Приложение к главе 3 Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «Вследствие различного характера царей, при которых пророчествовал Исаия, его пророческие вещания имеют неодинаковый характер: иногда пророк произносит более угрозы, когда Израиль предается нечестию, а иногда вводит в пророчество слово обетования за добрые дела” (Кирилл Александр. Толков. на пр.Исаию. Предисловие). В частности, пророчества о Христе Синопсис И.Златоуста указывает в следующих главах книги пророка Исаии (Надлежит заметить, что нынешний счет глав, известный только с 13 века, указывается здесь только для большей ясности изложения. В действительности отделы книг показываются у отцов Церкви не счетом глав, но их общим содержанием, начальными и главными в них словами. – Прим.авт.). Во второй главе заключается пророчество о Церкви Христовой; в главах от 7 до 12 пророчество о рождении Христа по плоти от Девы (объясняя пророчество Исаии: се Дева во чреве приимет, Ис.7:14, все отцы Церкви направляют объяснение этого места против иудеев, которые, закосневая в неверии, толковали его о естественном рождении; см. также Предисловие славянской Библии 1751 года, с.11. – Прим.авт.) и о верующих в Него; в главах от 27 до 31 о погублении диавола Иисусом Христом и о вере во Христа; в главе 32-й пророчество о Церкви Христовой, в которой правителем будет Царь праведный; в главах 35 и 36 история Церкви, изображение, в буквальном смысле относящееся к Идумее и Иерусалиму, но в таинственном смысле знаменующее опустошение и рассеяние иудеев и процветание Церкви Христовой; в главе 40 излагается пророчество об Иоанне Предтече; в главах 53, 54 и 55 пророчество о страдании Иисуса Христа, смерти, воскресении и прославлении Его, о призывании к принятию Евангелия и о множестве верующих в Него; в главах 60, 61, 62 пророчество о Христе и Апостолах, о славе и процветании Церкви Его; в заключении книги осуждение неверующих в будущую жизнь” (Синопсис Злат.)» с. 93 – 94]. Из толкования святителя Василия Великого на (Ис. 1:17) ч. 2, стр. 57]

http://sedmitza.ru/lib/text/431645/

Разделы портала «Азбука веры» Саваоф (евр. «цеваот» буквально «(Господь) Воинств», множественное число от «цава» – воинства) – одно из имен Бога , подчеркивающее такое Его свойство, как всемогущество, а также то, что Он — Владыка мира. В Библии воинствами называются войска (например, в Исх.6:26 ; Чис.31:53 ), звезды и планеты, ангелы ( Втор.4:19, 17:3 ;  Дан.8:10 ; 3Цар.22:19 ; 2Пар.18:18 ; срав.  Ис.24:21 ). Имя Божие Господь Саваоф отражает Божественную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф приложимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что прикровенно указывает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис.6:3 ). Если Господь — Всемогущий Бог воинств, то почему воинства беззаконников так часто побеждают Его рабов и угодников (праведников, святых)? В отношении созданного мира Всемогущество Божье проявляется в том, что никакое творение в отдельности, ни всё оно вкупе не в состоянии противодействовать Его святой воле ( Быт.17:1 ), причём творение не может не только препятствовать Богу осуществлять всё, что ни хочет, но даже и сколь-нибудь Его затруднять. Воинства нечестивцев, равно как и одиночные враги  Церкви  Божьей могут одолевать верующих только в той мере, в какой попускает Господь. Степень этого попущения  всегда зависит от общих и частных целей Вышнего Промысла , ведомых, в полноте, только Господу. Например, иногда Бог, попускает врагам одолевать верующих тогда, когда те, в силу различных причин, отступают от соблюдения требований Его нравственного закона. В этом случае нечестивцы могут использоваться как орудия Справедливого Божьего гнева . Вместе с тем, они могут служить к вразумлению, воспитанию, возвращению верующих в русло нормальной религиозно-нравственной жизни. Скажем, во времена Ветхого Завета, в период Судей, Бог попускал язычникам притеснять и одолевать сынов Израиля . Испытывая в бедствия и несчастья, и не имея сил самостоятельно оградиться от них, евреи начинали искать помощи и защиты у Господа и вновь обращались к истинной вере. Тогда Бог, по Своей милости, воздвигал им особых правителей, судей, через которых налаживал их социальную жизнь.

