Откр.12:4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. Далее читаем о сатане-драконе, что хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Подобно как в 9,10,19 у демонов, так здесь, у сатаны, видим силу его в хвосте. Как обыкновенный змей-дракон, сатана действует хвостом. Это можно рассматривать как указание на то, что вредоносная сила его разлита по всему его существу, до кончика хвоста, а также это показывает его особую мерзость и чудовищность. Под низвержением драконом звезд на землю описывается первое грехопадение сатаны и падших ангелов. Звездами в Писании часто означаются существа неземные, небесные, ангелы Божии. Люцифер, ангел света, денница, сын зари «говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих (то есть ангелов) вознесу престол мой и сяду на горе... буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13–14 ). Так «от красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я (Бог – Г. Ф.) повергну тебя на землю» ( Иез. 28:17 ). Гордость, первое движение греха (голова дракона), вознесла его превыше звезд Божиих, ангелов. Но Бог низринул возгордившегося. И тогда при своем падении вознесшийся выше ангелов своим хвостом, то есть последним движением греха – завистью, увлек с неба третью часть звезд , оставшихся ниже его. Теперь уже из зависти он не мог потерпеть, что один только он будет повержен на землю на позор, и поверг их на землю . Начал с величественного – главы гордости, кончил ничтожным – хвостом зависти. Вознесся от гордости выше ангелов. Падая, от зависти увлек и их за собой. Но не все ангелы последовали сатане, а только третья часть их. Это и есть ангелы, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище ( Иуд. 1:6 ). Так из всех ангелов третья часть превратилась в демонов. Небожители оказались на земле , сменив небесное мудрствование на земное. Они уже не могли больше остаться там, где престол Божий, где святые премирные небесные силы. То, что сатана увлек своих ангелов и поверг их именно на землю , можно объяснить существующим мнением, что еще до грехопадения он был поставлен управлять именно землею, а потому именно она оказалась «безвидна и пуста» и во тьме ( Быт. 1:2 ) ангел света, оторвавшись от Бога –самосущего Света ( 1Ин. 1:5 ), превратился в ангела тьмы, земля погрузилась во тьму, а... увлеченные сатаной ангелы оказались «под мраком» ( Иуд. 1:6 ) и стали «мироправителями тьмы века сего» ( Еф. 6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Происхождение св. Предания вообще очень древнее. Оно появилось на земле одновременно с сотворением человека и поселением его в раю. Сотворив человека, Господь дал ему заповедь о невкушении плодов от дерева познания добра и зла; человек эту заповедь передает жене своей. С этих пор на протяжении многих веков до самого Моисея единственным источником Богооткровенного учения было священное Предание. Моисей, положив начало священному Писанию, все то, чему не был свидетелем и что было до него, взял из Предания. Но и с появлением Писания Предание не утратило своего значения, так, как и в ветхозаветном Писании, подобно как впоследствии и в новозаветном, далеко не все оказалось записанным. Так, например, в первой книге Моисеевой «Бытия» о патриархе Енохе говорится лишь, что « Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусаила. И ходил Енох пред Богом по рождении Мафусаила триста лет и родил сынов и дочерей.... И ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его » ( Быт.5:21–24 ). А между тем, апостол Иуда и апостол Павел сообщают нам о патриархе Енохе некоторые сведения, каких нет во всем ветхозаветном Писании. Из послания Иуды мы узнаем о грозном пророчестве патриарха Еноха. « Пророчествовал , пишет апостол Иуда, седьмый от Адама Енох, говоря: се идет Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, какие произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники » ( Иуд.1:14–15 ). Апостол же Павел сообщает о том, что патриарх Енох не видел смерти, но перешел живым на небо, « Верою , пишет он, Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу » ( Евр.11:5 ). Откуда, спрашивается, могли знать апостолы об этих подробностях о патриархе Енохе, если в св. Писании Ветхого Завета о них совершенно не упоминается? Конечно из Предания. И еще: В пятой книге Моисеевой «Второзаконие» о смерти Моисея сказано лишь, что она последовала на одной из гор, и что Бог скрыл от людей могилу своего пророка; ( Втор.34:1–6 ), а тот же апостол Иуда в своем послании повествует, что вслед за смертью Моисея между Архангелом Михаилом и диаволом произошел спор из-за тела пророка: « Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь » ( Иуд.1:9 ). Откуда мог заимствовать апостол Иуда о вышеприведенном споре? Очевидно, тоже из ветхозаветного Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Сему сыну погибели, человеку беззакония, по замечанию Св. Тайновидца, предшествовали и ныне предшествуют многие антихристы: мнози антихристы быша, т.