Союз франков и византийцев, активизация военных действий и внутренние конфликты заставили лангобардов приступить к избранию короля. На престол был возведен Аутари (584/5-590), к-рому герцоги передали г. Тицин и половину земельных владений в Сев. Италии. К этому времени большинство захваченных земель было поделено между неск. десятками знатных родов лангобардов и др. герм. племен. Отдельные лангобардские семейства проводили собственную политику, не всегда считаясь с интересами короля, а иногда восставая против него. В 589 г. в И. разными путями вторглись войска франков, и король, будучи не в состоянии организовать оборону, укрепился в Тицине. Франки не смогли скоординировать свои действия с византийцами, из-за начавшейся эпидемии дизентерии им пришлось отступить в Юж. Галлию. В результате переговоров кор. Бургундии Гунтрамн признал Аутари королем лангобардов при условии ежегодной выплаты дани. Аутари женился на Теоделинде, дочери баварского герц. Гарибальда. Герц. Арихис I. Миниатюра из кн. «Origo gentis Langobardorum». XII в. (Cava de’Turreni. Archivio della Badia di Cava. Ms. 4. Fol. 40) Герц. Арихис I. Миниатюра из кн. «Origo gentis Langobardorum». XII в. (Cava de’Turreni. Archivio della Badia di Cava. Ms. 4. Fol. 40) Герм. население королевства лангобардов состояло из знати, свободного и несвободного (сервы) простонародья и рабов. Основную часть населения составляли лично свободные мелкие землевладельцы и арендаторы, к-рые в соответствии с военизированной организацией общества были либо воинами (exercitales), либо ополченцами (viri devoti). Они жили в сельской местности, т. к. большинство городов находилось в упадке, вызванном длительными войнами; уцелевшие города сократились в размерах, нередко жилые кварталы отделялись от заброшенных внутренними укреплениями. В городах обитала многочисленная знать, располагавшая небольшими земельными владениями. От прежнего уклада жизни в королевстве сохранился гайретинкс - общее собрание знати и воинов, на к-ром провозглашались короли и утверждались законы. После возведения на престол Аутари королевская власть долгое время оставалась слабой. Столица, Тицин, и домениальные владения короны располагались в Сев. Италии. Поскольку наличие домениальных владений было важнейшим условием прочности власти короля, то основной функцией королевской администрации было управление этими владениями. Основу адм. аппарата составляли гастальды (в городах) и скульдахии (в сельской местности) - управляющие королевскими владениями, к-рые выполняли также судебные функции. К сер. VII в. королевские чиновники представляли гражданскую власть на местах, тогда как военная власть принадлежала герцогам. Усиление позиций короны происходило за счет высшей военной аристократии, к-рая с течением времени становилась более зависимой от короля. В ряде источников представители знати именуются судьями (iudices), как состоявшие на королевской службе.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Трагедия Савонаролы означала поражение и итальянской церковной реформы. Сопровождавшаяся революцией бедняков церковная реформа не вышла за стены Флоренции, потому что ее аскетизм и радикализм не соответствовали интересам итальянской торговой буржуазии. Смерть Савонаролы также не вызвала особого потрясения, не стала возбудителем широкого народного движения, как в свое время мученическая смерть Яна Гуса. В основе же противостояния Савонаролы и папы были не религиозные, а политические причины. Повернувший против французов папа хотел приобрести для Священной лиги и Флоренцию, но та, опасаясь за свою самостоятельность, больше верила в союз с французами. Когда же Карл VIII потерпел поражение в Италии, Флоренция выдала папе Савонаролу. Новый французский король, Людовик XII (1498-1515), успешно развалил Священную лигу и заключил союз с Венецией против Габсбургов и папы. Французская армия заняла Милан. Начиная с этого времени в противостоящих французам союзных группировках происходили весьма частые изменения. Итальянские города и папа принимали сторону тех, кто менее других был опасен для их самостоятельности. Так, на рубеже XV и XVI веков в Неаполе появились испанцы, а в Ломбардии - французы. Александр VI не испытывал симпатии ни к тем, ни к другим. Но когда вновь верх взяли Габсбурги, он заключил союз с побежденным Людовиком XII. Теперь он снова попытался при поддержке французов создать для Чезаре королевство Средней Италии. Конечной целью папы и Чезаре было установление под господством Борджа и с опорой на папскую власть политического единства всей Италии. В 1503 году Чезаре Борджа, будучи, по существу, истинным господином Церковного государства, сделал попытку секуляризировать его и основать под своим владычеством единую Италию. Сам Чезаре хотел поскорее стать папой, чтобы быстрее и легче достичь своей цели. К этому времени стало очевидным, что Церковное государство является главным препятствием на пути создания итальянского национального государства. Единая Италия была немыслима под руководством пап, так как государство церкви не может быть частью национального государства. Если же во главе устремлений к единству становится папа или его семья, то неизбежна секуляризация, неизбежно превращение Церковного государства в светское. Чезаре был не только реальным политиком, но и щедрым меценатом искусств; так, у него на службе находился и Леонардо да Винчи. Однако устремлениям Борджа не суждено было осуществиться из-за растущей самостоятельности городов-государств; буржуазное развитие Италии продолжало проявляться не в рамках единого национального государственного образования, а в рамках городов-государств.

