоглавым с шатровой колокольней. В подземных этажах разместятся приходские помещения и духовный центр МГУ. Цокольный этаж и парадные лестницы строители облицуют гранитом, стены выложат полнотелым облицовочным кирпичом и декоративными элементами из фибробетона, а фасад украсят мозаичными панно. Элементы куполов, шатров и кресты будут выполнены из листов нитрита титана под золото. Замечу, наша программа возрождает традицию строительства храмов при ведомствах и высших учебных заведениях. В Москве за десять лет реализации «Программы-200» возведено и восстановлено несколько университетских храмов. Есть яркие примеры: восстановлен Князь-Владимирский храм при Свято-Тихоновском университете в Лиховом переулке, возведены храм Александра Невского при МГИМО и храм Иверской иконы Божией Матери при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, восстановлен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при РЭУ имени Плеханова в Стремянном переулке. Возведены или восстановлены ряд ведомственных храмов — храм Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково, который стал главным храмом МЧС России, храм Николая Мирликийского на улице Лодочной стал главным храмом столичных речников. Восстановлены храм Преображения Господня на Преображенской площади (главный храм Сухопутных сил России), храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках (главный храм Воздушно-десантных войск), построен храм Федора Ушакова в Южном Бутове (главный храм сотрудников Службы внешней разведки России, погибших при исполнении своего воинского долга). И это лишь некоторые примеры.

http://patriarchia.ru/db/text/5738751.ht...

И именно в этих стенах 27 ноября 1936 года академик Н.Д.Зелинский предложил присвоить Московскому университету имя М.В. Ломоносова. Его предложение было принято, и с 7 мая 1940 года МГУ стал носить имя своего основателя. Здесь же 6 мая 1958 года великая русская актриса А.А.Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр МГУ. Первым его руководителем был Ролан Быков, и при нем театр снискал себе такую славу, что даже ближайшая троллейбусная остановка стала называться " Студенческий театр МГУ " . Этот театр подарил русской культуре немало выдающихся имен - Ию Саввину, Аллу Демидову, Александра Филиппенко, Марка Захарова. Однако история взаимоотношений университетской общины домовой церкви, созданной в 1993 году, и Студенческого театра МГУ завершилась конфликтом в начале 90-х годов, в котором Церковь обрела свои законные права на это историческое здание. По символическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ протоиерей Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой совершались снова в Казанском соборе. 25 января 1995 года, в Татьянин день, здесь вновь была освящена домовая церковь Московского университета, а позднее на первом этаже здания так называемый нижний храм был освящен как новый придел во имя святителя Филарета, митрополита Московского, когда-то освящавшего саму Татианинскую церковь. В тот же год здесь стала выходить первая студенческая православная газета МГУ " Татьянин День " , в которой работали студенты московских вузов. В настоящее время церковь действует, и все старинные традиции Московского университета возвращаются. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна Гринёва 17 октября 2018, 19:59 Недавно увидела икону святой великомученицы Татианы со львом у ног святой.Очень хочу приобрести такую икону.Под скажите, где можно купить. Лариса Нестеренко 1 февраля 2017, 04:53 Очень рада за студентов МГУ!

http://pravoslavie.ru/271.html

Алленов Михаил Михайлович, доктор искусствоведения, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова • Роль российской художественной интеллигенции в формировании исторической памяти в первой половине ХХ века Купцова Ирина Валентиновна, доктор исторических наук, факультет государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова • О подготовке к празднованию тысячелетия России Казакова Ольга Юрьевна, кандидат исторических наук, Орловский государственный университет • Сохраненное на чужбине: историко-культурное наследие российской эмиграции Муромцева Людмила Петровна, кандидат исторических наук, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова • Проблема сохранения национально-культурной идентичности у женщин русского зарубежья (1917-1939) Баркова Ольга Николаевна, кандидат исторических наук, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова • Выявление, изучение, описание книжных памятников российской провинции (по результатам археографических экспедиций) Поздеева Ирина Васильевна, доктор исторических наук, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова • Государство и Церковь Козлов Максим Евгеньевич, протоиерей, настоятель храма мученицы Татианы • Государство, Церковь, казачество: общность исторических судеб Сазонов Анатолий Александрович, доктор философских наук, Российский Православный университет • Проблемы религиозно-историософского осмысления истории российской государственности Шамшурин Виктор Иванович, доктор социологических наук, философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова • От постсоветской России к постхристианской Евразии? Митрофанов Юрий (Георгий) Николаевич, кандидат философских наук, протоиерей, Санкт-Петербургская православная духовная академия • Финно-угорский аспект этноконфессиональной политики России в Урало-Поволжье прежде и теперь Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева; Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева

http://e-vestnik.ru/annonce/28-29_sentya...

