Противопоставление «достоверных» книг, написанных в древности, менее «достоверным», написанным после времени Артаксеркса, совпадает с иудейской традицией, согласно к-рой пророческий дар прекратился после времени Ездры и Неемии (Тосефта. Сота. 13. 2). Точное число «достоверных» книг говорит о закрытом каноне. Список Иосифа Флавия обычно сравнивают с масоретским каноном, к-рый включает 24 книги. Если считать, что объем «канона» у Иосифа Флавия действительно совпадал с объемом канона в позднейшей иудейской традиции, то расхождения в числе книг могут быть объяснены, напр., присоединением Книги Руфь к Книге Судей Израилевых, а Книги Плач Иеремии - к Книге прор. Иеремии ( Mason, Kraft. 1996. P. 230). Однако нельзя быть уверенным, что все книги масоретского канона действительно входят в «канон» Иосифа Флавия. Представление о 22 книгах евр. Библии будет позднее не раз встречаться в христ. источниках, при этом число 22 часто будет сопоставляться с 22 буквами еврейского алфавита (напр., Оригеном, см.: Euseb. Hist. eccl. VI 25. 1). В делении Иосифом Флавием священных книг на (1) Пятикнижие, (2) 13 книг, в к-рых пророки изложили события от смерти Моисея до царствования Артаксеркса, и (3) «остальные четыре книги» часто усматривают сходство с 3-частным еврейским каноном. Однако это сходство скорее случайное. Во-первых, в евр. Библии к разд. «Пророки» отнесено 8 книг (считая книги 12 пророков одной книгой), а к разд. «Писания» - 11 книг. Во-вторых, согласно Иосифу Флавию, пророки в 13 книгах изложили события «до царствования персидского царя Артаксеркса». Артаксерксом же он называл царя, при к-ром происходили события, описанные в Книге Есфири (царя, покровительствовавшего Ездре и Неемии, Иосиф вопреки Септуагинте именует Ксерксом). Естественно предположить, что последней из этих 13 книг пророков была для Иосифа Книга Есфири, но в масоретской Библии эта книга относится не к разд. «Пророки», а к разд. «Писания». Для понимания принципа, по которому Иосиф Флавий делит священные книги евреев на 3 группы, важно учесть, что во введении к трактату «Против Апиона» он рассматривает эти книги не как религиозный, а как исторический свод.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

532 Свенцицкая И. Пророки, спасители, мессии, с.61. Ср. Токарев С. Религия в истории народов мира, с.479–480. 533 Крывелев И. Что знает история об Иисусе Христе? с.4 сл. “Человек Иисус из Назарета, – заявляет западногерманский историк Церен, – это не тот Иисус Христос, о котором рассказывается в Евангелиях” (см.: Церен Э. Лунный бог. Пер. с нем. М., 1976, с.50). Почти в таких же выражениях говорит о Христе З.Косидовский, который все же признает историческую реальность Основателя христианства (Косидовский З. Иисус Назарянин. Т. I, с.277). 534 Мф 2,13 . 535 Мф 2,16 ; ср. Лк. 2:22 ; Лев. 12:2-8 . 536 См.: Мутье-Руссэ Э. Существовал ли Иисус Христос? Пер. с франц. М., 1929, с.32 сл.; Крывелев И. Евангельские сказания и их смысл. М., 1957. Большая часть “противоречий” взята из этой книги. 537 Ср. Ин. 2:1; 4,3 . Лука говорит о посещении Иисусом Марфы и Марии, которые жили в пригороде Иерусалима, и относит это ко времени до Страстной недели. 538 Об иудейских генеалогиях см.: Флавий И. Против Апиона, I, 7. О сродниках Иисуса по плоти см.: Евсевий. Церковная история, III, 12,20. Начиная с Юлия Африкана ( II в.), раннехристианские писатели стали склоняться к мысли, что одно родословие Христа – “кровное”, а другое — “юридическое”, поскольку предки Иосифа следовали закону “ужничества” (т.е. брат умершего женился на его вдове и усыновлял его детей); см.: Евсевий. Указ.