47. Послушайте, что сказано пророчественным Духом и об опустошении земли иудейской. Его слова произнесены как бы от лица народа удивляющегося тому, что совершилось. Они суть следующая: «Сион стал пуст, как пустыня сделался Иерусалим; проклят дом, святилище наше, и слава, которую благословили отцы наши, пожжена огнем и все славное Его пало. И Ты терпел все это и молчал, и смирил нас жестоко» ( Ис 64.10–12 ). А что Иерусалим опустошен, как предсказано, вам это известно. Об опустении его и о том, что никому из иудеев не позволено будет там жить, сказано пророком Исаией так: «земля их пуста, враги их пожирают ее в глазах их, и никто из них не будет жить в ней» ( Ис 1.7 ). И вы хорошо знаете, что наблюдается вами, чтобы никто не был в нем, и что смертная казнь определена тому иудею, который будет захвачен при входе в него. 48. Послушайте, в каких словах было предсказано о Христе нашем, что Он будет исцелять всякие болезни и воскрешать мертвых. Они суть следующие: «с пришествием Его хромой будет скакать, как олень, язык немых будет ясен, слепые прозрят, прокаженные очистятся и мертвые воскреснут и будут ходить» ( Ис 35.4–6 ). А что он это сделал, вы можете узнать из актов, составленных при Понтие Пилате. Каким образом предвозвещено пророчественным Духом и то, что он умерщвлен будет вместе с уповающими на Него, послушайте, что сказано Исаией. Сказано так: «Вот как праведный погиб, и никто не принимает этого сердцем; и люди праведные истребляются, и никто не подумает о том. Праведный взят от лица неправды и его гроб будет в мире: он взят из среды нас» ( Ис 57.1–2 ). 49. И опять послушайте, как сказано через того же Исаию, что не ожидавшие Его народы языческие поклонятся Ему, а иудеи, всегда ожидающие, не узнают Его, когда Он придет. Слова эти сказаны как бы от лица самого Христа, и суть следующие: «Я был явлен тем, которые не спрашивали обо Мне, и найден теми, которые не искали Меня. Я сказал: вот Я у народов, которые не призывали имени Моего. Я простер руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходили путем не добрым, но вслед грехов своих. Народ этот разгневляет Меня пред лицом Моим» ( Ис 65.1–3 ). И действительно, иудеи, имеющие в руках пророчества и всегда ожидавшие пришествия Христа, не узнали Его, и не только не узнали, но и отвергли, а язычники, никогда не слыхавшие о Христе дотоле, пока апостолы Его не пришли из Иерусалима, не возвестили о Нем, и не сообщили пророчеств, – с радостью и верою отстали от идолов и предались через Христа нерожденному Богу. Что наперед известны были те злословия, которые будут разглашать на исповедающих Христа, и как жалки те, которые хулят Его, и почитают прекрасным соблюдать древние обряды. Послушайте, как в кратких словах сказано о том Исаией. Сказано так: «горе тем, которые называют сладкое горьким, и горькое сладким» ( Ис 5.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

(4) Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. (5) Они (лжепророки) от мира, потому [и] говорят по-мирски, и мир слушает их. (6) Мы от Бога: знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. I (7) Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса (Христа), пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. «ЗВЕРЬ» ПОСЛАНИЕ ВАРНАВЫ, 4:1-5 Варнава известен по Новому Завету как спутник апостола Павла (Деян 4:36 и др.). Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие христианские писатели причисляют его к 70-ти ученикам Христа, упомянутым у Луки (10:1). Согласно церковной традиции, Варнава пережил Павла и скончался в 76 г. Послание, написанное от его имени, датируется первой четвертью II в. н. э. и является как бы продолжением и развитием канонического Послания к Евреям апостола Павла. Климент Александрийский и Ориген относились к нему как к подлинному, Евсевий занес его в число «спорных» сочинений (Церковная история, III 25; VI 14); наконец, Иероним Стридонский объявил его апокрифом. Хотя в своё время сочинение это было написано по-гречески, оригинал дошел до нас не полностью и некоторые части послания (первые четыре главы и половина 5-й) известны только в латинском переводе. IV. [Антихрист близко, и мы должны избегать заблуждения иудействующих и удаляться от дел пути злого] (1) Итак, надо тщательно исследовать настоящий предмет и изложить то, что может служить к нашему спасению. (2) Будем избегать всякого дела неправедного и возненавидим заблуждение века сего, дабы в будущем нам быть возлюбленными [Богом]. Не дадим душе нашей места, где бы она могла состязаться с нечестивыми и грешниками, дабы не уподобиться им. (3) Ибо приблизилось последнее искушение; об этом написано, как говорит Енох : Господь сократил времена и дни для того, чтобы Возлюбленный Его ускорил Своим пришествием к наследию Своему. (4) Так же говорит и пророк: «десять царств будут царствовать на земле, и после восстанет малый царь, который разом низложит трёх царей» (Дан 7:24?) .

