Так, представители династии Эццелино да Романо, будучи крупными землевладельцами в Тревизской марке в Венето, постепенно подчинили соседние коммуны. Эццелино II († 1235) был избран подеста в Тревизо, затем в Вероне и Виченце; в 1221 г. он отрекся от власти и постригся в монахи. Его сын Эццелино III († 1259) при поддержке имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250) распространил власть на Верону, Падую, Виченцу и ряд др. городов. Будучи гибеллином (сторонником императора), Эццелино III проводил жесткую политику, изгоняя из подчиненных ему городов гвельфов (сторонников Римских пап). В 1254 г. папа Иннокентий IV отлучил его от Церкви, а папа Александр IV в 1256 г. начал против него крестовый поход. Несмотря на победы Эццелино III, к-рому удалось захватить Брешиа, противостояние с папами и гвельфскими городами закончилось его поражением в битве при Кассано и гибелью в 1259 г. Др. влиятельной династией в Сев. Италии были Паллавичино. Уберто (Оберто) Паллавичино († 1269) принадлежал к партии гибеллинов и был одним из главных союзников Фридриха II в регионе. В 50-60-х гг. XIII в. под властью Уберто находились Кремона, Пьяченца, Крема, Брешиа, Александрия, Павия и Милан. Наряду с правителями, которые объединили под своей властью неск. городов, мн. влиятельные семейства узурпировали власть в отдельных итал. коммунах: напр., да Камино - в Тревизо (кон. XIII в.), да Полента - в Равенне (с 1275), Малатеста - в Римини (с 1295), д " Эсте - в Ферраре и Модене (2-я пол. XIII в.), Бонакольси - в Мантуе (с 70-х гг. XIII в.). Во 2-й пол. XIII в. единоличное правление утвердилось в Милане, где с 40-х гг. XIII в. доминировал гвельфский род делла Торре. В 1277 г. войска Наполеоне делла Торре были разбиты Миланским архиеп. Оттоном Висконти (1262-1295), к-рый затем правил городом, заложив основы могущества династии Висконти. В развитии городов-республик - Генуи, Пизы, Венеции - также прослеживаются общие для итал. коммун тенденции. В кон. XII в. в Генуе и Пизе появились первые подеста, которые конкурировали с местными консулами в борьбе за власть.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

части, взявшие под контроль Калабрию, Апулию и Салерно. Значительная часть итал. армии была разоружена герм. войсками, большинство итал. солдат оказалось в положении военнопленных. Из-за наступления герм. войск 9 сент. король и правительство эвакуировались из Рима в Бриндизи (обл. Апулия), где оказались под защитой англо-амер. военной администрации. Папа Пий XII отказался покинуть Рим, к-рый 10 сент. был занят нем. частями (объявленный 14 авг. по инициативе папы статус Рима как «открытого города» позволил избежать значительных военных разрушений рим. памятников). В условиях нацистской оккупации Рима и большей части И. Папский престол прилагал усилия по спасению от депортации и репрессий итал. евреев, в т. ч. предоставил рим. евр. общине средства для выкупа заложников, укрывал неск. тысяч евреев на территории Ватикана и в принадлежавших ему зданиях в Риме. Кассино после бомбардировки. Фотография. 1944 г. Кассино после бомбардировки. Фотография. 1944 г. 12 сент. по приказу Гитлера герм. спецподразделение под командованием О. Скорцени освободило из заключения Муссолини, которому герм. командование поручило создать на оккупированной территории новое фашистское гос-во - Итальянскую социальную республику (т. н. республика Сало, по названию города в Ломбардии, где фактически располагалась столица гос-ва). 18 сент. Муссолини объявил о создании вместо НФП фашистской республиканской партии, из членов к-рой 23 сент. в Риме было сформировано правительство нового гос-ва. В нояб. 1943 г. на съезде партии в Вероне был принят манифест, обещавший создание «социальной республики» путем созыва Учредительного собрания, которое упразднит монархию, изберет нового главу гос-ва. В то же время на территориях, занятых войсками союзников, действовало правительство Бадольо, к-рое 13 окт. объявило о вступлении И. в войну с Германией. Папский престол, соблюдая строгий нейтралитет, отказался признать республику Сало, поддерживая отношения с королевским правительством на юге И. В условиях нем. оккупации Рима и большей части страны мн.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

