Иосия Иосия (Бог поддерживает, защищает) – имя следующих лиц: а) ( 4Цap. XXI, 24 и др.) – сын и преемник Аммона, шестнадцатый царь иудейский, начавший тридцатилетнее с годом царствование восьмилетним отроком и особенно отличавшийся чистотой жизни и благочестием. Он постепенно уничтожал идолослужение, введенное его предшественниками, очищая Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и от литых кумиров ( II Nap. XXXIV, 3 ). На восемнадцатом году своего царствования Иосия повелел начать возобновление храма Иерусалимского и исправление оказавшихся в нем повреждений. Во время означенных работ первосвященник Хелкия нашел книгу Закона Моисеева – редкое сокровище в это безотрадное время, при господствовавшем нечестии и разврате, когда Бог и Его заповеди были забыты и повсюду нарушались. Сам Иосия, как кажется, первоначально не вполне достаточно знал содержание означенной книги, пока она не была прочитана ему одним из царедворцев. Царь пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим закон Его. Раздравши на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости ( II Nap. XXXIV, 26–28 ). Затем он собрал старейшин и народ, и велел читать книгу Закона вслух, и по прочтении оной заключил завет пред Богом, с клятвенным обещанием верно хранить все заповеди Закона Его, и обязал к тому весь народ свой. После сего он с особенной ревностью озаботился решительным истреблением всех следов идолопоклонства, как-то: кумиров, высот, языческих храмов, домов блудилищных, – и затем по повелению Божию совершил праздник Пасхи с беспримерной торжественностью ( II Nap. XXXV, 3–18 ). Он лично дал на праздник народу 30000 агнцев и козлят, и 3000 волов. На 31-м году царствования Иосии ц. фараон Нехао отправился с войском в поход на берега р. Евфрата для сражения с ц. ассирийским. Иосия, не желая допустить его до прохождения через землю Иудейскую, преградил ему путь. Фараон Нехао послал к нему послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя я иду войною, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, который со мною, чтобы Он не погубил тебя ( II Nap. XXXV, 21 ). Но Иосия не внял совету и предостережению фараона и вышел против него с войском своим на равнину Мегиддона, находившуюся в колене Иссахаровом. Здесь во время сражения он был смертельно ранен стрельцами и умер от раны, будучи тридцати девяти лет от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Та тесная связь между существованием храма и нормальным, правильным течением исторической жизни евреев, мысль о которой возродилась в представлении иудеев в плену Вавилонском, – теперь эта связь сознается ими глубже, чище и сильнее. Это сознание слышится и в том еврейском предании, которое повествует, как прор. Иеремия скрыл ковчег завета и другие священный вещи. Здесь, между прочим, говорится: «когда Иеремия узнал о сем (что некоторые иудеи хотели узнать пещеру, в которой пророк скрыл ковчег завета), то, упрекая их (этих иудеев), сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня»... ( 2Мак. 2:7–8 ). Здесь подчеркивается та мысль, что с восстановлением национального и политического существования евреев («соберет сонм народа») произойдет и восстановление прежних святынь еврейских. Тот же автор 2 Мак. замечает далее: «самое место (священное, т.е. храм), сделавшись причастным бывшим народным несчастиям, приобщилось потом благодеяний Господа и, быв оставлено Всемогущим во гневе, опять, с умилостивлением Верховного Владыки, восстало во всей славе» ( 2Мак.5:20 ), чем выражается мысль о тесной связи храма с историей еврейской, о связи фазисов истории храма и развития истории еврейского народа. Это же сознание евреями связи храма с их историей слышится и в приводимом Иосифом Флавием «некоем древнем пророческом предсказании, что город (Иерусалим) тогда разрушен будет... (т.