Весь этот беснующийся пир зла Апостол именует тайной беззакония – το μυστριον τς νομας, действующей в сынах противления ( 2Фес.2:7 ) против всего Христова и Божиего и соблазняющей людей отступать от Господа Иисуса Христа ( 2Фес.2:3 ). Против тайны Божией, тайны Христовой – а такова Церковь – ополчается тайна сатаны, тайна зла. Искусно себя ретушируя, зло в последние дни будет успешно действовать через лжехристов и лжепророков ( Мф.24:24 ). Описывая это время, Спаситель говорит: Многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос» и многих прельстят ( Мф.24:5 ). А святой апостол Павел в своем пророческом видении, как бы объясняя слова Спасителя, говорит: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ). Растлив ложью даже свою совесть, они будут жить по своим похотям, насмехаясь над всем Христовым ( 1Тим.4:2 ; 2Пет.3:3 ; Иуд.18 ). Одурманенные злом, они не станут слушать здравого учения, но по своим прихотям изберут учителей, льстящих им; отвратят уши от истины и обратятся к предсказателям ( 2Тим.4:3–4 ). Прозревая последние времена своей богочеловеческой, небесной силой и замечая в них обилие зла, апостол Павел пишет Тимофею: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:1–5 ). Зло сильно умножится, возбудит народы и царства, и восстанет народ на народ и царство на царство; наступят глады, и моры, и землетрясения, и страхи, и смятения ( Мф.24:6, 7 ; Лк.21:11 ; Мк.13:8 ), и скорбь великая, какой не было от начала бытия мира и не будет ( Мф.24:21 ); и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь, и многие соблазнятся ( Мф.24:12, 10 ); мерзость запустения настанет на святом месте ( Мф.24:15 ) и – Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле ( Лк.18:8 )? Антихрист и его деятельность

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вечного блаженства праведников мы не можем даже приблизительно себе представить или почувствовать. Святой Апостол благовествует: Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). А что это? – Всё Божие, от малейшего до величайшего, от самого очевидного до самого сокровенного: Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, в Котором обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). Да, Богочеловек Христос и всё то, что Он Собою принес нашему человеческому миру, – это и есть то, чего не видел глаз, не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку. До Христа человеческий глаз не видел ни жизни Бога во плоти, ни дел Бога во плоти. Не созерцал он ни вечной Божественной Истины в человеческом теле, ни вечной Божественной Правды, ни вечной Божественной Любви, ни прочих вечных Божественных совершенств. Не замечал он всей этой премудрости Божией, тайной, сокровенной ( 1Кор.2:7 ). Поэтому Божественный Спаситель и говорил Своим святым ученикам: Блаженны очи, видящие то, что вы видите. Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Лк.10:23 ; Мф.13:17 ). А вседивную и для нас, людей, всеспасительную тайну Богочеловека Христа нам Бог открыл Духом Святым; ибо Дух все проницает, и глубины Божии ( 1Кор.2:10 ). – За веру во Христа и за любовь к Нему Бог дает Духа Своего Святого, Духа Истины, Который христолюбивую душу вводит во всю истину о Богочеловеке Христе и открывает ей все глубины Божии, которые в Нем. Дух Святой отверзает зрение человеку, и тот видит, чего не видел глаз; отверзает слух – и тот слышит, чего не слышало ухо; отверзает и сердце – и оно чувствует и познаёт то, что не приходило на сердце человеку. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой открыл святым Апостолам всю Христову тайну, и с тех пор они как восторжествовавшие над смертью существа пошли за Него на всякую смерть, во все опасности, на все мучения. Навсегда пребыв в Церкви, Дух Святой и впредь открывает Христову тайну каждой христолюбивой душе (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вечного, Всеживого, Вездесущего и Всеживотворящего и всегда Того же «вчера и сегодня, и вовеки» ( Евр. 13, 8 ), Через Святое Причастие мы переживаем весь Богочеловеческий подвиг спасения как свой, и прежде всего Его спасительную смерть и воскресение. Ибо они полностью вводят нас в самое сердце и в самую вечность Богочеловеческого спасения. Поэтому святой Апостол говорит: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11,26 ). Тело воплощенного Господа Иисуса Христа, которое Он обрел от Пресвятой Богородицы и Духа Святого, и Его Тело в Святой Евхаристии, а также Его Тело – Церковь – это все, в конце концов, одно тело, единственное и спасительное, ибо Господь Иисус Христос «вчера и сегодня и вовеки Тот же» ( Евр. 13, 8 ). Об этом восторженно свидетельствует Златоуст: «Причастники Тела и Крови Господа Иисуса Христа, помните: мы причащаемся Тела, которое ничем не отлично от того Тела, Которое сидит на престоле горе и Которому поклоняются Ангелы – именно этого Тела мы вкушаем. О, сколько путей открыто нам ко спасению! Господь нас исполнил Своим Телом, дал нам его, ибо как это Тело соединено с Христом, так и мы с Ним соединяемся через этот Хлеб, ибо Ему – не было достаточно стать человеком, быть биенным и распятым за нас, – Он соединяет Себя с нами, и это не только по вере, – Он нас действительно делает Своим Телом». Тело воплощенного Бога Слова – это верховная Бесценность для человеческого существа, в нем заключены все вечные Богочеловеческие ценности. Второе Лицо Пресвятой Троицы, Бог Слово, воплотился и стал Богочеловеком, чтобы стать Церковью, и в ней Он совершил и непрестанно совершает подвиг спасения мира и людей от греха, смерти и диавола. Бог стал человеком, стал плотью, чтобы человек с помощью Богочеловека и в Его Теле – Церкви стал Богом, в этом все благовестие Богочеловека и Его Церкви. Вся полнота Божества обитает в Церкви телесно ( Кол. 2, 9 ). Как члены Христа и Его Богочеловеческого Тела – Церкви – мы имеем от этой Божественной полноты Спасителя все, что нам нужно для вечной жизни и на этом, и на том свете: принимаем благодать на благодать и всю Божественную Истину со всеми ее непреходящими богатствами, ценностями и радостями ( Кол. 2, 9–10 ; Еф. 3, 19 ; Ин. 1,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вечную жизнь Господь Иисус Христос сделал зависимой от вкушения Плоти Сына Человеческого и от пития Его Крови: «Истинно, истинно, говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин.6:53–54 ). Сколь незаменимо важна истина о том, Господь Иисус Христос есть истинный человек очевидно и из того, что, как замечено в Евангелии, Спаситель 84 раза называл Себя Сыном Человеческим, то есть намного чаще, чем каким бы то ни было другим именем, которое Господь Себе усваивал. Однажды в беседе с иудеями Спаситель ясно называет Себя человеком: «Теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога», ( Ин.8:40 ; ср. Ин.1:20 ; Деян.17:31 ). О том, что человечество Господа Иисуса вечно, и вознесено на небо, и восседает по правую сторону Бога Отца, свидетельствует нам первый святой мученик за Христа, архидиакон Стефан, который, «воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога. И сказал: вот я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:55–56 ). Вся проповедь святых Апостолов есть не что иное, как непрерывное свидетельство очевидцев об исторической достоверности и подлинности Иисуса Христа как Истинного Бога и истинного человека. Именно эта историческая реальность Христовой Личности привлекла их к Иисусу и сделала Его неустрашимыми учениками и исповедниками. Поразительная историческая истинность Бога и человека Иисуса есть то, что они как сопроводители и свидетели Иисуса слышали своими ушами, видели своими глазами, рассмотрели и осязали своими руками ( 1Ин.1:1 ). Поэтому они, когда христоборцы запрещают им упоминать о имени Христовом, бесстрашно заявляют: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» ( Деян.4:20 ; ср.: 1Ин.1:3 ). Вся их вера в Господа Иисуса и всё учение о Господе Иисусе основаны на собственном опыте и на личном свидетельстве, поэтому святой Апостол Петр и подчеркивает, что всё у них основано на исторической действительности, а не на вымыслах и баснях: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2Пет.