http://sedmitza.ru/lib/text/441647/

В нероманизированной части Европы темпы роста городов были значительно ниже. Чем дальше на север, тем ниже темпы роста городов. В X-XI вв . средневековые города возникают в Нидерландах, Англии, Германии . И только в XII-XIII вв . появляются города в Скандинавских странах, в Ирландии, а также в Венгрии, в Дунайских княжествах, т.е. на окраинах Европы. Процесс возникновения и развития средневекового города привел к очень важному качественному сдвигу в эволюции всего феодального общества. Значительную роль в средневековых городах стало играть простое (не капиталистическое) товарное производство. Население города с самого начала было чрезвычайно пестрым. В городах жили, в основном, ремесленники и купцы, которые первыми поселялись на местах будущих городов. Основные, первые по значимости категории населения в городе – ремесленники и купцы. Появляются новые слои населения. Возникает постоянно растущая категория людей, занятых в сфере обслуживания. В крупных городах жили светские и духовные феодалы, представители сеньериальной и королевской администрации. Следует выделить и еще одну категорию населения, которую условно можно назвать зарождающейся интеллигенцией. Прежде всего это врачи, учителя, преподаватели школ и университетов, а также адвокаты, правоведы, нотариусы. С зарождением города в нем появляется фигура ростовщика. С самого начала отличительной чертой города было имущественное и социальное неравенство населения. Очень рано, уже в XII-XIII вв. в результате такой дифференциации в городе возникают два полюса – богатых и бедных. Бедных в городе было значительно больше, чем богатых и обеспеченных. По своим размерам средневековые города были самые различные – мелкие, средние и крупные. В мелких городах население было невелико – порядка 1 тыс. человек. В средних городах – от 2 до 5 тыс. чел. В XIV-XV вв. с ростом городского производства и укреплением торговли численность населения города возрастала. Город рос также за счет деревни – он как бы притягивал население из деревень, все больше привлекая к себе крестьян. В XIV-XV вв. город с населением в 20–30 тыс. человек был типичным городом периода развитого и позднего феодализма. И только в немногих городах (таких как Париж, Венеция, Милан, Флоренция, Кордова, Севилья) население колебалось от 80 до 100 тыс. человек. Это были своего рода средневековые мегаполисы, часть из них оформилась как города-государства (Италия).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ватиканская пинакотека. Зал XII Ватиканская пинакотека. Зал XII После второй мировой войны изменилась музейная политика В.- обозначился интерес к искусству ХХ в.: в 60-х гг. возник отдел совр. искусства, к-рый в 1973 г. получил самостоятельный статус как собрание совр. религ. искусства (работы художников Дж. Де Кирико, К. Карра, О. Родена, А. Матисса, С. Дали, М. Шагала, В. Кандинского, Э. Мунка и др.), размещенное в апартаментах Борджа. Появились Миссионерско-этнологический музей (1926) и Исторический музей (в наст. время находится в Латеранском дворце). С 1956 г. вся территория В., вместе с расположенными там зданиями и собранными произведениями искусства, находится под охраной ЮНЕСКО как памятник всемирного культурного значения. В 2000 г. после длительной реконструкции был открыт новый вход в музеи В., закончена реставрация Сикстинской капеллы и Станц Рафаэля. Лит.: Cammeo F. Ordinamento giuridico dello stato della Città del Vaticano. Firenze, 1932; Vaticano/A cura di G. Fallani e M. Escobar. Firenze, 1946; Gessi L. La Città del Vaticano. R., 1950; Scharp H. Wie die Kirche regiert wird. Fr./M., 1950; Lynskey E. M. The Government of the Catholic Church. N. Y., 1952; Шейнман М. М. Современный Ватикан. М., 1955; он же. От Пия IX до Павла VI. М., 19792; Redig de Campos D. I Palazzi vaticani. Bologna, 1967; idem. Itinerario pittorico dei Musei vaticani. Mil., 1973; Ковальский Н. А. Католицизм и дипломатия. М., 1969; Nichols P. La politica del Vaticano. Mil., 1969; Schulz W. Leggi e disposizioni usuali dello Stato della Città del Vaticano. R., 1981-1982. 