соч., I, 7; Августин. О согласии евангелистов, III. Некоторые полагали, что родословие Мф принадлежит Иосифу, а Лк – Деве Марии. Подробнее см.: Мень А. На пороге Нового Завета. 539 Немоевский А. Бог Иисус, с.23 сл. 540 См.: McKenzie J. L. Dictionary of the Bible. London, 1966, p.465. 541 Мутье-Руссэ Э. История и география в Евангелиях. — Атеист, 1926, N 12, с.26–27; Ленцман Я. Происхождение христианства, с.189. 542 См.описание такой бури в кн.: Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с.920. 543 Крывелев И. Евангельские сказания… с.27. Некоторые мифологисты заходили так далеко, что пытались свести все географические указания Евангелий к простой игре слов. См.: Рашке Г. Места и пути Иисуса по Евангелию от Марка. – Атеист, 1930, N 59, с.156–162.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

502 Рассказанное в этой главе соответствует Третьей книге Царств (3Цар 8.1—66) и Второй книге Паралипоменон (2Пар 5.1—14; 2Пар 6.1—42; 2Пар 7.8—22). 503 Здесь речь идет о капителях, близких к коринфскому стилю, т.е. составленных из ветвей и листьев. (Перев.) 504 Более точен перевод — «строго определенное, ограниченное место», «сухое песчаное место». (Перев.) 505 В возражении «Против Апиона» Менандр назван Эфесским, тогда как его именуют и Пергамским. Иосиф Флавий его цитирует в этой книге (VIII, 13, 2 и IX, 14, 2). 506 Еврихор означает «широкое поле», это название восточной части острова, где был построен новый Тир. (Перев.) 507 Имя «Геракл» означает здесь финикийского Мелькарта, их часто путали древние греки. Астарта — богиня любви, главное женское божество пантеона. (Перев.) 508 Перитий — февраль — начало марта по сирийско-македонскому календарю. 509 Жители финикийской колонии Итики (Итаки); см. подробнее «Против Апиона» (I, 18). (Перев.) 510 Более пространно об этом см. «Против Апиона» (I, 18). 511 О личности этого писателя еще сказано в возражении «Против Апиона» (I, 17). (Перев.) 512 Это эллинизированное Ваал Шамаим — «владыка». Иосиф Флавий именует его Зевсом для того, чтобы показать греческим читателям, что Хирам воздвиг храм в честь главного бога тирян. (Перев.) 513 В основу содержания этой главы положены Третья книга Царств (3Цар 7.1—12; 3Цар 9.10—24) и Вторая книга Паралипоменон (2Пар 8.1). 514 См. 3Цар 9.15—18. 515 Др.-ег. «фараон» (дословно «Пер-аа» — «Великий дом») — стало титулом древнеегипетских царей. 516 Александрия — основана Александром Македонским в 332 г. до н.э. 517 Птолемеи — ветвь македонской династии, правившей в Египте с 305 по 31 год до н.э. 518 Здесь у Иосифа Флавия большая неточность; по египетской исторической традиции с момента возникновения государства правило более 30 династий фараонов. Геродот (II, 100) говорит о правлении 330 фараонов, что примерно соответствует современным научным представлениям. 519 Вполне вероятно, что это мифическая женщина-фараон Нитокрида (Нит-Акра), официально записанная в списки VI династии фараонов (2423—2263 гг. до н.э.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

1 . Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб.: «ΒΙΒΛΙΟΠΟΛΙΣ», 2003. 2 . Мерперт Н. Очерки археологии библейских стран. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2000. 3 . Снегирев Р., прот. Библейская археология. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. 4 . Василиадис Н. Библия и археология. М: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 5 . Юревич Д., свящ. Проблемы хронологии Исхода в свете данных библейской археологии//Журнал «Христианское чтение». СПбДА. 2009. 6 . Сафронов В. А., Николаева Н.А. История Древнего Востока в Ветхом Завете. М.: Изд. «Русская панорама», 2003. 