Весной 1816 года пр. Евгений переехал во Псков, как архиепископ Пскова и всей Лифляндии и Курляндии: начались новые заботы, новые отвлечения от научных занятий; но «древности того времени, от которого осталось мало, а известно еще меньше, привлекательны для сердца русского и среди сует дневных». Сердце русское пр. Евгения оживило во Пскове его любознательный ум и его научную деятельность новыми силами. Он оставался во Пскове не более шести лет; а сделал значительно более, чем в восемь лет, проведенных в Вологде и в Калуге, и занявшись древностями земли Псковской, общими и частными, взялся и за старые свои запасы Новгородские, в которых, конечно, не мог не найти и много такого, что было нужно для новых исследований. Припоминая труды пр. Евгения, оконченные и предпринятые во Пскове, в порядке времени их появления, на первом месте следует поставить «Замечания на грамоту в. к. Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного князя Новгородского, пожалованную Новгородскому Юрьеву монастырю»: они напечатаны в первый раз в Вестнике Европы 1818 года (выпуски 15, 16 и 20) и потом в другой раз в Трудах Общества древностей (III: 1:64) 28 . Эта грамота не только в то время, когда открыл ее и потом работал над ней пр. Евгений, но и после многих открытий, сделанных по русским древностям позже, достойна была особенного внимания археолога как древнейшая из русских грамот, уцелевших в подлиннике, а следовательно и тщательного разбора. Разбор ее, сделанный пр. Евгением тогда, когда у нас еще почти не было попыток трудов такого рода, был явлением очень замечательным и по внимательности к разным вопросам, возбуждаемым грамотой, и по тщательности ответов на них. Он не утратил своего значения и теперь как образец трудов этого рода – между прочим и в палеографическом отношении, указывая, как надобно издавать памятники древнего письма и вглядываться в особенности их написания. В 1821 году издал он пять тетрадей о разных монастырях земли Псковской (Светогорском, Крыпецком, Святогорском Успенском, Псковском Иоанно-Предтеченском и Никандровой пустыне): небольшие монографии с приведением данных, дотоле неизвестных.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Резюмируя на основании этих данных судьбу славянского типика, мы вправе прийти к следующим заключениям: а) славянский устав значительно отклонился от греческого типа и получил крупную переработку и дополнения под пером славяно-русских излагателей. б) Эта переработка не была каким-нибудь официальным актом, но обязана деятельности частных лиц, более или менее компетентных в этом деле. в) Церковная власть не придавала значения однообразию типиков и предоставляла монастырям и церквам полную свободу пользоваться теми или другими его списками. Что касается первого вывода, то в пользу его говорит целый ряд данных, с которыми мы сейчас имели дело. Кроме особенностей литургического языка, кроме русских памятей, обрядов и правил о посте, внесённых в славянские списки из обиходников, греческий устав получил у нас и значительную редакционную переработку. За немногими исключениями славянские списки полнее греческих, и этим качеством особенно отличается общая часть в некоторых списках 3-й редакции. В греческих она изложена много короче и систематичнее, ограничиваясь порядком суточных служб с относящимися к ним служебными замечаниями. Славянские списки, не исчерпывая каждый полного числа этих замечаний, вводят следующие новые статьи: а) из Тактикона Никона Черногорца, б) три главы (об освещении церкви, о пище на круглый год и о панихиде с приливком) из неизвестного источника, в) Марковы главы то в составе второй части, то в полном их объёме, г) в месяцесловной и триодной части приводятся выдержки на счёт поста и праздников из Никона Черногорца и делается сравнительная оценка типиков иерусалимского; студийского и святогорского, д) заносятся постановления о посте Успенском преимущественно из Никона. Немало вошло в славянские уставы статей из студийского типика, неизвестных нам из греческих списков, например, правила о трапезе по славянскому переводу этой статьи в уставе патриарха Алексия 256 , служба Пасхи, когда этот праздник случится в день Благовещения и другие 257 . Видно, славянские излагатели устава, принимая за основание его списки иерусалимской отрасли, обращались по временам к студийским порядкам и вносили их в состав иерусалимской службы, тем более что в XIV–XV веке у нас студийский устав ещё не был вытеснен совершенно, и его порядки по местам держались в полной силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Афанасия