10) Ис.66:3 . Бог осуждает лицемерное и бездушное служение беззаконных иудеев, которое, вместо ожидаемого ими оправдания пред Ним, влекло за собой еще большее осуждение. Человек приобретает благоволение Божие кротостью и смирением сердца ( Ис.66:2 ); жертвы и приношения, не соединяемые с таким внутренним настроением, Ему неугодны (ср. «дар Господу» Авеля и Каина – Быт. 4:3–5 ). 11) Ос.6:6 ; Мф.9:13 . Здесь говорится о том, что принесение жертв – богоугодное дело тогда, когда сопровождается милостью, т.е. любовью и состраданием к людям ( Мф.5:23–24 ). Иудеи все свое служение Богу ограничивали одними жертвами, к ближним относились с враждой и несправедливо, без «милости». 12) В храмах православных продажа свечей есть торговля, которую Господь осудил ( Мф.21:12–13 ). Между торговлею при Иерусалимском храме, о которой говорит евангелист, и продажею восковых свечей в притворах православных храмов нельзя видеть ничего общего. Во дворе Иерусалимского храма, назначенном для язычников, устроено было нечто в роде лавок, в которых продавались для жертвоприношений животные и птицы, имелись особые места или столы меновщиков, для обмена монет греческих и римских на «полсикеля в приношение Господу» ( Исх.30:13–15 ). Таким образом, во время земной жизни Иисуса Христа обширный двор язычников обратился в базарную площадь со всем шумом, спорами, обманами, с погонею за личною наживою, что неуместно в стенах зданий, причислявшихся ко храму. Продажа же восковых свечей в притворах православных храмов производится без шума, обмана и при полном отсутствии личных материальных выгод для продающих. Это, скорее, не торговля, а прием пожертвований на храм и дела благотворения, что дозволено (ср. 4Цар.12:9–12 ; 2Пар.31:14 ; Втор.16:16–17 ). Господь похвалил усердие вдовы, назвав ее пожертвование «даром Богу» ( Лк.21:2–4 ; ср. Мф.17:24–27 ). «Вы сделали его вертепом разбойников. Явно назвал их», – говорит блаженный Феофилакт , – «разбойниками, как наживающихся несправедливыми средствами. Ибо кто мало стоящую вещь ценит дорого и при случае извлекает себе выгоду от бедных и вдов (как обыкновенно делают скупающие необходимые предметы и потом продающие), что иное делает, как не разбойничает, извлекая себе выгоду из несчастия ближних?” 328 Святые иконы

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Кто же в других хранит свободу, тот, конечно, знает ее значение и сам обладает ею. В области же нравственных существ, по учению откровения, яснее всего открывается и другое свойство воли Божией, – ее святость, которая является здесь, как обязательное и ответственное требование святости от других, или что то же, как правда законодательная и мздовоздаятельная. «Един есть,– говорит апостол о Боге,– законоположник и Судия, могий спасти и погубити» ( Иак.4:12 ). Как законоположник, Он дает людям закон естественный ( Рим.2:14,15 ) и откровенный и требует от них, как способных и призванных к тому ( Еф.2:10 ), чтобы они не нарушали ни одной йоты его ( Мф.5:18,19 ), а напротив свято и неприкосновенно хранили его и через это приближались к той святости и к тому совершенству, какими обладает Он Сам ( Лев.19:2 ; Мф.5:48 ). Как судия же, Он имеет воздать «коемуждо по делом его» ( Рим.2:6 ; Мф.16:27 ), «да приимет кийждо яже с телом содела, или блага, или зла» ( 2Кор.5:10 ), вследствие чего тогда как праведники имеют наследовать уготованное им царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ), грешники имеют быть осуждены на мучение в огне вечном, уготованном дьяволу и ангелом его ( Мф.25:41 ). Могущество, наконец, воли Божией, по изображению Писания, сперва открылось в творческом произведении всего того, что было ей угодно создать, потому что «вся елика восхоте Господь, сотвори» ( Пс.134:6 ) и сотворил, как всемогущий творец, ибо «Той рече и быша, Той повеле и создашася» ( Пс.32:9 ). Оно затем