Провидение, Промысл Провидение Божие есть непрерывное попечение Бога о всех Своих делах: И до старости вашей Я тот же буду [говорит Господь], и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас ( Ис.46:4 ). Провидение Божие обнаруживается · в сохранении течения природы: Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки ( Пс.103:5 ). Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдете; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут ( Иер.5:22 ); · в обладании и управлении силами и стихиями: По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творите молнии среди дождя и изводите ветер из хранилищ Своих ( Иер.10:13 ); · в сохранении Своих тварей: Не две ли малые птицы продаются за ассарий [мелкая монета]? и ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего ( Мф.10:29 ); · в удовлетворении нуждам Своих тварей: Не уподобляйтесь им [язычникам], ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него ( Мф.6:8 ). Взгляните на птиц небесных; они не сеют, не жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их ( Мф.6:26 )? · в господстве над царями и народами: Он [Бог] изменяет времена и лета; низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным ( Дан.2:21 ); · в наказании народов Своим судом: И буду преследовать их мечом, голодом и моровою язвою, и предам их на озлобление всем царствам земли, на проклятие и ужас, на посмеяние и поругание между всеми народами, куда Я изгоню их [царя и народ] ( Иер.29:18 ); · в подаянии и отнятии жизни у каждого: Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня; Я умерщвляю и оживляю; Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавить от руки Моей ( Втор.32:39 ); · в направлении сердца и поведения каждого: Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его ( Притч.16:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» 1 вопрос. В Мф. 19:17 сказано Иисусом “что ты называешь Меня Благим? Никто не Благ как только один Бог. (но мы ведь считаем Иисуса Богом. Сам православный, просто возникли вопросы на которых в Писании не нахожу ответов) И второй вопрос почему к Кол. 1:15 сказано об Иисусе “рожденный прежде всякой твари”. Если мы говорим о Нём как о Боге, разве Он может быть рождён? Разве у Него может быть начало? От о. Олега Стеняева я слышал, что есть догмат о том, что Сын рождается от Отца вне времени. Но любой из нас, если задастся вопросом на чём должна быть основана любой догмат? Ответ очевиден — на Священном Писании, на Слове Божьем. В Писании нет такого. Похожие вопросы 4 Ответа В Мф. 19:17 сказано Иисусом “что ты называешь Меня Благим? Никто не Благ как только один Бог. В свете других высказываний Господа Иисуса это именно притязание на божественность — потому что Иисус как раз считает Себя благим. Он говорит о том, что всегда творит то, что угодно Отцу: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Иоан.8:29 ) Что его невозможно обличить в грехе: « Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?» ( Иоан.8:46 ) Иисус относит к Себе ( Лук.22:37 ) пророчество Исайи, в котором говорится о Праведнике, который «не сделал греха, и не было лжи в устах Его» ( Ис.53:9 ) И второй вопрос почему Кол. 1:15 сказано об Иисусе “рожденный прежде всякой твари”. Если мы говорим о Нём как о Боге, разве Он может быть рождён? Разве у Него может быть начало? Аналогия, которую можно встретить у св.Отцов — солнце и его лучи. Солнце порождает лучи, но при этом нельзя сказать, что солнце существует до лучей или когда-нибудь существовало без них. Так и Сын Божий рождается от Отца вне и до времени. Сын не начинал быть, а был всегда — как мы видим, например, в Евангелии от Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Иоан.1:3 ) Все, что начало быть, начало быть через Сына — то есть сам Сын не относится к тому, что «начало быть». Или в послании к Евреям, где Сыну усваивается та же вечность, что и Отцу: « А о Сыне… в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Евр.1:8–12 )