http://azbyka.ru/savaof

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГНЕЦ ПАСХАЛЬНЫЙ жертвенное животное ветхозаветного праздника Пасхи (Исх 12. 3-28), для к-рого выбирался «непорочный» однолетний ягненок (или козленок). Готовили а. п. целиком, без раздробления костей, на открытом огне и до наступления рассвета его съедали «с поспешностью» (Исх 12. 11) без остатка с пресным хлебом и горькими травами. Вкушать а. п. можно было только в кругу семьи, с обязательным приглашением одиноких и малосемейных людей. Участвовали в ночной трапезе все без исключения члены семьи, а также слуги, рабы, соседи, пришельцы и путники, при этом они должны были одеться по-дорожному, препоясавшись ремнями или чем-нибудь иным, и иметь в руках посох. Вкушать а. п. мог даже тот, кто был ритуально нечист (напр., хоронил своих близких или был в дороге),- это единственный случай нарушения принципа ритуальной чистоты, необходимой для участия в жертвенных трапезах в ВЗ (Числ 9. 10). Не мог вкушать А. п. только иноплеменник, т. е. человек, не принадлежащий к ветхозаветному народу Божию. Но, приняв обрезание , он мог войти в этот народ и тогда участвовать наравне со всеми. Не съеденные никем остатки А. п. должны были сжигаться до восхода солнца. Первоначально заклание а. п. проходило по домам, но затем, с возведением иерусалимского храма ,- перед ним. Главный смысл участия в ночной пасхальной трапезе - принятие на себя личного и общинного служения, свидетельство главного события всей ветхозаветной истории - исхода (Исх 13. 14). По единодушному суждению святых отцов, восходящему к богословию св. ап. Павла (1 Кор 5. 7), в образе а. п. ветхозаветные пророки прозревали буд. страждущего Мессию (Ис 53. 7-8; Иер 11. 19), жертву всесовершенную. Господь Иисус, по свидетельству евангелистов, неск. раз совершал со Своими учениками ночное пасхальное служение, вкушая а. п., в т. ч. и на Тайной вечери (Мф 26. 17-19; Мк 14. 12-21; Лк 22. 7-13). Иоанн Креститель засвидетельствовал, что Иисус есть истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29). Образ а. п. стал общезначимым в богословии святых отцов как на Востоке, так и на Западе и получил отражение в христ. гимнографии (ср., напр., 1-й тропарь 4-й песни канона Пасхи: «…  …                    …» (…Христос… был назван Агнцем, непорочным и не затронутым скверной, Пасхой нашей…- Триодь Цветная. Л. 3; см. также статьи: Агнец Божий , Agnus Dei , Великое славословие ) и в литургической жизни правосл. Церкви (см. Агнец , в богослужении).

http://pravenc.ru/text/63320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Копие. Посл. четв. XVII в. (ВСМЗ) [греч. λγχη; слав.  ], в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии . В традиции Русской Церкви К. также применяется для нарезания («раздробления») Агнца на части перед причащением. Впервые К. упоминается прп. Феодором Студитом ( Theod. Stud. Adv. iconomach. 7. 1//PG. 99. Col. 489) и в толковании на Божественную литургию VIII в., озаглавленном как «Церковная история» и приписываемом в рукописях свт. Василию Великому либо свт. Герману I К-польскому; использование ножа при совершении Евхаристии явно предполагается и в рассказе св. Григория Декаполита (Sermo historicus//ActaSS. Apr. T. 2. P. 583; PG. 100. Col. 1201). При этом в «Церковной истории» об использовании К. при совершении проскомидии говорится уже достаточно подробно. В этом литургическом комментарии приготовление Агнца из просфоры с помощью К. символически связывается с Ис 53. 7:                           (см.: Brightman F. E. The «Historia Mystagogica» and Other Greek Comment. on Byzantine Liturgy//JThSt. 1908. Vol. 9. P. 264). Используемые автором комментария слова, в частности греч. слово ποκερομαι (стричь, состригать, обстригать), позволяют предположить здесь ссылку на древнюю практику, когда просфора обстругивалась (очищалась) К. от корок (см.: Бернацкий М. М., Желтов М., диак. Вопросоответы митр. Илии Критского: свидетельства об особенностях совершения Божественной литургии в XII в.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2005. Вып. 1. С. 35). В дополненной редакции «Церковной истории» говорится, что К. символизирует копье, к-рым св. Лонгин сотник пронзил ребра Спасителя (PG. 98. Col. 397C). Также отмечается прободение Агнца К. (Ibid. Col. 3960). Копие в сцене «Евхаристия». Мозаика собора Св. Софии в Киеве Копие в сцене «Евхаристия». Мозаика собора Св. Софии в Киеве