Проезд: м. Университет, далее пешком или одна остановка в сторону Главного здания МГУ (ул. Лебедева). 26 января, среда Утреннее заседание: с10 до 13 часов КОНФЕРЕНЦИЯ: ХРИСТИАНСТВО И НАУКА 1. Раушенбах Борис Викторович, действительный член РАН. Приветственное слово председателя Оргкомитета 2. Архиепископ Новосибирский и Бердский Сергий. Приветственное слово сопредседателя Оргкомитета 3. Владимиров Юрий Сергеевич, доктор физико-математических наук, профессор Физического факультета МГУ Приветственное слово от Физического факультета МГУ 4. Владимиров Юрий Сергеевич, доктор физико-математических наук, профессор Физического факультета МГУ Физика, философия и религия 5. Захаров Валерий Дмитриевич, кандидат физико-математических наук, доцент Московского полиграфического института. Философия и религия с точки зрения физика 6. Кузнецов Валерий Григорьевич, доктор философских наук, профессор Философского факультета МГУ Наука, философия, религия: проблема демаркации 7. Протоиерей Александр Геронимус, кандидат физико-математических наук Богословие, математика и физика 8. Кичеев Александр Георгиевич, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник МЭИ Три формы познания действительности: наука, искусство, религия Перерыв: с 13 до 14 часов 30 минут Дневное заседание: с 14 часов 30 минут до 18 часов 1. Священник Кирилл Копейкин, кандидат богословия, кандидат физико-математических наук, ученый секретарь  Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии Твореньми помышляема (Попытка богословского осмысления естествознания на исходе второго тысячелетия христианства) 2. Беляков Александр Васильевич, Российский центр Туринской Плащаницы Граница объективных методов познания или очертания новой метафизики 3. Иванов Андрей Владимирович, доктор философских наук, профессор Философского факультета МГУ Рациональное и иррациональное в диалоге научных и вненаучных видов знания 4. Катасонов Владимир Николаевич, доктор философских наук, институт философии РАН Бесконечность в науке, философии и религии

http://pravoslavie.ru/archiv/1.htm

Наверх 1.16. III Фестиваль духовной культуры Сопредседатели : Соколов Александр Сергеевич, министр культуры и массовых коммуникаций РФ, профессор, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат государственной премии в области литературы и искусства; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, ректор Московской Духовной академии и семинарии. Кураторы : Круглов Юрий Георгиевич, ректор Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, профессор; Расторгуев Валерий Николаевич, академик РАЕН, заведующий кафедрой теоретической политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, д. филос. н.; игумен Георгий (Шестун), заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Духовной семинарии, профессор, к. пед. н.; иеромонах Киприан (Ященко), ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, декан педагогического факультета ПСТГУ. Координатор : Венцковская Полина Константиновна. Время проведения: 2 февраля, 10.00. Место проведения : зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя. Проезд : м. «Кропоткинская». Всероссийская конференция «Православная культура как новая научно-образовательная область» 1. Волкова Елена Ивановна, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, руководитель центра «Религия и Культура», д. культурол. н. «Православная культура и Pax Christiana: Россия и Запад». 2. Леонова Ольга Георгиевна, преподаватель кафедры социологии и политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, д. полит. н. «Этноконфессиональный диалог как фактор объединяющей российской идеологии (православная и исламская культуры)». 3. Расторгуев Валерий Николаевич, академик РАЕН, заведующий кафедрой теоретической политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Научного центра политической аксиологии ГАСК, д. филос. н. «Наследники Православной культуры». 4. Рязанцев Игорь Павлович, профессор, заместитель декана социологического факультета по научной работе МГУ им. М. В. Ломоносова, вице-президент Российской социологической ассоциации, д. э. н. «Молодежь в пространстве православной культуры».