е. многие хульники и ругатели, Бога нашего благодать прелагающие в скверну и единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отметающиеся ( Иуд.1:4 ), их же суд не коснит и погибель их не дремлет ( 2Пет.2:3 ) 1Ин.2:19 . От нас изыдоша, но не бша от насъ: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть вси от нас. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Противники и отступники, на которых указывает Св. Иоанн, без сомнения принадлежат к числу слышавших благовестие Христово, приявших оное, а затем отвергшихся Его и соделавшихся врагами и гонителями всех верных слову благовестия. Жалок и ужасен жребий таковых! Ибо если отвергшийся Моисеева закона при двух или трех свидетелях, осуждается на смерть ( Втор.17:6 ); то сколь жестокому осуждению подвергается тот, кто Сына Божия уничижает, не почитает за святыню крови завета и укоряет Духа благодати ( Евр.10:29 )? От сих-то погибельных отступников Св.Апостол торжественно отвращается, как от чуждых сонму избранных Божиих, хотя и бывших некогда среди его: от нас изыдоша, но не быша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами. Иоанн как бы так сказал: если бы они действительно были нашими, то и водились бы тем же духом, теми же правилами веры и деятельности, которыми водятся все верующие во Христа. Но они противятся всякой истине, идут путем Каиновым, устремляются в лесть Валаамовы мзды и в пререкание Корреове погибают ( Иуд.11 ). Убо они не наши; это исчадие дьявола, споборники антихристовы. 1Ин.2:20 . И вы noмaзahie имате от святаго, и всте вся. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Указав на отступников, которых должно удаляться как исчадие ада, Св.Апостол обращается к верующим и успокаивает их тою мыслию, что сами они, при содействии живущего в них Святаго Духа, могут распознавать врагов Веры и спасения своего: и вы помазание имате от Святаго, и весте вся. Известно, что в Ветхом Завете Священники, Цари и Пророки помазывались елеем святым, в знамение освящения своего, и в залог просветления очей, ума и сердца. На сие-то Священнодейство указывая Иоанн, считает причастниками онаго всех истинно верных Богу и Господу нашему Иисусу Христу. Все они, по Апостольскому учению, соделываются род избран, царское священие, язык свят, люди обновления ( 1Пет.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Старец Клеопа: Тем не менее, великий апостол Павел одобрял христиан Коринфа не за то, что они хранили письменные учения, но за то, что слушали с усердием его устное учение: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Рассудите, что лучше: держаться только того, что записано, или же следовать словам великого Павла, который восхваляет тех, кто хранит также и неписаные предания? Кроме того, мы знаем, что апостолы и евангелисты учили в проповедях многому из древнего Священного Предания, что не было записано где-либо в Священном Писании. Вопрошающий: А где именно сказано, что апостолы проповедовали то, что не имелось в Писании? Старец Клеопа: Вот два свидетельства. Святой апостол Иуда в своем Соборном послании указывает: «Но когда архангел Михаил говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» ( Иуд. 1:9 ). Возлюбленный о Христе, возьмите Священное Писание и попробуйте найти это высказывание. Еще дальше в том же послании апостол ссылается на пророчество Еноха, говоря: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: “се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники”» ( Иуд. 1:14–15 ). И апостол Иуда не единственный, кто говорил из преданий. Послушайте, что знаменитый Павел говорит в своем 2м послании к Тимофею: «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» ( 2Тим. 3:8 ). И в другом месте апостол Павел, наставляя священников Ефеса, говорит: «Помните слова Господа нашего Иисуса Христа, как он сказал: “Блаженнее давать, нежели принимать”» ( Деян. 20:35 ). Теперь я спрошу вас, настаивающего на доверии только тому, что сохранилось в письменном виде: откуда взяли эти два апостола – Иуда и Павел – вышеуказанные слова, потому что вы не найдете их записанными в Священном Писании?

http://azbyka.ru/o-svyashhennom-predanii...