на Афоне, жил здесь очень долго и даже был некоторое время её игуменом. Это во-первых. Во-вторых, для доказательства своей мысли, что в Александрии «соблю­дался древний (не лишне бы точнее отметить и степень этой древности) обычай, тотчас после литургийного призывания св. Духа на дары про себя произносить моления: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа»,– весьма уместно было бы сделать справку в александрийских богослу­жебных рукописях, сохранившихся в достаточном количестве в Каирской патриаршей библиотеке и до настоящего времени и по возмож­ности ближайших по времени написания к этому патриарху, или даже более ранних, чтобы выяснить, как рано появился этот обычай в Александрийской церкви. Ссылка же его на Синтагматион и при том конца XVII или начала XVIII столетия не высокого достоинства и авто­ритета и нисколько для нас не убедительна, потому что мы знаем, что с XVI века, как мы сказали, упомянутая и занимающая нас вставка в чинах литургий распространилась через венецианские издания по всему востоку и легко могла попасть в XVII столетии на страницы Синтагматиона патриарха александрийского. Во время своего путешествия по востоку в 1888 году, мы хорошо познакомились с рукописями патриархата александрийского и можем сказать теперь, что в евхологиях XIV и даже XV века Каирской библиотеки занимающей нас вставки нет, и она в это время не существовала и в богослужебной практике Александрийской церкви. Святая Афонская гора, бывшая сыздавна центром стремлений рус­ского народа, всегда благоговейно чтившего эту Гору, как место особых подвигов аскетического характера ее насельников, должна представлять наибольший интерес и для историка и православных русских людей тою стороною своей жизни, в которой отражается «религиозно-нрав­ственное состояние афонских обитателей». К глубокому сожалению, у преосв. Порфирия этому вопросу уделено весьма мало места в его исто­рии, и он остается здесь неисчерпанным. Сначала преосв. Порфирий го­ворит о религиозно-нравственном состоянии святогорских анахоретов словами иностранных и русских путешественников по Афону, начи­ная с XVI столетия и кончая письмами известного старца святогорца Серафима, а потом уже переходит к «яйной» правде (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Наконец, в октябре 1897 года из слободы Деркачей (в 15-ти верстах от Харькова) в Харьков приехал протоиерей о. Д. Регишевский и сообщил, что вблизи Деркачей продается хутор очень удобный для сиротского приюта. Узнав об этом, преосвященный Амвросий немедленно командировал меня и члена Епархиального Попечительства о бедных духовного звания протоиерея о. Н. Гутникова в Дергачи для осмотра указанного хутора. Оказалось, что хутор этот, известный под именем «Беликова», принадлежит содержательнице харьковского театра О.Н. Слатиной (урожденной Дюковой), находится в 5-ти верстах от железнодорожной станции «Дергачи», заключает в себе около 60 десятин прекрасной черноземной земли, в том числе 27 десятин дубового леса, 8 десятин лугу, 5 десятин огорода, 3 десятины сада, 14 десятин пахоти и три десятины занято прудом; кроме того, мы нашли в этом хуторе новый двухэтажный дом, довольно поместительный флигель, людскую избу, обширные надворные постройки и водяную мельницу с сукновальней. Все эти строения были застрахованы в 26000 р. Наконец, владелица предназначила в продажу вместе с хутором восемь коров, две лошади, шесть свиней, две пары быков, несколько экипажей, мебель в доме, пианино и т. д., и за все это объявила решительную цену 18000 рублей. Когда мы доложили владыке об оказавшемся, он тотчас же велел купить этот хутор, причем, приняв во внимание затруднительное материальное положение владелицы хутора, приказал уплатить ей не 18, а 20 тысяч рублей. Крепостной акт был совершен в генваре 1898 года, и с этого времени сиротский епархиальный приют стал предметом его постоянных забот и попечений. Чтобы обеспечить навсегда его существование он испросил у Св. Синода разрешение на ежегодные взносы от харьковского архиерейского домоправления по 600 р., в том числе от харьковского архиепископа лично – 300 р., от Успенской Святогорской пустыни – по 200 р., от Раснянского Свято-Дмитриевского монастыря – по 200 р., от харьковского епархиального свечного завода по 1500 р. и от харьковского епархиального попечительства о бедных духовного звания по 500 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

