Прем.10:6 . Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, Прем.10:7 . от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души – стоящий соляной столб. Прем.10:8 . Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились. 6–8 . Спасение Лота премудростью. Страшный пример наказания за нечестие жителей Пентаполя. См. Быm. XIX гл., ср. 2Пет. 2:7 . «…избежал огня, нисшедшего на пять городов». О гибели Содома и Гоморры см. объяснительное замечание к 24–25 ст. XIX гл. кн. Бытия. (Толковая Библия т. 1 с. 124). Города, составлявшие Пентаполь, перечислены в XIV гл. 2 ст. кн. Бытия, именно: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Писатель кн. Премудрости не точно говорит здесь о гибели «пяти городов», так как по книге Бытия XIX гл. и Втор. 29:23 , погибли только первые четыре города, а Сигор остался целым. (См. Ис. 15:5 ; Иер. 48:34 ). «…от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля…» Говорится о состоянии долины Сиддим после содомской катастрофы. Писатель ничего не говорит о соленом море, которое, по общепринятому мнению ( Быт. 14:3 ), последствие происшедшего понижения почвы, затопило долину Сиддим; по его свидетельству на месте погибших пяти городов осталась дымящаяся пустыня. Это показание кн. Премудрости Соломона находится в согласии с 28 ст. XIX кн. Бытия, передающем о том, что видел Авраам, когда наблюдал над местом катастрофы; согласны с кн. Премудрости Соломона и древние писатели (напр., Филон. De vita Mos. II с. 143. De Abraham, с. 21). По их мнению, долина Сиддим представляла дымящуюся пустыню вследствие вулканического свойства и смолисто-серного состава почвы. «…растения, не в свое время приносящие плоды…» Предполагают, речь идет о том, что в долине Сиддим, вследствие вулканического состояния почвы, плоды созревали раньше обычного времени, причем они не успевали вполне развиваться и от сильного зноя высыхали. Может быть, писатель говорит здесь о так называемом содомском яблоке, которое, по обычному представлению, имело красивый, румяный вид, но когда его раздавливали, разлеталось в черную пыль. Об этом плоде говорят древние писатели (Иосиф. Фл. Иудейская война, IV, стр. 300; Тацит. Ucmopuя:V:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12), при Средиземном море, близ Кармила, в 9 римск. милях от Кесарии на пути в Тир (Onomastic. 397), во время борьбы иудеев с птолемеями сильная крепость ( 1Мак.15:11–14 ), в последствии римлянами еще более укрепленная (И. Флав. Иудейские Древн. XV, 5, 3). 3Цар.4:12 .  Ваана, сын Ахилуда, в Фаанахе и Мегиддо и во всем Беф-Сане, что близ Цартана ниже Иезрееля, от Беф-Сана до Абел-Мехола, и даже за Иокмеам; Пятый округ образует долина Изреель с ее продолжением – долиной Веф-Сана. Фаанах – прежде столица одного из хананейских царей ( Нав.12:21 ), теперь Táanak, лежащий к югу (на 1 1/4 часа пути) от деревни, Leggun (вероятно, древн. Мегиддо, с которым Фаанах почти исключительно упоминается в Библии), ( Суд.1:27,5:19 ; Нав.17:11 ; 1Пар.7:29 ). Мегиддо (LXX: Μαγεδδ( ν)), в колене Иссахара, уже в древности был укреплен, и вместе с Фаанахом господствовал над долиной, главной дорогой к Иордану (Onomastic. 657); Соломон еще более укрепил Мегиддо ( 3Цар.9:15 ). По Телль-Амарнским письмам, фараон Тутмозис при Мегиддо (егип. Makida) поразил хананеян. Бет-шеан (Беф-Сан) – в Манассиином колене ( Нав.17:11,16 ; Суд.1:27 ; 1Цар.31:10 ), греч. Σκυθπολις; (Скифополь) или Νσσα – при соединении Изрееля с долиной Иорданской вблизи от большой дороги из Дамаска в Египет (см. ( Иудиф.3:10 ; 2Мак.12:29 ); Иудейская Война II, 18, 1,3,4). В Иорданской же долине лежали Цартан и Абел-Мехола ( Суд.7:22 ), родина пророка Елисея ( 3Цар.19:16 ), а также Иокмеам ( 1Пар.6:68 ) – по LXX: Μαεβρ– Λουκμ, слав. «Маевер Лукам». 