..прежде нежели был Авраам, Я есмь. Ин.8,58 Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого. Евр.2,11 Доколе Я в мире, Я свет миру. Ин.9,5 ..ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?Иол.2,11 Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдёте Ему? Ис.40,18 В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. Ин.1,4 От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Деян.17,26 Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Деян. 17,29 И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я – Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. Иоил.2,27 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им. 1Кор.8,5 И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас. Втор.4,12 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Втор.5,6 О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! Втор.5,29 Жив Господь, и волос не упадет с головы его( Ионафана) на землю, ибо с Богом он действовал ныне… 1Цар.14,45 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится. Ис.14,24 Стопы святых Своих Он блюдёт, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек,а поддержкой Бога. 1Цар.2,9 Ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простёрта, – и кто отвратит её? Ис.14,27 По определениям Твоим всё стоит доныне; ибо всё служит Тебе. Пс.118,91

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

· будет в изобилии: Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет ( Притч.11:24,25 ); · будет благословен Богом: Он [праведник] всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ( Пс.36:26 ). Раздели с голодным хлеб твой и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя ( Ис.58:7–8 ); · будет блажен: то презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен ( Притч.14:21 ). Кто презирает бедных, · презирает Христа: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они [грешники, осужденные за немилосердие] скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне ( Мф.25:42,45 ); · не имеет веры: Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не дает им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе ( Иак.2:15,17 ); · тот не почитает Бога: Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто ругается несчастно, тот не останется ненаказанным [а милосердный помилован будет] ( Притч.17:5 ); · тот не будет услышан Богом: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить и не будет услышан ( Притч.21:13 ); · против него вознесется вопль бедных, который будет услышан: Ибо он [бедный] возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех ( Втор.15:9 ). [Так что] дошел до Него вопль бедных, и Он услышал стенание угнетенных ( Иов.34:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Вечность – 1) Вечность Божия — свойство Божественной сущности , состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа . В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни. Вечность Божественная Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть ( Ин.8:58 ). Гораздо логичнее в подобной конструкции использовать прошедшее время этого же глагола: прежде, нежели был Авраам, Я был . Однако Спаситель указывает на то, что для Него вся человеческая история от начала до конца – вечное сейчас . митрополит Макарий (Булгаков) Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество – а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек ( Втор.32:40 ); Я тот же, Я первый и Я последний ( Ис.48:12 ; срав. Ис.41:4, 44:6 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8, 17 ); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис.43:10 ); Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26-28 ); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний ( Пс.89:5 ); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим ( Ис.40:28 ; срав. Ис.57:15 ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ( Иер.10:10 );