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-iisus-hr...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание     Содержание Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64     Предисловие    Превосходство пророка Исайи весьма ясно можно видеть и из самой книги его, но в совершенстве показывает это апостол Павел, который знал лучше всех добродетели его и говорил Св. Духом. Объясняя смелую речь пророка, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большую ясность пророчества о Христе, он выразил все это одним словом: «А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне» (Рим. 10:20). Велика также и сострадательность этого пророка. Он не только восставал против народного безумия и с великой смелостью, свободной речью и высокими мыслями возвещал евреем угрожавшие им скорбные обстоятельства, но и сам среди этих обстоятельств скорбел и сокрушался не меньше подвергшихся им и плакал горче угнетенных ими. Таковы были обыкновенно, можно сказать, все пророки и святые: расположением своим к руководимым ими они превосходили любовь отцов и далеко превышали силу природы. Действительно, никто и никогда не пламенел такою любовью к своим детям, с какою они умирали за руководимых, скорбели, плакали, молили Бога о страждущих, шли вместе с ними разделять их бедствии, делали и терпели все для того, чтобы избавить их от вышнего гнева, и от угнетающих обстоятельств. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать. Потому и великого Моисея Бог возвел на престол народного водительства, что он еще прежде делами показал свою любовь к народу и после говорил: «прости им грех их»: потом «изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал»(Исх. 32:32). И этот самый пророк, видя погибель их, говорил: «оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разорении дочери народа моего» (Ис. 22:4). Иеремия составил пространный плач по разрушении города.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3401...

«С полуночи начинаются тропари и чтения: [первый] тропарь, гласа 2-го «Господу рождшуся в Вифлееме», стих [псалма] «Отрыгну сердце мое» ( Пс.44:2 ), первое чтение – [из книги] Бытия: «В начале сотвори Бог небо» ( Быт.1:1 и далее) (найдешь в Великую Субботу); второй тропарь, гласа 4-го «Веселитеся, праведнии, небеса», стих [псалма] «Вси языцы, восплещите руками» ( Пс.46:2 ), второе чтение – [из книги] пророка Исаии: «И приложи Господь глаголати ко Ахазу… [до слов] отъя Ефрема от Иуды, царя Ассирийска» ( Ис.7:10–17 ); третий тропарь, гласа 5-го «Явися бо благодать Божия, спасительная», стих [псалма] «Велий Господь и хвален зело» ( Пс.47:2 ), третье чтение – [из книги] Исхода: «Бысть же в стражу утреннюю» ( Исх.14:24 и далее) (найдешь в Великую Субботу); тропарь четвертый, гласа 5-го «Исполнися реченное пророком», стих [псалма] «Боже, ущедри ны и благослови ны» ( Пс.66:2 ), четвертое чтение – [из книги] пророка Михея: «И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси… [до слов] ниже постоит в сынех человеческих» ( Мих.5:2–7 ); тропарь пятый, гласа 5-го «Видехом в вертепе ясли», стих [псалма] «Боже, суд Твой цареви» ( Пс.71:1 ), [пятое] чтение – [из книги] Притчей – «Притчи Соломона, сына Давидова… [до слов] и гривну злату о твоей выи» ( Притч.1:1–9 ); тропарь шестой, гласа 8-го «Днесь радуются небеса и ликуют», стих [псалма] «Благоволил еси, Господи, землю Твою» ( Пс.84:2 ), [шестое] чтение – [из книги] Исаии: «Да быша огнем сожжены были, ибо Отроча родися нам, Сын и дадеся нам… [до слов] ревность Господа Саваофа сотвори сия» ( Ис.9:5–7 ); тропарь седьмой, гласа 8-го «Откуду пришли есте, волсви», стих [псалма] «Основания его на горах святых» ( Пс.86:2 ), седьмое чтение – [из книги] пророка Исаии: «И изыдет жезл из корене Иессеова… [до слов] аки вода многа покры море» ( Ис.11:1–9 ); тропарь восьмой, гласа 3-го «Рожденному от Девы», стих [псалма] «Милости Твоя, Господи» ( Пс.88:2 ), восьмое чтение – [из книги] пророка Исаии: «Укрепитеся, руце ослабленыя… [до слов] отбеже болезнь и печаль и воздыхание» ( Ис.35:3–10 ); тропарь девятый, гласа 8-го «Христу явивщуся, звезды», стих [псалма] «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» ( Пс.109:1 и далее), [девятое] чтение [из книги] пророка Исаии: «На гору высоку взыди… [до слов] и вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася» ( Ис.40:9–17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