3Цар.4:13 .  Бен-Гевер – в Рамофе Галаадском; у него были селения Иаира, сына Манассиина, что в Галааде; у него также область Аргов, что в Васане, шестьдесят больших городов со стенами и медными затворами; Шестой округ – в Заиорданье; средоточие его – город Рамоф Галаадский или Мицпа ( Нав.13:26 ; Суд.10:17,11:29 ) – левитский город за Иорданом в колене Гадовом, теперь es-Salt. Васан – одна из плодоноснейших местностей Палестины, наряду с Кармилом, Ливаном, долиной Саронской ( Ис.2:13,33:9 ; Иер.50:19 ; Наум.1:4 ), позже Батанеф (Onomostic.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.24:2 .  Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. (Ср. Мк.13:2 ; Лк.21:6 .) Так как, согласно Мк.13:1 , с Христом говорил только один ученик, то в Мк.13:2 Он и отвечает только ему одному. У Матфея и Луки Он говорит со всеми учениками. Если ученики не могли примирить мысли о предстоящем запустении храма и всех храмовых построек с их тогдашним великолепием, то Христос теперь только усиливает прежде высказанную Им мысль, говоря, что в храме будет не только внутреннее запустение, но и внешнее, что от того, чем любуются ученики, «не останется камня на камне». Все это исполнилось буквально. Κελεει Κασαρ δη τν τε πλιν πασαν κα τν νεν κατασκπτειν (кесарь повелевает срыть весь город и храм), – говорит иудейский историк (Иосиф Флавий, «Иудейская война», VII, 1, 1). Во время иудейской войны и взятия Иерусалима Титом храм был сожжен, а «город сравнен с землею». Только три башни во дворце Ирода и часть стены были оставлены, первые – как памятники бывшей некогда крепости города, а последняя – в качестве защиты при возобновлении осады. Похвальной речью войску, наградами за выдающиеся воинские подвиги, благодарственной жертвой и пиром отпраздновал Тит трудно и со многими жертвами достигнутую победу (Шюрер). Иерусалим пал в сентябре 70 года по Р.Х. Мф.24:3 .  Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? (Ср. Мк.13:3 ; Лк.21:7 .) Во время восхождения на гору Елеонскую Иисус Христос остановился и сел. Марк добавляет: «против храма» ( κατναντι το ερο). «Наедине» ( κατ´ δαν) показывает, что разговор происходил только в присутствии учеников и дальнейшая речь сказана была только им. Выражение τατα («это») у всех синоптиков, по-видимому, не должно было бы возбуждать особенных недоумений. Раньше Христос сказал о разрушении Иерусалима и храма, и вопрос, когда «это» будет, со стороны учеников понятен и естествен. Он, может быть, был вызван и тем обстоятельством, что ученики опасались, как бы им самим не сделаться свидетелями разрушения. То, что предсказывал Христос, было само по себе страшно. В этом и могло заключаться основание для вопроса учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Сарон " , конечно, не Саранская долина, лежащая при Средиземном море между Кесарией и Иоппией, так как нигде нет указания не только на постоянное поселение здесь потомков Гада, но даже и на временное пребывание в качестве кочевников, а одноименная с нею местность на восточно-иорданской стороне. Некоторые отожествпяют его с Сирионом ( Втор.3:9 ). 1Пар.5:17 .  Все они перечислены во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского. К какому периоду царствования Иеровоама и Иоафама относятся перечисления гадитов, история не указывает. Первое приурочивают ко времени после победы над сирийцами ( 4Цар.14:25 ), второе ко времени после поражения аммонитян ( 2Пар.27:5 ). 