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(4) И Господь то же говорит неверующим Ему: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если другой придёт во имя своё, его примете (Ин 5:43), под «другим» разумея Антихриста, который чужд Господа; он есть неправедный судья, о котором сказано Господом, что он ни Бога ни боялся, ни людей не стыдился, и к которому прибегла вдова, забывшая Бога, – то есть земной Иерусалим – в отмщении врагу. Это и сделает он во время своего царства: переселит царство в этот [город] и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос. Посему Даниил ещё говорит: и святое место будет опустошено, и грех отдан в жертву, и повержена правда на землю, и он действовал и весьма преуспевал (8:11-12). И ангел Гавриил, изъясняя его видение, говорит об этом: и в последнее время царства их восстанет царь весьма бесстыдный лицемер и разумеющий [темные] вопросы; сила его велика, и удивительно разрушит , устроит и сделает, и истребит сильных и народ святой; и ярмо его будет как цепь золотая вокруг шеи, коварство в руке его, и он возвеличится в сердце своем, и коварством своим погубит многих, и станет во зло многим, и разобьет рукою как яйцо (8:23-25). Затем означает и время его тиранства, в которое признаны будут святые, приносящие Богу чистую жертву: и в половине седмины, говорит, прекратится жертва и возлияние, и в храме будет мерзость запустения и до окончания времён будет полное запустение (9:27). Половина седмины же означает три года и шесть месяцев. (5) Из всего этого открываются не только подробности богоотступничества и дела того, кто восстановит в себе всё диавольское заблуждение, но и то, что есть Один и Тот же Бог Отец, возвещенный пророками и открытый Христом. Ибо если Господь подтвердил пророчества Даниила о кончине [мира], говоря: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила (Мф 24:15), то ангел Гавриил изъяснил Даниилу видения, а он есть архангел Творца мира, благовестивший Марии видимое пришествие и воплощение Христа, то очевидно оказывается, что есть Один и Тот же Бог, пославший пророков и обещавший Сына и призвавший нас к познанию Своему.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(4) Как если какой отступник вражески возьмёт чью-либо страну, то будет возмущать её жителей, чтобы среди незнающих, что он преступник и разбойник, присвоить себе славу царя. Так и диавол, будучи одним из ангелов, господствующих в воздухе, как объявил апостол Павел в Послании к Ефесянам (2:2), позавидовав человеку, сделался отступником от божественного закона, ибо зависть противна Богу . И поскольку его отступничество обнаружилось через человека и человек был средством к испытанию его разложения, поэтому он больше и больше становился враждебным человеку, завидуя его жизни и желая закрепить его в своей богоотступнической власти. Но устроитель всего, Слово Божие, побеждая его посредством человеческой природы и обличая его богоотступничество, напротив, покорило его человеческой власти, говоря: вот, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк 10:19), чтобы как он чрез отступничество получил власть над человеком, так опять то отступничество упразднилось чрез человека, снова обращающегося к Богу. XXV [Обман, гордость и тираническое царство Антихриста, как они описаны у Даниила и Павла] (1) И не только из вышесказанного, но и из того, что будет при Антихристе, видно, что он, будучи отступник и разбойник, хочет, чтобы поклонялись ему как Богу, и, будучи раб, хочет, чтобы его провозглашали царем. Он, получив всю власть диавола, придёт не как царь праведный и законный, состоящий в покорности Богу, но как нечестивый, неправедный и беззаконный, как богоотступник, злодей и человекоубийца, повторяющий в себе диавольское богоотступничество. Он устранит идолов, чтобы внушить, что он сам Бог, но себя превознесет как одного идола и в себе самом сосредоточит разнообразное возбуждение, относящееся к прочим идолам, чтобы те, которые посредством разных мерзостей поклоняются диаволу, служили ему посредством этого идола. О нём апостол (Павел) во Втором послании к Фессалоникийцам так говорит: доколе не наступит прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, что называется Богом или что почитается, так что сядет в храме Божием, выставляя себя наподобие Бога (2:3-4).