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Владыке Христу как Богочеловеку – за Его безграничную любовь и человеколюбие – Бог Отец покорил все существа. Ничего не оставил Он вне пределов этой любви, этой силы, потому что все покорил под ноги Его ( 1Кор.15:27 ). Во время Своей жизни на земле и Своей деятельности в мире через Церковь Богочеловек покорял человеческие существа любовью, а не силой или принуждением. В этом Его существенное отличие от всех земных и адских завоевателей мира. И еще: как Богу Слову, Творцу всего сущего и живого ( Ин.1:3–4 ), Христу подчинено, покорной покорено всё. Это в полной мере обнаружится и станет явным для всех и вся лишь на Страшном Суде и после него. Да, Ему покорено всё в сотворенных мирах. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все ( 1Кор.15:27 ), то есть кроме Бога Отца и с Ним Святого Духа, ибо Они с Ним равнославны и Ему равносильны. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем – ο Θεος τ πντα εν πσιν ( 1Кор.15:28 ). Сын Божий, Владыка Христос, добровольно покорится Богу Отцу как Сын Человеческий. Но и как Сын Божий, в бесконечной сыновней любви, Он смиряется перед Богом Отцом, Который опять-таки по причине Своей безграничной отеческой любви во всем равен Сыну и Святому Духу. Ибо всё, что имеет Отец, принадлежит Сыну; и всё, что имеет Сын, принадлежит Отцу. По Божеству у Них всё общее: нет здесь ни большего, ни меньшего, ни первого, ни второго, но во всем полное равенство, и сила, и власть. И как триединая сущность, как Пресвятая Троица Бог будет все во всем: всё во всех мирах, всё во всех богоподобных и боголюбивых существах. Тогда окончательно обнаружится вся тайна всех существ и станет очевидным, что единственная и всеохватывающая реальность, бескрайняя и бесконечная, вечная и всеблаженная – это [что] Бог есть всё во всем. Ясно следующее: за всей нашей земной тьмой и помрачением, за всеми драмами, и трагедиями, и грехопадениями, и пристрастием к пороку – стоит как завершение всего: Бог – всё во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вместе с тем, дьявол лживыми обещаниями ( " ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи " . Ин.8:44) о том, что прародители, вкусив плоды запретного дерева и став " как боги, знающие добро и зло " (Быт.3:5), не умрут (Быт.3:4), подтолкнул их на путь греха и смерти. Здесь " человекоубийца притворяется человеколюбцем " (12:28). При этом дьявол, хотя и непосредственно подтолкнул Еву к погибели, сделал это не насильственным образом (ибо в противном случае и греха не было бы для человека, так как грех подразумевает свободное волеизьявление), а с помощью хитрости (дьявол украсил путь греха лживыми обещаниями и с помощью этого ложного украшения сделал данный путь привлекательным для Евы) и с использованием свободы воли Евы. Поэтому и говорится, что " завистью диавола вошла в мир смерть " (Прем.2:24). Из сказанного следует, что искушение Евы дьяволом является не причиной греха или поводом к его совершению, а подстрекательством ко греху, что само по себе уже является самостоятельным преступлением. Кстати говоря, и в современном уголовном праве подстрекательство к преступлению также является наказуемым деянием. Отметим, что дьявол согрешил первым среди бестелесных разумных существ - Ангелов (до появления человека). Он же первым согрешил и среди всех разумных существ (после появления человека), так как способствовал падению человека своими лживыми речами. " Он (дьявол - П.В.) был человекоубийцей от начала " (Ин.8:44). При этом в обоих случаях дьявол соблазнил и других: вначале ангелов, которых увлек за собою, затем - человека (Еву). В Священном Писании сказано: " Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил " (1Ин.3:8). " Грех - злой плод злого семени диавола грех и беззаконие не Его (Бога - П.В.), но диавольское изобретение и дело есть начальник и изобретатель его (греха - П.В.) есть диавол " (святитель Тихон Задонский. Цит. по 83:237,260). " Грех - это изобретение свободной воли дьявола " (архимандрит Иустин (Попович). 76:36).