1Пар.5:18 .  У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. Замечание о воинственности потомков Рувима, Манассии и Гада подтверждается ( 1Пар.12:8,21 ), а число способных к войне (44 760) совпадает с числом, показанным в ( Нав.4:12–13 ) (около 40 000), и гораздо меньше отмечаемого кн. Числа: 46 500 – рувимлян, 45 650 – гадитян и 32 200 – манасситян ( Чис.1:21,25,35 ; ср. Чис.26:7,18,34 ). Но это разногласие может быть примирено тем соображением, что при Моисее исчислялись безусловно все способные к войне, как того требовало завоевание Ханаана, а в кн. Иисуса Навина и 1 кн. Паралипоменон только наиболее храбрые и воинственные. 1Пар.5:19 .  И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. Иетур и Нафиш – две народности, происшедшие от Измаила ( 1Пар.1:31 ; Быт.25:15 ). Судя по ( 1Пар.5:10 ) война с этими племенами падает на время царствования Саула. В истории его правления о данном событии не говорится потому, что он не принимал в нем участия. Но, судя по тому, что Саулом были поражены соседние с Галаадом моавитяне и Аммонитяне ( 1Цар.14:47 ), можно думать, что на это же время падают и победы двух с половиною колен над кочующими арабскими племенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Можно полагать, что Фраат рассчитывал на то, что Гиркан станет знаменем антииродовской партии в Иудее. Иосиф Флавий прямо пишет о спорах, которые шли вокруг миссии Гиркана. “Вследствие мягкости своего характера Гиркан ни в это, ни в другое время не желал интриговать и вообще касаться политики, удовлетворяясь тем положением, которое дала ему судьба. Всё это мы описываем, как рассказано в мемуарах самого царя Ирода. У других писателей имеются, впрочем, на этот счёт разногласия, а именно будто Ирод велел казнить Гиркана не за это дело, но основываясь на всегдашних интригах последнего против него” (курсив мой — Л. Н.). Произошло это всё около 30 г. до Р. Х. Следующие годы прошли в постоянных попытках иудеев избавиться от Ирода — заговоры и восстания. В конце I в. до Р. Х. “иудеи только и рассчитывают на нового царя для совершения государственных переворотов”, — писал Флавий. И вот, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф 2:1). Это не могло не вызвать тревоги царя. Ищут настоящего Царя Иудейского. Ирод скорее всего воспринимает это в контексте той борьбы, которую он вёл за власть, видит в этом продолжение парфянской интриги против него, ставленника Рима. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф 2:3). Отметим кстати информацию о том, что Иерусалим был встревожен вместе с царём. За годы правления Ирода судьбы Иудеи и Галилеи всё больше расходились. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (Мф 2:7). Фактически он пытался использовать волхвов в своей игре — “известите меня”. Говоря языком разведки — пытался “завербовать” волхвов. Скорее всего их сопровождали его агенты. Однако “гости из Парфии” оказались не просты. Они ускользнули от агентов Ирода и иным путем отошли в страну свою (Мф 2:12). В той конкретной ситуации уйти от Ирода и римлян волхвы могли скорее всего через Аравию — Иосиф Флавий пишет, что царь Арета враждовал с Иродом Великим (Иуд. война. 2.5.1) и мог пропустить через свою территорию парфянских мудрецов. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался (Мф 2:16). Он считал, что на этом этапе парфяне его “переиграли”. Правда, его могло успокоить, что именно в это время римляне провели на парфянский престол своего ставленника Фраатака.