http://azbyka.ru/vechnost

Protr., 12, 119, 1). В пассаже, напоминающем первый фрагмент из трактата Тертуллиана «О стыдливости», читаем: «В самом деле, место не делает из жертвы убийства жертвенное животное. Если кто-нибудь Артемиде и Зевсу на жертвеннике, в священном месте, а не на большой дороге Гневу и Сребролюбию, другим похожим на этих демонам, заколет человека, объявив его жертвенным животным, – не священнодействие такая жертва, но душегубство и человекоубийство» (Cl. Protr., 3,42,9). Здесь опасным местом оказывается не лес, а дорога. Рассказывая о звуковых природных явлениях, Климент замечает, что в лесах при движении листьев от порыва ветра часто получается звук, похожий на пение птиц (Cl. Strom., VI, 3, 33, 3). Если у Тертуллиана в лесу живут хищники, то у Климента – нимфы (Cl. Protr., 4, 58, 2). Последний оказывается в некотором отношении наследником античной культуры с ее обожествлением природы, в то время как первый – наследником Ветхого Завета, где достаточно часто встречаются высказывания, в которых содержится вполне понятное негативное отношение к рощам, посвященным языческим богам: «Вырубите священные рощи их» ( Исх. 34:13 ). « и рощи их вырубите» ( Втор. 7:5 ). «Не сади себе рощи из каких-либо дерев при жертвеннике Господа, Бога твоего» ( Втор. 16:21 ). « срубил дубраву» ( 4Цар. 18:4 ). «Израильтяне срубили посвященные дерева» ( 2Пар. 31:1 ). Лес в Ветхом Завете часто выступает как символ опустошения и смерти: «И лес погубил народа больше, чем истребил меч, в тот день» ( 2Цар. 18:8 ). «В тот день укрепленные города его будут как развалины в лесах и на вершинах гор» ( Ис. 17:9 ). «От шума всадников и стрелков разбегутся все города; они уйдут в густые леса и влезут на скалы» ( Иер. 4:29 ). «И Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом» ( Иер. 26:18 ). «И опустошу виноградные лозы ее и смоковницы ее и Я превращу их в лес» ( Ос. 2:12 ). См. также: «И будет свет Израиля огнем и освятит его огнем сжигающим, и он пожрет лес (tn huln) как сено» ( Ис. 10:17 , цитата по Септуагинте).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Хранит субботу от осквернения – это значит, как видно из последующего контекста – «сберегать свою руку, чтобы не сделать никакого зла». Следовательно, «субботний покой», по мысли пророка Исаии, носит не столько физический, сколько этический характер. Последнее станет еще очевиднее и яснее, если мы сопоставим это место с другим параллельным местом из того же пророка, где он в самых определенных выражениях раскрывает морально характер поста ( Ис.58:3–6 ). Ис.56:3 . Да не говорит сын иноплемен­ника, при­соединив­шийся к Го­с­по­ду: «Го­с­по­дь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ис.56:4 . Ибо Го­с­по­дь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держат­ся завета Моего, – Доступ в ветхозаветную церковь был закрыт для лиц, не принадлежащих к еврейской нации, или даже только имевшим физическое уродство, лишавшее их возможности иметь потомство (евнухам или скопцам Втор.23:1 ). Для входа в обновленную Мессией церковь все эти препятствия утратили свою силу: и «сын иноплеменника» (прозелит) и «евнух» могут, наравне со всеми, быть полноправными членами этой церкви, если только они удовлетворяют основному внутреннему условию – «крепко держатся завета Божия», т. е. закона Моисеева, как его внешнего символического выражения. Ис.56:5 . тем дам Я в доме Моем и в стенах Мо­их место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребит­ся. «Тем дам Я в доме Моем... место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям». Идею бессмертия в потомстве евреи понимали слишком чувственно и прямо, лишь в смысле физического продолжения рода. Пророк исправляет этот ложный взгляд: он говорит о нравственной самоценности каждой личности, определяемой ее личными достоинствами и заслугами; вот почему нередко, что человек, лишенный даже самой надежды на потомство, может быть гораздо именитее и славнее другого, нравственно негодного человека, хотя бы этот последний и имел многочисленное потомство.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И вдруг поверглася во прах, И в исступленьи зарыдала... И перед Ним склонясь у ног, Она дрожит – и сквозь рыданье У ней вдруг вырвалось признанье. – Ты победил меня, Пророк! Прости же дерзкому неверью, Простри целительную длань – И в жизнь войду я узкой дверью. И он сказал ей кротко: – Встань!» 1 Евреи, по предписанию закона Моисеева ( Втор.21:22 ), должны были погребать казненных преступников в тот же день: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)» ( Втор.21:22 ). Но по законам римским распятые лишались погребения и были оставляемы на крестах, пока не истлеют. Это видно уже из того, что Иосиф должен был лишь обратиться к Пилату с просьбою «выдать ему тело Иисусово». И «Пилат приказал отдать тело» ( Мф.27:58 ; Лк.23:52 ). Особенно ясно указывает на это ев.Иоанн. По его точному выражению, «Иосиф просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса, и Пилат позволил. Он пошел, и снял тело Иисуса» ( Ин.19:38 ). Мало того, ев.Марк подчеркивает с особенною рельефностию данный факт: он говорит, что Иосиф «осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова» ( Мр.15:43 ). Ясно, что просьба Иосифа состояла в том, чтобы Пилат сделал исключение для снятия со креста и погребения тела Иисусова, вопреки требованию закона, который предписывал оставлять тела распятых на кресте для устрашения народа. На это обстоятельство (что тело распятого Иисуса, по римским законам, должно было (для устрашения народа) истлевать на кресте и сделаться добычею хищных птиц) указывал еще пр.Исаия за 712 лет до Р.Хр. В 53 главе своей книги он говорит о судьбе тела распятого Иисуса: «Ему назначили гроб с злодеями (т.е. подвергли общей участи казненных на кресте злодеев), но Он (сверх всякого ожидания) погребен был у богатого» ( Ис. 53:9 ), который до этого момента был тайным учеником Иисуса из страха от иудеев ( Ин.19:38 ). 2 По свидетельству Иосифа Флавия, на праздник Пасху собиралось в Иерусалим со всех концов мира до 2 700 000 евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