10 . Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Ср. „приготовьте путь Господу“.... ( Ис. 40:3 ) „равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего“ ( Ис. 57:14 ). „Вот Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах“ (Ис. 49ср. 11–12). Величественный восстает пред нами образ народов, идущих к счастью вечной жизни одними вратами, к Тому, который глаголал: „Аз есмь дверь“! ( Ин. 10:9 ). Но чтоб придти к Нему, надо идти не широким путем животных страстей, а тесными вратами обуздания своего я и сосредоточения всех духовных сил своих на одной цели-достижения царствия Божия, как единого блага ( Мф. 7:13–14 и Мф. 13:45–46 притча о жемчужине). Вот Господь взывает к посланным Его: равняйте дорогу, убирайте камни с пути, поднимите Мое знамя для всех народов! Пусть идут ко Мне! 11 . Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. 12 . И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным. Ст. 11 сравни с торжественным входом Господа в Иерусалим (Мф. 21и след.) с Ис. 40:9–10 ; с Зах. 9:9 . Это событие есть начало всемирной проповеди всей земле: „грядет Спаситель твой“! И будет еще момент, когда чада Божии уже с вечною радостью встретят Спасителя и Судию своего в последний день. Он Первый и Последний, „награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним“. В ст. 12 граждане Сиона и нового Иерусалима, которые суть Христиане, составляющие Церковь Божию, называются народом святым ( 1Пет. 2:9 ), как указывало пророчество гл. LXI, 6 (см. прим.); „искупленным дорогою ценою“ ( 1Кор. 6:20 ) „кровию Агнца, закланного за нас“ ( Откр. 5:9 ), „Который и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле“ ( Откр. 5:10 ) – на земле обновленной и украшенной, на которую сходит новый святый град Иерусалим ( Откр. 21:1–2 ). К этому новому, просветленному Иерусалиму и относятся последние слова ст. 12: „тебя назовут взысканным, городом неоставленным“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

123 Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 67. 124 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Беседа на книгу Бытия XXVI. СПб., 1898. С. 267. 125 Филарет (Дроздов), святитель. Т. 5. Указ. изд. С. 519. 126 Толковая Псалтирь 1 Цар. 2:1—10), песнь избавления, приводимая пророком Исаией (Ис. 12:1—6), молитва Товита после благополучного возвращения домой его сына (Тов. 13:1—18) и др. 127 Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 5. Подвижнические уставы. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 321. 128 Молитва Евхаристического канона на литургии святителя Василия Великого. 129 Там же. 130 Исследованием акафистов долгое время занимался А. В. Попов, издавший в 1903 году замечательную книгу под заглавием «Православные русские акафисты». 131 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1879. С. 12—130. 132 Там же. 133 Указание пути ко спасению. М., 1885. С. 11. 134 Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 94. 135 Ср. молитвы: пророка Моисея (Исх. 33:12—23), царя Соломона (3 Цар. 8:22—53), пророка Илии (3 Цар. 17:21; 18, 36—37), царя Езекии (Ис. 37:15—20), пророка Иеремии (15, 15—18; 17, 13—18; 18, 18—23), священника Елеазара (3 Мак. 6:1—14), псалмы 142, 118 и др. 136 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 293 137 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 1—9. 138 Творения. Ч. 5. М., 1850. Сл. 137. С. 149. Ср.: Лествица. Сл. 28. Гл. 13. Указ. изд. С. 234. 