Другое обетование: «кто верует в Меня...» имеет самостоятельное значение: оно – новое и по содержанию, и по форме. Касается оно не удовлетворения собственных потребностей того, кто с верою приходит ко Христу, а тех результатов, которых достигнет уверовавший во Христа человек по отношению к окружающей его среде. И образ здесь другой, чем в 37-м стихе. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с каналами и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой. Но все-таки не сам человек, не сердце или уста его, а его чрево ( κοιλα) названо источным местом, откуда устремятся струи живой воды по засохшей земле. Это выражение – чрево – по отношению к человеку означает тело человека, главным образом, со стороны его назначения как органа питания и размножения ( Втор.28:4, 11 согласно переводу Семидесяти; Суд.16:17 ; Иов.1:21 ; ср. Лк.1:15 ; Ин.3:4 ). Следовательно, не в будущей, а в этой земной жизни верующие во Христа сделаются для многих других людей источником освящающим и оживляющим. Таковыми явились, например, апостолы, напоившие водами своих учений всю вселенную, «всея вселенные питатели», как поет о них Православная Церковь (стихира на день апостолов Петра и Павла). «Как сказано в Писании». В Священном Писании такого изречения не имеется, но есть нечто напоминающее его. Именно в книге Исаии говорится: «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис.58:11 ; ср. Зах.14:8 ). То, что пророки говорили о значении израильского народа, которое он, сам будучи просвещен Богом, будет иметь для языческих народов, теперь Господь прилагает к верующим в Него. Конечно, это должно было исполниться на верующих тогда, когда на них сойдет Дух Святой, посланный в мир по заслугам Христа ( Ин.16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поразительные примеры тому: пророчества Моисея ( Втор.32:7,30 ), созерцания Осии ( Ос.14:4,8–10 ), Михея ( Мих.7:7,11 ), Исаии ( Ис.23 гл.). И в самой пререкаемой части созерцательное и как бы евангельское изображение страждущего и умирающего за наши грехи Христа Спасителя ( Ис.53 ) ужели относить, по происхождению, ко временам Христианским? Противники подлинности второй половины пророчеств Исаии старались отыскать в ней примеры возвышенных, очищенных, религиозных понятий, которые, по их мнению, более приличны позднейшему времени. Но сами же согласились, что отысканные ими примеры не находятся в противоречии и со временем Исаии 27 . Сии примеры, при должном внимании, легко объясняются, Пророк в главе Ис.50:7 выражает возвышенные понятия о храме, не только как о месте жертвоприношения, но как о доме молитвы для всех языков? Легко понять, почему так. Потому что храм был домом молитвенным при благоугодно жертвах народа, и от самого создания своего имел такое назначение, как это выражено в молитве Соломона ( 3Цар.8 :38с). Пророк в главе Ис.56:6 , (также: Ис.58:13 ) настаивает на то, чтобы празднование субботы было освящаемо богоугодными делами? Это потому, что суббота – самый священный ветхозаветный праздник и первоначалие праздников; Моисей, или сам Бог при Моисее, строго осуждал за нарушение сего праздника. Пророк в гл. Ис.61:5,6 называет израильтян священниками? Но так называли их еще Моисей ( Исх.19:6 ) и сам Исаия в начале своих пророчеств ( Ис.2 :2сл). Что касается содержания и внутреннего характера пророчеств Исаии, то мы уже заметили, что во второй части во всей полноте открылось и выразилось тоже самое, что и в первой составляем особенность его пророчеств. Указывают противники на некоторые разности второй части от первой по языку. Но об особенностях в слоге и языке, принадлежащих одной второй части, надобно сказать, что они ограничиваются несколькими словами и выражениями, не употребленными в первой части, повторением сказуемых, украшением имени Иеговы или Израиля величественными эпитетами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