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Воскреснув из мертвых, Господь как Богочеловек, как Родоначальник нового человечества вложил в человеческое естество зачаток воскресения, начало (принцип) воскресения и, таким образом, соделался перворожденным из мертвых, первенцем из умерших (πρωττοκος εκ τν νεκρν, 1Кор.15:20–23 ; Кол.1:18 ), Которому в силу необходимости последуют все мертвые в последний день. Новый Завет, без сомнения, беспримерно нов Христовым Воскресением, которое по своей природе, характеру и подлинности есть единственное в своем роде и дотоле небывалое в истории мира событие. Восстания мертвых, происходившие как в Ветхом ( 3Цар.17:21–22 ; 4Цар.4:32–36; 13:21 ), так и в Новом Завете ( Ин.11:44 ; Мф.9:25 ; Лк.7:14–15 ; Деян.9:40 ), не были совершенными, так как воскресшие люди вновь должны были умереть. Лишь воскресший Владыка Христос соделался «начатком совершенного воскресения (παρχ τς τελεας ναστσεως), которое более не подлежит смерти». Исключительная и уникальная новизна Богочеловеческой Личности Спасителя состоит как раз в том, что через воскресение из мертвых Она как Личность Богочеловеческая соделалась вечной и бессмертной. Спаситель воскрес, победив Собою смерть для всего человеческого рода; Его Воскресение бессмертно; после Него нет уже смерти, смерть уже не может Им обладать. Так Свое учение о воскресении мертвых Спаситель засвидетельствовал и подтвердил Своим бессмертным, Своим вечным Воскресением. За Его учением о воскресении мертвых стоит Богочеловеческое событие, Богочеловеческий опыт, Богочеловеческая реальность как, впрочем, и за каждым Его Божественным словом. В Его Богочеловеческой Личности полностью и совершенно осуществлена вечная жизнь на земле, и этим Он как Богочеловек дал залог и силу вечной жизни и воскресения каждого человека, посему только Он среди рожденных на земле и имел право сказать о Себе: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Обладая как Бог жизнью и смертью, оживотворяя живых, воскрешая мертвых, Владыка Христос справедливо говорил: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вот кто наш супостат и враг: все духи зла, спадшие с неба. И мы, христиане, как могли бы мы выстоять в этой борьбе, если бы не имели Божия всеоружия и не были бы сильны и непобедимы Христом Богом, Который – в нас и посреди нас, то есть здесь, в Церкви, со всеми Своими Божественными силами? Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:3–5 ). И во всем этом побеждаем мы Владыкой Христом, по всеистинному благовестию всепобедного Апостола: Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, на Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем. Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим.8:38–39, 37 ). Только перед живым Богом и Владыкой Христом сатана и все его ангелы немощны и бессильны (см. Мф.8:29–32 ; Мк.5:12–13, 1:27 ; Лк.4:36 ). Наш деннонощный подвиг: бодрствовать и не давать места диаволу (ср. Еф.4:27 ). А место диаволу мы даем, если уделяем место греху, ибо через грех диавол и входит в нашу душу. Если же по небрежению и нерадению над собой либо по пристрастию ко грехам мы отводим место многим грехам и страстям, то постепенно на престоле нашего сердца они воцарят сатану ( Откр.2:13 ). Лишь от Бога, живущего в нас через святые таинства и святые добродетели, диавол убегает. Посему надлежит нам постоянно бороться против всего диавольского воинства, то есть против всех грехов и страстей, – и он побежит [и] от нас, от нашего всеоружия Божия. Всегда – и днем, и ночью – каждый христианин должен содержать и исполнять евангельскую заповедь: Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас ( Иак.4:7 ). А вкупе с ней – еще и следующие Божественные заповеди: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вот она, философия антихриста, который любой ценой стремится занять Его место и в мире, и в человеке, заменить Христа. Во все века появлялось бесчисленное множество предтеч, исповедников и почитателей антихриста. «Всякий дух» – а этим духом может быть личность, учение, идея, мысль, человек, Ангел или диавол. И все они: всякое учение, личность, идея, мысль, человек – если не признают, что Иисус Христос есть Бог и Спаситель, воплощенный Бог и Богочеловек, – происходят от антихриста и антихристовы суть. А таких личностей, учений и т.