139 Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 130. 140 Ср. покаянные молитвы: священника Ездры (1 Езд. 9:5—15; 2 Езд. 8:71—87), Неемии (Неем. 1:5—11), пророка Иеремии (Иер. 14:19—22) и пророка Варуха (Вар. 3:1—8). 141 Творения. Т. 3. М., 1899. С. 118. 142 Лествица. Слово 5. Гл. 13 и 6. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 61—62; ср.: Молитвы преподобного Ефрема Сирина. Ч. 7. М., 1852. С. 103—201. 143 Филарет (Дроздов), святитель. Слова и речи. Т. 2. Указ. изд. С. 129—130. 144 Там же. С. 130. 145 Там же. Т. 5. С. 46. 146 Ср.: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 400. (святые Варсонофий и Иоанн).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

3Цар.8:17 .  У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:18 .  но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 3Цар.8:19 .  однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему». 3Цар.8:20 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:21 .  и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. (ср. 2Пар.6:4–11 ). Если слова стихов 12–13 Соломон произнес, обратясь к Святому храма, то речь, ст. 14–21, произнесена им к народу; «собрание» кагал, εκκλησα, слав.: «собор») благоговейно стояло. Речь воспроизводит сжато, но полно всю историю построения храма с момента возникновения у Давида мысли об этом (ср. 2Цар.7:2 ; 3Цар.5:16 ; 1Пар.22:6–11,28:2–7 ). В выражении «храм для пребывания... имени Иеговы» (стихи 16–19, 29; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ; ср. Втор.12:5,11 ; 2Цар.7:13 ) имя (евр. шем ) есть откровение существа Иеговы ( Исх.3:14 ) со стороны Его святости и освящения Израиля ( Исх.29:43–46 ). 3Цар.8:22 .  И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне ( 2Пар.6:13 ). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, – древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх.9:29,33 ; Ис.1:15 ; Иов.11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговейного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ( Быт.24:26,52 ; Ис.45:23 ; Иов.1:20 и др.), вопреки мнению (Бенцингера и др.), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Церковь — зерно, выросшее над землей в могучее дерево (Мт. 13:31—32). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мт. 13:31—32). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах. Церковь — виноградник: Мт. 20:1—10; Мт. 21:33—46, 1 Кор. 3:6—9 (также смотри Песн. П. 1:5, Ис. 5:1—7, Ис. 27:2, Иер. 12:10). Это образное обозначение Царства Божия возникло еще в Ветхом Завете. Цель виноградника приносить Богу плоды веры и добрых дел. Нужны труженики-виноградари, заботящиеся об умножении плодов в саду, т.е. нужна церковная иерархия, священство. Ветхозаветные виноградари оказались неверными. «Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим» (Лк. 20:9—16). Христос заменил ветхозаветное священство новозаветными пастырями и учителями (об этом будет сказано подробнее). Уподобление, близкое предыдущему, Церковь — сад: «Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог растящий» (1 Кор. 3:6—7). Церковь — лоза. Этим образным сравнением обнаруживается наличие органической связи между Христом и верующими, от Которого они получают духовные силы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

7 . И послю огнь па забрала Газы, и основание ея. С Еврейск: „пошлю огонь на стену Газы, и пожрет чертоги ее“. 8 . И потреблю живущыя из Азота, и извержется племя из Аскалопа, и наведу руку Мою на Аккарона, и погибнут остаточнии иноплеменников глаголет Господь. С Евр: „и истреблю жителей Азота и держащего жезл из Аскалона, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Иегова“. Филистимляне были истребляемы в разное время в войнах с Евреями. Ассирианами, а остаток их истреблен Египтянами, Вавилонянами и Греками при Александре 44 . Сн. Соф. 11:4–6 ; Иерем. 48:1; Иез. 25:15 ; Ис. 11:14 . 