В этом отрывке перед нами — древнейшее из засвидетельствованных описаний синагогальной службы (см. также Деян 13:14–15). Верующий, входя в здание синагоги, произносил частную молитву, после чего звучало общее исповедание веры Израиля (“Шема”: Втор 6:4–9; 11:13–21). За ним следовал ряд обычных молитв, включающих “Тефилла” и “Шемоне Эсре”, которые предваряли центральное событие богослужения — чтение из Писаний. Несколькими членами общины по очереди в соответствии с установленным порядком чтений прочитывался отрывок из Пятикнижия, сопровождаемый толкованием на арамейском языке. Затем читали из пророков; позже и для пророческих книг был установлен определенный лекционарий 30 , но мы не знаем, существовал ли он уже в I веке, и если да, то в какой форме. За чтением следовала молитва, а затем — проповедь, если среди присутствующих находился человек, достаточно компетентный для этого (Деян 13:15). В заключение службы читалась молитва “Каддиш”. Вопреки Вельгаузену, глагол ебгеп ‘нашел’ не означает, что свиток был развернут наугад, на первом попавшемся месте 31 . Чтение представляет собой отрывок из Ис 61:1–2 в переводе Семидесяти. Вставку выражения отпустить измученных на свободу из Ис 58:6 [угнетенных отпусти на свободу в синодальном переводе — Реф.], которая мало что прибавляет по сути к уже сказанному, объясняют по-разному: одни комментаторы полагают, что Евангелист хотел таким образом подчеркнуть мотив прощения грехов; другие — что эти отрывки могли быть соединены по литургическому обычаю, третьи — что Иисус Своей властью соединил два отстоящих друг от друга отрывка из Исайи в одном чтении. Весьма важно то, что Иисус, не дочитывая отрывок из Исайи до конца, опускает заключительную угрозу (… и день мщения Бога нашего). Пунктуация отрывка неоднозначна: можно считать, что благовествовать нищим относится к помазал Меня [так в синодальном переводе — Реф.], но лучше, вероятно, ставить точку после ‘Меня’; тогда благовествовать нищим будет связано с послал. Ближайший контекст Ис 61:1–2 как будто указывает, что речь здесь идет о самом пророке, однако язык и стиль настолько сходны с предшествующим пророчеством об Отроке Господнем (Ис 52:13–53:12), что уже кумраниты тесно связывали оба отрывка, истолковывая их как относящиеся к их Учителю Праведности.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

1Пет.1:11 ; 2Пет.1:21 ), как апостол отличает свидетельство в нем Духа Святаго от свидетельства своего собственного духа и своей совести ( Рим.8:16 ; Рим.9:1 ). Вне сих особенностей речь пророка выражает то же, что такие же слова других свящ. писателей: на небо очи мои возвожу – к Нему, живущему на небесах; возвожу очи мои в горы, откуда приходит помощь моя ( Пс.120:1 ; Пс.122:1 ); к Господу обращаю взоры, как страж, чаю Бога спасения моего, услышит меня Бог мой ( Мих.7:4,7 ); услышу, что речет о мне Господь Бог ( Пс.84:9 ). Бог услышал от горы святыя Своея ( Пс.3:5 ) молитвы веры, любви и упования, и изрек мир на людей Своих и на преподобных Своих и на обращающихся сердцем к Нему ( Пс.84:9 ): «И отвечал мне Господь и сказал» ( Авв.2:2 ). Ответ на сей раз, конечно, последовал вскоре, может быть еще глаголющу ( Ис.58:9 ) святому молитвеннику 113 , а не спустя более или менее продолжительное время, как было с прежними молитвами пророка или как впоследствии было с молитвой Иеремии (пламеневшей десять дней – Иер.42:7 ), – и мы не встречаем теперь прежнего, скорбного: доколе ( Авв.1:2 ). В своем (втором) ответе Господь прежде всего повелевает пророку записать его, чем опять указывается на его особенную важность: «напиши видение (т. е. нижеследующее «откровение будущего» 114 , получаемое свыше, в духе) и начертай на