http://pravenc.ru/text/2057190.html

§ 53. Учение православной и римско-католической церкви о лице Богоматери С учением о лице И. Христа тесно связано учете о лице пре- благословенной Матери Его Православная церковь исповедует, что Она есть Приснодева и Богородица. Первое наименование приличествует Ей потому, что Она и после рождения Сына Божия осталась Девою так же, как была Девою до зачатия и рождения Его.О О девстве Матери Господа И. Христа прежде рождества, равно и в зачатии и рождении Его прямое свидетельство находится в пророческих словах Исаии – «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» ( Ис.7:14 ). Но Матерь – дева пребыла чистою Девою и по рождению Спасителя, – всю жизнь. Предание апостольское свидетельствует!», что Ею дан был обет на всю жизнь Свою хранить девство, и, конечно, невозможно допустить, чтобы, удостоившись чудесно быть Материю Господа, Она нарушила обет девства. Невозможно, чтобы и Иосиф, муж «праведен сый» ( Мф.1:19 ), знавший, как чудно Мария осталась Девою, перестал быть только хранителем и чтителем Ея девства. Потому – то Спаситель, умирая на кресте, поручил Свою Матерь одному из учеников Своих, сказавъ ему «се Маши твоя», а Ей: «се сын Твой» ( Ин.19: 26–27 ), чего, конечно, не могло бы быть, если бы Она имела у Себя мужа или других родных детей. Особенно же невозможно, чтобы Сын Божий избрал для Себя материю Ту Которая, девственно родив Сына Вышнего, восхотела потом нарушить девство. Поэтому – то и церковь с древних времен именует Её: «Невеста неневестна» (не вступившая в брак)! Преблагословенную Деву Марию церковь именует и исповедует Богородицею. Такое наименование усвояется Ей потому, что Сын Божий воспринял от Неё человеческую природу, не переставая быть Богом. Праведная Елизавета, при встрече пресв. Девы, назвала Ее «Матерью Господа»: «Откуда мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне» ( Лк.1:43 ). А это название равносильно наименованию Богородицы. Православная церковь почитает Пресв. Деву выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов. Как Матерь Сына Божия по человечеству, Она превосходить, благодатию и близостью к Богу, а следовательно и достоинством все прочие существа. И потому церковь почитает Ее выше херувимов и серафимов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы празднуем сегодня Крещение Христово. Крещение Того, Кто послан, чтобы дать нам Духа Святого, Того, Кто слышит слово Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Об этом пророчествовал Исаия, говоря о страждущем Слуге Иеговы: «Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд» (Ис. 42, 1). Чтобы узнать Христа, являющегося миру, надо увидеть Его на горизонте Ветхого Завета, надо, чтобы о Нем было проповедано. И пророки возвещали о страждущем Слуге — то, что, например, мы читаем с 42-й по 53-ю главу у пророка Исаии. Тайна Господа обозначена во всем Ветхом Завете — Он придет спасти Свой народ и дать людям Свой мир и радость. И вот Господь приходит. Он явлен Отцом, Он — в тайне любви Отчей. Небеса разверзлись, Дух Святой сходит на Него в виде голубине. Он — Мессия, Христос. Небеса открыты для нас. С этого момента начинает действовать в мире тайна Христа. Это событие можно было бы назвать посвящением Христа на Его служение — на Крест и Воскресение. Своим Крещением Господь показывает нам, что Он заступает место грешников, принимая крещение как один из них. Святой Иоанн Предтеча вначале отказывается крестить Господа, но Господь говорит ему: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Христос должен явить истину и любовь Отца Небесного. И слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» раскрывают всю глубину тайны любви Отца и Сына. Он — Слуга, но Он — Слуга и Сын. Такое невозможно было помыслить. Но чудо в том, что все, о чем возвещает Ветхий Завет, устремлено ко Христу. И оттого что Он здесь — Он превосходит все, что было возвещено о Нем. Иисус Христос — Сын Божий. Никто не мог ожидать такого Мессию. Слово Отчее открывает все это нашим сердцам, чтобы мы поняли, о чем идет речь. Это возлюбленный Сын, превечно обращенный к Отцу. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18). Он Тот, Кто весь обращен к Отцу, Тот, Кто весь — взор, устремленный к Своему Отцу, Тот, Кто явился нам, нас ради пришел. Поистине, как мы исповедуем в Символе веры, Он воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения». Церковь исповедует, что Он не приходит ради Себя, а ради нас, чтобы возлюбить нас, чтобы явить нам Кто Он, чтобы открыть нам в полноте тайну любви Божественной.

http://moral.ru/посвящение-на-крестное-с...

