Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя. Скажу ли: быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» ( Псал.138:5–12 ). И в этом смысле у Бога нет ни прошлого ни будущего, у Него всегда и везде настоящие. Библия учит: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. ( Иак.1:17 ). Вот почему каждое наше слово, помышление, всякий поступок в Господе может иметь вечное значение. Сатана будучи, ограничен и временем и пространством, не имеет возможности воздействовать на каждого человека. Он использует армию своих бесов, но и они прибывая в ненависти друг ко другу, едва ли могут выступать согласовано. Там где нарушен порядок взаимоотношения с Творцом – царит хаос и смятение. Не могут злые духи проникнуть и в глубины нашей души, постигнуть наши мысли. Даже если человек одержим ими, бесы не могут считывать с движения души наши мысли. Они только внимательно наблюдают за нами и пытаются понять наше состояние. Им ведомо что да же самый закоренелый грешник может » во мгновение ока изменится» (Св. Иоанн Златоуст ). Каждый день демоны всматриваются в нас с трепетом, они боятся потерять нас из зоны своего влияния. Ведь в Писаний сказано: «Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! (Пла. Иер.3, 21–23 ). Да! «Милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро». Каждый день может оказаться для верующего человека, днем спасения, днем начала чудесных перемен от Господа, днем отречения от «всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его» («Чин оглашения»). Итак, как бы сатанисты не пытались бы представлять дьявола «всемогущим» и исполненным «силой». Мы видим ту разницу которая между Творцом и творением (горшечником и горшком). « Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: что ты делаешь?» ( Ис. 45,9 ). Сатана ни просто ни может возражать имени Господу ( Иуд.1:9 ), он и трепещет пред Ним. Сказано: «...и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ). И в этом смысле, некоторые богохульные поступки, совершаемые человеком должны приводить в ужас и злых духов. В своем неприятии Воли Творца и особенно в отрицаний Его бытия люди превзошли и самих падших ангелов. «Я верю Богу»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Всяким родом зла нечистые духи улавливают людей в свои богоборческие сети, отравляя их грехами и пороками (см. 2Тим.2:26). Причем диавол, его ангелы и все их пагубные дела столь осязаемы, страшны и сильны в этом мире, что только Бог способен победить их и ниспровергнуть. Это и явилось причиной Боговоплощения и искупительного подвига Спасителя в мире сем, зараженном грехом и наполненном диавольскими кознями (букв. «о-диаволенном». — «Примеч. пер».): «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» (1Ин.3:8).    2. Происхождение диавола и его ангелов необходимо искать в них самих, в их свободном и добровольном отпадении от Бога как вечной Истины, Света и Блага. Всесовершенный и Всеблагий Господь и их сотворил светлыми, добрыми, и святыми, но они не захотели, любя Бога, устоять в добре, пребыть в истине и потому отпали от Бога, сделавшись ложью, злом и грехом. Об этом ясно говорят слова Спасителя грехолюбивым иудеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины». Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44). Это значит, диавол стоял в истине, был огражден истиной, и от него самого зависело, пребудет ли он в ней или нет; но он предпочел оставить ее и добровольно отпал от истины, ниспал из истины, в которой стоял, жил и обращался. Отпал он от Бога всем своим существом, так что в нем не осталось ни капли истины; поэтому он весь без остатка стал ложью и отцом лжи, всякой лжи на Бога и Божию истину на этом и на том свете (см. Откр.12:9—10; 2Фес.2:9). Безгрешный Господь сотворил диавола и бесов безгрешными Ангелами, но они, согрешив по собственной воле, выступили из Божией истины и Божия блага и пошли по пути горделивых скорбей и страданий, вводящих через Божий Страшный Суд в вечные муки и во вторую смерть. На это указывают слова святого апостола: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет.2:4). Об этом пишет и святой апостол Иуда: «Господь... ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных муках, под мраком, на суд великого дня» (церковнослав.: «Господь... ангелы, не соблюдшия своего начальства, но оставльшия свое жилище, на суд великаго дне узами вечными под мраком соблюде», Иуд.5:6). Это значит: ангелы стали бесами, так как не сохранили своего первоначального состояния безгрешности, святости, истины, добра; они своевольно оставили свое жилище, свой Божественный дом истины, святости, правды, добра — и сковали себя тьмой зла, греха и лжи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гагодо). 5 Рабби Гиллель жил еще до рождества Христова; этот великий учитель объявил любовь к ближним основою всего Моисеева учения (см. талмуд тракт. Шабот. 31). 8 В каждом доме число жертв бывает сообразно количеству людей, не исключая и малолетних детей, беременным женщинам следует иметь в руках петуха и курицу для того, что если она родит дитя мужескаго пола, то для очищения его должен служить петух, а для ней курица (см. кн. Эцгахаим). 