досках, чтобы мог бежать читающий его» (ст. 2). Разумеются доски известного рода, каменные или медные, которые выставлялись на площадях и на которых писались подлежащие обнародованию известия, писались, само собой разумеется, писалом человечьим – письмом человеческим ( Ис.8:1 ; Ис.30:8 ), т. е. со всей ясностью, вроде тех досок, на которых евреи времен маккавейских записали известие о своем союзе с римлянами и которые потом утвердили они на столбе при горе Сионской ( 1Мак.14:18,27 ; 1Мак.8:22 . сн. Втор.27:8 ). «Чтобы мог бежать читающий его» (как правильно перед. уже LXX толк. πως δικ – яко да постигнет, и бл. Иероним) 115 , – бежать с целью распространения известия в окрестностях Иерусалима, где оно дано, и далее; ибо как множественным числом причастия от сего глагола (razim) означаются у евреев скоро бегающие вестники, разносившие царские повеления по городам 116 , так то же ближайшее понятие принадлежит и самому глаголу.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Идолослужение и распутство, сопровождающее его, делают народ бессмысленным. Народ в своем ослеплении спрашивает о будущем – кусок дерева (терафимы) и жезлы, прутья, стрелы, падающие в известную сторону и известным образом; рабдомантия ( Иез.21:26 )! Дух блуда вводит их в заблуждения ( Зах.13:2 ; Ис.19:14 ; 1Цар.22:23 ; Чис.5:14 ). Языческие жертвы на вершинах гор, в прохладной тени больших дерев, нравятся им более, чем мое строгое служение ( Втор.16:21; 12:2 и пр.). Но между тем, как они удалятся в сторону с жрецами идолов, их дочери и их молодые супруги, оставленные без надзора и соблазненные такими примерами, предаются греху; они негодуют на них и хотели бы наказать их; но я не накажу их, потому что не они истинные виновницы. Этот невежественный народ гибнет (IV, 11–14). Если Израиль таким образом губит себя своими грехами, то пусть по крайней мере Иуда не следует его примеру, как он делал это прежде при Иораме ( 4Цар.8:18 ), и как он скоро сделает это при Ахазе ( 4Цар.16:3 ). Да не переступает он своих пределов, чтобы идти в Галголь ( Ос.9:15 ; Ам.4:4; 5:5 ) и восходит в Вефиль, в этот дом Бога, превращенный в (Вефавен) дом суеты; и если он не верует более в истинного Бога, то пусть остерегается клясться лицемерно Богом живым, как делает это Ефрем ( Ис.48:1 ; Иез.20:39 ; Ам.8:14 ; Соф.1:5 и пр.). Пусть он обратит внимание на наказание Израиля, непокорной телицы, не выносящей никакого ярма, отказывающейся от всякой службы ( Bmop. XXXII, 15 ), которую Превечный поведет пасти (иронически), предоставляя ей всякую свободу, далеко от ее стойла, в неизмеримую пустыню (11:14), где она будет оставлена без защиты, как самый слабый ягненок, в жертву зубам диких зверей. Ефрем соединяется самым тесным и неразрывным союзом с ложными богами; о Иуда, предоставь Ефрема его судьбе и не имей ничего общего с ним; он – неисправим. Он оставляет празднества только для того, чтобы предаваться необузданно преступным наслаждениям, князья его (щиты земли Пс.46:10 ) первые любят постыдное (IV, 18), и ищут его с жаром. Но охватит их ветер своими крыльями и унесет в пустыню ( Ис.58:13 ), и тогда Ефрем устыдится жертв своих (IV, 15–19). Эти последние стихи проникнуты великой энергией; образы полные силы и жизни следуют друг за другом в изречениях необычной краткости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Истолковывая же значение сих слов, мы говорили, что так как сделалось землетрясение, то стена Моавитская раскололась и прежде нападения неприятелей почти до основания разрушилась, чрез что произвела как бы некоторый гром на всю землю Моавитскую. Ее, правда, обновили, но совершенно бесполезный употребив на сие труд; потому что без труда взяли всю землю Ассирияне и Вавилоняне. Итак, возгласят внутренняя моя, говорит, о несчастиях твоих аки