е. произойдет лишение политической независимости еврейского народа),... когда... руки граждан осквернят храм Божий». (Война IV, 6:3). Эта тесная связь между храмом и национально-политическим существованием евреев и сознание евреями этой связи были фактами настолько разительными и рельефными, что, по представлению других народов, храм и еврейская столица, служащая представителем и центром иудейского государства, являются тожественными между собой; Полибий, например, по Иосифу Флавию, так выражается об идеях: «по истечении немногого времени покорились ему (Антиоху) те из иудеев, которые жили около храма, называемого Иерусалимом» (Дpebh.XII.3:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Фактически те люди, которые не крещены, не миропомазаны, являются как бы несуществующими в мире Божием. Что это означает? Они духовно еще не рождены. Помните, когда иудейский старец Никодим ночью пришел к Иисусу Христу и беседовал с Ним, Иисус Христос сказал: «…должно вам родиться свыше» ( Ин.3:7 ). Этот иудейский старец удивился, как это может быть? «…как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» ( Ин.3:4 ) На что Господь сказал ему: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин.3:6 ). Только рожденные свыше, крещеные, миропомазанные, составляют народ Божий. Августин Блаженный говорил: «Есть два народа, есть два града: град Божий и град дьявола, народ Божий и народ дьявола». И вот, параллельно, существуют и два культа: культ, связанный с почитанием единого Бога, и культ, связанный с почитанием Люцифера, падшего ангела. Так вот, Пергам являлся сатанинской столицей древнего мира, поэтому и сказано, что там престол сатаны, и прямо сказано: «где живет сатана» . Но, с другой стороны, это послание к Пергамской Церкви целиком обращено и к нашему времени, потому что престол сатаны продолжает существовать во всем мире. И апостолы сатаны формируют мировое правительство для власти на всей земле. Апостолы сатаны – это эмиссары, которые называют себя миротворцами, которые ездят по всему миру, и там, где появляются эти миротворцы, война не прекращается. Льется человеческая кровь, погибают мужчины, женщины, дети и старики. Поэтому можно прямо сказать, что это послание обращено и к нашему времени точно так же, как оно было обращено к темным средневековым временам. К тем временам, когда в великой гордыне возвысилась Католическая церковь и когда Римский папа стал требовать себе божеского почитания и божеского поклонения, называя себя наместником Христа на земле. Еще Ипполит Римский , древний святой, который написал обширное истолкование на Книгу пророка Даниила, указывал на Рим, как на место, где должен будет воцариться и, как Ипполит говорил, уже воцаряется антихрист. То есть, ложная религиозная система не только в откровенном сатанинском виде, но и в виде извращенного христианства, латинизированного христианства, христианства без православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

12:1), т. е. достойные спасения. 8. Однако же вопрос наш доселе еще не решен. В чем же он состоит? В том, что Бог определил, сколько иудеям провести времени и в этом рабстве, подобно как в первом четыреста, а во втором семьдесят лет. И так посмотрим, не означается ли и здесь какое–нибудь время. Но где можно найти это? В дальнейшем повествовании (пророка Даниила). Когда он услышал о многих и тяжких бедствиях, о сожжении (Иерусалима), ниспровержении государства (иудейского), пленении своих единоплеменников, то захотел узнать, будет ли конец этим бедствиям. И сказал он, вопрошая об этом: « господин мой! что же после этого будет? И отвечал он: иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии » (указывая этим на неясность слов) « до последнего времени ». Потом открывает причину попущения бедствий: « многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют » (Дан. 12:8–10). Затем, предсказывая и самое время, в продолжение которого будут тяготеть над ними эти бедствия, говорит: « со времени прекращения ежедневной жертвы ». Всегдашней называлась ежедневная жертва потому, что была постоянная и