«У меня было много встреч с отцом Иулианом, но одна врезалась в мое сердце навсегда, вспоминает отец Константин Коман . Это была моя генеральная исповедь. Раньше я уже приносил ее, но так подробно не исповедовался еще никогда. На Афоне я остановился у одного отца-пустынника. Помню как теперь… Отец Иулиан пришел к нам и в этом лесу часами слушал мою исповедь грехов, изливая на меня свою Божественную доброту. Это признак великого духовника доброта, отражение Божией доброты, которая не обусловлена нашими делами. Таким был и отец Иулиан… Он покорил меня своей добротой, после того как я вывернул перед ним наизнанку всю свою грязь с самого детства. Думаю, эта исповедь в лесах Афона осталась в моей душе одной из прекраснейших страниц моей христианской жизни». Часто не надо было даже исповедоваться, потому что старец знал все, что у тебя на сердце Тысячи паломников, искавших совета старца Иулиана, заметили у него еще кое-что: благодатный дар, дающийся только святым, силу видеть очами духа. Часто не надо было даже исповедоваться, потому что старец знал все, что у тебя на сердце. Джордже Крышнян, подсчитавший свои поездки на Афон (в 63 года у него уже было более 170 встреч с отцом Иулианом), несколько раз был свидетелем того, как старец видел сокровеннейшие мысли паломников: «Однажды я пришел на Афон с одним человеком, и отец Иулиан, не зная его, подходит к нему и ни с того ни с сего говорит: “Ты будешь жалеть о том, что сделал, захочешь вернуться, но не сможешь!” И ушел, а человек тот заплакал, потому что знал, что все, что сказал ему батюшка, было правдой. Таким образом его устами говорил Дух». «Его лицо излучало только свет» Костион Николеску встречался с отцом Иулианом (Лазаром) только раз. Но этого было достаточно, чтобы в его душе навсегда запечатлелась память о святом: «С тех пор прошло уже 13 лет. Когда я впервые в жизни пришел в Продрому, мне сказали, что самый опытный и стоящий духовник там отец Иулиан (Лазар). То есть не отец настоятель Петроний , а он считался духовником с большой буквы и под его духовнической мантией окормлялось больше всего духовных чад.

http://pravoslavie.ru/153496.html

Но Иулиан не отчаивается; вникнув в причины упадка языческой религии во мнении народном и дабы дать язычеству внутренний перевес пред Христианством, он предпринимает внутреннее возрождение оного. Одухотворяя полифеизм при помощи Неоплатонизма, Иулиан надеялся отнять у образованных людей повод к возражениям против явных нелепостей язычества. Иулиан делает более: он начертывает планы и рассылает указы, клонящиеся к моральному возвышению народной религии; забыв свою ненависть к Христианству, он делает у него заимствование, лишь бы его богатством прикрыть бедность язычества. Он хочет, чтобы во всех городах открыты были школы и кафедры, и там, подобно как это делалось в Христианских Церквах, занимались бы чтением нравственных сочинений и аллегорическим толкованием мистерий, равно как читали бы молитвы на два лика; повелевает устроить монастыри и киновии для неженатых того и другого пола 98 . Он предписывает областным Первосвященникам начать преобразование с вверенного их смотрению сословия жрецов; предписывает, чтобы в звание жрецов избираемы были люди из граждан наиболее почтенных и набожных, без различия их состояния или происхождения. Он хочет, чтобы языческое духовенство занималось, подобно Христианскому, наставлением народа в религии и для этой цели повелевает ему напитываться сочинениями Философов и наиболее знаменитых Писателей Еллинских, избегая всячески последователей Епикура и Поэтов сатирических, и чтобы они знали наизусть гимны богам. В письме к Арзаку, Первосвященнику Галатии, Иулиан пишет 99 : «Мы не обращаем внимания на причины, споспешествовавшия столь сильному распространению нечестивой религии наших противников; я разумею, их страннолюбие, ту заботливость, с какою они погребают и чествуют умерших, и их строгость в нравах (хотя и притворную, – замечает полный злобы Иулиан). Вот добродетели, которыя, как мне кажется, нам должно постараться стяжать! Не довольно, чтобы ты сам стремился к этой цели; ты обязан вести к оной и всех жрецов, находящихся в Галатии, будет ли то чрез убеждения или угрозы или даже чрез лишение их священного служения 100 , в том случае, если они сами, их жены, дети и даже слуги не подают примера почтения к богам и если они не полагают преграды оскорблению богов со стороны служителей, жен и детей Галилеян, поставляющих свое безбожие (αθιτητα) на место почтения, богам подобающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