   Зло делать невыгодно. Во-первых, потому что “делающие зло истребятся” (Пс.36:9) Господом Богом. Во-вторых, зло само уничтожает людей, которые его творят. Потому что от зла добра не бывает. “Убьет грешника зло” (Пс.33:22). Защитить человека от находящегося в мире как естественного, так и сверхъестественного зла может только Бог- Добрая, Светлая, Разумная сила. “Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах” (Пс.45:2). “Бог — заступник мой” (Пс.58:10). Помочь человеку в деле спасения души может только Бог, так как Он является воплощением Истины и Добра. “Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня” (Ис.43:11). Во всех делах сатана, воплощение зла, старается навредить человеку. Поэтому человек никогда не должен любить врага рода человеческого, так как не может быть мира между светом и тьмой, праведностью и грехом, правдой и ложью, Богом и противостоящим ему духом зла. Человек должен любить Бога, а также ближнего своего, даже злодея или врага, ненавидя в нем зло, толкающее ближнего на грех. “А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза” (1Иоан.2:11).    Злого человека можно перевоспитать и даже из грешника сделать праведника, но само зло всегда остается только злом. Поэтому “любящие Господа, ненавидьте зло!” (Пс.96:10). Исполняющий заповеди Божьи, не допускает победы зла над собой. “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12:21). И совершая добрые поступки, человек тем самым приумножает добро в мире и сокращает количество зла. “И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было” (Втор.6:18). Слова Отцов церкви о любви к ближним, злодеям и врагам...    “Как печь без огня не может быть теплой, так и человек чуждый Бога не имеющий в себе Бога, не может иметь любви к ближним” (Иаков Архиепископ Нижегородский).    “В круге радиусы связываются в центре, и чем они ближе к нему, тем ближе друг к другу. По мере удаления от центра они делаются более и более далекими и разобщенными между собой. Так и люди, чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга. Возлюби Единого Бога и возлюби всех чад Божьих. Кто искренне любит Бога, тот не может не любить ближнего” (Филарет Архиепископ Черниговский).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Второй вариант менее вероятен ввиду неуклюжести параллелизма; у восточных Отцов мы находим первое понимание, а второе — только у немногих западных. Слова как сказано в Писании представляют сложность: неясно, относятся ли они к предыдущему или к последующему и какой отрывок ВЗ имеется в виду. Ближе всего Зах 14:8 И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима; в раввинистической традиции Иерусалим рассматривался как “пуп земли”, что, может быть, косвенно связано с выбором слова koil…a ‘чрево’, которое в данном случае метафорически обозначает личность. Ср. 4:10–14; 6:35 и Откр 22:17 (Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром), а также Ис 12:3; 43:20; 44:3; 55:1; 58:11; Пс 113:8. Возможно, здесь аллюзия на ритуал, совершавшийся на празднике Кущей: в один из семи дней большой золотой сосуд наполнялся водой из Силоамского пруда и использовался для возлияний во храме (трактат Сукка 4:9); этот обычай возник, вероятно, из молитвы о дожде. Обещание неиссякаемого источника вод соответствует отразившимся в раввинистической литературе ожиданиям, что второй Избавитель (Мессия) будет типологически подобен первому (Моисею) и, как и он, чудесным образом откроет источник воды, см. Иоил 3:18. Сие сказал Он о Духе — вода, в особенности проточная, нередко была символом Святого Духа; о Духе как подателе Божественной жизни см. 1 Кор 12:13. Ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен — несмотря на то, что Святой Дух говорил через пророков и сошёл на Иисуса в начале Его служения (1:32), Он не был послан верующим в особом христианском смысле до прославления. Этим объясняется и то, что синоптические Евангелия мало говорят о Святом Духе; Иоанн говорит о Нём больше, так как постоянно соотносит Евангельские события с более поздним опытом Церкви. Было бы неверным утверждать, что вода, о которой здесь идёт речь, — это вода крещения, однако см. у Павла: все мы одним Духом крестились в одно тело и все напоены одним Духом (1 Кор 12:13). Он точно пророк — в этом контексте пророк не значит Мессия, в отличие от Деян 3:22–23, где дано мессианское истолкование Втор 18:15,18.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