7 . Деопик Д.В. История Древнего Востока. Учебное пособие. М.: Изд. ПСТГУ, 2009. 8 . Всемирная история. В 24-х т. Т. 2. Бронзовый век. Минск: «Литература», 1996. 9 . Юлий Африкан. Историография//«Восточная литература»: www. vostlit. info. 10 . Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона//Христианский портал «My studies»: www. mystudies. narod. Ru. 11 . Электронная еврейская энциклопедия//www. eleven. ru. 12 . Eusebius Chronicle. Eusebius Canons by Jerome//www.principedia.info. 3 «Итак, от Моисея и до первых Олимпийских игр прошло 1020 лет, и 1237 лет прошло от Моисея до 55-х Олимпийских игр, что мы определили при помощи греческого летоисчисления». (См.: Юлий Африкан . Историография. 13). 4 «От Адама же до Авраама прошло 3277 лет и 20 поколений… В 3277 году Авраам входит в Обетованную Землю (Ханаан)… От Адама и сотворения мира и до пришествия Господа прошло 5531 год». (См.: Юлий Африкан . Историография. 7, 8:3, 18). Простым вычислением определяется дата прихода Авраама в Ханаан до Рождества Христова – 2254 г. 6 «Манефон на основании сведений египетских источников предоставляет нам два самых важных свидетельства: во-первых, прибытие в Египет из другой страны и, во-вторых, переселение оттуда, которое произошло настолько давно, что почти на тысячу лет опережает события Троянской войны». (См.: Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. Кн.1, 16:104). 7 «Соломон спустя шестьсот двенадцать лет после исхода евреев из Египта построил храм». (См.: Иосиф Флавий. Цит. соч. Кн.2, 2:25. В другом месте он говорит о периоде в 592 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

Феофилакт Болгарский Толкование на Евангелие от Луки: Enarratio in Evangelia: In Lucam. PG. 123, 683–1126. Русский перевод: Благовестник, или Толкование блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, на Святое Евангелие: В 4 т. Т. 3: Толкование на Евангелие от Луки. М., 2005. Филарет Московский Беседа в Неделю о блудном сыне и на память святителя Алексия (12 февраля 1856 года)//Прибавления к Творениям св. отцов. 1856. 15. С. 23–32. III. Другие источники Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII вв. Новый Завет . Т. 1a. Евангелие от Матфея 1–13 //ред. М. Симонэтти, Ю. Р. Варзонин. Тверь, 2007. Вергилий. Георгики. Кн. 1. М., 1979. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 16–18. СПб., 1911. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 8–9. СПб., 1911. Евсевий Кесарийский . Церковная история. СПб., 2013. Евангелие от Фомы//Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. М., 1989. С. 219–262. Иосиф Флавий. Иудейская война//Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Иудейские древности//Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 1–3. М., 1997–1999. Лактанций. Божественные установления. СПб., 2007. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. СПб., 2008. Николай (Велимирович), свт. Творения. Т. 1–3. М., 2010. Плиний. Естественная история. Кн. 17–18//Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве. М., 1937. С. 185–285. Синаксарий в Неделю о блудном сыне//Триодь Постная. М.: Изд. М. П., 1992. Л. 12–13. Тит Ливий. История Рима от основания города. Т. 2. М., 1991. Donne J. Selections from Divine Poems, Sermons, Devotions, and Prayers/ed. J. Booty. NY, 1990. IV. Использованная литература Альбрехт М., фон. История римской литературы от Андроника до Боэция и ее влияние на последующие эпохи. Т. 2. М., 2004. Бенедикт XVI (Ратцингер Й.). Иисус из Назарета. М., 2009.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