9 . Сия глаголет Господь: за три нечестия Тирова, и за четыри не отвращуся его, понеже заключиша пленники Соломони 45 во Идумею, и не помянуша завета братня. С Евр: „так говорит Господь Иегова: за три преступления Тира, и за четвертое не отменю сего, за то, что они полное число передали Едому и не помнили союза братского“. Тиряне за свое нечестие и за обиду Евреев. которых они, как невольников, продавали и перепродавали Идумеянам. и за нарушение братского или дружеского союза с их царем Хиримом, истреблены Навуходоносором и Александром Македонским. Сн. Ис. 23:1 ; Иер. 27:3, 47:4 ; Зах. 9:3,4 ; Иезек. гл. XXVI-XXVIII. 10 . И послю огнь на забрала 46 Тирова, и поясть основания его. С Еврейск: „пошлю огонь на стену Тира и пожрет чертоги его“. „Огонь сей, гов. св. Ефрем, есть Навуходоносор, царь Вавилонский, или ассирийское воинство, подобно огню все истребляющее“ (бл. Феод.), и воинство Александра Великого. 11 . Сия глаголет Господь: за три нечестия Идумейска, и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем, и растлиша матерь 47 на земли, и восхити во свидение грозу свою 48 , и устремление свое снабде на победу. 49 С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Едома и за четвертое не отменю сего, за то, что он гонит брата своего мечем, подавил чувство (жалости) в сердце своем, и гнев его вечно свирепствует, и ярость свою постоянно хранит“. Едом называется братом Евреев, потому что происходил от Исава, а Евреи от Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

И живот бе свет человеком. Та же животворная сила есть свет для человеков. Нет сомнения, что Слово может называться светом, человека, как Творец его, как возжегший в Нем свет разума: разумное Божие яве есть в них (в язычниках), Бог бо явил есть им, говорит апостол Павел ( Рим.1:18 ). Но так как евангелист смотрит на Свет – Слово в связи с темным состоянием человека ст. 5: то слова свет человеком не следует иначе понимать, как в смысле Мессии – Просветителя. Такое понимание слов евангелиста оправдывается и тем, что сам Иисус Христос не раз называл себя светом мира. Аз есмь свет миру, говорит Он ( Ин.9:5, 12:46 ). Светом мира и Спасителем называл Христа и праведный Симеон ( Лк.2:32 ). Да и сам евангелист далее говорит, что Свет истинный пришел в мир, но мир не узнает Его ст. 9. 10. Та же животворящая сила есть свет. С чего евангелист начинает говорить, что Мессия есть свет животворящий? Самый состав 4 стиха, не совсем простой и легкий для разумения, показывает, что евангелист имел особенную причину в современных обстоятельствах говорить так, а не иначе, соображаясь с мыслями значительных современников. Кто же эти современники, обратившие на себя внимание евангелиста? Св. Ириней говорит: «ученик Господний Иоанн, желая евангелием уничтожить заблуждение, посеянное Керинфом, так начал евангелие: В начале бе Слово, (Adv. haer. 3, 11. § 1). Как Ириней, так и другие древние свидетельствуют, что еретики апостольского времени приписывали сотворение вещественного мира особому художнику, а не Богу, и Христа Иисуса признавали не Богом, а особым вышемирным существом, низшедшим на Иисуса при крещении. (Adv. haer. I, cap. 26. 1). Это то же, что новые, разномастные неологи. Против таких-то евангелист учит, что Слово есть Творец мира и Оно же Просветитель мира. Творение мира, по учению таинника, есть дело Всемогущего: но и преобразование падшего человечества требует сил более, нежели человеческих. Создание самого искусного художника может испортиться, само по себе: но исправить порчу должен художник. Человек мог потерять данные ему силы, мог испортить свой организм, по силе свободы: но он не в состоянии поправить сам себя. Та же жизнь самосущая, которая дала всему жизнь, явилась Светом – Спасителевым людей. Так говорили о Мессии и пророки. Исаия вместе с тем, как называл Мессию Светом, называл Его Богом крепким и властителем мира ( Ис.9:6,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010