2 vol.; Маджистер С. Политика Ватикана и Италия: 1943-1978. М., 1982; Levillain Ph. , Uginet F. -C. Le Vatican ou les frontières de la grâce. P., 1984; Onorio J. -B. , d " . Le Saint-Siège et le droit international//Le Saint-Siège dans les relations internationales. P., 1989; idem. Le Pape et le gouvernement de l " Église. P., 1992; Рашкова Р. Т. Ватикан и современная культура. М., 1989; Gallina E. Il Vaticano è di tutti. Vat., 1991; Красиков А. А. Ватикан: история и современность. М., 1991; Mondo Vaticano: Passato e presente. Vat., 1995; Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической системы. М., 2000; Aebischer T. La commissione tecnica italo-vaticana ed i confini del territorio vaticano, 1929-1933. R., 2000; Ватикан. М., 2001. (Памятники всемирного наследия); Rendina C. Il Vaticano: Storia e segreti: Il sacro e il profano in due millenni della S. Sede. R., 1986, 2001; История Ватикана: Власть и Римская курия. М., 2002.

http://pravenc.ru/text/149913.html

Евстафия и прор. Моисея (1030-1040). Близкие к ним по стилистике росписи находятся в ц. Сан-Томмазо в Брига-Новарезе (ок. 1020). Наибольший интерес представляют росписи ц. Сан-Микеле-ад-Оледжо близ Новары 60-х гг. XI в., приписываемые художнику, хорошо знакомому с визант. искусством. Фрески высочайшего качества находятся в апсиде (Христос с ангелами) и частично в зап. части центрального нефа («Сретение», «Страшный Суд», «Погребение св. Стефана»). Оледжо был важнейшим художественным центром Пьемонта в XI в.; наряду с фресками Чивате его росписи стали одним из источников цикла фресок в капелле Сант-Эльдрадо в аббатстве Новалеза, пров. Турин (1096-1097). В них были использованы дорогие пигменты, такие как лазурит. Ап. Петр. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Сан-Орсо в Аосте. 1015–1020 гг. Ап. Петр. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Сан-Орсо в Аосте. 1015–1020 гг. От следующего периода развития живописи в Пьемонте и Валле-д‘Аоста осталось очень мало циклов росписей. Одни из них могут быть отнесены к ломбардско-зальцбургской, а другие - к франц. художественной традиции, которая в XII-XIII вв. стала преобладающей. Из памятников христианской тематики к франц. традиции близок образ Христа Пантократора из мон-ря Веццолано (ок. 1240). Цикл росписей на сюжеты Жития св. Сира в одноименной капелле кафедрального собора Новары (ок. 1180) появился в смешанной культурной среде, испытывавшей влияние комниновского искусства и маасского классицизма. Мученичество св. Викентия. Роспись ц. Сан-Винченцо-ин-Галлиано в Канту. Нач. XI в. Мученичество св. Викентия. Роспись ц. Сан-Винченцо-ин-Галлиано в Канту. Нач. XI в. В Генуе и Лигурии не сохранилось живописных произведений, датируемых до сер. XII в. Между 1166 и 1173 гг. были созданы самые ранние миниатюры из богато иллюстрированной рукописи Генуэзских анналов (Annales Ianuenses) (Paris. lat.10136). Они выполнены коричневыми чернилами и представляют собой преимущественно рисунки на полях, иллюстрации к истории Генуи.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