505 Цит. по: Амусин И. Об одной забытой публикации тартусского профессора Александра Васильева . – .… . . См. ориг.: Труды по знаковым системам. Вып.7, Тарту, 1975, с.299; Pines S. An Arabic Version of the Testimonium Flavianum and its Implications. London, 1971, p.8–10. 506 В предисловии к греческому тексту “Иудейской войны” Флавий говорит: “Такое же описание войны я раньше составил для варваров внутренней Азии на нашем родном языке”. Вариант этот не сохранился. 507 См.: Мещерский Н. История “Иудейской войны” Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.-Л., 1958, с.14; Berendts А. Flavius Josephus vom Jьdischen Kriege. 1924–1927, Bd.1–4; R.Eisler.… … .…. . 1929–1930, Bd.1–2. 508 Флавий И. Иудейская война, II, 9,1. (Мещерский Н. Ук.соч., с.257–258). 509 Так, о Моисее Флавий пишет, что его “считали человеком необыкновенным и божественным” (Против Апиона, I, 30). См.: Dubarle A. M. Jesus d’aprus Flavius Josuphe. – BTS, 1973, N 154, p.23. 510 Талмуд, Санхедрин, 43а; 107в; Сота 47а и др. Собрание этих текстов см.: Муретов Д. Ренан и его “Жизнь Иисуса”. СПб., 1907, с.409; Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства, с.171–175. Характеристику упоминаний о Христе в Талмуде см.: Никольский Н. Талмудическая традиция об Иисусе. – Труды БГУ, Минск, 1925, N 7, с.138–161. 511 Авод-Зара, 16б-17а. 512 См.: Ранович А. О раннем христианстве, с.241. 513 Св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 8,17. 514 См.: Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899, с.277 сл. 515 Робертсон А. Происхождение христианства. Пер. с англ. М., 1959, с.133. 516 Древс А. Миф о Христе. Т. I, с. VII. Характерно, что реальность ап.Павла признает даже такой “неисправимый” мифологист, как Крывелев (Крывелев И. История религий. Т. I, с.154). 517 Деян 5,34 ; 2Кор. 11:32 ; Деян. 18:2; 12-17; 23,2,24-26; 24,1,27; 25,13 . Царь Арета получил от Калигулы г.Дамаск в 37 г., в 40 г. он умер. Следовательно, гонение Ареты на Павла произошло не позднее этого времени. Но поскольку наместник Ареты в Дамаске стал преследовать апостола через три года после обращения, то само его обращение можно датировать 35–36 гг.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

9. Феодорит, еп. Кирский, блж. Т. 1. Изъяснения трудных мест божественного Писания. М., 2003. (Творения святых отцов и учителей Церкви). 10. Феофан Затворник , свт. Собрание писем. Вып. I. М., 1994. (Репр. изд.). Письмо 106. 11. Феофил Антиохийский , свт. К Автолику//Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель, 1988. 12. Филарет (Дроздов) , свт. О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого семидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания//Творения. М., 1994. 13. Филарет (Дроздов) , свт. Толкование на Книгу Бытия. М., 2004. Исследования по Священному Писанию 14. Бартелеми Д. Бог и Его образ. Очерк библейского богословия. Милан, 1992. 15. Большой Библейский словарь/Под ред. У. Элуэлла и С. Камфорта. СПб., 2005. 16. Дрейн Д. Путеводитель по Ветхому Завету. М., 2003. 17. Иванов А., прот. Общее Введение в Ветхий Завет. Краткий конспект лекций/ЛДС. Машинопись. 1973. 18. [ Иванов В., прот.]. Священное Писание Ветхого Завета (Моисеево Пятикнижие)/Под ред. прот. В. Иванова. М., 2006. 19-а. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Кн. 2, гл. 9, § 6; Кн. 12, гл. 2//Полное собр. соч. в одном томе. М., 2008. 19-б. Иосиф Флавий. Против Апиона. О древности иудейского народа. Кн. 1, § 8//Полное собр. соч. в одном томе. М., 2008. 20. Кассиан (Безобразов) , еп. Принципы православного толкования Слова Божия//Православие и Библия сегодня: Сб. статей. Киев, 2006. 