гусли, и таким образом всем известным сделаю страдание твое, подобно тому как, без сомнения, снесена (разрушена) была стена твоя, которую ты обновил, но только отнюдь не на пользу. Ибо так как стена пала сама собою, то ни от кого из живущих во всей земле Моавитской или даже и находящихся в других городах и странах не утаилось случившиеся. Ис.16:12 . И будет в посрамление тебе, яко утрудися Моав о требищих, и внидет в рукотворенная своя, да помолится, и не возмогут избавити его. И что еще к тому, говорит, случится имеющее послужить тебе в стыд и посрамление? Напрасные труды предпримешь ты, наполняя кровью жертвенники твои, совершая непрестанные жертвы и принося молитвы рукотворенным: не получишь отсюда ничего, что бы служило на пользу и к спасению; они не могут избавить тебя от грозящих зол. Ибо какая сила в бездушных идолах, которые и суть изобретения искусства человеческого и содетелями своими имеют покланяющихся им? Итак подобни им да будут, как говорит блаженный Давид, творящии я, и вси надеющиися на ня ( Пс.113:16 ). Должно же знать, что Моавитяне были очень суеверны, были птицегадатели, лжепророки, тщеславились чудесами и весьма много доверяли несчастьям, происходящим от волхования. Ибо они думали, вероятно, что в состоянии будут преодолеть силу неприятелей не столько, как я полагаю, строевою опытностью, сколько помощью от богов их. Но ошиблись они в надежде своей, призвав на помощь, чрез жертвы и молитвы, бездушное вещество. Ис.16:13 . Сие слово, еже глагола Господь на Моава, егда и возглагола 58 . Сие, говорит, видение, сказанное от Бога против Моавитян, егда и возглагола, то есть, так как и прежде сказанных чрез меня слов весьма многое говорил о земле Моавитской Бог и в бесчисленных злодеяниях обвинял ее. Ибо, как я говорил раньше, и Божественный Моисей упоминает о развращении сего народа и повелел считать Моавитян в числе самых ненавистных. А сказал он так: да не внидет Амманитин и Моавитин в храм Господень, и даже до десятого рода ( Втор.23:3 ). Он некогда удалил Израиля от любви к Богу и убедил его покланяться Веелфегору, соблазнив постыдными удовольствиями и увлекши красотой женскою в гибельные сети ( Числ.25:1–5 ). Поэтому-то и сказал о земле Моавитской Бог всяческих как бы так: теперь же чрез Меня было сие слово на нее. Ис.16:14 . И ныне глаголю: в трех летех лет наемника обезчестится слава Моавля со всяким богатством многим, и оставится умален, и нечестен.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

57:8. Культовая проституция. Так называемая священная проституция на древнем Ближнем Востоке была во многом связана с обетами (см. коммент. к Втор. 23:17,18 ). Тексты из хананейских и месопотамских источников, посвященные культовой проституции, в лучшем случае недостаточно ясны. Из них можно заключить, что иногда проституция процветала под эгидой храмов. В Ветхом Завете имеется немало примеров того, что празднества приводили к разгулу страстей, но это не означает, что в этих регионах проституция была узаконена. 57:9. Молох. В Ветхом Завете Молох представлен как хананейский бог, которому приносили в жертву детей. Есть документальные свидетельства о поклонении богу Милки (Милку) в Эбле и Мари еще в 3-м тыс. до н. э. Ему поклонялись и в Ассирии, и в Вавилонии, и в Угарите (где он известен как Mlk). Из этих текстов явствует, что Молох был богом подземного мира, связанным с культом предков. Само имя Молох, вероятно, происходит от семитского корня, обозначающего «царь». См. коммент. к Ис. 57относительно того, что с Молохом связано приношение в жертву детей в финикийской части Северной Африки (см. также коммент. кЛев. 18:21). 57:9. Посылала послов, унижалась до преисподней. Речь идет о тех, кто занимается некромантией – искусством вызывания духов с целью получения совета. Эти послы, вероятно, приходили в святилища, где поклонялись силам преисподней, чтобы узнать их волю через прорицания. Богом преисподней был Молох. 