1123 г. 11. В Риме, центре Папского гос-ва, проникновение романских форм происходило с нек-рым опозданием: пик церковного строительства пришелся на 20-30-е гг. XII в. Главной чертой местной архитектуры было обращение к античному наследию, проявлявшееся гл. обр. в воспроизведении раннехрист. композиций, декора и орнаментики; принципиально новые формы не изобретались. В интерьерах храмов (исключительно базилик, строившихся из кирпича) и длинных, во весь зап. фасад, портиках применялись колоннады и аркады ионического ордера. Боковые нефы, за редкими исключениями (пресвитерий ц. Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура, перестроенный в 1148), не имели галерей. Аркады, отделявшие нефы друг от друга, также были одноярусными и при этом часто оказывались значительно ниже апсиды, так что довольно большие участки стен над ними были прорезаны рядом широких окон (Сан-Клементе, 1118). Перекрытия в основном плоские, на стропильной основе. Встречаются капители и колонны в виде сполий с античных и раннехрист. построек. Широко использовались фигуративные настенные, а также напольные мозаики типа opus sectile, представляющие геометрические рисунки в строго расчерченных рамах. Посреди центрального нефа присутствует изображение омфала, иногда весь пол украшен композицией из 3-4 омфалов. При всем сходстве каждая из рим. базилик XII в. обладает своеобразными ритмом опор, сочетанием форм, соотношением пространственных зон. В ц. Санта-Мария-ин-Козмедин (1123) нефы разделены 2 парами прямоугольных столбов, между к-рыми размещены аркады на 3 колоннах. В ц. Сан-Кризогоно (1129) ряды ионических колонн несут широкий антаблемент, с уровня которого начинается конха апсиды. Непосредственно над ее завершением устроен плоский кессонированный потолок. Алтарное пространство повышено и решено в виде трансепта. Близка к ней и ц. Санта-Мария-ин-Трастевере (1138-1143); в ее колоннадах использованы сполии из терм Каракаллы. Самая «романская» базилика Рима - ц. Санти-Винченцо-э-Анастазио в аббатстве Тре-Фонтане (до 1161-1221).

http://pravenc.ru/text/2033708.html

2008). Л. Риккарди (перевод А. В. Захаровой), Л. К. Масиель Санчес Лит.: Krautheimer R., Frazer A. K., Corbett S. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1937-1977. 5 vol.; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 1986 4; он же (Краутхаймер Р.). Три христ. столицы: Топография и политика: Рим, Константинополь, Милан. СПб., 2000; idem. Rome: Profile of a City, 312-1308. Princeton, 2000 3; Le Chiese Rupestri di Matera. R., 1966; Venditti A. Architettura bizantina nell " Italia meridionale. Napoli, 1966; Minuto D., Venoso S. Chiesette medievali calabresi a navata unica. Cosenza, 1985; Piva P. Le cattedrali lombarde. Quistello, 1990; Chiese e asceteri rupestri di Matera. R., 1995; Abbate F. Storia dell " arte nell " Italia meridionale. R., 1997. Vol. 1: Dai longobardi agli svevi; Falla Castelfranchi M. La chiesa di S. Marco a Rossano//Daidalos. Reggio Calabria, 2003. Anno 3. N 2. P. 22-31; Coroneo R., Serra R. Sardegna Preromanica e Romanica. Mil., 2004; Puglia preromanica dal V sec. agli inizi dell " XI/A cura di G. Bertelli. Mil., 2004; Brandenburg H. Ancient Churches of Rome from the 4th to the 7th Cent.: The Dawn of Christian Architecture in the West. Turnhout, 2005; McClendon Ch. B. The Origins of Medieval Architecture: Building in Europe, A. D. 600-900. New Haven; L., 2005; Bari, sotto la città: Luoghi della memoria. Bari, 2008; Rotonde d " Italia: Analisi tipologica della pianta centrale/A cura di V. Volta. Mil., 2008; Lombardia Romanica. Mil., 2010. Vol. 1: I grandi cantieri/A cura di R. Cassanelli, P. Piva. Романская архитектура. XI-XII века явились эпохой расцвета средневек. культуры И., сопровождавшегося существенными изменениями в градостроительстве и архитектуре. С нач. XI в. в архитектуре И. превалировал романский стиль, к-рый уходил корнями в местную традицию 2 предшествующих столетий. Типология монументальных построек в XI-XII вв. сохранилась в основном без изменений. Преобладающим типом оставались базилики, с трансептом или без него, в качестве соборных, приходских и монастырских церквей.