21. Лепорский П. Боговдохновенность//Православная богословская энциклопедия. 1901. Т. 2. С. 729–747 22. Мень А., прот. Библиологический словарь: В 3 т. М., 2002. Т. 2: К–П. 23. Мень А., прот. Исагогика. Курс по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. М., 2003. 24. Новый библейский комментарий: [В 3 ч.]. Ч. 1: Ветхий Завет. Книга Бытие – Книга Иова. СПб., 2000. 25. Сергий (Кузьмин), иером. Конспект уроков по Священному Писанию Ветхого Завета для 2 класса семинарии/ЛДС. Машинопись. 1984. 26. Словарь библейского богословия/Под ред. К. Л.-Дюфура. Киев, 2003. 27. Снигирёв Р., прот. Священное Писание Ветхого Завета: Учеб. пособ. Вып. 1: Введение в изучение Священного Писания Ветхого Завета. Саратов, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Сир. 38:24–34: «Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобрести мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом?..» и т.д. 187 См. Franz Delitzsch: Jüdisches Handwerkerleben zur Zeit Jesu. Erlangen, third ed. revised, 1879. Он утверждает (p. 77), что более ста рабби, чьи имена упомянуты в Талмуде, занимались каким–либо ремеслом и были тем известны. Например, р. Ошайя был сапожником, р. Абба — портным, р. Иуда — пекарем, р. Абба Йосеф — архитектором, р. Хана — банкиром, р. Абба Шаул — могильщиком, р. Абба Ошайя — сукновалом, р. Абин — плотником и т.д. Автор замечает (р. 23): «Евреи всегда были трудолюбивым народом и никому не уступали в рвении, способностях и изобретательности, когда речь шла о неустанном труде; земледелие и ремесла были их основными занятиями, пока они не утратили политическую независимость; и лишь в результате своего рассеяния и ограничений, наложенных на их деятельность, они превратились в нацию мошенников и торговцев и заняли место финикиян». Однако они унаследовали способности и склонность к хитрым сделкам от своего праотца Иакова и превратили храм Божий в «дом торговли». Христос обличал алчность фарисеев, которые «поедали домы вдов». См. Мф. 23:14; Мк. 12:40; Лк. 16:14; 20:47. 188 Мк. 6:3. Знакомые называли Его «плотником» ( τκτων) и «Плотниковым сыном» (Мф. 13:55). 189 Лк. 8:3; Мф. 27:55; Мк. 15:41; Ин. 13:29. В числе благочестивых женщин, служивших Иисусу, была и Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода. Возможно, именно ей мы обязаны красочным и детальным описанием сцены танца на пиршестве у Ирода и казни Иоанна Крестителя (Мк. 6:14–29). 190 Деян. 18:3; 20:33–35; 1 Фес. 2:9; 2 Фес. 3:8; 2 Кор. 11:7–9. 191 Ин. 18:20. См. Мф. 4:23; 9:35; 21:23; 26:55; Мк. 1:21,39; 14:49; Лк. 2:46; 4:14–16,31,44; 13:10; 21:37. 192 Лк. 2:46; 5:17; Мф. 5:1; 26:55; Ин. 8:2; Деян. 22:3 («при ногах Гамалиила»). 193 0б этом часто говорит Иосиф Флавий. «Против Апиона», I. 12: «Более всего нас заботит обучение нашей молодежи (παιδοτροφα), и мы считаем соблюдение законов (τ φυλττειν τους νμους) и соответственное благочестие (την κατ του τους παραδεδομνην εσβειαν) самым необходимым делом в жизни». См. И. 18; «Древности», IV. 8, 12. Об этом же свидетельствует и Филон, Legat. ad Cajum. § 16. 31, цит. по Schurer, p. 467. 194

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