   По свидетельству историков, многие сбегались смотреть на это зрелище борьбы рабочих с таинственной огненной стихией. Никакими естественными причинами нельзя объяснить этого события. Бывает, воспламеняются газы и умерщвляют рабочих, но в подземельях или в закрытых местах, и притом воспламеняются от огня, а здесь работы производились на открытом воздухе и днем, а горючие газы, если бы и исходили из земли, не могли воспламеняться с такой силой, и, конечно, при строительных работах иудеями было использовано все возможное для прекращения огня, но огонь становился все сильнее и заставил оставить строительство, к великому стыду иудеев и самого императора. Заметим, что, кроме этого случая, не менее четырех раз производились большие работы на этом месте с основания, во-первых, при построении храма Соломонова, во-вторых, при построении храма после плена вавилонского, в-третьих, при царе Ироде во время великих перестроек в храме и пристроек к нему и, в-четвертых, в начале VII столетия при построении на этом самом месте мечети магометанской, которая стоит и доселе. Не было никаких клубов пламени при тех постройках с основания, а при Иулиане — упорнейший огонь! Поистине это великое всемирное чудо, совершившееся в глазах жителей большого города: христиан, иудеев и язычников. Иулиан затем был убит неизвестной рукой на войне с персами, язычество более не восставало, а иудеи доселе без храма и жертв.    Другой случай чудесного проявления Промысла Божиего. При императоре Валенте ариане стали разглашать, что знаменитый подвижник Иулиан, живший в Месопотамии при реке Евфрате, участвует в их учении. Иулиан, по просьбе епископов Антиохийского патриархата, пришел в Антиохию Сирскую. Исцелив многих больных в том доме, где остановился, он пошел в собрание православных. Когда он проходил под вратами царских палат, один нищий, расслабленный ногами, прикоснувшись руками к его плащу, исцелился и, восстав, побежал так, словно не болел. Клеветники (ариане) покрыты были стыдом, а православные возрадовались. Некий важный муж прислал слуг просить старца прийти к нему и исцелить его от болезни. Иулиан немедленно пришел к нему и, помолившись, словом разрешил болезнь. Так пишет историк, епископ Феодорит, со слов очевидца Акакия, епископа Верейского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Составив такое понятие о Христианстве, Иулиан усиливается слить его то с Иудейством, то с язычеством. Такой метод не мог не казаться Иулиану выбранным счастливо; но он–то и сделал полемику его крайне жалкою и необыкновенно легкою для опровержения. В отношении к отдельным истинам Христианской веры, Иулиан следует тому же методу – разрушения сих истин чрез поставление Новозаветных Писателей в противоречие, то с Ветхозаветными, то с самими собою; или, если бы Христиане сих противоречий избегли, то, с другой стороны, самым согласием Ветхого и Нового Заветов усиливается привести их к Иудейству, а затем, чрез Иудейство,– и к язычеству. Следуя такому методу, Иулиан отважно вступает в область Св. Писания, берет места без связи, останавливается на букве, коварным образом не хочет, ни возвыситься до великого плана домостроительства спасения рода человеческого, нераздельно изображенного в Писаниях Ветхого и Нового Заветов ни низойти до того, конечно, Иулиану не неизвестного коренного правила Христианской Герменевтики, – что Св. Писание проникнуто единою мыслию Духа Святого, понятою великим согласием Церкви и правильно приложенною Пастырями ее к каждому отдельному месту, к каждому даже слову Писания; что догматов Христианской веры нельзя составлять на основании произвольного толкования того или другого текста и что, наконец, христианская Герменевтика находится в совершенной зависимости от положительной Христианской Догматики и общего, преемственно передаваемого из рода в род, церковного верования. Таким образом, Св. Кириллу, или иному защитнику Христианства, предстоял труд не опровергать возражения против истин, хорошо понятых противником, а просто, как это и видим мы у Св. Кирилла, объяснять Православное верование Церкви и просвещать крайнее невежество Иулиана в оном, или, так как Иулиан, воспитанный в Христианстве, сим невежеством извиниться не мог, то быть обличителем злонамеренного искажения им той или другой истины Христианской и желания запутать софизмами людей, не довольно сильных в знании церковных догматов и учреждений 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

