102 В «Беседе против Пелагия» (3.2) Иерома сохранил следующий отрывок из потерянного «Евангелия от иудеев» «Се, мать Господа и Его братья сказали Ему: Иоанн Креститель крестит для прощения грехов, пойдем креститься от него. Но Он сказал им: когда же согрешил Я, чтобы мне пойти и креститься от него? – быть может, кроме того только, что это, сказанное Мной, является знаком невежества». 105 Смотрите Charles Е. Jefferson, The Character of Jesus (New York: Thomas Y. Crowell, 1908), стр. 330 и дальше. 106 В Augustine, Confessions (VII.ix.13), Августин Блаженный пишет: «То, что Слово было в начале и что Слово было у Бога и Слово было Бог, – я читаю в книгах неоплатонистов... а то, что Слово стало плотью и обитало с нами, – этого нет». 108 Ссылка дается в James Moffat, Jesus Christ the Same (New York: Abingdon-Cokesbury Press, 1940), стр. 110. 109 Т. W. Manson, The Teaching of Jesus: Studies in Its Form and Content (Cambridge: Cambridge University Press, 1967), стр. 301. Девятая глава особенно замечательна по обсуждаемому пункту. 112 Cecil J. Cadoux, The Historic Mission of Jesus (New York: Harper, n.d.), стр. 117. Смотрите также Henry J. Cadbury, Jesus, What Manner of Man (London: SPCK Press, 1962), стр. 64. 113 Во многих культурах бытует рассказ о человеке, который неожиданно приобретает большую власть с помощью волшебного кольца, тайного зелья или магической лампы. Некоторое время спустя эта власть развращает его, так что он пользуется ей для злых целей. 114 Смотрите также Евангелие от Иоанна 5:45–47 , где Иисус говорит: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом, есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне. Если же его писаниям не верите, – как поверите Моим словам?». 115 Комплект четырех песен Божьего Раба составлены из следующих: Ис.42:1–4, 49:1–9, 50:4–11, 50:13, 53:12 . Комментаторы расходятся по вопросу о том, какие стихи входят в состав первых трех песен, но соглашаются по составу четвертой песни. Если внимательно прочитать эти песни, то становится ясным, что они выделяются на фоне всей книги. Они не были составлены произвольно, как некоторые утверждают.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

3 . Итак, ты видишь теперь в этом три – Бога, плоть и душу: Бога, Который говорит; плоть, в которой говорит; душу, о которой говорит. Итак, поэтому пророк говорит о человеке: брат не избавит, избавит… человек ( Пс.48:8 ). Но о Нем сказано: восшел [туда], где был прежде ( Ин.6:62 ), и о Нем мы читаем: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин.3:13 ). Поэтому, я говорю, оставит Человек Отца Своего и матерь, то есть Бога, от Которого был рожден, и Иерусалим, который матерь всем нам ( Гал.4:26 ), и прилепится к человеческой плоти, словно к жене своей. [Col. 132] 4 . И поэтому Он четко говорит об отце: оставит человек отца своего; о матери же не говорит «своя», но только использует слово «мать», потому что это не только Ему мать, но всем верующим, то есть всем нам. И Он прилепится к жене своей, потому что как муж и жена суть одно тело, так и Божественное величие и человеческая плоть [во Христе] едины и суть два, то есть Бог и душа в единой плоти. Поскольку как плоть имеет в себе обитателя Бога, (322) так и душа живет вместе с Богом. 5 . Итак, это есть великая тайна – исследовать то, к чему призывает нас восхищение апостола и приглашает одобрение Божества; и это, конечно же, принадлежит Христу и Церкви, как он сам говорит: я говорю по отношению к Христу и к Церкви ( Еф.5:32 ). Потому что плоть Церкви есть плоть Христа, и в плоти Христа пребывают Бог и душа, и Тот же во Христе, что и в Церкви, потому что, как верим, во Христе – та же тайна, которая содержится верой и в Церкви. (323) Глава 13. Насколько древние патриархи жаждали видеть явление этой тайны 1 . Итак, эта тайна была открыта во плоти, явлена миру, проповедана в народах ( 1Тим.3:16 ), и многие древние святые желали видеть во плоти то, что предвидели в духе. [Col. 133] Господь говорит: ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ). И также говорит пророк Исаия: О, если бы Ты, Господи, расторг небеса и сошел! ( Ис.64:1 ). Но и Давид говорит: Господи! Приклони небеса и сойди ( Пс.143:5 ). Моисей также говорит: Открой мне Себя, чтобы я ясно увидел Тебя ( Исх.33:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   Варнава о пути гносиса (63,1) Точно так же и Варнава, который сам принимал участие в проповеди апостола и его походе к язычникам, говорит: «Я пишу для вас по возможности просто, чтобы вы могли