И образ здесь другой, чем в 37-м стихе. Там о Духе Божием говорится как о воде из источника, утоляющей жажду человека, а здесь Дух Святой сравнивается с каналами и ручьями, которые в безводное время орошают то или другое поле или целую страну, охраняя растительность от погибели. Это сравнение ставит верующего во Христа на один уровень с Христом как источником воды живой. Но все-таки не сам человек, не сердце или уста его, а его чрево ( κοιλα) названо источным местом, откуда устремятся струи живой воды по засохшей земле. Это выражение — чрево — по отношению к человеку означает тело человека, главным образом, со стороны его назначения как органа питания и размножения (Втор 28:4, 11 согласно переводу Семидесяти; Суд 16:17; Иов 1:21; ср. Лк 1:15; Ин 3:4). Следовательно, не в будущей, а в этой земной жизни верующие во Христа сделаются для многих других людей источником освящающим и оживляющим. Таковыми явились, например, апостолы, напоившие водами своих учений всю вселенную, «всея вселенные питатели», как поет о них Православная Церковь (стихира на день апостолов Петра и Павла). «Как сказано в Писании». В Священном Писании такого изречения не имеется, но есть нечто напоминающее его. Именно в книге Исаии говорится:  «и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь как напоенный водою сад, и как источник, которого воды никогда не иссякают»  (Ис 58:11; ср. Зах 14:8). То, что пророки говорили о значении израильского народа, которое он, сам будучи просвещен Богом, будет иметь для языческих народов, теперь Господь прилагает к верующим в Него. Конечно, это должно было исполниться на верующих тогда, когда на них сойдет Дух Святой, посланный в мир по заслугам Христа (Ин 16:13–14). Ин 7:39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Так как читатели 4-го Евангелия мало были знакомы с обычаями праздника Кущей и с их таинственным знаменованием, а равно и с обетованиями Христа о ниспослании Святого Духа, которые находятся только у Иоанна, то евангелист считает теперь нужным заметить, что в этом случае Христос говорил о Святом Духе, Которого должны были получить верующие во Христа и Которого до прославления Христа на верующих не было.

http://bible.predanie.ru/nedelya-8-aya-p...

ОТВЕТ: Плохо. Я помню, что когда я поступал в семинарию, то во время медицинского осмотра нас всех проверяли и на предмет наличия наколок; и у всех, у кого их находили, возникли проблемы с поступлением, и почти никто из них, имевших наколки, не прошел по конкурсу. В Законе Божием сказано: «… не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» ( Лев.19,28 ). (Как видите сами, в Библии обо всем есть информация.) В Книге Второзаконие подобный запрет сопровождается уточнением: «… ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.14,2 ). Иными словами, мы не можем так дерзко поступать со своим телом, оно, как и наша душа, является собственностью Бога, по праву Творца. Если бы Господь решил, чтобы на нашем теле были некоторые письмена и рисунки, то мы с ними и рождались бы. Но ничего такого Господь о нас не предусмотрел. Я думаю, что те, которые сделали себе наколки, должны в этом покаяться как в грехе против собственного тела и принципа святости. Сказано: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим.12,1–2 ). Ничего разумного в наколках я не вижу. ВОПРОС: В чем будет в вечности заключаться назначение человека? ОТВЕТ: В постижении Всевышнего. Хотя при сотворении человека и сказано «хорошо весьма» ( Быт.1,31 ), это не означает, что созданный Богом человек не мог более совершенствоваться. Так как смысл жизни человека – «стяжание благодати Духа Святаго», то этот процесс превращается в бесконечное опытное постижение Святости Бога. Сказано: «Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим» ( Пс.139,14 ). Обитать пред лицем Божием – означает наслаждаться совершенствами Творца. Прор. Исаия говорил: «то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты…» ( Ис.58,14 ). Но даже в Вечности мы не сможем постичь и толики Славы Создателя. В Книги Иова сказано: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» ( Иов 11,7 ). Итак, вечное постижение Всевышнего будет означать вечное возрастание в его Благости и Любви. И, как учат свв. Отцы, вечность в Боге – это не однообразие, а чудесное многообразие, о котором ап. Павел писал: «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2,9 ). ВОПРОС: Какое нравственное приложение есть у догмата о Единстве Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010