непрерывно продолжает открываться, как в обычном, никогда не престающем промыслительном делании Божием в мире ( Ин.5:17 ), так и в особеннейших, чрезвычайных действиях, совершаемых иногда Богом для особенных Своих нравственных целей и о которых Псалмопевец говорит: «Благословен Господь Бог израилев, творяй чудеса един» ( Пс.71:18 ). В частности же, в области нравственного порядка оно проявляет себя тем, что здесь, без нарушения свободы людей, все волей Божией направляется к споспешествованию добру ( Рим.8:28 ) и ослаблению зла ( Быт.50:20 ; Ис.10:5–7; 37:29 ; Деян.3:14–18 ; Мф.2:13 ), пока не будет достигнуто окончательное и полное торжество первого над последним. Подобает бо Ему, говорит апостол о Владыке духовнонравственного царства, «царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама своима» ( 1Кор.15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

кто сочиняет какую-либо религиозную перегородку (т. е. вражду) в человечестве. К, с. Откр.21:8,22:15 ; Ис.5:20 ; Ам.5:7 ; Рим.1:18 ; Евр.4:13 ; Иуд.1:19 . VII. Заключение. 1. Из всего написанного в сей Божией книжке ясно следует, что кто из вас не хочет сделаться телесно-бессмертным, тот толкуй только о том, как бы ему сделаться богачом или самым бесчеловечным канарскитом, христианином езуитом, и знаменитым барином или председателем сонма губителей 486 и для того переходи во всякие сатанинские религии и народности хоть 5 раз в год; ибо и сами видите что нет награды сатанистам (или идущим по широкому пути) ни за какую у них веру. Мф.25:31,46,8:11,12 ; Ин.3:10,15 ; К. с. Откр.21:8,22:15,9:21,22 ; Ис.65:15,1:1,15 ; Пс.16:11,2 – 2; 7:11 ; Иез.20:38 ; К. с. Откр.2:9,3:9,14, 14, 16 – 18 . 2. Кто же из вас пожелает сделаться бессмертным, тот должен исполнять в точности сказанное Еговой через всемирного светителя, в книжке под заглавием открытие 12-ти таин из последней битвы Еговы с сатаной. 3. Еговисты отнюдь не должны презирать или ненавидеть сатанистов, ни за какую их религию, народность, законы и грехи и не делать никакому из них никакого вреда и обмана, позволять сатанистам делать что им угодно над усопшими еговистами, и крестить и зачислять их детей в какие угодно сатанинские у них веры. 4. Еговисты должны отдавать кесарево кесарю, а Еговино Егове. 5. Каждые еговисты, при рассылке во все царства и народы сего животворящего благовестия Еговы, должны молиться так: от всей души моей возлюбленный 487 Бог – Богов 488 предвечный человек Егова! 489 , пусть возвестится, как можно скорей, сей твой призыв к бессмертию и в одну веру в Тебя всем иудеям, а через них всем народам и племенам: ибо по предсказанию Твоему это благовестие должно начаться от иудеев 490 . Но если же найдётся и такой осатанелый враг Твой, который и по прочтении сей книжки Твоей не перестанет гнать Тебя и изрыгать хулу на Тебя за такое животворящее благовестие Твоё и называть нас еговистов Твоих раскольниками или суеверами, то пусть у него отвалится язык и не увидит больше дневного света 491 согласно сказанному Тобою у Зах.14:12 ; К.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

исшествии их от сего жития во аде бесконечно будет казнить ( Ис. 66:24 ; Дан. 12:2 ). §38. Там будет столь жестокая болезнь неослабно, какой больше представить нельзя. Печаль несказанная сокрушит душу ( Мф. 8:12 ), жесточайшее чувствование гнева Божия ( 2Фес. 1:9 ), угрызение совести ( Притч. 