понять». (2) Затем, раскрывая путь гностического предания, он пишет: «Что говорит им другой пророк Моисей? — «И сказал Господь Бог: (3) Пойди в благую страну, которую обещал Господь, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед». (Исх. 33:1—3) (4) О чем учит гносис: учись, верь, — говорит он, — в явившегося во плоти Иисуса, ведь человек — это страждущая земля, поскольку Адам был создан из глины, взятой с лица земли. (5) Что же он говорит о благодатной земле, где течет молоко и мед? Благословен наш Господь, братья, давший нам премудрость и знание своих сокровенных тайн, говорит здесь пророк. (6) Кто же уразумеет притчу Господа, как не умудренный, знающий и любящий его? И только немногим это доступно». (7) «Не из зависти, — далее говорит Варнава, — Господь возвещает, что «таинства мои есть достояние мое и чад дома моего», напротив, он таким образом дает возможность избранным пребывать в сохранности и в состоянии беззаботности, чтобы они, оценив значение ими сделанного выбора, были выше зависти». (8) Тот же, кто не обладает знанием того, что есть благо, является человеком недобрым. Ведь один только Отец благ и не знать его — равносильно смерти, а знать его есть «жизнь вечная» и участие в его несокрушимом всемогуществе. Не быть подверженным тлену — значит быть причастным божественному, а отказ от божественного гносиса влечет за собою разрушение. (64,1) Пророк говорит: «Я дам тебе сокровище, тайное, темное и невидимое, ради знания (gnw siv), что я Господь Бог». (Ис. 45:3.) (2) И Давид [Псавмопевец] восклицает: «Вот Ты возлюбил истину и внутрь меня вложил свою темную и скрытую мудрость». (3) «День дню передает речь», — то есть ту, что написана ясно, и «ночь ночи открывает знание», — сокрытое и таинственное, и «нет языка, и нет наречий, где не слышались бы голоса их», и «сотворит ли что во мраке и не увижу его?» (4) Поэтому учение называется «просвещением», открывающим сокровенное и Наставник открывает ковчег, в то время как Зевс изображается поэтами как закрывающий его и открывающий другой, содержащий зло. (5) «Уверен, — говорит апостол, — когда приду, то приду с полным благословением благовествования Христова». (Рим. 15:29.) Этот «духовный дар» и гностическое предание, которое он желает передать только лично, поскольку оно не может быть сообщено письменно, он называет «полнотой Христовой», (6) «о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена и через писание пророческое, по повелению великого Бога, возвещена всем народам для их обращения» (Рим.14:25.), то есть тем из народов, которые верят в нее. Но даже из них он немногим показал, в чем состоит таинство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Самый здравый разум внушает считать себя такими, каковы мы на самом деле. Что же мы в себе собственного находим? Всякий из нас усматривает в себе множество нравственных недостатков, слабостей, грехов, которые заставляют стыдиться самих себя и уничижать себя перед Богом и людьми. Мы зачинаемся в грехах и рождаемся в нечистоте, всегда носим в себе наклонность к греху (см. Быт. 6:5) и падаем. «Все мы много согрешаем», говорит апостол (Иак. 3:2). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Если бы мы даже и ничего не сознавали в себе худого, что невозможно, то и тогда не могли бы оправдаться перед Богом, Которому, как всеведущему, открыты все тайники нашего сердца, в котором скрываются греховные нечистоты, часто закрываемые от нашего внимания и сознания нашим самолюбием; как говорит апостол: «Хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор. 4:4). Даже самые святые люди боялись за свои добродетели, чтобы они не были осквернены скрытным самолюбием, самомнением, которое есть мерзость перед Богом (см. Иов. 9:28; Ис. 64:6). Даже и по возрождении сколько еще испытываем в себе слабостей. Как мы далеки от той чистоты расположений, какой требует от нас Евангелие! В таком состоянии мы не имеем в себе никакой надежды на спасение своими делами, а оправдываемся только заслугами Иисуса Христа, усвояемыми верой, и только при содействии благодати Божией можем достигать высшего нравственного совершенства и блаженства (см. Рим. 3:24; Жор. 1, 30; Гал. 2:16; 3,11; 1Пет. 1:13; 18,19).    Что касается отношений наших к ближним, то мы должны смотреть на всякого человека как на прекрасное творение Божие, украшенное образом Божиим, назначенное для уподобления Богу в нравственных совершенствах, для небесной жизни, для вечного блаженства в общении с Богом. Особенно христианская вера возвысила достоинство человека: всякий христианин искуплен бесценной кровью Сына Божия, возрожден, освящен благодатью Божией, стал храмом Святого Духа, причастником Божеского естества, Сыном Божиим, наследником Царства Небесного (см.