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(4) Как же мы, грешные, изобразим эту чрезмерную, несказанную скорбь, когда так назвал её Бог? Да остановит каждый со вниманием ум свой на святых речениях Господа и Спасителя, как Он по Своему благоутробию, ради чрезмерной нужды и скорби желает сократить дни скорби, увещевая нас и говоря: молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу (Мф 24:20); и еще: бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих [бедствий] и предстать пред Богом (Лк 21:36), потому что время близко. И все мы подвержены сему бедствию, но не верим. Будем же непрестанно просить в слезах и молитвах, день и ночь припадая к Богу, чтобы спастись нам, грешным. (5) У кого есть слезы и сокрушение, да просит Господа, чтобы избавиться нам от скорби, какая придёт на землю, чтобы вовсе не видеть сего зверя и не слышать страховании его. Ибо будут глады, моры и землетрясения по местам (Мф 24:7), и различные смерти на земле. Мужественная нужна будет душа, которая бы могла сохранить жизнь свою среди соблазнов. Ибо если человек окажется хотя бы немного беспечным, то легко подвергнется нападениям и будет пленен знамениями змия лукавого и хитрого. И таковой не найдёт себе пощады на суде; там откроется, что добровольно поверил он мучителю. Много молитв и слез нужно нам, возлюбленные, чтобы кто-либо из вас оказался твердым в искушениях, потому что много будет коварного, творимого зверем. Он сам богоборец и всех хочет погубить. Ибо такой способ употребит мучитель, что все должны будут носить на себе печать зверя , когда во время своё, то есть при исполнении времен, приидёт он обольстить всех знамениями. И в таком только случае можно им будет покупать себе снедь и все потребное; и поставит надзирателей соблюдать его повеления. Заметьте, братья мои, чрезмерную злокозненность зверя и ухищрения его лукавства: таким образом начинает он с чрева, чтобы человек, когда приведён будет в крайность недостатком пищи, вынужден был принять печать, то есть злочестивые начертания, не на каком-либо члене тела, но на правой руке, а также на челе, чтобы человеку не было уже возможности правою рукою напечатлеть крестное знамение и также на челе изобразить святое имя Господне или славный и честной крест Христа и Спасителя нашего. Ибо знает несчастный, что запечатленный крест Господень разрушает всю силу его; и потому кладет свою печать на правую руку человеку, потому что она запечатлевает крестом все члены наши; равно и чело, как светильник, носит на высоте свет – знамение Спасителя нашего .

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(50) И Павел во Втором послании к Фессалоникийцам изображает, как именно обнаружится некогда человек беззакония, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога (2 Фес 2-3-4). И ныне, говорит он, знаете удерживающее, чтобы открыться ему в своё время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник, которого Господь убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих (2 Фес 2:6-10). Сообщает он и причину, почему беззаконнику дана будет возможность явиться на земле. Он так говорит: за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде (2 Фес 2:10-12). Пусть же теперь скажут нам, что же собственно в словах Евангелия или апостола может дать повод подозревать, что в данном случае были предсказаны чародейства? Если кто желает, он может и у Даниила прочитать пророчество, которое говорит точно так же об Антихристе . Но Цельс искажает слова Иисуса и приписывает Ему то, чего Он никогда не говорил, а именно, что придут другие, которые совершат подобные же чудеса, как и Он, – [люди] дурные и обманщики. Как сила египетских заклинателей отличалась от чудесной благой силы, действовавшей в Моисее, как деяния Египтян в конце концов оказались результатом колдовства в противоположность божественным деяниям Моисея, точно так же деяния антихристов и тех, которые старались совершать подобные же чудеса, какие принадлежали ученикам Иисуса, оказываются, как он (Павел) говорит, ложными знамениями и чудесами, сильными всяким неправедным обольщением погибающих, между тем как деяния Христа и Его учеников имели своим плодом не обольщение, а спасение душ. Да и где можно обрести такого человека, который стал бы считать результатом обмана совершенствование жизни и постепенное уменьшение нечестия?!