Это сочинение Иулиана заключало в себе, как видно, некоторую систематическую параллель между Христианством и язычеством. Защищение еллинизма занимаете здесь такое место, как и нападения на Христианство, – что собственно и отличает полемику Иулиана от Порфириевой. Этот последний, как истый Философ, понимая всю бедность и слабость языческих верований, вступает в полемику с Христианством не для защиты язычества, а по ненависти к Христианству, как это и замечено выше. Иулиан, восстановитель язычества, полон веры в предания полифеизма; он ссылается на них и с гордостью противопоставляет «нечестию безбожной секты Галилеян». При всем том, как враг хитрый, как человек, опытно вкусивший силы Евангелия, Иулиан не обнаруживает, в своей апологии, всей истины: он не выставляет язычества в его настоящем виде и противопоставляет Христианству не столько народный полифеизм, сколько еллинизм и учения философские, и то исключительно заимствуемые у Платона 77 . В видах той же хитрости, Иулиан выставляет, при всяком удобном случае, и другие стороны еллинизма, которыми он, как это кажется Иулиану, без всякого уже спора превосходите «несчастную секту Галилеян», как тο: законодательство, процветание свободных Наук и Искусств, политическую свободу народов, находящихся под покровительством богов Греции и Рима 78 и проч., и из всего этого составляет обвинительный акт против Христиан. Наконец и самое наименование языческого идолослужения еллинизмом ( " Ελληνσμо) перенесено Иулианом из Литературы на религию не без особенных целей. Иулиан стыдится быть защитником религии, наполненной таким множеством обрядов и преданий, оскорбительных для здравого смысла, и хочет прикрыть все это тем, что он есть защитник еллинизма 79 . Другая черта полемики Иулиана та, что он почти везде оставляет Христианам то, чему и на основании чего они веруют. Он не отвергает прямо, подобно новейшим врагам Христианства, ни исторической достоверности, ни Боговдохновенности источников Христианской Веры. Цель его полемики та, чтобы опровергнуть Христианство, открыв противоречия в самом составе и преимущественно в источниках его верований, и принудить Христиан сознаться, что они составляют не общество, на своих собственных началах основанное, а просто – секту, которая, исшед из Иудейства, не осталась, с течением времени, верною не только Иудейству, но и самой себе, – секту такую, «которая, заняв из легкомыслия Иудеев их неверие в богов, а из свойственного Грекам разленения (ραδυμας) и испорченности (χυδατητος) 80 – особый образ жизни, вздумал назвать эту смесь изрядным благочестием (ρστην δεοσβεαν) 81 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Polisa...

P., 1997. Vol. 1: Clovis et son temps, l " événement/Éd. M. Rouche. P. 129-131). Сведения о жизни Иулия и Иулиана до прибытия к имп. Феодосию I Великому являются легендарными, на что указывает наличие нек-рых подробностей («мирмидонское» происхождение братьев, путь из Мирмидонии по р. Истр (Дунай) и др.). Однако данные об имп. указе, согласно к-рому местные власти должны были оказывать братьям полную поддержку в проповеди христианства, могут быть достоверными. Христианизация местности вокруг оз. Орта, вошедшей в состав Новарского епископства, в IV-V вв. подтверждается данными раскопок. Упоминания о сенаторе Ауденции, занимавшем важную адм. должность, в др. источниках отсутствуют, однако сенатор мог быть связан с двором Феодосия Великого, к-рый находился в Медиолане (ныне Милан). Житие открывается риторическим прологом и сообщением о том, что «св. Иулий со своим братом Иулианом, как утверждают, родились в Мирмидонии» (локализация легендарной Мирмидонии в античных и средневековых источниках условна; подразумевается, что святые вост. происхождения). После того как Иулий был рукоположен во пресвитера, а Иулиан стал диаконом, братья вели аскетический образ жизни. Однако православных начали преследовать еретики, поэтому братья отправились к имп. Феодосию Великому, к-рый принял их с почестями как гонимых за веру. Иулий и Иулиан попросили императора дать им указ (littera sacra) с разрешением на проповедь христианства и искоренение язычества. Получив желаемое, святые направились в Рим, где поселились в Аква-Сальвия (под этим названием в средние века была известна местность возле мон-ря св. Анастасия у Трех источников (ныне Тре-Фонтане)). Совершив там ряд чудес, братья прибыли в обл. Лаций, где проповедовали христианство и построили много церквей. Об уходе Иулия и Иулиана из Лация прямо не говорится, однако далее в Житии описываются чудеса, совершенные святыми в Сев.-Зап. Италии (в т. ч. наказание обманщиков, выдававших своего друга за мертвеца, и исцеление человека, отрубившего себе палец).