645. На это указывает 4 Цар 10, 20, откуда явствует, что число израильтян — поклонников Мелькарта — было велико. 646. См.: 4 Цар 10, 15, 23; Иерем 35. Рихавиты были связаны с коленом кенитов, в основном живших на юге, но частично проникших на север. 647. 3 Цар 18, 4. 648. Местонахождение его родины неизвестно, но, по общему мнению, ее нужно искать в Заиорданье, на рубеже пустыни. 649. 4 Цар 1, 8; 3 Цар 18, 12, 46. Одежда Илии, возможно, указывает на то, что он был «назореем» ( J. Bright. Op. cit., p. 227). 650. Сказание о засухе: 3 Цар 17-19. Сказание о винограднике: 3 Цар 21. Вознесение Илии: 4 Цар 2. Кроме этого есть в 4 Цар 1 эпизод Илии и Охозии, который примыкает к истории вознесения пророка. 651. Предполагают, что Кармил был местом почитания Мелькарта и границей владений Ахава и Этбаала ( W. Albright. Archaeology and Religion of Israel, 1953, p. 156). 652. Согласно Менандру, голод в царствование Этбаала длился около года ( И. Флавий. Против Апиона, 8, 13, 2). 653. Так объясняли прекращение бедствия финикийцы по сообщению Менандра. 654. Darmsteter. Les Prophetes d " lsrael. 655. 3 Цар 22. 656. 4 Цар 1. ПРИЛОЖЕНИЯ 1. БИБЛЕЙСКАЯ НАУКА И ПРОБЛЕМА БОГОВДОХНОВЕННОСТИ Ряд глав этой книги был посвящен ветхозаветной истории. Нет надобности доказывать, что для того, чтобы глубже осмыслить и понять ее историко-философское значение, необходимо как можно ближе к истине восстановить картину развития израильской религии. Основным источником в данном случае служат библейские книги. Однако подход к ним может быть самый различный, и от этого подхода будет зависеть то или иное освещение ветхозаветной истории. Древние библейские тексты приняты иудео-христианским миром как Священное Писание в силу их боговдохновенности. Через Библию само Вечное Слово обращается к миру устами Своих пророков и апостолов. Священное Писание, таким образом, заключает в себе Откровение, данное человеку для указания пути к спасению. Встает вопрос: как же создавалось Писание, что представляет собой эта боговдохновенность?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Феофил Антиохийский К Автолику: Ad Autolicum. Lib. I-III//PG 6, 1023–1168. Русский перевод: Феофил Антиохийский . К Автолику/пер. прот. П. Преображенского //Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 128–191. Филарет Московский Слово в Неделю 19 по Пятидесятнице//Святитель Филарет, митрополит Московский. Слова и речи. М., 1873. Т. 1. С. 285–289. III. Другие источники Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет. Т. 1a. Евангелие от Матфея 1–13 /ред. М. Симонэтти, Ю. Р. Варзонин. Тверь, 2007. Евсевий Памфил. Церковная история: Eusébe de Césarée. Histoire ecclésiastique: Livres 5–7/еД G. Bardy. Paris, 1955 (SC. 41). Русский перевод: Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т. 1–3. М., 1997–1999. Кант И. Основы метафизики нравственности. М., 1999. Лютер М. Нагорная проповедь//D. Martin Luthers Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. 32: Predigten, 1530; Reihenpredigten über Matthäus 5–7 1530/32. Weimar, 1906. S. 299–544. Лютер М. О рабстве воли//Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 290–545. Сказания о начале славянской письменности/пер., комм.: Б. Флоря. М., 1981. – (Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы). Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. Сократ Схоластик . Церковная история: Sokrates. Kirchengeschichte. Hrsg. v. G. Ch. Hansen. B., 1995. Русский перевод: Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. Талмуд. Т. 9 (Гемара: Трактат Шаббат, главы 1–7). М., 2012; Т. 10 (Гемара: Трактат Шаббат, главы 8–24). М., 2013. Тексты Кумрана. Вып. 2/Введение, пер. с древнеевр. и арам. и коммент. А. М. Газова-Гинзберга, М. М. Елизаровой и К. Б. Старковой. СПб., 1996. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 24. М., 1957; Т. 25. М., 1937; Т. 56. М., 1945; Т. 85. М., 1935. Филон Александрийский. Апология в защиту иудеев: Philonis Alexandrini. Opera quae supersunt/ed. L. Cohn, S. Reiter. Berlin, 1915. Vol. 6. P. 191–200.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010