непрерывная. У иудеев был обычай приносить жертву Богу вечером и утром каждого дня: отчего и жертву ту пророк назвал всегдашней. И так как Антиох, пришедши, уничтожил этот обычай и прекратил его, то ангел и говорил, что « со времени прекращения ежедневной жертвы », т. е. со времени прекращения этой жертвы, « тысяча двести девяносто дней », то есть, три года с половиной, и несколько более. Потом, открывая, что будет конец и прекращение этим бедствиям, он присовокупил: « блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней », приложив, т. е. к тысяче двумстам девяноста дням сорок пять дней; потому что один месяц с половиной продолжалась война, которая кончилась (для иудеев) блистательной победой, и вместе с совершенным освобождением от тяготевших (над иудеями) бедствий. Итак, словами: « блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней », ангел предрек освобождение (от бедствий); впрочем, сказал он не просто: « достигнет », но « кто ожидает и достигнет ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

12), при Средиземном море, близ Кармила, в 9 римск. милях от Кесарии на пути в Тир (Onomastic. 397), во время борьбы иудеев с птолемеями сильная крепость ( 1Мак.15:11–14 ), в последствии римлянами еще более укрепленная (И. Флав. Иудейские Древн. XV, 5, 3). 3Цар.4:12 .  Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам; Пятый округ образует долина Изреель с ее продолжением – долиной Веф-Сана. Фаанах – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав.12:21 ), теперь Táanak, лежащий к югу (на 1 1/4 часа пути) от деревни, Leggun (вероятно, древн. Мегиддо, с которым Фаанах почти исключительно упоминается в Библии), ( Суд.1:27,5:19 ; Нав.17:11 ; 1Пар.7:29 ). Мегиддо (LXX: Μαγεδδ( ν)), в колене Иссахара, уже в древности был укреплен, и вместе с Фаанахом господствовал над долиной, главной дорогой к Иордану (Onomastic. 657); Соломон еще более укрепил Мегиддо ( 3Цар.9:15 ). По Телль-Амарнским письмам, фараон Тутмозис при Мегиддо (егип. Makida) поразил хананеян. Бет-шеан (Беф-Сан) – в Манассиином колене ( Нав.17:11,16 ; Суд.1:27 ; 1Цар.31:10 ), греч. Σκυθπολις; (Скифополь) или Νσσα – при соединении Изрееля с долиной Иорданской вблизи от большой дороги из Дамаска в Египет (см. ( Иудиф.3:10 ; 2Мак.12:29 ); Иудейская Война II, 18, 1,3,4). В Иорданской же долине лежали Цартан и Абел-Мехола ( Суд.7:22 ), родина пророка Елисея ( 3Цар.19:16 ), а также Иокмеам ( 1Пар.6:68 ) – по LXX: Μαεβρ– Λουκμ, слав. «Маевер Лукам». 3Цар.4:13 .  Бен-Гевер – в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами; Шестой округ – в Заиорданье; средоточие его – город Рамоф Галаадский или Мицпа ( Нав.13:26 ; Суд.10:17,11:29 ) – левитский город за Иорданом в колене Гадовом, теперь es-Salt. Васан – одна из плодоноснейших местностей Палестины, наряду с Кармилом, Ливаном, долиной Саронской ( Ис.2:13,33:9 ; Иер.50:19 ; Наум.1:4 ), позже Батанеф (Onomostic.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

156:4, с. 207–208]. Рекою здесь называется Христос, по причине сладчайших слов Его учения, которые напаяют и веселят души христиан и делают их способными к приношению плодов добродетелей. Быстрины этой реки суть апостолы, которые устремились на проповедь евангельского учения, по слову Христа: «Идите, научите все народы соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Город Божий и селение Его, или жилище Божие, есть Церковь христианская, которую освятил Вышний Господь Своим учением и Своим пребыванием в ней, как написано: «Вселюсь в них и буду ходить с ними» ( Лев.26:12 ). Он посреди Своей Церкви, как Сам сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них... се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.18:20, 28:20 ). А потому этот град Божий, это селение Его, или, что то же, Церковь христианская не подвижится, будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как и опять Сам Христос сказал: «Врата ада не одолеют» Моей Церкви . ( Мф.16:18 ). Он, Глава Своей Церкви, находящийся в самом тесном общении с нею, не замедлит Своею помощью во всяких бедствиях и опасностях ее: Он рано, утро заутра поможет ей. Пс.45:7–8 Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль. Псалмопевец здесь кратко упомянул о той опасности, которая грозила Иерусалиму и царству Иудейскому от нападения со стороны аммонитян и других, бывших в союзе с ними народов, во дни благочестивого иудейского царя Иосафата, чтобы показать, как Господь скоро подает помощь Свою верным рабам Его, находящимся в бедах и опасностях. Возмутились, говорит он, и восшумели народы, двинулись царства и пошли войной на Иосафата. Убоялся Иосафат и обратил лицо свое взыскать Господа и объявил пост по всей Иудее. И собрались иудеи, из всех городов пришли они умолять Господа. И вот, когда все иудеи стояли на молитве пред лицом Господним, Дух Господень среди собраний сошел на Иозиила и сказал он: слушайте все иудеи и царь Иосафат! Так говорит Господь к вам: не бойтесь и не ужасайтесь сего множества великого, ибо не ваша война, а Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

1Мак.16:7 И разделил он народ, поставив конных среди пеших; конница же неприятелей была весьма многочисленна. Расположением своих войск, при неравенстве конницы, Иоанн обнаруживает в себе замечательно опытного и мудрого стратега: поместив свою конницу среди пехоты, он, во-первых, предупредил возможность того, что под напором подавляющей конницы неприятеля его конница пришла бы в беспорядок, который, несомненно, отразился бы беспорядком, а, может быть, даже и паникой, и на остальном войске – пехоте. Во-вторых, помещение конницы среди пехоты не только не мешало ему выполнить свою роль, но даже способствовало. Отделяемые нападавшей на неприятельскую конницу пехотой и, следовательно, малоуязвимые со стороны врага, внимание коего все должно было сосредоточиваться на ближайших рядах нападавших, всадники иудейские наносили неприятелю двойное поражение, пуская стрелы через головы своих же, и в тоже время – оставаясь угрозой врагу и защитой своих с тылу и фронта. Последняя Иудейская война с римлянами дала множество примеров подобной неистощимой изобретательности иудейского ума на чудеса борьбы, отваги и самоотвержения. 1Мак.16:8 И затрубили священными трубами; и Кендевей обратился в бегство и войско его, и пало у них много раненых, остальные же бежали в крепость. «Бежали в крепость…», т. е. Кедрон, как следует из контекста речи (XV: 39 и 41). 1Мак.16:9 Тогда был ранен Иуда, брат Иоанна; но Иоанн преследовал их, доколе не пришел в Кедрон, который он построил. «Доколе не пришел в Кедрон…». ως λθεν (слав. «дондеже прииде в Кедрон…») – собственно значит: до области Кедрона, – до того места, как надо входить в Кедрон ; следовательно, в отличие от русского и славянского перевода, здесь еще не содержится указания на вступление в сам Кедрон, а только в начинающиеся окрестности его (ср. XI: 73–74 и др.). 1Мак.16:10 И убежали они в башни, находящиеся в области Азота, но он сжег его огнем, и погибло из них до двух тысяч мужей; и возвратился он с миром в землю Иудейскую. Десять лет перед тем Азот был уже взят и сожжен Ионафаном (X: 84); очевидно, он успел опять обстроиться и теперь снова терпит недавнюю участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

23 . Богу легко спасти и покарать. Но Он всегда охотнее спасает, нежели карает. Впрочем, и когда карает, то Его цель – не наказание ради наказания, а предостережение ради спасения. Когда эфиопский царь с миллионом воинов и тремястами боевыми колесницами вторгся в Иудею, так воззвал ко Господу иудейский царь Аса: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем… И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы… так что у них никого не осталось в живых ( 2Пар.14:11–13 ). Большинство не в числе, а в Господе. И одиночка с Господом всегда в большинстве. 