Митрополит Минский Филарет направил приветствие участникам XII семинара студентов вузов Беларуси 2 декабря 2013 г. 19:07 30 ноября — 1 декабря 2013 года на базе Минских духовных школ состоялся XII семинар студентов высших учебных заведений Беларуси на тему «Экология: от гармонии к преображению». Мероприятие было предварено молебном в семинарском Трехсвятительском храме, который совершил инспектор МинДАиС архимандрит Павел (Тимофеенков). Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет направил участникам форума приветствие, которое огласил ректор Минских духовных академии и семинарии архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий . «В самом простом понимании экология — это наука о взаимоотношениях человека и окружающего мира. Согласно Священному Писанию, эти отношения предполагают активную, деятельную роль человека. В Псалтири читаем: Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих (Пс. 8:5-7). Итак, Господь вознес человека над природой и дал ему особые властные полномочия. Экология как отдельная дисциплина появилась тогда, когда стало очевидно, что человек стал безоглядно употреблять свою власть во зло. Истребление животных и растений, загрязнение земли и воды, техногенные катастрофы… Нам ли, белорусам, после Чернобыля не понимать, каким безответственным может быть человек по отношению к природе и как это может ударить бумерангом по самому человеку? Грех человека калечит Божие творение. Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8:22) — эти слова апостола Павла нередко цитируются современными богословами. Но точно так же человек, исцеленный ранами Спасителя (см. Ис. 53:5) и живущий во Христе Воскресшем, может подарить творению новую жизнь. Многие подвижники Православной Церкви, толкуя главную Евангельскую заповедь о любви, придают ей экологическое измерение. " Добрый христианин любит сначала Бога, а потом и человека. Избыточествующая любовь изливается и на животных, и на природу " , — говорит Паисий Святогорец, один из величайших старцев ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ апреля 2012 митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии 2012 год " Пасха священная нам днесь показася… " Из уст в уста, от сердца к сердцу передаем мы ныне священные, преисполненные живительной радости слова лучезарной надежды и непобедимой победы: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Праздник Святой Пасхи своими корнями уходит в глубочайшую человеческую древность. Еще в Ветхом Завете он стал для народа Израиля праздником обновления, праздником перехода от смерти к жизни, от тьмы к свету, от рабства к свободе, из языческого плена к служению Истине. В Священной истории празднование Пасхи навсегда стало главным религиозным событием года - воспоминанием о рождении народа Божия, то есть такого народа, который живет в завете с Богом Единым и Истинным, в послушании Его Слову и в познании Его спасительного Откровения. Святая Церковь восприняла как неоспоримое и красноречивое знамение тот факт, что Христос, Сын Божий, пришедший в мир обетованным Спасителем, пострадавший как " муж скорбей и изведавший болезни " (Ис. 53, 3), причтенный " к злодеям " (Лк. 22, 37), распятый и погребенный накануне праздника ветхозаветной Пасхи, - воскрес из мертвых. Тем самым до конца открыл и показал подлинный смысл величайшего и самого главного библейского празднования. Извечная человеческая потребность в полноте жизни, в жизни " с избытком " (Ин. 10, 10), в нетленном бытии щедро насытилась во Христе Воскресшем, во Христе - Победителе ада! Для нас, христиан, Пасхой навсегда стал " Христос, закланный за нас " (1 Кор. 5, 7). Стремление к новому, желание неизведанного, поиск " иного бытия, вечного " присущи всякому человеку. Неутолимая жажда новизны издревле была и остается основным мотивом, движущим человеческим творчеством, питающим человеческие культуры. И в то же время каждый человек знает, как эту естественную, врожденную жажду новизны и небывалой радости греховный мир всегда готов утолить разнообразными подменами и суррогатами, иссушающими и растлевающими душу и тело. Сколь много раз обманывались люди в погоне за мнимой новизной подложного счастья, прельщенные легкими путями, дешевыми средствами или пустыми обещаниями!

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=211...

