Но, даже находясь среди юдоли плача ( Пс. 83:7 ), он, вместе с увлекшим его сюда чувством, способен рождать не только плотское мудрование ( Быт. 4:1 ), но и мудрование духовное ( Быт. 4:2 ) – пусть и не без нравственных мук ( Быт. 3:16 ). И хотя чувственность наша, по свойственной ей слепоте в отношении вещей небесных, принимает плотское мудрование за духовное, как происходящее от Духа Божия ( Быт. 4:1 ), однако Слово Божие называет праведным Авеля ( Мф. 23:35 ) и свидетельствует, что он принес Богу жертву лучшую, нежели Каин ( Евр. 11:4 ). И это неудивительно, потому что плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут ( Рим. 8:6 ). Что собой представляет плотское мудрование? Не что иное, как «образ мыслей, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению». Вот почему основным занятием Каина является возделывание земли ( Быт. 4:2 ). Все его помышления сводятся исключительно к интересам земным: он думает о земном, живет для земного, служит земному. Авель же, сказано, был пастырь овец ( Быт. 4:2 ), взявшийся разумно управлять бессловесными движениями души. Научившиеся такому управлению получают обилие благодати и дар праведности и становятся способными царствовать в жизни своей над движениями не только плоти, но и духа, посредством единого Господа Иисуса Христа ( Рим. 5:17 ) – и не только царствовать, но и совершать молитвенное служение Богу в чине священническом ( Отк. 5:10 ), служа Ему в обновлении духа, а не по ветхой букве ( Рим. 7:6 ). Только такой вид делания, от первородных стада своего и от тука их, приемлется Богом ( Быт. 4:4 ), в отличие от того, который предлагает дар Господу от плодов земли ( Быт. 4:4 ), не имея господства над грехом и не делая ничего доброго в очах Его ( Быт. 4:7 ). И хотя дело Каина, в отличие от дела брата его, неправедно и происходит от лукавого ( 1Ин. 3:12 ), однако многие идут путем Каиновым ( Иуд. 1:11 ), решаясь на убийство брата своего. Совершается это убийство в поле ( Быт. 4:8 ) – посреди дел земных, к которым у юного Авеля еще не выработан достаточный для дела духовного иммунитет беспристрастного отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Самое страшное – именно то, что большинство людей вначале не распознают Антихриста и поклонятся ему. Почему это произойдет? Это объясняет св. Апостол Павел: «За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что ОНИ БУДУТ ВЕРИТЬ ЛЖИ» ( 2Фес. 2:10–11 ). Впадут в это заблуждение и поклонятся Антихристу те люди, которые утратят в своем сердце чутье истины, сердце которых развратится и будет противоборствовать всему идущему наперекор его страстным движениям и греховным вкусам. «И поклонятся ему все живущие на земле, имена которых не написаны в книги жизни у Агнца» ( Апок. 13:8 ). Поклонятся зверю, говоря: «Кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?» ( Апок. 13:4 ). Итак, для верующего и признающего Богооткровенность Священного Писания и Священного Предания православного христианина нет и не может быть никаких сомнений в том, что Антихрист ПРИДЕТ – придет, как всемирный губительный властелин и тиран, все силы, способности, мысли и действия которого будут проникнуты злом, несмотря даже на внешнюю видимость добра, и будут направлены к тому, чтобы искоренять действительное добро и сеять зло. С сатанинской гордостью он будет превозноситься выше Бога, отвергая и истребляя всякую религию, а в особенности христианство, будет попирать и уничтожать все святое, как Божеские законы, так и человеческие. Когда придет Антихрист? День и час его прихода неизвестен точно так же, как неизвестен и день и час Второго Пришествия Христова. Но Священное Писание указывает нам признаки, имеющие предварить приход его. Приход Антихриста будет постепенно подготовлен в течение очень долгого времени. Это от того, что Антихрист явится из моря, или из бездны грехов человеческих – в нем как бы сконцентрируется все то зло, которое накопится веками в человеческом роде и достигнет максимальной силы своего напряжения. Это постепенное подготовление св. Апостолом Павел называет «ТАЙНОЙ БЕЗЗАКОНИЯ», уже действующей, и «ОТСТУПЛЕНИЕМ» (с греч. «АПОСТАСИА») ( 2Сол. 2:7, 3 ). Под этим «отступлением», как это видно из последних речей Господа ( Мф. 24 и др.) и из посланий Апостольских ( 2Петр. 3:1 ; Иуд. 1:18, 19 ) и др.), надо понимать отступление от истинной веры в Бога, оскудение любви, умножение пороков, упадок нравственности, которые, усиливаясь все более и более, ко времени Второго Пришествия Христова и кончины мира, доведут человечество до крайней степени безбожия и нечестия. В частности подготовителями прихода Антихриста явятся его предшественники – люди, особенно нечестивые и богоборчески настроенные. Это именно те «антихристы» в широком смысле слова, о которых говорит в своем соборном послании св. Иоанн Богослов ( 1Ин. 2: 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   Уже в древности существовала тенденция (Ориген и др.) мыслить вечные гееннские мучения в относительном смысле, понимая под «вечностью» некоторый «век», «период», поскольку вечность мучений будто бы несовместима с представлением о благости Творца. В основе таких рассуждений лежит недооценка человеческой свободы: Бог не может спасти человека помимо его воли, ибо любовь не может быть навязана человеку насильно.    Священное Писание не дает оснований для понимания вечности гееннских мучений в относительном смысле, но прямо говорит, что не покоряющиеся благовествованию Господа подвергнутся наказанию, вечной погибели (2 Сол.1:9) и дым мучения их будет восходить во веки веков (Откр.20:10; ср.: Мф.25:41, 46; Иуд.1:7; 2 Сол.1:9-10; Откр.14:11). О вечном характере гееннских мучений учили и отцы Церкви, начиная с древнейших времен. Однако так строго будет поступлено с грешниками не потому, чтобы Бог хотел их погибели, но потому, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Сол.2:10). Бог же хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим.2:4). 2.8.2. Мздовоздаяние праведникам, вечность и степени блаженства праведников    После Всеобщего суда праведники унаследуют Царство, уготованное им от создания мира (см.: Мф.25:34), жизнь в котором будет «столь блаженная, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем», ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2:9).    Источником такого блаженства будет особая близость ко Господу, непосредственное сопребывание и общение с Ним (см.: Ин.14:1-3, 17:24): тогда мы увидим Его, как Он есть (1 Ин.3:2; ср.: Мф.5:8), и будет Бог все во всем (1 Кор.15:28), и мы всегда с Господом будем (1 Сол.4:17). В блаженстве души будет участвовать и тело, «оно будет прославлено Светом Божиим, подобно как тело Иисуса Христа во время Преображения Его на Фаворе», ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие (1 Кор.15:53; ср.: Откр.7:16; 21:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   г) духовными, т. е. более тонкими и легкими в сравнении с нынешними телами, или, по словам ап. Павла, небесными (см.: 1 Кор.15:48-49). Они сделаются непричастными по крайней мере некоторым телесным потребностям (см.: Мф.22:30; Лк.20:36) и явятся послушными орудиями своих душ, обладая значительно большей свободой в отношении природной необходимости по сравнению с нынешними душевными, грубо-вещественными телами. 2.6. Всеобщий суд 2.6.1. Действительность всеобщего суда    Частный суд, которому подвергается всякий человек после своей смерти, не является полным и окончательным. Эта неполнота и незаконченность выражаются в том, что после частного суда    а) мздовоздаяние получает только душа, без всякого участия тела;    б) как праведники, так и грешники находятся в состоянии лишь предначатия или предвкушения того блаженства или мучения, которое они заслужили;    в) для грешников, по крайней мере некоторых, сохраняется возможность облегчения своей участи и даже полного освобождения от уз ада по молитвам Церкви.    Указанные выше обстоятельства убеждают в том, что в будущем будет иметь место иной суд, уже полный и окончательный.    