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Все фоны средника и кайм зашиты пряденой золотной нитью с желтой прикрепой (шов – «двойная ягодка»). Контуры рисунка и детали в среднике и на каймах обнизаны мелким жемчугом. Жемчугом шиты звезды на очелье и плече Богоматери, монограмма на нимбе Младенца, узор вьюнка на нимбе Богоматери, надписи на каймах, киотчатые клейма и полосы, обрамляющие средник и каймы. Среди жемчужного узора на нимбе Богоматери – три изумруда в гладких золотых оправах. По сторонам нимбов пришиты три серебряные позолоченные крестовидные дробницы с резным с чернью растительным орнаментом и надписями: мр у, хс. По боковым сторонам пелены пришита восточная золотая тканая тесьма (шириной 5 см) с золотым геометрическим узором по вишневому фону. Подкладка из малиновой камки. Наверху подкладки пришито десять петель из цветного шнура. СОХРАННОСТЬ Лики несколько деформировались, потер гость и перегибы золотных нитей, особенно на фоне. Небольшие утраты жемчуга. Подкладка местами грубо прошита, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ 709 Образ Богоматери с Младенцем в среднике и шитые изображения двунадесятых праздников на каймах восходят к двум иконам Успенского собора Московского Кремля: чудотворной «Богоматери Владимирской» (начало XII в., Византия), поновленной в 1514 г. 710 , в золотом «фотиевском» окладе с праздниками (первая четверть XV в., греческие мастера в Москве) 711 , и иконе-списку начала XVI в. с праздниками и святыми на полях 712 . Сплошное золото е шитье пелены имитирует золотой оклад чудотворного образа. Однако иконографические и композиционные особенности большинства изображений праздников (а также их расположение на клеймах пелены 713 ) восходят к иконе начала XVI в. Согласно Описи 1701 г. 714 пелена предназначалась для древней чудотворной иконы. Однако не исключено, что изначально она была создана для иконы-списка начала XVI в. и выносилась в малый крестный ход 715 . АТРИБУЦИЯ Основанием для датировки пелены является запись в делах Царицыной мастерской палаты от 26 июля 1639 г.: «Иконники Марк Матвеев да Третьяк Гаврилов знаменили (14 дней) образ Бцы Владимирские, а около образа Дванадесятые праздники, по бумаге знаменовали и красками цветили и по тафте знаменовали» 716 . Для шитья пелены было нужно не менее одного-двух лет. Вероятно, ее вышивали две-три мастерицы. ВЫСТАВКИ 1985–1986 Белград – Скопле, 57. ИСТОЧНИКИ Описи Успенского собора XVII в. Стб. 758; Опись Успенского собора 1853, л. 175; Забелин 1901. С. 725; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12223; Музеи Кремля 1969. Табл. 122; Маясова 1985. С. 207–208, ил. 67. 95. ПЕЛЕНА УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ Москва, мастерская царицы Евдокии Лукьяновны, знаменщики Марк Матвеев и Сидор Осипов, 1640–1642. Шелк (XVII в., Италия), бархат (XVII в., Турция), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

3. Регионы, в которых на первой стадии будут создаваться Епископские Конференции, определяются следующим образом: I. Канада II. Соединённые Штаты Америки III. Южная Америка IV. Австралия, Новая Зеландия и Океания V. Великобритания и Ирландия VI. Франция VII. Бельгия, Голландия и Люксембург VIII. Австрия IX. Италия и Мальта X. Швейцария и Лихтенштейн XI. Германия XII. Скандинавские страны (кроме Финляндии) XIII. Испания и Португалия 4. Епископы диаспоры, живущие в диаспоре и имеющие приходы более чем в одном регионе, будут являться членами Епископских Собраний также и этих регионов. 