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Что можем мы перед лицом этой великой Тайны? Разве что — молитвенно вздохнуть вслед за благоразумным разбойником: «Господи, помяни мя, грешнаго, егда приидеши во Царствии Си» (Лк. 23:42)!    Мф. 9:6: «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой»:     Василий Великий, святитель. Толкование на пророка Исаию, 6, 7/Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 2. 3-е изд. М., 1891. С. 203.    Молитва на пострижение власов в «Обрядах восьмого дня».     Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 6, 2. С. 63—64 (разрядка наша. — иг. Ф.).    Святой Иоанн Кронштадтский называет его «чувством души», которое должно «наполнять мозг высшими впечатлениями добра» [Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 377].    Жития святых. Кн. 11. (Июль.) М., 1910. С. 71 (под 4 июля).    Великий канон, кондак по 6-й песни, глас 6.    См.: Мф. 21:21; Мк. 11:23.     «Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас»:     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 232.     Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 230.    Последование мертвенное мирских человек, стихира на целование 2-я, глас 2.     Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие LV, 2; 481—482. С. 589—590.     Снабдение (περιποησις) — сохранение, спасение, остаток, достояние, удел; наблюдение, исполнение (Дьяченко Г., прот. Полный церковнославянский словарь. С. 624). По Вейсману, περιποησις — сохранение, спасение; приобретение чего-либо; приобретенное, достояние (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899, стб. 987).    Евхаристический канон, возглас после молитвы анамнезиса.    Евхаристический канон, молитва sancmus’a.    На литургии святого Иоанна Златоуста благодарственная молитва в Евхаристическом каноне (реалии см. в: Дан. 7:10; Евр. 12:22; Ис. 6:2; Иез. 1:7, 18:21; Апок. 4:8).    Последующий за указанной молитвой возглас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог — единственное, удовлетворяющее нас благо, ничто вне Его не является достойным нашего сердца. Правильные мысли о Боге способны восхищать сердце человека, но насколько счастливее тот человек, который лично познал Бога и служит Ему. Один только Бог способен дать душе такое благословенное, безмятежное и счастливое состояние, которое несравненно больше того, что может дать нам целый мир. Более того, если бы даже все счастье всех сотворенных Богом небесных ангелов обитало в груди одного человека, оно все равно было бы несравненно меньше того счастья, которое Бог дает человеку, когда он приходит к Нему через Христа. Бог является Вседержителем для всех Своих созданий, какими бы они ни были по своим возможностям и полезным свойствам в роде своем, ибо все они от Бога. Только благодаря Богу все творение существует и обладает всеми благами для своей услады. Я не могу выразить все, что знаю, о нашем Боге. Я благоговею перед Ним. Жизнь, слава, благословение и всецело удовлетворяющая душу благость, которая есть в Боге — все это невозможно выразить словами. Во-вторых, прежде чем мы можем иметь расположение придти к Богу, в нашей душе должно появиться некоторое соответствие Его природе. По этой причине человек не может иметь готовность правильно приходить к Богу, если прежде Бог не явит Себя этому человеку и не оставит на нем отпечаток Своей славы. Поэтому в Писании сказано об Аврааме, что Господь Сам явился ему для того, чтобы он избрал этот правильный путь и следовал по нему, исполняя волю Бога, Писание говорит об этом следующими словами: «Мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран. И сказал ему: выйди из земли твоей, и из родства твоего, и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе» (Быт.12:1; Деян.7:2–3). Аврааму явился Сам Бог славы; вид и созерцание этого Бога славы побудили Авраама оставить свою землю и свое родство и идти туда, куда повелел Бог. Причина того, почему люди так легкомысленны, беспечны и безразличны в своем отношении к Богу и не ищут пути, чтобы прийти к Нему, заключается в том, что глаза их ослеплены (2Кор.4:4). Именно поэтому они и не могут постичь Его славу. Бог настолько благословен, что если бы Он не скрывал Себя и Свою славу, то весь мир был бы в восхищении. Но у Него есть причины скрывать Свою славу, и я не скажу, что эти причины связаны