Божественное Откровение говорит о том, что Бог назначил день, в который будет праведно судить вселенную (Деян.17:31). В Священном Писании этот день прямо называется днем суда (Мф.11:22, 24, 12:36; 2 Пет.2:9, 3:7). Ап. Павел определяет этот день как день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим.2:5). В Священном Писании окончательный суд связывается со Вторым пришествием Господа Иисуса Христа: ...приидет Сын Человеческий... и тогда воздаст каждому по делам его (Мф.16:27; ср.: Иуд.14-15). 2.6.2. Образ и содержание всеобщего суда    Образ будущего суда достаточно подробно представлен в Священном Писании.    Совершителем Последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо Отец... весь суд отдал Сыну (Ин.5:22), и Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян.10:42).    В осуществлении суда будут участвовать также    а) ангелы, которые соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф.13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф.13:49);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

12) Сектант: Святые молятся только о наказании живущих на земле грешников: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Праведный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу»( Откр. 6:9–10 ). Объяснение православного: Приводимое сектантами место св. Писания их же самих и опровергает. Прежде всего из него сектанты должны убедиться, что святые на небе не только могут, а и действительно знают, как люди живут на земле – благочестиво или злочестиво, ибо молятся о наказании последних, т. е. злых. Затем, этим местом св. Откровения доказывается та истина, что святые на небе действительно молятся не о себе только, а и о живущих на земле. Наконец, сектанты должны согласиться, что молитва святых о наказании злых на земле есть в то же время молитва о благополучии благочестивых на ней, ибо если злые на земле будут Богом наказаны, то благочестивые перестанут терпеть от них всякое зло и притеснения и легче будут устраивать свое вечное спасение. Уничтожение, по молитвам святых, какого бы то ни было зла на земле ведет к увеличению на ней добра и правды Божией, к увеличению на земле Царства Божия, которое есть «праведность, и мир, и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Было бы крайне нечестиво и оскорбительно для Бога думать, что «друзья Его», пребывающие в вечной любви Его, исполнены только чувства мести и не имеют в себе духа любви, что они молятся только о наказании злых и не ходатайствуют пред Богом о помиловании грешных. Это противоречило бы и здравому смыслу и всему тому, что говорится о святых в слове Божием. 13) Сектант: Мы молились бы святым да не знаем, кто из людей причислен Богом к святым до всеобщего суда над миром: «Никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его» (3 Едр. 13:52). Объяснение православного: Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Ин. 1:1–4 ). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11-ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей» ( Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божии, «достигшие совершенства», «первенцы Церкви написанные на небесах» ( Евр. 12:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Будучи бесплотны, ангелы свободны от телесных потребностей. Они не нуждаются в вещественной пище, хотя иногда Библия изображает их вкушающими ее. Св. Иустин Мученик учит, что ангелы, подобно огню, могут уничтожать предложенные им яства. Так ангел говорит Товиту: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил – только взорам вашим представлялось это» ( Тов 12. 19 ). Правда, Писание называет манну, посланную с небес для насыщения евреев в пустыне, «хлебом ангельским» ( Пс.77:25 ), но эти слова не следует понимать буквально. Манна служила для питания тела, а вместе с ней подавалась благодать для питания души. Эта же благодать поддерживает жизнь ангельского мира. Ангелы не рождают себе подобных. Христос говорит, что в Воскресении «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф.22:29–30 ). Так как они не могут размножаться, то были сотворены все сразу одновременно, и в таком множестве, что они превосходят, по мысли свт. Иоанна Златоуста , всякое число. В некоторых апокрифах говорится о браке между ангелами