11. Преподобныя матере нашея Феодоры Александрийския (474–491). Преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (перенесение мощей). Мучеников Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мучеников Диодора и Дидима Сирских. Мученицы Ии (362–364). Преподобнаго Евфросина (IX). Иконы Божия Матери Каплуновския (1689). 12.Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Священномученика Автонома, епископа Италийскаго (313). Преподобнаго Вассиана Тиксненскаго (1624). Праведнаго Симеона Верхотурскаго (перенесение мощей, 1704). Мученика Иулиана и с ним 40 мучеников (IV). Мученика Феодора Александрийскаго. Священномученика Корнута, епископа Никомидийскаго (III). 13.Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника (I). Мучеников Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237), Мучеников Селевка и Стратоника (III). Мучеников Макровия и Гордиана (IV). Священномученика Иулиана пресвитера (IV). Мучеников Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (IV). Преподобнаго Петра в Атрои (IX). Великомученицы Кетевани, царицы Кахетинския (1624) (груз.). 14. Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Праздник и строгий пост Преставление святителя Иоанна Златоустаг о (407). Иконы Божия Матери Леснинския (1683). Величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. На утрени прокимен, гл. 4: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Припев на 9-й песни канона: Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень. На литургии, вместо Трисвятаго: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. В той же день вечера прокимен великий, гл. 7: Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори. Стих 1: Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его. Стих 2: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ипполип, Ириней, Авундий и Конкордия. 13 авг. Ок. 260.       Зинон, священномуч. Веронский. 12 апр. Марин воин и Астерий синклитик, мучч. Кесарийские в Палестине. 7 авг. Никифор, муч. Антиох, в Сирии. 9 февр. 253–260.       Гаий, Фавст, Евсевий и Херамон, мучч. Александрийские, при Валериане. 4 окт. Анфуса дева, Афанасий, еп. Тарса, Харисим и Неофит, мучч. Киликийские. 22 авг. Феодот и Руфина, мучч. Кесар. в Капп. 2 сент. Агрипина, мученица Римская. 23 июня. Ферапонт, священномуч. Сардийский. 27 мая. 265.            Дионисий, священномуч. Александрийский. 5 окт. Ок. 266.       Григорий чудотворец. еп. Неокесарийский. 17 ноября. 263–270.       Киприан еп., Иустина девица и Феоктист, мучч. Никомидийские при Клавдии. 2 окт. Мучч. Римские: Ипполит еп., Кенсорин, Савин, Хрисия и др. 20 мучч. 30 янв. Марин и Марфа, и чада их Авдифакс и Аввакум, Персиане, со многими другими. 6 июля. Иулиан пресвитер и Кесарий диакон, мучч. Тарракинские. 7 окт. Ок. 272.       Савва стратилат и 70 воинов, мучч. Римские. 24 апр. 273.                   Конон преп., с сыном Кононом, мучч. Иконийские. 6 марта. Павел и Иулиания, Квадрат и Акакий, мучч. Птолемандские. 4 марта. 274.                   Филумен, муч. Анкирский. 29 ноября. 275.                   Мамант, муч. Кесарийский в Капп. 2 сент. 270–275.       Лукиллиан, с четырьмя отроками, и девица Павла, мучч. Византийские, при Аврелиане. 3 июня. Илиодор. муч. Магидский. 19 ноября. Мефодий, священномуч. Патарский. 20 июня. Александр иерей, муч. Сидский. 15 марта. Патрокл, муч. Трикассинский. 17 авг. Коинт, муч. Фригийский. 6 июля. Лупп муч. 23 авг. Ок. 280.       Трофим, муч. Антиохийский, при Прове. 19 сент. Савватий и Доримедонт, мучч. Сивадские. 19 сент. 284.             Вавила еп. и три отрока, мучч. Антиох. 4 сент. 284.             Пелагия св., девица Антиохийская. 8 окт. Мучч. Емисские: Силван еп., Лука диакон и Мокий чтец. 29 янв. Иулиан врач. 6 февр. Фалалей врач, и с ним Александр и Астерий, мучч. Киликийские при Нумериане. 20 мая. Мучч. Римские:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ [греч. Ιουλιαν], мц. (пам. греч. 18 авг.). Время жизни и подробности мученической кончины неизвестны. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память И. сопровождается указанием «близ Стровила», к-рое может означать или место мученической кончины, или место совершения торжественного богослужения в ее память. Неизвестно, какой Стровил имеется в виду: город в Карии (М. Азия) или местность в К-поле. В Римском Мартирологе (XVI в.) память И. объединена с памятью мч. Льва, претерпевшего мученическую кончину в Мирах Ликийских. И. Делеэ отождествил его со Львом, пострадавшим вместе с Паригорием (пам. греч. 18 февр.) в Патарах в Ликии ( Delehaye. Origines. P. 164). Однако ни в пространном, ни в синаксарном Житиях Льва и Паригория И. не упоминается (BHG, N 983; PG. 114. Col. 1451-1462; SynCP. Col. 472-473). Делеэ, Дж. Луккези и Р. Обер считали, что И. является одним лицом с Иулианией, мц. Птолемаидской, память к-рой отмечается на следующий день - 17 авг. (см. в ст. Иулиания и Павел , мученики). Р. Жанен и Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, отождествили И. с др. одноименной святой - Иулианией , мц. Никомидийской (пам. 21 дек.), церковь во имя которой существовала в к-польском квартале Петрий, где, по мнению Жанена, и находилась местность Стровил. Память И. включена в греческую печатную Минею (Венеция, 1591) и в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца , к-рый составил в честь святой двустишие. Сведения об И. встречаются в нек-рых слав. и рус. стишных Прологах (Словенски ракописи во Makeдohuja. Ckonje, 1971. Кн. 1. С. 272; РГБ. Троиц. 717. Л. 223, 1429 г.), но их нет в ВМЧ и в совр. календаре РПЦ. Ист.: ActaSS. Aug. 1752. T. 3. P. 546; SynCP. Col. 908; MartRom. P. 345; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 376; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998 4. Τ. 6. Σ. 244. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 250; Franchi de " Cavalieri P. Nuove note agiografiche. R., 1928. Vol. 7. P. 100; MartRom. Comment. P. 346; Παπαδοπολου Σ. Ιουλιαν (4)//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 944; Lucchesi G. Leone e Giuliana//BiblSS. Vol. 7. Col. 1304; Janin. Églises et monastères. Р. 259-260; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julienne (4)//DHGE. T. 28. Col. 542. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237839.html

Службы в храме перестали совершаться с 1926 г. В 1930 г. настоятель храма священник Александр Воздвиженский был осужден на 5 лет лагерей. В 1932 г. церковь была закрыта. Храмовое здание эксплуатировалось как котельная, столовая, овощехранилище, водонапорная башня, клуб, библиотека, танцплощадка. Храм был возвращен Церкви в 1991 г. в руинах. В 1992 г. настоятелем назначен иерей Сергий Махонин. Первая после возвращения Литургия была совершена в 1993 г. К 1997 г. была установлена медная кровля, воздвигнут крест. В 2000-е годы были воссозданы три иконостаса. Роспись храма завершена в 2010 г. В настоящее время храм полностью восстановлен. http://www.odigitria-blago.ru/churches/6/ Церковь Сошествия Святого Духа построена в 1709 г., освящена в 1710 г. Престолы: верхний храм – Сошествия Святого Духа на апостолов; нижний храм – святителя Николая; в колокольне – придел мученицы Иулиании Никомидийской. Известно, что в 1704-1710 г.г. в храме служил священник Матвей Силин. Приблизительно с 1776 по 1800 г.г. – священник Иоанн Алексеев, затем с 1801 по 1816 г.г. – священник Стефан Васильев. Во время наполеоновского нашествия в храме стояла конница Мюрата, после чего он был освящен в декабре 1813 г. Из прошения священника Стефана Васильева Преосвященнейшему Августину, епископу Дмитровскому: «По нашествии неприятеля означенная церковь осталась в целости, в верхней Сошествия Святого Духа святой престол, жертвенник не повреждены, а в нижней изломаны. Святые же антиминсы мною сохранены, а потому и нужно по исправлении означенную церковь по чиноположению освятить». В 1816 г. священником стал Андрей Кудрявцев, при котором были произведены большие ремонтные работы, в 1843 г. он ещё служил. С 1847 г. священник - Роман Покровский, при котором в конце XIX в. на месте разобранного северного крыльца была поставлена колокольня в русском стиле с устройством в ней придела во имя мц. Иулиании на средства И.П. Мусина-Пушкина и петербургского купца М.Т. Волкова. С 1864 по 1907 г.г. в храме служил священник Михаил Розанов, который в 1880 г. был пожалован Государем Императором за отличную службу по гражданскому и военному ведомству камилавкой, в 1887 г. награжден наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым, а в 1892 г. награжден за труды по народному образованию орденом Св. Анны 3-й степени. Он умер в 1908 г. Выдержка из некролога: «Это был очень отзывчивый человек. Особенно привлекала в нём незлобливость и чистота его почти детской души». Во время его похорон храм не мог вместить всех пришедших проститься с ним. Им основана была школа, которая первоначально помещалась в его доме и которой он отдал лучшие силы и лучшее время своей жизни.