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(5) Обрати внимание на согласие пророка с пророком. Научись же и у другого, который говорит подобное же. В самом деле, и Амос пророчествовал совершенно согласно о том же самом: сие говорит Господь, – говорит он, – за то, что вы избили кулаками нищего и дары избранные приняли от него, вы построили жилища, но не можете жить в них, вы насадили вожделенные виноградники, но не можете пить вина их, – это за то, что [Я] узнал много нечестия со стороны вас, - вас, которые обманывали праведника, принимали подарки и бедных отталкивали от дверей. Вот поэтому и разумный в то время будет молчать, потому что время предстоит лукавое (5:11-13) . Познакомься же, любезный, с лукавством тогдашних людей, как они будут расхищать дома и поля, захватывая и самую правду у праведника. Все это затем, чтобы, когда случится предсказанное, ты мог увидеть, что конец уже наступает. Итак, ты познал мудрость пророка и откровение того, что совершится в те дни. Все пророки, как мы уже выше говорили, проясняли не только уже давно прошедшее, но в то же время ясно пророчествовали о том, что совершится в позднейшие времена. (6) Но мы не будем приводить в [подлинных] словах речь всех пророков, и, упомянув об одном, перейдем теперь к тому, что подлежит обсуждению. Что возвещает ещё Михей? Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими - и проповедуют мир, а если кто ничего не кладет в уста их, против него объявляют войну. Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма - вместо предвещания; зайдет солнце над пророками, и потемнеет день над ними. И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели (3:5-7). Это мы наперёд рассказываем ввиду того, чтобы вы могли уразуметь ту скорбь и смущение, которые будут в последние времена, а также обращение людей друг с другом, и зависть, и ненависть, и тяжбу, небрежение пастырей о своих овцах, и враждебное настроение народа по отношению к священникам. (7) Итак, все будут поступать по своей собственной воле, и дети наложат руки на родителей; жена предаст своего мужа на смерть, а муж приведёт жену свою, как виновную, в судилище; господа по отношению к своим слугам будут бесчеловечными деспотами, а слуги по отношению к господам будут питать дух неповиновения; никто не будет чувствовать уважения к седине старца, а красоту юношескую никто не будет жалеть.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(5) Подобным образом говорит об этом Даниил: «и видел я четвертого зверя злого, сильного и более прочих зверей морских неистового; и явилось на нём десять рогов и среди их восстал ещё рог малый и выбил разом три рога из числа больших рогов» (7:8). Мы должны это понимать. ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА Начиная с Иринея Лионского (Против ересей, V 30.4), Церковь датирует Откровение временем правления императора Домициана (81 96 н. э.). Но в середине XIX столетия в научных кругах возник взгляд, что Откровение было написано в 68 или 69 гг. н. э., поскольку в пророчестве о «звере из бездны» видится намек на возвращение Нерона («восьмой [царь] из числа семи» – 17:11). Действительно, можно ли было говорить о «восьми царях» при двенадцатом по счету римском императоре Домициане? Тут, однако, нужно учесть компилятивный характер Откровения, компоновавшегося из разного материала. Главы 4-18 содержат различные еврейские апокалипсисы, слегка переделанные автором Откровения с христианской точки зрения . Стихи, посвященные ожившему Нерону, напоминают соответствующие пророчества Сивиллиных книг, и вероятно, были заимствованы из какого-то похожего еврейского источника. При этом автор Откровения сам мог не понимать настоящего смысла этих пророчеств, либо переосмысливать их сообразно своему времени. Следующее далее пророчество о «десяти царях», восходящее к Книге Даниила, наводит на мысль, что Иоанн Богослов довольно некритично сводил разноплановый материал, пытаясь придать ему вид единого пророчества. Поэтому вполне можно согласиться с датировкой Иринея Лионского и других церковных авторов и считать временем создания Откровения конец I или даже начало II века н. э. XI (1) И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем . (2) А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца . (3) И дам двум свидетелям Моим (=Божиим), и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней , будучи облечены во вретище.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