с Его положением, как Бога. Нет, они связаны с величием Его славы (Ис.64:1), поэтому Он Себя скрывает от мира и является только отдельным людям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков » (Ин. 1:3, 4). Вот почему и Малахия назвал Его солнцем, и подобно Давиду предсказал, что Он воссияет для праведников. « А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его » (Мал. 4:2). « Веселитесь, праведные, о Господе, и исповедайте память о святыне Его » (ст. 12). Праведники становятся блаженными вследствие своей радости. Они не услаждаются никакими житейскими благами, а одним только Богом, в котором, как ты знаешь из послания Иакова, « всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше » (Иак. 1:17). « И исповедайте память о святыне Его ». Под исповеданием разумей или благодарение, или исповедание грехов, поскольку и оно подобает праведникам, потому что нет человека, который поживет, и не согрешит, почему человек и приходит необходимо к памяти, т. е. к поминанию о святости Божией. Людям следует благодарить Бога за то, что Он освятил их, и исповедать себя грешниками, потому что как бы человек ни был праведен, по сравнению со святостью Бога он все же оказывается грешником, почему Исаия и говорит: « все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда » пред лицом Твоим (Ис. 64:6). СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 99 Псалом Давида во исповедание.   Хотя этот псалом лишен надписания, тем не менее, это не дает права считать его не принадлежащим пророку Давиду. Может быть пророк не пел его в храме и не передал другим псалмопевцам, почему и оставил его без имени. Под исповеданием здесь надо разуметь благодарение, потому что в этом последнем и заключается цель данного пророчества. Вот почему Акила переводит: в благодарение , Симмах: в благословение , а пятое издание: в похвалу . « Воскликните Богу, вся земля! Работайте Господу с веселием, входите пред Ним с радостью » (ст. 1, 2). И в этом пророчестве замечается великая точность и последовательность, если кто исследует его внимательно. Восклицать пророк приглашает всю землю, как будто мы победили общего всем врага; затем, когда мы узнали, что виновник победы Бог, пророк повелевает нам работать Ему в веселии, подобно тому, как говорит и Павел: будем все радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить (1 Фес.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Если ты вышел на послушание или идешь с братом на послушание или вышел купить себе небольшую утварь и напала на тебя усталость, не двоедушествуй, ибо во всяком деле человека сопровождают испытания. Ибо " в сокровищницах повсюду стоит западня " поэтому блюди себя в трезвении. Выходя из кельи своей, не выходи, как дикий осел, в неведении " и накинут на шею твою узду и путы на ноги твои " - узду из-за чрева твоего и путы из-за глаз твоих. Если случится тебе проходить по городу, береги глаза твои, да не впустишь искушение в келью твою и устанешь кричать, и не услышат тебя, потому что ты не берег глаз твоих. Разве не знаешь, что существуют вещи, которые вводятся помышлениями в сердце, и существуют такие, которые выносятся. Вводящие в сердце - это глаза, а выносящие - это злые помыслы, как написано в Евангелии, что " из сердца исходят злые помыслы " (Мф 15:19). 107. Итак, веди борьбу как в глазах твоих, так и в сердце, чтобы пребывать тебе спокойным, и будет окружать тебя всецелая чистота. Бог ведь любит святость, поэтому говорит: " Я свят и на святых почиваю " (ср. Лев 20:7-8) и " блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят " (Мф 5:8) и еще " мир имейте со всеми и святыню, без которых никто не увидит Господа " Мы знаем, что Бог очищает [нас], когда мы приносим плод, посему борись, чадо, чтобы всегда пребывать в святости глаз твоих и сердца и вернуться в свое изначальное состояние ( ου) малых детей, о которых Бог сказал: " Таковых есть Царство Небесное " (Мф 19:14). Примечания 1. Эти слова перекликаются с повелением, которое дал Бог Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего... (Быт 12:1). 2. Исх 4:10, в Синод. переводе я тяжело говорю и косноязычен. 3. Ис 64:6, в Синод. переводе вся праведность наша - как запачканная одежда. 4. См. Ин 10:2-3,14, в Синод. переводе входящий дверью есть пастырь овцам > ...> и овцы слушаются голоса его > ...> Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня; Ин 8:47, в Синод. переводе Кто от Бога, тот слушает слова Божии. 5. Букв. " руководящее начало " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/560/...