9 Упомянутые жертвы оказывают двоякую пользу: заглаждают грехи и насыщают мамону, ибо эти жертвы съедаются. 13 «Различныя счисления годичных семидесяти седьмин по необходимости касаются окончанием своим времени земной жизни Иисуса Христа. Лучшим почитается то, которое полагает 69 седьмин от перваго указа Артаксеркса до Крещения Иисусова, и отселе полседмины до Его смерти». (См. Начертания Церковно-Библейской Истории, стр. 525). 17 Значит, скажем, между прочим, что страшный грех берет на душу тот православный христианин, который решается убивать еврея – ведь и он, по слову Спасителя, наш ближний, и за него придется дать ответ на страшном суде Христовом. Св. Писание говорит: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию ( Быт.9:6 ). 19 Евреи, особенно ревнители Талмуда – Хасиды, и теперь строго соблюдают раввинскую заповедь об омовении чаш и оцеживании комара: еврей не выпьет воды, не перецедив ее через холст, а за неимением его цедит и через грязный рукав своей рубахи, боясь, чтобы в стакан не попал комар, которого и не видит. 21 На подобный вопрос, кажется, лучше всего ответить отрицателям Господа нашего И. Христа и служителей Его св. Церкви тем, что писал Ап. Иуда отвергающим единого Владыку Господа нашего Иисуса Христа: «Сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как безсловесныя животныя знают, тем растлевают себя. Горе им, потому, что идут путем Каиновым, предаются и в упорстве погибают как Кореи» ( Иуд.1:10, 11 ). 24 Есть два Талмуда: Иерусалимский и Вавилонский; первый более касается обетованной земли и всего, что там происходило и, конечно, жизни И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Глава 3 Чудесное исцеление Св. ап. Петром хромого от рождения (1–11). Речь по сему поводу к народу (12–26) Деян.3:1 .  Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. «В час молитвы девятый», επ τν ραν τς προσεχς τν ενντην, слав. не столь правильно «на молитву в час девятый». Греческий текст и русский перевод предполагают формой своего выражения еще другие часы молитвы, кроме девятого: эти другие часы – были третий и шестой (по нашему 9-й и 12-ый). Между тем славянский перевод выражается так, что можно допустить случайность совпадения молитвы Апостолов с девятым часом (по нашему 3-м по полудни). Следы троекратной ежедневной молитвы встречаются в еврейской истории весьма рано: еще Давид в одном из псалмов указывает на молитву вечером, утром и в полдень ( Пс. 54, 18 ). Пророк Даниил в плену Вавилонском ежедневно три раза преклонял колена для молитвы ( Дан. 6, 10 ). В храме утренний и вечерний часы (3-й и 9-й) освящались особо узаконенными утренним и вечерним жертвоприношениями, и на один из этих-то часов молитвы и шли апостолы, чтобы вознести свои молитвы Богу установленными от Него и до времени не терявшими своего значения для них храмовыми Богослужениями. Деян.3:2 .  И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, про­сить милостыни у входящих в храм. «Хромой от чрева матери его» – Деян. 4:22 – ему было теперь более сорока лет. О «Красных вратах» храма, названных так, вероятно, по их красоте, нигде не упоминается более. Вероятно, это были главные восточные врата (в притворе Соломоновом), ведшие во двор язычников, которые Флавий описывает, как самые красивые, превосходившие красотою все прочие ворота храма (Иуд. война 5:5, 3). Деян.3:4 .  Петр с Иоан­ном, всмотрев­шись в него, сказали: взгляни на нас. Деян.3:5 .  И он при­стально смотрел на них, надеясь по­лучить от них что-нибудь. Совершению чуда над хромым предшествует пристальное воззрение друг на друга Апостолов и исцеленного. Это было как бы взаимное приготовление к чуду. В отношении к хромому это было средством возбудить его внимание и духовную восприимчивость к чудесному благотворению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

д) бездна: Увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его ( Откр.20:1–3 ); е) приготовлен для диавола и ангелов его: Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Петр.2:4 ). Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдаете в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). Нечестивые будут низвержены в ад: Да обратятся нечестивые в ад ( Пс.9:18 ). Как овец, заключат их в преисподнюю ( Пс.48:15 ). Ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься ( Мф.11:23 ). Диавол со зверем и лжепророками ввержен в ад: Диавол, прельщавший народы, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ). Врата адовы не одолеют созданной Господом Церкви: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). 9 Спаситель произнес означенные слова не о членах тела: Он не их осуждает, а развращенную волю, повелевая удаляться страстей, влекущих ко греху, и поводов и предметов, возбуждающих страсть, хотя бы то были предметы самые дорогие для нас, самые любезные, самые необходимые, как дороги и необходимы руки или ноги. От всего мы должны отказаться, что препятствует нашему спасению, которое должно предпочитать всему земному. «Войти в жизнь» значит – наследовать вечное блаженство в царстве Христовом, в котором и состоит жизнь души, тогда как вечные муки в геенне составляют смерть души. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Деян. 24-25 Но так как он говорил о праведности и обладании собой и о будущем суде, то Феликс, придя в страх, ответил: пока иди, а при случае я тебя вызову к себе. Деян. 3-23 Будет же: всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа. И здесь, как мы видим, ничего о вечном аде. Теперь обратимся к ап. Павлу. Что он говорит о конечной участи грешников. Смерть. Рим. 6-23 " Ибо плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем " . Обратите внимание, что здесь смерть противопоставляется вечной жизни. Не вечные мучения, а именно смерть. Погибель. Рим. 2-12 " Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены " . Разрушение. 1Кор. 3-17 " Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог; ибо храм Божий свят, и это – вы " . Фил. 1-28 " И не поддаваясь ни в чем устрашению со стороны противников; это для них есть признак гибели, а для вас спасения, – и это от Бога " . В 1Фес. 1-9 говорится о вечной гибели. Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его. Также в Рим. Гнев, ярость, скорбь, теснота. Анафема в Гал. 1-9 Недопуск в Царство в Еф. 5-5 Нигде не говорится о вечном аде. Павел и Платон используют одни и те же слова, чтобы для обозначения смерти (Thanatos), разрушения (apolea), гниение (phthora), гибель (olethros), умирать (apothnesko). Павел использует эти слова по отношению ко всем, кто живет и умирает, отвергая Бога. Платон никогда эти слова не употребляет по отношению к бессмертной душе. Петр и Иуда говорят об уничтожении «Они же, как бессловесные животные, которые по естеству рождены, чтобы быть уловленными и уничтоженными, хулят то, чего не знают; они будут уничтожены, как и те уничтожаются». 2 Пет.2-12 О вечной тьме " Они – бурные волны морские, вздымающие пену своих срамот; они – звёзды блуждающие, которым мрак тьмы сбережен навек " . Иуд.13 Давайте посмотрим, что об участи грешников говорится в Откровении.

http://bogoslov.ru/event/5431997

Евреи кости Иосифа из земли Египетской вынесли в обетованную им землю Сихем ( Нав.24 ). Много евреев умерло в Египте, но вынесены были оттуда только кости Иосифа, так как он был особенно свят и праведен пред Богом. Иудейский царь Осия, искореняя идолослужение, взял много костей из могил и сжег их, а кости пророка, человека Божия, повелел хранить в покое и целости ( 4Цар.23:15–18 ). Правда, в ветхом завете не было такого почитания мощей угодников Божиих, какое воздается св. мощам в новозаветной церкви: но это объясняется, во–первых, тем, что ветхозаветные праведники, жившие до схождения Христа во ад и изведения оттуда праведников ( Пс.88:49 ; 1Пет.3:18–20 ), не были еще в состоянии прославления, в котором они находятся теперь ( Евр.11:39–40 ; Откр.7:9–15 ). Во-вторых, евреи в ветхом завете были весьма склонны к идолопоклонству, почему и Моисеево тело было скрыто от них в земле Моавитской ангелами ( Втор.34:5–6 ; Иуд.9 ). Ссылка отрицателей почитания св. мощей на слова из книги пророка Иеремии не имеет никакого отношения к св. мощам угодников Божиих: В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; и раскидают их пред солнцем, и луною, и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили, и вслед которых ходили, которых искали и которым покланялись; и уберут и не похоронят; они будут навозом на земле (8:1–2). Здесь Пророк угрожает иудейскому народу за отступление от завета, заключенного с Богом, и идолопоклонство страшным и праведным судом Божиим, который совершат над иудеями вавилоняне. Последние разрушат города иудейские, истребят мечом старцев и детей, сожгут храм иерусалимский, выбросят из гробов на поверхность земли кости священников, пророков и кости жителей Иерусалима. Этот поступок вавилонян – выбрасывание костей из гробов – обозначает крайнюю степень бесчестия и позора, которому подвергнется народ иудейский. Такое положение останков умерших людей, когда кости их валялись по земле, иудеи называли ослиным погребением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»; тогда подвизавшиеся на земле в борьбе со злом за правду и добро услышат глас Божий: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( 2Петр. 3:13 ; От. 20:10–13; 21:1 и 4–7). Вот почему и Церковь Христова, молясь всегда «о мире всего мира», в нужных случаях благословляет оружие и христолюбивое воинство на брань, моля Бога о даровании победы над врагами веры, царя и отечества. 1) Господь научает людей смотреть на войну, как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . 2) Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Исх. 33:22–33 ; Числ. 31:1–18 . 3) Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно, и войну: Лк. 3:14–15 . 4) Военную службу и войну признавали дозволительными Христос: Мф. 8:5–13. 18:35–36 и св. Апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2: 4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петр. 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . 5) Злу противились Христос: Мф. 23 гл. Иоан. 2:13–16; 18:22–23 ; и св. Апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30; 25:10–12; 5:1–5 . 6) Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами (Иса. 14 гл. 12–15: по толкованию Иоанна Златоуста ) противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 , продолжалась на земле: Иуд. 9 ст. Зах. 3:2 , она продолжается: 1Петр. 5:8–9 ; Иак. 4:7  и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великой борьбой добра со злом и победой над ним для торжества добра и правды вечной: От. 20:10–15; 21:1–7 и 2Петр. 3:13 . О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ). «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Екл. 12:7 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И также как Христос один, и Дух один, и одно тело Церкви, так и вера Церкви одна и та же во всяком месте вселенной и во веки 771 . Вера, однажды переданная святым ( Иуд. 3 ), то есть христианам, в Церкви Господом и Его апостолами, хранится всюду и всегда 772 Духом Святым, и проповедуется и передается из поколения в поколение, оставаясь неизменной, не меняясь в зависимости от места во вселенной и во времени 773 . Поэтому апостол Павел весьма часто говорит о Предании веры: Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём, будучи укоренены и утверждены в Нём и укреплены в вере, как вы научены ( Кол. 2:6–7 ). И в другом месте: О том помышляйте, чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне ( Фил. 4:8–9 ; ср. 2Сол. 3:6 ). И снова: Хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ) 774 . В Послании к Евреям ( Евр. 13:7–9 ) апостол ещё конкретнее говорит о Священном Предании веры: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте Вере их. Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки – Тот же! Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. И Фессалоникийцам ясно пишет: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Сол. 2:15 ; ср. 2:10–13; 3:6) 775 . Из всех процитированных фрагментов становится очевидно, что апостол отождествляет Предание веры со всем христианским Откровением, с Евангелием, которое он проповедует. Он говорит об этом совершенно определённо: предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим, то есть «Предание» – и Послание Апостола (Священное Писание), и слово Апостола (Апостольское предание). «Отсюда очевидно, что (апостолы) не всё передали чрез послания, но многое сообщали и без письмен; между тем, и то и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть предание, больше не ищи ничего» ( Παρδοσς στι, μηδν πλον ζτει) 776 . В предшествуем изложении мы увидели, что и сама Божественная Евхаристия есть «Предание» ( 1Кор. 11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Искренне желаю тебе с усердием и самоотверженностью заботиться о вверенном тебе уделе, и эта забота должна лежать в основе любого начинаемого тобой дела. Чтобы желание сие не было пустоцветом, надо довести его сначала до решимости, не быстролетной, а обдуманной, крепкой, разумной и, главное, безвозвратной, а затем приступить и к делу (Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Глава 29), учит нас святитель Феофан Затворник. Прислушайся и к другим важным словам сего святителя, сказанным об архиерее: «Если он истинно строг по Богу, то не может не быть вместе с тем и благим» (Церковь земная. Наставления пастырям). Убежденность в этом должна быть у всех священнослужителей и мирян, которые находятся у тебя в подчинении. Они должны знать, что действия твои по отношению к нимнаправлены только на пользу Святого Православия, что ты используешь жезл власти не для пустого устрашения и демонстрации своего величия, но только для того, чтобы отгонять волков, расхищающих и разгоняющих овец словесного стада Христова (см. Ин. 10:12), и давать твердый отпор противникам истины. Молюсь, чтобы ты воинствовал как добрый воин, имея веру и добрую совесть , и чтобы чада твои не потерпели кораблекрушения в вере (1 Тим. 1:18-19), но с радостью трудились под твоим отеческим водительством ради блага Церкви. Не думай, что теперь, именуясь владыкой, ты действительно стал господином над людьми. Решительно отсекай подобные бывающие от врага размышления, ибо, по слову апостола, Бог призвал тебя званием святым не по делам твоим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе (2 Тим. 1:9). Помни, что даже начальник небесного воинства, когда говорил с диаволом, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «Да запретит тебе Господь» (Иуд. 1:9). Если главный ангел Божий не дерзал похваляться своей силой, то человеку из плоти и крови, даже облеченному архиерейским саном, тем более надлежит всегда помнить, Кто дал ему власть и Кто действует через него. Принимая ныне от Бога крест архипастырства — именно крест — неси его с достоинством. Помни, что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1:6). Ты же как преемник апостолов должен быть не из колеблющихся на погибель, но стоять в вере к спасению души (Евр. 10:39), тем более что теперь ты ответственен не только за свою душу, но и за тысячи вверенных твоему попечению людей.

http://patriarchia.ru/db/text/6107605.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010