http://pravoslavie.ru/423.html

Название Киккской иконы Кипрской встречается еще в Сийском подлиннике (2-я пол. XVII - нач. XVIII в.), среди его прорисей - изображение Богоматери с Младенцем на левой руке в изводе Киккской иконы с подписью «Изображение чюдотворного образа престыя бдца Кипрския» (РНБ. ОЛДП. F. 88. Л. 440; см. также: Покровский. 1898. Вып. 4. С. 202; Белоброва. 2005. Ил. 146). В гл. 10 рассказывается об иконе Божией Матери «Китейская», явление которой также приурочено к 392 г., но не ко 2 июня, а к 17 окт., что совпадает с празднованием перенесения мощей прав. Лазаря с Кипра в К-поль по приказу имп. Льва VI Мудрого в 901/2 (МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.; ГИМ. Муз. 42. Л. 25; гравюры не представлены). Местонахождение этого образа в отличие от предыдущего указано не в ц. Пресв. Богородицы, а «в соборней церкви Китейского града», т. е. в ц. прав. Лазаря в Китии; автор добавляет, что от иконы происходили многочисленные чудеса, а ее список, присланный в Москву «патриархом иерусалимским древним великим князем нашим на благословение», находится «в соборнои церкви Успения Пресвятыя Богородицы близ царицына места, у столпа к патриаршу двору» и «ныне же от ветхости поновлен бысть письмом» (цит. по: МГУ НБ. 293. Л. 33-33 об.). В гл. 40 говорится о К. и., к-рая явилась 10 апр. 480 г. (возможно, 5988 г. ошибочно заменил 5900 г., что соответствует 392 г.) и «велия знамения и чудеса показа» в ц. прав. Лазаря в Китии, и тогда можно предположительно отождествить ее с предыдущими иконами. Далее сообщается, что она была увезена имп. Львом VI Мудрым в К-поль вместе с мощами прав. Лазаря (МГУ НБ. 293. Л. 65 об.- 66 - гравюра не представлена; ГИМ. Муз. 42. Л. 59 - вклеена та же гравюра с изображением Киккской иконы Божией Матери, что и в рукописи МГУ НБ. 293. Л. 45 об.). Если о перенесении мощей прав. Лазаря упоминают византийские хронисты, а о местонахождении мощей в специально построенном в К-поле монастыре прав. Лазаря - паломники, то об иконе из ц. прав. Лазаря в Китии сведений нет. В представлении автора все перечисленные выше сведения относились к разным иконам: «Образ Пресвятыя Богородицы третий по числу Кипрския...» (МГУ НБ.

http://pravenc.ru/text/1684772.html

Основатель серии книг «Spiritualité Orientale», издаваемых аббатством Бельфонтен и посвященных православному монашеству и православной духовности. Библиография: «Sermons de Guerric d’Igny: En 2 volumes (Sources chrétiennes, 166:202)» (Paris: Editions du Cerf, 1970–1973; переводчик), «La fournaise de Babylone: Guide spirituel» (Paris: Présence, 1974), «L’Echelle sainte de saint Jean Climaque (Collection Spiritualité orientale. 24)» (Abbaye de Bellefontaine, 1978; переводчик), «Les psaumes: Priéres de l’Eglise, le Psautier des Septante» (Paris: YMCA-Press, 1979), «Les homélies spirituelles de saint Macaire: Le Saint-Esprit et le chrétien (Collection Spiritualité orientale, (Begrolles-en-Mauges: Bellefontaine, 1984; переводчик и автор предисловия), «Le mont Athos et l’Europe» (1984), «L’Evangile au désert» (Paris: YMCA-Press; O. E. I. L, 1985), «Nous avons vu la vraie lumière: La vie monastique, son esprit et ses textes fondamentaux» (L’Age d’Homme, 1989), «La spiritualité orthodoxe et la philocalie» (Bayard Editions, 1997). Попов Александр Сергеевич (p. в 1955 г. в Москве) – современный российский религиовед, кандидат философских наук, преподаватель МГУ (с 1980 года). В 1977 году окончил философский факультет МГУ, отделение философии. В 1980 году окончил аспирантуру философского факультета МГУ. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Критический анализ христианской концепции качества жизни». Доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, старший научный сотрудник. Заместитель заведующего кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ по научной работе. Область научных исследований – философия религии и религиоведение, религия и политика, диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений, марксизм и религия. Библиография: «Христианские культурологические концепции» (М., 1987; в соавт.), «Диалог: Церковь и мир» (М., 1993; в соавт. Библиогр.: с. 110; 25 назв. на русск., англ., нем. и чешск, яз.), «Социальное значение религии и атеизма: история, современность» (М., 1989), «Христианское богословие в поисках социального идеала» (М., 1986; в соавт.). Автор 11 историко-документальных телефильмов серии «Москва моя – Третий Рим».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010