И во многих местах Писание называет учение дождем: " и повелю облакам не проливать на него дождя " , - говорит (Господь) о винограднике (Ис. 5:6); а в другом месте то же называется гладом хлеба и жаждою воды (Амос. 8:11); и еще: " поток Божий полон воды " (Пс. 64:10). " Земля " , - говорит, " пившая многократно сходящий на нее дождь " . Здесь он выражает, что и принимали и пили слово его, и часто удостаивались слышать его, но не получили от того пользы. Если бы, говорит, ты не была возделана, если бы не получала дождей, то зло не было бы столь велико, потому что " Если бы Я не пришел " , - говорит (Христос), - " и не говорил им, то не имели бы греха " (Иоан. 15:22); если же ты часто пила и прини­мала, то почему вместо плодов ты произрастила нечто другое? " Ожидал " , - говорит (Господь), - " что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды " (И c. 5:4). Видишь ли, что Писание везде тернием называет грехи? И Давид говорит: " я сделался страдальцем, когда вонзился в меня терн " (Пс. 31:4). (Терн) не просто входит, а вонзается; и хотя бы его осталось немного, но если он не весь будет вы­дернуть, то и самая малая часть его производит боль так же, как и (весь) терн. Но что я говорю: немного? Даже после того, как он будет выдернут, в ране долго еще остается боль. Потому нужно долго лечить и пользовать, чтобы освобо­диться от её совершенно; недостаточно только исторгнуть грех, а нужно излечить и пораженное место. Боюсь, чтобы не относились к нам более, нежели к другим, слова (апостола): " Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь " ; мы ведь постоянно пьём, постоянно слушаем, но тотчас же, как только восхо­дить солнце, теряем влагу, и потому произращаем тернии. Какие же это терния? Послушаем Христа, который говорит: " забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно " ( Мат. 13:22). " Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный " . 2. Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Он и есть Господь. Как называем второе лицо св. Троицы, когда мы говорим о Нем, как о человеке, родившемся на земле?» Отв. Господом и Иисусом Христом. «Кого еще св. Писание называет сынами Божиими?» Отв. Ангелов и людей праведных, которые всегда исполняют волю Божию. Все они сотворены Богом, они Его творения; но Господь Иисус Христос – единственный рожденный от Бога, почему Он и называется единородным и рожденным от Бога Отца. И вот Своего единородного Сына Господь послал на землю для спасения людей. Сын Божий также, как и Бог Отец и Бог Дух Святой вечен, никогда не было времени, когда бы Он не существовал, он родился прежде всякого времени». Здесь я остановлюсь и заставлю детей повторить сказанное, предлагая им для облегчения вопросы: 1) О котором лице Пресвятой Троицы мы говорили? 2) Как называется Сын Божий, когда мы говорим о Нем, как о человеке, родившемся на земле? 3) Кого еще св. Писание называет сынами Божиими? 4) Какая разница между Богом-Сыном и этими людьми и ангелами? 5) Почему Сын Божий называется вечным? Продолжая затем объяснение, скажу: «Как вы думаете, дети, хорошо было бы на земле, если бы не было света?» Нет. Люди и животные спотыкались бы, натыкались друг на друга, растения завяли бы, все живое зачахло. Значит для всего живого нужен свет. Так и для души человеческой тоже необходим свет и этот свет есть Господь Иисус Христос. Бог-Отец – свет. Евангелист Иоанн говорит: «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). Господь Иисус Христос сам говорит: «Я свет миру, и кто пойдет за Мною, тот не будет ходить во тьме». Действительно, Сын Божий пришел на землю, словом и примером осветил нам то добро, которое мы должны делать, и все то зло, которого мы должны избегать. Он осветил нам путь, по которому мы должны идти, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царствии Небесном. Пророк Исаия и Ап. Павел говорят: «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис.64:4 ; 1Кор.2:9 )». Сын Божий есть такой же истинный Бог, как и Бог Отец есть истинный Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010