Что же до нерушимости Священного Предания, то она поддается испытанию. Ибо любое учение, заповедь или сказание, которые относятся к нему, имеет следующие признаки: – не противоречит Священному Писанию , и значит, исходит от Спасителя или божественных апостолов, учивших по внушению Духа Святого; – пребывает в совершенном согласии с учением всех или большинства отцов и учителей Церкви; – сохраняется апостольскими Церквами, как имеющее непрерывную преемственность до наших дней; – принимается к руководству Вселенской Церковью; Все, что не таково, не признается истинным и священным, а значит, ему нельзя и следовать. Сектант: Что бы ни предпринимала, как говорите вы, Православная Церковь с целью оградить свое Предание, мы доверяем исключительно Священному Писанию . Ибо первые христиане принимали только то, что записано там, о чем говорят и Деяния апостолов: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так ( Деян.17:11 ). А значит и нам следует держаться только того, что вошло в Священное Писание. Священник: Похвальбу вашу посрамляет божественный Павел. Ибо он одобряет коринфских христиан за то, что хранят учение, полученное от него изустно, или через Предание: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ). Итак, что лучше: гнушаться Преданием, как делаете вы, или следовать великому Павлу, который хвалит тех, кто сберег Предание? Ведь в проповеди апостолов много того, что открыл им Сам Господь и что не вошло, однако, в Писание. Вы хвалитесь своей верностью лишь записанному, апостолы же научают нас и тому, что оставалось незаписанным. Сектант: Но откуда следует, что апостолы проповедовали что-либо сверх имеющегося в Писании? Священник: Вот лишь несколько примеров. Святой апостол Иуда в своем Послании говорит: Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ). Исследуй весь Ветхий Завет и посмотри, найдутся ли там еще где-нибудь эти слова Архангела. Но и далее в том же послании приводится пророчество Еноха, которого также не найти в ветхозаветных книгах Библии: се, идет Господь со тьмами святых ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники ( Иуд.1:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

20) О предопределении Божием Иуд.1:4 . «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Объясн. Благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.3:29–30 ; 1Тим.2:4 ; из этих мест Писания видно, что Бог всем желает подать свою благодать: «Се, стою и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему», – говорится в Откр.3:20–21 ; следовательно, Бог даёт благодать праведникам и грешникам: Мф.9:13:18:11–14 ; 2Пет.3:9 . Предопределение основывается не на беспричинном решении Божественной воли – одних спасти, а других погубить, а на всеведении и предведении Божием. Каждый человек получит воздаяние за свои собственные дела: 2Кор.5:10:3:8 ; Рим.2:6–8 . Итак, благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает нам, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Пс.94:7–8 ; Евр.3:7–8 . Рим.9:29–30 . «И кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Объясн. Опять должно сказать, что благодать Божия простирается на всех людей, а не на одних предопределённых: Мф.6:9 ; Еф.4:6 ; Рим.8:29–30 ; но спасаются те, которые уверуют во Христа: Ин.3:36:6:47 , сделаются участниками Его благодати в таинствах: Ин.3:5:6:54 , и будут исполнять волю Отца Небесного: Мф.7:21 . Благодать Божия только возбуждает, способствует и помогает, но не стесняет нашей свободы и не влечёт её непреодолимо к добру: Откр.3:20 ; Пс.94:7–8 . Человек сам может оказывать упорное сопротивление благодати Божией: Ис.5:4:65:2 ; Мф.23:37 . Рим.9:11–13 . «Когда они ещё не родились и не сделали ничего доброго или худого, – дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, – сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшего» ( Быт.25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вечность мучений, ожидающих грешников после страшного суда, с неменьшею ясностью была подтверждена и Самим Господом нашим Иисусом Христом. Наставляя верующих в том, что если кого либо соблазняет какой либо из членов, рука, или нога, или глаз, то следует их отсечь или оторвать от себя, так как лучше безрукому и хромому или одноглазому войти в царствие Божие, нежели с двумя руками и ногами, а также с двумя глазами быть ввержену в будущий огонь или геенну, Он прямо назвал этот огонь огнем, вечным: „если рука твоя, или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и ногами быть ввержену в огонь вечный“ ( Мф.18:8 ), и – огнем неугасимым: „и если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый“ ( Мк.9:43 ; Мк.9:45 ). О геенне Господь несколько раз выразился, как о таком месте, которое наполнено огнем неугасимым, или „где червь их не умирает и огонь не угасает» ( Мк.9:43 . Мк.9:46 . Мк.9:48 ). Этим отстранялась всякая мысль о прекратимости когда либо геенских мучений и неразрывно связанных с сим неугасимым огнем и неумирающим червем. Кроме того, Иисус Христос, изображая тот приговор грешникам Верховного Судии, по которому они должны будут отойти в огонь, уготованный диаволу и аггелам его, этот огонь опять называет вечным: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его“ (Мф.25:41), а указывая, затем, на то, что произойдет отсюда для грешников. Спаситель говорит: „и идут сии (т. е. грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную“ ( Мф.25:46 ), чем ясно показывает как то, что не только огонь, в который пойдут грешники, будет