619.  Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 620. Ос. 4. 12. 621. На основании этих слов святого Кирилла западные приписывают ему, и справедливо, мнение о вещественности духов, им свойственной. Patrol. Graecae. Tom. XXXIII, pag. 1637, 1661. 622. Patrol. Graecae. Tom. XXXIII, Catechisis 16, cap. 13, 15, 23. 623. Гл. 10. По переводу преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского, напечатанному в Москве в 1784 году 624. Поучение огласительное 2, «О покаянии». 625. По переводу Московской Академии, 1820. 626.  …по правую сторону жертвенника кадильного (Лк. 1. 11). 627. Лк. 2. 8–15. 628. Эта высокая идея проявлялась и у древних святых мыслителей. «Бог не есть имя, но мысль, всажденная в природу человеческую, о чем-то неизъяснимом», — сказал святой мученик Иустин Философ. Апология 2, гл. 6. 629. Прежде полагали, что ноль, помноженный на бесконечное, производит единицу. Несправедливо! он дает число, то есть все вообще числа, которые в отношении к бесконечному — все равны и различаются от бесконечного бесконечным различием не произведя в нем никакого изменения своим явлением в бытие. Вот высшая идея, какая только может быть доставлена наукою о мироздании. 630. 2 Кор. 12. 2. 631. 3 Цар. 8. 27. 632. «Догматическое Богословие» преосвященного Антония. Издание 7, 1857 г., стр. 95 и 96. 633. 1 Тим. 6. 16. 634. Беседа 16, гл. 5. 635.  Я… видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись (Откр. 22. 8, 9). 636. «Иоанн Дамаскин — первый систематик между Отцами Церкви: это его неотъемлемая слава. «Изложение Православной Веры» составляет систематическое учение о созерцательных истинах Откровения. О предметах Откровения Дамаскин рассуждает на основании Слова Божия, по соображениям разума, и всего чаще говорит словами Отцов Церкви, — особенно Григория Богослова, Василия, Афанасия. В сем последнем отношении Макарий Анкирский справедливо назвал Дамаскина провозвестником и истолкователем всех богословов». «Историческое учение об Отцах Церкви» архиепископа Филарета, т. 3.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

6) Заповедь о субботе дана, как заповедь вечная, почему должно праздновать ее и теперь: пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя, субботу в роды свои, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки ( Исх.31:16–17 ). Заповедь о субботе дана, как удостоверяет и указанный текст, не всем людям, а только сынам Израилевым и суббота являлась знамением завета между Богом и одними сынами Израилевыми. Но этот завет, по Слову Божию ( Иер.31:31–33 ; ср. Евр.8:8–13 ), должен был уступить место новому завету; следовательно, и суббота – знамение первого, ветхого, завета подлежала упразднению. «Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон, – говорит святой Иустин, философ и мученик , – и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, – для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарован закон вечный и совершенный и завет верный, это – Христос... О том же Новом Завете Бог говорит через Иеремию (иер.31:31–32). Новый закон повелевает вам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаетесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая того, почему дана вам эта заповедь». 668 Слова «навеки» и «вечный», употребляемые в Священном Писании, когда идет речь о ветхозаветных установлениях, 669 обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр.9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр.10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал.3:25–26 . Пройде сень законная благодати пришедши – Догм. 2 гл.). Почему в Церкви Христовой мы видим в числе исправленных ветхозаветных установлений празднование не субботы, а первого дня недели – воскресенья. 7) Суббота должна быть соблюдаема не только здесь на земле во все время существования человека, но и в будущей жизни: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис.66:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010