" Многие маленькие общины собираются на частных квартирах, где проводят шабаты и молитвы. Теперь это нельзя? В общем к законопроекту много вопросов. Мы считаем, что надо привлекать к обсуждению религиозные организации и серьезно его дорабатывать " , - резюмировал президент Федерации еврейских общин. Как сообщалось, в понедельник комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции рекомендовал принять поправку в закон " О свободе совести и о религиозных объединениях " , согласно которой религиозные организации смогут приглашать иностранных миссионеров в Россию только по трудовому или гражданско-правовому договору, а также не смогут вести миссионерскую деятельность в жилых помещениях. Поправки содержатся в " антитеррористическом пакете " , который рассматривается Госдумой в настоящее время во втором чтении. Сейчас религиозные организации имеют право приглашать иностранных граждан для ведения профессиональной религиозной деятельности. Однако не оговорено, что с таким иностранным деятелем должен быть заключен трудовой договор. Кроме того, комитет поддержал поправку, согласно которой не допускается миссионерская деятельность в жилых помещениях. Исключением является проведение религиозных обрядов и церемоний. В закон о свободе совести предлагается внести новую главу - " Миссионерская деятельность " . В ней будет оговорено, что к миссионерской деятельности относится распространение веры и религиозных убеждений, в том числе это могут быть публичные богослужения, распространение религиозной литературы, публичный сбор пожертвований, проведение молитвенных и религиозных собраний, выступления на них, проповедническая деятельность. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.06.2016 21:56:11 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения

http://drevo-info.ru/news/20819.html

До Высокопр. Филофея тоже дошли слухи о недуге Вашем, и он объяснял это усидчивыми занятиями Вашими духовной литературой. „Высокопреосвященнейший много читает и не бережёт своих глаз“, сказал о Вас Владыка Киевский. С видимым участием к Вам рассказывал и историю —276— 1880 г. Теребенской пустыни, и вообще видно было особое его к Вам расположение. Сам Высокопр. Филофей вторую половину июня и весь июль хворал. Я видел его 14, 15, 17 и 19 августа, и следы болезни ещё очень были в нём приметны, впрочем 14, 15 и 17 сам литургисал, а под 15-е и бдение сам служил. Однако, прощаясь со мной 19 августа, намекнул, что, кажется, в последний раз со мной видится, чем очень меня опечалил. Недавно был я в Святогорской пустыни, именно праздновал там праздник Воздвижения Креста. Известный турист Вас. Ив. Немирович-Данченко, в своё время едким пером своим описавший Соловки 1889 , теперь тем же почтил и Святогорье 1890 . В Русской Речи помещена эта нерусская речь о Русском Афоне, цель которой понятна: это глумление над всем тем, что чтит и чем дорожит русский народ. Старцы святогорские впрочем очень мирно и по евангельски отнеслись к этой новой на них клевете, и даже защищаться отнюдь не желают. О. Архимандрит Герман 1891 , тоже выведенный в этой статье в очень непривлекательном виде какого-то дурачка-идиота, удивляется только тому, что, не видя в глаза Немировича-Данченко, не имея с ним никогда никаких разговоров, печатно удостоился этой чести. И это значит гласность нашего времени. А вот если совсем снимут с писателей узду всякой цензуры, о чём так громко теперь заговорили газеты, ещё больше народится разных подобных пасквилей. Простите, Владыко Святый, за письменное многословие и празднословие! Испрашивая себе Архипастырское благословение Ваше и Святительские молитвы Ваши, с совершенным моим к Вам уважением и высокопочитанием имею честь пребыть“... От 27-го также числа писал из Пензы племянник, преподаватель семинарии, А.И. Успенский : —277— 1880 г. „Я слышал, что Вам во время ревизии г, Зинченко пришлось невольно испытать много разных тревог; хотя Вы были и в стороне от всех этих волнений, тем не менее Вам приходилось волей-неволей являться то Иринеем, вносящим всюду мир и спокойствие, то водворяющим порядок и рациональный строй семинарской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Стихотворение архимандрита Макария «Первая лепта». Томск, 1902. С. 127.    Русский паломник. 1892. Кн. XI, XII. Архимандрит Макарий... С. 14, 15.    Письма архимандрита Макария. М., 1860. Ч. I. С. 212. (Отец Филарет вел переписку с о. Макарием и подарил ему на память требник с собственноручной надписью: «1829 г. июня 5 дня. Усердствует в любви о Господе требник сей о. архимандриту Макарию, в память о его любви к обители нашей. — Глинской Богородицкой пустыни строитель о. Филарет» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 21). — А.