24 . Об избавлении от грозного и гораздо более сильного врага так молился праведный царь Иосафат: Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши! Тогда пришло слово от Господа через некоего Иозиила… левита из сынов Асафовых, который сказал: Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия ( 2Пар.20:12,14,15 ); и вместо того чтобы сражаться, войско Иосафата принялось воспевать хвалебные песни во славу Божию. И возмутились враги между собой и перебили друг друга, так что в живых [среди них] не осталось никого. На войне Бог не только помогает тем, кто искренне верит и прославляет Его в молитвах с сокрушенным сердцем, но и Сам ратует – легко и паче чаяния поражая любого неприятеля. 25 . Многие удивляются, почему так много войн внесено в Священное Писание , словно это некая военная история. Не следует тут ничему дивиться. Ведь даже мир на земле – это своего рода ратование и противоборство добра со злом. А во время войны многие возвращаются к Богу, начинают веровать, каяться и молиться. Без войн многие в условиях мира погубили бы свою душу. И еще: на фронте наиболее отчетливо проявляется Божие всемогущество и людское ничтожество. Посему Бог в Священном Писании постоянно именуется Господом сил (Господом Саваофом) ( Ис.6:3 ). Божие чудеса в периоды войн многочисленнее и очевиднее для людей, чем во времена мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

2. По миновании условленного срока Силлай отправился в Рим, не исполнив ничего из постановленного решения. Ирод стал настойчиво требовать возвращения денег и выдачи разбойников, а так как Сатурнин и Волумний дали ему разрешение пойти на арабов походом, то он во главе войска двинулся на Аравию и сделал в течение трех дней семь [обычных] переходов. Достигнув крепости, где засели разбойники, он приступом взял их всех, сравнял крепость, носившую название Раипты, с землей, но, впрочем, никого при этом не обидел. Арабы под предводительством Накеба поспешили им на помощь, и произошла битва, в которой пало немного людей Ирода, но были убиты сам предводитель Накеб и около двадцати пяти людей его. Остальные обратились в бегство. Наказав их, Ирод переселил в Трахонею 3000 идумейцев, которые должны были держать разбойников в повиновении. Затем он отправил находившимся тогда в Финикии [римским] наместникам донесение об этом и сообщил, что он ничем не преступил данного ему относительно арабов полномочия. По точном расследовании наместники нашли это донесение вполне согласным с истиной. 3. Поспешившие в Рим вестники немедленно сообщили Силлаю о всем происшедшем и при этом по обыкновению сильно все преувеличили. Силлай тем временем уже успел стать известным императору. Лишь только он узнал о посольстве, как немедленно отправился к двору, облекшись в черную одежду, и предстал перед Цезарем с жалобой на то, что Аравия опустошена войной и все его царство приведено в смятение, так как Ирод разгромил его со своим войском. Со слезами на глазах он уверял, что 2500 самых лучших арабов пало и в числе их был убит также предводитель Накеб, его друг и родственник, что богатства, находившиеся в Раипте, разграблены и что никакого внимания не обратили на Обода, который не в состоянии вести войну, так как не было налицо ни его, Силлая, ни ядра арабской рати. Так говорил Силлай и хитро прибавил, что он сам не покинул бы страны, если бы не был уверен в желании Цезаря, чтобы везде и всюду царствовал мир, и что война не окончилась бы благоприятно для Ирода, если бы он сам оставался дома. Цезарь разгневался на это и стал спрашивать находившихся налицо приверженцев Ирода и его посланных из Сирии о том только, действительно ли Ирод предпринял поход. Так как те были принуждены подтвердить это, император же не входил в рассуждение, по какой причине все это случилось, гнев Цезаря еще возрос, и он написал Ироду резкое письмо, в котором говорил, что, если он обходился с ним раньше как с другом, он будет видеть в нем теперь лишь своего подданного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010