http://sobory.ru/article/?object=01747

Май 3.05 Преподобных Иулиании и Евпраксии Московских Тропарь, глас 1: Христу Жениху уневеститися возжелавшия/и подвиги иноческия Того ради понесшия,/добродетельным житием и любовию ко всем себе украсившия,/преподобныя Иулиание и Евпраксие./Во граде Москве первыя обители девическия/устроительницы явистеся/и трудов и подвигов брата вашего святителя Алексия/ревнительницы показастеся./Сего ради, ныне на Небесех вкупе с ним торжествующе,/молите граду Москве в Православии утвердитися,/обители вашей сохранитися//и спастися душам нашим. Кондак, глас 2: Что вас наречем, богомудрыя Иулиание и Евпраксие?/Немощный сосуд естеством,/но подвиги и труды мужески понесосте;/преподобныя жены,/но славы отцев воистину сподобистеся;/от земных рода благаго,/но Небеснаго Отечества достигосте.//Молите усердно Владыку Христа спастися душам нашим. Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские являются основательницами Зачатьевского Алексеевского женского монастыря в Москве. Они были родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода бояр Черниговских. Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, из которых старшим был Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей – в 1300 году Ульяну, в 1302 году Иулию. Благоверные родители воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, а желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата – инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где приняли постриг – Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (†304, память 21 декабря), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской (†413, память 25 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подписали: Иоанн, епископ антиохийский. Александр, митрополит апамейский. Иоанн, митрополит дамасский. Дорофей, митрополит маркианопольский. Александр, митрополит иеропольский. Дексиан, митрополит Селевкии исаврийской. Василий, митрополит фессалийский. Антиох, митрополит вострский. Павел Емесский. Априггий халкидский. Полихроний ираклийский. Кирилл аданский. Авсоний иларийский. Мусей арадский и ангарадский. Исихий каставальский. Салустий корикский. Иаков доростольский. Зос (по другим,Зосий) исвунтский. Евстафий парнасский. Диоген селевковильский. Плакон лаодикийский. Полихроний епифанинский. Фритил, митрополит ираклийский. Имерий, митрополит никомидийский. Елладий, митрополит тарский. Евфирий, митрополит тианский. Астерий, митрополит амидский. Феодорит кирский . Макарий лаодикийский. Феосевий кийский (в Вифинии). Максимиан, митрополит аназарвский. Геронтий клавдиопольский. Кир маркопольский. Аврилий иринопольский. Мелетий неокесарийский. Елладий птолемаидский. Тариан августийский. Уалентин маллский. Маркиан авритский. Даниил фавстинопольский. Иулиан ларисский. Илиадис зевгматский. Маркеллин аркский. Отлучительная грамота тех же, посланная святому собору. Святой собор отлученным нами епископам объявляет и внушает следующее: По истине тяжкое дело грешить и прогневлять Владыку Бога; но гораздо тягчее и опаснее не освобождаться от греха раскаянием. А вы до сих пор так поступаете, участвуя в противозаконных и бесчинных действиях Кирилла александрийского и Мемнона ефесского, за что вы и отлучены нами. Видя дверь человеколюбия, отверстую вам нашим определением, вы не поспешаете (вступить) в нее и не взываете, чтобы вас разрешили от уз отлучения: напротив принимаете сторону людей, держащихся еретического образа мыслей, презирающих законоположения св. отцов и предписания благочестивейших императоров, и совершающих многие другие противозаконные дела, и за то нами низложенных и лишенных епископства. Итак знайте, что если вы тотчас же не сознаете своего долга, и, удалившись от погибельного сообщества; не исповедуете, что держитесь веры блаженных отцов, собравшихся в Никее, и не захотите мирно и без всякого шума принять участие в нашем собрании, по грамоте благочестивейших императоров наших, то не сетуйте на нас, а вините себя самих в неразумии. Тех же послание к императору с уведомлением о своих действиях и о причине позднего прибытия антиохийского епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Господи милостивый, умягчи наши сердца покаянными слезами. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 21 декабря 1. Св. мученица Иулиания и с ней 500 мучеников и 130 мучениц . Сия славная девица и мученица родилась в Никомидии, в языческой семье. Услышав от кого-то евангельскую проповедь, она всем сердцем обратилась ко Христу и начала строго жить по заповедям Господним. Некий сенатор Елевсий был ее обручником. Дабы отвратить его от себя, Иулиания сказала ему, что не пойдет за него замуж, пока он не станет епархом их города. Предложила она ему это, думая, что такой молодой человек никогда не сможет достичь столь высокого звания. Однако Елевсий, изрядно постаравшись, лестью и взятками добился [своего назначения на] должность никомидийского епарха. Иулиания же тогда открыла ему о себе, что она христианка и что не сможет вступить с ним в брак, пока он не примет ее веру. «Какая нам польза быть телесно соединенными, а духом разделенными»? – говорила она. Елевсий сильно озлобился и донес на Иулианию ее отцу. Разгневанный отец осмеял и избил ее, а затем передал епарху на истязания. По приказу епарха Иулианию подвергли жестокому бичеванию, после чего всю израненную и окровавленную бросили в подземелье. Однако Господь исцелил ее в темнице, и она предстала пред епархом полностью здоровой. Епарх вверг ее в раскаленную печь, но огонь не опалил ее. При виде этого чуда многие уверовали во Христа Бога. Число таких обращенных составляло 630: 500 мужчин и 130 женщин. Всех их епарх приговорил к смерти, и по его повелению их обезглавили. Их души вознеслись в рай. После этого злой судия вынес такой же приговор и святой Иулиании. Духовно радуясь, Иулиания вышла на место казни, коленопреклоненно помолилась Богу и положила свою голову на плаху. Ее голова была отсечена, а душа переселилась в Царство вечного Христова света. Было это в 304 году. Елевсия [же] быстро постигла Божия кара. Когда плыл он по морю, его корабль разбился, и он упал в воду. Впрочем, не нашел он смерть в пучине, но выплыл на некий остров, где его растерзали и съели собаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

26 . Свт. Порфирия, архиеп. Газского, мч. Севастиана. 27 . Прпп. Прокопия Декаполита исповедника, Тита, пресвитера Печерского, и Фалалея. 28 . Прп. Василия исповедника, спостника св. Прокопия; прпп. жен Марины и Киры, сщмчч. Протерия, патр. Александрийского, и Нестора, еп. Магиддийского. 29 . Прпп. Кассиана, Иоанна, нареч. Варсанофием, мч. Феоктириста. Март 1 . Прмц. Евдокии, мчч. Нестора, Тривимия, Маркелла и Антония, мц. Антонины, прп. девицы Домнины Сирийской. 2 . Сщмч. Феодота. еп. Киринейского; преставление свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Агафона, мч. Троадия, мц. Евфалии девы, 440 мучеников, в Италии убиенных лангобардами. 3 . Мчч. Евтрония и дружины его: Клеоника и Василиска, св. Зинона и Зоила, прп. Пиамы девы. 4 . Прп. Герасима, иже на Иордане; мчч.: Павла и сестры его Иулиании и с ними: Кодрата, Акакия и Стратоника; свт. Григория, Констанции, града Кипрского; прп. Иакова постника, св. Даниила, блгв. кн. Московского; св. Вячеслава, кн. Чешского; блаж. кн. Василия Ростовского, иже и Василько. 5 . Мчч. Конона Исаврийского, Конона градаря (огородника), Ироиды, Евлогия Палестинского, Евлампия и Онисия; прпп. Исихия постника, Марка, постника Египетского; перенесение мощей св. блгв. кн. Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина (от мест погребения их в соборную церковь Спасо-Преображенского Ярославского монастыря). Пример мч. Канона градаря († в: III в.) ясно показывает, что можно спастись и в мир, занимаясь самым обычным и простым делом, а не в пустыне только, как думают странники-бегуны. 6 . Свв. 42 мученик, иже во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Милиссена, Каллиста, Васоя и проч.; прп. Аркадия Кипрского, прпмчч. Конопа и сына его Конона. Обретение Честного Креста и честных его гвоздей св. Еленою. 7 . Сщмчч.: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора; свт. Павла исповедника, прпп.: Павла Препростого и Емилиана монаха. 8 . Прп. Феофилакта, еп. Никомидийского; прп. Дометия, сщмч. Феодорита, ап. Емра. 9 . 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента, Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия или Екдита, Лиспмаха, Александра, Илии, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Валерия, Филоктимона, Севериана, Худиона, Аглая; мч. Урпасиана, св. Кесария.