http://pravenc.ru/text/1237871.html

И тотчас греческие начальники, подходя по двое, кланялись папе и целовали его руку, и потом на свои места возвратились. После чиновных и все прочие подходили к папе с тою же церемонией. По окончании оной со второго часу пополудни латинские певцы начали петь 70 ; при начале их пения папа сошёл с своего трона на средину церкви и стал на полу в прямом и стройном тела положении, и ни на что не опершись, и пребыл так стоя чрез три часа: ибо дотоле продолжалось пение их певцов. Потом и наши певцы воспели: великое славословие. Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и наконец: Да веселятся небесная, да радуются земная. По окончании же сего всего папа паки взошёл на свой трон. А Иулиан и Никейский взошли на возвышенное место для прочтения определения. Иулиан, прочитав оное на латинском языке, спросил своих архиепископов, угодно ли им определение? кои единогласно закричали: угодно, угодно. Потом Никейский то же провозгласил по-гречески; и обратясь к своим, вас так же спрашиваю, сказал, ответствуйте: угодно ли и вам, что вы теперь услышали? и когда многие отвечали, что угодно; то Иулиан и Никейский объяли и облобызали друг друга. По сём началась литургия, которую совершали два священника и один диакон; папа же стоял на своём троне. При начатии литургии 71 с греческой стороны Филанфропин подошёл к папским чиновникам, имеющим воду, коею папа долженствует умывать руки. И сии люди покрывают его шёлковым длинным и широким утиральником, коего низ по обеим сторонам золотыми кистьми был украшен, ему же, Филанфропину, подали два большие рукомойника, в одном из них была вода для омытия папских рук, а другой на то, чтобы в него влить воду, которая употреблена уже была на умывание папских рук. Филанфропин пошёл с сим снарядом посредине церкви около шестидесяти шагов к папскому трону и, подошедши к оному стал, поклонившись папе и сперва взявши несколько воды в свой рот, вылил оставшуюся на руки Папе. Когда же папа умыл руки и отёр полотенцем, то Филанфропин пошёл обратно в своё место прежним порядком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Однажды усердно просил у старца позволения сопровождать его в пустыню один юноша, благородного происхождения, воспитанный в неге, но имевший такое усердие к благочестию, которое превышало ещё его силы. Иулиан отговаривал этого юношу, по имени Астерия, от продолжительного путешествия в пустыню, где ещё при том не было воды, но наконец, убеждённый его желанием, склонился на его просьбу и взял его с собой. С радостью последовал за старцем Астерий; по прошествии же трёх дней стал изнемогать от нестерпимого зноя в пустыне; мучимый жаждой, он однако же стыдился сказать старцу о своих страданиях, о которых тот предупреждал. Наконец, обессилев совершенно, Астерий умолял старца сжалиться над ним. Так как предстояло ещё много пути, то Иулиан предложил юноше возвратиться назад. Но Астерий не знал пути к пещере, к тому же и не мог идти, потому что силы его истощились от жажды, томившей его. Тогда человек Божий, тронутый страданием своего спутника, снисходя к слабости его, преклонив колена, усердно воззвал к Богу, оросив землю горячими слезами, о спасении юноши. И молитву праведника услышал Бог: капли слез его, упавших на землю, превратил в водяной источник. «Этот источник, – повествует Феодорит, – сохранился и доныне, как памятник молитвы благочестивого старца, подобной молитве Моисея. Ибо как Моисей, ударив жезлом по сухому камню, извёл потоки вод, чтобы напоить многие тысячи людей, изнемогавших от жажды, так и этот Богоугодный старец, оросив слезами сухой песок, произвёл воду, чтобы утолить жажду одного юноши 260 . Говоря о высоком достоинстве молитвы Иулиана, жизнеописатель упоминает и о кротости его, свидетельством которой выставляет, между прочим, следующий случай. Однажды Астерий, выше упоминаемый ученик Иулиана, сделавшийся уже сам подвижником и руководителем других и посещавший нередко своего любимого учителя, в знак усердия к нему, принёс на своих плечах в дар ему большой мешок смокв; он нёс на себе эту тяжесть в продолжение семи дней пути. Смущённый и огорчённый тем, что ради него другой человек так утрудил себя, Иулиан не захотел воспользоваться его трудом и отказался принять приношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рассказав об этом святом муже, я, моля о его благословении, приступлю к другому рассказу.   