вечен, но и мучения их в нем будут вечны, так и то, что вечность сих мучений должна пониматься в таком же точно смысле, в каком должна пониматься и вечность определенной праведникам блаженной будущей жизни. Точно также учили и св. апостолы. Так, по учению ап. Иуды, образ той огненной казни, какая постигла Содом, Гоморру и другие окрестные, подобно им развратившиеся города, является предуказанием казни огня вечного, ожидающего всех нечестивых (Иуд. ст. 7). Тоже повторил и ап. Павел, выразившись относительно непознавших Бога и противящихся евангелию Христову, что они „муку приимут, погибель вечную“ ( 2Сол.1:9 ). A по изображению ап. Иоанна в Апокалипсисе, все те, которые передадутся на сторону диавола, будут „мучимы в огне и сере... И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью“ ( Откр.14:11 ), равно как, и прельщавший их диавол, а также и ближайшие его слуги, зверь и лжепророк, в озере огненном и серном «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ), что опять прямо устраняет всякую мысль о прекратимости когда либо адских мучений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

Лев.9:20 .  и положили тук на грудь, и он сжег тук на жертвеннике; Лев.9:21 .  грудь же и правое плечо принес Аарон, потрясая пред лицем Господним, как повелел Моисей. Жертва мирная приносится по уставу о ней в Лев.3:2–5, 7:30–34 . Лев.9:22 .  И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. Заключительным актом жертвы является благословение Аарона, преподанное им народу со ступеней жертвенника. Акт благословения, когда относился к отдельному лицу, сопровождался положением руки на его голову ( Быт 48.14 ), по отношению же к массе народа выражался простиранием рук по направлению к ней. Позже, Чис 6.22–27 , дана была определенная формула благословения священнического. В каких словах высказано было благословение Аарона и затем, Лев.9:23 , Моисея и Аарона, не говорится. Традиция иуд. относила сюда Пс.89:17 : «да будет благоволение Господа, Бога нашего, с нами», или такое благожелание (по Таргуму Иерусалимск.): «да будут приняты жертвы ваши, и да обитает Господь посреди вас, и да простит Он вам согрешения ваши». Лев.9:23 .  И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: Лев.9:24 .  и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое. Торжественное введение Моисеем Аарона во святилище, явление славы Господней народу (ср. Исх 40.34 ; 3Цар 8.10–12 ; 2Пар 7.1 ) в виде наполнявшего святилище облака и появление небесного (из облака) огня на жертве, знака божественного принятия ее (ср. Суд.6:20–21 ; 3Цар 18.38 ), и благоговейный восторг народа закончили собою знаменательные священнодействия. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Левит. 556-670 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

8. Язык их – убийственная стрела, говорит коварно; устами своими говорят с ближним своим дружелюбно, а в сердце своем строют ему ковы. 8 ст. по содержанию своему сходен со ст. Иер. 9:4, 5 . Стрла узвлюща, евр.-русский перевод точнее: стрела убийственная. глаголы устъ ихъ – перевод, выражающий ту же мысль, что и русский: (язык их) «обман говорит» или коварно говорит. «Уст их»: соответствующее евр. слово стоит с предлогом и масоретами отнесено к следующему предложению: устами своими говорят с ближним своим дружелюбно (букв. мирно). «Вражду», русск. точнее: ковы. Пророк, повидимому, не может с достаточной силой высказаться о глубине зла, в которой погрязло иуд. общество. Он все еще находит, что его описание лжи и коварства, господствующих в обществе, слабее действительности, и потому делает еще дополнение – хотя почти в тех же словах. Иер. 9:9 9. Еда на сихъ не посщ; реч Гдь: ил людемъ таквымъ не мститъ дша мо; 9. Неужели Я не накажу их за это, говорит Господь? не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 9:10–16 Ст. 10–16. «Посещение» Божие ( Иер. 9:9 ) будет сопровождаться опустошением страны, выселением ее жителей в чужие страны. Бог допустит то и другое за то, что народ, не повинуясь закону Божию, последовал противным ему влечениям сердца своего. Иер. 9:10 10. На горахъ плачь, и и на стезхъ пстыни к скдша, за еже не быти члвкмъ преходщымъ: не слышаша гласа птицъ нбсныхъ, и даже до скотвъ, жасошас, идоша. 10. О горах подниму плач и вопль, и о степных пастбищах рыдание, потому что оне выжжены, так что никто там не проходит, и не слышно блеяния стад: от птиц небесных до скота – все разсеялись, ушли. 10 . По слав.-греч. переводу, здесь речь Господа, который говорит от Своего лица и в предыдущем и в следующем стихе. По евр. тексту, пророк говорит от себя, выражает скорбь об опустошении страны иудейской, т. е. исполняет повеление, данное ему Господом в Иер. 7:29 . Пророк хочет плакать о горах и о степных пастбищах, потому что оне оскдша, т. е. оставлены людьми, которые жили на них с своими стадами. Эти горы и степные пастбища, в таком состоянии, разсматриваются здесь не как место, на котором пророк должен плакать (слав.-греч.), но как предмет, который пророк хочет оплакивать (русск.). Не слышно блеяния стад. Стада на горах и степях были признаком человеческого обитания; нет стад, значит – нет человека. птицъ небесныхъ, и даже до скотвъ, ужасошас, или точнее с греч. – разыдошася, идоша. Птицы небесные живут также, как и скоты, в местах, где может жить и человек (ср. толков. Иер. 4:25 ). Отсутствие их свидетельствует, что земля стала необитаема. Опустение страны и оплакивается пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010