И.).    Странник. 1864. Май. Современная хроника. С. 48—49.    Русский паломник. 1897. Кн. XI. С. 92. (О неразрывной духовной связи о. Макария с Глинской пустынью свидетельствуют его слова: «Всегда сохраняю утешительную память моего пребывания в его (Филарета. — А.И.) обители, опытных наставлений его и отеческих блаштворений и собираюсь писать к нему» (ОР ГБЛ, ф. 178, ед. хр. 3003.1, л. 2 6). — А.И).    Архимандрит Макарий... С. 34.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 46—54.    ЦГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157, л. 1 об.    Там же.    Там же.    Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. 1904. С. 25; То же. Курск, 1912. С. 21; Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа Сост. А.Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. С. 56.    Там же. С. 56. О дальнейшей жизни о. Израиля известно лишь, что в 1849 г. он подал прошение об увольнении его на полтора года за границу для поклонения святым местам и по указу Святейшего Синода получил на это разрешение 22 февраля 1850 г. (ЦГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157, л. 1—5.).    Отец Евграф был посвящен во иеродиакона на следующий год по пострижении, а еще через год — во иеромонаха (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29. — А.И.).    Отец Феодосий в Глинской пустыни был посвящен во иеродиакона на следующий год по пострижении, а еще через год — во иеромонаха. (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 29). Он был благочинным и уставщиком обители уже в 1837 г., о чем свидетельствует его подпись на прошении иноков Глинской пустыни императору Hukoлaю I о наделении их обители землей от 25 марта 1837 г. (ЦГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 2 об., 8). — А.И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Тверская Спасский-Сяберский Московская Спасский-Усть-Сарапульский Спасский-Чепочкин Новгородская Спас-Высокий или Загородный Вологодская Сретенский-Сольвычегодский Костромская Сретенский-Чебоксарский Орловская Стефанов-Николаевский-Озерский Псковская Столбовский-Николаевский Тверская Стромынский-Успенский-Дубенский Томская Сяндемская-Успенская Калужская Тихвинская-Пошехонская Калужская Тихвинский-Богородицкий-Керенский Тихвинский-Богородицкий-Добрый Томская Тихонова-Воскресенская-Карачевская Тихонова-Крестогорская Владимирская Трифонов-Успенский-Чусовский Троицкая-Всрховятская Новгородская Троицкая-Волпиновская или Льпиновская Олонецкая Троицкая-Дивногорская-Угличская Троицкая-Кодемская Калужская Троицкая-Колесникова-Даниловская Троицкая-Перемиловская Симбирская Троицкая-Рубежская Псковская Троицкая-Ругойская Троицкая-Сарожская Псковская Троицкая-Синозерская Новгородская Троицкая-Соезерская Ярославская Троицкая-Старокадомская Тверская Троицкая-Сунорецкая Тверская Троицкий-Суздальский Владимирская Троицкий-Царевококшайский Троицкий-Княгинин Ярославская Троицкий-Мурашкинский Троицкий-Ряжский Воронежская Троицкий-Курмышский Троицкий-Дмитриево-Семионовский Орловская Троицкий-Дубровский Псковская Троицкий-Новоторжский Владимирская Троицкий-Крапивенский Троицкий-Архангельский-Телегов Симбирская Троицкий-Битюцкий Троицкий на Бору Московская Троицкий-Васильегорский-Хмелевский Олонецкая Троицкий-Драгошанский Троицкий-Звериный-Семеновская пуст. Киевская Троицкий-Каменного-Городища-Елабужский Владимирская Троицкий-Липицкий-Пустын.-Нерлинский Вологодская Троицкий-Менюжский Олонецкая Троицкий-Млевский Новгородская Троицкий-Николаевский Троицкий-Петропавловский-Елецкий Вологодская Троицкий-Святогорский-Белозерский Троицкий-Сыпанов-Пахомиева пуст. Костромская Троицкий-Ульяновский-Стефановский Вологодская Троицкий-Усть-Кольский-Ново-Печенгский Костромская Троицкий-Шенкурский Троицкий-Шуйский Енисейская Троицкий-Юрьегорский-Демьянова пуст. Тумовская-Спасо-Преображенская Вологодская Удомельский-Троицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Секция «Духовные корни русской литературы» состоялась в рамках Рождественских чтений Москва, 26 января 2005 г. Заседание секции «Духовные корни русской литературы» состоялось 25 января в рамках Рождественских образовательных чтений в Государственном литературном музее в Москве. Руководил работой секции наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Макарий (Швайко), сообщает «Благовест-инфо». С докладом, посвященным творчеству Ф. М. Достоевского, выступила доктор философских наук Ольга Сонина (Новосибирск). Тема «падшести», по словам докладчицы, является центральной в творчестве Достоевского. Путь к Богу мытаря – это интересует Достоевского