д, было много от самого явления Господа Иисуса Христа в мире. Поэтому святой тайновидец и Апостол Иоанн Богослов говорит об антихристе, что «и теперь есть уже в мире». Так или иначе, антихрист является творцом всякого противохристианского учения, а все учения можно разделить на два вида: учения от Христа и учения от антихриста. В конце концов, человеку нужно в этом мире решить одну проблему: идти за Христом или против Него. И каждый человек, хочет он того или нет, только и делает, что решает эту проблему, – и каждый из нас есть или христолюбец или христоборец, или христопоклонник и диаволопоклонник, третьего не дано. Священное Писание так определяет нам, людям, главную задачу и цель нашей жизни: в нас «должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», мы должны «о горнем помышлять» в воскресшем и вознесшемся Богочеловеке Господе Иисусе Христе ( Флп. 2, 5 ; Кол. 3, 1–4 ). А что «горнее»? – Все, что Он как Вечная Истина есть и что содержит в Себе как Бог Слово: все Божественные свойства, ценности и совершенства, и также все, что Он как воплощенный человек. Богочеловек Господь Иисус Христос, имеет и содержит в Себе: все Его человеческие особенности, мысли, чувства, подвиги, переживания, деяния, – всю Его жизнь от Рождества до Вознесения, и от Вознесения вплоть до Страшного Суда, и от Страшного Суда во всю Божественную Вечность. Мыслить об этом есть наша первая, главная обязанность, необходимость каждого мгновения нашей жизни. Другими словами, размышляет человек об истине или о заблуждении, о жизни или о смерти, о добре или о зле, о правде или о неправде, о рае или об аде, о Боге или о диаволе, – если о всем этом размышляет не «во Христе Иисусе», иначе говоря, если мысли человека о всем этом не переходят в мысли о Христе, они обязательно превратятся в бессмысленное и самоубийственное мучение. Если человечеству об обществе, личности, семье, нации не размышлять «во Христе» и Христом, то ему никогда не удастся ни найти истинного смысла, ни правильно решить хотя бы одну проблему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Вот что говорит об этих словах преподобный Иустин (Попович) : «Грехолюбие и злолюбие а через них самолюбие создает войны между людьми. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? ( Иак. 4:1 )... Спаситель говорит о войнах как о чем-то, что Его последователи не вызовут, но от чего они будут страдать. Им не следует вызывать войны» 1 . В качестве главной причины войн, возникающих против верующих, Библия во многих местах называет их тяжкие прегрешения против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи. Вот как о том говорит Дух Святой через Иудифь: когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями ( Иудиф. 5:18 ). Однако если верующие верны Богу, и против них выступили враги, то в таком случае Господь помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. Вот как говорит пророк Захария о благочестивых воинах: И они будут, как герои, попирающие врагов на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях ( Зах. 10:5 ). Смиренное осознание своих сил и вклада в победу, подаётся в Писании как единственно правильное для верующего воина: ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила (1Макк. 3:19). Это относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему – Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча ( Иов. 5:20 ). Некоторые протестанты утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, но таким образом они свои мысли приписывают Библии . Писание Нового Завета неоднократно упоминает о воинах – например, о римском офицере сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу, и который удостоился похвалы от Спасителя: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры ( Лк. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010