святитель Лев I Великий, папа Римский I. Итак, возлюбленные, [прославление] величия Божественных деяний без сомнения превосходит всякий дар человеческого красноречия, но именно то, что вызывает трудность при разъяснении, призывая не умолчать, приходит нам на помощь, ведь в Иисусе Христе, Сыне Божием, имеем мы дело не только с Божественной сущностью, но также и с человеческой природой, что и подтверждается пророком: ...род Его кто изъяснит? (Ис.53:8). Никакое слово не в состоянии изъяснить схождение в одном Лице обеих сущностей - лишь одной вере это под силу. Поэтому всегда недостаточно усилий славящего и всегда есть повод для прославления. Так давайте же возрадуемся как раз тому, что мы не способны до конца прославить это Таинство милосердия, а когда мы не в состоянии изъяснить высоту нашего спасения, то превосходящее нас полагаем благом. Ибо никто не приближается к постижению истины более того, кто, даже весьма преуспев в Божественных делах, понимает, что ему всегда недостает того, к чему он стремится. А тот, кто решил, что уже достиг цели, к которой до этого стремился, как не получил требуемого, так и не оказался достаточно настойчивым в поисках. Так давайте не приходить в замешательство от нашего бессилия, ибо ободряют нас голоса Евангелия и пророков, которые таким образом воодушевляют и научают нас, что Рождество Господа (благодаря которому Слово стало плотью) почитается нами не только когда мы вспоминаем прошедшее, но и когда взираем на настоящее. Наполнен наш слух тем, что возвестил Ангел Господень пастырям, берегущим свои стада, и мы потому главенствуем над Господними овцами, что храним в нашем сердце Божественно рожденные слова, которые произносятся во время сегодняшнего торжества: Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк.2:10-11). Ликование же неисчислимого количества Ангелов только усиливает значимость этого пророчества, и от этого еще необыкновеннее становится свидетельство того, кому вторит множество Небесного воинства, во славу Божию единым восхвалением говорящего: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.2:14). Так что слава Божия берет начало с младенчества Христа, Рождшегося от Приснодевы. А восстановление человеческого рода справедливо относить к славе его Создателя, ведь и сам Архангел Гавриил, посланный Богом к блаженной Марии, изрек: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк.1:35). На земле же признается такое умиротворение, которое внушает людям благие побуждения, а благодаря тому Духу, Которым из недр Пречистой Матери рождается Христос, из чрева Святой Церкви заново рождается христианин, для которого истинный мир заключается в том, чтобы от воли Бога не отпадать и находить наслаждение лишь в том, что возлюбил Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/639/...

Скачать epub pdf Псалом 92 В нашей славянской Псалтири и в Библии последнего синодального издания сему, 92-му, псалму предшествует следующее надписание: В день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду. По свидетельству блж. Иеронима , Евфимия Зигабена и др., этого надписания нет в еврейской Псалтири, и внесено оно в Библию или LXX толковниками, или позднейшими переводчиками для того, чтобы показать, что в иудейской синагоге псалом сей употребляли для пения в день, предшествовавший субботе, когда населилась, или стала обитаема, земля: так как в сей (шестой) день закончено сотворение мира и всех живущих на земле. И вот те, которые присовокупили к псалму это надписание его, думая, что псалом сей составлен Давидом, присовокупили и эти слова: хвала песни Давиду. И в содержании сего краткого псалма также нет ясных и определенных указаний на то, что он принадлежит именно Давиду, а не другому какому-либо составителю. Видно только, что это действительно хвалебная песнь Богу, воспевающая величие, красоту и могущество Творца вселенной. Пс.92:1 Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Господь Бог, как Творец и Вседержитель мира, всегда царствовал во вселенной, но люди, пребывающие во тьме неверия и заблуждения, не всегда верили и в большей части не признавали Его как Царя мира. Только с пришествием на землю Сына Божия, Спасителя мира, люди познали и уверовали в Бога как Царя всего мира. Таким образом, изречения сего псалма: Господь воцарися и проч., – являются пророческими о Христе, Сыне Божием. Своим Божественным учением, страданиями, смертию и воскресением Он основал Церковь Свою на земле, или – что то же – приобрел Себе царство непоколебимое и вечное; великими чудесными действиями, особенно же Своим воскресением из мертвых, Он облекся красотою, славою и могуществом (в лепоту облечеся), чем и показал себя Царем не только по Божеству, но и как Человек, Сын Человеческий. Почему Он и говорит: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Лепоту, в которую облекся Христос, можно понимать и буквально. Так как Иисус Христос, когда был умерщвлен, то не имел, по словам пророка Исайи, ни вида, ни величия; Он был презрен и умален пред людьми ( Ис.53:2–3 ), а по воскресении Своем Он оделся в благолепие и несравненную красоту нетления: облечеся Господь в силу и препоясася. Этими словами, по мнению св. Афанасия Александрийского , означается низложение сопротивных, которое Господь и совершил, как бы восприняв на себя воинский вид с. 307–308]. На основании апостолов, как бы на твердом камне, Господь создал Церковь Свою по вселенной и утвердил ее Своею Божественною силою, так что «и врата адова не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Другими словами, для распространения Царства Своего Господь Иисус Христос препоясался проповедию апостолов и чрез них утвердил вселенную в истинной вере, которую и самые врата ада не могут поколебать (яже не подвижится).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010