итальянцы воспринимали папу Пия XII как единственного законного представителя и защитника интересов итал. народа, что позволило закрепить высокий духовный авторитет католич. Церкви в И. Активную деятельность развернуло движение Сопротивления под руководством Комитета национального освобождения, созданного 9 сент. из представителей основных антифашистских сил И.- ИХДП, ИКП, ИСППЕ, Партии действия, либералов, демократов и беспартийных. 22 апр. 1944 г. в г. Салерно под рук. Бадольо было сформировано 1-е коалиционное «правительство единства», в к-рое вошли представители партий, участвовавших в Комитете национального освобождения. В янв.-мае 1944 гг. войска союзников по антигитлеровской коалиции развернули сражения в Апеннинских горах в р-оне Монте-Кассино и близ г. Анцио (обл. Лацио), в результате бомбардировок было почти полностью разрушено аббатство Монте-Кассино. 4 июня союзные войска вступили в Рим, 18 июня новое правительство И. возглавил президент Комитета национального освобождения И. Бономи. По соглашению с Комитетом кор. Виктор Эммануил III отказался от управления И. и назначил генерал-лейтенантом и регентом королевства своего сына, принца Умберто. К кон. 1944 г. войскам союзников удалось отвоевать Центр. и часть Сев. Италии. На территориях, оккупированных герм. войсками, особенно на севере страны, под руководством комитетов освобождения партизанскую борьбу вели бригады, отряды и соединения, состоявшие из коммунистов («бригады Гарибальди»), социалистов («бригады Маттеотти»), сторонников Партии действия (дивизия «Справедливость и свобода»), католиков из ИХДП (бригады и дивизии «Зеленое пламя») и др. Партизанскому движению противостояли нем. войска, национальная гвардия и др. вооруженные формирования республики Сало, что вносило в освободительную борьбу элементы гражданской войны. Там, где усилиями коммунистических «бригад Гарибальди» на освобожденных территориях были созданы стихийные «партизанские республики» (гл. обр. в Эмилии-Романье), в 1945-1946 гг. проводились репрессии против католич.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Проявлением реакции стало преследование европейских либеральных и научных изданий, восстановление таможенных барьеров между итал. гос-вами. Однако либеральные и демократические воззрения продолжали распространяться в И. среди просвещенных кругов аристократии, гос. чиновников, профессоров и студентов ун-тов. Оппозиционные настроения проявлялись также среди городского населения, предпринимателей и ремесленников. Кратковременный опыт республиканских режимов в большинстве итал. гос-в способствовал увеличению числа противников абсолютизма и становлению национального самосознания. Важную роль на начальном этапе борьбы за создание единого итал. гос-ва играло движение карбонариев, действовавшее в виде системы тайных об-в и ячеек, во многом идеологически и организационно схожих с масонством . Организации карбонариев, объединявшие дворян, военных, студентов, ремесленников и крестьян, участвовали в революционных событиях в итал. гос-вах в 20-х гг. XIX в. По примеру военного переворота в Испании, благодаря к-рому к власти пришли либералы (нач. 1820), в июле 1820 г. в Неаполе был организован военный переворот под рук. ген. Г. Пепе. В Неаполитанском королевстве кор. Фердинанд IV был вынужден провозгласить конституцию, составленную по образцу либеральной испанской конституции 1812 г., но в марте 1821 г. при помощи австр. войск революция была подавлена, а либеральный парламент разогнан. События в Неаполе оказали влияние на военный переворот в Пьемонте в марте того же года, в результате к-рого кор. Виктор Эммануил I отрекся в пользу своего брата Карла Феликса, также прибегнувшего к помощи австр. войск для низложения конституционного правительства и восстановления абсолютной монархии (апр. 1821). Активное участие в революционной деятельности карбонариев привело к их отлучению от Церкви, объявленному папой Пием VII в конституции «Ecclesiam a Jesu Christo» (от 13 сент. 1821). Вступивший на Папский престол в 1823 г. папа Римский Лев XII также неоднократно подвергал осуждению участников революционных движений в итал.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В ответ на усиление антихрист. гонений в странах Вост. Европы, а также для ослабления позиций ИКП в итал. обществе 30 июня 1949 г. папа Римский Пий XII одобрил декрет конгрегации Sanctum Officium, согласно к-рому католикам под страхом отлучения от Церкви запрещалось вступать в коммунистическую партию или оказывать ей поддержку по причине ее «материалистического и антихристианского учения» (AAS. 1949. Vol. 41. P. 334). ИХДП, официально включавшая в свою политическую программу принципы социального учения католич. Церкви, пользовалась широкой поддержкой Папского престола и светских католич. орг-ций. Несмотря на это, Де Гаспери и др. лидеры ИХДП старались сохранять независимость от католич. структур, проводя политику «центризма», к-рая не всегда получала одобрение Римской курии. Во время подготовки к муниципальным выборам в Риме в 1952 г. Папский