II. ИУЛИАН   1. Иулиан, которого окрестные жители почтили именем " Сава " , что в переводе на греческий язык означает " старец " , утвердил свою подвижническую келлию в краю, бывшем тогда парфянским, а ныне называемом Осроена. Эта страна к западу простирается до самого берега реки, имя которой Евфрат, а на востоке граничит с владениями Римскими и переходит в Ассирию, западную часть Персидского царства, которую позже назвали Адиабена. В этой стране было множество больших и многолюдных городов; много в ней было земли — как обитаемой, так и необитаемой и пустынной. 2. Удалившись в глубину пустыни и найдя здесь нерукотворную пещеру, хотя и не изготовленную хорошо и красиво, но могущую дать тесный приют желающим уединения, сей божественный муж с радостью поселился в этом месте, считая его лучше великолепных чертогов, блистающих золотом и серебром. Здесь-то и проводил он жизнь свою, единожды в неделю принимая пищу; а пищей ему был хлеб ячменный (и тот из отрубей), приправой — соль, самым приятным питием — родниковая вода. Всё это употреблялось не с пресыщением, но в мере, принятой раз и навсегда. Подлинной же пищей, роскошью и наслаждением служили для него псалмопения Давида и непрерывная беседа с Богом. С жадностью наслаждаясь ими, он никогда не мог пресытиться, но, всегда насыщаясь ими, постоянно воспевал: Коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим (Пс.118,103). Слышал он и другие глаголы Давида: судьбы Господни истинны, оправданны вкупе: вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждшя паче меда и сота (Пс.18,10–11); слышал также и другие: насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего (Пс.36,4), возвеселися сердце мое боятися имени Твоего (Пс.85,4 и 11) и вкусите и видите, яко благ Господь (Пс.33,9). Внимал он еще и таким словам: возжажда душа моя к Богу крепкому живому (Пс.41,3) и прильпе душа моя по Тебе (Пс.62,9). Внимая же этим глаголам, он принял в себя и любовь изрекшего их. Ведь и великий Давид, воспевая эти песни, говорил, что он желал бы приобрести многих сообщников и соучастников в любви к Богу. Вот и не обманулся он в надежде, но привлёк к Божественной любви и этого благочестивого мужа, и множество других. Иулиан воспламенился такой любовью к Богу, что был как бы упоен ею; ничего земного он не замечал, днём и ночью грезя и помышляя только об одном Возлюбленном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

    Иосиф праведный, обручник Пресвятой Девы Богородицы, 26 дек. (В неделю по Р. Хр.)     Иосиф, иначе Иосий и Иуст, из 70 апп., 30 окт.     Иосиф, ученик Нирсы, муч. персидский, 20 ноября.     Иосиф пресв., муч. персидский с Акепсимом еписк., 3 ноября.     Иосиф Аналитин, черноризец раифский, 14 янв.     Иосиф , еписк. солунский, брат Феодора студита, 26 янв.     Иосиф песнописец, преп. цареградский, 4 апр.     Иосий или Иосиф ап. из 70, 4 янв.     Иосий, или Иосис, муч. римский с материю Фотиною самарянынею, 20 марта.     Иувеналий (юношеский, лат.), патриарх иерусаиимский, 2 июля.     Иувентин, или Еввентий (юношествующий, лат.), воин, муч. антиохийский, 5 сент. и 9 окт.     Иуда (славный, евр.), он же Леввей и Фаддей, ап. из 12, брат Господень. 19 июня.     Иулитта (Иулинька от Иулия), мученица тарсийская, 15 июля.     Иулитта, мученица каппадокийская, 31 июля.     Иулиания (вернее Иулиана, Иулиева, Иулию принадиежащая, греч.), 4 марта и 17 авг.     Иулиания девица, мученица никомидийская, 21 дек.     Иулиания, мученица илиопольская, 4 дек.     Иулиания, мученица киликийская, 1 ноября.     Иулиания, мученица амисская, 20 марта.     Иулиания, муч. с Галактионом, 22 июня.     Иулиания, княжна ольшанская, 6 июля.     Иулиан (Иулиев, греч. см. Иулий), еписк. кеноманийский, 13 июля.     Иулиан пресв. муч. тарракин., 7 окт.     Иулиан диакон, муч. белгийский, 3 июня.     Иулиан врач, муч. емисский, 6 февр.     Иулиан, муч атинский, 28 июля.     Иулиан, муч. палест. с Памфилом пресв., 16 февр.     Иулиан, муч. егип. с Василиссою и др., 8 янв.     Иулиан тарсянин, муч. 21 июня.     Иулиан и 40 другов его, мучч. галатийский, 12 сент.     Иулиан, из Кандавал, муч. 4 сент.     Иулиан, муч, самосатский, 29 янв.     Иулиан, пресв. из Анкиры галатской, муч. 13 сент.     Иулиан аназаврский, 16 марта.     Иулиан врач, муч. при Иулиане с преп. Аркадием, 6 марта.     Иулиан, пустынник месопотамский, 18 окт.     Иулиан, диакон мирмидонский, 21 июня.     Иулиан, муч. цареградский, 9 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010