и женщинами. В книге Еноха текст из Книги Бытие, где сказано о браках «сынов Божиих» с «дочерями человеческими» ( Быт.6:4 ), толкуется как сообщение о нечестивом «смешении женской крови с ангельским огнем». Однако отцы Церкви отвергают подобное толкование и считают, что здесь речь идет о браках между сифитами и каинитами. Впрочем, отдельные христианские писатели, в частности, Тертуллиан , св. Иустин Философ , Климент Александрийский , считали возможным союз падших ангелов и женщин. Тертуллиан писал, что сила женской прелести такова, что может соблазнить не только демонов, но и ангелов (видимо, в этом смысле он понимал слова ап. Павла: «Жена должна иметь на голове знак власти над нею, для Ангелов» ( 1Кор.11:10 )). Мнение о возможности брачных отношений человека с богами (то есть демонами) было очень распространено в язычестве. В культах Ваала, Диониса, Астарты и других встречается огромное количество богов-отцов и матерей, богов любви, которые вступают в брак между собой и людьми. Так называемая «священная проституция», практиковавшаяся в языческих храмах, олицетворяла отношения божеств. Не случайно в Ветхом Завете Бог клеймит ритуалы язычников, называя идолопоклонство блудодейством ( Исх.34:15 ; Ис.1:21 ). Когда ап. Иуда в своем Послании сообщает об ангелах, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище ( Иуд.6 ), то здесь не следует искать намека на какой-то демонический брак, но надо разуметь отпадение части ангелов от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Мф.25:37–39 . Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? «Праведники скажут» и пр.: вопросы, обращенные праведниками к Господу, свидетельствуют о их смирении и сознании своего недостоинства. Они исповедуют смиренно, что недостойны тех похвал и наград, которые им даруются, что они мало сделали сравнительно с тем, что они должны были сделать по их собственному сознанию. Таков вообще закон нравственного усовершенствования, что чем более человек усовершается, тем более сознает ничтожность своих совершенств, и стремится все к большему и большему. Мф.25:40 . И Царь скажет им в ответ: истин­но говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. «Сих братьев Моих меньших»: Господь удостаивал истинных последователей своих называть своими братьями, как близких Ему по духу, по расположениям, по страданиям (ср. прим. к Мф.12:50 ; Евр.2:11 ). – «Меньших»: бедных, несчастных, угнетенных, смиренных. «Потому они меньшие братья, что нищи, что отвержены; таковых Он в особенности призывает в свое братство, т.е. незнаемых, презираемых» (3лат., ср. Феофил.). – «Сделали Мне»: единение Господа с истинными его последователями есть самое тесное (ср. Ин.15:4–6 ; Еф.5:23–32 ; 1Кор.6:15 ), единение веры и любви, духа и действий. Потому сделанное ближним или Его последователям Он относит к Себе, и награждает как бы за сделанное Ему самому (ср. Мф.10:40–42 ). Мф.25:41–43 . Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. «Проклятые»: понятие проклятия противоположно понятию благословения; проклятые – лишенные даров благословения и осужденные на бедствия и мучения ( Быт.3:14,17 ). – «Огонь вечный»: Огонь изображает высшую степень мучения, так как казнь огнем (сожжение) есть самая жестокая казнь. Этот образ заимствован, без сомнения, от огня долины Генномской (см. прим. к Мф.5:22 ). – «Уготованной дияволу и ангелам его»: не для людей назначено было сие мучение, но для возмутившихся против Бога духов злых с их князем ( Иуд.1:6 ; Откр.12:8–9 ), которые сеют всяческое зло в роде человеческом. Но поскольку грешники по своим грехам делаются как бы участниками того же зла, которым одержимы злые духи, то они осуждаются и на те же мучения, как и злые духи. «Осуждаемым говорит: «идите от Меня, проклятые», не говорит – идите от Отца, ибо не Он проклял их, но собственные их дела... «Уготованное диаволу и ангелам его»: ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но дьяволу и ангелам его. Но так как вы сами себя ввергли в огонь, то и вините в том сами себя» (Злат., ср. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010