прежде всего, и не случайно в его произведениях слово о Боге произносят «самые жалчайшие люди», такие как пьяница Мармеладов и чиновник Лебедев. По Достоевскому, «богословствующий мытарь достоин уважения». Также, по словам выступавшей, Достоевский «открыл русский моральный код», так как «не существует «общечеловеческой нравственности». По мнению Ольги Сониной, выверенное прочтение русской литературы есть «единственная основа нашей жизни, которая поможет сохранить нам национальную идентичность». Преподаватель Свято-Иоанновских богословских курсов в Санкт-Петербурге Ольга Сергеева представила доклад «О райском свете и райском саде на примере произведений русских писателей». Рассказав об этимологии слова «рай», докладчица проанализировала поведение героинь Пушкина, Гончарова и Бунина. Татьяна у Пушкина («Евгений Онегин»), Ольга у Гончарова («Обломов») оказываются в центре библейского сюжета о грехопадении Евы, переживают соблазн вкусить от древа «добра и зла». И если Татьяна и Ольга с достоинством проходят это испытание «в райском саду», то героиня рассказа Бунина «Легкое дыхание» Ольга Мещерская не выдерживает его и погибает. «Библейский сюжет проходит через нашу культуру и дает надежду на спасение», – подчеркнул Ольга Сергеева. Кандидат исторических наук Пантелеймон Грюнберг выступил с докладом, посвященным поэме Пушкина «Медный всадник». Докладчик представил собственное прочтение произведения, призывая преодолеть «стереотипы, искажающие его содержание». По мнению Грюнберга, поэма так и не была рассмотрена как произведение об историческом пути России. Пушкин ставил судьбу России в зависимость от того, как ведут себя основные сословия страны, и в первую очередь – аристократия. Герой поэмы Евгений – аристократ по происхождению – выбирает для себя «мещанский образ жизни», отказывается от общественного служения, оправдывающего его принадлежность благородному наследию. Идеал Евгения – обыватель; он изменяет своему долгу, и в этом становится похож на неверного раба, закопавшего талант. «Это существо секулярное, отделившееся от Бога, и этим он сам себя делает маленьким, – подчеркнул докладчик. – Богоборчество маленького человека бесследно для него не проходит; события поэмы разворачиваются в «день гнева». Пушкин в этом произведении обращает нас к евангельскому предупреждению, адресованному Иерусалиму.

http://pravoslavie.ru/12480.html

Списки иерархов… С. 930–931). 38 Директор лицея Н.И. Синицын раньше состоял преподавателем в Морском корпусе, и в 1833 году назначен был, по влиянию министра народного просвещения А.С. Шишкова, директором Ришельевского лицея с переименованием из капитан-лейтенантов в надворные советники. Синицын заявил себя в Одессе добрым и благородным человеком (Записки Мурзакевича/Русская старина. 1887 г. Март). 39 Н.Ф. Покровский раньше служил директором гимназии и училищ в Тверской губернии, попечителем лицея назначен был в 1831 году. Во время своей попечительской службы Н.Ф. Покровский привел в образцовый порядок лицей, который до него был довольно распущен (Там же. 1887 г. Февраль – март). 40 Александр Скарлатович Стурдза, родом из молдавской богатой и благородной фамилии, в 1809 году поступил на службу в Министерство иностранных дел и здесь проходил в разное время разные должности, был на Венском конгрессе, в 1822 году вышел за болезнью в отставку и поселился близ Одессы в имении сестры своей под названием Манзирион. В Одессе у него был собственный дом. Стурдза умер в 1854 году. Он известен как писатель, по преимуществу церковный. Биография А. Стурдзы, составленная иеромонахом Анфимом, напечатанная в «Страннике», вышла и отдельной брошюрой. 41 В Одессе о. Аникита познакомился с одним послушником Глинской пустыни купеческим сыном Алексеем Митрофановым, который также предполагал предпринять путешествие по святым местам Востока. О. Аникита по случаю моровой язвы в Константинополе отложил поездку до следующей весны (1835 года) и решился перезимовать в Одессе, а Митрофанов возвратился назад в Глинскую пустынь Курской епархии и прибыл опять в Одессу следующей весной, недели три спустя после отъезда отсюда о. Аникиты. О. Митрофанов оставил описание своего хождения по святым местам, часть которого напечатана в «Душеполезном чтении» за 1884 год (июль. С. 291–314). В 1838 году Митрофанов принял монашество с именем Арсения, в 1844 году сделан был игуменом Святогорской Успенской пустыни, в 1850 году возведен в сан архимандрита и скончался здесь в звании настоятеля в 1859 года (Душеполезное чтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010