5. Епископские Собрания не лишают епископов, их членов, полномочий административного и канонического характера и не ограничивают их прав в диаспоре. Епископские Собрания имеют целью формирование общей позиции Православной Церкви по различным вопросам, что ни в коем случае не является препятствием для епископов — членов, которые остаются подотчетными своим Церквам, выражать мнение своих Церквей перед внешним миром. 6. Председатели Епископских Собраний созывают все общие собрания епископов своего региона (литургические, пастырские, административные и т.д.) и председательствуют на них. По вопросам, имеющим общий интерес и требующим по решению Епископского Собрания общеправославного рассмотрения, председатель обращается к Вселенскому Патриарху для дальнейших действий согласно всеправославно установленному порядку. 7. Православные Церкви обязуются не предпринимать действия, которые могут нанести вред вышеописанному процессу канонического решения вопроса диаспоры, такие как присвоение уже существующих титулов Архиереям, и будут делать всё возможное для облегчения работы Епископских Собраний и восстановления нормального канонического порядка в диаспоре. РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ ЕПИСКОПСКИХ СОБРАНИЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ДИАСПОРЕ Статья 1. Статья 2. Цель епископского собрания – показать единство Православной Церкви, развивать сотрудничество между Церквами во всех областях пастырского служения, поддерживать, сохранять и развивать интересы общин, подчиняющихся православным каноническим епископам региона.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-diaspora...

В Венеции продолжилось становление олигархической республики. С 1229 г. венецианские дожи при вступлении в должность обязаны были приносить клятву (promissioni), во многом ограничивавшую свободу их действий. Вместе с тем Венеция в это время представляла собой намного более устойчивое в политическом отношении образование, чем другие морские республики в И. Росту влияния Венеции в Вост. Средиземноморье способствовало участие республиканского флота в 4-м крестовом походе (1202-1204), после которого Венеция получила право вести торговлю в Византийской империи и значительные владения на Балканах. Впосл. республика отказалась от территориальных приобретений в обмен на места для торговых баз в Латинской империи и стратегически значимые острова. После объединения Византийской империи имп. Михаилом VIII Палеологом (1261) привилегии в торговле на Балканах и на черноморском побережье получила и Генуя. На первые десятилетия XIII в. приходятся военные конфликты Венеции и Генуи, состоявшей в союзе с Пизой, за преобладание в Сев. Африке. Несмотря на успехи Венеции в военных действиях, Сев. Африка стала зоной влияния Генуи и Пизы. Борьба за колонии и право торговать в регионах Средиземноморья приводила к частым конфликтам между республиками, наиболее затяжными были войны в 1261-1270 и 1294-1299 гг. Конфликты между морскими республиками побуждали их принимать ту или иную сторону в противостоянии имп. Фридриха II и городов Сев. Италии, выступавших в союзе с Римскими папами. Пиза традиционно поддерживала императора, тогда как Генуя и Венеция вошли в состав 2-й Ломбардской лиги городов. Монета Генуи. Аверс, реверс. 1139–1252 гг. Монета Генуи. Аверс, реверс. 1139–1252 гг. На рубеже XII и XIII вв. была проведена кодификация местного права в Венеции, где в отличие от правовых систем др. итал. городов влияние Кодекса Юстиниана было весьма ограничено. Итогом стал кодекс «Usus Venetorum» (Обычай венетов), к-рый после неоднократных редакций послужил основой городских статутов дожа Джакопо Тьеполо (1242; определяли устройство республики до XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010