http://pravmir.ru/skazhite-etoy-lisitse/

А если и сужу Я, то суд Мой истинен — Иисус не судит так, как судят Его противники, Его суд иной. Потому что Я не один, но Я и Отец — раввинистический трактат Пирке Авот (4:8) приписывает рабби Ишмаэлю (конец II в. по Р. Х.) слова “Не суди один — ибо никто не вправе судить один, кроме Единого”. Согласно Иоанну, по воле Отца суд равно принадлежит Отцу и Сыну (и Святому Духу, см. 16:8,11). Сын есть Свет миру, и с Его приходом мир делится надвое — на тех, кто возлюбил, и на тех, кто возненавидел Свет (3:20–21). А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно — Втор 17:6; 19:15. Я Сам свидетельствую — букв. ‘Я есмь Свидетельствующий’, причём перед словом “Свидетельствующий” стоит определённый артикль, то есть “Я — именно Тот, Кто может свидетельствовать”. Ср. Ис 43:10: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал. Где Твой Отец? — как это часто происходит в четвёртом Евангелии, слушатели воспринимают только буквальный смысл слов Иисуса. В отличие от просьбы Филиппа в 14:8 (Покажи нам Отца), здесь не только непонимание, но и нежелание понимать. Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего — не знают Отца, потому что не знают Иисуса, судя о Нём по плоти. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего — ср. 1:18; 14:7,9. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме — букв. ‘в сокровищнице’, ср. Мк 12:41,43. У Иосифа Флавия (Иудейская война 5:200) “сокровищницами” называются укреплённые помещения в храме, в которых хранились ценности; ясно, что внутри этих помещений заниматься публичной проповедью было невозможно. В храме также были расположены тринадцать устройств в виде расширяющихся книзу труб для сбора пожертвований, которые назывались “шофарами” ввиду сходства с рогом-шофаром (ритуальным музыкальным инструментом). На каждом из них было написано, на какие цели пойдут оставляемые в нём пожертвования. Где именно эти устройства находились, в точности неизвестно, но обычно предполагают, что во Дворе женщин, основываясь на некоторых замечаниях в раввинистической литературе и на эпизоде с лептой вдовы у Марка 12:41–42.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

В Откровении святого Иоанна Богослова повествуется о брани на небеси: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок. 12:7-9 ). Но в утешение верующим дается видеть в Откровении, что эта исконная борьба с врагом нашего спасения окончится совершенною победою Агнца ( Апок. 19 и 20), и что в борьбе со змием мы имеем высших защитников и покровителей, во главе со святым Архангелом Михаилом. Когда на земле судьбы Божии особенным образом открылись над избранным народом еврейским, тогда Церковь указует на святого Архангела Михаила, как на хранителя, поборника и защитника народа Божия. У пророка Даниила Архангел Михаил представляется также особенным защитником и покровителем народа иудейского, всегда встающим на защиту Церкви от всех врагов ее ( Дан. 10:13, 21; 12:1 ). Церковь в своих песнопениях и молитвах именует Архангела Михаила безплотных Ангелов первым, чиноначальником и поборником, и Ангелов началовождем, посреде полков Ангельских старейшим, небесных чинов наставником (служба 8(21) ноября). Посему и изображается Архангел Михаил в воинственном виде, с копьем и мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному, а крест, коим оканчивается копие, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. Писание Апостольское повествует о том, что Архангел Михаил спорил с диаволом о «телеси Моисеове» ( Иуд. 9 ), и послужил его погребению, а диавол противился тому. Архангел Михаил, хранитель народа еврейского, вопреки злому желанию диавола, скрыл могилу пророка Моисея, чтобы евреи, склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

(Иер.2:4-34). И вот за то, что они поступают по упорству злого сердца своего, Я приведу на них с севера бедствие и великую гибель. И будет в тот день, говорит Господь, замрет сердце у царя, и сердце у князей, и ужаснутся священники и изумятся пророки! (Иер.43:17; 4:6-9). Как источник извергает из себя воду, так Иерусалим источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицом Моим - всегда обиды и раны. Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтобы я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою " (Иер.6:7-8). С такими и подобными сим восторжен- но-пламенными речами святой Иеремия многократно обращался к своим современникам; они - подобные молоту, разбивающему скалы, изложены пространно в его пророческой книге. И все пророчески сказанное им сбывалось. Политические невзгоды и бедствия для Иерусалима начались при царе Иосии так: в тридцать первом году его царствования (4Цар.22:1; 2Пар.34:1) египетский фараон Нехао предпринял военный поход против царя ассирийского на реку Евфрат. А так как путь ему лежал чрез пределы земли Иудейской, то Иосия, чтобы предохранить свое царство от нашествия египтян, собрал свое войско и решил противостать им. Фараон послал к нему послов сказать: " Что мне и тебе, царь иудейский? Не против тебя теперь я иду, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься же Богу, чтобы Он не погубил тебя " . Но Иосия не послушал этого предостережения Нехао и вышел против него с своим войском на Магиддонскую равнину, которая лежала на пути от прибережья Средиземного моря к Иордану, откуда ближайшим путем чрез Дамаск Нехао намеревался достигнуть берегов Евфрата. Произошло сражение; иудейское войско, подавляемое численным превосходством неприятеля, было совершенно разбито; сам Иосия был смертельно ранен. Телохранители поспешно взяли своего любимого умирающего царя и отвезли в Иерусалим, где он и предал дух свой Богу. Иосия погребен был в гробнице своих отцов и был оплакан народом в Иерусалиме и во всей Иудее с великою скорбью, ибо он был лучший, достойнейший из царей по своей доброте и богобоязненности (2Пар.35:20-24; Зах.12:11).