57:13. Сборище. В угаритской литературе это понятие употребляется по отношению к духам покойных. 58:1–14 Посты и суббота 58:2. Получение информации через оракулы. Древние жители Месопотамии, Анатолии и Египта прибегали к помощи оракулов для общения со своими богами, начиная примерно с 2000 г. до н. э. Письма из Мари показывают, что бог Даган говорил со своими почитателями на языке оракулов, снов, видений и устных повелений. Он передавал послания не только пророкам и пророчицам, но и простым людям. Так, например, некая женщина по имени Янана утверждает, что Даган пришел к ней во сне и сообщил, что только Зимри-Лим (царь Мари) может спасти похищенную девушку, которая была ее спутницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ибо таким образом и настоящую жизнь мы прекрасно и богоугодно совершим и унаследуем вечное благобытие, которое да сподобимся улучить благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Омилия VII   Иная о Посте   Приятен — для глаз вид спокойного моря, освещенного лучезарным светом и сияющего и озаренного, и зеркальной поверхностью отражающего свет. Но гораздо более отрадно не только видеть, но и говорить Церкви, собранной о Бозе, свободной от смятений, и таинственно озаренной божественным светом, и к оному Сиянию окрыленной и имеющей горе и руки и очи и все чувства и мысли. Итак, поскольку благодать Духа даровала мне сегодня это отрадное зрелище и вы предстоите с нами, проводя дни и ночи в храме Божием и в его, не имеющем ни в чем недостатка, заботливом попечении, то возможно представить себе вас, как некие древеса нездешнего мира, насажденный у источников вод Духа. Вот, и я также посодействую, по силе, оному орошению, являя вам очевиднее на показ те ухищрения, которыми враг нашего спасения тщится всевозможными способами сделать негодными не только пост, но и — молитву нашу. Итак, братие, имеется и иного рода пресыщение и дурное пьянство, которое бывает не от еды и не от напитков и проистекающих от них удовольствий, но — от гнева на ближнего, и ненависти, и злопамятства и проистекающих от них зол, о которых и Моисей говорит в песне: «Ярость змиев вино их, и ярость аспидов неисцельна» (Втор. 22:33). Посему также и Пророк Исаия говорит: «Горе пьяным без вина» (Ис. 28:1); и еще он увещевает, говоря так: «Не поститесь будучи в ссорах» (58:4). А постящимся в таком состоянии он говорит как бы от лица Господа: «Аще слячеши яко серп выю твою, ниже тако наречете пост приятен. И аще умножите моление, не услышу вас. И егда прострете руки ваша ко Мне, отвращу очи Мои от вас» (58:5; 1:15). Итак, такого рода пьянство, проистекающее от ненависти, лучше же сказать, конечно, — причины для отвращения от нас Бога, — диавол пытается вызвать в молящихся и постящихся и влагает им память провинностей против них, и доводами подвигает их к злопамятству и к злословию обостряет язык, делая их таковыми, как Давид описывает человека, молящегося в злобе: «Неправду умысли весь день, язык свой яко бритву изостри» (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

О сем Отрочати Аввакум предвозвещая говорил: «Бог от Фемана» , то есть, «от Юга приидет» (Авв 3.3). Ибо от Южные страны, от Вифлеема ныне в Сион вниде. О сем Отрочати Моисеи вам засвидетельствовал говоря: «Яко Пророка вам возставит Господь Бог от братии вашея: и всяк иже не послушает Его, истребится душа его» (Втор 18.15:20; Деян 3.22). О сем Отрочати Пророк Давид молился, говоря: «седяй на Херувимех, явися: ...воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас» (Пс 79.2—3). И паки: «скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи» (Пс 78.8). И паки: «Господи преклони небеса, и сниди» (Пс 143.5). И еще: «Ты Господи, Боже сил: вонми посетити вся языки» (Пс 58.6). Сего ради «разумейтв языцы и покаряйтеся» (Ис 8.9). Видите иудеи, и веруйте, яко Сие Отроча воспевают Ангели: Сему покланяются Архангели: Сего трепещут Власти: Сие славославят Силы: Сему служат Херувимы: Сие богословят Серафимы. Сему работает солнце: Сему служит луна: Сему послушны стихии: Сему подчиняются источники. Сие Отроча узревши, врата адовы сокрушились: врата же небесные отверзлись (Иов 38.17), и ад видя, вострепетал. Сие Отроча смерть упразднило, диавола посрамило: клятву разрешило: печаль пресекло: змия стерло (Быт 3.15): «средостение» разрушило (Еф 2.14): сопротивное рукописание грехов раздрало (Кол 2.14): грех попрало: лесть разорило: тварь восстановило. Сие Отроча Адама избавило: Еву воссоздало: языки призвало: мир просветило. Итак, придите и вы, Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостям работая, но духом играя: не вином упивающеся, но «духом горяще» (Рим 12.11). Тако днесь будучи светлыми, украсим светильники светло: тако, якоже сынове света (Ин 12.36): свещи истинному Свету Христу принесем: понеже «свет во откровение языком» (Лк 2.32) миру явился. Почему яко светове от света, «очистишася паче снега, просветишася паче млека , паче камене сапфира» возблистаем (Плач 4.7): паче «голубиц» чистых (Ис 60.8) взлетев на небеса, таким образом во сретение Господне изыдем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3531...

Осёл дикий считается одним из самых неукротимых и быстроногих диких животных, посему-то Исмаил и назван умиравшим патриархом Иаковом диким и хищным ослом. В кн. Иова и книгах пророческих нередко указывается на дикую натуру сего животного, как, например, ( Иов.11:12 ), ( Ис.32:14 ) и др. Дикие ослы доселе ещё водятся в центральной Азии и Африканских пустынях. Скот ( Пс.49:9 ) 151 . Рогатый и другой скот разводился в Палестине с самых древних времён для получения молока, мяса и особенно употреблялся в приношение жертв. В еврейском языке существовало много разных названий для обозначения различных возрастов и пола рогатого и другого скота. К западу от Иордана скот вообще откармливался в стойлах, в равнинах же к югу и востоку он бродил в полудиком состоянии. Таковы, например, были тельцы Васанские. В холмистых частях Палестины вообще находится мало рогатого скота. В Иорданской долине индийский буйвол, вывезенный из Персии и живущий в болотистых местностях, служит одним из представителей рогатого скота в Палестине. Слон (слоновая кость) ( 3Цар.10:22 ) 152 . В Библии не упоминается о слонах, живших в Палестине, a только о ввозе в Палестину слоновой кости или зубов. Впрочем, из книг Маккавейских мы знаем, что в войске Антиоха Епифана слон употреблён был в деле против Иудеев. Несомненно, что слоны Антиоха не принадлежали к фауне Сирии. Собака ( 1Цар.17:43 ; Иов.30:1 ) 153 . Многие виды собак для охоты и охраны были известны Ассириянам. Но вообще слово собака или пёс в Библии никогда не употребляется иначе как в смысле нечистого животного. В Библии нет указаний, чтоб собаки употреблялись для охраны овец, за исключением указания в кн. Иова ( Иов.30:1 ); нет указаний на употребление их на охоте, но есть известие о том, что они охраняли дом ( Ис.56:10 ), отгоняли диких зверей, питались мясом и даже человеческими трупами, как, например, было с трупом Иезавели. Цена собаки была мерзостью пред Господом ( Втор.23:18 ), быть может вследствие боготворения собак Египтянами, a может быть вследствие нечистоты животного ( Мф.7:6 ). Иудеи называли язычников собаками, как в настоящее время Магометане называют христиан. На свойство бродячих собак ходить вокруг города стаями и выть указывается y Псалмопевца ( Пс.58:15 ). Тиншемет

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010