5:4 ), при чем помрачение и повреждение тела, отчаяние и преспеяние в злости, лютое обитание с диаволом, теснота, смрад, огнь неугасимый и прочее адское зло несказанно приумножат болезнь. §39. Причины, заслуживающие мучение бесконечное, суть все грехи неочищенные и неверствие конечное ( Быт. 2:17 ; Рим. 5:12 ; Ин. 3:18 ; Иак. 1:15 ; Мк. 16:16 ; Откр. 20:15 ; 2Кор. 6:9, 10 ). §40. Грешники осужденные не единою токмо душею, но и телом будут мучимы. Поскольку душа и тело вместе грешили, то вместе будут и мучиться ( Рим. 6:13 ; 1Кор. 6:12 ; 2Кор. 5:10 ), что явственно и Христос объявляет: убойтеся, говорит, могущего и душу и тело погубити в геенне ( Мф. 10:28 ). А притом доказывается и тем, что некие во ад живыми с душею и телом сошли ( Числ. 16:33 ; Откр. 19:20 ). §41. Будут же грешники мучимы неослабно и беспрестанно так, что никогда мукам их конца не будет: и идут сии в муку вечную( Мф. 25:46 ); червь их не скончается, и огнь их не угаснет ( Ис. 66:24 ); а онии во укоризну и в стыдение вечное ( Дан. 12:2 ); также Мк. 9:48 ; Ин. 3:36 ; 2Фес. 1:9 ; Откр. 14:11 . Противники говорят, что несообразно с Божиим правосудием за минутные преступления осуждать немощных тварей на бесконечное мучение, ибо правосудие хранит праведную соразмерность между преступлениями и наказаниями. Ответствую: 1) Минуты преступления, но не долговременность составляет меру, величие и гнусность преступлений, не продолжительность придает важность беззакониям, но впадение наше из одного греха в другой намеренное, обращающееся в навык и как бы в самую природу.2) Качество озлобления всегда должно быть судимо по отношению к лицу, которое озлоблено. Посему если раздраженное лицо бесконечно велико, то и преступники, раздражаюшие его, заслуживают бесконечное наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

15:23,24. Заявление Иисуса в ст. 24 не отрицает служения язычникам. Раб из Ис. 53:6–8 страдает из-за заблудших овец Израиля (ср.: 40:11; 56:11), но главное назначение Раба – примирить с Богом все народы (42:6; 49:6,7). 15:25–28. Некоторые персонажи Ветхого Завета – и среди них, несомненно, вдова из Сидона, к которой пришел Илия ( 3Цар. 17:18,19 ), и сонамитянка в эпизоде с Елисеем ( 4Цар. 4:28 ), – рассказывали о своих нуждах пророкам, и их просьбы не встречали отказа; на их молитвы отвечал Бог . (Известно, что некоторые еврейские учителя во времена Иисуса проявляли такую же священную дерзость в молении о дожде и т. п.) Но даже праведников, имевших самые тесные отношения с Богом и обращавшихся к Нему в молитве с величайшим благоговением ( Быт. 18:22–32 ), ничто не могло остановить в стремлении получить желаемыйответ. 15:29–31 Исцеление хромых, слепых и немых Здесь Иисус исцеляет многих увечных. Даже в той культуре, где люди не отрицают чудеса, излечение этих серьезных случаев было делом весьма необычным. Лаконичное описание этих чудес Матфеем может вызвать в памяти пророчества Исайи (35:5,6; ср.: 29:18,19,23). 15:32–39 Второе насыщение народа Первое чудо насыщения (см. коммент. к Мф. 14:13–21 ) не было единственным; Иисус мог повторить его в любое время. Магдала (ст. 39) была родным городом Марии Магдалины; его местоположение связывают с Тарихеей, где, по-видимому, было много рыбаков. 16:1–4 Только знамение Ионы 16:1. Взгляды фарисеев и «саддукеев во многом не совпадали. Фарисеи пользовались огромной популярностью, а саддукеи обладали большим политическим весом. Вместе они могли представлять собой опасную силу. Поскольку Матфей писал, вероятно, после 70 г., в его представлении разные лидеры связаны между собой, хотя в то время фарисеи имели преобладающее влияние в религиозных кругах Палестины (ср.:4:3). 16:2,3. В ст. 1 фарисеи и саддукеи просят знамения с неба (ср.: 4Цар. 20:8,9 ; Ис. 38:7 ; 2Пар. 32:24 ). Астрологи использовали небесные знамения, предсказывая падение царей и правителей; пытались толковать такие знамения и раввины. Иудейские авторы, в том числе Иосиф Флавий, считали, что стихийным бедствиям предшествуют небесные знамения (ср. также: Мф. 24:29, 30 ). Некоторые пророки действительно умели управлять небесными знамениями, например Илия, который вызвал огонь с неба ( 3Цар. 18:38 ), однако большинство пророческих знамений не были столь эффектными ( Суд. 6:17 ; ; Иез. 4:3; 12:11; 24:24,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010