престол, опасаясь победы объединенного блока социалистов и коммунистов, поручил Де Гаспери создать «правую» коалицию ИХДП с монархистами и неофашистской партией Итальянское социальное движение (ИСД). Де Гаспери отказался от коалиции, ИХДП одержала победу на выборах в Риме и, несмотря на недовольство Римской курии, в том же году добилась принятия «закона Шельбы», по которому запрещалось создание политических партий и орг-ций, включавших в программу принципы фашизма, что позволило ограничить деятельность ИСД. Как правило, при проведении муниципальных и региональных выборов ИХДП взаимодействовала с католич. духовенством и «Католическим действием», согласовывая списки кандидатов на должности мэров, депутатов советов и др. В 1952 г. под председательством Миланского архиеп. кард. Альфредо Ильдефонса Шустера была создана Ассамблея итал. епископов и кардиналов, которая стала главным координирующим органом Римско-католической Церкви в И., автономным от Римской курии. В послевоенные годы восстанавливались светские католич. структуры, уничтоженные в годы фашистского режима, в т. ч. сеть католич. сберегательных банков и касс взаимопомощи, связанных с крупными католич. банками («Банко Амброзиано» в Милане, «Банка Каттолика дель Венето» и др.). Развивалась католич. печать, составлявшая более половины всех итал. периодических изданий (ок. 1800 изданий с общим тиражом 16 млн). Усилению позиций католич. Церкви в итал. обществе способствовали развитие литургической и просветительской деятельности, в т. ч. евхаристическое движение (служение вечерних месс (с 1953), распространение внелитургических форм благочестия, связанных с поклонением Св. Дарам), поощрение массовых религ. процессий и активное участие католич. духовенства в народных празднествах. В 1946 г. с разрешения Туринского архиеп. кард. Маурилио Фоссати было создано сообщество «священников рабочих» (cappellani del lavoro), занимавшихся пастырской деятельностью в рабочей среде (см. Священники-рабочие ). Однако уже в сер. 50-х гг. мн. итал. епископы отмечали снижение посещаемости храмов, распространение у итальянцев «внешней» религиозности.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Оформившееся в XII в. пизанское городское право было дополнено рядом статутов о морской торговле (Breve curie maris; ок. 1215-1220). В 1286 г. клятвы должностных лиц и описание их обязанностей были объединены в «Breve Pisani communis» и «Breve Pisani populi». К 20-м гг. XIII в. относится кодификация генуэзских статутов; впосл. они были сильно изменены. В 1197 г. на съезде в Сан-Дженезио представители крупнейших тосканских городов - Флоренции, Сиены, Лукки, Сан-Миниато, Вольтерры, Ареццо - заключили соглашение о создании Тосканской лиги, чтобы противостоять, с одной стороны, императору, а с другой - Римскому папе, который, ссылаясь на завещание маркгр. Матильды Тосканской, претендовал на Тоскану. Имперское маркграфство Тосканское было поделено между городами, значительную часть Тосканы захватила Флорентийская республика. Однако территориальные и политические споры привели к многочисленным конфликтам между городами. Главными противниками выступали Флоренция и Сиена, наиболее могущественные в политическом и экономическом отношении коммуны. В 30-40-х гг. XIII в. имп. Фридриху II удалось подчинить себе практически всю Тоскану, передав власть над гвельфской Флоренцией своему сыну Фридриху Антиохийскому (1248-1250). После смерти императора гвельфам удалось изгнать гибеллинов из Флоренции и создать Первое народное правление (Primo Popolo; 1250-1260). После крупного поражения Сиены в битве при Монтаперти (1260) власть гвельфов во Флоренции была свергнута, и до 1267 г. город находился под управлением партии гибеллинов. В 70-х гг. XIII в. гвельфская Флоренция сохраняла коммунальную автономию. В этот период возросло экономическое могущество города, постепенно превращавшегося в общеевроп. банковский центр; увеличилось влияние структур пополанской «малой коммуны» и цехов в управлении Флорентийской республикой. В 1293 г. было принято новое законодательство - «Установления справедливости» (Ordinamenti delle giustizia), согласно к-рому гранды почти полностью отстранялись от управления республикой и сохраняли членство лишь в Совете коммуны. Политические реформы и рост нестабильности на Апеннинском п-ове в связи с войнами за Сицилию способствовали разделению флорентийских гвельфов на «черных» - сторонников союза с папой Римским и «белых» - сторонников сотрудничества с гибеллинскими городами И. Раскол в кон. XIII в. и противостояние 2 партий стали причинами кризиса Флорентийской республики в нач. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В кон. авг. 1494 г. под предлогом возвращения Франции «анжуйского наследства» (после смерти в 1494 Фердинанда I трон Неаполитанского королевства оказался свободным) франц. кор. Карл VIII совершил поход на Неаполь. Постепенно в конфликт были втянуты почти все европ. страны (Испания, Свящ. Римская империя, затем Англия и Османская империя). Итал. гос-ва при участии др. европ. держав объединялись в различные лиги против того, кто более других угрожал установить свое господство на полуострове и лишить И. независимости. В 1495 г. из И. был изгнан кор. Карл VIII, в 1502 г. франц. кор. Людовик XII потерпел поражение в борьбе за Неаполитанское королевство и за Милан. Внутреннюю угрозу для итал. властителей представляла деятельность Чезаре Борджа, сына Римского папы Александра VI (захватив Римини, Фаэнцу, Урбино, он попытался создать собственное гос-во), а затем усиление Венеции на Терраферме. Войны Камбрейской лиги (1508-1516), объединившей папу Римского, императора Свящ. Римской империи, испан. и франц. королей, подорвали мощь Венеции, к-рая утратила власть над мн. городами Сев. Италии и была вынуждена пойти на соглашение с папой Римским и с Испанией, отказавшись от притязаний на Романью и территории в Юж. Италии. Святейшая лига (1511-1513), созданная по инициативе папы Юлия II (1503-1513) и объединившая ряд североитал. городов и Испанию под лозунгом «изгнания варваров», действовала уже против Франции. В апр. 1512 г. войска лиги были разбиты французами под Равенной. В дальнейшем главными противниками в Итальянских войнах были, с одной стороны, испан. кор. Карл I Габсбург (в 1519 избран императором - см. Карл V ), с другой - франц. монархи Франциск I и его сын Генрих II. В 1525 г. император нанес поражение франц. королю в битве при Павии и пленил его. Перевес испано-герм. сил привел к созданию в 1526 г. Коньякской лиги, объединившей против Испании папу Римского, Францию, Милан, Венецию, а также Флоренцию, где правили Медичи, союзники Рима (к роду Медичи принадлежали папы Римские Лев Х (1513-1521) и Климент VII (1523-1534)).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   IV. K четвертой категории, наконец, принадлежат города старой страны филистимлян, северные и северо-западные берега Черного моря, западная верхняя Италия, средняя и северная Галлия. Распространение Христианства среди различных слоев общества     Апостол Павел пишет «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор. 1:26—27). Другие свидетельства из древнего времени до Марка Аврелия подтверждают, что христианские общины состояли тогда преимущественно из людей по общественному положению незначительных, - из невольников, вольноотпущенников и ремесленников. Цельс (contra Celsum. I, 27:III, 18.44; VIII, 50), Цецилий (у Мин. Феликса - Octav. V, 8—12), также Лукиан (Peregr. XII, 13) и Аристид ритор (Orat. XLVÏ «христиане не сидят в советах городов») - ясно говорят то же самое, и апологеты соглашаются с ними в этом.    Даже служители Церкви, иерархические лица - принадлежали часто к низшим состояниям… С другой стороны, сам же Павел указал, что также отдельные знатные, мудрые и сильные становились христианами (ср. Флп. 4:22 - «наипаче из кесарева дома»), и он же предполагает, что есть христиане, состоящие еще невольниками (1 Кор. 7:12). Книга Деяний подтверждает это. На острове Кипре был обращен начальник, проконсул Сергий-Павел (13:2—12), в Афинах Дионисий Ареопагит (17:11), в Верии подобное же (17:12). Из Рим. 16видно, что «строитель городской» Ераст был христианин. По-видимому, Акила с Прискиллою должны быть причислены к высокому общественному положению. Плиний пишет императору Траяну, что «multi ornois ordinis» перешли в христианскую секту. Против богатых христиан Иаков обращает свое послание (2:1; 14:13). В Риме в христианство была обращена Помпония Грецина, «insigois femiaa» (Tacit. Annal. XIV, 39), потом консул Тит Флавий Климент и его жена Домицилла (по Диону Кассию LXVn, 14) вместе с теми и другие уклонились к «безбожию» и правам иудейским, т. е. значит, знатные лица вели пропаганду в своих кругах. На основании новейших раскопок устанавливается, что христианство проникло в императорскую фамилию Флавиева дома (ср. De Rossi, Kraus у Hauck, R.E. IV, 165). Св. Игнатий в своем послании к Римлянам предполагает, что римская община так влиятельна, что она может избавить его от смерти (но он сам не желает этого)… В лице апологетов христианство приобрело образованных людей. В особенности среди гностиков встречались высоко интеллигентные личности и мыслители первого ранга. Дейсман (Deismann) несомненно преувеличивает пролетарский и некультурный состав древне-христианских общин. Павловы послания должны были быть иначе написаны, если бы они предназначались таким читателям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

б. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона, находящихся в каноническом общении со всеми святейшими Православными Церквами. Собрания будут проходить под председательством первого из подчиненных Константинопольской Церкви архиереев, а в отсутствии оного — согласно порядку диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикции, существующих в этом регионе. в. Область деятельности и ответственности этих Епископских Собраний заключается в заботе о проявлении единства Православия и в развитии общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном Собрании. 3. Регионы, в которых на первой стадии будут создаваться Епископские Конферен­ции, определяются следующим образом: I. Северная и Центральная Америка II. Южная Америка III. Австралия, Новая Зеландия и Океания IV. Великобритания и Ирландия V. Франция VI. Бельгия, Голландия и Люксембург VII. Австрия VIII. Италия и Мальта IX. Швейцария и Лихтенштейн X. Германия XI. Скандинавские страны (кроме Финляндии) XII. Испания и Португалия Епископы диаспоры, живущие в диаспоре и имеющие приходы более чем в одном регионе, будут членами Епископских Собраний и этих регионов. 4. На собрания, создаваемые по решению настоящего Совещания, возлагается ответственность за завершение составления детального регламента их работы на основе одобренного настоящим Совещанием регламента и его скорейшее применение, которое должно непременно начаться до созыва Святого и Великого Собора. 5. Епископские Собрания не лишают епископов, их членов, полномочий ад­министративного и канонического характера и не ограничивают их прав в диаспоре. Епископские Собрания имеют целью формирование общей позиции Православной Церкви по различным вопросам, что ни в коем случае не является препятствием для епископов — членов, которые остаются подотчетными своим Церквам, выражать мнение своих Церквей перед внешним миром.

http://pravoslavie.ru/90168.html

16.  Эмпедокл. О природе, 117. Пер А. Маковельского. О воззрениях Эмпедокла в целом см.: D. О. Brien. Empedocle " s Cosmic Circle. Cambridge, 1969. 17. Orphycorum Fragmenta, 208. 18. Нутп., IV, 30; XII, 10. Пер. Вяч. Иванова. 19. Hymn.,XXXI ; orphycorum fragmenta, 270. Часть II БОГ И ПРИРОДА. НАТУРФИЛОСОФЫ Глава шестая МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР Южная Италия, 540—500 гг. Вселенная постепенно вырисовывается скорее как великая Мысль, чем как большая машина. Д. Джинс   С именем Пифагора чаще всего связывают представление об ученом-математике и астрономе. Когда Коперник отверг геоцентризм, он ссылался на труды пифагорейцев, и хотя нет уверенности, что известная теорема была выведена самим Пифагором, его школа, несомненно, внесла огромный вклад в математические знания Запада [ 1 ]. Говорят, Пифагор был первым, кто назвал себя «любителем мудрости», философом, и таким образом место его — у преддверия античной мысли, рядом с его современниками, натурфилософами Милета. Однако те немногие сведения об этом человеке, которыми мы располагаем, рисуют Пифагора в первую очередь оккультным учителем и религиозным реформатором [ 2 ]. В то время как Орфей и Меламп остаются фигурами совершенно неразличимыми за пеленой мифов, Пифагор — лицо вполне историческое. Геродот, родившийся несколько лет спустя после его смерти, называет Пифагора «величайшим эллинским мудрецом» [ 3 ]. Даже малодостоверные легенды, из которых почти целиком состоят позднейшие биографии философа, помогают в чем-то уяснить его характер. В них проглядывают черты яркой индивидуальности. Появление Пифагора означало качественно новый этап в умственной жизни греков. Прежде о Судьбе, богах, мире и людях говорили лишь поэты. Пифагор же — первый религиозный мыслитель и наставник Эллады, своего рода пророк, который стремился углубить и развить орфическую теософию. История мысли — это в значительной степени история мыслителей. Личный гений оплодотворяет нерасчлененную и бесформенную стихию традиции, созидая нечто новое. Разумеется, вне стихии народного сознания и богословие, и философию, и искусство едва ли возможно себе представить; они питаются ею, как корни растения соками земли. (Даже такой «уединенный» мыслитель, как Кант, несомненно, вырос на почве протестантской религиозности.) Но, с другой стороны, без организующей силы индивидуального мышления эта стихия обречена была бы оставаться бесплодной. Именно сила творческой личности определяет значение Пифагора для античного мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010