http://pravicon.com/info-2410

Но и культурные римляне в эпоху Августа, под влиянием греко-восточных идей, начинают верить в «приближающийся конец мира» и наряду с этим говорят и пишут о грядущем возрождении человека, о Мессии и Спасителе человечества. Выразителями этих идей были такие великие и популярные писатели древнего латинского мира, как Гораций, Виргилий, Проперций и Овидий. Но эти писатели честно готовы были видеть явление «Нового человека», «Миротворца» и «Спасителя человечества» в лице цезаря Августа, который, после окончания гражданской войны, круто переменил характер своей внутренней политики и посвятил всю свою дальнейшую деятельность на водворение мира и порядка в Римской империи. Римляне, как оказалось, готовы были простить Октавиану Августу все ужасы террора и разорения Римской империи в прошлом. Как указывают памятники, найденные при раскопках городов Помпеи и Геркуланума, народные массы готовы были видеть в лице кесаря Августа носителя идеи их материального благосостояния. Об этом писал и Гораций в своих одах, посвященных Августу и его времени. Мир жаждал мира и надеялся, что нашел его в лице своего нового владыки. Мир действительно сошел на измученную землю. Сначала этому не хотели верить, но то, что казалось мечтою, превратилось в действительность. Война прекратилась, и жизнь постепенно налаживалась. Всякий мог заняться своим делом. Перестали бояться государственного грабежа и разбоя, открылись сухопутные и морские пути для торговли, в провинциях появились приличные чиновники и т. д. Совершалось как бы чудо, и это чудо приписывали цезарю Августу. Во второй половине царствования Августа совершилось истинное величайшее чудо – Рождение Христа. И Август оказался невольным исполнителем древних пророчеств о рождении Богочеловека в Вифлееме иудейском. «В те дни, – свидетельствует евангелист Лука, – вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Сия перепись была первая в правлении Квирина Сирией. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеемом, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученной ему женой, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего, первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» ( Лк. 2:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но той же ночью с Нафаном говорит Сам Господь и сообщает, что построить для Него дом (Храм) – это дело не Давида, но его сына, и это произойдет уже после смерти царя. И пророк пересказывает эти слова Давиду (4–17). В некоторых случаях пророк не может ответить на вопрос, произнести пророчество, если нет на то воли Святого Духа. Так, пророк Елисей, когда к нему обращаются три царя – иудейский, израильский и эдомский (см.: 4Цар. 3, 14–15 ) – и просят его предсказать, чем кончится война против моавитян, отвечает им не сразу, но лишь когда его касается рука Господня, чему способствует игра на гуслях. Пророк возглашает истину, которую открывает ему Господь. – Как и когда зародилось в ветхозаветном мире это духовное движение? – Первый, кто назван в Библии пророком, – Авраам. В 20-й главе книги Бытия Господь говорит Авимелеху, царю Герарскому, что он должен вернуть Сарру Аврааму, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои (7). Слово «пророк» подчеркивает особую близость Авраама к Богу и особую силу его молитвы. Величайшим пророком был Моисей. В книге Второзаконие мы читаем: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать (34, 10–11). Но в темное время, отраженное в книге Судей Израильских и в Первой книге Царств, время, когда у Израиля не было царя и он пребывал в раздробленности, мы великих пророков не видим, как и массового движения. Видим лишь анонимных пророков, один из которых обличил израильтян перед восстанием Гедеона (см.: Суд. 6, 8 ), а другой, названный просто человеком Божиим ( 1Цар. 2, 27 ) – обличил первосвященника Илия и его нечестивых сыновей. В третьей главе Первой книги Царств, повествующей о призвании на пророческое служение Самуила, есть слова: слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (1). Именно с Самуила (подробнее о нем в отдельной беседе) началось пророчество как духовное движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010