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Мученик Вавила Никомидийский пострадал при царе Максимиане, и с ним пострадало 48 человек детей. Во время гонения он скрылся в потаенное место и здесь учил малых детей не поклоняться идолам, а поклоняться Христу. Язычники донесли об этом царю, и царь потребовал к себе мученика вместе с детьми. На суде св. Вавила назвал языческих богов бесами; царь разгневался и приказал подвергнуть его жестоким мукам. Детей же царь ласкал, давал им разные вопросы; но они не отвечали ему ничего, а лишь переглядывались друг на друга. Тогда он отделил детей постарше и сказал им: «Вы поумнее других, послушайтесь меня – поклонитесь нашим богам». – «Мы никогда не поклонимся бездушным истуканам», – отвечали все дети. Царь приказал умертвить мечом всех их, начиная с учителя. Из детей известны Аммоний и Донат. Мученики Феодор, Миан, Иулиан и Кион в начале IV века, при царе Максимиане Галерии, были изрублены и сожжены в Никомидии. Мученица Ермиония была дочерью св. Филиппа диакона (память 14 нояб.). Зная врачебное искусство, она безмездно врачевала христиан. Царь Траян, узнав о ней, хотел ласками и обещаниями отвлечь ее от Христа; но святая осталась твердой, и Траян приказал жестоко бить ее, а затем отпустил на свободу. Тогда св. Ермиония открыла лечебницу и лечила всех приходящих больных, в то же время внушала неверующим веру во Христа. Когда же со смертью Траяна вступил на престол Адриан, то и он потребовал Ермионию к себе и за веру Христову приказал бросить в кипящую смолу с серой и оловом. Но она, находясь в котле, не чувствовала никакого мучения и говорила мучителю: «Царь, верь мне, что как ты, сидя на троне, не чувствуешь огня, так и я». Затем просила свести ее в капище. Адриан обрадовался, думая, что св. мученица хочет поклониться идолам. Но лишь взошла она в капище и помолилась, как попадали все идолы. Тогда св. Ермиония послала сказать Адриану, чтобы он поспешил оказать помощь своим богам, потому что они лежат поверженные и не могут встать. Царь разгневался на св. мученицу и усек ее мечом. Это было в 117 г. в городе Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Вмч. Никита. Роспись ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. Согласно апокрифическому Мученичеству (BHG, N 1343), Никита Никомидийский был сыном рим. имп. Максимиана (285-305, 307-308, 310). Однажды ночью ему явился Христос в сопровождении ангелов и показал знамение Св. Креста, назвав Никиту мучеником. После того как сын императора поклонился Кресту, Спаситель вознесся на небеса. На следующий день Никита обошел весь город, разыскивая того, кто смог бы растолковать ему видение. Некая женщина, по имени Иулиана, показала ему свой энколпион, после чего Никита понял смысл увиденного. Он пришел к отцу, обвинил его в нечестии, снял с себя воинские доспехи и облачился в нищенские одежды. Никита обратился к Богу с молитвой, прося направить его по верному пути. Ночью ему явился арх. Михаил, и Никита возблагодарил Бога. Мальчик-раб, по имени Иулиан, услышал молитву Никиты и донес Максимиану, что его сын поклоняется Богу христиан. С этого дня император искал удобного случая, чтобы вернуть Никиту в язычество. Однажды Максимиан увидел сына молящимся, подошел к нему и спросил, кто его околдовал: Георгий, Кирик или еп. Власий, к-рого подверг пыткам его брат Дамиан (вероятно, речь идет о сщмч. Власии Севастийском (пам. 11 февр., † ок. 316, при имп. Лицинии, по др. версии - при имп. Диоклетиане). Затем император пригрозил сыну страшными мучениями, если тот не принесет жертву идолам. Никита отказался повиноваться. Тогда Максимиан попытался соблазнить его прекрасной девицей, однако тот не притронулся к ней, а откусил свой язык и бросил отцу. Максимиан приказал положить Никиту на ложе с колесами и спустить с крутой горы, думая, что т. о. убьет сына. Но когда солдаты во главе с военачальником пришли к тому месту, куда упало ложе, то увидели сына императора целым и невредимым. Они уверовали во Христа, и Никита крестил их. Отец приказал бить святого воловьими жилами, смоченными в уксусе и желчи.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010